Козлова Е. Это что за остановка?.. : веселое путешествие по произведениям С. Я. Маршака для детей 8-10 лет // Е. Козлова, Н. Кузнецова // Школьная библиотека. – 2012. – № 2-3. – С. 128-133.
Увлекательное путешествие с человеком Рассеянным подготовили главный библиотекарь Кузнецова Надежда Валентиновна и библиотекарь Козлова Елена Владимировна, МУК ЦСДБ, библиотека имени Ярослава Мудрого, г. Ярославль.
Цели: в занимательной форме познакомить детей с жизнью и творчеством С. Я. Маршака, вспомнить знакомые с детства стихи и сказки поэта.
Действующие лица:
ВЕДУЩИЙ, РАССЕЯННЫЙ.
Звучит мелодия «Голубой вагон», муз. В. Шаинского. Выбегает Рассеянный.
РАССЕЯННЫЙ:
Внимание, внимание!
Всем отправляется,
Что поезд объявляется
В дорогу отправляется,
Разводят фонари,
Паровоз зажёг огни.
Счастливого пути!
Назад – вперёд не спи!
ВЕДУЩИЙ:
Подождите, подождите. Вы кто такой? Как вас зовут? Из какой вы книги?
РАССЕЯННЫЙ:
Я из книги Чуковского «Мойдодыр». Здравствуйте – до свидания! А зовут меня Айболит.
ВЕДУЩИЙ:
Ребята, срочно нужна ваша помощь. Давайте вместе вспомним, из какой книги этот человек, как его зовут, кто автор этой книги. (Дети называют.)
РАССЕЯННЫЙ:
Вы уж простите меня, ребята! Я всегда говорю и делаю всё наоборот.
Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить.
ВЕДУЩИЙ:
Уважаемый Рассеянный с улицы Бассейной! Мы приглашаем Вас совершить путешествие вместе с нами.
РАССЕЯННЫЙ:
Спасибо, конечно, останусь. Пассажиры здесь весёлые. А куда вы едете?
ВЕДУЩИЙ:
Мы сегодня путешествуем по произведениям замечательного поэта Самуила Яковлевича Маршака. Ведь это именно он написал о вас стихотворение.
РАССЕЯННЫЙ:
Мар-шак, Мар-шак...
Слышите, как будто пульсирует жилка...
ВЕДУЩИЙ:
Да, я согласна с вами. Энергия этой фамилии передавалась, может быть, по наследству, а может, это случайность, но жил этот человек так, как предписывала его фамилия. Энергия била ключом, помогала преодолевать болезни, горе и потери.
РАССЕЯННЫЙ:
Итак, объявляется,
Что поезд отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
(Звучит песня «Голубой вагон»)
ВЕДУЩИЙ:
Стихи Самуила Яковлевича Маршака знакомы каждому с раннего детства. Ещё не умея читать, вы заучивали наизусть веселые стихи про человека Рассеянного, про глупого мышонка, про странную даму, которая сдавала в багаж маленькую собачонку.
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Семья была большой и дружной. В семье было 6 детей, трое из них стали потом писателями. С 4 лет Самуил Яковлевич начал писать стихи. В детстве Маршак был непоседой и шалуном. Он редко бывал хорошим мальчиком: то ввязывался в драку, то уходил без спроса в гости, то разбивал абажур от лампы или банку с вареньем.
Настежь дверь. Быстрый шаг –
Появляется Маршак.
В круглых роговых очках,
У него портфель в руках,
Он поэмами набит,
Он рассказами раздут.
Сел Маршак и говорит:
– Все ребята в сборе тут?
До конца жизни он был таким стремительным и подвижным, не мог сидеть на месте.
И хотя мальчик был талантлив и сдал экзамены в гимназию на одни пятерки и поразил знаниями преподавателей, в гимназию его не приняли, так как он был из бедной семьи. И лишь через полгода о нём вспомнили, и он был принят.
В 11 лет Самуил Яковлевич написал несколько поэм и перевёл оду Горация. Семья часто переезжала из города в город в поисках лучшей жизни. В 1902 году они переехали в Петербург. И здесь произошло настоящее чудо. Талантливый юноша познакомился с известным критиком и искусствоведом В.В. Стасовым, который помог «Маршачку» (так дружески называл Стасов Самуила Маршака) поступить в лучшую гимназию города.
В 1904 году Маршак познакомился с Алексеем Максимовичем Горьким, которому понравились его стихи. Узнав, что у юноши больные лёгкие, писатель пригласил его в Ялту к себе на дачу, где он прожил 2 года.
В 1912 году Самуил Яковлевич Маршак уезжает в Англию и поступает в Лондонский университет на факультет искусств. В 1923 году он возвращается в Петроград и создаёт свои первые стихи для детей. И с тех пор – это дело всей его жизни.
Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года, – так с любовью он говорил о своих маленьких читателях.
РАССЕЯННЫЙ:
Ребята, а какие книги этого автора вы знаете?
(Дети называют, а ведущий показывает эти книги на выставке)
Интересно, а какая книга была самой первой? Наверное, обо мне.
ВЕДУЩИЙ:
Самая первая книга вышла в 1923 году. Это «Сказка о глупом мышонке». В 1930 году выходит одна из самых известных и любимых детьми книг «Вот какой рассеянный».
РАССЕЯННЫЙ:
Ой, а я не читал эти книги. Расскажите мне о них, пожалуйста.
ВЕДУЩИЙ:
Мы не только расскажем, но и совершим настоящее путешествие с героями этих книг.
Давайте вспомним «Сказку о глупом мышонке» и побудем в роли няни, которой нужно уложить спать мышонка.
(Дети по очереди выбирают карточки, на которых написаны герои сказки: утка, жаба, курица, лошадь, свинка, кошка. Звучит мелодия песни «Спят усталые игрушки», муз. А. Островского, под которую дети поют голосом выбранного ими животного и баюкают игрушку-мышонка).
РАССЕЯННЫЙ:
А я вспомнил о странной даме, которая потеряла собачонку, а как это произошло, не помню.
ВЕДУЩИЙ:
Давайте вспомним.
- Что сдавала в багаж дама? (Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку)
- Сколько квитанций и какого цвета выдали даме? (4 зелёных квитанции)
- На какой станции потеряли собачонку?
- Ров
- Дно
- Канава
(на станции Дно)
ВЕДУЩИЙ:
Уважаемый гость! А вы любите получать письма?
(Звучит отрывок из «Песенки зайки-почтальона», муз. И. Якушенко, сл. Г. Фере)
Ой, что такое? Почему вагон остановился?
На пути авария – почтовый вагон сошёл с рельс.
(Лежит сумка почтальона, из которой выпали телеграммы)
РАССЕЯННЫЙ:
Все письма и телеграммы перепутались. Что же теперь делать?
ВЕДУЩИЙ:
Давайте попробуем разобраться.
(Зачитываем телеграммы, а дети должны отгадать, от кого они, и назвать произведение С. Я. Маршака)
Кому: Директору школы
«Прошу разобраться и наказать учителей, чтобы несправедливо не ставили мне единицы»
От кого: от ученика
(«Про одного ученика и шесть единиц»)
Кому: В город Житомир
«Встречайте на вокзале, еду с большим багажом»
От кого: от дамы
(«Багаж»)
Кому: Министерству образования
«Просим построить школу для котят. Мы хотим учиться грамоте»
От кого: от кота
(«Кот и лодыри»)
Кому: Библиотекарю
«Мы убежали от Гришки. Пожалейте, почистите и подклейте нас!»
От кого: от книжек
(«Книжка про книжки»)
Кому: В милицию
«Помогите найти героя. Приметы: плечистый и крепкий, ходит в белой футболке и кепке»
От кого: от фотографов и пожарных
(«Рассказ о неизвестном герое»)
Кому: Бюро добрых услуг
«Помогите отыскать няньку для моего малыша»
От кого: от мышки
(«Сказка о глупом мышонке»)
Кому: Бюро находок
«Помогите найти шапку, валенки и пальто»
От кого: от человека рассеянного
(«Вот какой рассеянный»)
Кому: Бюро по трудоустройству
«Требуются матросы для работы на кораблике»
От кого: от капитана утки
(«Кораблик»)
Звучит цирковая музыка («Туш»).
ВЕДУЩИЙ:
Внимание, внимание!
Впервые на арене
Для школьников Москвы –
Учёные тюлени,
Танцующие львы.
Единственные в мире
Атлеты-силачи
Подбрасывают гири,
Как детские мячи.
РАССЕЯННЫЙ:
А давайте узнаем, есть ли среди вас силачи?
Звучат «Фанфары». Выходят 4 участника, которые должны одной левой рукой смять большой лист бумаги, лежащий у них на вытянутой ладони. Другой рукой помогать нельзя. Побеждает тот, кто быстрее сделает самый маленький комочек.
ВЕДУЩИЙ:
А вы любите путешествовать? Представьте себе: плывёте вы на корабле, ветер колышет паруса, волны, дельфины резвятся за бортом, вдали – красивый остров.
Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы –
Четырнадцать мышат.
Вот на какой необычный кораблик мы попали. Опытные моряки умеют всё: поднимать паруса, драить палубу, вязать морские узлы. Сейчас мы с вами и попробуем завязать настоящие морские узлы.
Конкурс: приглашаются 6 участников, которые делятся на пары. Два игрока, обнявшись, завязывают узлы: один использует левую руку, другой – правую. За определенное время (используются песочные часы) нужно завязать как можно больше узлов.
Во время конкурса звучит песня «По весенней воде», муз. А. Варламова, сл. Ю. Кушака.
Из-за сцены выскакивает мяч.
РАССЕЯННЫЙ:
Мой
Весёлый,
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Жёлтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
Как я люблю играть в мячик. Давайте поиграем вместе.
Звучит отрывок из песни «Угадай-ка», муз. А. Островского, сл. С. Богомазова.
КОНКУРС:
кидаем мяч и загадываем загадки С. Я. Маршака.
1. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (дождь)
2. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу? (очки)
3. Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нём живёт.
Дверца узкая под крышей –
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят –
Во все стороны летят! (почтовый ящик)
4. Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (пила)
5. Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью — под кроватью. (ботинки)
6. Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (мяч)
7. Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И, наконец, совсем исчез, (календарь)
8. Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда
Мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (часы)
9. В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (утюг)
10. Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (вишня)
11. Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я что есть мочи
День-деньской.
Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке!
В доску спрячется бедняжка –
Чуть видна его фуражка. (молоток и гвозди)
12. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (дерево)
ВЕДУЩИЙ:
Что-то случилось, опять наш поезд остановился. Беда! SOS! Пожар!
(На экране фрагмент из мультфильма «Кошкин дом»)
Бим-бом! Тили-бом!
На дворе – высокий дом,
Ставенки резные,
Окна расписные.
...И вдруг...
Тили-тили,
Тили-тили,
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Нужно срочно тушить пожар.
Эй, пожарная бригада,
Поторапливаться надо!
Едем, едем на пожар!
КОНКУРС:
дети делятся на 2 команды по 7 человек. Из ведерка с помощью ложки игроки переносят воду в стаканчики. Побеждает та команда, у которой в стаканчике больше воды.
РАССЕЯННЫЙ:
Ура! Пожар потушен, жертв нет. А мы снова в путь.
ВЕДУЩИЙ:
А вы знаете, ребята, Самуил Яковлевич Маршак работал в детском театре и писал пьесы для детей: «Терем-теремок», «Кошкин дом», «12 месяцев», «Горя бояться – счастья не видать». Самая известная пьеса-сказка – «12 месяцев».
РАССЕЯННЫЙ:
Я помню эту сказку. Бедную девочку мачеха послала зимой в лес за цветами. Ей помогли 12 месяцев, потому что девочка была добрая и трудолюбивая.
ВЕДУЩИЙ:
Давайте и мы попробуем собрать «цветы» в зимнем лесу.
КОНКУРС:
в рукавицах (голицах) собрать как можно больше мелких предметов.
ВЕДУЩИЙ:
Самуил Яковлевич был очень талантливым человеком: поэт, драматург, переводчик.
РАССЕЯННЫЙ:
А кто такой перевозчик? Я не знаю.
ВЕДУЩИЙ:
Не перевозчик, дружок, а переводчик. А вы, ребята, читали книгу о Чиполлино — мальчике-луковке? Её написал итальянский писатель Джанни Родари. А на русском языке о приключениях Чипполлино рассказал именно Маршак. Он ещё переводил стихи Шекспира, Милна, Киплинга, Родари, Кэрролла.
Писатель прожил долгую жизнь – 77 лет. Умер 4 июля 1964 года в больнице, работая над очередной книгой.
Он оставил, ребята, вам послание:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
Пусть всем вам живётся, как песня поётся!
Наше путешествие подошло к концу. До свидания!
Звучит песня «По дороге с облаками», муз. В. Шаинского, сл. А. Костинского.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галанов Б. С. Я. Маршак: Очерк жизни и творчества. – М.: Детская литература, 1962. – 278 с.
2. Жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака: Маршак и детская литература: сборник. – М.: Детская литература, 1975. – 495 с.
3. Маршак С. Я. В начале жизни. – М.: Дет. лит., 1963. – 213 с.
4. Маршак С. Я. Собрание сочинений: в 4 т. — М.: Астрель: ACT, 2005.
5. Маршак С. Я. Выставка в школьной библиотеке. Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 2, выпуск 7. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.