М. Давыдова. // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2004 .– № 5. – С. 13-16.

Конспект занятия-экскурса по музыкальным произведениям, созданным на основе творчества великого русского поэта, подготовила Маргарита Алексеевна Давыдова, кандидат педагогическая наук из г. Орехово-Зуево Московской области.

Действующие лица: фея, Балда, скрипичный ключ, исполнители песен и стихов.

Предварительная подготовка:

Необходимо сделать “Карту музыкальной страны A. С. Пушкина”, на которой отмечаются пункты: “Народная музыка”, “Нянины сказки”, “Лицейская дружба”, “Три чуда и шмель”, “Замок Черномора”.

Лучше, если карта будет изготовлена на большом листе бумаги (ватмане) с помощью аппликации из фольги, объемных предметов и т. д. Из бумаги вырезается плоское изображение шмеля, снабженное булавкой, чтобы его можно было перемещать по карте. «Если есть возможность, романс “Зимний вечер” можно исполнить в сопровождении гитары. Понадобятся также книги А. С. .Пушкина с иллюстрациями или отдельные иллюстрации к его произведениям.

Звучит тема города Леденца из антракта "Три чуда" к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Входит Фея.

ФЕЯ: Здравствуйте, ребята. Я — Фея музыки. Ее волшебные звуки привели нас сегодня сюда. Придумана она композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую, наверное, вы все хорошо знаете. Послушайте ее начало: "Три девицы под окном пряли поздно вечерком". Кто может сказать, о чем эта сказка и кто ее герои? (Вспоминает вместе с ребятами название сказки и ее героев.) А написал ее великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Вот видите, у меня есть книга со сказками Пушкина и с замечательными рисунками. Давайте поставим ее на эту подставку.

Вбегает Скрипичный ключ.

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: Ой, дорогие ребята и уважаемая Фея, простите меня, что я чуть не опоздал. Но я поспорил с одним приятелем, что сегодня мы будем говорить, как всегда, о музыке, а он утверждает, что о сказках.

ФЕЯ: А кто твой друг?

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: Это всем хорошо известный герой сказки Александра Сергеевича Пушкина "Сказка о попе и о работнике его Балде".

ФЕЯ: Так твой друг — Балда? Вот хорошо! Зови его немедленно к нам в гости.

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: А чего его звать. Вот он сам пришел.

Входит Балда. Он тоже несет в руках книгу со сказками Пушкина.

БАЛДА: Здравствуйте, уважаемая Фея и ребята. Я знаю, что ваши встречи всегда посвящены знакомству с новой музыкой. А нельзя ли вам сделать одно исключение из ваших правил?

ФЕЯ: Какое исключение?

БАЛДА: Я прошу, чтобы сегодня ребята познакомились еще и со сказками, которые написал для них мой автор — Александр Сергеевич Пушкин.

ФЕЯ: Дорогой Балда, хорошо, что ты пришел к нам именно сегодня. Мы только что начали разговор о произведениях Пушкина.

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: Как? А музыка? О музыке мы сегодня не будем рассказывать?

ФЕЯ: Успокойся, дорогой Скрипичный ключ. Все дело в том, что многие композиторы очень любили произведения Александра Сергеевича Пушкина и сочиняли на его стихи удивительную музыку. Вот с их сочинениями и встретятся сегодня наши ребята. А чтобы нам было интереснее узнавать музыкальные произведения и стихи, на которые они были написаны, я предлагаю во время нашего путешествия использовать карту волшебной страны.

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: Какой страны?

ФЕЯ (подходит к карте и открывает ее): Вот, посмотрите, это "Карта музыкальной страны Александра Сергеевича Пушкина".

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ и БАЛДА (вместе): Вот это да-а-а!

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: Только кто же нас будет провожать по этой карте, ведь мы дороги не знаем!

ФЕЯ: Почему не знаем? Ведь с нами — герой одного из произведений Пушкина, веселый и хитрый Балда. Что, Балда, будешь нашим провожатым в музыкальной стране Пушкина?

БАЛДА: С удовольствием! Только я прошу вас взять мне одного помощника.

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: Какого помощника?

БАЛДА: Пусть нам помогает найти верную дорогу волшебный шмель.

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: Какой еще волшебный шмель?

ФЕЯ: Я догадываюсь. Наверное, Балда имеет в виду шмеля из сказки о царе Салтане. В шмеля, как вы помните, превращался князь Гвидон.

БАЛДА: Совершенно верно.

ФЕЯ: Тогда минуточку внимания. Крибле, крабле, буме! (Делает волшебные пассы руками и жезлом. Потом достает из складок платья бумажного шмеля.) Вот тебе помощник, Балда.

БАЛДА: Спасибо. (Прикрепляет шмеля на первый пункт карты — "Народная музыка".) Давайте начнем наше путешествие по этой музыкальной стране с рассказа о том, что Пушкин любил слушать русские народные песни.

ФЕЯ: Верно. Александр Сергеевич специально приезжал на народные ярмарки, чтобы слушать, как поют там странники-певцы, он старался запоминать и записывать песни, которые звучали на шумных гуляниях и праздниках. Вот почему многие стихи самого Пушкина так похожи на подлинные народные песни. Одну из таких песен, которая очень напоминает народную, мы сейчас послушаем. Она написана для взрослого произведения — романа в стихах под названием "Евгений Онегин". (Перелистывает страницы книги "Евгений Онегин. Роман в стихах", взятой с подставки.) Но русский композитор Петр Ильич Чайковский сочинил по роману Пушкина оперу, и стихи поэта зазвучали в прекрасной музыке. Песня, которая прозвучит сейчас, называется "Девицы-красавицы". Девушки собирают ягоды и поют песенку о том, как они любят весело и шумно играть. Петр Ильич Чайковский придумал для стихов Пушкина мелодию, тоже очень напоминающую народную — бесхитростную, запоминающуюся, но мелодичную и светлую.

Идет слушание хора “Девицы-красавицы" П. И. Чайковского.

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: А теперь куда приведет нас наш проводник шмель?

БАЛДА: Следующий пункт нашего путешествия называется "Нянины сказки". (Переставляет шмеля на нужное место карты.)

ФЕЯ: Все мы слышали о том, что у Пушкина была няня, которую звали Арина Родионовна. Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Она была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни — когда поэт был в ссылке в Михайловском. (Перелистывает книгу, находит нужную иллюстрацию.) Там, под завывание вьюги и вой волков, поэт коротал глухие зимние вечера с няней. В письме своему другу он писал об этом так: "Она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно". Своей няне Пушкин посвятил немало стихов, в которых ласково называет ее своей подругой, голубкой, а в стихотворении "Сон" — мамушкой.

Читает стихотворение “Сон".

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: Благодаря своей нянюшке, Пушкин записал сюжеты многих народных сказок.

ФЕЯ: А стихи, которые он ей посвятил, стали песнями. Предлагаю перелететь на следующий пункт нашей карты — "Лицейская дружба".

БАЛДА: Пушкин получил хорошее образование. Он окончил лицей, где в годы учебы и начал сочинять стихи. А почему мы сделали такой скачок: после рассказа о няне Пушкина принялись вспоминать его учебу?

ФЕЯ: Потому что есть еще одно стихотворение Пушкина о его няне, которое, наверное, знает каждый из нас. Вот давайте начнем его читать, а ребята пусть закончат его вместе с нами.

Буря мглою небо кроет.

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя. <...>

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: Это очень популярное стихотворение. Как раз в нем поэт и вспоминает о своей ссылке в глухом селе.

ФЕЯ: Правильно. Но это стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него написано сразу несколько романсов. И один из них — другом Пушкина Михаилом Яковлевым, с которым он вместе учился в лицее. Давайте послушаем романс "Зимний вечер". Обратите внимание, как его мелодия передает, с одной стороны, монотонность завываний вьюги, ко-торые неоднократно пришлось выслушивать Пушкину, а с другой стороны — нежность, которую выражает поэт своей няне.

Звучит запись романса "Зимний вечер" М. Яковлева.

БАЛДА: Теперь шмель перелетает на следующую точку карты. Она называется "Три чуда и шмель". Ой, шмель у меня в руках прямо бьется и гудит. Наверное, он чувствует, что мы приближаемся к его сказке.

ФЕЯ: Да, мы находимся в сказке под длинным и сложным названием "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: Но мы привыкли называть эту сказку короче — просто "Сказка о царе Салтане".

ФЕЯ: Верно. Оперу на сюжет этой сказки написал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Оперное либретто дословно пересказывает сказку Пушкина. Римский-Корсаков придумал удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев. Одно из самых знаменитых мест оперы — отрывок под названием "Три чуда". Ребята, вы помните, какие? Первое чудо — белочка. (Открывает страницу книги с нужной иллюстрацией.)

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: Можно, мы продолжим чтение этих стихов вместе с ребятами? Помогайте, ребята, подсказывайте мне слова.

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом...

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

"Во саду ли, в огороде"».

ФЕЯ: Вот сейчас вы услышите, как главную партию исполнит музыкальный инструмент, который называется флейта. У флейты — нежный, очень высокий голос. А еще вы знаете напев русской народной песенки, которую упоминает Пушкин, — "Во саду ли, в огороде". Давайте споем начало этой песенки вместе со мной (напевает вместе с ребятами):

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка,

Лицом круглоличка.

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: Да, слушая эту музыку, представьте себе, ребята, что это белочка поет таким высоким звонким голоском. (Идет слушание отрывка “Белка" из оперы Н. А. Римского-Корсакова.) Можно, я назову, каким было второе чудо в этой сказке?

БАЛДА: А я подскажу.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой.

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

 С ними дядька Черномор.

ФЕЯ: Сейчас с помощью музыки к нам придут в гости богатыри. (Открывает нужную иллюстрацию.) Послушайте, как композитор рисует нам их облик. Сначала мы услышим призывный голос трубы, потом их тяжелую богатырскую поступь. Сначала богатыри будут идти издалека, и музыка будет звучать чуть слышно, постепенно она будет нарастать, усиливаться — как будто богатыри подходят все ближе и ближе. А потом они вновь уйдут в морские волны, и музыка постепенно станет тише. (Идет слушание отрывка "Богатыри" из оперы Н. А. Римского-Корсакова.) Последнее чудо в этой сказке — Царевна Лебедь. "Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит". Вот мы и послушаем музыку к последнему чуду — превращению Царевны Лебеди. (Показывает иллюстрацию.) Сначала композитор покажет нам образ птицы, плывущей по волнам: звуки оркестра будут рисовать всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. А потом мы услышим, как мелодия станет похожей на привольную русскую песню: это тот момент, где птица-лебедь обернется прекрасной девушкой.

Идет слушание отрывка "Царевна Лебедь" из оперы Н. А. Римского-Корсакова.

БАЛДА: А какую пьесу написал Римский-Корсаков про нашего шмеля, в которого превращался князь Гвидон?

ФЕЯ: Эта музыкальная пьеса так и называется — "Полет шмеля". Вы можете представить себе, как назойливо жужжит шмель?

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: Наверное, это легко сделать. Ведь каждый из нас отмахивался когда-нибудь от надоедливого шмеля или комара. Жужжит и жужжит, то справа, то слева, то тише, то громче, а никак его не поймаешь.

ФЕЯ: А в своей пьесе "Полет шмеля" композитор передает, как может жужжать шмель с помощью инструментов симфонического оркестра. Обратите внимание: основной мотив здесь строится на быстром повторении одних и тех же нот. Пьеса очень быстрая, и мелодия постоянно меняется: то она звучит низко, басовито, будто шмель жужжит где-то возле вас, то вдруг взмывает вверх и становится высокой, пронзительной.

Идет слушание пьесы "Полет шмеля" Н. А. Римского-Корсакова.

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: Посмотрите, на нашей карте остался только один последний пункт. Он называется "Замок Черномора".

БАЛДА: Да, наше путешествие закончилось. (Переставляет шмеля на последнюю точку.) А кто сочинил музыку для замка Черномора? Мне кажется, что это имя мы уже упоминали в нашем путешествии.

ФЕЯ: Ты совершенно прав, уважаемый Балда. Когда мы рассказывали ребятам о чудо-богатырях, которые из моря выходили, то главным у них там был военачальник по имени Черномор. Но в произведениях Пушкина два Черномора. Один — добрый, это Черномор из "Сказки о царе Салтане...". А второй — злой, он живет в поэме "Руслан и Людмила". Этот Черномор похитил прекрасную девушку по имени Людмила и силой волшебства перенес ее в свой дворец. И вот сейчас музыка нарисует нам появление злого волшебника Черномора. Композитор Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет поэмы Пушкина "Руслан и Людмила". И мы слушаем отрывок из нее, который так и называется — "Марш Черномора".

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: Я уже слушал этот марш. Ребята, обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия — высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков напомнит о том, что этот герой — сказочный, и бояться его не надо.

ФЕЯ: Вот вам картинка с изображением декорации волшебного замка Черномора к опере "Руслан и Людмила". (Показывает иллюстрацию.)

Идет слушание "Марша Черномора" М. И. Глинки.

БАЛДА: Наше путешествие подошло к концу. Мы перелистали страницы произведений Пушкина и познакомились с музыкой, написанной русскими композиторами к этим произведениям.

ФЕЯ: Жаль только, что времени у нас было немного. Ведь почти ко всем известным произведениям Пушкина, его роману, поэмам, сказкам, драмам обращались и обращаются композиторы. Только одних романсов на его стихи написано более двухсот.

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ: По произведениям Пушкина сочинены оперы, балеты, оратории, произведения для разных инструментов.

ФЕЯ: Ребята, когда вы будете читать книги Пушкина, вспомните, что у многих его произведений есть еще и вторая жизнь — в музыке.