Борисенкова Т. Программа «Живая Русь» / Т. Борисенкова. // Школьная библиотека. – 2009 .– № 8. – С. 80 - 81.

Программа помогает знакомить учащихся 5–7 классов с фольклором и бытом русского народа, истоками духовного мира современного человека.

Знакомство с особенностями родной культуры даёт возможность нашим учащимся пройти вслед за своими предками путь культурного и нравственного развития, осознать то, что сложилось в веках, стать образованными, творческими людьми, любящими Отечество.

Содержание

Данная программа является необходимым шагом в освещении темы в целом.

Этот шаг даёт возможность продолжить знакомство учащихся со складом быта, фольклора, русскими народными праздниками, обычаями, традициями.

1.         Организация воспитательного процесса:

Воспитанию патриотических чувств, развитию интереса к культуре русского народа способствуют разнообразные методы и формы библиотечной работы:

а)         библиотечные часы,

б)         выставки-обзоры,

в)         обыгрывание обрядов,

г)         беседы,

д)         викторины,

е)         мультимедийные презентации,

ж)        проведение русских народных праздников.

2.Оборудование:

—        книги

—        фотографии

—        рисунки ребят

—        диски

—        иллюстрационный материал.

3. Требование к результатам:

Учащиеся должны научиться осваивать русскую народную культуру, читая сказки, отрывки из произведений известных поэтов и писателей, выполняя различные задания, узнавать историю России с древних времён, осуществлять поисковую деятельность в справочно-библиографической литературе, самостоятельно составлять тексты к рисункам, делать выводы, знать праздники и обычаи древней Руси.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Е Сентябрь:

1.         Выставка-обзор «Откуда есть пошла Русская земля?» (2 часа):

  • подбор литературы; оформление выставки; аннотация, обсуждение книг;

2.         Литературная викторина «Живая Русь» с использованием мультимедийной презентации (6 часов):

  • подбор материала; составление вопросов викторины; создание мультимедийного пособия; проведение библиотечных уроков (5, 6, 7а, 7б классы)

ИТОГО: 8 часов

■ Октябрь:

1. Библиотечный час «Эти удивительные русские народные праздники» с использованием книг и мультимедийной презентации (4 часа):

  • подбор книг, иллюстраций; составление вопросов по русским народным праздникам; создание мультимедийного пособия; проведение библиотечных часов (5—6 классы)

2.         Посиделки в русской избе «Загадки, пословицы, поговорки русского народа» (4 часа):

  • подбор материала, составление сценария; подбор и запись музыки; изготовление декораций, приготовление элементов костюмов; проведение мероприятия(7а,7б)

ИТОГО: 8 часов

Е Ноябрь:

1. Игра-викторина по мифам и сказкам славянских народов с использованием мультимедийной презентации (6 часов):

  • подбор книг, иллюстраций, поиск мифов и сказок; составление вопросов к викторине; создание мультимедийной презентации; проведение библиотечных часов.

2. Фольклорный праздник «Слава русской стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказывать начну» (5–6 классы) (5 часов):

  • подбор материала, составление сценария; подбор и запись музыки; оформление декорации; репетиции с фольклорной группой; проведение мероприятия.

ИТОГО: 11 часов

■         Декабрь:

1 .Театрализованное представление «Что за прелесть эти сказки!» с использованием кукольного театра (5 часов):

  • подбор материала; составление сценария; репетиции с фольклорной группой; реставрация кукол; проведение мероприятия.

2. Мультимедийная презентация «Зимние народные праздники» (5 часов):

  • подбор книг; поиск дополнительного материала; составление вопросов; создание мультимедийного пособия; проведение презентации (5,6,7а,7б).

ИТОГО: 10 часов

■         Январь:

1.         Беседа-обзор по книгам о Руси «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит» (4 часа):

  • подбор книг; составление аннотации на подобранные книги; беседа-обзор с учащимися 5—7 классов.

2.         Выставка-вопрос «Твоя Родина Россия» (2 часа):

  • подбор книг, иллюстративного материала; составление вопросника по символике России; оформление и проведение выставки для 5—7 классов).

ИТОГО: 6 часов ■ Февраль:

1.         Фольклорный праздник «Масленица» (6 часов):

  • подбор материала; составление сценария; репетиции с фольклорной группой «Петушок»; оформление декорации; подбор и запись музыки; проведение праздника (5—6 классы)

2.         Литературная игра «Путешествие в мир сказок» (с использованием мультимедийной презентации) (2 часа):

  • поиск и подбор книг и дополнительного материала для создания игры; составление сценария; проведение в 5-6 классах.

ИТОГО: 8 часов

■         Март:

1.         Музыкальный вечер «Песни России» (5 часов):

  • составление сценария; подбор песен и караоке; подготовка учащихся 6-7 классов; проведение вечера;

2.         Литературная викторина «Что в имени тебе моём» (3 часа):

  • поиск и подбор материала; составление вопросов викторины; проведение викторины (7а, 76).

ИТОГО: 8 часов

■         Апрель:

1.         Просмотр русских народных сказок (видеосалон, 6 часов):

  • поиск и подбор видеокассет и дисков; просмотр (5-7 классы).

2.         Мультимедийная презентация «Колокола России» (4 часа):

  • поиск и подбор материала; поиск и запись звона колоколов; создание мультимедийного пособия; составление вопросника; проведение мероприятия (7а, 7 б).

ИТОГО: 10 часов ■ Май:

1. Фольклорный праздник «Слава тебе, русская берёзка!» (5 часов):

  • поиск и подбор материала; составление сценария; изготовление декораций; репетиции с фольклорной группой «Петушок»; проведение праздника (5-6 классы).

ИТОГО: 5 часов

Программа рассчитана на 74 часа

             ЛИТЕРАТУРА       

1. Воловник Н.С. У истоков русского фольклора s

2. Латышева Д.И. Живая Русь

3. Горбачесвский М. Рассказы об истории русских имён, отчеств, фамилий

4. Аникин В.П. Русские пословицы, поговорки

5. Приметаева-Барская Б. Как жили предки славян

6. Круглов Ю.Т. Потешки, считалки, небылицы

7. Чистов К. Обрядовая поэзия

8. Мельникова М.И. Русский детский фольклор

9. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей

10. Некрылова А.Ф. Круглый год