Семяновская А. Утренник, посвященный Константину Георгиевичу Паустовскому / А. Семяновская // Школьная библиотека. – 2011. – № 8. – С. 85-91.

В мае 2012 года исполняется 120 лет со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского, ставшего любимым писателем многих наших старших современников. Поможем и нашим школьникам прикоснуться к творчеству Паустовского, увидеть мир его глазами.

 Утренник, посвященный Константину Георгиевичу Паустовскому

19 (31) мая 1892 – 14 июля 1968

Оформление зала.

  • Портрет писателя Константина Георгиевича Па­устовского
  • Фото из жизни писателя,
  • Репродукции иллюстраций к его произведениям,
  • Рисунки книг, написанных К.Г. Паустовским для детей.

Вступительное слово библиотекаря.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Имя Константина Георгиевича Паустовского известно не только взрослым читателям, но и детям.

Перед вами выставка его книг, написанных для детей. Здесь и рассказы, и сказки.

Более 50 лет своей жизни К. Г. Паустовский писал для нас свои удивительно прекрасные книги. Его рассказы иногда написаны с добрым чувством юмора. Вспомните, например, его рассказы «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Резиновая лодка» и некоторые другие. Иногда они о простом житье-бытье друзей, приехавших из города в деревню, где они и отдыхают, и работают, и общаются с местными жителями, и изучают окружающую их природу.

Когда мы, взрослые, читаем рассказы Паустовского о природе – рассказы, наполненные такой любовью к родному краю, – мы невольно вспоминаем, как воспели родную природу А.С. Пушкин и И.С. Тургенев, вспоминаем рассказы В. Бианки, И. Соколова-Микитова, М. Пришвина.

Прочтешь такие произведения, и хочется самому оглянуться, увидеть, влюбиться в окружающий нас мир природы и навсегда его запомнить.

Иногда, когда читаешь К.Г. Паустовского, не только видишь то, о чем он пишет, но и слышишь, как оживает луг, как наполняется звуками лес – как полнится музыкой жизнь.

1-й ВЕДУЩИЙ: Сегодня на нашем литературном утреннике мы увидим инсценировки двух таких рассказов.

2-й ВЕДУЩИЙ: Итак, смотрите инсценировку по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Это рассказ о норвежском композиторе Эдварде Григе и маленькой новежской девочке Дагни. Исполнители – ученики класса.

ИНСЦЕНИРОВКА ПО РАССКАЗУ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»

ЧАСТЬ I

ГРИГ: Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли. Кроме того, в горных лесах живет, как птица-пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.

...Осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежит на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

(Видит девочку.)

Как тебя зовут, девочка?

ДАГНИ: (Смущенно) Дагни Педерсен.

ГРИГ: Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

ДАГНИ: У меня есть старая мамина кукла... Когда-то она закрывала глаза. Вот так! (Показывает.) А теперь она спит с открытыми глазами. (Печально.) У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит. (Дагни ставит корзину на землю.)

ГРИГ: Слушай, Дагни, я придумал! Я подарю тебе... одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

ДАГНИ: (Всплескивает руками) Ой, как долго!

ГРИГ: Понимаешь, мне нужно ее еще сделать.

ДАГНИ: А что это такое?

ГРИГ: Узнаешь потом.

ДАГНИ: (Строго) Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

ГРИГ: (Смутившись) Да нет. Это не так. (Неуверенно.) Я сделаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие игрушки не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

ДАГНИ: (Умоляюще) Я не разобью. (Тянет Грига за рукав.) И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с нее пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

ГРИГ: (В сторону) Она совсем меня запутала, эта Дагни. (Смотрит на девочку.) Ты еще маленькая, многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом. (Дагни вздыхает, протягивает Григу корзину. Они идут)... В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых. (Останавливаются). Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?

ДАГНИ: Хегеруп. (Удивленно) Разве вы не зайдете к нам? У нас есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Дедушка позволит вам взять ее в руки.

ГРИГ: (Качает головой) Спасибо. (Пригладил девочке волосы.) Сейчас мне некогда. Прощай. (Дагни, насупившись, смотрит ему вслед. Григ останавливается и как бы про себя говорит.)

ГРИГ: Я напишу музыку. На заглавном листе я прикажу напечатать: Дагни Педерсен – доче­ри лесника Хегерупа Педерсена, когда ей ис­полнится 18 лет.

(Уходит).

ЧАСТЬ II

ВЕДУЩИЙ 1: В 18 лет Дагни окончила школу. По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить у своей сестры Магде. Пускай девочка посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится. Кто знает, что ждет Дагни в будущем?

ВЕДУЩИЙ 2: Магда работала театральной портнихой. Муж ее Нильс служил в том же театре парикмахером. Жили они в комнатушке под крышей театра. Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели. Напуганная тетушка Магда успокаивала Дагни. Она говорила, что нельзя слепо верить тому, что происходит на сцене. Но дядюшка Нильс обозвал Магду за это наседкой и сказал, что, наоборот, в театре надо верить всему, иначе людям не нужны были бы никакие театры. И Дагни верила.

Но все же тетушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт. Нильс против этого не спорил. «Музыка, – сказал он, – это зеркало гения».

ВЕДУЩИЙ 1: Был теплый июнь. Стояли белые ночи. Концерты проходили в городском парке под открытым небом. Несмотря на вечер, ни дирижёр, ни оркестранты не включили лампочек над пультами. Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены только для того, чтобы придать нарядность концерту.

ДАГНИ: Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на неё странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали в душе у Дагни множество картин, похожих на сны. Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её.

– Это ты меня звал, Нильс? – спросила Дагни дядюшку Нильса, взглянула на него и сразу же нахмурилась.

ДЯДЮШКА НИЛЬС: Дядюшка Нильс смотрел на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением.

ДАГНИ: И также смотрела на неё, прижав ко рту платок, тётушка Магда.

– Что случилось? – спросила Дагни. Магда схватила её за руку и прошептала: «Слушай!».

Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:

ЧЕЛОВЕК ВО ФРАКЕ: Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери Хегерупа Педерсена – Дагни Педерсен – по случаю того, что ей исполнилось 18 лет.

ВЕДУЩИЙ 2: Дагни вздохнула так глубоко, что у неё заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступившие к горлу слёзы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.

ВЕДУЩИЙ 1: Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок, как в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

ВЕДУЩИЙ 2: Мелодия росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

ДАГНИ: Да! Это был её лес, её родина! Её горы, песни рожков, шум её моря! Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке. Дагни слышала эту песню у себя в горах.

Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками! Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать. Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через 10 лет!

ВЕДУЩИЙ 1: Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила всё пространство между землёй и облаками, повисшими над городским садом. Музыка уже не пела. Она звала, звала за собой в ту сторону, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья.

1 -й ВЕДУЩИЙ: Есть еще один рассказ, в котором героем является композитор. Инсценировку по рассказу К.Г. Паустовского «Старый повар» покажут ученики ... класса.

ИНСЦЕНИРОВКА ПО РАССКАЗУ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «СТАРЫЙ ПОВАР»

ВЕДУЩИЙ. В один из зимних вечеров 1786 года в Австрии, на окраине Вены, в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его в сторожке. Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:

СТАРИК: Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно очистить свою совесть.

МАРИЯ: Что делать?

СТАРИК: Выйди на улицу и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

МАРИЯ: Наша улица такая пустынная... (Накинула платок и вышла.)

(Видит прохожего, обращается к нему).

Пожалуйста, войдите в наш дом. Умирает отец. Он хочет исповедаться.

ПРОХОЖИЙ: Хорошо. Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.

(Вошли в дом, незнакомец снял плащ, поправил волосы, придвинул к кровати табурет. Сел и, наклонившись, посмотрел в лицо умирающего.)

Говорите. Может быть, я облегчу и сниму тяжесть с вашей души.

СТАРИК (очень тихо): Я работал всю жизнь, пока не ослеп. А кто работает, у того нет времени, чтобы грешить. Когда заболела чахоткой моя жена – её звали Мартой – лекарь пропи­сал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

ПРОХОЖИЙ: А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это?

СТАРИК: Клянусь, сударь, никто. (Заплакал). Если бы я знал, разве я мог бы украсть!

ПРОХОЖИЙ: Как Вас зовут?

СТАРИК: Иоган Мейер, сударь.

ПРОХОЖИЙ: Так вот, Иоган Мейер (положил ладонь на слепые глаза старика), вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

СТАРИК: Аминь.

ПРОХОЖИЙ: А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

СТАРИК: Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

ПРОХОЖИЙ. Я сделаю это. А ещё чего вы хотите?

(Старик улыбнулся и громко сказал.)

СТАРИК: Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветёт весной. Но это не возможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

ПРОХОЖИЙ: Хорошо. (Встал). Хорошо! (Подошёл к клавесину и сел перед ним). Хорошо! (Заиграл)... Слушайте и смотрите.

(Звучит музыка Моцарта.

Пауза.)

СТАРИК: Я вижу, сударь! (Приподнялся на кровати.) Я вижу день, когда я встретился с Мартой, и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. (Прислушался.) Смеялась.

ПРОХОЖИЙ: А теперь вы видите что-нибудь? (Старик молчал, прислушиваясь.)

Неужели Вы не видите, что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё подымается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синей, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

СТАРИК: Я вижу всё это!

МАРИЯ: Нет, сударь, эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.

ПРОХОЖИЙ: Да, это яблони, но у них очень крупные лепестки. (Старик упал на подушку. Мария вскрикнула).

СТАРИК: Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать... имя. Имя!

ПРОХОЖИЙ: Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт.

2-й ВЕДУЩИЙ: Вы посмотрели инсценировки по двум рассказам К.Г. Паустовского. Вы прочитали немало книг этого замечательного писателя. Некоторые из них представлены на этой книжной выставке.

1-й ВЕДУЩИЙ: А теперь еще несколько слов о писателе.

Вот как писал К.Г. Паустовский о себе:

«Родился я в Москве 31 мая 1892 года в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика.

Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, спорили, благоговейно любили театр.

Могу сказать, что всегда жил со своими героями одной жизнью, всегда стремился отыскать в них добрые черты.

Я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля».

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ну, какой же литературный праздник без викторины! Викторина!

ВИКТОРИНА ПО РАССКАЗАМ К.Г. ПАУСТОВСКОГО

Угадайте, из каких рассказов Паустовского приведенные цитаты?

  • «Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую холодную труху, обожжённый нос». Чей это нос, из какого рассказа? («Барсучий нос»)
  • «Я осторожно подошёл к Рувиму. Он молча показал мне на поплавок. Клевала какая-то странная рыба. Поплавок качался, осторожно ёрзал то вправо, то влево, дрожал, но не тонул.

Он стал наискось, чуть окунулся и снова вынырнул.

Рувим застыл, – так клюёт только очень крупная рыба...» («Золотой линь»)

  • «Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронёсся, приседая, через огороды и протащил в зубах Кукан с окунями». («Кот-ворю­га»)
  • «После испытания дед, по прозвищу “Десять процентов”, щупал лодку корявыми пальцами, нюхал её, ковырял, хлопал по надутым бортам и сказал с уважением:

– Воздуходувная вещь!» («Резиновая лодка»)

  • «Какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. Посылал даже письма с марками на ответ. Но дед не сдавался. Под его диктовку Ваня написал профессору письмо: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле. При сем остаюсь Ларион Малявин». («Заячьи лапы»)
  • «Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и не торопясь умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тёр изо всей силы обслюнённой лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пёс стоял рядом». («Жильцы старого дома»)
  • «...Всё-таки снисхождение кживотному надо иметь. Для людей – дома отдыха, а для него что? Шиш! Так, значит, и выходит – всю жизнь запаривайся, а как пришла старость – так под нож. «Нет, говорю, Леонтий Кузьмич, не имеешь ты в себе окончательной правды. Ты, говорю, за копейкой гонись, но и совесть свою береги. Отдай мне этого мерина, пусть он у меня поживёт на вольном воздухе, попасётся, – ему и жить-то осталось всего ничего. Поглядите, даже морда у него – и та кругом седая». («Сивый мерин»)
  • «Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли. («Корзина с еловыми шишками»)
  • «Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный “Горлачом”.

Кот нёсся за ним на трёх лапах, а четвертой, передней лапой, бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух». («Кот-ворюга»)

  • «Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами». («Корзина с еловыми шишками»)
  • «Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. “Да ну тебя! Дьявол!” – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

– На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега!» ( «Тёплый хлеб»)

  • «В доме жило много старых вещей. Когда- то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке, и в них копошились мыши». («Жильцы старого дома»)
  • «То ли жуку понравился запах резины, то ли от Петра приятно пахло шинелью и чёрным хлебом, но жук присмирел и так и доехал с Петром до самого фронта». («Похождения жука-носорога»)
  • «Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял, наконец, хлеб из руки Фильки мягкими губами». («Тёплый хлеб»)
  • «Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нём не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно». («Стальное колечко»)
  • «Все звери и птицы знали, что живёт за рекой, в большом лесу, старый медведь. Его шкура была похожа на дремучий лес: вся в жёлтых сосновых иглах, в давленой бруснике и смоле. И хоть старый это был медведь и кое-где даже седой, но глаза у него горели, как светляки, – зелёные, будто у молодого». («Дремучий медведь»)
  • «Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий». («Растрёпанный воробей»)
  • «Варюша нашла в лесу старую еловую ветку – ту, что воткнула в снег, и начала осторожно отгребать старые листья, пустые шишки, накиданные дятлами, ветки, гнилой мох. Под одним чёрным листком блеснул огонёк». («Стальное колечко»)
  • «Тогда можно будет немного попрыгать по клумбе, пожевать листья астр, потрогать лапкой уснувшего шмеля, чтобы послушать, как он заворчит сквозь сон.

А потом прокашляются и закричат по всем дворам петухи и придёт полночь – самое хорошее время. Может быть, даже упадёт роса и в мокрой траве заблестят звёзды. Ночь будет тянуться долго, тихая и прохладная». («Квакша»)

  • «Он закружился над сценой, ослеплённый сотнями огней, и все заметили, что в клюве у него что-то нестерпимо блестит, как будто хрустальная веточка». («Растрёпанный воробей»)
  • «Сверху все увидели, как тысячи, а может быть, десятки тысяч маленьких птиц гнали над землёй дождевую тучу, не давали ей свернуть в сторону, бросались на неё несметными стаями, и от ветра, поднятого их крыльями, туча всё ниже опускалась к земле и нехотя шла, ворча и громы­хая, на иссохшие поля и огороды». («Квакша»)

БИБЛИОТЕКАРЬ. На прощанье напомню вам пожелание К.Г. Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги».