Борисенкова Т. Программа «Живая Русь» / Т. Борисенкова. // Школьная библиотека. – 2009 .– № 8. – С. 80 - 81.
Программа помогает знакомить учащихся 5–7 классов с фольклором и бытом русского народа, истоками духовного мира современного человека.
Знакомство с особенностями родной культуры даёт возможность нашим учащимся пройти вслед за своими предками путь культурного и нравственного развития, осознать то, что сложилось в веках, стать образованными, творческими людьми, любящими Отечество.
Содержание
Данная программа является необходимым шагом в освещении темы в целом.
Этот шаг даёт возможность продолжить знакомство учащихся со складом быта, фольклора, русскими народными праздниками, обычаями, традициями.
1. Организация воспитательного процесса:
Воспитанию патриотических чувств, развитию интереса к культуре русского народа способствуют разнообразные методы и формы библиотечной работы:
а) библиотечные часы,
б) выставки-обзоры,
в) обыгрывание обрядов,
г) беседы,
д) викторины,
е) мультимедийные презентации,
ж) проведение русских народных праздников.
2.Оборудование:
— книги
— фотографии
— рисунки ребят
— диски
— иллюстрационный материал.
3. Требование к результатам:
Учащиеся должны научиться осваивать русскую народную культуру, читая сказки, отрывки из произведений известных поэтов и писателей, выполняя различные задания, узнавать историю России с древних времён, осуществлять поисковую деятельность в справочно-библиографической литературе, самостоятельно составлять тексты к рисункам, делать выводы, знать праздники и обычаи древней Руси.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Е Сентябрь:
1. Выставка-обзор «Откуда есть пошла Русская земля?» (2 часа):
- подбор литературы; оформление выставки; аннотация, обсуждение книг;
2. Литературная викторина «Живая Русь» с использованием мультимедийной презентации (6 часов):
- подбор материала; составление вопросов викторины; создание мультимедийного пособия; проведение библиотечных уроков (5, 6, 7а, 7б классы)
ИТОГО: 8 часов
■ Октябрь:
1. Библиотечный час «Эти удивительные русские народные праздники» с использованием книг и мультимедийной презентации (4 часа):
- подбор книг, иллюстраций; составление вопросов по русским народным праздникам; создание мультимедийного пособия; проведение библиотечных часов (5—6 классы)
2. Посиделки в русской избе «Загадки, пословицы, поговорки русского народа» (4 часа):
- подбор материала, составление сценария; подбор и запись музыки; изготовление декораций, приготовление элементов костюмов; проведение мероприятия(7а,7б)
ИТОГО: 8 часов
Е Ноябрь:
1. Игра-викторина по мифам и сказкам славянских народов с использованием мультимедийной презентации (6 часов):
- подбор книг, иллюстраций, поиск мифов и сказок; составление вопросов к викторине; создание мультимедийной презентации; проведение библиотечных часов.
2. Фольклорный праздник «Слава русской стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказывать начну» (5–6 классы) (5 часов):
- подбор материала, составление сценария; подбор и запись музыки; оформление декорации; репетиции с фольклорной группой; проведение мероприятия.
ИТОГО: 11 часов
■ Декабрь:
1 .Театрализованное представление «Что за прелесть эти сказки!» с использованием кукольного театра (5 часов):
- подбор материала; составление сценария; репетиции с фольклорной группой; реставрация кукол; проведение мероприятия.
2. Мультимедийная презентация «Зимние народные праздники» (5 часов):
- подбор книг; поиск дополнительного материала; составление вопросов; создание мультимедийного пособия; проведение презентации (5,6,7а,7б).
ИТОГО: 10 часов
■ Январь:
1. Беседа-обзор по книгам о Руси «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит» (4 часа):
- подбор книг; составление аннотации на подобранные книги; беседа-обзор с учащимися 5—7 классов.
2. Выставка-вопрос «Твоя Родина Россия» (2 часа):
- подбор книг, иллюстративного материала; составление вопросника по символике России; оформление и проведение выставки для 5—7 классов).
ИТОГО: 6 часов ■ Февраль:
1. Фольклорный праздник «Масленица» (6 часов):
- подбор материала; составление сценария; репетиции с фольклорной группой «Петушок»; оформление декорации; подбор и запись музыки; проведение праздника (5—6 классы)
2. Литературная игра «Путешествие в мир сказок» (с использованием мультимедийной презентации) (2 часа):
- поиск и подбор книг и дополнительного материала для создания игры; составление сценария; проведение в 5-6 классах.
ИТОГО: 8 часов
■ Март:
1. Музыкальный вечер «Песни России» (5 часов):
- составление сценария; подбор песен и караоке; подготовка учащихся 6-7 классов; проведение вечера;
2. Литературная викторина «Что в имени тебе моём» (3 часа):
- поиск и подбор материала; составление вопросов викторины; проведение викторины (7а, 76).
ИТОГО: 8 часов
■ Апрель:
1. Просмотр русских народных сказок (видеосалон, 6 часов):
- поиск и подбор видеокассет и дисков; просмотр (5-7 классы).
2. Мультимедийная презентация «Колокола России» (4 часа):
- поиск и подбор материала; поиск и запись звона колоколов; создание мультимедийного пособия; составление вопросника; проведение мероприятия (7а, 7 б).
ИТОГО: 10 часов ■ Май:
1. Фольклорный праздник «Слава тебе, русская берёзка!» (5 часов):
- поиск и подбор материала; составление сценария; изготовление декораций; репетиции с фольклорной группой «Петушок»; проведение праздника (5-6 классы).
ИТОГО: 5 часов
Программа рассчитана на 74 часа
ЛИТЕРАТУРА
1. Воловник Н.С. У истоков русского фольклора s
2. Латышева Д.И. Живая Русь
3. Горбачесвский М. Рассказы об истории русских имён, отчеств, фамилий
4. Аникин В.П. Русские пословицы, поговорки
5. Приметаева-Барская Б. Как жили предки славян
6. Круглов Ю.Т. Потешки, считалки, небылицы
7. Чистов К. Обрядовая поэзия
8. Мельникова М.И. Русский детский фольклор
9. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей
10. Некрылова А.Ф. Круглый год