Буслаева М. Воспитание экологической культуры / М. Буслаева. // Библиополе. – 2013 .– № 2. – С. 21 - 23.
Формы и методы работы по экологическому просвещению подрастающего поколения. Опыт Липецкой ОДБ.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Евгений Александрович Евтушенко, российский поэт (р. 1932)
Детские библиотеки сегодня выполняют самые разные функции. Они являются информационными центрами, местом общения и досуга. Здесь же создаются наиболее комфортные условия для творческой самореализации юных читателей.
Знакомство с окружающим миром происходит в самом раннем детстве. Именно в первые годы жизни ребёнка важно заложить доброе, бережное отношение к природе, научить видеть и ценить её красоту, рационально использовать её богатства.
Экологическое просвещение читателей давно стало хорошей традицией в ДБ Липецкой области. Работая с книгами о природе и её защите, библиотекари всегда видели в них богатый воспитательный и познавательный потенциал.
Организующую и стимулирующую роль в этой деятельности играют регулярно проводимые эко-логические смотры-конкурсы как среди читателей, так и среди специалистов.
В 2012 г. Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области и ОДБ среди пользователей детских библиотек была объявлена эколого-просветительская акция «Беречь природы дар бесценный».
Её цели и задачи:
- активизация и совершенствование работы ДБ области по распространению экологических знаний и целенаправленной информации в области охраны окружающей среды, рационального природопользования;
- формирование высокого уровня экологической культуры подрастающего поколения;
- выявление, обобщение и распространение инновационного опыта по экологическому просвещению читателей.
В рамках акции прошёл областной одноимённый смотр-конкурс среди ДБ по организации эколого-просветительской деятельности. В нём приняли участие 28 библиотек, обслуживающих детей. В ходе подготовки к конкурсу коллеги пытались ответить на многие вопросы. Например, какие задачи ставят перед собой библиотеки при осуществлении данной деятельности? Могут ли они изменить ситуацию с ухудшающейся окружающей средой в регионе?
На конкурс были представлены содержательные материалы о целенаправленной и многоплановой деятельности по распространению экологических знаний. В итоге лучшими были признаны детские отделы Тербунской, Усманской и Хлевенской межпоселенческих библиотек; областных Детской библиотеки городского культурно-досугового центра г. Чаплыгина, Золотушинской СБ Остро-Каменского ПЦКиД Лев-Толстовского района.
Наступивший 2013-й объявлен Президентом РФ Годом охраны окружающей среды. Липецкая ОДБ провела межрегиональный семинар «Миссия библиотек XXI века: воспитание экологической культуры детей».
В его работе приняли участие специалисты Управления экологии и природных ресурсов области, сотрудники ДБ Черноземья, библиотекари областных районных и сельских библиотек. В режиме видеоконференции участники семинара пообщались с руководителем проекта «Экокультура» Российской государственной библиотеки для молодёжи В. В. Лещинской, с коллегами из Курска.
На семинаре обобщён опыт проделанной работы и представлена презентация библиотечных инноваций по экологическому просвещению детей и подростков.
Практика библиотек Липецкой области по эколого-краеведческому воспитанию читателей была оценена специалистами как инновационная и высокоэффективная. Лучший опыт в организации данного направления деятельности был описан в профессиональном журнале ЛОДБ «Библиотечная палитра» (№ 3) в статье «И вечная природы красота...» К этой работе мы привлекли коллег из других регионов, а также экологов, биологов, журналистов. Их неравнодушное отношение к проблеме сохранения окружающей среды заразительно, формы и методы интересны и разнообразны.
На страницах журнала были представлены и работы победителей смотра-конкурса «Беречь природы дар бесценный», организованного совместно с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области. Опубликованные материалы будут полезны в продвижении экологических знаний среди подрастающего поколения.
Экологическую информацию в регионе формируют многочисленные организации. Однако единственным учреждением культуры, которое осуществляет её поиск, сбор, обработку, распространение и хранение, является библиотека.
Согласитесь, ни одна структура не насыщена таким документным содержанием, как библиотека. Именно здесь общедоступны
- Заместитель начальника отдела охраны окружающей среды Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области Н.А. ЛУКОВКИНА рассказала о новых технологиях сбора трав
- Призёры — коллеги из тербунской библиотеки все материалы по теме, они качественно систематизируются. ДБ стараются помочь юным читателям разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы.
В Липецкой ОДБ сложилась чётко выстроенная, структурированная система форм и методов работы по экологическому просвещению подрастающего поколения. Она включает в себя изучение книжного фонда, подписку на периодические издания, сотрудничество с государственными и общественными структурами в области природоохранной деятельности, организацию и проведение мероприятий соответствующей направленности.
Можно с уверенностью сказать, что данная системная работа обязательно даст свои плоды. В сознании детей закрепятся знания, правила построения мира, понимание естественных явлений. Повзрослев, они вряд ли станут вредить окружающей среде, потому что даже простейшие экологические знания помогут им правильно оценивать результаты своего влияния на неё. Важно, чтобы ещё в младшем школьном возрасте у них в сознании закрепилась достаточно полная информация о природных закономерностях — экологических правилах.