Селищева Л. С чего начать? : воспитание творческого читателя / Л. Селищева, Л. Селищева. // Библиополе. – 2012 .– № 11. – С. 23 - 26.
Руководство детским чтениемю
Кто вводит ребёнка в мир литературы? Родители, школа и, конечно, библиотека. К сожалению, мы констатируем и другой факт: значение книги в жизни детей изменилось. А ведь именно она даёт возможность домыслить, развивает креативность, умение самостоятельно думать, анализировать прочитанное... Поэтому очень важно вовремя научить малыша любить чтение, увлечь его художествен н ы м и произведениями. И здесь главную роль играет семья.
Если дома царят любовь и уважение к книге, то можно надеяться, что в ребёнке проснётся интерес к чтению. Большая часть пользователей отдела обслуживания родителей и педагогов Липецкой ОДБ — мамы и папы, и их интерес к обозначенной проблеме, по нашим наблюдениям, велик и неизменно растёт.
В индивидуальных беседах мы убеждаем их, а также бабушек и дедушек, что без разговоров о прочитанном, о добре и зле, преданности и предательстве, смелости и страхе нельзя развить в детях понимание языка и образности речи, невозможно становление их индивидуальной системы ценностей.
Чтение как своеобразное речевое общение и сопутствующий ему диалог взрослого и ребёнка — постоянные (ежедневные) формы их совместной деятельности. Вместе с активным слушанием, воспро изведением малышом отдельных эпизодов и совместными комментариями, рассматриванием детских журналов оно составляет важнейшую часть интеллектуального развития.
Круг любимого чтения у ребёнка формируется постепенно — он расширяется и видоизменяется с возрастом. Многие книжки перечитываются ежедневно, некоторые забываются. Когда же через некоторое время их предлагают малышу снова, на события и героев он смотрит уже другими глазами. В результате такого постоянного чтения дети многое знают наизусть и уже поправляют невнимательно читающего взрослого, комментируют... Они многократно могут пересказывать текст по собственной инициативе, проигрывать понравившиеся эпизоды («инсценировать» сюжет, рисовать и лепить героев).
Понятно, что чтение взрослого должно быть внятным, выразительным, интонационно насыщенным, с комментариями и рефлексией (его и юного слушателя), а литературная основа — разнообразной и сложной.
Часто родители перестраховываются, опасаясь отбить интерес к чтению сложными, на их взгляд, текстами. Мы убеждаем их: не надо бояться читать малышу рассказ или сказку для старших по возрасту. Во время первого чтения их можно немного упростить, а затем, возвращаясь к этому тексту многократно, обращать внимание ребёнка на всё новые и новые детали. Так его восприятие и опыт постоянно обогащаются, формируются по-требность в чтении и интерес к каждой новой книге.
Мы не устаём повторять: чтение — прекрасный способ организовать семейный досуг. Практика последних лет показывает, что важную роль в творческом развитии юных читателей играют программы дополнительного образования и циклы занятий, разработанные в Липецкой ОДБ. Несмотря на разнообразие направлений (литературное развитие, краеведческое, патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание и т. д.), различие целей и задач, их объединяет активное использование методов, приёмов, форм деятельности, стимулирующих детское творчество как ответную реакцию на прочитанное. Наш опыт свидетельствует, что продуктивны те программы, которые делают ставку на самостоятельное и свободное чтение, развивающее любознательность и способность к оригинальной мысли.
Поиск ответов на вопросы родителей по проблемам чтения привёл нас к неординарному решению. Все дети в большей или меньшей степени любят рисовать, и у нас возникла идея: а что если совместить чтение и рисование — два таких разных, но очень важных дела в жизни малыша? На первый взгляд это кажется невозможным, но при более детальной разработке программы мы поняли, что наша идея жизнеспособна и может принести свои плоды.
В начале года мы осуществили большую подготовительную работу: составили рекламный листок для родителей о деятельности организуемой специальной студии, провели анкетирование, много беседовали с каждым желающим обучаться в ней, разработали программу и календарный план. И вот в январе 2008 г. студия творческого развития «Беби-АРТ» открыла двери и приняла своих первых читателей. Занятия проходят два раза в неделю в четырёх группах: 2,5-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-7 лет.
На занятиях студии, действующей на базе отдела обслуживания родителей и педагогов, ребятишки знакомятся с миром прекрасного: классической литературой, изобразительным искусством, музыкой. Какую роль в этом играют книги? Наиглавнейшую! Разговор об искусстве начинается с чтения. Именно книги помогают детям запомнить необходимые термины, важные факты, имена великих людей и названия произведений. Кроме того, они служат посылом к дальнейшему творчеству.
Главная цель занятий заключается в развитии у малышей устойчивого интереса к книге как к произведению искусства, источнику знаний.
Мы стремимся объединить усилия библиотекарей и родителей, чтобы создать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей, развивать у них умение анализировать, пересказывать текст; содействовать воспитанию человека с развитой сферой эмоций и творческим мышлением, умеющего эстетически воспринимать окружающий мир, владеющего изобразительными навыками.
На основании нашего опыта мы утверждаем: изобразительная деятельность — одна из важнейших культурных практик, связанная с чтением и косвенно, и непосредственно. Она создаёт широкие возможности для свободного, открытого самовыражения, сравнительно простого по своему способу. Такая практика увлекательна, разнообразна и полезна. Она развивает ребёнка целостно: его руки, глаза, интеллект, вкус; она доступна любому малышу, в ней он более всего независим от взрослого. И что немаловажно — она сразу даёт результат.
Изобразительной деятельности внимания следует уделять, возможно, больше, чем игре, поскольку в последней ребёнок чаше всего подражает какому-либо действию, а в творчестве он выражает себя, своё настроение, он — автор, и это более активная позиция, чем в предметной или сюжетно-ролевой игре.
Для детей их живописные опыты — знаковые вещи, поскольку, создавая их, они наиболее полно, свободно и активно проявляют себя. А в основе этого лежит опять- таки авторское прочтение текстов. В рисунке ребёнок осваивает функции оформителя и иллюстратора. Важно под такими рисунками делать надписи: обязательно фиксировать название в том виде, как его формулирует сам автор.
В организации занятий мы используем такую форму работы, как беседа, в которой юная аудитория свободно высказывает собственное мнение о прочитанном. Здесь мы читаем и разбираем произведения таких писателей и поэтов, как А. Пушкин, В. Сутеев, К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, В. Бианки, С. Михалков, Д. Хармс, Ю. Мориц. Наш сотрудник включает элементы диалогового обучения (дети задают вопросы, а библиотекарь отвечает, советует, какую технику лучше использовать), поэтому у ребятни не возникает затруднений с решением творческого задания, где интегрируются различные виды искусства и техники, вводятся разнообразные художественные материалы.
Основная задача каждого занятия — формирование умения с помощью рисунка и цвета выделять интересное в сюжете прочитанного произведения, подчёркивать в нём то, что взволновало, передавать эмоции в цвете.
Занятие начинается с сообщения темы и вводной беседы. Проводим обзор у постоянно действующей, но к каждому занятию пополняющейся новой литературой выставки «Книжки читаем, рисуем, играем». Для наглядности оформляем экспозицию по теме: «Золотая хохлома», «Светлый праздник Пасхи», «Фантастический космос» и т. д.
Затем следуют чтение произведения, подробный анализ и работа над текстом. Дети высказывают своё мнение о прочитанном, отвечают на вопросы. Для закрепления эмоционального состояния целесообразно использовать музыкальное сопровождение и репродукции известных художников, соответствующие теме занятия.
Хорошим подспорьем в нашей работе стал материал, разработанный Натальей Валентиновной Нищевой (шеф-редактор журнала «Дошкольная педагогика», старший преподаватель кафедры логопедии ИСПиП имени Валленберга, г. Санкт-Петербург): «Четыре времени года» (конспекты занятий по развитию эмоционального мира и речи малышей при рассматривании произведений пейзажной живописи). Пособие включает подборку цветных репродукций известных художников,
диск с записью музыкальных произведений и звуков природы.
Затем библиотекарь напоминает основные этапы и последовательность работы над заданием.
Для развития творческого воображения у детей важно проводить беседы о замысле рисунка, о главном образе, о средствах наибольшей выразительности, тогда они смогут представить картину на основе художественного описания. Нелишним будет и использование стихотворных произведений. Поэтическое слово подсказывает необходимые образы, развивает чуткость, умение переносить свои впечатления в рисунок.
Библиотекарь и родители заинтересованы в развитии творческой самобытности ребёнка и формировании его интереса к предмету как форме отражения и познания мира. Творческое отношение самого библиотекаря к программе предполагает разработку разнообразных тем занятий, методов обучения, поиск новых форм.
Как вы, наверное, уже поняли, коллектив Липецкой ОДБ особое внимание уделяет творческому развитию детей и их родителей, бабушек и дедушек, считая одной из приоритетных задач своей деятельности совершенствование воображения ребёнка, пробуждение его творческой активности посредством чтения литературы.
Мы убеждены, что и окружающее детей пространство должно быть направлено на формирование у них художественного вкуса, поэтому необходимо грамотно организовать развивающую среду. Помещения нашей библиотеки, оформленные в едином стиле, гармонично сочетают элементы современного дизайна: объёмно-художественные композиции из растений, декоративные украшения, оригинальные шторы и т. д.
Стилевое и цветовое единство в оформлении отделов также активно воздействует на наших юных посетителей, положительно влияя на их развитие. В каждом отделе создана уютная обстановка.
Мы помним, что именно библиотека может способствовать тому, чтобы восприятие читателем книги стало более раскованным и неформальным, только тогда возможны и его нравственная работа, и его сотворчество. И в этом плане мы находимся в более выгодных условиях, чем школа: здесь легче создать неформальную обстановку для общения и стимулировать детское творчество.
Думаю, все согласятся с утверждением: полюбить книгу ребёнок сможет только в процессе свободного чтения, когда она ему интересна, а само чтение не вызывает стресса. Он полюбит книгу в зеркале своего творчества, сопровождая чтение собственным сочинительством, рисунками, аппликацией и свободным обсуждением, а наша задача — помочь ему в этом.
Мы убеждены: хорошая библиотека — та, где на видном месте не списки обязательной литературы, а рисунки, стихи, поделки детей. Потому что главное — не количество прочитанных по рекомендации книг, а их разнообразие.
ЛИТЕРАТУРА
Алешникова, Т. В содружестве с семьёй / Т. Алешникова // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 12.-С. 108-113.
Дрезнина, М.Г. Навстречу друг ДРУГУ / М.Г. Дрезина, О.А. Куреви- на. — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 248 с.
Лопатина, А. А. 50 уроков о добрых качествах. — М.: Амрита-Русь, 2004. — 288 с.
Лопатина, А.А. 600 творческих игр для больших и маленьких / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. — М.: Амрита-Русь, 2005. — 320 с.
Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. — СПб., 2000. — 512 с.