Наумова Л. Поколение NEXT выбирает... / Л. Наумова, И. Гаранина. // Библиополе. – 2008 .– № 11. – С. 66-68.
Диспут по правовой культуре молодежи
Оформление зала
Российская символика — флаг, гимн, герб.
Плакаты: «Время выбирать», «Голосуй! Не комплексуй!», «У тебя есть голос !» и др.
Выставка «Россию строить молодым», где представлены материалы, знакомящие с политической ситуацией в стране, официальными документами, а также книгами, рассказывающими о правовой культуре избирателей.
Необходимый реквизит
Мультимедийный проектор и демонстрационный экран.
Слайды, выполненные с помощью программы Microsoft Office PowerPoint 2003.
Участники:
Члены избирательной комиссии, председатели городских районных комиссий по делам несовершеннолетних, активисты молодежных движений «Наши» и «Молодая гвардия», студенты средних специальных учреждений.
(Звучит ритмичная музыка. Выходит Ведущий (1). На экране слайд.)
ВЕДУЩИЙ (1): Здравствуйте! Сегодня мы с вами будем размышлять, ставить вопросы и находить ответы. Надеемся, что это вселит в вас уверенность и укрепит ваши знания, а также пополнит багаж общественно-политических знаний.
(Под музыку выходит Ведущий (2).)
ВЕДУЩИЙ (2): Здравствуйте! Мы приглашаем вас на правовой диспут «Поколение NEXT выбирает». Представляем участников.
ВЕДУЩИЙ (1): Ребята, чтобы в ходе дискуссии показать свою позицию, вы должны поднять один из специальных знаков, которые мы вам предлагаем: «рука» — прошу слова; «вопросительный знак» — есть вопрос; «восклицательный знак» — реплика.
(Ведущий (2) раздает знаки аудитории.)
ВЕДУЩИЙ (2): По словам Альберта Эйнштейна, «мир невозможно удержать силой, его можно достичь лишь пониманием». И можно добавить — и правовыми знаниями. На сегодняшний день очевидно изменение положения личности в обществе, в котором идет создание норм правового государства. Поэтому на первый план выдвигается задача гармонизации интересов личности, общества, государства.
ВЕДУЩИЙ (1): Без чего вы, молодые, не представляете свою жизнь?
(Ответы из аудитории).
Да, для большинства из вас — это родители, семья, дружба, любовь, деньги, независимость, замужество, престижная работа... Внимание на экран.
(На экране слайд, на котором показаны итоги всероссийского опроса «Какие качества окружающих вас людей стали заметнее за последние 10—15 лет?».)
ВЕДУЩИЙ (2): По опросам Всероссийского центра информации и опроса молодежи (данные февраля 2007 г.) за последние 10—15 лет россияне изменились. Основные моральные качества остались прежними, но под воздействием времени смена иерархии ценностей стала очевидна. Среди качеств окружающих нас людей стал заметнее, к сожалению, цинизм (54% опрошенных), но что радует — активность и инициативность (35%).
ВЕДУЩИЙ (1): Но никто из респондентов не вспомнил о законе. Под воздействием ряда факторов шкала жизненных ценностей меняется, появляются такие понятия, как самореализация, общественное признание, ваша гражданская позиция. Вольтер отмечал: «Законы нужны не только для того, чтобы услышать граждан, но и для того, чтобы помогать им». По какому закону государства мы живем и должны жить?
(Ответы из зала: Конституция.)
ВЕДУЩИЙ (2): Что такое Конституция? Вопрос к нашим гостям.
(Слово представителям избирательной комиссии.)
ВЕДУЩИЙ (1): Ребята, а вы знаете, какие права есть у вас?
(Право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, жилища, право на образование, право на свободу и личную неприкосновенность ит. д.)
ВЕДУЩИЙ (2): В песне, как в капле воды, отражен огромный мир и вся жизнь человека. В русской песне главное — текст. Предлагаем вашему вниманию игру. В строках известных песен популярным и понятным не только юристу языком изложены основные права и свободы граждан, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Ваша задача назвать эти права. Упоминаются они, конечно, с известной долей юмора.
(На экране слайды с текстами песен.)
Песня бременских музыкантов
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету,
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги.
(Право на свободу передвижения.)
Подари мне платок
Подари мне платок — голубой лоскуток,
По краям голубым — золотой завиток.
Не в сундук положу, на груди повяжу,
И что ты подарил, Никому не скажу.
(Право на личную тайну.)
Дом
Но лишь потом
Я вспомнил дом.
И темной ночью,
И светлым днем,
Как хорошо иметь свой дом.
(Право на жилище.)
О переселенье душ
Кто верит в Магомета,
кто в Аллаха, кто в Иисуса,
Кто ни во что не верит, на зло всем.
Хорошую религию придумали индусы,
Что мы, отдав концы не умираем насовсем.
(Право на национальную принадлежность, свободу вероисповедания.)
Вологда
Письма, письма лично на почту ношу,
Словно я роман с продолженьем пишу,
Знаю, знаю точно, где мой адресат, —
В доме, где резной палисад.
(Право на тайну переписки.)
Я люблю тебя, жизнь
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново.
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова.
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы усталый.
Я люблю тебя, жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала.
(Право на жизнь.)
Мне нравится, что вы больны не мною
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
(Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.)
Из вагантов
Во французской стороне,
На чужой планете
Предстоит учиться мне
В университете.
До чего ж тоскую я,
Не сказать словами.
Плачьте ж, милые друзья,
Горькими слезами.
(Право на образование.)
ВЕДУЩИЙ (1): Самые изощренные технологии бесполезны, если граждане не обладают пониманием фундаментальных истин, правил и обязанностей, на основе которых эти правила и будут работать.
ВЕДУЩИЙ (2): Только в 7 процентах российских семей формируется гражданственность и убеждения, воспитывается правовая культура.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: Что такое правовая культура?
МЕТОДИЧКА
(На вопрос отвечают гости.)
ВЕДУЩИЙ (1): Да, существуют причины, по которым современную молодежь называют пассивной и в основном они психологические. Внимание на экран.
(Показ фрагмента из видеофильма «Несколько дней из жизни Обломова».)
Как вы считаете, в чем разница жизненной позиции двух героев романа И. А. Гончарова «Обломов» — Штольца и Обломова?
(Ответы ребят.)
ВЕДУЩИЙ (2): Итак, психологические причины пассивности современной молодежи:
Первая — нет объединяющей идеи общества. Общество разобщено. Та часть общества, которая отчуждена от экономических благ, экономических ценностей — не заинтересована в участии в политической жизни.
Вторая — пресыщение политической информацией. Интересы современной молодежи к политической жизни малы. Информация проходит мимо сознания человека. Политическая информация идет со всех сторон. Иногда она просто не воспринимается. И молодежь пресыщается ею.
Третья — отсутствие единой молодежной политики. Государство не занимается вопросом политического просвещения молодежи.
И самая главная — синдром неоправданных надежд, когда политика не оправдывает ожидания человека. Тогда наступает период политической апатии. Это одна из форм политического протеста.
ВЕДУЩИЙ (1): Да, можно знать историю, законы, свои права и при этом ничего не делать и при этом только задаваться вопросом, как Обломов: Зачем?
ВЕДУЩИЙ (2): Вы можете продолжить ряд традиционных «русских» вопросов?
ОТВЕТЫ ИЗ ЗАЛА: Что делать? Кто виноват?
ВЕДУЩИЙ (2): Но выбор делать вам. И...
ВЕДУЩИЙ (1) (обращается к выставке): РОССИЮ СТРОИТЬ МОЛОДЫМ! Первыми ласточками электоральной активности молодежи стали движения «Наши», «Молодая гвардия».
(Слово активистам молодежных движений. Вопросы из зала ко всем участникам диспута.)
«Молодая гвардия», «Наши»... Вы все патриоты своей страны, поддерживаете власть? Не тесно на одной поляне?
(Ответы ребят.)
ВЕДУЩИЙ (2): Молодым хотя бы в силу возраста пристало быть бунтарями. Вы же позиционируете свою организацию, как лифт: войдешь в него сейчас, а лет через 10 при условии хорошей работы появишься где-нибудь на вершине власти. Вы — движение молодых конформистов.
ВЕДУЩИЙ (1): И все же о «великой» политической пассивности молодых говорить не стоит. Тех, кто ходит на выборы, не так уж мало. Но в основном молодежь пассивна потому, что у нее нет лидера или идеала, который мог бы увлечь за собой.
А вот примеров безнравственности современных политиков сколько угодно. Чего стоит поступок депутата, который заманивал на избирательные пункты бабушек килограммом масла.
ВЕДУЩИЙ (2): Давайте попробуем смоделировать ваш выбор. Проведем игру «Пустите меня в круг». Условия игры: приглашаем нескольких ребят из зала. Вы держитесь за руки, образуя замкнутый круг, вы — избиратели. Вася — хорошо знаком вам, он потенциальный кандидат в депутаты. Он должен любыми способами: убеждением, подкупом, силой и т. д. пробраться в круг, сделать так, чтобы его выбрали. Ваша задача — решить, достоин ли этот человек войти в ваш круг — пропустить его или не пропустить.
(После игры следует ее анализ.)
ВЕДУЩИЙ (1): Парламентские и президентские выборы. Готова ли наша молодежь к этому? Обладает ли она достаточной общественной активностью? Способна ли она участвовать в построении общества будущего, в котором ей жить?
ВЕДУЩИЙ (2): В результате проведения социологического исследования сторонниками направления «Гражданский контроль» (движения «Наши» во Владимире) было выяснено, что большая часть респондентов (73 человека) интересуется общественно-политической ситуацией в стране. Правда, людей, интересующихся общественно-политической ситуацией в регионе, было значительно меньше (только 47). 70 процентов опрошенных сказали, что всегда участвуют в голосовании на выборах и пользуются своим избирательным правом. Остальные отказываются голосовать, аргументируя свою позицию тем, что их мнение не изменит ситуацию в стране. При этом 40 респондентов положительно относятся к предвыборным агитациям, а 44 —отрицательно.
ВЕДУЩИЙ (1): Выяснилось, что 65 опрошенных интересуются деятельностью политических партий. На вопрос, деятельность какой политической партии вы одобряете, 47 молодых людей ответили «Единая Россия», 13 — «ЛДПР», 9 — «КПРФ», 7 — СПС и 3 — «Яблоко». При ответе на вопрос «Какие мероприятия в ходе предвыборной кампании вызывают у Вас интерес?» 47 человек назвали дебаты, 26 — встречи с кандидатами, 7 — концерты, 4 — листовки. Интересные результаты показал последний пункт опроса: отношение молодежи к отмене в избирательных бюллетенях строки «ПРОТИВ ВСЕХ». Отрицательно к этому отнеслись — 75 респондентов, положительно высказались всего 9 человек!
ВЕДУЩИЙ (2): Значит, не все потеряно! Для участия в выборах молодежь должна создавать свои организации или входить в уже известные молодежные движения, организовывать молодежные советы, устраивать дискуссионные клубы, смелее выступать с предложениями к избирательным комиссиям. Будущее за вами. Этот ваш выбор. Смотрите — не ошибитесь.
(Звучит ритмичная музыка.)