Володина А. . Что такое «Книгочай»? Поскорее прочитай! / А. Володина. // Библиополе. – 2012 .– № 8. – С. 17-19.
Опыт проведения акции "День стихотворения в кармане" в рамках проекта 2012 г. "Чтение как открытие".
Задумка сотрудников отдела психологической поддержки читателей родилась из желания сделать уютную зону для чтения и отдыха в одном из коридоров библиотеки. А затем, в процессе работы, идея приобрела более серьёзные цели: вовлечение родителей в решение наших общих проблем.
Начали с того, что решили удивить читателей. Особое на-строение помогли создать интерьер и оформление зоны для чтения и отдыха: столики, как в настоящем кафе, стулья в чехлах с бантами, а на стенах фотографии современных писателей — своеобразная портретная галерея почётных гостей. И это было только начало, так как у нас есть ещё множество задумок по дизайну.
Первых гостей решили пригласить как можно скорее, чтобы вдохнуть в это пространство жизнь, тем более что приближался один из главных ежегодных литературных праздников — Всемирный день поэзии.
Именно к нему была приурочена акция «День стихотворения в кармане» в рамках библиотечного проекта 2012 г. «Чтение как открытие». Очень хотелось внушить нашим читателям новый взгляд на библиотеку как место для приятного общения, а также напомнить об именах замечательных детских поэтов — как классиков, так и современников.
Первыми гостями литкафе «КНИГОЧАЙ» и участниками акции стали родители и дошкольники, посещающие отдел психологической поддержки читателей МОДЮБ. Коллеги подготовили для них два мероприятия, которые проводились одновременно, но в разных помещениях. Общей была тема — «День поэзии, чтение стихотворений, знакомство с ав-торами».
Создать непринуждённую и тёплую атмосферу помогли приятная инструментальная музыка, душистый чай и вкусный торт, приготовленный одной из мам — Татьяной Владимировной Павелкович. Так начался вечер поэтических открытий «Карманы полные стихов». Почему карманы? Да потому, что главная идея акции состоит в том, что у каждого человека должно быть стихотворение, которое приятно перечитывать и которым можно поделиться с друзьями. К мероприятию родились такие строчки:
Много есть в моём кармашке
Всяких разных мелочей.
Там и фантик от конфеты,
И колечко для ключей.
Колпачок от старой ручки,
И автобусный билет,
И ещё один чудесный
Самый-самый мой секрет.
Там листок, размер с ладошку,
На нём стихотворение,
Которое в любой момент
Поднимет настроение!
А что лежит в твоём кармане?
Вначале родители вели себя более чем сдержано, как будто ожидали какого-то подвоха, неуверенно рассаживались за накрытые столы. (Всё-таки мы разучились общаться в неформальной обстановке, и необычное нас настораживает.) Однако постепенно все почувствовали себя «в своей тарелке» и приняли самое активное участие в диалоге.
Пригласили невзначай
Мы гостей к нам в «КНИГОЧАЙ» —
необычное кафе!
Уютно было здесь вполне!
А разговор шёл, конечно, о поэзии и поэтах. Я, ведущая этой встречи, поделилась интересными сведениями из истории литературы, которые были помещены в «Кармане фактов». Среди них, например, такие: новые слова, появившиеся в русском языке благодаря поэтам, а также сведения о том, кого можно считать первым русским пиитом, что такое моностих, какое произведение считается самым длинным и даже почему собратья по перу по-разному оценивали творчество В. Маяковского.
В нужный час открылась дверь —
Вот я, мама, что теперь?!
Где конфеты, где печенье?
Мы пришли за угощеньем!
Посидеть решили вместе,
в «КНИГОЧАЕ» хватит места!
А потом мы заглянули в «Большой поэтический карман», где имелась информация о замечательных детских поэтах, знакомых и незнакомых, классиках и современниках. Чтобы заинтересовать родителей, постарались рассказать об авторах, не углубляясь в детали их биографии, а останавливаясь лишь на некоторых интересных фактах, а потом брали с книжной выставки сборники с произведениями и предлагали участникам просто прочитать вслух стихотворение по своему выбору. И комната наполнялась рифмами, образами, настроением, как будто вместе с нами в литкафе побывали К. Бальмонт, И. Бунин, К. Чуковский, А. Барто, Э. Мошковская, Ю. Мориц, Р. Сеф и М. Яснов.
Все вместе совершали маленькие поэтические открытия.
Пока мамы отдыхали.
Малыши не унывали.
Слушали, что им читали,
дружно рифмы подбирали!
Родители делали для себя пометки, записывали авторов и названия сборников. Это немного удивляло, но и радовало одновременно. Значит, удалось зацепить! Есть желание вернуться и перечитать.
Пока мы общались со взрослыми, в соседней аудитории заведующая отделом Татьяна Анатольевна Гетманова, которая руководит студией для дошкольников «Библиодетка», проводила творческо-игровое занятие «Капельки поэзии». Малыши разгадывали стихи-загадки, сочиняли весенние чистоговорки, подбирали рифмы к словам. А ещё рассматривали стихи-сосульки С. Островского (оказывается, есть и такие!), прыгали, бегали и смеялись под стихотворение Ю. Мориц «Ручеёк», играли в ритмические игры по стихам И. Токмаковой, Б. Заходера, Д. Хармса, ну и, конечно, сочиняли сами. Вот, например, что получилось у Рады Маежевой (5 лет):
Висят сосульки на домах,
И капает капель.
Возьму одну сосульку я
И буду с ней играть.
А потом все участники — взрослые и дети — объединились. Как стайка маленьких шустрых птиц, впорхнули к нам девчонки и мальчишки и быстро разместились на коленях своих мам и пап.
Когда стих восторг, вызванный конфетами и другими сладостями, мы дружно заглянули в «Карманы сюрпризов». К большой магнитной доске были прикреплены разноцветные карманы, где разместились небольшие листы бумаги со стихами о чувствах и эмоциях. И началось чтение вслух в режиме «нон-стоп» (без перерыва). Ребятишки с большим вниманием слушали родителей, хлопали в ладоши. Они забрали с собой заветные листочки с добрыми строчками, чтобы перечитать их дома. Наши «поэтические карманы» опустели, но это только радовало. Значит, это кому-то нужно! А мы постараемся вновь наполнить их маленькими листочками с ладошку, где может разместиться стихотворение на любое настроение.
Каждый раз, когда берёшься за новое дело, изрядно волнуешься: а что из этого получится? Теперь уже могу с уверенностью сказать, что нам всё удалось. В библиотеке появилась уютная зона для отдыха, чтения и приятного общения. И самое главное, состоялось открытие поэтических имён, как новых, так и хорошо знакомых с детства, ведь в каждом возрасте своё восприятие. Нам удалось удивить своих читателей, и больших, и маленьких: библиотека самое подходящее место, чтобы совершать открытия.
Будем двигаться дальше, совершенствоваться. Родители выразили нам благодарность за вечер, а мы предложили им в качестве «чаевых» (всё-таки у нас литкафе!) оставить свои пожелания, чтобы будущие встречи были ещё интереснее.