Назарова А. «Музыка - жизнь моя!» / А. Назарова. // Игровая библиотека. – 2009 .–№ 1. – С. 78 - 87.

Литературно-музыкальный вечер, посвященный П. И. Чайковскому, для учащихся 5 - 8-х классов.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ведущие (1) и (2)

Чтец

ВЕДУЩИЙ (1): Если музыка в шелесте травы, в шорохе шагов, в перезвоне часов в гостиной, в ребячьих голосах...

ВЕДУЩИЙ (2): Если самое любимое существо с первых дней твоих дарит тебе музыку...

ВЕДУЩИЙ (1): Если от первых звуков моцартовской «Свадьбы Фигаро», которую играла дома волшебная оркестрина, замирало сердце и на глаза навертывались слезы...

(Звучит начало увертюры, из оперы «Свадьба Фигаро» в исполнении Русского камерного оркестра.)

ВЕДУЩИЙ (2): Если часами можно сидеть за инструментом, играя по памяти иногда всего один раз услышанные мелодии...

ВЕДУЩИЙ (1): Если все нотные тетради матушки переиграны по многу раз...

ВЕДУЩИЙ (2): Если голова разламывается от новых, никогда никем не записанных и не исполненных мелодий...

ВЕДУЩИЙ (1): Если вся жизнь в музыке, можно ли оставить её, можно ли заставить себя делить с музыкой другие занятия?!..

ВЕДУЩИЙ (2): Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о выдающемся композиторе Петре Ильиче Чайковском.

(На экран проецируются файлы «П. И. Чайковский. Художник Н. Д. Кузнецов», затем ~ «Чайковский Илья Петрович» и «Воткинскии завод».)

ВЕДУЩИЙ (1): Седьмого мая 1840 года в семье горного инженера Ильи Петровича Чайковского, начальника Воткинского завода, родился мальчик Петя. Город Воткинск, где провёл своё детство будущий композитор, был посёлком при заводе и мало чем отличался от деревни. Глухая провинция...

ВЕДУЩИЙ (2): Но зато в деревне, в провинции ребёнок был ближе к природе, к жизни простого народа. И, вероятно, ещё в раннем детстве зародилась у него страстная, вдохновенная любовь к родной природе и русским людям.

В народной песне чуткому уху будущего композитора музыка открылась в своей безыскусной, чистой, первозданной красоте.

Аудиофайлы вы можете найти на следующих интернет-сайтах.

О Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро» в исполнении Русского камерного оркестра, дирижёр С. Проскурин. Интернет-сайт: http://rco.k46.ru/html/ untitled6.html.

О Песня «Во поле берёза стояла» в исполнении К. Коневой, Л. Мошаровой, Г. Самохина. Интернет-сайт: http://torrents.ru/forum/viewtopic. php?t=1108476.

О Романс «Ландыш» (муз. А. С. Аренского, сл. П. И. Чайковского). Интернет-сайт: http://www. Iiveinternet.ru/users/cherry_lg/post74463881.

О Пьеса для фортепиано «Подснежник» из цикла «Времена года» в исполнении Московского классического оркестра. Интернет-сайт: http://www. mediastation. ru/index.php?a=showalbum &album_id=638.

О Романс «Соловей» (муз. А. Алябьева, инструментовка М. Глинки, сл. А. Дельвига) в испол-нении А. Соленковой, в сопровождении Оркестра Всесоюзного радио, дирижёр Г. Столяров. Интернет-сайт: http://litizia.narod.ru/romans2.html.

О «Неаполитанская песня» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Интернет-сайт: http:// www.jetune.ru/artist/39348/petr_chaykovskiy.

О «Колыбельная в бурю» (муз. П. И. Чайковского, сл. А. Плещеева) в исполнении С. Лемеше-ва (тенор) под аккомпанемент Б. Козель (фортепиано), запись 1955 г. Интернет-сайт: http://www. belcanto.ru/mp3-tchaikovsky.html.

О «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» в исполнении Лондонского симфонического оркестра. Интернет-сайт: http://www.jetune.rU/track/1150771/ mp3/valbs_tsvetov_iz_baleta_shchelkunchik/

О Детская песенка «Мой Лизочек» из сборника «16 песен для детей» П. И. Чайковского (сл. К. Аксакова) в исполнении С. Лемешева (тенор) под аккомпанемент Б. Козель (фортепиано), запись 1954 г. Интернет-сайт: http://rusklarom. narod.ru/chaikovski.htm.

О Вальс из балета «Спящая красавица» в исполнении Московского классического оркестра. Интернет-сайт: http://www.mediastation.ru/index. php?a=showalbum&album_id=638

О Финал (анданте) из балета «Лебединое озеро» в исполнении Московского классического оркестра. Интернет-сайт: http://www.jetune.ru/ release/69087/lebedinoe_ozero_svetlanov.

О Вальс из балета «Щелкунчик» в исполнении Лондонского симфонического оркестра. Интернет-сайт: http://www.jetune.ru/track/1150771/mp3/ valbs_tsvetov_iz_baleta_shchelkunchik.

www.litera-ml.ru

ВЕДУЩИЙ (1): Лучше всего о значении этих детских впечатлений пишет сам Пётр Ильич: «Что касается вообще русского элемента в моей музыке... то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки... Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова».

ВЕДУЩИЙ (1): Простой русский пейзаж, деревня, скромная церквушка вдали, речка, прогулки по полям, лесу приводили Чайковского в такое состояние, что он ложился на землю в каком- то изнеможении от наплыва любви к природе, от неизъяснимо сладких и опьяняющих ощущений. Природа пробуждала в нём творческое вдохновение.

ВЕДУЩИЙ (2): Особенно любил Пётр Ильич весеннюю природу, распускающиеся на деревьях почки, первые цветы.

(Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла».)

ВЕДУЩИЙ (2): Позднее, когда Пётр Ильич много путешествовал за границей, он писал: «как бы я ни наслаждался Италией, какое бы благотворное влияние ни оказывала она на меня теперь, а всё-таки я остаюсь и навеки останусь верен России. Знаете, дорогой мой друг, что я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь вообще и в её великорусские части в особенности» (П. И. Чайковский - Н. Ф. Мекк, Флоренция, 21 февраля 1878 г.).

ВЕДУЩИЙ (1): «Любите ли Вы цветы? Я к ним питаю самую страстную любовь, особенно к лесным и полевым. Царём цветов я признаю ландыш» (П. И. Чайковский - Н. Ф. Мекк, Сан-Ремо, 27 января 1878 г.).

ВЕДУЩИЙ (2): Чайковским было написано стихотворение «Ландыш», положенное на музыку Антоном Степановичем Аренским. Получившийся романс обрёл большую популярность.

(Звучит романс «Ландыши». Романс можно заменить чтением стихотворения.)

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

Другие есть цветы роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но прелести в них нет таинственной твоей.

В чём тайна чар твоих?

Что ты душе вещаешь?

Чем манишь так к себе и сердце веселишь?

Иль радостей былых ты призрак воскрешаешь,

Или блаженство нам грядущее сулишь?

Не знаю, но меня твоё благоуханье,

Как винная струя, ласкает и манит,

Как музыка, оно стесняет мне дыханье

И, как огонь любви, питает жар ланит.

П. Чайковский «Ландыш»

ВЕДУЩИЙ (1): Свою любовь к природе Чайковский наиболее ярко выразил в музыкальном альбоме «Времена года», состоящем из 12 пьес — по числу месяцев в году, имеющих своё название и краткие поэтические эпиграфы. Пьеса, посвящённая январю, называется «У камелька».

ЧТЕЦ: Эпиграфом к ней стали строки Александра Сергеевича Пушкина:

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет огонёк,

И свечка нагорела.

Последние слёзы

О горе былом

И первые грёзы

О счастье ином...

(Звучит пьеса для фортепиано «Апрель — Подснежник».)

ВЕДУЩИЙ (1): Пьеса, посвящённая маю, называется «Белые ночи».

ЧТЕЦ: Эпиграфом ей служат слова Афанасия Афанасьевича Фета:

Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

ВЕДУЩИМ (2): Пьеса, посвящённая февралю, называется «Масленица».

ЧТЕЦ: Эпиграф взят из стихотворения Петра Андреевича Вяземского:

ВЕДУЩИЙ (2): Пьеса, посвящённая июню, называется «Баркарола».

ЧТЕЦ: Эпиграф взят из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева:

Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир.

ВЕДУЩИЙ (1): Пьеса, посвящённая марту, называется «Песнь жаворонка».

ЧТЕЦ: Эпиграф взят из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова:

Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

ВЕДУЩИЙ (2): Пьеса, посвящённая апрелю, называется «Подснежник».

ЧТЕЦ: Эпиграф снова взят из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова:

Голубенький, чистый

Подснежник - цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Надежда Филаретовна фон Мекк

Выйдем на берег,

там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звёзды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.

ВЕДУЩИЙ (1): Пьеса, посвящённая июлю, называется «Песня косаря».

ЧТЕЦ: Эпиграфом ей стали слова Алексея Васильевича Кольцова:

Раззудись плечо,

Размахнись рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!

ВЕДУЩИЙ (2): Пьеса, посвящённая августу, называется «Жатва».

ЧТЕЦ: Эпиграф снова взят из стихотворения Алексея Васильевича Кольцова:

Люди семьями

Принялися жать,

Косить под корень

Рожь высокую!

В копны частые

Снопы сложены,

От возов всю ночь

Скрыпит музыка.

ВЕДУЩИЙ (1): Пьеса, посвящённая сентябрю, называется «Охота».

ЧТЕЦ: Эпиграф взят из сочинения Александра Сергеевича Пушкина «Граф Нулин»:

Пора, пора! Рога трубят;

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах.

ВЕДУЩИЙ (2): Пьеса, посвящённая октябрю, называется «Осенняя песня».

ЧТЕЦ: Эпиграфом ей служат слова графа

Алексея Николаевича Толстого:

Осень.

Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят...

ВЕДУЩИЙ (1): Пьеса, посвящённая ноябрю, называется «На тройке».

ЧТЕЦ: Эпиграф для неё взят из стихотворения Николая Алексеевича Некрасова:

Не гляди же с тоской

на дорогу,

И за тройкой вослед

не спеши,

И тоскливую в сердце

тревогу

Поскорей навсегда

затуши.

ВЕДУЩИЙ (2): Пьеса, посвящённая декабрю, называется «Святки».

ЧТЕЦ: Эпиграфом ей служат слова Василия Андреевича. Жуковского:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

ВЕДУЩИЙ (1): Начальное образование и основы культуры Чайковский получил в семье. Жизнь семьи, её уклад, отношение между родственниками, словом, всё, что составляет дух, атмосферу семьи, - способствовало развитию тех черт характера, тех свойств личности, которые во многом определили его и как человека и как художника.

Пётр Ильич унаследовал некоторые черты характера своих родителей: мягкость обаятельность - от отца и глубину чувств матери, соединённую со сдержанностью и застенчивостью.

ВЕДУЩИЙ (2): В семье Чайковских профессиональных музыкантов не было. Но музыку любили, нередко устраивали музыкальные вечера. Отец, Илья Петрович, играл на флейте, а мать, Александра Андреевна - на фортепиано, к тому же она очень любила петь. В исполнении матери Пётр Ильич часто слушал романс Александра Александровича Алябьева «Соловей» и на всю жизнь сохранил к нему трогательную любовь.

(Звучит романс А. Алябьева «Соловей».)

ВЕДУЩИЙ (1): В маленьком Пете рано стала пробуждаться чуткость к музыке. И лишь Александра Андреевна разгадала её пробуждение. Однажды она усадила мальчика к инструменту, немного согнула его хрупкие пальцы и показала, как опускать их на клавиши. Так начались уроки фортепьянной игры.

ВЕДУЩИЙ (2): Занятия музыкой для маленького Пети стали внутренней потребностью, источником красоты и радости. Когда ему исполнилось четыре года, он написал своё первое произведение на стихи младшей сестры Саши - пьесу под названием «Наша мама в Петербурге».

ВЕДУЩИЙ(1):Позднее, вспоминая своё детство, Пётр Ильич написал для своего племянника Володи Давыдова «Детский альбом» - сборник чудесных маленьких пьесок, рисовавших разные эпизоды из жизни ребёнка. В него вошли: мазурка, итальянская, французская, неаполитанская и немецкая песенки, русская «Камаринская», счастливая «Детская грёза» и целая история с куклами - болезнь, похороны и появление новой куклы.

(Звучит «Неаполитанская песня» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.)

ВЕДУЩИЙ (2): В эти же годы Чайковский написал и свой сборник из шестнадцати детских песен. Лучшие из них «Колыбельная в бурю» - песня о матери, её раздумьях над колыбелью, и песенка «Мой Лизочек», текст которой сродни шуточным текстам народных песен. Давайте послушаем их.

(Звучат песни «Колыбельная в бурю» и «Мой Лизочек».)

ВЕДУЩИЙ (1): Детские годы Чайковского прошли мирно и счастливо. Когда время серьёзно подумать о его образовании. Первоначально предполагалось сделать из него инженера, для чего поместить в Горный корпус, но потом выбор пал на училище правоведения. Казалось, жизненный путь Петра Ильича был предопределён, но любовь к музыке одержала верх. Чайковский поступил в консерваторию и решил навсегда связать свою жизнь с музыкой.

Но истинный композиторский талант Чайковского был ещё скрыт и незаметен для окружающих. В его сознании происходила непрерывная работа внутреннего слуха, музыкальной мысли. Порой эта внутренняя музыка преследовала его

очень настойчиво. «Она не даёт мне покоя», - жаловался мальчик. Однажды он порезал себе руку, выбивая пальцами на оконном стекле ритм понравившейся музыкальной фразы.

ВЕДУЩИЙ (2): По окончании Санкт-Петербургской консерватории 29 декабря 1865 года Чайковский был приглашён преподавать в Московскую консерваторию. С переезда в Москву началась его самостоятельная творческая жизнь. В числе первых произведений была 1-я симфония, сочинённая в марте- июне 1866 года.

ВЕДУЩИЙ (1): В ней впервые звучит Симфонический вальс Чайковского, величайшего мастера и поэта вальсовой музыки. Позднее будут и другие вальсы: мягкий и поэтичный в балете «Лебединое озеро», полнозвучный и блистательный в Правда, в постановке других балетмейстеров.

(Звучит финал (анданте) из балета «Лебединое озеро».)

ВЕДУЩИЙ (1): Мощный подъём творчества характеризует последние четыре года жизни Чайковского. В эти годы были созданы оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», 6-я симфония - произведения, без которых творчество композитора представляется неполным, незаконченным.

балете «Спящая красавица», необыкновенно красивый и романтичный «Вальс цветов» в балете «Щелкунчик». Послушаем вальс из балета «Спящая красавица».

(Звучит вальс из балета «Спящая красавица».)

ВЕДУЩИЙ (2): Весной 1875 года Чайковский получил неожиданный заказ от дирекции московского Большого театра - написать музыку для балета «Лебединое озеро». Пётр Ильич с детства любил балет, сам любил танцевать, сочинял танцы в домашних спектаклях. Он с радостью принялся за сочинение музыки. Но первая постановка оказалась неудачной. Балетмейстер Вацлав Рейзингер плохо понимал музыку Чайковского, поэтому характер танцев не соответствовал характеру музыки. Несмотря на это, «Лебединому озеру» суждено было стать произведением, ознаменовавшим переворот в балетной музыке. С него начинается история русского балета.

В них Пётр Ильич как человек и художник предстаёт во всём величии.

ВЕДУЩИЙ (2): Балет «Щелкунчик» - одно из самых светлых произведений Чайковского, поэма о детстве, о детских мечтах, об ожидании большого счастья и о волшебстве Рождественской ночи.

(Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Дети исполняют танец.)

ВЕДУЩИЙ (1): Когда-то Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».

ВЕДУЩИЙ (2): С тех пор прошло много лет. Сменились поколения. Но мы по-прежнему уверены в том, что:

Не может жизнь утратить смысл высокий,

Сомкнув за нами

круг земных забот,

Пока звучат нам

пушкинские строки

И музыка Чайковского поёт...

Н. Рыленков