Седенко А. «Зачем мне Онегин и Татьяна?» : как подружить подростков с классикой / А. Седенко // Библиотечное дело. – 2011. – № 2. – С. 15-16.
Благодаря чему человек усваивает высокие моральные принципы, воспринимает высокие идеалы? Что учит его быть отзывчивым и благородным, ставить перед собой достойные цели и думать о благе других? Для многих, связанных со словесностью, ответ на этот вопрос очевиден: основу этого закладывает знакомство с литературной классикой.
«Давайте честно скажем: за последние пятнадцать лет углубились признаки духовного распада» – под этими словами Эллы Панфиловой подпишутся многие из нас. Падает интерес к чтению в обществе, ухудшается ситуация с преподаванием литературы в школе. Те высокие идеалы и вечные ценности, которые несёт русская классика, вызывают кое у кого агрессивное неприятие. Журналист И. Матсыкина на страницах «Недели» гневно пишет: «Что мне сегодня за дело до проблем позапрошлого века и мумифицированной русской классики… Что мне до того, что когда-то я зазубривала письмо Татьяны к Онегину? Ну где сейчас вы видели этакую амёбу, стереотип поведения которой мне настойчиво навязывали в средней школе, а теперь так же настойчиво отрицается всем – телевидением, рекламой, гламурно-жизненной гонкой?»
Однако мы с вами – убеждённые библиотекари, настоящие учителя словесности и ответственные родители – будем отстаивать русскую классику и доказывать её ценность и актуальность в любые времена, даже в такие непростые, как нынешние. Именно в этом видят свою миссию библиотекари отдела для подростков Краевой детской библиотеки.
Помочь нашим детям прочитать классику, понять, освоить, написать сочинение – это повседневная работа библиотекарей отдела, и главное в ней – аналитическое изучение фонда. Детям нужен быстрый и ёмкий ответ на конкретный запрос, будь то анализ отдельного стихотворения или рассказа, смысл названия, образ героя. Удовлетворить такие запросы можно с помощью базы данных «Аналитика художественной литературы» (АХЛ), которую создают библиотекари отдела. Где бы не находилась информация о произведении – в предисловии к изданию, в газете, в журнале, в книге о творчестве писателя, в сборнике литературоведческих материалов, – с помощью картотеки мы легко её находим.
На базе этих материалов мы создаем дайджесты, презентации, электронные продукты. Материалы, выявленные, систематизированные и описанные в картотеке АХЛ, послужили основой для создания презентаций, посвящённых русской классике. К сожалению, современные дети не любят классику, школа формирует скорее неприязнь к ней, нежели любовь. Мы стараемся создать культ классики, вызвать интерес к ней, и используем для этого все средства и методы: рекомендуем в личном общении, готовим, готовим традиционные библиографические пособия, книжно-иллюстративные выставки. Наш принцип в работе с подростками – опосредованная рекомендация лучших книг: подобные советы дают своим сверстникам лидеры чтения, которых мы растим из наших читателей. Такая рекомендация лежит в основе выставки «Портрет талантливого читателя», списков «Книг для души», размещённых на сайте библиотеки отзывов на произведения классической литературы, многих литературных игр и викторин в рамках «Декабрьских встреч с классикой», конкурса летнего чтения «Золотой формуляр».
Первым таким опытом стала презентация, посвящённая 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя «Мистический, загадочный, смешной». Она включала портреты писателя, его семьи, иллюстрации к его произведениям и т. д. Когда я работала над презентацией, иногда появлялось сомнение: а не забудем ли мы за электронной мишурой, зачем мы это делаем? В итоге электронная презентация была совмещена с традиционной викториной, литературно-библиографической игрой, при ответах на задания которой надо было обратится к книге, к словарю. Сопровождалось презентация и обсуждением отрывков из рассказов и повестей мастера. Мы спрашивали детей, кто из героев Гоголя летал на чёрте, заставлял вареники самим запрыгивать в рот, просили вспомнить, принесли ли червонцы счастье героям повести «Вечер накануне Ивана Купалы», предлагали закончить фразу из «Ревизора»: «Мы с Пушкиным... » Вместе с читателями увлечённо выясняли, что же такое «плахта», «буханец», «кухоль», кто такие «аудитор», «архангел», «ритор». Вскоре после того был создан полноценный диск «Н. В. Гоголь», в основу которого легли материалы АХЛ и фонда отдела.
Следующим нашим шагом в этом направлении стала презентация, посвящённая А. П. Чехову «В человеке всё должно быть прекрасно». В библиотеке к тому времени был создан рекламно-издательский отдел, и за дело взялись профессионалы — нам предложили свою помощь программисты. В этой презентации представлены фрагменты из фильмов по произведениям Чехова, даны иллюстрации к темам «Чехов и Чайковский», «Чехов и Левитан». Верные свои принципам, мы включили в презентацию вопросы викторины, вопросы по произведениям писателя, импровизационную инсценировку по рассказу «Лошадиная фамилия». Мы старались обратить внимание наших слушателей-зрителей на те глубокие мысли, которые заложены в произведениях А. П. Чехова, побудить ребят поразмышлять о его личности и судьбе, ведь чеховская биография – это образец того, как человек смог сформировать себя, отстоял свою индивидуальность, неустанно творил добро. В своих лучших произведениях – «Палата №6», «Дама с собачкой», «Ионыч», «Человек в футляре» – Чехов обращается к читателю: «Не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека!» Чехов верит в человека, несмотря на всё его несовершенство, с грустной улыбкой смотрит на нас через века, верит, что мы сможем сделать жизнь гармоничной, разумной, полезной, яркой.
В этом году в нашем отделе был создан полноценный мультимедийный продукт – диск «Исповедь солдатского сердца». Он был распространён во всех детских библиотек нашего края, его презентация прошла на радио. Состоялась презентация для наших читателей и библиотекарей края и в стенах библиотеки. Идею создания диска подсказали нам запросы наших читателей: к 9 мая каждый год приходят дети и просят: «Нам нужно подготовить разбор стихотворения о войне, найдите нам такое». Со стихами проблем нет, но вот анализ произведения… Изучив материалы картотеки АХЛ и пересмотрев фонд библиотеки, нам удалось найти нужные литературоведческие работы. На диске содержатся материалы о 13 поэтах военного поколения. Эти авторы и произведения отобраны с учётом школьных программ по литературе. На диске представлен текст стихотворения, фотография поэта, даты его жизни, эпиграф к его творчеству и судьбе, сведения из его военной биографии, история создания произведения и его анализ. Тексты также проиллюстрированы картинами художников, писавших на военную тему (Неменский, Дмитриевский, Самсонов). Стихотворение «Мужество» читает Анна Ахматова, стихотворение «Жди меня» – Константин Симонов, песня «До свидания, мальчики» приводится в исполнении Булата Окуджавы. На диске представлены песни на знаменитые стихи: «В землянке», «Соловьи», «Серёжка с Малой Бронной». Некоторые из них предложены в двух вариантах исполнения, историческом и современном. Так, песню на стихи Суркова поют и Л. Утёсов, и Д. Хворостовский. Есть на диске и фотографии памятников А. Ахматовой. М. Исаковскому. М. Джалилю, Б. Окуджаве, А. Твардовскому.
Этот мультимедийный альбом помог провести мероприятие о Великой Отечественной войне более эмоционально, стал детям важным подспорьем при подготовке к урокам. Он оказался востребован не только библиотекарями, но и учителями. Понравился он и нашим читателям; дети, заворожённые искренностью голосов исполнителей песен, трагической судьбой наших любимых поэтов, задумались об этих трагических страницах истории нашей страны.
Мы планируем и дальше делать всё возможное для продвижения в подростковой среде книг, которые приносят пользу и сердцу, и разуму.