Ротарь Н. Моя вообразилия / Н. Ротарь. // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2004 .– № 9. – С. 21-24.
Комплексное занятие по развитию всех видов музыкального творчества для детей 6—7 лет.
ЦЕЛИ: Воспитывать эмоциональное отношение к живописи, классической музыке, танцу, искусству слова. Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности (музыкально-пластической, танцевальной импровизации, рисовании, коллективном музицировании, сочинении мелодий и текстов, рассказе, передаче игрового образа). Закрепить знания детей о композиторах-классиках, о музыкальных инструментах, различных средствах музыкальной выразительности, музыкальной грамоте. Расширить словарный запас детей, пополнить его новыми терминами, оборотами, элементами. Создавать ситуации творческого процесса. Добиваться, чтобы ребенок сам определял музыкальный образ, цвет и настроение в музыке.
Вслушивайся, вдумывайся, оцени, сравни, выскажись; подбери иллюстрацию к прослушанному произведению; прочти стихотворение, созвучное музыке; укрась пьесу звучанием подходящих музыкальных инструментов; нарисуй, что слышал; в импровизации движений вырази характер музыкального произведения.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Прослушивание в грамзаписи фрагментов из произведений П. Чайковского, Э. Грига, А. Вивальди, И. Штрауса, рисование иллюстраций к балетам-сказкам, пейзажей и батиков под музыку П. Чайковского, Э. Грига, разучивание стихов “Весна” А. Плещеева, “Лето” и “Зима” Ф. Тютчева, “Осень” А. Толстого.
Выставка-вернисаж детских рисунков к разным сказкам, к музыке “Времена года”; ширма-декорация “Изумрудный город”.
МУЗЫКА:
П. Чайковский “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, “Лебединое озеро”, “Времена года; Э. Григ. Музыка к драме Ибсена Пер Понт”; Вивальди “Времена года”; И. Штраус “Вальс”, “Полька .
АТРИБУТЫ И КОСТЮМЫ:
Ленточки, цветы, листья, шарфы, цветик-семицветик, нотки, музыкальная шкатулка, батики с авторскими работами детей, письмо-загадка, нотный стан, мольберты, краски, ватман, кисти, куклы с живой рукой, куклы би-ба-бо, куклы-марионетки, настольный театр, колпак экскурсовода, музыкальные инструменты, шумовой оркестр.
Звучит фонограмма "Мир превращений" из балета П. И. Чайковского "Щелкунчик".
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не простое занятие, а волшебное. Дело в том, что нам пришло письмо, но кто его прислал, я не знаю. Давайте вместе его рассмотрим повнимательнее. О, да оно зашифровано. Интересно, что за слово в этом ребусе? (Дети разгадывают ребус. В нём зашифровано слово "Спасите!") Кто-то просит нас о помощи, ой, да тут открытка, а на ней... Узнаете? Правильно! Элли, Тотошка и ее друзья. Наверное, с ними случилась беда. Надо им помочь. Смотрите, здесь какие-то следы, похожие на кляксы. Давайте отправимся по этим следам, и, может быть, они приведут нас в Изумрудный город. А чтобы было веселее, будет звучать музыка. Если вы правильно отгадаете, что за музыка звучала, и кто её написал, то мы на правильном пути.
(Звучит фонограмма "Танец Феи Дражже" из балета П. И. Чайковского "Щелкунчик".)
Ребята! Вы правильно определили музыкальное произведение. Это музыка П. И. Чайковского к балету "Щелкунчик". Значит, мы на правильном пути. Смотрите, да ведь это Изумрудный город. Но он какой-то тихий и тусклый. Что же случилось? Давайте спросим об этом у Фей.
ДЕТИ: Что случилось? Почему вы такие грустные?
Девочки надевают кукол.
ФЕЯ МУЗЫКИ: Я — Фея Музыки, но у меня беда. Злая колдунья Гинге- ма унесла все нотки из моей музыкальной шкатулки, не нравится ей, когда звучат прекрасные мелодии.
ФЕЯ РАДУГИ: А я — Фея Радуги! Кощей Бесцветный утащил все мои краски, и мой волшебный цветик-семицветик завял.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Что же делать, ребята? Ведь пока музыка не зазвучит и краски не вернутся — Изумрудный город так и останется тихим и тусклым, а Элли с друзьями не смогут найти дорогу к нему.
ДЕТИ: Мы поможем вам!
ФЕЯ МУЗЫКИ: Что вы можете такие маленькие?
ДЕТИ: Рисовать! Лепить! Сочинять музыку, песни, стихи! Танцевать! Играть на музыкальных инструментах!
ФЕЯ РАДУГИ: Вы что — волшебники?
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Может быть, и не волшебники... А хотите, мы эти волшебные следы-кляксы превратим в забав-ные картинки? Ребята, включите свое воображение и фантазию и творите. А музыка вам поможет.
Звучит фонограмма мелодии вальса И. Штрауса "На прекрасном голубом Дунае".Феи танцуют.
ФЕЯ РАДУГИ:
Вместе с музыкой чудесной
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Какие следы стали красивые! Не узнать! Вам понравилось, Феи? А кто скажет, какая музыка помогала вам творить? (Ответы детей.) Кто из композиторов, писавших вальсы, вам еще знаком?
ДЕТИ: С. Прокофьев, П. Чайковский, Ф. Шопен, М. Глинка.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: К какому музыкальному жанру относится вальс? (Танец.) Какие танцы вы еще знаете? (Ответы детей.)
ИГРА
"ПОДБЕРИ ДВИЖЕНИЕ"
Нужно послушать музыку и придумать танец, который подходит к данному музыкальному фрагменту.
ФЕЯ РАДУГИ: Смотрите! Уже один лепесток вернулся. Какой? (Ответы детей.)
ФЕЯ МУЗЫКИ: И нотка уже на нотном стане! Какая? (Ответы детей.)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИ
ТЕЛЬ: А что за белые листы бумаги на мольбертах, где же рисунки?
ДЕТИ: Это Кощей Бесцветный унёс все краски и рисунки!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИ
ТЕЛЬ: Что делать?
ДЕТИ: Давайте их раскрасим!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИ
ТЕЛЬ: И нам опять помогут музыка, фантазия и ваше воображение!
ИГРА
"ЦВЕТ И МУЗЫКА"
Звучат фонограмма мелодии польки И. Штрауса "Трик-трак", произведения 3. Грига "Утро в пещере горного короля". Дети изображают определенную цветовую гамму.
ФЕЯ РАДУГИ: Какую по характеру музыку вы нарисовали? Какими красками? Почему? (Ответы детей.)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИ
ТЕЛЬ: А теперь подумайте: отрывки из каких произведений, каких композиторов прозвучали? (Ответы детей.)
ФЕЯ РАДУГИ: Смотрите, еще один лепесток вернулся!
ФЕЯ МУЗЫКИ: И нотка уселась на линейку!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИ
ТЕЛЬ: Ну, ребята, давайте и дальше помогать милым Феям. Согласны? Что же вы еще умеете делать?
ДЕТИ: Мы умеем сочинять стихи и песни, играть на музыкальных инструментах.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИ
ТЕЛЬ: Давайте попробуем сочинить какую-нибудь мелодию на заданный текст в ритме польки и вальса.
куклы весело плясали,
Вальс и польку танцевали.
Вот солдатики идут, На парад нас всех зовут.
Дети сочиняют мелодии, танцуют под них, аккомпанируют на музыкальных инструментах.
ФЕЯ МУЗЫКИ: Да вы просто композиторы! Возможно, когда вырастете, станете знаменитыми!
ФЕЯ РАДУГИ: Лепесток вернулся! ФЕЯ МУЗЫКИ: И нотка на месте!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: А теперь мы должны справиться еще с одним заданием. Прослушать музыку и отгадать, какое время года она отображает, прочитать стихи и импровизировать танец.
ИГРА
"ВРЕМЕНА ГОДА"
Звучит фонограмма произведений "Времена года" П. И. Чайковского или Вивальди. Дети читают подходящие к отрывкам стихи и танцуют.
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут снова соловьи
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь!
Теплей и ярче солнце стало!
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А Плещеев
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Ф. Тютчев
Осень! обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются
Там, на дне долин,
Кисти ярко-красные
Вянущих рябин.
А. Толстой
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Солнце зимнее не мечет
На него свой луч косой —
В нём ничто не затрепещет,
Весь он вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой!
Ф. Тютчев
ФЕЯ МУЗЫКИ: Какое время года больше ПОДХОДИТ минорному ладу, а какое — мажорному?
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИ
ТЕЛЬ: Ну вот, ещё одна нотка и ещё один лепесток вернулись!
ФЕЯ РАДУГИ: А давайте мы поиграем в мою любимую игру "Ожившие картинки".
В гости сказка к нам пришла.
Кто есть кто, определили:
И раз, и два, и три —
Картинка из сказки
На месте замри!
Звучит фонограмма "Вальс цветов", "Китайский танец" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского. Дети импровизируют движения.
ФЕЯ МУЗЫКИ: Спасибо, друзья! Ваше воображение и фантазия помогли мне вернуть ещё одну нотку. Какую? (Ответы детей.)
ФЕЯ РАДУГИ: А цветку — лепесток!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Ну вот уже 5 лепестков и 5 нот вернулись к нашим Феям. Осталось выполнить ещё 2 задания. Чтобы нам еще придумать?
ДЕТИ: Давайте поиграем в оркестр!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Хорошо! Произведение, которое мы будем исполнять, называется "Гроза". Для этого нам нужны шумовые инструменты. Давайте вспомним, что бывает при грозе и каким инструментом это можно изобразить? (Ответы детей.)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Давайте, изобразим раскаты грома. А наши художники нарисуют то, что услышат.
Исполняется музыкальная шумовая импровизация "Гроза".
ФЕЯ МУЗЫКИ: Молодцы, ребята! Справились с заданием прекрасно! И вот награда — лепесток вернулся и нотка на месте!
Смотрите — все краски и нотки уже оживают, Мир сказочный нас посмотреть приглашают!
ИГРА
"ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ"
Звучат фонограммы произведений П. И. Чайковского "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица", Э. Грига "В пещере горного короля".
Дети отгадывают музыкальные произведения и показывают свои рисунки к ним.
ФЕЯ РАДУГИ: Посмотрите, мой цветок расцвел!
ФЕЯ МУЗЫКИ: И нотки все на месте!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИ
ТЕЛЬ: Давайте скажем волшебные слова:
Ты шкатулка открывайся,
Открывайся поскорей,
Постарайся, постарайся,
Чтобы стало веселей!
Шкатулка открывается, звучит музыка, Фея Музыки танцует.
ФЕЯ РАДУГИ: А теперь подойдите к цветику-семицветику! Пока он с нами, мы можем загадать любое желание. Если к этому желанию приложить старание, труд, фантазию и
воображение, то оно обязательно сбудется! Загадали?
ДЕТИ: Да! Хотим попасть в Изумрудный город и встретиться с Элли и её друзьями!
Звучит музыка, выходят дети с куклами Дровосека, Страшилы, Льва, Тотошки, Элли и поют песню:
Мы в город
Изумрудный идём
дорогой трудной,
Идём дорогой трудной.
Дорогой не простой.
Заветных три желания
Исполнит мудрый Гудвин
И Элли возвратится
С Тотошкою домой.
ЭЛЛИ: Спасибо, друзья, что выручили нас, ведь без вашего старания и фантазии мы бы никогда не вернули Изумрудному городу его музыку и сказки.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Смотрите, город стал сказочным, искристым, весёлым и цветным! А это что?
ДЕТИ: Это афиша-объявление. Нас приглашают на вернисаж в Изумрудный город.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Да, там будет выставка картин наших юных художников, а мы с вами будем на ней экскурсоводами. Вот этот волшебный колпачок подарил нам Великий Гудвин, вы будете надевать его по очереди и водить на экскурсию ребят из нашего детского сада. Согласны? Ну, а теперь, вместе с нашими героями и с песней мы отравляемся в группу.
Я уверена, что вас не оставило равнодушным увиденное и услышанное сегодня. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, станет знаменитым музыкантом, поэтом или художником. И помогут ему в этом воображение и творчество. Мы еще раз убедились, что музыка может сочетаться со стихами, картинами, танцами, и всё это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению.
В заключение дети читают стихотворение Б. Заходера.
В моей Вообразилии
В моей Вообразилии,
Болтают с вами запросто
Настурции и Лилии;
Умеют львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в "салочки"!
Ура, Вообразилия,
Моя Вообразилия!
У всех, кому захочется,
Там вырастают крылья;
И каждый обязательно
Становится кудесником.
Будь он твоим ровесником
Или моим ровесником!.,
в моей вообразилии,
в моей Вообразилии —
Там царствует фантазия
во всём своём всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
в мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишён воображения, —
Увы, не знает, как войти
в её расположение!
Б. Заходер