Тихонина Н. В волшебной стране Астрид Линдгрен / Н. Тихонина. // Библиополе. – 2008 .– № 3. – С. 74.
Сценарий по правам ребенка и обязанностям взрослых по их соблюдению.
Шведская писательница, автор ряда известных книг для детей, она сочиняла не то, чего требовала мода или издатель, а то, к чему ее подталкивала внутренняя потребность. Как итог деятельности А. Линдгрен — любовь детей всей планеты к героям ее книг. Представляю проект сценария по правам ребенка и обязанностям взрослых по их соблюдению. Надеюсь, что написанное мной духовной ниточкой как-то связано с ее творчеством писательницы и обращено к ее опыту и памяти.
На сцену выходят Карлсон и помощник ведущих — Малыш.
Карлсон, ведя за собой Малыша, обращается к присутствующим:
— Добрый день, ребята, и добрый день вам, уважаемые взрослые! Сегодня мы будем говорить о правах ребенка, путешествуя по волшебной стране произведений Астрид Линдгрен.
Пеппи въезжает на самокате на сцену и, объезжая присутствующих, говорит:
— А мы специально вам не представляемся, так как уверены, что наши имена вам знакомы. Они необычны, но каждый человек имеет право на имя (даже самое необычное). И скажите мне, пожалуйста, в каком документе закреплено ваше имя?
Ребята отвечают, что это свидетельство о рождении.
Подъезжая к Малышу, спрашивает имя у него.
Тот отвечает: «Сванте Свантессон».
Пеппи отдает самокат Малышу со словами:
— Ну, Малыш, то есть Сванте Свантессон, — держи, это твое!
И обращается к Карлсону:
— А ты, понятное дело, Карлсон. Каждый ребенок мечтает о таком друге, как ты!
КАРЛСОН: Пустяки, дело житейское! Главное — соблюдать спокойствие, только спокойствие! Любому малышу я помогу мечтать и верить в сказки, ведь ты тоже из сказки, и твое имя мне подскажут наши гости.
Голоса ребят, знакомых с именем героини писательницы А. Линдгрен.
— Пеппилотта-Виктуалина- Рольгардина, дочь капитана Эфро има. У этой девочки такое необычное имя и такая необычная сила. Она левой рукой поднимает живую лошадь, что живет у нее на террасе. А в остальном она так же похожа на обыкновенную озорную девчонку.
ПЕППИ: А Карлсона, если не знать, что он живет на крыше и умеет летать, вполне можно принять за обыкновенного озорного мальчишку, который к тому же очень любит варенье.
Карлсон держит банку варенья, вокруг шеи связка баранок, исполняет песенку.
Ура, ура, ура!
Прекрасная игра!
Красив я и умен,
И ловок, и силен!
Люблю играть, люблю жевать!
КАРЛСОН: Пеппи любит печь блины, лепешки и угощать своих друзей-соседей Томми и Аннику. Мы, к сожалению, вовремя никогда не едим, и, наверное, потому так часто у нас болят животики.
ПЕППИ: Ребята, не завидуйте нам и не обижайтесь на взрослых, когда они предлагают вам покушать, так как вы имеете право на полноценное питание. А взрослые имеют прямую обязанность обеспечить вам полноценное питание. Скажите, ребята, что вы любите?
Ребята перечисляют свои любимые кушанья. Пеппи, обращаясь к взрослым, спрашивает — чем они пытаются накормить своих детей. Выслушав тех и других, продолжает:
ПЕППИ: Прислушайтесь, дети, к словам и просьбам взрослых и не обижайтесь, когда они выполняют свою прямую обязанность, обеспечивая вам полноценное питание, велят вам есть совсем не то, что вы хотите.
КАРЛСОН (показывает на Малыша): Вот он живет с родителями, которые любят его, балуют. А Малыш грустит, так ему хочется иметь щенка. (Показывает на Пеппи.) Пеппи живет без папы и мамы в вилле под названием «Курица», и ей очень хочется встретиться с папой. Он у нее капитан дальнего плавания, и, пока однажды того не смыло огромной волной в океан, девочка с ним не расставалась. Пеппи грустит, но верит, что в один прекрасный день ее папа вернется.
ПЕППИ: Да, мой папа не утонул, а доплыл до острова, где живет много-много негров. Стал там королем. И он обязательно приедет, потому что каждый ребенок имеет право на заботу родителей. Скажите, ребята, как родители заботятся о вас... и в чем это выражается?
Ребята высказываются.
Карлсон, подходя к каждому ребенку и гладя его по голове, говорит: «Как повезло — о тебе заботятся. Береги своих родителей — они тоже имеют на это право».
ПЕППИ: А еще каждый из нас имеет право на жилье. Давайте помечтаем — в каком доме каждому из нас хотелось бы жить.
Дети рисуют, ведущие могут присоединиться и нарисовать свой дом-мечту. Рисунки детей выстав-ляются на организованной позже выставке.
КАРЛСОН: А еще каждый из вас имеет право наслаждаться искусством. Вот скажите мне — какие виды искусства вам знакомы?
Ребята перечисляют: живопись, архитектура, балет...
КАРЛСОН (продолжает): Искусством живописи, архитектуры мы можем наслаждаться, знакомясь с каталогами картинных галерей, посещая музеи, старинные города. Полюбоваться искусством музыки и танца приходим в театр. Сейчас и здесь мы начнем с полным правом наслаждаться искусством кино. Посмотрим новый полнометражный мультфильм с родины Карлсона.
ПЕППИ: И обязательно попьем чай с любимым вареньем Карлсона, надеюсь, что и сушками он нас угостит.
Ведущие и присутствующие взрослые расставляют чайные приборы и вместе с детьми смотрят фильм.