Антонова Н. Роль школьных библиотек в экологическом просвещении учащихся / Н. Антонова. // Школьная библиотека.– 2011 .– № 9 - 10. – С. 66 - 72.
По мере обострения экологической ситуации в мире и в России возрастает актуальность формирования экологического сознания у каждого жителя планеты. Экологическое образование и просвещение становятся неотложным делом человечества, желающего выжить в негативной, экстремальной окружающей природной среде и обеспечить идущим вслед поколениям условия, благоприятные для продолжения жизни. Вся сфера образования уже много лет совершенствует и ищет наиболее эффективные формы и методы усвоения экологических знаний учащимися учебных заведений разного уровня и профиля.
Однако образование среднее, средне-специальное и высшее, являясь начальной стадией в понимании основ гармонизации отношений в системе «Человек. Общество. Природа», не решает до конца проблемы формирования экологического сознания человека. Самый длительный и самый активный период жизни наступает после окончания учебного заведения. И вопрос дальнейшего совершенствования полученных в учебных заведениях экологических знаний не только не перестает быть актуальным, а напротив, приобретает качественно новый, сугубо практический смысл.
Реализуя свои личные и деловые интересы, взрослый человек непосредственно сталкивается с решением конкретных экологических проблем, которые активно влияют не только на его здоровье, но и ограничивают возможности развития им экономической сферы деятельности. Потребность в экологической информации, в новых путях решения экологических проблем окружающей природной среды резко возрастает. Стройная система экологического образования должна быть продолжена не менее организованной системой просвещения, способной удовлетворять эколого-информационные потребности различных групп населения, специалистов, тех, кто сегодня решает судьбу промышленного и сельскохозяйственного производства.
Это особенно важно в настоящий период, когда формируются новые производственные отношения.
Информационная поддержка идет по многим каналам, в том числе через учреждения культуры, где особое место занимает мощная разветвленная библиотечная сеть, способная стать базой, опорным пунктом для всех, кто связан с проблемами экологии и нуждается в информации по проблеме.
Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать,
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
Быть может, им на чужбине снился
Мой домик среди ветвей густых.
Пусть доброе гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
Н. Плещеев
Выполняя образовательные функции, способствуя расширению экологических знаний учащейся молодежи, библиотеки способны влиять и на все слои населения.
Практически библиотекам с их обширными возможностями нет альтернативы в деле экологического просвещения: библиотеки имеют организованный фонд тиражированных документов по различным областям знаний, в том числе экологических, они демократичны, способны обеспечивать свободный доступ детей к экологической информации и, наконец, располагают образованными кадрами — библиотекарями — носителями этой информации.
Экология стала злободневной проблемой для каждого человека.
Человек и природа вступили в разрушительный конфликт, и разрешить его можно только на основе комплексного непрерывного образования и воспитания, начиная с раннего детского возраста, совместными усилиями. И важная роль в воспитании и экологическом просвещении населения отводится библиотекам, сосредотачивающим в своих фондах солидную информационную базу, обладающим такими средствами убеждения, как книга и слово.
Основное и главное требование к экологическому просвещению — это планомерность и систематичность.
Экология — это «перекресток» многих научных знаний. Поэтому следует широко представлять читателям литературу о биологических основах жизни, социальной, экономической, культурной и духовной сторонах жизнедеятельности человека. Деятельность библиотеки по экологическому просвещению своих читателей станет более эффективной, если библиотекарь будет работать в тесном контакте с преподавателями — прежде всего, биологии, географии, химии, а особенно — с учителями начальных классов.
Информационно-библиографическое обеспечение. Особое внимание следует обратить на информационно-библиографическое обеспечение читателей. Очень важно представлять в полном объеме информацию, несущую экологические знания, используя различные приемы и формы библиотечной практики.
Организация книжного фонда. В каждой библиотеке желательно проанализировать книжный фонд и периодические издания в помощь экологическому просвещению, проводить консультации для учащихся и педагогов, составить рекомендательные списки статей периодики, тематические полки, развалы и просмотры литературы. Литературу по экологии целесообразно сосредоточить в одном месте фонда, что позволит быстрее найти нужный материал.
В систематической картотеке статей можно выделить раздел наиболее спрашиваемых из-даний по данной проблеме.
Экологический марафон «Человек. Природа. Экология». В рамках марафона можно организовать целенаправленную работу не только с педагогами и школьниками, но и с на-селением.
Вопросы, связанные с экологической опасностью и уроном природе, нанесенным человеком в процессе производственной деятельности, бесхозяйственности и равнодушия, могут быть вынесены для обсуждения на диспутах и дискуссиях. Например:
- Почему продолжает ухудшаться экологическая обстановка в районе, округе, стране?
- Что может повлиять на ее улучшение?
- В чем заключается твой гражданский долг по отношению к природе?
Суд-диспут. Особую роль в воспитании экосознания школьников играет публицистика. Ее характерная черта состоит в том, что она отражает всегда совершенно конкретную эко-логическую ситуацию, тем самым приглашая читателей участвовать в ее разрешении. Статьи периодических изданий помогут библиотекарю найти правильный тон при обсуждении с читателями острых экологических проблем. Материалы периодической печати можно использовать при проведении суда- диспута, где в роли обвиняемых предстанут организации, предприятия и отдельные лица, которые повинны в загрязнении окружающей среды. Обвиняться может и сама административная система — за создание условий, при которых ни одна сила, разрушающая природную и жизненную среду, не несет никакой ответственности.
Свидетелями на этом процессе станут конкретные факты, цифры, статистические данные. Среди действующих лиц — судья, прокурор, адвокат, народный заседатель, секретарь.
Дни и недели экологии. Можно периодически организовывать дни и недели защиты от экологической опасности. Это не только активная работа по ознакомлению читателей с литературой, не только массовые мероприятия, но и какие-то конкретные акции населения, исходя из местных условий и задач.
Библиотечные клубы. В библиотеках желательно создать для читателей-детей любительские объединения или клубы. Например, клубы: «Юный эколог», «Зеленый мир», «Природа — наш дом», «Родник», «Колокол» и т.д.
Книжные выставки. Привлечь внимание читателей различных категорий и возрастных групп к проблемам охраны окружающей среды и экологической опасности помогут циклы книжных выставок (разных типов и видов), открытые просмотры литературы, стенды, плакаты, столы-викторины «Красная книга Архангельской области». «Внимание! Это актуально!», «Экологический колокол», «Экоглобус» и т.д.
Через всевозможные формы раскрытия книжного фонда целесообразно освещать темы:
- Мир и экология;
- Экологические проблемы нашего региона;
- Человек, природа и будущее цивилизации;
- Экология и нравственность: грани взаимодействия;
- Экология и здоровье человека;
- Экология, культура, экономика;
- Планета в опасности;
- Что мы оставим потомкам?
- Писатели об охране окружающей среды;
- Природа — великий мастер.
Социологические исследования. Библиотека может выступить инициатором проведения небольших социологических исследований, в частности, через местную газету «Наш край», районную газету «Авангард», опрос населения. Цель этой работы — выяснить знания не только школьников, но и жителей поселков по проблемам экологии, а также их отношение к решению местных актуальных задач в данном направлении. Анкетированием можно охватить сразу весь школьный коллектив, а по результатам опроса целесообразно организовать встречу за «круглым столом», которую можно назвать «Экология — проблема XXI века».
АНКЕТА
Для 5—11 -х классов
1. Село, поселок, в котором вы живете.
2. Оцените состояние экологической обстановки в районе: благоприятная, удовлетворительная, неудовлетворительная, тяжелая, катастрофическая (несовместимая с жизнью). Как меняется? (Ухудшается, улучшается, стабилизировалась.)
3. Что особенно тревожит? (Состояние воздуха, воды, пищевых продуктов, ландшафта в целом, климата, почв, лесов, зеленых насаждений, животного мира.)
4. Какие предприятия, объекты, виды природопользования (лесозаготовки, осушение болот, газо- и нефтедобыча и т.д.) наносят наибольший экологический вред нашему району? Какие ведомства? (ЖКХ, лесхоз, сами люди.)
5. Бывают ли в районе нарушения ПДК (предельно допустимых концентраций) токсических веществ? (Да, нет.) Сообщают ли об этом местные газеты? (Да, нет.)
6. Есть ли предприятия, объекты, виды природопользования, против которых протестуют жители, и с каким успехом? (ЖКХ, кочегарки, сами жители.)
7. Как относятся к экологическим проблемам района и общественному экологическому движению ваши депутаты, местные власти?
8. Есть ли местная газета, печатающая экологические материалы? Как часто? Назовите ее рубрики. (Да, редко, не помню.)
9. Как вы расцениваете отношение жителей Няндомского района к экологическим проблемам? (Равнодушное, сочувственное, понимают важность проблемы.)
10. Есть ли охранные объекты природы на территории вашего населенного пункта или рядом с ним? Насколько эффективна их охрана?
11. Есть ли объекты природы, которые нуждаются в охране? Назовите их. (Леса, озера, реки, редкие виды животных и растений.)
12. Какие меры, на ваш взгляд, надо предпринять, чтобы оздоровить окружающую среду в районе, в Моше? (Навести порядок вокруг озер, рек, у домов и на самой территории администрации.)
Анкета «ЗАЩИТИ ВСЕ ЖИВОЕ» Для учащихся 1 -4-х классов и их родителей
Природа — бесценный дар.
Она взывает о помощи.
1. Как сохранить и оздоровить нашу природу? Не вырубать леса, не кататься на лодочных моторах, не кидать мусор у водоемов, не рвать редких цветов, не убивать животных.
2. Почему вода и воздух должны быть чистыми? Вода и воздух нужны для жизни людей, животных и растений.
3. Что необходимо сделать для того, чтобы он был чистым? Сажать деревья.
4. Как лес влияет на окружающий мир? Мы им дышим, там есть корм для животных и насекомых.
5. Вода и водные ресурсы. Каковы их запасы? Мало чистой питьевой воды.
6. В чем заключается проблема малых рек, озер? Загрязнение банками, бутылками, бензином, обмеление их.
7. Земля и ее рациональное использование. Много земли не используется, она заросла травой и лесом.
8. Роль животных и растений в жизни человека. Они дают нам продукты питания, вита-мины, лекарственное сырье, дрова для отопления.
9. Охрана природы и здоровье человека. Как это взаимосвязано? Когда воздух и вода чистые, человек меньше болеет и проживет дольше.
10. Состояние охраны окружающей среды в районе. Плохое.
11. Роль заповедников и заказников для сохранения и восстановления ценных видов животных и растений. Положительная.
12. Что вы знаете о памятниках природы и национальных парках Архангельской области. Они есть — в Пинеге, Няндоме, Каргополе.
13. Какова ответственность граждан за нарушение законов по охране окружающей природной среды? Никакой.
14. Какие вы знаете постановления и законы об этом? О воде, лесе, воздухе.
15. Любить природу — это значит любить Родину. Согласны ли вы с таким утверждением? Да.
16. Если да, то аргументируйте ответ (желательно с использованием местных примеров). Во время походов не разводить больших костров, не бросать мусор, не кидать банок в озеро, не лить бензин в реки и озера.
Доклады. Эффективны доклады детей на экологическую тему по химии, биологии, геог-рафии. Хорошим дополнением к раскрытию темы могут стать рисунки детей, цитаты о природе. Например: «Без пищи человек может прожить до 30 дней, без воды — 3-4 дня, без воздуха — всего 2-3 минуты, а без атмосферного давления — секунды»; «5 июня — Всемирный день охраны окружающей среды»; «Нельзя сказать, что вода необходима для жизни, она — сама жизнь» (Антуан де Сент- Экзюпери).
Экологический праздник. Ежегодно 17 сентября в стране отмечается День леса. Этому событию советуем посвятить экологический праздник «Все о лесе». Его можно, провести непосредственно в лесу с учащимися 1-3, 5-9 классов. Программу праздника необходимо продумать так, чтобы всесторонне показать значение леса. Поэтому предлагаем во вступительной части сконцентрировать внимание на следующем:
- Лес — важнейшая часть биосферы;
- Лес — среда обитания животных и птиц;
- Лес — источник сырья;
- Лес — лучшее место для отдыха и лечения людей и животных;
- Защитные свойства леса;
- Охрана леса и лесовосстановительные мероприятия в районе (выступление работ-ника лесного хозяйства).
Вторую часть праздника можно организовать в форме конкурса на знание пословиц, поговорок, песен, сказок, загадок о лесе и его обитателях. Здесь же можно провести и викторину «Что вы знаете о лесе?». Содержательной частью праздника может стать выставка изделий, поделок из лесного материала «Вторая жизнь дерева», причем материал для этой выставки ребята собирают здесь же. Правда, на это понадобится дополнительное время, поэтому нужно продумать, чем будут заняты остальные участники праздника. Откроет выставку высказывание К. Паустовского «Шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе». Советуем оформить стенд-витрину «Что нам дает лес?» Здесь будут представлены грибы, ягоды, мед, сок, лекарственное сырье, пушнина, ехническое сырье (береста).
Предварительно можно провести фотоконкурс или конкурс рисунков на заданную тему. Дети, особенно в младших классах, охотно сочиняют стихи о природе, о лесе и о животных. При поддержке и активном участии учителей начальных классов желательно организовать конкурс сочинений о лесе и о его обитателях, лучшие сочинения оформить как самодельные книжки, иллюстрировать книжки детскими рисунками. Во время праздника пройдет презен-тация этих книжек.
Интересен будет конкурс плакатов «Из жизни деревьев», он расскажет об удивительных свойствах некоторых деревьев, произрастающих на территории нашего района или области. Например, береза — это символ России. Березовый род включает более 120 видов, из которых 40 растут в России. Или плакат о ели — лесной красавице. Наши предки считали это дерево символом вечной молодости (см. книгу А.А. Минина и Н.В. Семенюка «Лесной покров земли»). Если позволяют возможности, следует оформить выставку репродукций с картин русских и советских художников о лесе, а также выставку произведений местных художников.
К мероприятию необходимо оформить большую иллюстрированную выставку литературы (или просмотр). Например, «Из жизни зеленого мира» — с цитатами, текстами, а также мини-выставку «Это полезно знать», где представить книги и материалы о заготовке, хранении и использовании лекарственных трав, ягод и грибов. Здесь же будет уместно поместить разнообразные рецепты приготовления блюд из лесных даров.
Было бы здорово в конце такого праздника объявить решение сельской администрации о проведении месячника или субботника по очистке леса, посадке деревьев или какой-нибудь другой акции по защите зеленого друга.
Подобные праздники можно посвятить воде, птицам и т.д.
Беседы с читателями. Работу по экологическому воспитанию детей оживят беседы с читателями об их собственном поведении и восприятии экологической проблемы в целом. Необходимым и нужным материалом для работы в этом направлении станет и художественная литература. В русской литературе можно назвать много людей, обладавших особым даром постижения природы в сложных взаимосвязях с душевным миром людей. Среди них А.А. Фет, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, И.А. Бунин и др.
Ролевые игры. В экологическом образовании школьников можно использовать проведение имитационных и ролевых игр. Это диктуется практической направленностью обучения. Например, вся группа учащихся представляет собой научно-исследовательскую экспедицию. Выбираются начальник экспедиции, географы, биологи, экологи. Задача эколога, например, — выявить экологические проблемы, оценивая ситуации с экологической точки зрения.
Задания участникам экспедиции:
✓ разработать исследовательский маршрут, чтобы путь был безопасен, но при этом проходил через интересные с научной точки зрения места;
✓ описать природу, ее животный и растительный мир, их состояние;
✓ выявить природоохранительные объекты, подлежащие охране как памятники природы;
✓ описать выявленные памятники природы; сформулировать предложения по их сохранению и улучшению состояния;
✓ взять интервью у жителей того населенного пункта или района, через который пройдет маршрут (какие проблемы и перспективы видят они в разрешении экологических проблем?).
На последнем этапе игры начальник экспедиции, используя все материалы, рассказывает участникам о проделанном пути и предоставляет слово «специалистам», которые дополняют его рассказ описанием своих исследований о проделанном маршруте.
При подготовке обзоров учащимися могут быть использованы путеводители, справочники, энциклопедические словари и т.д., а также периодические издания.
Например, в предложенной игре, проходя реки и озера, учащиеся могут подготовить сообщения на основе публикаций местных газет и журналов о загрязнении рек неочищенными стоками промышленных и коммунальных предприятий.
Работа с периодикой помогает ребятам овладевать навыками самостоятельной исследовательской работы, учит быть внимательными, принимать самостоятельные решения.
Викторины. Учащимся 7-8 классов будет интересно принять участие в викторине «Что мы знаем об экологии».
Экология и здоровье человека. На сегодня это одна из самых острых проблем нашего общества.
Встреча для старшеклассников. Для учащихся 9-х классов советуем организовать мероприятие «Актуальный разговор», на котором совместно с медицинскими работниками можно раскрыть взаимосвязь состояния здоровья людей и экологии. Акцент сделать на тех вопросах, которые в наибольшей степени интересуют читателей:
- Как на здоровье людей влияет нарушение состава воздуха?
- В чем вред кислотных дождей?
- Влияет ли на здоровье людей нарушение озонного слоя?
- Как загрязненная питьевая вода сказывается на развитии различных заболеваний населения?
- Магнитные бури и самочувствие людей.
- Развитию каких заболеваний содействуют шумы?
- Какие строительные материалы обладают болезнетворными качествами?
- Как бороться с нитратами?
- Как правильно питаться?
- Как бороться с «болезнями века» — сердечно-сосудистыми заболеваниями, аллергией?
- Как сберечь здоровье в сложных экологических условиях?
К мероприятию можно оформить развернутую книжную выставку, библиотечный плакат «Вам — о здоровье», а закончить его целесообразно обзором книг, статей из периодической печати или презентацией нового периодического издания, пропагандирующего здоровый образ жизни.
Устойчивое развитие нашего села, района, города, здоровая жизнь горожан, сельчан возможны, только если будут созданы экологическая безопасность и окружающая среда соответствующего качества. Это одно из приоритетных направлений деятельности, забота органов местного самоуправления — сохранение и восстановление природных систем, создание благоприятной окружающей среды.
В заключение хотелось бы пожелать вам, уважаемые библиотекари, стать инициаторами экологического просвещения в вашей школе и сделать эту работу систематической, так как единичные, разрозненные мероприятия не будут иметь желаемого положительного эффекта.