• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Козлова Е. Это что за остановка?.. : веселое путешествие по произведениям С. Я. Маршака для детей 8-10 лет // Е. Козлова, Н. Кузнецова // Школьная библиотека. – 2012. – № 2-3. – С. 128-133.

Козлова Е. Это что за остановка?.. : веселое путешествие по произведениям С. Я. Маршака для детей 8-10 лет // Е. Козлова, Н. Кузнецова // Школьная библиотека. – 2012. – № 2-3. – С. 128-133.

Увлекательное путешествие с человеком Рассеянным подготовили главный библиотекарь Кузнецова Надежда Валентиновна и библиотекарь Козлова Елена Владимировна, МУК ЦСДБ, библиотека имени Ярослава Мудрого, г. Ярославль.

Цели: в занимательной форме познакомить детей с жизнью и творчеством С. Я. Маршака, вспомнить знакомые с детства стихи и сказки поэта.

Действующие лица:

ВЕДУЩИЙ, РАССЕЯННЫЙ.

Звучит мелодия «Голубой вагон», муз. В. Шаинского. Выбегает Рассеянный.

РАССЕЯННЫЙ:

Внимание, внимание!

Всем отправляется,

Что поезд объявляется

В дорогу отправляется,

Разводят фонари,

Паровоз зажёг огни.

Счастливого пути!

Назад – вперёд не спи!

ВЕДУЩИЙ:

Подождите, подождите. Вы кто такой? Как вас зовут? Из какой вы книги?

РАССЕЯННЫЙ:

Я из книги Чуковского «Мойдодыр». Здравствуйте – до свидания! А зовут меня Айболит.

ВЕДУЩИЙ:

Ребята, срочно нужна ваша помощь. Давайте вместе вспомним, из какой книги этот человек, как его зовут, кто автор этой книги. (Дети называют.)

РАССЕЯННЫЙ:

Вы уж простите меня, ребята! Я всегда говорю и делаю всё наоборот.

Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить.

ВЕДУЩИЙ:

Уважаемый Рассеянный с улицы Бассейной! Мы приглашаем Вас совершить путешествие вместе с нами.

РАССЕЯННЫЙ:

Спасибо, конечно, останусь. Пассажиры здесь весёлые. А куда вы едете?

ВЕДУЩИЙ:

Мы сегодня путешествуем по произведениям замечательного поэта Самуила Яковлевича Маршака. Ведь это именно он написал о вас стихотворение.

РАССЕЯННЫЙ:

Мар-шак, Мар-шак...

Слышите, как будто пульсирует жилка...

ВЕДУЩИЙ:

Да, я согласна с вами. Энергия этой фамилии передавалась, может быть, по наследству, а может, это случайность, но жил этот человек так, как предписывала его фамилия. Энергия била ключом, помогала преодолевать болезни, горе и потери.

РАССЕЯННЫЙ:

Итак, объявляется,

Что поезд отправляется

По строчкам, по листам.

Ребята, по местам!

(Звучит песня «Голубой вагон»)

ВЕДУЩИЙ:

Стихи Самуила Яковлевича Маршака знакомы каждому с раннего детства. Ещё не умея читать, вы заучивали наизусть веселые стихи про человека Рассеянного, про глупого мышонка, про странную даму, которая сдавала в багаж маленькую собачонку.

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Семья была большой и дружной. В семье было 6 детей, трое из них стали потом писателями. С 4 лет Самуил Яковлевич начал писать стихи. В детстве Маршак был непоседой и шалуном. Он редко бывал хорошим мальчиком: то ввязывался в драку, то уходил без спроса в гости, то разбивал абажур от лампы или банку с вареньем.

Настежь дверь. Быстрый шаг –

Появляется Маршак.

В круглых роговых очках,

У него портфель в руках,

Он поэмами набит,

Он рассказами раздут.

Сел Маршак и говорит:

– Все ребята в сборе тут?

До конца жизни он был таким стремительным и подвижным, не мог сидеть на месте.

И хотя мальчик был талантлив и сдал экзамены в гимназию на одни пятерки и поразил знаниями преподавателей, в гимназию его не приняли, так как он был из бедной семьи. И лишь через полгода о нём вспомнили, и он был принят.

В 11 лет Самуил Яковлевич написал несколько поэм и перевёл оду Горация. Семья часто переезжала из города в город в поисках лучшей жизни. В 1902 году они переехали в Петербург. И здесь произошло настоящее чудо. Талантливый юноша поз­накомился с известным критиком и искусствоведом В.В. Стасовым, который помог «Маршачку» (так дружески называл Стасов Самуила Маршака) поступить в лучшую гимназию города.

В 1904 году Маршак познакомился с Алексеем Максимовичем Горьким, которому понравились его стихи. Узнав, что у юноши больные лёгкие, писатель пригласил его в Ялту к себе на дачу, где он прожил 2 года.

В 1912 году Самуил Яковлевич Маршак уезжает в Англию и поступает в Лондонский университет на факультет искусств. В 1923 году он возвращается в Петроград и создаёт свои первые стихи для детей. И с тех пор – это дело всей его жизни.

Читатель мой особенного рода:

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года, – так с любовью он говорил о своих маленьких читателях.

РАССЕЯННЫЙ:

Ребята, а какие книги этого автора вы знаете?

(Дети называют, а ведущий показывает эти книги на выставке)

Интересно, а какая книга была самой первой? Наверное, обо мне.

ВЕДУЩИЙ:

Самая первая книга вышла в 1923 году. Это «Сказка о глупом мышонке». В 1930 году выходит одна из самых известных и любимых детьми книг «Вот какой рассеянный».

РАССЕЯННЫЙ:

Ой, а я не читал эти книги. Расскажите мне о них, пожалуйста.

ВЕДУЩИЙ:

Мы не только расскажем, но и совершим настоящее путешествие с героями этих книг.

Давайте вспомним «Сказку о глупом мышонке» и побудем в роли няни, которой нужно уложить спать мышонка.

(Дети по очереди выбирают карточки, на которых написаны герои сказки: утка, жаба, курица, лошадь, свинка, кошка. Звучит мелодия песни «Спят усталые игрушки», муз. А. Островского, под которую дети поют голосом выбранного ими животного и баюкают игрушку-мышонка).

РАССЕЯННЫЙ:

А я вспомнил о странной даме, которая потеряла собачонку, а как это произошло, не помню.

ВЕДУЩИЙ:

Давайте вспомним.

  • Что сдавала в багаж дама? (Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку)
  • Сколько квитанций и какого цвета выдали даме? (4 зелёных квитанции)
  • На какой станции потеряли собачонку?
  • Ров
  • Дно
  • Канава

(на станции Дно)

ВЕДУЩИЙ:

Уважаемый гость! А вы любите получать письма?

(Звучит отрывок из «Песенки зайки-почтальона», муз. И. Якушенко, сл. Г. Фере)

Ой, что такое? Почему вагон остановился?

На пути авария – почтовый вагон сошёл с рельс.

(Лежит сумка почтальона, из которой выпали телеграммы)

РАССЕЯННЫЙ:

Все письма и телеграммы перепутались. Что же теперь делать?

ВЕДУЩИЙ:

Давайте попробуем разобраться.

(Зачитываем телеграммы, а дети должны отгадать, от кого они, и назвать произведение С. Я. Маршака)

Кому: Директору школы

«Прошу разобраться и наказать учителей, чтобы несправедливо не ставили мне единицы»

От кого: от ученика

(«Про одного ученика и шесть единиц»)

Кому: В город Житомир

«Встречайте на вокзале, еду с большим багажом»

От кого: от дамы

(«Багаж»)

Кому: Министерству образования

«Просим построить школу для котят. Мы хотим учиться грамоте»

От кого: от кота

(«Кот и лодыри»)

Кому: Библиотекарю

«Мы убежали от Гришки. Пожалейте, почистите и подклейте нас!»

От кого: от книжек

(«Книжка про книжки»)

Кому: В милицию

«Помогите найти героя. Приметы: плечистый и крепкий, ходит в белой футболке и кепке»

От кого: от фотографов и пожарных

(«Рассказ о неизвестном герое»)

Кому: Бюро добрых услуг

«Помогите отыскать няньку для моего малыша»

От кого: от мышки

(«Сказка о глупом мышонке»)

Кому: Бюро находок

«Помогите найти шапку, валенки и пальто»

От кого: от человека рассеянного

(«Вот какой рассеянный»)

Кому: Бюро по трудоустройству

«Требуются матросы для работы на кораблике»

От кого: от капитана утки

(«Кораблик»)

Звучит цирковая музыка («Туш»).

ВЕДУЩИЙ:

Внимание, внимание!

Впервые на арене

Для школьников Москвы –

Учёные тюлени,

Танцующие львы.

Единственные в мире

Атлеты-силачи

Подбрасывают гири,

Как детские мячи.

РАССЕЯННЫЙ:

А давайте узнаем, есть ли среди вас силачи?

Звучат «Фанфары». Выходят 4 участника, которые должны одной левой рукой смять большой лист бумаги, лежащий у них на вытянутой ладони. Другой рукой по­могать нельзя. Побеждает тот, кто быстрее сделает самый маленький комочек.

ВЕДУЩИЙ:

А вы любите путешествовать? Представьте себе: плывёте вы на корабле, ветер колышет паруса, волны, дельфины резвятся за бортом, вдали – красивый остров.

Плывёт, плывёт кораблик,

Кораблик золотой,

Везёт, везёт подарки,

Подарки нам с тобой.

На палубе матросы

Свистят, снуют, спешат,

На палубе матросы –

Четырнадцать мышат.

Вот на какой необычный кораблик мы попали. Опытные моряки умеют всё: поднимать паруса, драить палубу, вязать морские узлы. Сейчас мы с вами и попробуем завязать настоящие морские узлы.

Конкурс: приглашаются 6 участников, которые делятся на пары. Два игрока, обнявшись, завязывают узлы: один использует левую руку, другой – правую. За определенное время (используются песочные часы) нужно завязать как можно больше узлов.

Во время конкурса звучит песня «По весенней воде», муз. А. Варламова, сл. Ю. Кушака.

Из-за сцены выскакивает мяч.

РАССЕЯННЫЙ:

Мой

Весёлый,

Звонкий

Мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Жёлтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой!

Как я люблю играть в мячик. Давайте поиграем вместе.

Звучит отрывок из песни «Угадай-ка», муз. А. Островского, сл. С. Богомазова.

КОНКУРС:

кидаем мяч и загадываем загадки С. Я. Маршака.

1. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (дождь)

2. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седёлка на носу? (очки)

3. Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нём живёт.

Дверца узкая под крышей –

Не для белки, не для мыши,

Не для вешнего жильца,

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят –

Во все стороны летят! (почтовый ящик)

4. Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (пила)

5. Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью — под кроватью. (ботинки)

6. Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (мяч)

7. Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И, наконец, совсем исчез, (календарь)

8. Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда

Мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас! (часы)

9. В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать! (утюг)

10. Была зелёной, маленькой,

     Потом я стала аленькой,

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (вишня)

11. Самый бойкий я рабочий

В мастерской.

Колочу я что есть мочи

День-деньской.

Как завижу лежебоку,

Что валяется без проку,

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке!

В доску спрячется бедняжка –

Чуть видна его фуражка. (молоток и гвозди)

12. Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (дерево)

ВЕДУЩИЙ:

Что-то случилось, опять наш поезд остановился. Беда! SOS! Пожар!

(На экране фрагмент из мультфильма «Кошкин дом»)

Бим-бом! Тили-бом!

На дворе – высокий дом,

Ставенки резные,

Окна расписные.

...И вдруг...

Тили-тили,

Тили-тили,

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Нужно срочно тушить пожар.

Эй, пожарная бригада,

Поторапливаться надо!

Едем, едем на пожар!

КОНКУРС:

дети делятся на 2 команды по 7 человек. Из ведерка с помощью ложки игроки переносят воду в стаканчики. Побеждает та команда, у которой в стаканчике больше воды.

РАССЕЯННЫЙ:

Ура! Пожар потушен, жертв нет. А мы снова в путь.

ВЕДУЩИЙ:

А вы знаете, ребята, Самуил Яковлевич Маршак работал в детском театре и писал пьесы для детей: «Терем-теремок», «Кошкин дом», «12 месяцев», «Горя бояться – счастья не видать». Самая известная пьеса-сказка – «12 месяцев».

РАССЕЯННЫЙ:

Я помню эту сказку. Бедную девочку мачеха послала зимой в лес за цветами. Ей помогли 12 месяцев, потому что девочка была добрая и трудолюбивая.

ВЕДУЩИЙ:

Давайте и мы попробуем собрать «цветы» в зимнем лесу.

КОНКУРС:

в рукавицах (голицах) собрать как можно больше мелких предметов.

ВЕДУЩИЙ:

Самуил Яковлевич был очень талантливым человеком: поэт, драматург, переводчик.

РАССЕЯННЫЙ:

А кто такой перевозчик? Я не знаю.

ВЕДУЩИЙ:

Не перевозчик, дружок, а переводчик. А вы, ребята, читали книгу о Чиполлино — мальчике-луковке? Её написал итальянский писатель Джанни Родари. А на русском языке о приключениях Чипполлино рассказал именно Маршак. Он ещё переводил стихи Шекспира, Милна, Киплинга, Родари, Кэрролла.

Писатель прожил долгую жизнь – 77 лет. Умер 4 июля 1964 года в больнице, работая над очередной книгой.

Он оставил, ребята, вам послание:

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево!

Пусть всем вам живётся, как песня поётся!

Наше путешествие подошло к концу. До свидания!

Звучит песня «По дороге с облаками», муз. В. Шаинского, сл. А. Костинского.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галанов Б. С. Я. Маршак: Очерк жизни и творчества. – М.: Детская литература, 1962. – 278 с.

2. Жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака: Маршак и детская литература: сборник. – М.: Детская литература, 1975. – 495 с.

3. Маршак С. Я. В начале жизни. – М.: Дет. лит., 1963. – 213 с.

4. Маршак С. Я. Собрание сочинений: в 4 т. — М.: Астрель: ACT, 2005.

5. Маршак С. Я. Выставка в школьной библиотеке. Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 2, выпуск 7. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.