Косьянова З. В новом веке – читаем по-новому / З. Косьянова. // Библиополе. – 2011 .– № 11. – С. 23 - 26.

Акции, проводимые в поддержку семейного чтения.

В рамках Года семьи (2008 г.) у нас стартовала родительская эстафета для дошкольников «Слово о любимой книге». В течение трёх дней мамы и папы воспитанников дошкольных учреждений забирали своих ребятишек не из детского сада, а из библиотеки. Родители рассказывали там малышам увлекательные истории о своих любимых книгах.

А через год новая идея: коллеги подготовили необычное поздравление с Днём библиотек своим реальным и потенциальным пользователям: у входа в «Книжкин дом» была оборудована лаборатория «Читаем по-новому в новом веке», где каждый мог принять участие в следующих мероприятиях:

«Собираем “золотую полку”» — на выставке под таким названием займёт достойное место книга, которую назовёт каждый прохожий.

«Что читают жители города сегодня» — в уличный список вписывались читательские предпочтения горожан; список содержал 58 записей.

Читать, чтобы...» — юным пользователям предлагалось сочинить афоризм, продолжив это предложение.

« Читаем вместе с малышом» — у стен библиотеки работало консультативное бюро для молодых родителей.

Находкой коллектива в 2010 г. стала акция «Вирус чтения», проходившая 26 мая. В вестибюле всех посетителей ожидала праздничная атмосфера: звучали детские песни, экспонировались яркие детские журналы, помещение библиотеки было украшено воздушными шарами, а также изображениями литературных героев на стендах. Внимание же входящего сразу привлекало объявление:

«Уважаемые читатели! Сегодня в библиотеке объявлена чрезвычайная ситуация в связи с появлением необычного вируса. Все посетители будут заражены такими вирусами чтения, как эрудит-вирус (ЭВ), эковирус (ЭКВ), медиавирус (МВ), вирус волшебства (ВВ), приключений (ВП), любознательности (ВЛ), мудрости (ВМ).

Вирус чтения безопасен и очень полезен. Заражайте им всех окружающих и читайте, читайте, читайте! Для активных абонентов, которые ответят на пять вопросов и возьмут три книги домой, предусмотрен бонус: три бесплатные ксерокопии».

Вирусы чтения в этот день прививали своим читателям приветливые библиотекари-консультанты. Они же выписывали им и рецепты. Для этого каждый пользователь должен был выбрать тип вируса чтения, ответив на вопросы, которые размещались рядом с табличками (ЭВ, ЭКВ, МВ, ВМ, ВП, ВВ, ВЛ).

Дошкольникам и учащимся 1-4 классов прививали вирусы волшебства, приключения, любознательности, а учащимся 5-9 классов — эрудитвирус, эковирус, медиавирус, вирус мудрости. Рецепты были двух цветов — белые и жёлтые. Жёлтые выписывались тем, кто ответил на пять вопросов и взял не менее трёх книг За это читатель получал бонус (три бесплатные ксерокопии в течение года). В рецептах указывались: фамилия, имя пользователя, возраст и тип вируса. Затем посетителей провожали в отделы библиотеки, где у выставок- просмотров они могли выбрать книги или диски в соответствии с типом вируса.

Читателям объяснялось, что:

  • в ирус мудрости (ВМ) откроет дорогу в уникальный мир русской истории, свяжет множеством нитей прошлое, настоящее и наполнит жизнь мудростью предков;
  • вирус любознательности (ВЛ)

поможет развить интерес к науке, технике, природе, путешествиям, истории и вырасти талантливыми учёными, знаменитыми путешественниками, одарёнными журналистами и удачливыми бизнесменами;

  • вирус приключений (ВП) наполнит жизнь любопытными

и смешными историями, от которых просто дух захватывает: школьный переполох, летние приключения, просто сказочные происшествия и праздники непослушания;

  • вирус волшебства (ВВ) разбудит фантазию, даст способность верить в чудеса и совершать благородные поступки с помощью весёлых, поучительных и умных сказок;
  • медиавирус (МВ) перенесёт в виртуальный мир интерактивных справочников, энциклопедий и глобальных компьютерных сетей, изменит досуг и даст возможность стать уверенным пользователем компьютерных технологий;
  • эрудитвирус (ЭВ) поможет увлечься поисками интересных вопросов и ответов, которые связаны с невероятными событиями, загадочными явлениями, удивительными открытиями;
  • эковирус (ЭКВ) приоткроет тайны природы и даст возможность отправиться в путешествие в морские глубины и на загадочные вершины, познакомиться с экзотическими животными и растениями.

Библиотекари-консультанты проводили обзоры литературы и записывали выбранные книги не только в формуляр, но и в рецепт, определяя дозировку чтения в зависимости от возраста читателя: дошкольникам — 15 минут 3 раза в день, учащимся 1-4 классов — 30 минут 3 раза в день, 5-6 классов — 40 минут 3 раза в день, учащимся 7-9 классов — более 1 часа 2 раза вдень.

Рецепты выписывались в двух экземплярах, один получал читатель, другой оставался в библиотеке. В тот день было выписано 89 рецептов, из них льготных — 15, выдано документов по рецептам — 188 экземпляров, из них электронных изданий — 11.

По типам вируса чтения было привито: вирус волшебства — 20 читателям; вирус приключений — 18; медиавирус — 13; эковирус — 13; вирус мудрости — 12; вирус любознательности — 9; эрудитвирус — 4 читателям.

В ходе акции вирус чтения был привит 17 родителям. Акция вызвала большой интерес среди читателей, многие предлагали продлить её и на следующий день.

На летних каникулах выездной читальный зал «Летний библиотечный дворик» ждал своих пользователей во дворе многоэтажного дома, в котором и находится детская библиотека, и каждый прохожий, будь то взрослый или ребёнок, мог выбрать интеллектуальный досуг по вкусу:

  • «Читальный зал» — в прохладной тени и удобных креслах посетители проводили время за чтением журналов и газет;
  • «Литературный пленэр» — на рисовальной доске дети с фантазией изображали любимых книжных героев;
  • «Беседка игр» — коллекция литературных и спортивных игр была представлена в импровизированной беседке среди зелёных крон деревьев;
  • «Книги-пилигримы» — выставка-подарок; каждый посетитель «библиотечного дворика»
  • А эти юные читатели уже определились с типом «вируса» и готовы ответить на вопросы библиотекаря

уносил с собой домой книги, подаренные жителями города, тем самым продолжая их путешествие.

А в этом году с 21 по 27 марта у нас прошла Неделя семейного чтения «Всей семьёй у книжной полки». Каждый из дней был насыщен новыми впечатлениями, знакомствами и открытиями.

21 марта в День открытых дверей воспитанники детских садов совершили увлекательное путешествие в «Книжкин дом», ознакомились с комнатой сказок и, став читателями библиотеки, получили первую книгу для чтения с родителями. Учащиеся 2-го класса школы № 3 научились пользоваться первыми энциклопедиями и словарями на уроке информационной грамотности «Твои друзья и помощники — книги».

22 марта в День новых изданий каждого посетителя ожидала встреча с литературными героями популярных серий — «Проект Люка Бессона», «16+», «Моё Отечество», «Узнай мир» и др.

23 марта в День периодики самые популярные детские журналы можно было выбрать и взять домой для чтения в кругу семьи во всех отделах библиотеки.

24 марта в День родительского чтения прошла презентация литературы по проблемам воспитания, взаимоотношений в семье, профилактике вредных привычек, а также презентация художественных изданий для родителей.

25 марта в День молодых мам с работами лучших художников- иллюстраторов можно было познакомиться в книжках-малышках, книжках-игрушках, книжках-картинках, книжках-раскладушках, которые были представлены на выставках-просмотрах «Читаем с пелёнок», «Книжки-красавицы малышам нравятся».

27 марта в День семейных увлечений каждый родитель получил эксклюзивный совет по проведению совместного досуга детей, мам и пап, который подсказали выставки литературы о спорте, рыбалке, кулинарии, вязании: «Создаём уют вместе с мамой», «С папой на рыбалку и футбол», «Спортивная семья».

За время проведения акции в библиотеку записались 14 новых читателей, из них дошкольников — 8; посетило библиотеку 724 пользователя, из них 76 — родителей; выдано 1393 экземпляра изданий, из них 460 — периодических.

В современных условиях библиотека столкнулась с трудностями по привлечению читателей, располагающих теперь альтернативными источниками получения знаний и информации. Поэтому вопросы улучшения имиджа библиотеки сегодня актуальны как никогда и требуют обновления традиционных функций, внедрения креативных приёмов продвижения чтения.

            ЛИТЕРАТУРА        

Алтухова, Г.А. Основы библиотечного имиджа [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.А. Алтухова. — М.: Литера, 2008. — 224 с.