• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Стрельцова Л. «Прикоснись ко мне добротой» : авторская программа «Библиотерапия – современный метод нравственно-эстетического воспитания» / Л. Стрельцова // Школьная библиотека. – 2013. – № 6-7. – С. 55-58.

Стрельцова Л. «Прикоснись ко мне добротой» : авторская программа «Библиотерапия – современный метод нравственно-эстетического воспитания» / Л. Стрельцова // Школьная библиотека. – 2013. – № 6-7. – С. 55-58.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной.

Озарится душа красотой.

Марианна Озолиня

Жизнь в обществе требует от человека высокой культуры поведения и общения, умения поддерживать благожелательные отношения, утверждать свое достоинство и личностную самоценность, соблюдать нравственные нормы и отвечать за свои действия и поступки.

Среда и средства массовой информации подчас способствуют разрушению духовно-нравственных устоев в обществе. Иногда кажется, что мы бессильны перед современным миром соблазнов, перед нарастающей силой низменных чувств, перед бездушием и бессердечием. Но мы не опустили руки и попытались решить следующие задачи:

  • вызывать облегчение и улучшение физического и психического состояния юного читателя в различных дискомфортных и кризисных ситуациях;
  • способствовать духовному росту личности, формированию нравственных качеств;
  • осуществлять информационно-психологическую защиту личности, ее адаптацию и коррекцию поведения;
  • создать микроклимат, способствующий наиболее полному раскрытию творческих способностей читателей.

Нами разработана авторская программа «Библиотерапия – современный метод нравственно-эстетического воспитания личности», направленная на достижение определенной информационной и духовной гармонии личности, выявление проблемных ситуаций, с которыми сталкивается наш читатель (группа читателей), и помощь в их решении. Главным инструментом воздействия библиотекаря является книга. А чтение становится процессом душеобразующим, требующим переживания, анализа и усвоения текста.

В области воздействия на личность библиотерапия взаимодействует с другими науками – социологией, психологией, педагогикой и др.

Социология чтения помогает выяснить читательские предпочтения, характер чтения, затем осуществлять его руководство (составлять планы чтения, библиографические списки, проводить рекомендательные беседы, обзоры литературы, обсуждение прочитанного и т.д.). Несмотря на то что между библиотерапией и руководством чтением много общего, полностью отождествлять их нельзя, поскольку:

  • библиотерапия требует большей глубины анализа проблемы человека;
  • большего количества времени;
  • более личностного использования литературы применительно к проблемам читателя;
  • библиотерапия в условиях публичной библиотеки – это групповой процесс.

Психология чтения и восприятия текста помогает развитию памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, смысловой) – процесса организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Оживлению читательских впечатлений от прочитанных произведений способствуют опросы, информационно-психологические тесты, ролевые игры, беседы, обсуждения прочитанного и т.д.

Связь с педагогическими дисциплинами нацелена на усвоение знаний и умений, организацию трудовой и эстетической деятельности, восприятие учебного материала, его осмысление, сознательную творческую переработку, ясное выражение, самопроверку и применение.

Условно библиотерапию можно разделить на два вида:

  • нецеленаправленный – служащий для того, чтобы отвлечь читателя от навязчивых мыслей о болезни, проблеме, депрессии;
  • целенаправленный, способствующий воспитанию силы воли, оптимизма, самостоятельности, нравственности.

ОСНОВНЫЕ БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

В процессе беседы библиотекарь определяет степень воздействия тех или иных книг на читателя, намечает пути библиотерапевтической работы.

Метод самопомощи направлен на стимуляцию самопознания (изучения собственных проблем, своего характера), помогает в нахождении путей решения своих проблем с учетом аналогичных у других людей, героев книг.

Метод творческого самовыражения формирует новое отношение к себе и окружающим. Поэзия, музыка, изобразительное искусство являются инструментами воздействия при использовании данного метода.

Чтение вслух позволяет наблюдать за реакцией читателя, определять степень эмоционального воздействия произведений.

Метод отождествления с персонажем (осознанный и неосознанный) вызывает сильные эмоции и является предпосылкой для последующих действий и поступков.

Метод расслабления – профилактика эмоционального стресса, стимулирование обсуждения ситуации, формирование новых отношений и оценки.

Профилактический метод характеризуется тем, что развитие и коррекция личности происходят в самом процессе чтения, что помогает избегать проблем в учебе, адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В курсе используются разнообразные формы и методы, приобщающие читателей к активному восприятию материала: развитие навыков чтения, работа с разными источниками информации, самореализация ребенка и др.

Целесообразно проведение семейных чтений, вечеров любителей поэзии, встреч с интересными людьми (авторами книг, юными поэтами-школьниками), использование ролевых игр, приемов инсценирования, издание литературной газеты или журнала.

Особое место отводится книжным выставкам. Наглядные формы работы имеют огромные преимущества, так как напрямую связаны с процессом восприятия человеком визуальной информации. Демонстрацию литературы можно сопровождать цитатами, актуальными вопросами для обсуждения, яркими иллюстрациями, новыми формами (выставки-бенефисы, выставки-презентации, выставки-ситуации, выставки- настроение, выставки-советы и т.п.).

Развитию образных представлений поможет организация выставок творческих работ читателей (рисунков, стихов), виртуальных экскурсий по залам музеев, библиотек, просмотр видеофильмов, слайдов о творчестве музыкантов, художников, писателей, об их произведениях.

Работая с текстом, можно предложить читателям:

  • Развить содержание книги, используя точку зрения, отличающуюся от точки зрения писателя;
  • Прекратить чтение перед последней главой и сочинить окончание книги;
  • Нарисовать картинки в последовательном порядке;
  • Инсценировать происшествие, описанное в книге;
  • Участвовать в дискуссии, касающейся решения проблем, с которыми столкнулся один из персонажей книги;
  • Обсудить сильные и слабые стороны персонажа, с которым читатель отождествляет себя.

Следует запомнить главное правило: библиотерапия основывается на сугубо индивидуальном подходе при рекомендации литературы, так как одна и та же книга может оказывать различное воздействие на эмоциональное и психологическое состояние людей.

Необходимо организовать взаимодействие со школьным психологом, который выявит степень страха самовыражения, демонстрации творческих возможностей, тревоги при публичной проверке знаний, а также окажет помощь в сложных ситуациях при выражении личных чувств и переживаний ребят.

В курсе ребята осваивают Уроки Вежливости, Сострадания, Доброты.

Усвоить понятие «доброта» позволяет школьникам «Урок Доброты», на котором предлагается провести поиск значения слова «доброта» по «Толковому словарю русского языка», поиск синонимов этого слова в «Словаре синонимов русского языка», а также обсуждение пословиц о добре.

На примере героев ранее прочитанных книг (Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо», В. Железников «Чучело», В. Распутин «Уроки французского», В. Крапивин «Самолет по имени Сережка» и др.) и с помощью личного опыта можно научить ребят отличать дурное от хорошего, принимать решения в непростых ситуациях нравственного выбора.

Работа с текстом, словарями, сборниками пословиц призвана побудить вновь обращаться к этим и другим книгам, рекомендованным библиотекарем.

Игра «Добрый дождик» предлагает детям задуматься, чья доброта помогает им расти, жить, и какие добрые поступки совершают они сами. Школьники выполняют творческое задание: написать рассказ или сказку «Доброе дело». Произведения публикуются в школьном литературном журнале «От сердца к сердцу».

«Урок Добрых Слов» позволяет заглянуть внутрь слов, выражающих приветствие, любовь, сострадание, познакомиться с их значениями, расширить речевой «репертуар» ребят.

Проведенные школьниками исследования на темы: «Как я обращаюсь к своим родителям?» и «Какие слова я использую в качестве приветствия?» помогли увидеть связь между словами и чувствами, а также словами и отношениями между людьми.

На примерах писем героев Л. Воронковой «Девочка из города», В. Драгунского «Фантомас», Н. Соломко «Пожарный кран №1», В. Голявкина «Этот мальчик» дети учатся выражать добрыми словами любовь и уважение, благодарность, сострадание и сожаление. Выразительное чтение писем великих мастеров слова М. Цветаевой («Письмо. Детям»), Л. Толстого (отрывок «Беседы с детьми по нравственным вопросам») дает толчок к анализу ранее совершенных поступков и написанию собственных писем-откровений друзьям, близким людям, родителям со словами любви, благодарности, сострадания и сожаления. Письма по желанию ребят могут быть переданы адресатам, прочитаны или остаться тайной.

С помощью игры «Выставка вежливых слов» дети оформляют школьную газету, состоящую из разделов: слова приветствия, про­щальные слова, слова извинения, слова просьбы, слова благодарности.

На уроке «Будьте добрыми к тем, кто слабее вас!» звучит спокойная классическая музыка и используются слайды с фотографиями леса и животных, что создает эмоционально-комфортную обстановку для общения.

Чтение вслух с обсуждением описания животных из любимых книг (Е. Чарушин «Яшка», Г. Скребицкий «Шустрые малыши», Н. Дурова «Подарок больше не опасен», «Чичи – доброе сердце», О. Перовская «Ребята и зверята», Ю. Дмитриев «Хитрецы, невидимки и разные родители», Н. Сладков «Разговоры животных», Б. Житков «Беспризорная кошка» и др.) плавно перетекает в составление рассказов-описаний «Наши домашние любимцы». Здесь можно составить паззлы с изображением животных.

Завершается урок обсуждением важных социальных вопросов:

  • как вы проявляете заботу о животных?
  • как вы можете помочь животным, у которых нет дома?
  • что вы сделаете, если узнаете о грубом отношении к животным со стороны знакомых или незнакомых вам людей?

Демонстрация на экране детских работ, авторское исполнение произведений, ответы на вопросы слушателей позволяют постичь мир авторов, проникнуться их мыслями и чувствами. Вдохновение, окрылившее юных авторов, передается всем присутствующим, наполняет их положительной жизненной энергией, дает крылья для собственного творческого полета.

Продолжением такого урока становится конкурс рисунков, стихов и рассказов «С любовью к животным», объединяющий любителей поэзии и живописи. Все работы представляются на выставке, лучшие публикуются в школьном литературном журнале «От сердца к сердцу». Каждый новый номер журнала открывается творческой встречей с юными художниками, писателями и поэтами.

Здесь же дети узнают об организации городских, областных и других конкурсов, издании сборников стихов и газет, где они могут поместить свои произведения.

Юные поэты нашей школы являются призерами областного конкурса «Вдохновение».

Редакционная коллегия школьного литературного журнала «От сердца к сердцу» – победитель областного конкурса школьной прессы в номинации «Журналы и альманахи детского творчества».

Привлечение к проявлению доброты через анализ прочитанных книг и создание собственных произведений побуждает детей размышлять о необходимости заботы о близких людях, друзьях, природе, животных, родном крае.

Опыт работы по авторской программе «Библиотерапия – современный метод нравственно-эстетического воспитания» представлялся для коллег на научно-практических конференциях педагогических работников города Пензы и Пензенской области, муниципальном конкурсе библиотекарей образовательных учреждений города Пензы, Межрегиональной научно- практической конференции по гуманной педагогике «Как любить детей», V Международных педагогических чтениях «Гуманная педагогика: спешите, дети, будем учиться летать!» (г. Москва).

Надеюсь, что Уроки Доброты помогут детям обрести тот образ жизни, при котором нравственность станет опорой их отношений с окружающим миром и с самим собой.

В жизни ценнее всего доброта. И при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое, в конечном счете, верное по пути к личному счастью.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ БИБЛИОТЕКАРЯ

Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и школе. – Минск : Современное слово, 2005. – 280 с.

Вокруг тебя – Мир... : методические рекомендации к книге для ученика. 5 кл. / К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев, Т.Н. Пискунова, Н.Н. Кубышина. – М. : ООО Гендальф, 2001. – 44 с.

Вокруг тебя – Мир...: методические рекомендации к книге для ученика, б кл. / К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев, Т.Н. Пискунова, Н.Н. Кубышина. – М. : Наука : Интерпериодика, 1999.– 80 с.

Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: полный курс : учеб, пособие. – М.: ФАИР, 2007. – 560 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

Дрешер Ю.Н. Рекомендации библиотерапевтам – практикам // Школьная библиотека. – 2003. – №1. – С. 31-35.

Искусство исцеления души: этюды о психологической помощи: пособие для практических психологов / Е.П. Кораблина, И.А. Акиндинова, А.А. Баканова, А.М. Родина. – СПб., 2001.

Кабачек О. Библиотерапия как она есть // Школьная библиотека. – 2000. – №3. – С. 43-47.

Кабачек О. Библиотерапия как она есть // Школьная библиотека. – 2000. – №6. – С. 14-18.

Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости : 50 уроков о добрых качествах. – М. : Книжный Дом Локус, 2002. – 320 с. – (Образование и творчество).

Оганесян Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию. – М. : Ось-89, 2002. – 272 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ.

Голявкин В. Рисунки на асфальте.

Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо.

Дмитриев Ю. Хитрецы, невидимки и разные родители.

Драгунский В. Денискины рассказы.

Дурова Н. Мой дом на колесах.

Железников В. Чучело. Хорошим людям – доброе утро.

Житков Б. Беспризорная кошка.

Иванов А. Дик : повесть о собаке.

Кнорре Ф. Родная кровь.

Кнорре Ф. Соленый пес.

Коваль Ю. Самая легкая лодка в мире : повесть, рассказы, воспоминания.

Коньяков В. Димка и Журавлев.

Крапивин В.Оруженосец Кашка : повести и рассказы.

Куприн А. Чудесный доктор.

Куприн А. Белый пудель.

Лиханов А. Никто. Мой генерал и др.

Лондон Дж. Белый Клык.

Перовская О. Ребята и зверята.

Платонов А. Еще мама.

Платонов А. Неизвестный цветок.

Платонов А. Июльская жара и др. рассказы.

Распутин В. Уроки французского.

Семенов Г. К зиме, минуя осень.

Сент-Экзюпери А. Маленький принц.

Сетон-Томпсон Э. Чинк. Медвежонок Джонни. Бинго. Лобо. Тито и др.

Скребицкий Г. Лесной голосок.

Скребицкий Г. Пушок.

Сладков Н. Разговоры животных.

Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна.

Уайльд О. Мальчик – звезда.

Чарушин Е. Медвежата.

Чарушин Е. Верный Трой.

Чехов А. Каштанка.