Давыдова М. Южный город. Здесь степи и речка...А что еще? / М. Давыдова. // Школьная библиотека. – 2011 .– № 8. – С. 28 - 34.

Библиотечное занятие по драме И.А. Агаповой «Серебряный котел дури» (проблема юношеской наркомании). Для читателей средних и старших классов.

ПРИМЕЧАНИЕ: Драма И.А. Агаповой «Серебряный котел дури» была опубликована в сборниках драматургии для учащихся «Праздник в школе. Выпускные балы, конкурсы» («Айрис-пресс», ежегодное переиздание в 2000-2009 гг.), «Театральные постановки. Пьесы» («Учитель», 2009 г.), альманах «Сценарии и репертуар» (культурно-издательский центр «Фест», № 22, 2008 г.)

УЧИТЕЛЬ: На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с сюжетом и героями психологической драмы современной писательницы И. А. Агаповой «Серебряный котел дури». Пьеса рассказывает о событиях, которые происходят с молодыми людьми, живущими в наше время.

1. ПОЯСНЕНИЕ ТЕРМИНА «ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ»

УЧИТЕЛЬ: Что представляет собой термин «драматическое произведение»? Он обозначает произведение, предназначенное для постановки на театральной сцене. Какие вы изучали на уроках литературы драматические произведения? (Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»; драмы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»; комедия А.П. Чехова «Вишневый сад».)

Как мы можем даже внешне, посмотрев на книжную страницу, узнать драматическое произведение? (Драматическое произведение пишется «по ролям»; оно состоит из реплик, которые произносят актеры, исполняющие роль персонажей данной пьесы.) В таком тексте отсутствуют пространные описания пейзажей, человеческих переживаний, о них нам говорят лишь короткие пояснения, которые называются «авторские ремарки». Зато речь каждого персонажа автором тщательно продумывается, и мы можем по тексту отличить, когда говорит король, а когда — шут; когда — человек образованный, а когда — простолюдин. Каким более привычным и коротким словом принято в обиходе обозначать драматическое произведение, предназначенное для исполнения на сцене? (Пьеса.)

2. ПРОФЕССИЯ ДРАМАТУРГА

УЧИТЕЛЬ: Как называется человек, который сочиняет пьесы для театра? (Драматург.) Фамилии каких великих европейских драматургов вы можете назвать? (Шекспир, Мольер.) Свой вклад в драматургию внесли русские авторы Пушкин, Лермонтов, Островский. Классикой XX века стали пьесы драматургов В. Розова, А. Вампилова, А. Володина. Но жизнь неустанно идет вперед, и драматурги, создавая сегодня пьесы, отражают происходящие события в новых творениях. На сцене перед зрителем оживает теперешняя жизнь с узнаваемыми героями, их проблемами, радостями и горестями. С пьесой современного драматурга Ирины Агаповой «Серебряный котел дури», где вскрываются причины возникновения такого страшного общественного недуга, как наркомания, вы и познакомитесь сегодня.

3. СЮЖЕТНАЯ СТРУКТУРА ПЬЕСЫ

УЧИТЕЛЬ: Содержание многих известных пьес выстроено по принципу появления нового действующего лица. То есть, главные события возникают в связи с приходом или приездом в какое-то общество нового персонажа и заканчиваются в связи с его исчезновением. Классический пример подобного построения — сюжет самой известной в мире трагедии — «Гамлет» В. Шекспира, — где начало действия совпадает с приездом главного героя к себе на родину, в Данию, в королевский замок Эльсинор. Какие еще примеры аналогичного построения пьес вы можете назвать и с какими героями, в первую очередь, связан их сюжет? Может быть, вы также вспомните экранизации известных пьес, их события и персонажей. («Горе от ума» — Чацкий, «Вишневый сад» — Раневская, «Пять вечеров» А. Володина — Ильин, «Трамвай “Желание”» Т. Уильямса — Бланш Дюбуа, «Безымянная звезда» М. Себастьяна — Мона и др.)

В пьесе, которую мы рассмотрим сегодня, отправная точка также связана с приездом главной героини. Каким термином называется место в повествовании, с которого начинаются все его события? (Завязка.) Завязка «Серебряного котла...» — приезд москвички по имени Эрида к своим родственникам, живущим в маленьком южном городе. У нее произошла размолвка с мужем, и она приехала к родным, чтобы успокоиться, вернуть себе душевный покой. Но жизнь корректирует наши желания по-своему. Так происходит и здесь: тихого отдыха не получится, наоборот, с ее приездом события в маленьком городке начинают раскручиваться с необыкновенной быстротой.

Скажите, какие ассоциации у большинства людей вызывают слова «южный курортный город»? (Солнечная погода, веселые люди, отпуск, хорошее настроение и т.д.) Обычно время, проведенное в течение своего отпуска, люди потом вспоминают весь последующий год, до нового отъезда на отдых. Ведь это так приятно — после долгого трудового года провести 2-3 недели в славном, жизнерадостном местечке, от которого потом остается не менее симпатичное воспоминание. Однако 17-летние жители этого города вовсе так не думают, у них другое мнение на этот счет.

По сюжету пьесы, вместе с Викой, своей троюродной сестрой, Эрида приходит на вечеринку. Ее устраивают приятели Вики по поводу их каникул в школе и в техникуме. Но эти события для них — лишь повод повеселиться, встряхнуться, поскольку они считают, что вся их жизнь в этом городе — сплошная скука.

Ирина Агапова не зря славится тем, что создает привлекательные пьесы как раз для молодежной аудитории, для этой цели в ее произведениях придуман целый ряд «приманок». И вот первая из них: в ролевое разыгрывание сюжета вставлены песенные отрывки — зонги, которые исполняются ребятами. Зонги помогают зрителям лучше уяснить смысл пьесы. Найдите в тексте место с первым зонтом «Впечатление», прочитайте эти стихи «про себя».

Какова, на ваш взгляд, главная идея этого зонга? Подтвердите ваш ответ словами текста. (Гнетущее впечатление от скуки в родном городе:

«Южный город. Здесь степи и речка.

Здесь скучаем семнадцать мы лет...

...Развлечения у молодежи

Тут отсутствуют напрочь, хоть вой...»)

А как предполагают ребята избавиться от своей скуки? Также прокомментируйте свой ответ строчкой из текста. («Незнакомка спасет от тоски».) Но оказывается, и у самих ребят имеется рецепт для веселья. Следующий текст — 4 реплики Эриды и Владислава — пусть прочтет по ролям кто-то из вас.

(Школьники читают по ролям следующий текст.)

ЭРИДА: Неужели совсем никаких развлечений нет? У вас ведь такой приветливый город, красивые люди. И солнечных дней больше, чем в Сочи.

ВЛАДИСЛАВ (выдержав паузу): Есть одно всеобщее развлечение... Оно растет здесь поблизости...

ЭРИДА (непонимающе): Развлечение — растет?

ВЛАДИСЛАВ: Нуда, зеленое такое развлечение... Наша городская особенность.

4. БЕСЕДА ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ ПЬЕСЫ

УЧИТЕЛЬ: Вот мы и добрались до понятий, которые составляют главную идею пьесы. Я произнесла первое словосочетание: «сплошная скука». Так думают ребята, прожившие в этом городе всю свою жизнь. По их мнению, жизнь постоянно должна быть одним всеобщим развлечением, каждодневным фейерверком. Так ли это? И есть ли в русской литературе герои, которые, как ни странно, устали от такой ежедневной праздничной суеты? (Ге- рой романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».) Помните, как описывает его пресыщение этими каждодневными праздниками автор:

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.

Но был ли счастлив мой Евгений, Свободный, в цвете лучших лет, Среди блистательных побед, Среди вседневных наслаждений?

Что произошло с Онегиным, все мы помним: умный, критически мыслящий человек, он просто пресытился такой жизнью и стал искать из нее выхода. Оказывается, и повседневные праздники могут наскучить.

Скука, на которую жалуются юные герои пьесы, — не такое уж безобидное явление, как может показаться на первый взгляд. В словаре дается такое определение: «Скука — томление от отсутствия дела или интереса к окружающему» (Ожегов И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1993). Но подобное томление может найти выход и в поступках нередко жестоких. У М. Горького есть рассказ под названием «Скуки ради», где говорится про то, как люди от монотонности скудной, убогой жизни издеваются друг над другом, доводя события до катастрофы.

Вот и герои пьесы «Серебряный котел дури» полны духовного безволия. Как сказал про подобных им А.С. Пушкин, они «ленивы и нелюбопытны». Молодые люди не ищут выхода из духовного тупика в обращении к искусству, в развитии собственного интеллекта или в других практических действиях. Напротив, они усугубляют в себе эту духовную лень, обратив внимание на темную, преступную область человеческих заблуждений. Любопытным для них становится поиск мира грез, мира иллюзий в результате обращения к таинственному зелью, вареву из местной травы — дури. Вот, оказывается, откуда возникло название этой пьесы — «Серебряный котел дури». Устав от скуки, молодежь в пойме реки варит для себя это пойло, которое, как им кажется, хоть на миг помогает уйти от царящей скуки. Правда, в пьесе есть еще иносказательная расшифровка этого названия. Ее произносит главная героиня почти в самом конце, об этом мы поговорим немного позднее.

Есть такая русская пословица: «лень — мать всех пороков». В данной пьесе ее можно немного перефразировать: «скука — мать всех пороков». Потому что именно со скуки ребята ввязываются в события, на самом деле дающие поводы для серьезного беспокойства, а для них — лишь развлекательные, уводящие от уныния. Но даже это не приносит им развлечения. И только трагический финал, в котором их действия пересекаются с криминальным происшествием, дает им такую встряску, что о своей скуке они напрочь забывают и практически духовно перерождаются. В итоге они заплатили жизнью друзей за свое жизненное безволие.

Что еще, кроме мнимой скуки объединяет этих ребят? Судя по тексту, все они находятся в напряженных отношениях с собственными родителями. Они не привыкли советоваться со старшими при столкновении со сложной ситуацией. Когда в последнем действии ребята едут с ночевкой в речную долину («пойма» — на местном наречии) для собирания дурманящей наркотической травы, никто из их родителей не запрещает этого, возможно, им безразлична судьба собственных детей. Такое не может не тревожить.

5. ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ ПЬЕСЫ

УЧИТЕЛЬ: Ирина Анатольевна Агапова — драматург с большим стажем, и ее пьесы обращены к молодежной аудитории. Сами названия ее произведений хочется «перебирать», как самоцветы: «Сапфиры принцессы», «Сказки старой мельницы», «Вечный вечер, имя которому “Анна”», «Коллекция пыли на зеркале», «Три огонька возле елки» и многие другие, сами по себе вызывающие необычные ассоциации.

Характеризуя творчество Ирины Агаповой, искусствоведы используют эпитеты «несомненная самобытность», «тексты, богатые удачными сравнениями», «переплетение жанров», «нарастающая напряженность сюжета» и «неожиданные концовки». Все это действительно так.

Еще в 2000 г. И.А. Агапова за свои пьесы для молодежи была удостоена звания «драматург XXI века». Ее пьесы ставятся по всей России, завоевывая премии, призы зрительских симпатий, дипломы. Наибольшее количество наград как раз относятся к пьесе «Серебряный котел дури».

В январе 2009 г. И.А. Агапова стала лауреатом Книги рекордов и достижений Гиннеса с вручением именного сертификата и кубка. В сентябре 2009 г. на Международной книжной выставке-ярмарке награждена благодарственным письмом за вклад в русскую литературу.

Творчеству этой писательницы присуща еще одна важная особенность: все ее книги и пьесы, несмотря на обилие драматизма в них, имеют хорошую развязку. Персонажи проходят через большие испытания, но в финале писательница обязательно подсказывает, как сделать так, чтобы жизнь человека «выпрямилась». Какие усилия следует приложить, чтобы сделать ее лучше. И это очень важно, поскольку большинству современных авторов свойственно только «смакование» темных сторон личности героев. А вот дать подсказку, как им преодолеть зло, чтобы прийти к добру, авторы не в состоянии. Ирина Агапова в этом смысле — исключение, она представляет каждого своего героя как личность, в которой есть хорошие черты. Надо только высмотреть их, чтобы из них создать опору для своей жизни.

6. СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ ПЬЕСЫ

УЧИТЕЛЬ: Как уже было сказано, в основе пьесы — приезд в тихий южный город девушки из столицы. Что в ней кажется необычным для ребят — уроженцев южного города? И красивая внешность, и изысканность в одежде, и возвышенное имя греческой богини, и возраст (она несколько старше остальных ребят и замужем), и вместе с тем — неожиданная доброта в общении. Кажется, будто в рутину скуки, где пребывали до этого молодые люди, ворвалась райская птица с радужным оперением. И компания ребят, знавших друг друга с самого детства, словно взрывается изнутри, в ней начинают происходить самые непредсказуемые события. Причем, сама Эрида ведет себя очень скромно, но интриги начинают плестись вокруг нее, словно кокон. И это один из важных приемов драматургии — создание автором пьесы нескольких сюжетных линий, главной и второстепенных, которые переплетаются друг с другом и в конце приводят к развязке.

Как реагируют на появление Эриды молодые люди? (Один из ребят, Марк, влюбившись в нее с первого взгляда, бросает ради Эриды свою девушку, Юлию. Второй — проходимец Лелик — пытается выманивать у нее деньги, но натыкается на решительный отказ и начинает ее ненавидеть.)

Какие еще сюжетные линии присутствуют в пьесе, что происходит с другими героями, например, с девушками? (Вика пишет книгу о неведомом Городе Несуществующем, где иносказательно рассказывает о духовном тупике, в котором оказались ребята; Юлия по совету плутоватого мошенника Владислава обращается к гадалке, чтобы с ее помощью вернуть к себе расположение Марка.)

Появляются ли среди перечисленных героев новые персонажи? Как они влияют на развитие сюжета? Расскажите сначала о так называемых местных героях, которые живут в том же городе. (Выясняется, что гадалка Лючия — знакомая Владислава, который поставляет ей клиентов; но в этот бизнес вмешиваются двое рэкетиров, которые вымогают у Лючии деньги.)

Есть ли, кроме Эриды, в пьесе персонажи, что называется, «приехавшие издалека»? (Да, Эриду начинает разыскивать муж — Герман, он приезжает в город через несколько дней после ее исчезновения из Москвы.)

Таковы линии дальнейшего развития сюжета пьесы.

7. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОВ ДРАМАТУРГИИ НА МАТЕРИАЛЕ ПЬЕСЫ

УЧИТЕЛЬ: В традициях русской литературы — выдвижение яркого женского образа в качестве эпицентра повествования. Причем, бывает так, что сама героиня почти бездействует или совершает всего один поступок в финале, но именно вокруг нее кипят и бушуют настоящие страсти. Приведите примеры подобных героинь из пьес А.Н. Островского. («Бесприданница» — Лариса, «Без вины виноватые» — Кручинина). Здесь такой героиней оказывается Эрида, в цели которой вовсе не входило расстроить компанию местной молодежи. Но это происходит просто в связи с ее приездом.

Ярче всего в пьесе динамику развития персонажей можно проследить на двух образах, наиболее близких главной героине — Марка и Германа.

Рассмотрим, чем каждый из них по-своему привлекателен.

В отличие от сверстников, образ Марка является прогрессирующим. Ощущая позитивность, которая исходит от Эриды — глубину ее личности, высокий интеллектуальный уровень, — он невольно тянется к ней, оставляет прежнюю «тусовку» и готов к поступкам, которые она оценила бы по достоинству. Прочитайте по ролям разговор Марка и Эриды в пойме.

(Эрида присаживается на поваленное дерево. Марк садится рядом с ней, обнимает ее.)

МАРК (шепчет ей на ухо): Мы одни. Знаешь, мне с тобой очень хорошо. Ты самая лучшая.

ЭРИДА (спокойно): Я знаю.

МАРК (настойчиво): Тогда скажи, что я тоже самый лучший для тебя. Лучше твоего Германа.

ЭРИДА: Не скажу.

МАРК (недоуменно): Почему?

ЭРИДА: Это будет неправда. А я не хочу, чтобы сегодняшняя ночь, такая красивая и звездная, стала ночью лжи.

МАРК (недовольно): И какой же я для тебя, если не лучший?

ЭРИДА: Ты — бестолковый. Такой же пустой, как и остальные — Саша, Лелик... И вся ваша мающаяся дурью компания. Дурь — это всегда плохо...

МАРК: А почему же я бестолковый? Ты договаривай, раз начала.

ЭРИДА: Ты живешь сегодняшним днем. Плывешь по течению, созерцаешь происходящие в вашей среде довольно мерзкие вещи. Ты никого не любишь — ты не любил Юлию, не любишь и меня.

МАРК (возмущенно): Неправда!

ЭРИДА (резко): Правда, не спорь со мной. Я старше тебя, пусть чуть-чуть, но все же... Я знаю многие вещи лучше...

МАРК (неуверенно): Почему ты думаешь, что я тебя не люблю?

ЭРИДА: Я занимаю тебя как новый человек, всколыхнувший ваше стоячее болото... Но это временно. Я-то знаю, чего я хочу. Рано или поздно я уйду. А вот ты погрязнешь в скуке и зеленой тоске, которая все у вас тут заполонила. Тебе уже сейчас надо думать о будущем. Поступай в институт: кончится бесшабашное лето в пойме, а за ним — тоскливая осень, холодная зима. Хватит маяться бездельем. Безделье — оно сгубит кого угодно. Найди себе стоящее занятие, не смотри ни на кого, не равняйся на остальных. Ведь Лелика в любом случае вытянут денежные мама и папа. Владислав... (Задумывается.) Ему требуется серьезная помощь, ему уже сейчас трудно избавиться от тяги к сомнительным удовольствиям. Александра призовут в армию, а девчонкам предстоит два года техникума.

МАРК (раздраженно): И что?

ЭРИДА: А то, что ты выше их по интеллекту... Марк, ты мне тут про серебряный котел с «дурью» рассказывал. Так вот, пока ты сам этот котел напоминаешь: сверху-то, может, и глянец, а внутри-то — дурь.

МАРК (после паузы): Вот это откровение.

ЭРИДА: А ты попробуй скажи, что это неправда.

МАРК: В том-то и дело, что правда.

УЧИТЕЛЬ: Новую жизненную позицию Марка можно приветствовать, но, к сожалению, добрые намерения юноши обрывает случайный выстрел. Но своей смертью он сделал, казалось бы, невозможное: остановил своих друзей у опасной черты. Не исключено, что, продолжая привычный образ жизни, они пополнили бы ряды наркоманов, искалечив свою судьбу.

Кстати, судьбу каждого из них точно «просчитывает» Эрида в этом разговоре. Найдите это место и прочитайте его сами еще раз.

Найдите и прочитайте также, какую расшифровку дает Эрида словосочетанию «серебряный котел дури» по отношению к Марку.

Второй мужской персонаж, чей образ вызывает невольную симпатию, — Герман, муж Эриды. Это герой, не лишенный обаяния. Судя по его поступкам, это мужественный человек, не теряющий самообладания даже в форс-мажорных ситуациях. Драматург не дает описания его прошлой жизни, но по его диалогу с Эридой мы узнаем, что это удачливый предприниматель, человек, привыкший рисковать. Прочитайте его диалог с Эридой.

(Чтение диалога.)

ГЕРМАН (помолчав немного): Теперь все изменится. Я стал играть по-крупному. Самый большой проект моей жизни начал осуществляться. Ты помнишь кронпринца княжества Пьеско дель Рейто?

ЭРИДА: Смутно. У него еще такое красивое имя...

ГЕРМАН: Я уговорил его выступить инвестором моего последнего проекта. Проект начал приносить грандиозные плоды. Я собираюсь фирму международного уровня регистрировать! И в такой момент ты убегаешь!

ЭРИДА (после паузы): Значит, ты порываешь со старыми знакомыми — с теми золотозубыми и страшными, как сто чертей?

ГЕРМАН: Сегодня отдам долг Дину и Гоче. Это парни, что привели меня сюда. А потом мы с тобой уедем.

ЭРИДА: Что это за долг?

ГЕРМАН: Они попросили об услуге — проконтролировать одно мероприятие. Но это мелочи, и в последний раз.

ЭРИДА (вздыхает): Как все это страшно... Я догадываюсь, что это за мероприятие.

ГЕРМАН (ожесточенно): А в городе наркоманов среди одурманенной молодежи тебе не страшно?

ЭРИДА: Почему ты так говоришь?

ГЕРМАН: Ты думаешь, что твои новые знакомые лучше моих старых? Я готов поспорить...

ЭРИДА: Я ничего не думаю.

ГЕРМАН (обнимает ее): Все, забудем разговоры. Я остановился в гостинице. Закончу работу, верну долг чести, а после заберу тебя с собой. Мы уедем.

УЧИТЕЛЬ: К сожалению, в финале обнаруживается причастность Германа к местному криминалу. Однако он делает главное, ради чего приехал, — спасает Эриду и увозит ее из поймы, где происходила перестрелка. Писательница дала мужу героини имя Герман, что переводится с греческого как «родной», и это свойство он вполне оправдывает.

Драматург должен так выстроить сюжет, чтобы события, случившиеся в начале, или просто упомянутые, были развиты впоследствии. Это важно для построения пьесы. Как утверждал А.П. Чехов, «если в первом акте пьесы висит заряженное ружье, то в последнем оно должно выстрелить».

Такие детали — «ружья, обязанные выстрелить» в финале, — есть и в пьесе «Серебряный котел дури», там их даже несколько.

Первая деталь — браслет Эриды, драгоценность в виде золотой змейки. Как этот предмет обсуждается молодыми людьми, новыми знакомыми Эриды? Найдите первое упоминание о нем, когда ей представляется Лелик.

ЛЕЛИК: Привет, я — Лелик, самый старший в компании. (Пожимает Эриде руку, мимоходом бросая взгляд на ее браслет.) Классная змейка у тебя на руке.

УЧИТЕЛЬ: Лелик сразу обратил внимание на уникальный браслет Эриды. Как характеризуется этот молодой человек в пьесе, какие поступки он совершает? Об этом вам расскажет текст третьего зонга «Интрига», прочитайте его про себя. (Лелик выступает инициатором интриги «Эрида — Марк — Юлия»: «Любовный треугольник, да здравствует раздор!») Далее в 4-й картине найдите диалог, где встречается следующее упоминание браслета.

ЛЕЛИК (задумчиво): Вика, твоя сестра, видно, девушка денежная...

ВИКА: Отстань.

АЛЕКСАНДР (притворно удивленно, Лели- ку): Тебе даже это видно?

ЛЕЛИК: А ты не заметил, какой огромный золотой браслет у нее на руке?

АЛЕКСАНДР: Заметил, но не делаю никаких выводов.

ЛЕЛИК: Целая золотая змейка-дракон! Уж я-то в таких вещах толк знаю. Вы как хотите, а я с нее хоть пару сотенных, но вытяну.

УЧИТЕЛЬ: Какова последняя роль этой драгоценности в сюжете пьесы? (В финале по золотому браслету, блеснувшему на запястье Эриды, ее узнает Герман, благодаря чему он спасает ее и увозит из зловещей поймы.) Второй деталью, связывающей начало и конец пьесы, можно считать выдуманный девушками Город Несуществующий. Прочитайте в начале пьесы пояснение об этом городе.

ВИКА: Мы придумали, будто где-то, в другом измерении, параллельном нашему, есть необычный Город. Мы назвали его Город Несуществующий. Причем оба слова должны писаться с большой буквы.

ЭРИДА: Наверное, он просто замечательный?

ВИКА: Нет, это страшный Город. В нем обитают скрытые человеческие пороки. То, что человек старается спрятать в глубине души, а уничтожить не может, — черные мысли, нечестные желания, — все это находит отражение в Городе Несуществующем. Отражение обретает плоть и поселяется в этом городе...

ЭРИДА: Страшный Город вы выдумали, девчонки.

УЧИТЕЛЬ: В финале, когда гибнут Марк и Александр, молодые люди понимают, что уродливая жизнь, пущенная на самотек, может принести чудовищные плоды. Вот как формулирует образ действия ребят наблюдательная Эрида.

ЭРИДА: До чего вы все здесь пассивные, нельзя так безучастно созерцать происходящее.

ВИКА: А почему?

ЭРИДА: Говоря твоими словами — прибавляется жильцов в Городе Несуществующем.

УЧИТЕЛЬ: Эрида делает единственно верный поступок: она ногой опрокидывает серебряный котел, в котором молодые люди варят для себя страшное зелье.

Когда происходит прозрение молодых людей, они обращаются к образу Города Несуществующего. Только формулируют его, как предсказание.

ЮЛИЯ: И как же мы все объясним родителям Александра и Марка? Куда же наша скука делась? Мнимая скука развеялась в один момент! С нас будто маски слетели, а я повзрослела на несколько лет. У меня такое чувство, Вика, словно твой призрачный Город Несуществующий восстал на мгновение из небытия фантазии, породившей его. Восстал и выпустил своих обитателей немного порезвиться. Город Несуществующий взял себе в жертву наших ребят... Эрида как в воду глядела, вот и понадобилась нам помощь, да только не ее. Ах, если бы мы могли понять это раньше... Надо что-то предпринять, бежать за помощью!

ВИКА: Помощь? Кому она нужна? Мертвым Марку и Сашке?

ЮЛИЯ: Нет. Помощь нужна нам, живым.

ВИКА: Тогда помощь живым — в нас самих.

УЧИТЕЛЬ: Несмотря на страшную развязку, итог пьесы не безнадежен. Молодые люди находятся в начале своего пути. Жизнь продолжается, но на страшную дорожку наркомании они уже не вернутся. Остается надеяться, что они найдут для себя другие жизненные ценности. А история с серебряным котлом дури останется для них только в виде страшного воспоминания.