Серова М. Музей проживания : уроки творческого чтения / М. Серова, В. Панкова. // Библиополе. – 2010 .– № 3. – С. 52 - 53.

Об уроке творческого чтения по книге Ю. Яковлева «Как Сережа на войну ходил».

Сегодня, в преддверии столь значимой для нашей страны даты — 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне — особенно ценными становятся воспоминания о том времени, рассказы о реликвиях, которые объединяют поколения и воспитывают у детей и подростков гордость за Родину, за людей, подаривших им жизнь.

Поэтому совсем неслучайно в Ульяновской области в сентябре 2009 г. начал свой путь информационный рейд «Орден в моей судьбе». Дети и подростки — участники рейда — обращаются к памяти старших поколений: рассказам, письмам, фотографиям, военным реликвиям, книгам о войне.

В стенах родной школы, библиотеки и дома культуры проходят встречи с ветеранами, обсуждения книг и фильмов о войне, уроки мужества и часы информации. Уже действуют книжно-иллюстративные выставки, музейные экспозиции. Индивидуально и коллективно дети оформляют свои творческие работы: рисунки, альбомы, плакаты, слайд-фильмы, книги памяти. Школьники создают интересные письменные работы: рассказы, эссе, письма, сказки.

Ульяновская библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова как методический центр подготовила рекомендации по проведению мероприятий к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, таких, как «Час семейной реликвии», «Урок мужества», «Час памяти», «Колесо истории», «Музей проживания», «Читательская конференция». Ко всем этим мероприятиям предлагается оформить интересные нетрадиционные выставки: выставку-экспозицию, выставку-почту, выставку-баталию и др.

Хочется поделиться впечатлениями об уроках творческого чтения (форма «Музей проживания») по книге Ю.Я. Яковлева «Как Серёжа на войну ходил», которые были проведены в пос. Чердаклы 8 октября в пос. Николаевка. Это одна из интереснейших форм работы с литературным текстом. Дети и взрослые попытались прочувствовать несколько военных дней, описанных в рассказе, увидеть их глазами Серёжиного деда.

Школьники заранее подготовились к занятию: прочитали дома рассказ Ю. Яковлева, разбили его по смыслу на отрывки, выделили в них главную идею. К каждой смысловой части сделали экспонаты для «Музея проживания»: макет-диораму, модели танков и самолётов военной поры, коллажи, рисунки. Они нашли фотографии своих родственников — участников Великой Отечественной войны, расспросили своих близких о том, где воевали их прадеды, кто вернулся с фронта, а кто остался на поле боя.

В ходе работы дети учились сопереживать героям книги: деду, его однополчанам, Серёже, который из мирного времени попал на войну. И вместе с Серёжей они окунулись в прошлое. С особенным душевным трепетом и готовностью испытать первые трудности солдатского быта они примеряли гимнастёрку, ремень и пилотку так, как учил Дед-солдат. Они учились правильно наматывать портянки, маршировали в сапогах.

Школьники увлечённо работали с диорамой, изображающей фронтовую дорогу. На её левой стороне изображена «тихая» война: солдаты идут цепочкой по дороге, причём все они «удивительно похожи на близких людей». И своих близких людей вспоминали они, рассказывая о своих прадедушках и прабабушках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Вспоминали своих героев и демонстрировали одноклассникам старые военные фотографии, которые бережно хранятся в каждой семье.

На правой стороне диорамы изображены боевые действия: налёт фашистской авиации. Когда был прочитан отрывок из текста, его «проиллюстрировали» в движении на макете. В этот момент юные участники урока представляли ужас и боль раненых солдат, восхищались силой духа и смелостью тех, кто поднялся и пошёл в бой. Жестокий бой, от которого горела земля. Этот момент дети отобразили в аппликации: чёрная земля, огонь и алые облака.

Следующий смысловой отрывок этого произведения — «Подвиг Деда» — был очень важен для его эмоционального «проживания». Дети сумели прочувствовать эту ситуацию. «Земля дрожала... Танк был совсем близко. Серёжа увидел, как рядом с огромным танком возникла маленькая и на вид слабая фигура Деда-солдата. И в следующее мгновение что-то грохнуло. И танк, скрежеща, завертелся на месте, как подбитый зверь. Чадящее облако окутало громадину. А потом в чёрном облаке забилось чадящее оранжевое пламя. Фигурка солдата исчезла...»

Дети сами пришли к осознанию того, ради чего погиб солдат, кого он защищал, какой дорогой ценой завоёвана Победа. В заключение они поделились своими впечатлениями от прочитанной таким необычным образом книги Ю.Я. Яковлева.

Творческая работа по художественным произведениям о войне будет продолжена. Следующим этапом работы в этом станет написание рассказа или сказки о войне. Лучшие произведения войдут в сборник «Война глазами молодого поколения».

«Проживание» и творчество только начались...