Бойко Л. Выйди из дома и помоги природе! : современные технологии как средство экологического воспитания / Л. Бойко. // Библиополе. – 2013 .– № 10. – С. 45 - 49.
Опыт работы по экологическому просвещению среди детей и подростков г. Новосибирска.
Тема защиты растительного и животного мира для библиотек Новосибирской области не нова. С 1997 г. они неоднократно принимали активное участие во всероссийских смотрах- конкурсах по экологическому просвещению земляков. Казалось бы, уже всё сказано. Однако в Год охраны окружающей среды коллеги по-новому подошли к проблеме, широко используя компьютерные технологии.
Новосибирцы разработали и внедрили около сотни проектов: «Нам этот мир завещано беречь» (Верх-Ирменская СБ Ордынского района), «Чем больше узнаю природу, тем больше берегу её» (Новороссийская СБ Здвинского района), «Любить природу — творить добро» (Мошковская ДБ), «Эконавигатор по родному краю» (Каргатская МПБ), «С природой в мире будем жить» (Коль- цовская ГБ Новосибирского района) и др.
Причём к реализации программы библиотеки подошли комплексно, сумев дать единую картину экологии области, своего района и населенного пункта.
Каргатская межпоселенческая библиотека в своём проекте даёт рекомендательный список литературы «Знать и беречь природу» — об экологической обстановке в стране, экотуристичес- кую карту области и краткий справочник «Всё о Каргатском районе».
В целях обеспечения полного и оперативного доступа к экологической информации для всех пользователей «Эконавигатор» систематизировал и объединил весь имеющийся в районе материал данной тематики. Этот электронный ресурс непрерывно развивается и обновляется. Презен-тация «Эконавигатора» прошла в Дни защиты от экологической опасности, а рекламу проекта можно увидеть на сайте учреждения.
Библиотека имени Бориса Богаткова открыла на своём сайте мультимедийную экостудию, а Библиотека имени В.М. Шукшина г. Новосибирска ежемесячно проводила мультимедийные репортажи по теме «Это дом, где мы живём» (об экологической обстановке в городе), сопровождая их фотовыставками флоры и фауны области.
Благодатская СБ Карасукского района создала на своём сайте полнотекстовую базу данных «Природу надо знать», посвящённую окружающей среде села, а Пушнинский СФ Черепановской ЦБС — аналогичную БД «Сохраним наш край родной».
Сотрудники ЦБС г. Куйбышева решили активизировать интерес пользователей к экологическому состоянию территории с помощью интернет-ресурсов, разработав проект виртуального экологического музея. На бесплатном хостинге был создан сайт, информация на котором удобно структурирована и расположена по «залам», как в реальном музее. Каждый из шести таких «залов» имеет собственную тематику:
- «Природные ресурсы края»;
- праздник Нептуна в Земледельческом сельском филиале Сузунской ЦБС сблизил его участников с природой
- «Информация об организациях, имеющих экологические направления деятельности и занимающихся охраной окружающей среды»;
- «Многоаспектность фонда по экологии»;
- «Творчество эколога-краеведа Г. К. Рудько»;
- «Картины и фотографии местных художников и фотохудожников, поделки из природного материала, Театр экомоды»;
- «Опыт библиотек г. Куйбышева по экологическому воспитанию».
- На утреннике «Приключение капельки» в московской детской библиотеке малыши в игровой форме знакомились с проблемами экологии
- Участники экокруиза узнали много неизвестного им о флоре и фауне Тогучинского района
Куйбышевская ЦМБ реализовала проект «Здесь всё моё, и я отсюда родом», в рамках которого на её сайте был создан «Экологический портал», состоящий из нескольких разделов: экологическое законодательство Новосибирской области; экологическая карта Куйбышевского района; экологический календарь, экологическая медиатека.
Сотрудниками проводятся тематические мероприятия с использованием всех форм деятельности. В частности, создан фонд видеофильмов «Экологический видеолекторий».
Библиотека выступает участником и организатором многих акций по данной теме: «Прогулка с пользой», «Очистим планету от мусора», «Чистый двор — чистое село», «Живи, цвети, моё село». Например, в дни летних каникул юные пользователи приняли участие в конкурсе работ «Я рисую чистый мир и дарю его вам!», а также в мастер-классе «Рисайклинг, или Как очистить двор от мусора».
На «Экологическом портале» этой библиотеки в разделе «Хранители природы» дана информация о деятельности ветерана Г.Р. Мазурова — создателя пяти рукотворных рямов (болото, поросшее низкорослым лесом или кустарником; в Западной Сибири — верховое сфагновое болото с сосной) на территории Куйбышевского района. В годы войны, защищая Ленинград, сибиряк вы-
нужден был вырубать строевой лес для наступления танковых частей. С приходом мирного времени у него возникла идея организовать посадку хвойных деревьев, возвращая природе загубленный лес.
Проект «Цветочная наука и практика», разработанный Линёвской ДБ, победил в конкурсе социально значимых проектов администрации посёлка. Он стал логическим продолжением целенаправленной деятельности библиотеки по экологическому воспитанию и просвещению малышей и подростков.
Предварительно проект был проанонсирован в детской программе «Переменка» местного телевидения «Исток», а также в школах и на библиотечных веб-ресурсах.
Сотрудники ДБ и волонтёры подготовили и провели в школах серию устных журналов «Цветочные улицы». Для осуществления практической помощи потенциальным участникам акции была подготовлена серия памяток: «Цветочная наука и практика», «Проектирование клумбы», «Низкорослые цветы для клумб» и др.
Проект предусматривал создание на улицах посёлка «Поэтической клумбы». В ходе этой необычной акции предполагалось высадить на ней только те цветы, которые называются в поэтических строчках. Школьники среднего и старшего возраста начали активное изучение поэзии. Встретив упоминание о цветах, они записывали автора и название произведения, а также уточняли название растения. Накануне посадочных работ прошёл литературный праздник «Букет цветов и стихов». На нём обсудили и составили схему клумбы, разработали проект штендера, на котором перечислили авторов стихов, а также составили график ухода за растениями на летний период.
Усть-Таркская ДБ провела цикл мероприятий экологической направленности. Среди них особый интерес ребят вызвала интерактивная экологическая игра «Водный мир». Детей сразу же привлекло оригинальное оформление игрового поля в виде паутины и капелек воды. Им пришлось ответить на вопросы викторины, чтобы распутать сложную сеть паутины. Через систему удачно продуманных гиперссылок и триггеров была создана возможность выбора вариантов ответов и возврата к игровому полю, то есть доступа к дополнительной информации. Помня, что дети любят соревноваться, было предусмотрено деление участников на две команды. Чтобы придать игре дополнительную интригу, в неё ввели моменты неожиданности: если после нажатия кнопки появлялась «жемчужина», это означало переход действия, «сундук с драгоценностями» приносил команде пять дополнительных баллов и возможность продолжать игру, «море» хоть и «съедало» пять баллов, но оставляло команде право на ответ.
Благодаря такой увлекательной игре дети в непринуждённой форме могут получить информацию по широкому кругу вопросов (географические понятия и объекты, речные и морские обитатели, водная растительность, славянская и греческая мифология, краеведение, сказочные персонажи, загадки, пословицы и поговорки, литература). Ссылка на дополнительную информацию даёт возможность услышать фрагменты из песен по теме, ознакомиться с репродукциями картин известных художников.
Дети не только увлечённо отвечали на вопросы, но и спорили, обсуждали, доказывали друг другу правильность своих утверждений. Порой доходило до голосования за каждый вариант.
Мероприятие было рассчитано на 45 минут, но участникам не хотелось расходиться. Игра продолжалась, пока не были найдены ответы на все вопросы. Она оказалась настолько популярной, что по просьбе педагогов была повторена во всех классах.
В массовой работе Библиотеки имени Саши Чекалина г. Новосибирска используются как традиционные, так и необычные формы: циклы зоознакомств, вернисажи, «ботанические жмурки», зоологические шкатулки, мастер-класс «Звери с охранной грамотой», ботаническая прогулка «Тайны флоры: загадочные растения» и др. Также успешно функционируют школа травознания «Заветы старой травницы» и клуб «Росинка».
К проведению Недели экологических знаний «Зелёная ладошка природы» были подготовлены электронные выставки и презентации: «Экое — это значит дом», «Экология родного края». Учащиеся средних классов совершили увлекательное эколого-краеведческое путешествие «Хождение в Красную книгу Новосибирской области». Изюминкой дня стало «Экологическое кафе», где гостей библиотеки встречала «травница» Марьяна(библиотекарь Н.Г. Бородаенко), которая увлекательно рассказала о целительной силе сибирских трав и ягод и угостила всех присутствующих ароматными травяными чаями.
В ходе Недели на встречу со старшеклассниками пришли учёные Института систематики и экологии животных СО РАН, которые познакомили ребят с историей создания Красных книг в мире и в России. Также работал «Экологический кинозал», где перед сеансом школьники встретились с автором фильмов серии «Видео в краеведении» Н.Н. Балацким.
Не менее интересное путешествие в палеозой совершили старшеклассники с помощью научного сотрудника Новосибирского государственного краеведческого музея В.С. Журавлёвой,
Также в рамках Недели коллеги провели День специалиста. Учителя, библиотекари и краеведы встретились с учёным Института систематики и экологии животных СО РАН И.И. Любечан- ским, принимавшим участие в создании Красной книги Новосибирской области. С состоянием окружающей среды города присутствующих познакомила И.С. Рябухина, специалист Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Новосибирска. День закончился знакомством с интерактивным проектом «Экологическая карта Новосибирской области».
Щегловский филиал Чановской ЦБС также решил использовать необычную форму представления информации. Буктрейлер «Знай. Береги. Охраняй» был создан в целях привлечения внимания к вопросам сохранения окружающей среды. Визуальный ряд, отражающий основные экологические проблемы человечества, сопровождается текстом-призывом, составленным из стихотворений известных поэтов. Видео-ряд «озвучивает» «Песня Земли» Майкла Джексона.
При участии своих постоянных партнёров Шиловская библиотека-филиал Новосибирской ЦБС разработала проект «Остров заботы», предусматривающий поэтапную реализацию.
Знаковым мероприятием первого этапа — «Залив уюта» —- стала акция «Окультурим 50 соток родной земли», в ходе которой на месте заброшенного пустыря выросла детская площадка «Солнышко». Участники акции вывезли семь тракторных телег мусора, выкорчевали старые заросли, разбили клумбы, посадили цветы и деревья, установили качели, расписали стены библиотеки.
На втором этапе проекта на экоуроке «Птицы» ребята занимались изучением пернатых. Вместе с ними сотрудники оформили закладки «Люби, знай и охраняй» и «Легендарные птицы», а старшеклассники и студенты придумали экологические игры. После урока природоведения «Зимующие птицы» библиотека провела акцию «Покормите птиц», где участники разного возраста изготовили 27 кормушек. Члены экоклуба «Росток» распространили среди жителей села листовки, призывающие беречь и пополнять развешанные по всему селу кормушки. На параде экопрофессий учащиеся узнали
о работе орнитолога, эколога, егеря и др.
Цикл мероприятий третьего этапа проекта — «Писатели-натуралисты» — включал различные формы: утренник; литературный час, раскрывающий творчество М.М. Пришвина; встреча с новосибирским писателем Ю.В. Черновым. Учащиеся подарили автору иллюстрации к его рассказам, закладку, посвящённую «красно-книжному» растению кандыку сибирскому. Воспоминания о встрече со школьниками Юрий Васильевич опубликовал в газете «Советская Сибирь» в статье «Закладка — на всю жизнь».
Увлекательным путешествием для многих стала экскурсия на станцию юных натуралистов в п. Краснообск. После неё в библиотеке появился попугай Кеша, который стал первым жителем уголка живой природы в бухте «Ребята и зверята».
Проблемы экологического просвещения населения неизменно находятся в центре внимания Вьюнской библиотеки-филиала Колыванской ЦБС. Наряду с традиционными формами и методами наши коллеги предоставляют информацию с использованием интернет-технологий.
После изучения общих требований к веб-сайту и материалов мастер-класса «Как создать библиотечный Google-сайт» на портале Wiki.SibiriaDa был создан сайт «Вьюны — экологический портрет». В его навигацию включены следующие тематические рубрики: «Законодательные материалы по охране окружающей среды», «Колыванский район. Цифры и факты», «Природа НСО», «Памятники природы Колыванского района», «Экология с. Вьюны», «Фотогалерея “Удивительный мир природы”», «Мероприятия библиотеки», «Конкурсы,акции, проекты», «Экологический календарь».
Для малышей создана собственная веб-страница «Ребятам о зверятах», на которой кроме рекламы детских книг можно посмотреть мультфильмы о природе. Отдельная страничка, посвящённая «Ресурсам библиотеки по экологии», включает в себя подразделы «Книги», «Стихи и проза земляков», «Периодические издания», «Электронная библиотека».
Сайт выложен в сети и доступен для всех пользователей.
Для полноценного наполнения его контентом библиотека обратилась за информацией в Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды р. п. Колывань, Вьюнскую среднюю школу, СБА Колыванской ЦБ. Полученные документы и фотографии были отсканированы и переведены в электронный формат, а затем размещены на страницах сайта.
Помимо текстового и иллюстративного материала сайт снабжён баннерами и ссылками на электронные ресурсы информационных партнёров, таких как Ко- лыванская центральная библиотека, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области и др.
На главной странице размещены интерактивный плакат «Контрасты села Вьюны» и «Анкета для определения состояния экологической культуры жителей села Вьюны». На странице «Природа НСО» рассказывается про озеро Сартлан с использованием плейкаста и ЗО-книги. Виртуальная выставка детских книг о природе воспроизводится аудиосопровождением (пением птиц).
На странице «Обратная связь» в онлайн-режиме любой пользователь может высказать своё мнение по проблемам села или пообщаться с другими посетителями.
На сайте освещаются текущие конкурсы, акции, проекты, проводимые в селе, районе, области. Материалы, собранные здесь, помогают проводить мероприятия, писать контрольные и исследовательские работы экологического характера в широком тематическом диапазоне.