Мужикова Е. Не торопитесь рвать цветы! / Е. Мужикова. // Библиополе. – 2013 .– № 10. – С. 63 - 66.
Диалог построен на материале рассказа Ю. Яковлева «Солнце с белыми лучами», для детей 5 - 8 лет.
Предлагаемый диалог построен на материале рассказа Юрия Яковлева «Солнце с белыми лучами» (М.: Малыш, 1986) и может быть использован в работе по экологическому просвещению детей 5-8 лет. Это произведение заслуживает большого внимания со стороны воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов и, конечно же, библиотекарей, работающих с малышами и подростками. Автору удалось очень тонко и органично подвести ребят к мысли о необходимости беречь природу.
Оригинальность подхода заключается в том, что описанные события происходят в недалёком будущем, это рассказ-фантазия, жанр, который особенно привлекает современных юных книгочеев. Повествование изобилует точными сравнениями, которые не могут оставить молодых читателей равнодушными к обсуждаемой проблеме. Я советую снова вернуться к этой замечательной книге, которая прошла для многих незамеченной.
При проведении мероприятия необходимо использовать компьютер или компьютерный диапроектор, чтобы демонстрировать на экране изображения исчезнувших и исчезающих растений, а также заставки с видами цветущих полей и лугов, которые сделают мероприятие более зрелищным, интересным и понятным для детей этого возраста. Ведут беседу двое участников, но главный диалог разворачивается между ними и аудиторией. Основная задача ведущих — вовлечь ребят в обсуждение и заинтересовать проблемой. Поэтому материал насыщен большим количеством вопросов и загадок.
Вероятно, не все смогут найти эту тоненькую книгу в своих фондах: где-то её уже списали, а скорее всего — и не приобретали вовсе. Но мне, автору данного материала, очень хотелось, чтобы она была переиздана, так как может послужить делу экологического просвещения детей младшего возраста ещё много лет.
(В записи звучат голоса птиц, шум леса).
ВЕДУЩИЙ (1): Разные науки изучают природу. Это и ботаника — наука о растениях, и зоология — наука о животных, и другие. А есть особая наука, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на эту природу.
Кто знает, как называется эта наука?
(Ребята дают варианты ответов.)
ВЕДУЩИЙ (2): Правильно, наука эта зовётся экология. Её название произошло от древнегреческого слова «ойкос», что значит «дом». Ведь природа — общий дом и для растений, и для животных, и для людей. Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит беречь её.
ВЕДУЩИЙ (1): Ребята, сегодня мы хотим познакомить вас с книгой, которая тоже учит беречь окружающую нас природу. Её автор — известный детский писатель Юрий Яковлев. Возможно, вы читали его книги «Тайна Фенимора», «Лев ушёл из дома», «Где стояла батарея», «Ваши права, дети!» и др.
(Обращаем внимание на книжную выставку «Пусть будет прекрасной Земля!»)
ВЕДУЩИЙ (2): У книги, которую мы хотим вам представить, необычное название — «Солнце с белыми лучами». Не жёлтыми, не золотистыми, а белыми!
Может быть, кто-то из вас уже догадался, о чём эта книга? Но чтобы узнали все, я прочитаю вам стихотворение-загадку:
На лугу, у той дорожки, Что ведёт к нам прямо в дом. Рос цветок на длинной ножке, Белый, с жёлтеньким глазком. Я цветок сорвать хотела, Поднесла к нему ладонь, А пчела с цветка слетела, И жужжит, жужжит: «Не тронь!»
(Дети хором отвечают: «Ромашка».)
ВЕДУЩИЙ (1): Да, эта книга о маленьком чудо-цветке, украшающем нашу планету, — ромашке. Она ведь так похожа на маленькое солнышко, только с белыми лучами-лепестками. Вот почему так называется эта книга!
ВЕДУЩИЙ (2): Обратите внимание на подзаголовок книги: рассказ-фантазия. Вы, конечно, знаете, что такое фантазия?
(Дети отвечают: «Выдумка, сказка, то, чего не бывает...»)
Да, вы правы. В книге «Солнце с белыми лучами» фантазия уносит писателя в недалёкое будущее, когда на нашей планете исчезли многие цветы. Исчезла и ромашка...
ВЕДУЩИЙ (1): «Разве можно уничтожить все ромашки на земле? Их видимо-невидимо!» — скажете вы. Оказывается, можно! В мире уже уничтожены сотни видов растений и многие тысячи находятся на грани исчезновения. Первыми погибают как раз те растения, у которых красивые цветы. А ромашки такие красивые!
ВЕДУЩИЙ (2): Книга Юрия Яковлева начинается с очень необычной сцены: двое ребятишек, брат и сестра, обнаруживают за домом, поддеревом, незнакомый цветок.
(Показ иллюстрации из книги на с. 8 или на экране. Чтение отрывка из текста.)
«Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин... Одним он напоминал колёсико с жёлтой сердцевинкой, другим — маленькое солнце с белыми лучами».
ВЕДУЩИЙ (1): Какое прекрасное сравнение! Вероятно, мама подсказала им название этого странного и нежного цветка?
ВЕДУЩИЙ (2): Увы, это не так. К сожалению, их мама тоже никогда в жизни не видела такого цветка.
ВЕДУЩИЙ (1): Ребята так надеялись, что это мама посадила цветок и всё расскажет про него...
(Показ иллюстрации из книги на с. 4 или на экране.)
ВЕДУЩИЙ (2): Но мама пожала плечами и ответила: «Я слышала, что раньше, очень давно, цветы появлялись сами и неожиданно. Никто этому не удивлялся, люди просто радовались».
ВЕДУЩИЙ (1): «Неужели цветы могут появляться сами?! Только в сказках цветы появляются сами!» — воскликнули дети.
ВЕДУЩИЙ (2): И тогда все вспомнили о бабушке. Может быть, она что-то знает об этом таинственном цветке?
ВЕДУЩИЙ (1): Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она стала вспоминать своё детство, потому что цветок был старым знакомым из её далёкого прошлого. «Как же зовут... старого знакомого?» — ребятам так хотелось узнать название этого загадочного цветка!
(Показ иллюстрации из книги на с. 6 или на экране.)
ВЕДУЩИЙ (2): «Ромашка», — тихо произнесла бабушка.
ВЕДУЩИЙ (1): «Ро-маш- ка», — по слогам повторили дети. Это название показалось им очень красивым и таинственным. Но иначе и быть не могло, ведь таким был сам цветок! А бабушка продолжала: «Когда-то ромашек было очень много. Они покрывали поля и пригорки, росли в лесах и на берегах рек. И людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег».
ВЕДУЩИЙ (2): «Куда же делись эти прекрасные ромашки?» — недоумённо спросили дети.
ВЕДУЩИЙ (1): Бабушка тихо продолжала: «А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали. Каждый, кто проходил мимо, срывал».
ВЕДУЩИЙ (2): «Зачем?!» — две пары глаз смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Дети искали ответ на свой вопрос, строили догадки: «Наверное, из ромашек делали лекарство, которое спасало людям жизнь? А может, из неё извлекали витамин роста?»
ВЕДУЩИЙ (1): Бабушка покачала головой: «Ромашки срывали просто так».
ВЕДУЩИЙ (2): «Просто так не бывает! — воскликнули дети. — Просто так ничего не делается. Если ромашки не приносили пользу, то, может быть, от них был вред? Вот их и рвали...»
ВЕДУЩИЙ (1): Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом она внимательно посмотрела на детей и сказала: «Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку, самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин. Теперь ромашка уже не вернётся».
ВЕДУЩИЙ (2): «Вернётся, — сказали дети. — Одна ромашка уже вернулась. Мы будем охранять её, а когда придёт осень, соберём семена, и весной вернутся остальные ромашки. Людям снова будет казаться, что выпал снег... Бабушка, когда ты была молодой, люди не знали, что ромашка — маленькое солнце с белыми лучами. Но теперь они будут знать».
ВЕДУЩИЙ (1): Книга Юрия Яковлева «Солнце с белыми лучами» — не просто фантазия. Это фантазия-предостережение: «Не рвите цветы на лугах и в лесах!» Ромашка на нашей планете ещё жива, но она действительно может исчезнуть, если мы по-прежнему будем бездумно срывать её и огромными букетами приносить домой. Постоит букет в вазе день- другой, цветы завянут, и мы выбросим их.
ВЕДУЩИЙ (2): А ведь каждый цветок — это будущие семена, это продолжение жизни растения. Там, где мы собрали букет, цветов будет меньше.
ВЕДУЩИЙ (1): Ребята, в ваших силах спасти их. Для этого не нужно делать что-то особенное. Просто приучите себя любоваться цветами, не срывая их. Заложите руки за спину, если они у вас потянутся к растению — ландышу, колокольчику, подснежнику. И ландыш, и колокольчик, и подснежник уже вписаны в Красную книгу природы как редкие и исчезающие.
ВЕДУЩИЙ (2): Вы, конечно, слышали о существовании такой книги? А как вы думаете, почему для её названия выбрали именно красный цвет?
(Ответы детей.)
Да, красный — цвет тревоги, это книга о растениях и животных, которые требуют спасения.
(Показ Красной книги животных и растений.)
Существуют Красные книги: планеты (международная), стран (государственные), отдельных республик, краёв и областей.
ВЕДУЩИЙ (1): Знаете ли вы, какие растения нашей области вписаны в Красную книгу?
(До мероприятия нужно найти и подготовить информацию по данной теме, чтобы познакомить с ней ребят, если они не ответят на этот вопрос, или уточнить их ответы.)
ВЕДУЩИЙ (2):
Давайте ж беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой.
Давайте, ребята.
Назло непогодам
Обнимем планету
Своим хороводом!
Развеем над нею
И тучи, и дым...
В обиду её
Никому не дадим!
(Звучит песня Юрия Антонова «Не рвите цветы, не рвите... » или любые другие песни на эту тему.)