Плетнева Л. Библиотекарь и здоровье детей / Л. Плетнева, Ю. Симонова. // Библиотека в школе. – 2009 .– № 8. – С. 16 - 17.

Выездные семинары "Здоровье как личностный ресурс" в рамках библиотечной программы "Стиль жизни - здоровье!"

В ПОСЛЕДНЕЕ время много говорится о здоровье нации, и это не случайно. Трудно представить себе человека, который не хотел бы быть здоровым. Личный и общественный интерес к проблеме понятен, ведь здоровье – важный показатель общественного развития, определяющий экономический, трудовой, демографический, культурный и духовный потенциал общества и страны в целом.

Особенно беспокоит здоровье наших детей. Ведь ребёнок должен быть не только здоровым сам: нужно, чтобы в будущем он и детей своих вырастил здоровыми. Это значит, что сохранение здоровья – одна из самых важных социальных задач. Понятие «здоровье» включает в себя не только физическое, но и психологическое и социальное благополучие человека. Следовательно, не только непосредственные меры по укреплению организма, но и весь образ жизни человека – гарантия долголетней, продуктивной, здоровой жизни!

Сегодня большинство библиотек проводят различные мероприятия, связанные с пропагандой здорового образа жизни. Не отстаём и мы. Проводим работу с различными категориями читателей, касающуюся вопросов здоровья человека и профилактики вредных привычек.

В 2008 г. в рамках библиотечной программы «Стиль жизни - здоровье!» специалисты областной детской библиотеки совместно с медицинскими психологами организовали три выездных семинара «Здоровье как личностный ресурс». Семинары были пока проведены для руководителей и сотрудников детских библиотек, работников социальных и медицинских служб Харовского, Междуреченского, Грязовецкого районов Вологодской области. Участники семинара познакомились с обзором литературы по теме «Здоровый образ жизни», обсудили влияние питания и физической активности на здоровье человека, узнали о факторах риска развития неин-фекционных заболеваний.

Завершались встречи занятием с элементами тренинга «Формирование физического и психического здоровья».

Ход занятия

1.         Знакомство. Можно использовать любое упражнение на знакомство, например «Баранья голова», когда каждый участник должен назвать не только своё имя, но и имена тех, кто представился раньше (выполняется, например, по кругу). Данное упражнение «разогревает» группу и помогает запомнить друг друга по именам. Затем даётся задание определить, с каким образом или символом ассоциируется понятие «здоровье», и написать или нарисовать это на бейджике. Каждый участник рассказывает о том, что он изобразил.

2.         После знакомства медицинские специалисты проводят лекции, обязательно общаясь с участниками тренинга (получая обратную связь). Темы выступлений следующие: «Здоровье физическое, психическое, социальное - основа благополучия человека», «Влияние питания на здоровье человека», «Профилактика хронических стрессовых состояний», «Синдром психоэмоционального выгорания, его профилактика».

3.         Участники получают творческое задание: создать коллаж-рекламу, используя вырезки из иллюстрированных журналов. Участники делятся на три группы. Первой группе даётся задание создать рекламу по физическому аспекту здоровья (спорт, питание, закаливание, массаж); второй - по психологическому аспекту (эмоции, чувства, настроение); третьей – по социальному компоненту (семья, быт, отдых, финансы). Это можно сделать разными способами: рисовать; делать аппликации, используя старые журналы; просто собрать в коллаж вырезки из журналов, «рекламирующие» здоровый образ жизни. Затем идёт представление творческого проекта каждой группы.

4.         Далее следует небольшая дискуссия. Ведущий задаёт вопрос: «Какой аспект здоровья, по-вашему, наиболее важен?» В ходе дискуссии присутствующие приходят к общему мнению, что, только уделяя внимание каждому аспекту здоровья, можно получить наилучший результат. Таким образом формируется понятие «здоровый образ жизни» и вырабатывается комплексный подход к здоровью.

5.         В конце занятия участники тренинга садятся в круг, принимают удобное положение. Включается специально подобранная музыка для релаксации (звуки природы с наложенной мелодией), ведущий читает текст любой медитативной сказки (у нас это сказки Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой). Главное назначение медитативной сказки - создание положительного образа ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА и

1.         Такое мероприятие позволяет создать творческую, неформальную обстановку, что способствует большей открытости людей и готовности к общению.

2.         Разнообразные формы работы (дискуссия, беседа, мозговой штурм) способствуют более полному и доступному изложению и усвоению информации.

3.         Творческое задание позволяет проявить фантазию, знания, умение работать в «команде», а также представить тему обсуждения в наглядной и необычной форме.

4.         Умение расслабляться необходимо для сохранения здоровья человека. Очень важно то, что через сказочную обстановку можно мягко, чутко и бережно научить чувствовать своё тело, дыхание, создавать целительные и радостные образы здорового человека.

5.         Новые знания, полученные на семинаре, библиотекари, педагоги, социальные работники будут использовать в своей ежедневной работе с детьми и подростками.

Занятия семинара хороши тем, что их можно адаптировать, модифицировать в зависимости от возрастной и профессиональной категории, а также темы и поставленной задачи. Такие мероприятия в Вологодской областной детской библиотеке проводятся с 2007 г. Совместная деятельность библиотекарей и медицинских работников помогает сформировать понятие комплексного подхода к здоровью.

Кроме того, для читателей подросткового возраста разработан обучающий тренинг «Я и моё здоровье». Занятия по заявкам школ города проводят специалист по гигиеническому воспитанию, психолог и сотрудники библиотеки. В дальнейшем подобные мероприятия планируем проводить в детских библиотеках области, ф

снятие психоэмоционального напряжения, а также закрепление установки на дальнейшее личностное развитие.

Мы увидели, что людям не хватает профессиональных, медицинских, научных знаний. Самое главное, чтобы эти знания преподносились доступным языком. Участники пришли к общему выводу, что только комплексный подход к здоровью сделает человеческую жизнь наиболее полной, радостной и успешной и что при этом только сам человек делает выбор и несёт за него ответственность.