Малахова Н. Площадка «Детская библиотека» / Н. Малахова. // Школьная библиотека. – 2009 .– № 8. – С. 29-35.

Цикл занятий клуба семейного чтения для детей 8-10 лет и их родителей.

Фестиваль школьных библиотек «Бли-Образ-2009» на этот раз проходил 24—27 сентября в Калининграде. В Фестивале по традиции принимали участие не только школьные библиотекари, но и детские писатели, ученые, издатели детских книг и журналов для детей и о чтении детей, психологи, специалисты по детскому чтению.

Творческие мастерские и мастер-классы, лекции, семинары, обсуждения, встречи с любимыми писателями, тренинги и библиотечные занятия, кино — и мультфильмы — это далеко не полный перечень всего, что можно было посетить, увидеть, послушать, в чем поучаствовать гостям Фестиваля.

На этом празднике чтения Российской государственной детской библиотеке была предоставлена отдельная площадка, которая так и называлась «Детская библиотека». На ней три дня в режиме нон-стоп мы проводили открытые библиотечные занятия для детей — классов, групп детей, пришедших с родителями. Кроме работы на «Детской библиотеке», мы провели мастер-классы, лекцию, беседу с читателями. Разные отделы библиотеки (массовой работы, эстетический, младший абонемент, психологической поддержки читателей) знакомили участников Фестиваля со своими программами.

Библиотекарь и психолог Надежда Потмальникова читала самым маленьким гостям Фестиваля сказки. Авторские сказки, не новые (современные), а классические, проверенные временем, на которых выросло не одно поколение читателей. Да не просто читала, сказочные герои рождались тут же: прямо на глазах у ребят появлялись из волшебного сундучка пушкинские персонажи, могучий ветер раздувался из обыкновенного шейного платка, мальчики-колокольчики и дядьки-молоточки сами вдруг оказывались в руках детей, и слушатели мгновенно становились участниками сказочного действа.

Второклассники слушали «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Некоторые познакомились с ней впервые,

И тут же зазвенели колокольчики, застучали молоточки, завращался валик большинство же детей сказку вспомнили и с удовольствием участвовали в ее драматизации (проигрывании): у каждого ребенка была возможность взять куклу на тросточке, произнести от ее лица несколько строк (повторить за педагогом), внести свой вклад в развертывание сюжета. Особенно много было желающих оживить волшебное зеркальце, даже мальчики с удовольствием говорили его устами. А уж королевичем Елисеем и Царевной хотели побывать все без исключения. Но и на роли Месяца, Солнца и Ветра тоже нашлись желающие. Одним из самых волшебных моментов оказалось, кто бы мог подумать, внезапное появление миниатюрного яблочка из сумки Черницы (конечно, прикрепленное к невидимой леске). Оно было извлечено в должный момент ведущей, и выскочило вдруг перед изумленными зрителями-слушателями, но кто об этом знал?

Сказку В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» слушали дошкольники и первоклассники с родителями. И тем и другим было интересно. Перед зрителями оживал сюжет, в котором мальчик Миша путешествует по сказочному городку музыкальной табакерки, знакомится с его жителями: звонкими мальчиками-колокольчиками, строгими дядьками- молоточками, капризной царевной-пружин-кой... Дети сразу включились в игру: смотрели во все глаза и слушали во все уши, колокольчики в руках у ребят зазвенели, молоточки — застучали, валик завертелся. Воображение работало в полную силу. А родители имели возможность лишний раз убедиться в том, что сказки следует не только читать, в сказки можно и нужно играть.

А как играть в сказку, как сделать персонажи реальными, как правильно организовать пространство, как вовлечь детей, чтоб они из пассивных слушателей превратились в активных участников (без какой-либо предварительной подготовки), Н. Потмальникова рассказала на своем мастер-классе для педагогов и библиотекарей «Как оживает сказка».

Есть сказочные сюжеты, уходящие корнями в глубокую древность — мы называем их народными сказками, мы знаем их с раннего детства и рассказываем своим детям по многу раз.

«...Пришел Иван-царевич к темному лесу и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. Подошел к ней Иван-царевич и говорит...»

Что говорит Иван-царевич избушке, знает каждый ребенок. Но вот почему? И почему все герои разных сказок, оказавшись у избушки, произносят одну и то же фразу? Ведь в недостатке изобретательности народных сказителей не упрекнешь. Может, в устойчивости произносимой формулы скрывается какая-то тайна? Конечно, скрывается!

Цикл занятий «Исторические корни волшебной сказки», представленный Ладой Игоревной Новофастовской, приоткрывает перед слушателями (педагогами, библиотекарями и учащимися начальной школы) эти тайны.

В древности представления о жизни и смерти, об устройстве мира и месте человека в нем были иными, чем сегодня. Сказочный герой, отправляясь за молодильными яблоками и живой водой, знал, что не найдет их в мире людей. Чтобы добыть то, что он ищет, он должен попасть в иное, «тридевятое» царство. Допущен туда будет лишь тот, кто знает Слово и может повернуть избушку, обращенную входом в другой мир, к себе. Там ждет его хозяйка леса, могущественная богиня, охраняющая проход между мирами. К ней приходили древние охотники в поисках волшебного помощника. Она, совершив очистительный обряд (напоила — накормила — в бане попарила), дарит охотнику коня, переносящего героя через темный лес и огненную реку, дает совет, как добыть искомое и вернуться обратно.

Внимательно читая сказку, мы не перестаем задавать вопросы. Что за танец исполняла на царском пиру Василиса Премудрая? Почему из трех дорог Иванушка выбирает ту, на которой «живому не быть»? Почему у традиционной народной куклы не изображалось лицо, а у куколки из сказки «Василиса Прекрасная» лицо есть? Ответить на эти вопросы можно, узнавая новое о жизни, верованиях и обрядах древних славян, сравнивая их с представлениями других древних народов (от древних египтян до индейцев Северной Америки). И проводником в этом путешествии послужит книга В.Я Проппа «Исторические корни волшебной сказки», открывающая своим читателям новые грани привычных сюжетов.

По двум первым занятиям цикла («Как жили наши предки» и «Тайны сказочного леса») были проведены открытые занятия для детей с уроками творчества и мастер-класс для взрослых.

Урок творчества по созданию тряпичной куклы-пеленашки не только вызвал живой энтузиазм у мальчиков и девочек, а также их родителей, библиотекарей и педагогов, но и дал возможность ребятам почувствовать себя наследниками древних традиций своих предков. А таинственный лес, окружающий сказочную избушку на курьих ножках, проявлялся сквозь синий сумрак ночи на рисунках ребят, знакомящихся с возможностями смешанной техники: акварель и масляная пастель.

О сказках шла речь и на занятиях руководителя Студии воспитания искусством (отмечающей в РГДБ свое двадцатилетие) художника-педагога Натальи Мирошкиной. Она провела с подростками два открытых библиотечных занятия «Образ и цвет» и «Образ и объем», разработанных на основе программы студии (авторская программа В.В. Лубенко).

На первом занятии перед ребятами стояла задача понять, что Цвет в мире появляется только тогда, когда в мир приходит Свет, в Темноте нет Цвета. Представить, каким бы был мир в отсутствии Света, помогла саамская «Сказка о солнце», где в темный мир людей, никогда не видавших света, приходит мудрый Старик и открывает им дорогу к Солнцу. Вместе с художником дети разбирались в том, о чем рассказывает каждый цвет, что такое теплые и холодные цвета, как выбор цвета влияет на создание образа. А потом рисовали Мир цвета.

Второе занятие проводилось по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». Холодный, строгий мир Снежной королевы предложено было создать из бумаги как макет декорации к спектаклю настольного театра: превратить плоский лист в жесткий, колючий, четкий объем — мир холода и бессердечья, в который попадает Кай.

О том, как строится работа Студии, Наталья Петровна рассказывала на своем мастер- классе «Книга и театр». Это студия именно воспитания искусством. Рассуждая о характерах, жизненных историях литературных героев, анализируя сюжеты из своей жизни, дети выходят на обсуждение идей добра и зла, мужественности и женственности, жизненного пути, выбора, ответственности, долга... Об этом не разговаривают с ребенком ни вечно спешащие родители, ни перегруженные заботами учителя. Об этом говорит с человеком Искусство. Читая, обсуждая, рисуя, проигрывая жизнь литературных героев, дети приходят к пониманию характеров, созданию образов, наполненных глубоким философским смыслом. Именно в таком контексте решаются задачи создания эскизов костюмов, овладение техникой батика, работы над пластикой персонажей. Дети работают как сценаристы, художники по костюмам, сценографы и, наконец, актеры — исполнители своих ролей. Так рождается спектакль.

Все многообразные формы работы с книгой в нашей библиотеке — драматизация и обсуждение, работа над иллюстрированием и собственное сочинительство, постановка спектаклей — подчинены главной задаче: введению ребенка в мир литературы, воспитанию будущего читателя. А как можно услышать, почувствовать художественное слово (а не просто воспринимать литературу как некоторое количество информации) без умения слышать поэтическую речь? Наши программы по литературному развитию детей включают большое количество занятий на основе стихов — классиков и современных поэтов, пишущих для детей. Один из таких замечательных современных поэтов, ставших уже классиком детской литературы — Юнна Мориц. Веселые и грустные, задумчивые и абсурдные, ее стихи всегда находят отклик — удивление, радость, сопереживание — в детских душах, рождают у ребенка необыкновенные образы, будь то Веселая лягушка, Малиновая кошка, Смелый гусь или простая чернильная Клякса. И на открытом библиотечном занятии «Сто фантазий в голове» по стихам для детей Ю. Мориц, которые проводила детский психолог Наталья Малахова, ребята слушали стихи, придумывали, на что похожа клякса, пели про Резинового ёжика и Собаку, которая бывает кусачей. А на память об этой встрече у каждого остался сделанный собственными руками Черный Кот-мореход, с палубы корабля глядящий в подзорную трубу: «...близко ли земля» (в технике аппликации с оригами).

Второе занятие, проведенное Н. Малаховой, — «Я и Дениска Кораблев вместе сочиняем книжку» — это фрагмент коррекционно-развивающей программы «Формирование образа себя». Эта программа, основанная на работе с детской литературой, адресована старшим дошкольникам — младшим школьникам.

Не секрет, что современные наши дети отлучены от материнского фольклора и бабушкиных сказок, от веселых дворовых игр в компании сверстников и долгих вечеров с маминым чтением. Они живут жизнью, где вместо неспешных прогулок — воскресные шопинги, вместо обстоятельных застольных разговоров — команды и приказы спешащих и часто раздраженных родителей, вместо игр — беготня по многочисленным «развивающим» занятиям (да так, что порой ребенок не помнит, с какого прибежал и куда бежать дальше) или сиденье перед экраном телевизора, компьютера... И суетливая жизнь, не оставляющая времени на ее осмысление, и все возрастающая информационная нагрузка, и стремление родителей заменить нормальное дошкольное детство (с полноценными игрой, чтением, общением) ранним обучением (выстроенным по модели школьных уроков), приводят к тому, что у детей наших нет времени «остановиться, оглянуться...», нет умения и привычки подумать о мире и о себе, задавать свои вопросы этому миру. (Как отмечают психологи, прошло время «почемучек», настало время поверхностных «всезнаек».) Мир в сознании современного ребенка зачастую фрагментарен, разорван, неупорядочен. Также порой неупорядоченно и неосмысленно его поведение. Помочь ребенку осознать настоящее, заново пережить и осмыслить прошлое, выстроить (пусть совсем наивные и нереалистичные) планы на будущее и связать все это: настоящее-прошлое-будущее в один образ — образ себя — это и есть задача нашей программы. Это нам помогает сделать самый рефлексирующий герой детской литературы — Дениска Кораблёв (из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского), герой, постоянно переживающий и осмысливающий все с ним происходящее. И также как Дениска, дети рассказывают о событиях своей жизни, делятся переживаниями, вспоминают «Что я люблю...» «...И чего не люблю!» И из этих фрагментов — вновь пережитых и осмысленных — рождается у ребенка образ себя. И из этих рассказов складываются целые книжки о себе, своих друзьях и родителях, о веселых и печальных житейских историях, с ними происходивших, книжки с иллюстрациями авторов, со своими названиями.

На открытом занятии ребята, прочитав о том, что любят и чего не любят Дениска Кораблев и его друг Мишка Слонов, вспоминали и рисовали, что любит-не-любит каждый, сочиняли об этом рассказ — первую страницу книги о себе. Потом все захотели прочитать (а некоторые перечитать) рассказы про Дениску Кораблева, чтобы вместе с ним дописать и свою книгу.

А о том, как выстроить цикл таких занятий и какие замечательные автобиографические книжки получаются у детей, Н. Малахова рассказывала библиотекарям и учителям на мастер-классе.

Уходя с занятия, маленький рыжий мальчик сказал: «Жаль, что ваша библиотека летом не работала, я бы к вам каждый день приходил». Это была лучшая оценка нашей работы.

Чтение начинается с семьи. Семейное чтение — это совсем не чтение вслух с целью познакомить ребенка с книгой, это общее эмоциональное поле, сопереживание и сорадование, это душевная близость и атмосфера доверия, понимания другого человека, открытость на общение.

Вера Владимировна Милицкая, организатор и бессменный ведущий Клуба семейного чтения, рассказывала библиотекарям и психологам об опыте работы клуба, уже 20 лет собирающего под одной крышей взрослых и детей.

Клуб семейного чтения стремится создать площадку для общения разных поколений: детей и родителей, братьев и сестер, бабушек-дедушек и внуков. И создает ее вокруг Книги, ибо хорошая детская книга всегда говорит о вечных проблемах бытия. Перечитывая ее своему ребенку, взрослый порой иначе, чем в детстве, открывает для себя уже знакомый сюжет и может поделиться своим открытием с ребенком. А ребенок, впервые открывший для себя эту историю, в свою очередь, полон эмоций и вопросов.

Но всегда ли взрослый готов слушать, а ребенок — говорить? И, в свою очередь, взрослый — говорить, а ребенок — слушать? И кто может помочь им в этом? Жизнь современной семьи полна проблем. Родители и дети, живя под одной крышей, порой вращаются в разных мирах, и эти миры иногда пересекаются в очень небольшом сегменте бытовых проблем и проверки школьных заданий. Да и роли «взрослого» и «ребенка» накладывают свои ограничения, вынуждают следовать определенным стереотипам поведения. Задача Клуба — ослабить власть этих стереотипов, дать возможность взрослому снова ощутить в себе «ребенка». А это значит: соревноваться, играть, рисовать, сочинять истории, участвовать в спектаклях наравне с детьми. И в этом случае на помощь взрослым членам семьи приходит психолог, который на специальных занятиях помогает снять привычные стереотипы и взглянуть на себя, свои личностные ресурсы с иной стороны, открыть в себе новые качества: не только родителя — воспитателя своего ребенка, но и его партнера и друга.

Этому помогают общие для всех членов Клуба правила: право выбора деятельности для каждого члена Клуба, право на собственное мнение и, что очень важно, право на ошибку. При соблюдении этих правил, дети смогут задавать «взрослые» вопросы и не только получать на них ответы, но, вместе со взрослыми, наравне с ними, искать ответы. А это поможет им увидеть в другом человеке не только привычного для себя родителя, но и Человека, достойного Уважения и Доверия.

Приложение

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

Цикл занятий Клуба семейного чтения РГДБ для детей 8—10 лет и их родителей

1. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Как жили наши предки. Рождение и воспитание ребенка. Оберегающие слова и предметы, имена-обереги, игрушки-обереги. Кукла. Колыбельные песни, пестушки, потешки.

  • Урок творчества: «Кукла-пеленашка».

■ Домашнее задание: «Гуси-лебеди» (в обр. А.Н. Толстого), «Морозко» ( в обр. М.А. Булатова), «Василиса Прекрасная» (в обр. А.Н. Афанасьева).

2. ЛЕСНАЯ ИЗБУШКА

Воспитание в семье. Система запретов в традиционных обществах. Нарушение запрета и его последствия. Вспоминаем сказку « Гуси-лебеди».

Как ребенок становился взрослым. Обряд инициации.

Перечитываем сказку «Василиса Прекрасная». Отправка в лес. Лесная избушка. Баба-яга — хозяйка леса. Испытание. Награда.

Первая страница книги о себе уже написана

В «Клубе семейного чтения» родители учатся быть для своих детей не только воспитателями, но и соратниками и друзьями

  • Урок творчества: «Сказочный лес» (масляная пастель, акв. краски).

■         Домашнее задание: «Финист — Ясный сокол» (в обр. В. Корольковой), «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» (в обр. А.Н Толстого).

3.         ПУТЕШЕСТВИЕ В ТРИДЕВЯТОЕ ЦАРСТВО

Представления первобытных народов о мире богов и предков. Культурный герой. Похищение огня. Связь путешествия в другой мир с обрядом инициации.

Вспоминаем «Сказку о молодильных яблоках и живой воде». Волшебные предметы. Выбор дороги. Волшебный помощник. Временная смерть героя. Награда.

Смотрим мультфильм «Молодильные яблоки».

■         Домашнее задание: «Царевна-лягушка» (в обр. М.А. Булатова ), «Сказка про Василису Пре-мудрую» (в обр. Т. Габбе), «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» (в обр. А.Н. Толстого).

4.         СКАЗОЧНАЯ НЕВЕСТА

Образ премудрой красавицы в русских народных сказках. Представления о невесте из иного царства и её магических способностях. Животный облик царевны.

Роль женщины в аграрных обрядах. Магия женского рукоделия.

■         Домашнее задание: «Сивко-бурко» (в обр. А.Н. Афанасьева), «Летучий корабль» (в обр. М.А. Булатого), «Царь-чернокнижник и соломенный колпак» (в обр. Нечаева).

5.         КАК ЗАСЛУЖИТЬ ЦАРЕВНУ?

Всенародный клич. Трудные задачи. А нужен ли жених? Порядок престолонаследия в сказке. Испытание магических сил жениха. Волшебные помощники. Воцарение героя.

Древние представления о власти царя-жреца над силами природы.

■         Домашнее задание: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»; «Эгле — королева ужей» (литовская сказка).

6.         ЗАКЛЯТЫЙ ЦАРЕВИЧ

Читаем сказку «Ореховая веточка» (в обр. Л.Н. Толстого). Сюжет о браке девушки с неведомым чудовищем в сказках разных народов. Представления первобытных народов о духе — хозяине леса, озера и т.д.

■         Домашнее задание: «Добрыня и змей» (былина), «Никита Кожемяка» (в обр. Н. Колпаковой), П.П. Бажов «Золотой Волос».

7.         БИТВА СО ЗМЕЕМ

Свойства змея и его облик. Змей — похититель. Змей — хозяин воды. Древнейшие жертвоприношения воде.

Читаем сказку «Марья-краса — долгая коса и Ванюшка» (в обр. И. В. Карнауховой).

Змей — хозяин подземного мира. Мифы о сражении небесных богов со змеем.

■         Домашнее задание: «Петушок-золотой гребешок и жерновцы» (в обр. А.Н. Афанасьева), «Медное, серебряное и золотое царства», «Девушка в колодце» (в обр. И. В. Карнауховой)

8.         ТРИ ЦАРСТВА

Образ мира у древних славян. Числа 3 и 4 , их производные. Мировое древо.

  • Урок творчества: «Мировое древо».

ЛИТЕРАТУРА

Бойко, С.П. Что за прелесть эти сказки. — Ставрополь: Кн. изд., 1982.

Дайн, Г.Л., Дайн, М.Б. Русская тряпичная кукла. — М.: Культура и традиции, 2008.

Котова, И.Н., Котова, А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. — СПб.: Паритет, 2003.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. — М.: Советская энциклопедия, 1980.

Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / под ред. Е.В. Смирницкой. — М.: «ННН», 1995.

Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — 2-е изд. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

Русская волшебная сказка: Антология / сост. К.Е. Корепова. — М.: Высшая школа, 1992.

Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян. — М„ 1981.

Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. — М., 1987.

Семёнова, М. Мы — славяне! — СПб.: Азбука-Тер- ра, 1997.