Сачкова М. Синтез музейной педагогики и креативного развития личности / М. Сачкова. // Школьная библиотека. – 2011 .– № 9 - 10. – С. 92 - 97.

Сценарий проведения экскурсии по русской избе для учащихся 3 - 4-х классов.

Состояние творчества органично для учащихся младших классов. С каким воодушевлением они вливаются в процесс сочинения сказки, создания фантазий на тему прослушанного литературного произведения, иллюстрирования и прочее! Ребенок, воодушевленный прочитанным, ищет для себя возможность претворить читательские впечатления в продуктах собственной деятельности, тем самым реализовать свою природную креативность.

Продолжая работу по креативному развитию школьников на примере литературных произведений в рамках кружка «Вообрази- лия», мне удалось интегрировать методы музейной педагогики в творческий процесс.

В школе много лет существует музей «Кана- вино на рубеже веков», где действуют две постоянные экспозиции: «Галерея предметов быта (рубеж XIX и XX века)» и «Мещанская гостиная» (http://sch 121 .edusite.ru/p32aa1 .html).

Подход к музею как к модели мира, в котором опыт рационального познания переплетается с чувственным, и обосновывает необходимость обращения в воспитательной работе с младшими школьниками к музейной педагогике. Основной методологический прием в работе современного музея — интерактивность — превращает хранилище исторических предметов в живой организм процесса познания.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности.

Вводная экскурсия «Русская изба» дает ребятам возможность перенестись на два века назад: попробовать намолоть муки в жерновах, достать ухватом чугунок, отгадать загадки, поиграть в народные игры, с большим удовольствием погладить рубелем (Приложение).

Следующим этапом, сочетающим приемы музейной педагогики и методики креативного развития, является постановка русских народных сказок с использованием предметной среды музейной экспозиции. Для ребят буквально оживают строки: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком...», «Взяла жерновцы и стала молоть: ан блин да пирог, блин да пирог!..», «На вот серп, жни, мама наказывала», «Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок...», «Вот идет она путем-дорогой; лежит лапоть», «Что же, — думает лиса, — ину пору и лапоток пригодится» и другие.

Много интересного происходит на занятиях. Когда мы, как Емеля в сказке «По щучьему веленью», «поймали» волшебную щуку и загадывали желания, первоклассники удивляли своей мудростью и детской непосредственностью: По щучьему веленью, по моему хотенью... «Пусть никто не болеет...», «Всем мороженого — сколько хочешь ...», «Девочку, которая за меня будет в школу ходить...», «Чтобы никто не грустил...», «Пусть будет тепло...» «Какиххочешь игрушек...» и т.д.

Народная игрушка, традиции, изготовление всегда вызывает интерес у ребят. Нижегородская земля богата умельцами, мастерами народных промыслов — это и городецкая роспись с необыкновенными конями, бытовыми сюжетами, и хохломская матрешка, и многое другие. Музей игрушки в Городце проводит для юных посетителей мастер-классы по изготовлению глиняной свистульки.

В кружке «Вообразилия» учащиеся с увлечением мастерят куклу-колокольчик — куколку добрых вестей в подарок бабушкам и мамам.

Музейная педагогика логично вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру.

Приложение

Сценарий экскурсии «Русская изба» по школьному музею «Канавино на рубеже веков»

Экскурсовод: Старовойтова Анастасия, 8 «Г» класс.

Руководитель: Сачкова Марина Николаевна.

Цель мероприятия: формирование духовной культуры, любви к родному краю у учащихся 3—4 классов через организацию экскурсионной деятельности.

Задачи:

  • познакомить учащихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;
  • воспитывать уважение к людям труда — народным умельцам, мастерам, воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;
  • развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;
  • развивать память, логическое мышление, воображение.

Реквизит: экспозиция «Предметы крестьянского быта XIX-XX вв.».

Методы:

  • репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ экскурсовода, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов;
  • игровой: направлен на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

ХОД ЭКСКУРСИИ

1.         Приветствие

— Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон.) Я рада видеть вас в своей горнице. Меня зовут Анастасия. А вы чьи будете? Откуда вы? Замерзли с мороза? Да, не больно уж тепло. Да и чего ждать — зима на дворе.

2.         Постановка целей и задач

— Сегодня я вас познакомлю с бытом русских людей, покажу, как они жили, словом, мы с вами побываем в настоящей русской избе, которая представлена в школьном музее «Канавино на рубеже веков»! Ребята, будьте внимательны, потому что я вам буду давать задания, которые вы должны будете выполнить. Вам понадобится ваша смекалка.

3.         Пословицы

— Ребята, а вы пословицы русские знаете? Я сейчас буду говорить вам начало русской пословицы, а вы должны будете ее продолжить.

1.         Любишь кататься... (люби и саночки возить).

2.         Поспешишь... (людей насмешишь).

3.         Как аукнется.... (так и откликнется).

4.         Семь раз отмерь... (один раз отрежь).

5.         Делу — время... (потехе — час).

6.         Не красна изба углами (красна — пирогами).

4.         Русская изба. Общая характеристика (рассказ сопровождается видеорядом — иллюстрациями к тексту)

— Слово «изба» у большинства людей, естественно, соединяется со словом «деревня». Эта ассоциация верная. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Но ведь и город наш не сразу стал городом, сначала было несколько сел. Тогда возле небольшого озерца на месте нашего микрорайона стояло всего несколько крестьянских усадеб. Селение звалось не Гордеевкой, а Дорожайкой, сохраняя в топониме изначальное прозвание по озерцу Дорожайка. Гордеевкой оно звалось, по одной версии, потому, что принадлежало купцу Гордееву, а по другой — на этом месте у дороги вдоль Волги орудовал разбойник Гордей. В черту Ка- навина Гордеевка включена в 1925 году, а в черту Нижнего Новгорода — в 1929 году.

А до того времени жили крестьяне в своих избах...

Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом». При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. При этом исходили, естественно, из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым — и вместе с тем учитывали его ритуальную ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде захоранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня.

Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили.

Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. А вы знаете, что не всякое дерево годилось на постройку? Для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, — от них у домашних будет «сухотка». Запрет распространялся и на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадет «буйное» дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой — его «везли» в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи

старого дома.

В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло.

А как вы думаете, какие были полы в доме?

Полы настилали из половиц — половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было непросто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками. В нашей экспозиции вы можете видеть такие половики (показать).

Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно — символы богатства и семейного тепла, ладан — символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением плотников и всех, участвовавших в работе.

5.         Русская печь

— А как вы думаете, что же самое главное в избе?

Центральное место в доме занимала печь. Принято считать, что и само слово «изба» произошло от глагола «истопить». Истопкой называлось теплое помещение дома, отсюда и слово «истьба» (изба).

Как вы думаете, для чего была нужна печь в доме? Правильно, в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Вот пять основных функций печи. А еще в печке сжигали сор — по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также русская печь — прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний.

С печкой связано немало примет и поверий. Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. А еще, ребята, когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу.

А еще печь является сказочным персонажем. Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в которых бы упоминалась печь? В некоторых сказках она играет чуть ли не главную роль!

(Ребята отвечают: «По щучьему веленью», «Гуси- лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Маша и медведь».)

Молодцы, много сказок знаете!

6.         Русская кухня

— А что же готовили в печи? Какова же была основная пища русских людей? (Ответы ребят.) Молодцы! Из блюд у русских главной едой после щей и хлеба была каша — пшенная, овсяная, пшеничная. Сытная, наваристая. Она была вкусна как горячая, так и холодная. Есть даже такая русская пословица: «Щи да каша — пища наша». Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем обычно. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как следует отругав нерадивого кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, видно, оно им понравилось. Со временем лепешки стали выпекать из муки. Для этого использовали жернова (обратить внимание на экспонат). Так, согласно народной присказке, из каши появился на свет хлеб. Какие предметы на нашей выставке помогали готовить еду? (Чугунок, ухват, самовар, кринки, миски, кружки, ложки, венчики и другие.)

7.         Красный угол избы

— Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи». По диагонали от нее находился красный, или святой, угол. Здесь располагалась икона, висела лампадка. Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, он крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. Под образами стоял обеденный стол с лавками. На середине стола стоял самовар. В красный угол сажали самых почетных гостей. Вы у меня самые почетные гости, поэтому я приглашаю вас сесть на эти лавки.

Напротив красного угла располагался печной, или бабий, угол (кут). Здесь женщины готовили пищу, пряли (обратить внимание на прялку), ткали, шили и т.д. Вот, обратите внимание, какие были русские костюмы, праздничные и будничные (на каждый день). Так одевались русские люди. Хочу заметить, что любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Посмотрите, какие головные уборы носили женщины. Все это делалось своими руками (шитье, вышивка).

А вот это ткацкий станок! Девочки с детства должны были уже уметь на нем ткать.

Тут же стоял шкаф для хранения кухонной посуды — посудник. Кстати, посуду тоже люди делали сами. В основном, она имела округлую форму, потому что, когда ее ставили в печь, она обогревалась с боков. Горлышко было узким, чтобы дольше хранилось тепло (показать).

От остального пространства кут отгораживали занавеской. Мужчины не должны были заходить сюда. Угол за печью называли закутом, или запечьем.

Обстановка в избе была скудной. Главным предметом мебели являлись лавки — они были широкими, на них не только сидели, но и спали. У богатых людей над окном на стене были сделаны широкие полки. На них стояла дорогая посуда, шкатулки и другие вещи, которые украшали избу.

В домах часто были сундуки, обитые железом. Там хранили наряды девушки-невесты. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Сундук с приданым»? Посмотрите! (Показать.)

А в нашем сундуке не приданое, а старинные вещи. В нашей избе много старинных вещей.

8.         Загадки

— Что-то вы немножко притомились, да?

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей — погляжу!

Хочу дать вам подсказку: все ответы находятся у вас перед глазами.

1.

Под крышей — четыре ножки, А на крыше — суп да ложки.

( Стол)

2.

Стоит бычок, подбоченивши бочок, Шипит и кипит, всем чай пить велит.

(Самовар)

3.

Ходит, ходит,

А в избу не заходит.

(Дверь)

4.

Межи деревянные,

А поля стеклянные.

(Окна)

5.

В избе — изба, на избе — труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет.

(Печь)

6.

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

7.

Купили новенькое,

Такое кругленькое,

Качают в руках,

А оно все в дырках.

( Сито)

(Показать, какие движения производят с ситом, когда просеивают муку.)

8.

Не бык, а бодает,

Не ест, а хватает.

Что схватит — отдает,

Снова в угол отойдет.

(Ухват)

9.

Влез на стол он из-под лавки,

Осмотрелся на подставке,

Гибким хвостиком вильнул, Складки со штанов слизнул.

(Утюг)

9.         Утюги

— Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель.) Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской — рубелем. Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг.) Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя утюгами: пока один нагревался на плите, другим гладили. Когда утюг остывал, их меняли местами.

10.       Игра «Ручеек»

— Я вам уже говорила, что все предметы обихода и одежда изготавливались руками хозяев. Работы было много у всех членов семьи, и свой труд люди уважали, трудились с душой. Очень часто девушки и женщины собирались в одном доме, шили, ткали, вышивали с песнями и шутками. Такие вечера назывались деревенские посиделки. А еще, ребята, деревенские мальчики и девочки тоже тянулись на эти посиделки, любили послушать взрослых, да и просто поиграть. Давайте и мы с вами сейчас тоже поиграем. Я вспомнила одну русскую игру — «Ручеек», может быть, кто-то знаком с ней? Расскажите остальным, как в нее нужно играть.

(Дети становятся парами друг за другом, поднимают руки, образуя «воротца». Водящий проходит под «воротцами», берет одного ребенка за руку и уводит к концу «ручейка». Оставшийся игрок идет к началу, проходит под «воротцами», выбирая себе пару. Игра проводится под веселую русскую народную мелодию.)

11.       Заключение

— Умаялись, гости мои дорогие? Я очень рада, что вы ко мне пришли. Все задания мои выполнили, загадки отгадали, пословицы рассказали, в игру поиграли! Молодцы! Я надеюсь, что вы еще придете в наш школьный музей «Канавино на рубеже веков».

Я хотела показать вам то, что есть в нашей русской избе. А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, увидели предметы русской старины?

Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все это сделать? А вы готовы сами трудиться?

Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!

             ЛИТЕРАТУРА       

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. — М„ 1983.

Иванов П. Народные обычаи, поверья, приметы, пословицы и загадки. — М, 1985.

Ополовников А.В. Русь деревянная: образы русского деревянного зодчества. — М, 1976.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М, 1978.

Беликова С.И. Русская изба. — Любое изд.