День знаний. // Дошкольное воспитание. – 2001 .– № 10. – С. 113-116.
Сценарий к празднику 1 сентября для детей старшего дошкольного возраста.
В зале у центральной стены расположены две ширмы, украшенные вьющимися растениями, ветками («деревьями»). Дети под веселую музыку в записи входят в зал и занимают места зрителей.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня 1 сентября — большой праздник детворы. Все дети идут учиться: кто в школу, а кто в детский сад. А вас ждет необыкновенная сказка. Смотрите и слушайте...
Открывается занавес, за которым — ширма кукольного театра. Всеми куклами (Почемучка, Незнайка, Змей Горыныч, Кнопочка, Внучка, Звездочет, Библиотекарь) в спектакле управляют взрослые. Появляется Почемучка.
Почемучка.
Почему кругом загадки, почему?
В поле, в роще и на грядке, почему?
Почему цветет колючка, на гамак
похожа тучка, Почему я Почемучка, почему?
(Ю. Кушак)
Появмется Незнайка.
Незнайка. Почемучка! Все тебе нужно знать, почему да зачем. А мне и так все ясно. Я все умею и все знаю. Давай поиграем.
Почемучка. Здравствуй, Незнайка. Как же ты говоришь, что все знаешь, если даже не поздоровался со мной. А все культурные и воспитанные люди знают, что при встрече надо здороваться. Знаешь ли ты, откуда появилось слово «здравствуйте»? От слова «здравие», т. е. здоровье. Значит, говоря «здравствуй!» или «здравствуйте!», ты желаешь своему собеседнику здоровья.
Незнайка. Подумаешь, умник нашелся! Надоело мне тебя слушать!
Почемучка. Если ты будешь так грубо со мной разговаривать, то я заболею и не смогу с тобой играть.
Незнайка. Ну уж нет, лучше я тебе скажу «здравствуй!», и ты не болей, а то мне не с кем будет играть. Без друга плохо.
Почемучка. Это ты правильно сказал. С другом играть можно, да и с трудностями справиться легче вдвоем, чем одному.
Незнайка. Это с какими еще трудностями?
Почемучка. Да мало ли с какими. С самыми неожиданными. (Вбегает запыхавшаяся Кнопочка.) Ой, смотри, какая красивая девочка! Здравствуй, девочка, как тебя зовут? Что с тобой случилось?
Кнопочка (тяжело дыша). Меня зовут Кнопочкой. И со мной стряслась беда: мне кажется, что за мной кто-то следит, кто-то гонится. Помогите, спасите меня!
Незнайка. Ну вот еще, с девчонками связываться...
Появмется Змей Горыныч, хватает Кнопочку и уносит с собой.
Почемучка. Что ты наделал! Как тебе не стыдно! Ты не помог девочке, когда она об этом просила. Какой же ты мужчина? Настоящие мужчины сами предлагают помощь. А ты? Что же нам делать? Надо освободить бедную Кнопочку. Но куда же улетел Змей Горыныч?
Незнайка. Мне стало жалко ее. Пойдем быстрее ее искать. (Над ширмой появляется камень.) Смотри, а вот и камень, на нем что-то написано. А может быть, тут написано, где находится царство Змея, а? Ой, а я же читать не умею!
Почемучка. Чтобы читать, надо знать буквы. Смотри и слушай.
Дети выносят 4 плаката с буквами и рисунками, соответствующими содержанию стихов Б. Заходера, читают:
Тридцать три родных сестрицы,
Каждая красавица,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
К вам сейчас они спешат
Песенкой сложиться.
Очень просим всех ребят
С ними подружиться.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
прикатили на еже.
3, И, К, Л, М, Н, О
дружно
вылезли в окно.
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха.
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —
вот и все они друзья.
Познакомьтесь с ними, дети,
Вот они стоят рядком.
Очень трудно жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
К вам они сейчас спешат
Песенкой сложиться.
Очень просим всех ребят
С ними подружиться.
Почемучка. Незнайка, теперь, когда ты знаешь буквы, мы прочитаем, что здесь написано. Да тут же загадки! Вот первая:
Черные птички на каждой страничке Молчат, ожидают, кто их прочитает.
(Буквы.)
Незнайка.
Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней!
(Книга.)
Почемучка.
У стены большой и важный дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф.)
Дети отгадывают.
Незнайка. Молодцы, ребята, помогли нам, спасибо! Только я что-то не понял, где же Змей Горыныч?
Почемучка. Чего ж тут непонятного. Если все загадки были связаны с книгой, значит, он отправился в Страну Знаний, ведь знания без книг не получишь, книга — главный помощник. Давай и мы отправимся туда же.
Идут под песню «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского) в записи.
Почемучка. Смотри, мы уже пришли. Вот и герои разных сказок нас встречают. Если ты их узнаешь, они придут нам на помощь.
Незнайка. Ой, ой, ой, ой! Я же сказок не знаю, я же их не читал. (Хнычет.) А может быть, нам дети помогут.
Появляются куклы — персонажи сказок «Колобок», «Репка», «По щучьему велению» (или другие, в зависимости от того, какие куклы есть в детском саду). Дети называют сказки. Герои сказок «оживают» и отвечают на вопросы.
Почемучка. Но Змея Горыныча здесь нет. Где же он?
Внучка. Он уже улетел. А чтобы узнать куда, вам надо спросить Главного Хранителя всех книг — Библиотекаря.
Появляется Библиотекарь.
Незнайка. Уважаемый Библиотекарь, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, куда улетел Змей Горыныч?
Библиотекарь. Здравствуйте! Какой замечательный мальчик, культурный, воспитанный и любезный. Я обязательно отвечу на ваш вопрос: Змей Горыныч полетел на Остров Математики.
Почемучка. Ой, а как же мы туда попадем? Нам придется добираться до моря.
Библиотекарь. Верно. Вы должны будете спуститься с горки, затем пройти по кочкам на большом болоте.
Незнайка и Почемучка. Спасибо вам за помощь! До свидания!
Библиотекарь. Счастливого пути!
Кочки. Под любую веселую музыку малыши скатываются с «горки», затем старшие дети проходят по «следам». (Эти задания можно заменить любыми другими упражнениями, в зависимости от оснащенности спортивных залов дошкольного учреждения.)
Почемучка. Вот мы и на кораблике. Здесь все должны уметь пользоваться спасательным кругом. Давай проверим, готовы ли дети к морскому путешествию.
Спасательный круг. Под запись любой песни морской тематики дети выстраиваются в два ряда, затем каждый ребенок надевает на себя через голову «спасательный круг» (обруч небольшого диаметра), опускает его вниз, перешагивает через него и передает следующему члену команды.
Конкурсы проводит инструктор по физкультуре. Участвуют все желающие.
Выбегает Кок (взрослый) и поет песню (см. приложение).
Кок проводит с детьми конкурс «Накорми капитана». Капитана (ребенка) с миской в руках сажают на стул. Команда выстраивается в колонну перед кастрюлей с водой. Кок берет деревянную ложку, зачерпывает воду, бежит к капитану, выливает воду в его тарелку, затем возвращается и передает ложку следующему члену команды.
Почемучка. Вот мы и приплыли.
На ширме появляется Звездочет (кукла).
Звездочет. Здравствуйте, дети! Вы находитесь в царстве цифр, на Острове Ее Величества Математики, которой я давно и верно служу. Но сейчас мне нужна ваша помощь. (Достает из-за ширмы «бусы» — 4 соединенных между собой кружка из картона, на каждом из которых написан математический пример.) Смотрите, я сделал бусы для Ее Величества Математики, но в них чего-то не хватает. Вставьте, пожалуйста, нужные цифры.
4—2= ; 6+ 10;
...—7=2; 5+3=
Дети фломастером вписывают цифры в кружки.
Звездочет. Молодцы, легко справились с заданием, но это еще не все. Надо решить очень сложные задачи.
Математические задания могут быть любыми по усмотрению воспитателей и музыкального руководителя.
Незнайка. Какие молодцы, все задачи решили! Что бы мы делали без вашей помощи? Уважаемый Звездочет, а не видели ли вы на острове Змея Горыныча и нашу подругу Кнопочку?
Звездочет. Конечно, видел. Змей Горыныч взял в библиотеке много книг по математике и улетел вместе с девочкой на свой остров.
Незнайка. Почемучка, а что такое библиотека?
Почемучка. А вот ребята тебе сейчас и ответят. (Ответы детей.)
Незнайка. Ой, давай скорее побежим на остров Змея Горыныча, надо же найти Кнопочку!
Почемучка. А как ты туда собираешься попасть?
Незнайка. Пешком.
Почемучка. Эй, Незнайка, ты точно ничего не знаешь. Что значит «остров»?
Незнайка. Остров значит остров.
Почемучка. Остров — это земля, суша, окруженная со всех сторон морем или океаном. Я об этом узнал, когда побывал в библиотеке и прочитал там книги об островах, морях и океанах. И тебе советую туда сходить. Интересно, а как это ты собрался по воде бежать? ,
Незнайка. Да-а, а что же делать?
Звездочет. Я вам помогу. У меня есть воздушный шар. На нем вы и перелетите с нашего острова на остров Змея Горыныча.
Незнайка. Ура-а! Вот здорово!
Почемучка. Спасибо! Теперь мы быстро доберемся.
Проводится конкурс с мячами. Дети двух команд по очереди прыгают, сидя на больших мячах.
Почемучка. Смотри! Это остров Змея Горыныча! А вот и он сам. И Кнопочка с ним: сидят как в школе.
Змей Горыныч и Кнопочка не замечают Почемучку и Незнайку.
Незнайка. Как интересно!
Почемучка. Тс-с, тихо! Смотри, кто- то выходит. Давай послушаем.
Появляется Архивариус (взрослый) в мантии и шапочке магистра.
Архивариус. Здравствуйте! Я Архивариус, хранитель старинных архивов, бесценных документов. Хочу вам рассказать о том, как и на чем писали люди в древности. (Рассказывает о папирусе, бересте и вареном дереве — бумаге. Показывает египетские папирусы и бересту. Прощается и уходит.)
Незнайка вспоминает про Змея Горыныча и Кнопочку.
Незнайка (сердито). Змей Горыныч! Ты зачем забрал нашу Кнопочку?
Кнопочка. Ребята, пожалуйста, не сердитесь на Змея Горыныча. Я напрасно его боялась. Мне было очень интересно путешествовать с ним, мы даже подружились.
Воспитатель. Дети, давайте споем песню о дружбе.
Дети исполняют «Песню о друге» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой // Дошкольное воспитание. — 2001.— № 3.— С. 104).