Грачева Л. В лабиринте мира красок / Л. Грачева // Библиополе. – 2009 .– № 4. – С. 55-58.
Программа библиотечных уроков для учащихся художественной школы.
Библиотечные уроки — центральная тема моей профессиональной практики. Мой производственный стаж — 10 лет работы в Кустаревском сельском филиале Сасовской ЦБС и 5 лет — методистом по работе с детьми Сасовской централизованной библиотечной системы.
В настоящее время я работаю педагогом дополнительного образования Центра детского творчества Сасовского района и по совместительству библиотекарем в Кустаревской школе. Заочно окончила Рязанский филиал Московского государственного института культуры и искусств по специальности «Библиотековедение и библиография».
Несколько лет назад мною была разработана программа библиотечных уроков «В лабиринте мира красок» для учащихся художественной школы. Позже переработала ее для учеников общеобразовательных школ. При соответствующей доработке ее можно использовать как программу учреждений дополнительного образования.
Цель этой программы: привлечь внимание к библиотеке как центру образования и развития, позволяющему расширить и обогатить учебный процесс, представителей власти и общественности. Ее задачи: привить читателям навыки самостоятельного поиска информации; воспитать бережное отношение к различным информационным носителям; создать условия для раскрытия творческих способностей читателей.
А формы этой работы самые различные: экскурсии, познавательные уроки, беседы, обзоры, игровые мероприятия.
Программа рассчитана на четыре года обучения по три занятия в 1—4-х классах художественной школы или в 5—8-х классах общеобразовательной.
Используемая литература
- Белокаменко М., Доморацкий В., Алехина Л. Организация чтения детей в библиотеке: системный подход // Библиотековедение. — 2001. — № 4. — С. 64—70.
- Володин Б. Исследователи-гуманитарии имеют право на свою библиотеку // Библиотека. — 1998. — № 5. — С. 76—77.
- Ильина В., Инькова Л. На методическую помощь спрос постоянный // Библиотека. —
2001. —№3. —С. 68—69.
- Караваева Е. В. Детская библиотека в меняющемся информационном мире// Библиотековедение. — 2001. — № 5. — С. 43—46.
- Рыбинская А. Художественное образование: путь к гармонии // Библиотека. — 1999. — С. 42—43.
- Л. де Фос. Дом для домашних заданий: Как библиотека может помочь учащимся развить свою «медийную компетентность» // Библиотековедение. — 1999. — № 1. — С. 35—38.
- Юсупова В., Урядова О. В чем преимущества проектного мышления? // Библиотека. —
2002. — № 1, —С. 43—45.
1 год обучения
- 1 занятие. Дорога к Художественному переулку: экскурсия по библиотеке. Знакомство с расстановкой книжного фонда. Раскрыть отрасль знания 85.1. В мире прекрасного: Картины и художники. Познакомить с правилами расстановки и пользования книжным фондом.
- 2 занятие. Художники-иллюстраторы: художественный образ печатного слова.
- 3 занятие. Знакомство со структурой книги: библиотечный урок.
Ожидаемый результат: свободное ориентирование в библиотечном пространстве и в работе с книгой.
Используемая литература
- Библиотечно-библиографические знания — школьникам: практ. пособие. — М., 1989. — 216 с.
- Библиотечно-библиографическая классификация: табл, для дет. и шк. библиотек. — М., 1988.— 248 с.
- Бурыкина В. Книги об изобразительном искусстве в чтении детей младшего школьного возраста // Детская литература. — 1987. — С. 164—174.
- Кузмичев И. Ум, талант, сердце и золотые руки // О литературе для детей. — Л., 1969. — С. 94—105.
- Моя биография//Детская литература. — 1997. — №4. — С. 3—13 (Маврина Т., о ней).
- Рик Т. А вы случайно не добрый волшебник? // Детская литература. — 2000. — № 4. — С. 17—22 (Владимирский Л. В., о нем).
- Талант детям // Детская литература. — 2000. — № 2/3. — С. 4—17 (Васнецов Ю. А., о нем).
- Чайковская В. Фантастические вариации //Детская литература. — 1997. — № 5/6. — С. 64, 81—84.
- Юрьев А. Игра воображения // Детская литература. — 2000. — № 1. — С. 20—24 (Диодоров Б., о нем).
2 год обучения
- 1 занятие. Книга любознательных: работа с энциклопедиями и словарями.
- 2 занятие. Журнал, его общие черты и различие с газетой.
- 3 занятие. Видео гид приглашает в гости: обзор видеоматериалов.
Ожидаемый результат: быстрый поиск информации на различных носителях.
Используемая литература
- Библиотечно-библиографические знания — школьникам: практ. пособие. — М.,
1989. — 216 с.
- Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2. — М.,
1990. —318 с.
- Энциклопедия для детей. Т. 7: Искусство. 4.1. — М., 1999. — 688 с.
- Энциклопедия для детей. Т. 7: Искусство. Ч. 2. — М., 1999. — 656 с.
3 год обучения
- 1 занятие. Волшебная нить Ариадны: работа с каталогами.
- 2 занятие. Работа с картотеками.
- 3 занятие. Компьютер рисует вместе со мной: работа с графическим редактором.
Ожидаемый результат: использование библиографических пособий сократит время поиска информации.
Используемая литература
- Библиотечно-библиографические знания — школьникам: практ. пособие. — М.,
1989. — 216 с.
- Девяткина Т. Справочно-поисковый аппарат — это совсем не скучно // Библиотека. — 2001. — № 11. — С. 29— 31.
- Диль Л. Чтобы читателям было комфортно! // Библиотековедение. — 2001. — № 4. — С. 93—96.
- Феличев С. Мой друг компьютер: книга для детей и родителей. — М., 2000. — 120 с.
- Компьютер для детей. — М., 2000. — 304 с.
4 год обучения
- 1 занятие. Краеведение в работе библиотек.
- 2 занятие (декабрь). Все краски мира через Интернет: занятие в компьютерном классе.
- 3 занятие. Мастера мирового искусства: эрудит-лото.
Ожидаемый результат: читатели будут воспринимать массовую библиотеку как центр интеллектуального досуга, способствующего углублению образования.
Используемая литература
- Второва Т. Рядом с настоящим — прошлое // Библиотека. — 1999. — № 9. — С. 88— 89.
- Литвинова Н. Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть нам в Интернете! // Библиотека. — 2001. — № 12. — С. 20—23.
- Мартынова Е. Использование Интернет в работе библиотек. Консультация // Проект «Управление процессом перемен»: Комплексная тренинговая программа для библ, работников. — Брянск, 2000. — С. 100—110.
- Медведевский Г. Томик из Интернета или с книжной полки? // Библиотека. — 2001. — № 3. — С. 37—38.
- Михнова И. Б. Краеведение и местное самоуправление: Информационный и управленческий аспект// ГПНТБ. — 2001. —№3. —С. 66—70.
- Мичурина Н. Программа «Internet в Детской библиотеке» // Публичные библиотеки. Пути взаимодействия. Вып. 4: Открытый конкурс среди публичных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей»: сб. луч. работ. — 2001. — Ч. 1. — С. 83—112.
- Стрелкова Е. Система приоритетов в современной работе по автоматизации библиотек для детей Ленинградской области // ГПНТБ. — 2001. — № 2. — С. 56—61.
- Беспредельный космос живописи... // Читаем, учимся, играем. Вып. 3. Ч. 8. — 1997. — С. 31—34.
- Каплина О. «Весь мир — музей...» // Читаем, учимся, играем. — 2001. — № 1. — С. 41—47.
- Мастера русского искусства: Эрудит-лото // Учительская газета. — 1997. — № 29. — С. 20.
- Мир глазами художника. — Рязань, 1986.
- Мургина О. Художник «иных миров» // Читаем, учимся, играем. — 2001. — № 1. — С. 59—70.
- Рязанцева Л. Непостижимая тайна творений // Читаем, учимся, играем. — 2000. — № 4. — С. 48—52.
1 класс Занятие № 1
Дорога к Художественному переулку
БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами посетим в Читай-городе, именно так называют библиотеку, переулок Художественный,
85.1. Жильцы этого переулка необычные... Отгадайте загадку:
Хоть не шляпа, а с полями. Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами Терпеливым языком.
Да, это книга! Она всегда рада гостям, ей есть чем поделиться. Книги с Художественного переулка, 85.1, расскажут вам о жизни и творчестве художников, репродукции (фотографии картин) познакомят с лучшими произведениями авторов. Художественный переулок,
85.1, расположен в Гуманитарном районе, 8, на улице Искусство, 85. В этом районе собраны произведения по изобразительному искусству и архитектуре, а также книги по музыке, танцам, кино и другим зрелищным искусствам. А чтобы не заблудиться здесь, надо знать точный адрес дома, в который вы хотите постучаться.
- Кисточка
Сейчас мы с вами посмотрим спектакль «Дорога к Художественному переулку, 85.1».
Спектакль
Картина № 1
КИСТОЧКА: Здравствуйте, не подскажете, как найти переулок Художественный, 85.1?
УЧЕНЫЙ КОТ: Дорогуша, вы далеко забрели, этот переулок, насколько мне известно, находится на окраине нашего города в Гуманитарном районе, 8, на улице Искусство, 85, а здесь противоположная часть города — Научный район, 2.
КИСТОЧКА: Спасибо. До свидания.
УЧЕНЫЙ КОТ: Всего доброго, не заблудитесь, уважаемая дама.
Картина № 2
Проезжает быстро машина. Кисточка отскакивает.
КИСТОЧКА: Чуть не задавил, лихач. Что это за район?
ВИНТИК: Это Технический район, 3. Авы что здесь делаете?
КИСТОЧКА: Я ищу дорогу к переулку Художественному,
85.1.
ВИНТИК: Туда далеко добираться. Хочешь, я тебя подвезу до Лесного района, мне по пути, я еду за дровами?
КИСТОЧКА: С удовольствием.
(Машина останавливается, Кисточка выходит.)
Спасибо большое! До свидания.
ВИНТИК: До свидания!
Картина № 3
КИСТОЧКА (читает надпись): Лесной район, 4.
(На нее падает дерево, она отскакивает. Выходит Дровосек.)
ДРОВОСЕК: Осторожно,
здесь валят лес, это место не для прогулок. Ты куда держишь путь?
КИСТОЧКА: Я ищу переулок Художественный, 85.1.
ДРОВОСЕК: Иди через лесную поляну к фермерскому хо-
зяйству, а там хозяева тебе подскажут дорогу дальше.
КИСТОЧКА: Спасибо, до свидания!
ДРОВОСЕК: Счастливого пути.
Картина N2 4
КИСТОЧКА: Это, кажется, аптека, надо купить витамины, утомилась я от дороги.
(Звонит. Выглядывает Пилюлькин.)
ПИЛЮЛЬКИН: Что вам угодно, девочка?
КИСТОЧКА: Дайте мне, пожалуйста, витамины. Скажите, мне еще далеко идти до переулка Художественного, 85.1 ?
ПИЛЮЛЬКИН: Если сейчас вы в районе Здоровья, 5, то, пройдя еще два района, приблизитесь к своей цели.
КИСТОЧКА: Ну что ж, продолжим путь. Спасибо! До свидания!
ПИЛЮЛЬКИН: Не унывайте! До свидания.
Картина № 5
Демонстрация, люди с плакатами.
КИСТОЧКА: Ой, сколько народа! Что случилось?
ДЕМОНСТРАНТ: Это акция в поддержку художественных школ. Необходимо добиться, чтобы выделялись средства на краски, бумагу и кисточки. В последнее время эти расходы совсем не берутся в расчет.
КИСТОЧКА: Я солидарна с вами, но не могу остаться здесь, тороплюсь, ищу переулок Художественный, 85.1. Вы-то уж точно знаете, где он находится?
ДЕМОНСТРАНТ: Это почти рядом, за Культурным районом.
КИСТОЧКА: Успехов вам, до свидания!
ДЕМОНСТРАНТ (выкрикивает): Художественным школам — зеленый свет!
Картина № 6
МАЛЬВИНА (поучительно): Как ты не поймешь, негодный мальчишка, что учение — это ключ ко всем тайнам!
БУРАТИНО: Я понимаю, только очень люблю игры и театр.
КИСТОЧКА: Извините, можно вас спросить?
МАЛЬВИНА: Девочка, у вас очень усталый вид, присядьте, отдохните и попейте с нами чай.
КИСТОЧКА: Спасибо, не откажусь.
БУРАТИНО: Где ты так долго путешествовала? У тебя, наверно, было много приключений?
КИСТОЧКА: Мне пришлось пройти весь Читай-город с одного конца на другой, испытать множество потрясений, а ищу я дорогу к переулку Художественному, 85.1.
МАЛЬВИНА: Вот видишь, Буратино, если бы эта девочка могла пользоваться картой, то быстрее бы нашла нужный адрес. Наш район — Культурный, 7, а переулок Художественный, 85.1, находится в соседнем Гуманитарном районе.
КИСТОЧКА: Спасибо за угощение и совет! До свидания!
БУРАТИНО и МАЛЬВИНА: До свидания!
Картина N° 7
КИСТОЧКА: Ну наконец-то я нашла свой Гуманитарный район, 8. Но сколько здесь улиц, где же моя — улица Искусства, 85?
МУЗА: Ваша улица находится между улицами Литературной и Религиозной, а чуть дальше в стороне располагаются улицы Философская, Психологическая и на самой окраине — Справочный район.
КИСТОЧКА: Спасибо!
МУЗА: Верного вам пути!
Картина № 8
КИСТОЧКА: Ура! Я на месте: Художественный переулок, 85.1. Здесь мне назначена встреча с книгами по изобразительному искусству.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, поднимите руки, кто запомнил адрес, где располагаются книги по изобразительному искусству?
Эти книги вы найдете за разделителем 85.1 В мире прекрасного: Картины и художники — для читателей младшего школьного возраста и за разделителем 85.1 Изобразительное искусство и архитектура — для старшеклассников.
А теперь мы пройдем по всем отделам библиотеки, познакомимся с библиотекарями, которые там работают, и вы сами попробуете найти книги по изобразительному искусству.
Анкета
1. Что вам больше всего запомнилось в экскурсии по библиотеке?
2. Напишите номер разделителя, за которым собраны книги по изобразительному искусству?
3. Сколько вам лет?
Анализ анкет
(Продолжение следует.)