Мышерина Е. Календарь Победы / Е. Мышерина. // Школьная библиотека. – 2009 .– № 8. – С. 54 – 59.

Программа библиотечного обслуживания в год 65-летия Великой Победы.

Славская средняя школа ведёт свою историю с 1946 г., изначально она располагалась в немецком здании довоенной постройки. 1 сентября 1974 г. открыло свои двери современное типовое здание по улице Спортивной (проектная мощность — 950 мест). Располагалось оно на пустыре на окраине города. Через несколько лет усилиями ребят, классных руководителей здесь были разбиты пришкольный участок, цветники, аллеи, появилась роща. Сейчас это один из самых красивых и зеленых уголков города.

До 1998 г. учащимся 2-4 классов приходилось заниматься во вторую смену. В 1998 году для учащихся начальных классов было приобретено отдельное здание, что позволило решить проблему второй смены. Таким образом, занятия в школе организованы в одну смену, что создаёт условия достаточно полного использования существующей базы для организации индивидуальной и внеклассной работы.

Из стен школы вышло более трех тысяч выпускников, в том числе 6 золотых и 54 серебряных медалиста.

Спортсмены школы неоднократно становились победителями районных и областных соревнований, а самодеятельные коллективы — ВИА «Светлячок», театр «Эксперимент», театр мод «Этно» — в разное время покоряли зрителей Советска, Калининграда, Литвы, Германии, Швеции.

Уже более 30 лет школа готовит водителей категории «С». Эти занятия дали многим выпускникам надежную профессию в жизни.

На протяжении 10 лет длится сотрудничество и дружба, которые связывают Славскую школу со школой немецкого города Силиксен. Ежегодно учащиеся из Славска посещают Германию, совершенствуют знания немецкого языка, знакомятся с историей и культурой немецкого народа.

С 1990 г. директором школы является Виктор Иванович Киселев. Под его началом работает слаженный коллектив из 46 учителей, который всегда отличался высоким профессионализмом. Не случайно МОУ Славская СОШ — базовый центр многих методических объединений учителей района.

В настоящее время в школе находится 37 кабинетов общей площадью 1904 м. Многие кабинеты оснащены компьютерами, мультимедийными проекторами, интерактивными досками и пр.

В результате реорганизации сети образовательных учреждений в 2008 г. к Славской школе были присоединены две школы, которые стали её структурными подразделениями — в п. Ржевское (1-4 классы) и п. Гастеллово (1-6 классы).

На сегодняшний день в МОУ Славская СОШ обучается более 600 человек из г. Славска, а также близлежащих посёлков: Приозёрье, Пригородное, Майское, Гастеллово, Ржевское (210 из них — учащиеся начальных классов, 355 человек — учащиеся 5—9 классов и 51 — учащиеся 10—11 классов).

В МОУ Славская средняя общеобразовательная школа постоянно работает библиотека (заве-дующая — Елена Викторовна Мышерина), деятельность которой регулируется следующими документами:

— Законом Российской Федерации «Об образовании»;

— Правилами пользования библиотекой средней общеобразовательной школы;

— Должностной инструкцией библиотекаря.

Структурными подразделениями библиотеки являются абонемент и небольшой читальный зал.

В библиотечных фондах, помимо художественной и учебной литературы, имеется достаточное количество методической, справочной и энциклопедической литературы, электронные издания, а также подписные издания, ориентированные как на педагогов, завучей, классных руководителей, так и на учащихся. Библиотека оснащена телевизором, DVD-плеером и ноутбуком. Фонды библиотеки, её материально-техническая база постоянно обновляются.

Ежедневно библиотеку посещают от 30 до 40 человек. Читателями библиотеки являются и учителя школы, и учащиеся, в том числе учащиеся начальных классов. Несмотря на то что начальная школа располагается в отдельном здании, всё большее количество её учеников приходит в библиотеку.

Помимо обслуживания читателей на абонементе и в читальном зале, оказания справочно-библиографической помощи, библиотекарь проводит различные массовые мероприятия: литературные обзоры, классные часы, литературные и др. викторины, тематические книжные выставки и т.д.

В настоящее время в МОУ Славская СОШ обучается 616 человек (включая учащихся начальных классов). Количество читателей, зарегистрированных в школьной библиотеке, составляет 483 чел.

Величина фонда художественной литературы — 8272 экз.; фонд учебной литературы насчитывает 3531 экз.

Показатель обращаемости за год — 0,24.

«ТОТ, КТО НЕ ПОМНИТ СВОЕГО ПРОШЛОГО, ОСУЖДЁН НАТО, ЧТОБЫ ПЕРЕЖИТЬ ЕГО ВНОВЬ» (Дж. Сантаяна).

Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений воспитания подрастающего поколения. Без любви к своей Родине, гордости за свершения её народа, уважения к её прошлому и памяти о героях и защитниках, отдавших свои жизни ради её будущего, невозможно воспитать человека, достойного носить звание гражданина своей страны. Особенно остро этот вопрос встаёт в современном мире, когда «меняются» нравственные ценности и идеалы, совершаются многочисленные попытки «переписать» историю.

Ещё одно обстоятельство служит хорошим поводом к тому, чтобы обратиться к теме не только патриотизма, но особенно к теме Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. — это грядущая 65-я годовщина Победы, которую предстоит отметить в 2010 г.

По мнению автора, это событие не только нельзя оставить без должного внимания, но можно и нужно использовать для того, чтобы ещё раз напомнить подрастающему поколению россиян (т.е. нынешним школьникам) о том, что нашей стране, а значит, и нам, её гражданам, есть чем гордиться, и мы должны быть достойны памяти тех, кто отдал свои жизни ради того, чтобы жили мы.

Чем больше времени проходит с момента окончания войны, тем больше стираются из памяти народной события того страшного времени. И, к сожалению, всё меньше остаётся её участников и очевидцев, которые могли бы рассказать правду о войне, правду, которую они видели своими глазами. Тем более важно использовать все возможности для того, чтобы создать условия для общения поколения Великой Отечественной и нового поколения, у которого в руках будущее нашей страны, ведь опыт такого «обмена информацией» поистине бесценен.

С учётом всех обстоятельств, изложенных выше, пришла мысль создания программы библиотечного обслуживания на год, которая помогла бы рассказать о разных аспектах жизни в трудное военное время, о горестях и радостях, утратах и победах.

Начался этап предварительной подготовки — этап подбора материала, уже в ходе которого стало ясно, что рассказывать о войне и о победе можно до бесконечности, настолько эта тема неисчерпаема, многогранна. Сколько бы о ней ни говорили, невозможно рассказать о судьбе каждого из многих миллионов её участников, поэтому нужна была некая связующая нить, которая объединила бы все мероприятия, посвящённые юбилею Победы. Такой нитью послужила череда различных памятных дат, Дней воинской славы России, которые внесены в официальный календарь праздников нашей страны. Собственно, так родилось название программы — «Календарь Победы», ведь каждое запланированное мероприятие, приуроченное к той или иной памятной дате, имеет непосредственное отношение к событиям Великой Отечественной войны.

Программа библиотечного обслуживания на 2010 г. «Календарь Победы» посвящена предстоящей 65-й годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне и представляет собой цикл мероприятий, объединённых одной темой — темой победы, подвига и героизма, мужества и стойкости нашего народа в страшные годы войны. Все мероприятия посвящены конкретным памятным датам, рассчитаны на проведение в течение юбилейного года и адресованы различным возрастным группам школьников — от учащихся начальных классов до старшеклассников. Также предполагается, что участниками программы станут ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда, т.е. люди, пережившие войну.

Следует отметить, что среди «красных дат» «календаря Победы» есть даты, которые, как может показаться на первый взгляд, не имеют отношения ни к Великой Отечественной войне, ни, собственно, к Победе. Тем более что некоторые из них, например, День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей; День матери; День героев Отечества — памятные даты, установленные совсем недавно, о них заговорили буквально несколько лет назад. Однако выбор именно этих дней для проведения мероприятий, посвящённых 65-летнему юбилею Великой Победы, отнюдь не случаен. Именно в этом и заключается попытка автора работы соединить современность и события прошлого в единое целое, показать неразрывную связь между прошедшим и грядущим, найти повод, чтобы вспомнить о событиях Великой Отечественной войны не только в День памяти и скорби (22 июня) и в День Победы, но сделать эту память неотъемлемой частью жизни подрастающего поколения.

Реализация программы «Календарь Победы» предполагает решение ряда задач, имеющих важное воспитательное значение:

  • повышение интереса к отечественной истории, в особенности к событиям Великой Отечественной войны;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • обогащение знаний учащихся о Великой Отечественной войне;
  • формирование уважительного отношения к участникам Великой Отечественной войны, к памяти погибших;
  • формирование у учащихся собственного отношения к событиям Великой Отечественной войны;
  • упрочение связи поколений, улучшение взаимопонимания между ними;
  • разоблачение идеологии фашизма и национализма;
  • предупреждение явлений национальной нетерпимости в молодёжной среде.

Что же касается форм и способов работы с учащимися в ходе реализации программы, то они подбирались в соответствии с психологическими особенностями учащихся разного школьного возраста. Так, например, наиболее актуальными формами работы с младшими школьниками являются игры, чтение вслух, рисование, праздники. Учащиеся младших классов ждут чётких указаний, для них характерно действие по образцу. Все эти особенности учитывались при планировании мероприятий с участием детей этой возрастной категории.

Дети 11—13 лет (учащиеся 5—8 кл.) нуждаются во взрослом как в организаторе, который будет направлять их энергию в нужное русло, создавать условия для самоутверждения подростка. Для них важно участвовать в общем деле вместе со сверстниками. Поэтому учащимся 5-8 классов, скорее всего, будут интересны игры, драматизации, вечера, праздники.

Для старших подростков в возрасте 14—17 лет (т.е. учащихся 9—11 кл.) актуально осознание собственной индивидуальности, стремление выразить себя, определение жизненных целей. Взрослый в общении с ними может выступать в роли консультанта, советчика, более опытного товарища. Поэтому целесообразно ребятам старшего школьного возраста предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, например, дискуссии, различные акции, экспедиции, исследовательские работы.

Необходимым условием реализации программы библиотечного обслуживания «Календарь Победы» является заинтересованность, а также активное участие в подготовке и проведении запланированных мероприятий учителей-предметников, классных руководителей и, конечно же, самих учащихся. В этой ситуации школьная библиотека выступает некой объединяющей силой, которая позволяет строить отношения между библиотекарем, учащимися и учителями на новом уровне, выходя за рамки учебного процесса или отношений внутри класса.

В ходе работы над программой «Календарь Победы» стремления автора сводились к поиску таких форм организации мероприятий, которые помогли бы сблизить поколение XXI века и поколение 40-х гг. века XX. Огромная разница не только в возрасте, но и во взглядах, интересах, жизненных приоритетах очевидна: ведь участниками и очевидцами Великой Отечественной войны были даже не бабушки и дедушки, а, скорее, прабабушки и прадедушки нынешнего поколения школьников. В связи с этим в плане мероприятий появились такие, которые нельзя назвать традиционными для библиотеки — например, вечер караоке «Песни войны, песни Победы».

Использование современных технических средств открывает новые возможности: это не только практически неограниченный доступ к самой разнообразной информации (благодаря Интернету), но и возможность достижения эффекта погружения в события прошлого с помощью демонстраций, к примеру, тематических фото— и видеопрезентаций, что также планируется широко использовать в ходе реализации Программы.

Предполагается также освещение мероприятий, проводимых школьной библиотекой в рамках программы «Календарь Победы», в местной районной газете «Славские новости». Таким образом, появляется возможность сделать круг участников программы (хотя и косвенным образом) максимально широким, выходящим за рамки школьного сообщества.

Продолжением работы программы «Календарь Победы» может стать создание клуба патриотической направленности на базе школьной библиотеки.

КАЛЕНДАРЬ ПОБЕДЫ

27 января – День воинской славы России. День снятия блокады города Ленинграда

2 февраля –  День воинской славы России. День разгрома фашистских войск под Сталинградом

23 февраля – День защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

19 марта – День моряка-подводника

9 апреля – День взятия Кёнигсберга

11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

18 апреля – Международный день памятников и исторических мест

9 мая – День Победы

12 мая – Всемирный день медсестёр

13 сентября – Международный день памяти жертв фашизма

1 октября – День сухопутных войск

22 октября – Праздник белых журавлей. День поэзии и памяти о павших на полях сражений во всех войнах

9 ноября – Международный день борьбы против фашизма, расизма, антисемитизма

28 ноября – День матери

9 декабря – День героев Отечества

15 декабря – День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей