Томашева Е. Реклама детской книги в библиотеке: специфика и формы / Е. Томашева. // Школьная библиотека. – 2010 .– № 3-4. – С. 113 - 121.

Материал по разработке рекламной акции в библиотеке.

Настоящее занятие состоит из трех частей:

1.         Введение. Ставит своей целью познакомить с основополагающими понятиями рекламной деятельности и этическими норами рекламы для детей и юношества.

2.         Основные формы и приемы рекламы книги в детской и юношеской библиотеке.

3.         Практическое упражнение по разработке рекламной акции в библиотеке.

1.ВВЕДЕНИЕ В РЕКЛАМНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Реклама прочно вошла в российскую жизнь с 90-х годов XX столетия, претерпев значительные изменения в нашем восприятии и превратившись из синонима «западного образа жизни» в явление повседневности. Слово происходит от латинского «рекламо» — «кричу». Реклама существовала уже в третьем тысячелетии до н.э. в Древнем Египте в основном как торговая реклама. Торговая реклама сегодня не только кричит, но и шепчет, проникая глубоко в подсознание и влияя на поведение людей. Она цветиста, склонна к преувеличениям, навязчива, нередко полуправдива, наивна, прямолинейна, назойлива, часто примитивна, тенденциозна.

■ Какие чувства обычно вызывает у людей реклама? (Раздражение, возмущение, неприятие, недоумение, желание избавиться от нее — что еще?..)

Отношение к ней в обществе неоднозначно и противоречиво: от скептического до восторженного. Первые утверждают, что реклама — это попытка негодными средствами заставить человека следовать сомнительным советам. Поэтому следует отказаться от рекламы вообще и заменить ее информацией. Вторые превозносят рекламу, считая, что необходимо срочно осваивать ее достижения и развивать дальше.

Определение рекламы

■ Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ о рекламе.

Принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года. Одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 года

Современное определение понятия рекламы дается в Федеральном законе Российской Федерации «О рекламе», принятом в 1996 году («Российская газета». 2006. 13 марта).

В энциклопедии «Книга» понятие «реклама книги» более конкретизировано. Под ним понимается «элемент книжного маркетинга, средство стимулирования книжных товаров, информация, распространяемая издательством или книготорговым предприятием устно или с помощью технических средств и содержащая сведения о конкретных книгах или услугах рекламодателя для популяризации произведений литературы» (М., 1998. С. 526).

■ Можно ли сегодня обойтись без рекламы?

В определениях рекламы, о которых шла речь выше, еще не названы библиотеки, но уже в конце XX века они начинают постепенно включаться в рекламную деятельность, в основном как рекламодатели (производители рекламы) и рекламораспространители. Вначале это реклама самой библиотеки и ее услуг, вызванная острой

необходимостью укреплять связи с общественностью и влиять на общественное мнение, утверждая значимость библиотек в современной России, а затем и попытки рекламы книги.

Функции рекламы в обществе:

■         Экономические (стимулирование сбыта, содействие продажам);

■         Социальные (включает человека в определенную социальную среду и реализует стратегии его адаптации к этой среде;

■         коммуникативные (организует информационное взаимодействие между людьми);

■         суггестивные (внушение, воздействие на психику человека, его чувства, разум и волю):

■         защитные и адаптационные (создаёт иллюзорный мир, нейтрализующий социальную напряженность, индивидуальные комплексы, физиологические расстройства, ощущение нереализованности и неудовлетворенности культурой);

■         эстетические (повышает чувствительность к красоте, воспитывая и развивая культуру восприятия, вкус). 3

Использована формулировка из учебного пособия А.В. Костиной, Э.Ф. Макаревич и О.И. Карпухина «Основы рекламы» для студентов вузов — будущих рекламистов (изд. 3-е. М., 2010).

Эти функции говорят о том, что сегодня уже ни одна сторона нашей жизни не может обходиться без рекламы, в том числе и реклама книги. Хотя реклама книги — почти неразработанная в науке тема, опыт широкомасштабных книгоиздательских рекламных кампаний свидетельствует об их колоссальной эффективности.

■ Реклама— это творчество или ремесло?

Для создания хорошей рекламы необходимы креативность и творчество

■         Под креативностью на Западе понимают технологический элемент творчества, имеющий существенное прагматическое значение: зачем что-то создавать, для чего, как создавать и что именно.

■         У нас творчество понимают шире, включая в него вдохновение, способности, традиции.

Понятия «креативность» и «творчество» рассматриваются в учебном пособии H. Овчинниковой «Рекламное дело» (М., 2008. С. 28).

Вспомним рекламный ажиотаж вокруг серии книг Джоан К. Роулинг о Гарри Поттере, происходивший на наших глазах в 1997 году в Великобритании, затем в США, Германии, а уже с ноября 2000 года — в России.

■ Кто помнит, как это происходило в России? Чей это был проект?

Проект издательства «Росмэн» набрал полную силу к моменту выхода третьей книги о Гарри Поттере. Публиковались анонсы в СМИ, осуществлялись рекламные акции в местах продаж, был проведен конкурс издательства среди купивших третью книгу с розыгрышем поездки в Великобританию, велись презентации книги в кинотеатрах, где взрослых зрителей ждали бесплатный бокал шампанского, а детей — столики с конструкторами «Лего», черные мохнатые пауки, стойки с фирменными хогвартовскими напитками вроде «Крови дракона». Изображения Гарри Поттера из книг и фильмов стали появляться на канцелярских товарах, школьных ранцах, альбомах, открытках. Издательство «Росмэн» взяло патронаж над полярной совой по прозвищу «Букля» — лучшим другом Гарри Поттера. На радиостанциях «Маяк», «Юность», «Радио-7. На семи холмах», «Эхо Москвы», «Максимум» и др. были организованы викторины и розыгрыши, имевшие колоссальный успех у детей. В крупнейших московских книжных магазинах были проведены конкурсы детских рисунков с хорошими призами, где желающие могли сфотографироваться в атласной мантии ученика школы Хогвардс с волшебной палочкой и совой на плечах. В Луна- парке ЦПКиО прошел праздник Дня рождения Гарри Поттера. В результате массированной и хорошо продуманной рекламы уже четвертый том книги продавали со скоростью одна книга каждые полминуты (и это — в первом часу ночи). Издательство выпустило огромные тиражи и получило колоссальные прибыли, а с 2003 года начался настоящий бум детской литературы в России.

Подобный подход к рекламе книги наглядно свидетельствует о творческом подходе в деятельности рекламистов.

Почему нужна реклама

■         «Реклама - это имя вещи. Как хороший художник создаёт себе имя, так создаёт себе имя и вещь. Увидев на обложке журнала «знаменитое» имя, останавливаются купить. Будь та же вещь без фамилии на обложке, сотни рассеянных прошли бы мимо. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи...»

В. Маяковский

■         «Самое гениальное новаторское изобретение может умереть как идея, время которой еще не пришло, только потому, что никому не пришло в голову это изобретение прорекламировать».

■ Вспомним известного советского поэта, одновременно прославившегося как автор замечательных рекламных текстов в «Окнах РОСТА». Может, кто-то вспомнит его рекламные строчки?

От игр от этих стихают дети,

без этих игр ребенок — тигр.

Стой!

Предлагаю

не в шутку,

а вправду подписаться на

«Пионерскую правду».

В. Маяковский известен и как теоретик рекламы, впервые обративший внимание на ее характерные особенности: яркость, нешаблонность, запоминаемость, повторяемость. Об этом он писал в статье «Агитация и реклама» (Поли. собр. соч. Т. 12. М. 1959. С. 58).

В основе успешной рекламы лежат не только креативность и творческий подход, но и долго-срочный прогноз, основанный на различного рода исследованиях. О том, как много самых разных задач решает реклама, говорит известный американский специалист Говард Рафф.

Если вы изобрели мышеловку

■         Реклама, считает Говард Джефферсон, сначала убедит мир, что вы сделали самую лучшую мышеловку.

■         Потом объяснит, как и где её можно приобрести.

■         Иногда надо убедить людей в том, что у них есть мыши.

■         Потом убедить, что от мышей надо избавиться.

■         Затем надо доказать, что ваша мышеловка лучше других, и объяснить, чем она лучше.

■         После этого надо подтолкнуть людей к действию. Но сначала надо привлечь их внимание.

Прекрасным примером удачной социальной рекламы, направленной на приоритет общечеловеческих ценностей в обществе, были несколько ярких телевизионных роликов рекламной фирмы «Домино», осуществленных в рамках проекта «Все мы люди». Многие, наверное, до сих пор помнят эту рекламу. Например, о птицах: «Они выросли — и забыли о своих родителях. А вы помните? Позвоните родителям!» ■ А кто помнит рекламу о пчелах?

К сожалению, призыв фирмы принять участие в такой рекламе не получил тогда отклика, в том числе у библиотекарей, хотя рекламу обещали поместить бесплатно, так как еще не было специалистов ни в области социальной рекламы, ни в области книжной.

Этические нормы в рекламе для детей и молодежи.

Этические нормы рекламы для детей и молодежи

■         Честность, правдивость, благопристойность, защита прав личности.

■         Нельзя использовать доверчивость детей, недостаток жизненного опыта молодежи, их чувство привязанности к кому- или к чему-нибудь.

■         Недопустимы утверждения или изображения, которые могу привести к психическим, моральным, физическим травмам

■         Реклама не должна разрушать общечеловеческие ценности, внушать ребенку, что обладание товаром дает ему превосходство над сверстниками, а его отсутствие принижает.

■         Реклама не должна вызывать пренебрежение к авторитету власти, к мнениям и вкусам родителей.

Социальная реклама. В России эта реклама решает проблемы оздоровления общества, в котором так нуждается сегодня наша страна. Цель социальной рекламы — изменить общественное мнение и выработать новое отношение к какой-либо социальной проблеме, выработать новые социальные ценности.

Социальная реклама

■         Этот термин употребляется только в России. Во всем мире ему соответствуют понятия «некоммерческая реклама» и «общественная реклама».

■         Социальная реклама является важным и эффективным средством для популяризации здорового образа жизни, нравственных ценностей, поддержания дружественной атмосферы в обществе.

■         Библиотечная реклама - вид социальной рекламы.

■ В чем особенности рекламной информации о книгах для детей?

Для усиления эффективности рекламной информации в ней, как правило, важно конкретизировать целевую аудиторию.

В чём особенности рекламной информации для детей?

■         Адресность, доступность

■         Учёт психологических особенностей восприятия информации детьми

■         Эмоциональная включенность ребенка в информацию

■         Красочность, яркость, образность, необычность

■         Лаконичность

Живой язык, запоминаемость

Регулярность и повторяемость информации

2. ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РЕКЛАМЫ КНИГИ В ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Формы рекламы книги

■         Наглядные: книжная выставка, плакат, книжная закладка, листовка, буклет, каталог, рекомендательное библиографический список, указатель

■         Устные: библиографический обзор, презентация, встреча с писателем, создателями книги

■         Комплексные: акция, рекламная кампания

■         Электронные: сайт, рекомендательный список, каталог, читательский форум, интернет - акции и др.

Доцент кафедры культурологии Ставропольского государственного университета С.И. Головко знакомит начинающих рекламистов с умениями найти «рекламную зацепку», «крючок», «изюминку», использовать специальные раздражители (цветовая гамма, полиграфическое оформление, фото, слоган, заголовок, эмоциональные и смысловые ударения и др.), продумывать формы побуждения читателей к действию и др. Ее советы очень полезны для тех, кто хочет подготовить хорошую рекламу книги.

Рассмотрим вопрос о книжных выставках как виде рекламной информации.

Книжная выставка

Велико многообразие форм рекламы книги в библиотеке: наглядные, устные, комплексные, электронные. Ряд перечисленных форм уже давно используется в библиотеках, в том числе в школьных (книжные выставки, списки, обзоры и др.), другие являются для многих библиотек новыми (презентации, акции, рекламные кампании, сайты, читательские форумы и пр.).

■ Почему же такие традиционные библиотечно-библиографические формы, как, например, книжные выставки, плакаты, рекомендательные списки, указатели нередко причисляются сегодня к рекламным средствам? Может, это все те же традиционные формы пропаганды, только названные по-иному, более современно? Чем отличается реклама от пропаганды?

Известный специалист в области пиара профессор Санкт-Петербургского университета культуры и искусств Г.Л. Тульчинский, размышляя об этих отличиях, приводит целую таблицу разных свойств и отличий пиара, в том числе рекламы, от пропаганды. Наиболее важными в этой таблице являются утверждения, что свойственные пропаганде идеологические убеждения, навязывание информации, дезинформация в пиаре и рекламе сменяются позитивной информацией, искренностью и открытостью, этикой свободы и ответственности. Книжная реклама, обращенная к детям, предполагает прежде всего свободный выбор книг детьми, основанный на их интересе к книгам, темам; заинтересованность информацией, вызванную формой подачи материала, новизной, необычностью и уникальностью содержания информации; включение сведений, поражающих воображение читателя; использование приемов активизации читательского внимания.

■         Выставка-инсталляция - объемно-пространственная конструкция, составленная из различных предметов, иногда музейного характера, помогающих выразить художественно - эстетические представления авторов выставки.

■         Выставка - презентация (электронная).

Среди библиотечных специалистов нет единого мнения о том, к какому виду библиотечной деятельности относить книжные выставки. В библиографии их считают одной из форм информационной деятельности. Специалисты по библиотечным фондам рассматривают их как средство раскрытия книжного фонда. Для комплектаторов это — помощник в комплектовании библиотеки. Работники отделов обслуживания читателей хотят видеть в выставках прежде всего средство для диалога и установления контакта с читателем. Но независимо от трактовок почти всегда выставка выполняла и рекламную функцию, даже когда рекламы в библиотеках не было. Она представляла новый материал. Книги и материалы, которые на ней демонстрировались, уже рекламировали сами себя. Они были красочными, содержали новые для читателей сведения. На них помещались аннотации, отзывы читателей. Библиотекари всегда старались привлечь внимание читателей необычным заглавием выставки и заголовками разделов, эпиграфами. Все эти шаги можно рассматривать как рекламные приемы. С успехами библиотечной науки и практики обогатилось представление о многообразии выставок по целям, видам, содержанию и другим признакам. В «Справочнике библиотекаря» приведено 12 видов классификации выставок. В реальности же их гораздо больше. Благодаря творческому подходу библиотекарей появились такие необычные формы выставок, направленных на привлечение внимания читателей-детей, как выставка-вопрос, выставка-ситуация, выставка-отзыв, выставка- бенефис читателя, выставка-диалог, выставка- игра и другие — всего более 70 видов. В последние годы все чаще в библиотеках устраиваются выставки-инсталляции.

«Заколдованное место» выставка-инсталляция к 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя

■ Выставка- инсталляция «Заколдованное место», стилизованная под украинский «хутор близ Диканьки», привлекла внимание разнообразными экспонатами. Восторг юных посетителей вызывал сундук, в котором затаился милый чертёнок.

■ Гостей встречала «Солоха», предлагавшая им сфотографироваться и сыграть партию в шахматы.

«Тайны волшебного сундука» -театрализованное представление

■ Каждые 30 минут волшебный сундук раскрывал свои тайны всем желающим. В нем обнаруживались драконы, так и стремящиеся вырваться со страниц книг, дикие звери, прячущиеся в густой листве и пытающиеся испугать маленьких гостей. Можно было потрогать карету Золушки, спрятавшуюся между страниц одноименной книги или же, поколдовав, превратить с виду совершенно обычную книгу в замок. Но самым главным волшебством для детей и взрослых стала возможность, хорошенько попросив, послушать, как книга сама читает сказку.

Библиотеки стали все шире использовать опыт музеев в организации книжных экспозиций, привлекая различные реликвии, предметы музейного типа, игрушки, творческие работы детей, изделия народных промыслов, материалы из личных архивов и др. Проводятся презентации выставок в библиотеке, о чем общественность информируется по радио, телефону, с помощью пригласительных билетов. На презентациях с читателями проводятся игры, устраиваются театрализованные представления.

Рекламный плакат. Удобно использовать эту форму в рекламных кампаниях или акциях, посвященных определенной теме. Это даст возможность рекомендовать большее количество книг, чаще менять информацию по теме и в то же время сделать ее повторяемой, что очень важно для поддержания интереса к теме. Нельзя забывать и о том, что книг одного названия в библиотеке немного, и в случае отказа на рекламированную книгу замысел рекламы сводится на нет, а это снижает доверие читателей и к рекламе, и к библиотеке. Поэтому, начиная такую работу, необходимо скооперировать свои усилия с другими библиотеками, призвать учащихся и учителей привлечь на время рекламной кампании книги из их домашних собраний.

Далее демонстрируются 7 примеров рекламных плакатов, 6 из которых выполнены в разные годы студентами библиотечно-информационного факультета.

Рекламный плакат, посвященный одной книге

Цель плаката- остановить взгляд, внимание читателя.

« Рекламный плакат включает:

-           слоган (девиз)-ёмкую и краткую фразу (5-8 слов),при впекающую внимание к книге;

-           пояснительный текст к слогану (1-2 предложения);

-           характеристику самой яркой особенности книги;

информационный блок (сведения о писателе, истории создания книги, переводах, её судьбе, прототипах героев, отзывы на книгу и др. сведения;

-           библиографическое описание;

-           иллюстрации

-           фирменный блок библиотеки ( издательства) - (эмблема, герб) и логотип (аббревиатура названия и её расшифровка, адресные сведения).

Ряд данных могут быть факультативными.

Какие характерные особенности плакатов как рекламных текстов вы уловили?

Вы заметили, что плакаты разные — и по содержанию, и по оформлению. Положительно то, что выбраны действительно интересные книги, которые стоит почитать детям. В целом удачны слоганы. Но в этих работах можно найти и недостатки (например, некоторые длинноты текстовой части). В то же время они свидетельствуют о творческом поиске студентов. Необходимо учесть также, что это первый опыт подобного рода творческой работы, сделанный в сжатые сроки. В целом эти работы показывают, что в библиотеке можно освоить такую форму рекламы книги.

Библиографический список

Рекомендательные списки. Эти слайды знакомят со списками, составленными Свердловской областной библиотекой для детей и юношества и одной из школьных библиотек города Тобольска. Обращает на себя внимание творческий подход составителей к этой работе:

  • глубина и основательность проработки темы библиотекарем школьной библиотеки (Тобольск);
  • новизна в подходе к раскрытию темы новой литературы, учет психологических особенностей восприятия информации подростками и юношеством (Свердловск);
  • наличие в списках аннотаций и их хорошее качество.

Рекомендательные указатели литературы. Потенциальные возможности указателей в рекламе детской книги пока недостаточно используются библиотеками. Очень важно, чтобы тема указателя соответствовала интересам конкретных групп читателей — учащихся школы, жителей микрорайона.

Рекомендательный указатель «Мой легкий, мой воздушный Петербург...» издан Ленинградской областной детской библиотекой на основе изучения читательских запросов по петербурговедению и отражает содержание работы школьных учителей в этом направлении. Его структура необычна и интересна.

Привлекательно уже само название указателя. Заглавием стали строчки из стихотворения В.В. Набокова. В обращении к читателям приводится кусочек из воспоминаний о своем ленинградском детстве известного актера Сергея Юрского, содержится обращенный к читателям призыв, своего рода слоган: «Подарите себе возможность открыть свой Петербург!» Читателей, несомненно, привлекут интересные заглавия разделов указателя: «Душа Петербурга», «Петербургское детство в разные эпохи», «Невские мелодии», «Петербург в Интернете».

Все это «работает» на рекламу самого указателя и рекомендуемых автором изданий.

Есть два обстоятельства, которые могли бы сделать эту новаторскую и творческую работу еще более значительной:

  • важно, чтобы указатель для детей был иллюстрирован, а иллюстрации — были красочными. К сожалению, у библиотеки не нашлось спонсоров для претворения этого в жизнь;
  • указатель для детей должен быть аннотирован, что целиком уже зависит от библиотеки. Это значительно повысило бы его рекламные функции.

Рекламный каталог

Каталог издан к 120-летию со дня рождения поэта Н.С. Гумилева детской библиотекой и администрацией Крондштадтского района Санкт- Петербурга в рамках проведения Российского фестиваля детского художественного и поэтического творчества. Он решает сразу несколько задач: знакомит с личностями Н.С. Гумилева и А. Ахматовой, с рисунками детей, иллюстрирующими стихи и прозу Н.С. Гумилева (при этом под рисунком приведены строки из произведений поэта, особенно поразившие юных читателей и вдохновившие их на творчество), а также с поэтическим творчеством детей. Буклет открывается обращением к читателям, в котором глава администрации города Кронштадта В.Л. Суриков в интересной и доступной юным читателям форме знакомит с жизнью и литературно-творческим путем Н.С. Гумилева, тесно связанными с городом Крондштадтом. Читателям будет интересно увидеть и репродукцию малоизвестного портрета поэта работы О.Л. Делла-Вос Кардовской, который находится в Государственной Третьяковской галерее. Выполненный на прек-расной мелованной бумаге, с многочисленными красочными и порой удивительными рисунками детей, каталог имеет вид подарочного издания. Указаны все имена и данные об участниках Всероссийского конкурса, имена их педагогов. Такое издание — хороший стимул к чтению и творчеству. Каталог рекламирует не только книги, но и саму библиотеку, и в этом смысле он — удачный пример того, как рекламная акция библиотеки тесно связана с общественностью.

Электронные формы рекламы — новое направление в деятельности детских библиотек.

Важнейшие среди них — сайты библиотек, читательские форумы, презентации, списки, электронные интерактивные игры и викторины, акции.

Сайт Ленинградской областной детской библиотеки Электронная презентация творчества писателя И.Л.Миксона

Читательские форумы, электронные «книжные мосты». На сайте этой же, Ленинградской областной детской библиотеки, помещается читательский форум «Наш книжный круг» (www.ringbook.lodb.ru). Предлагаются для обсуждения вопросы: «Пожиратели книг», «Чтение как наказание», «Книги с родительской полки», «Скучная/нескучная классика».

Сайт Ленинградской областной детской библиотеки Электронная презентация творчества писателя И.Л.Миксона

С конца 2009 года библиотека впервые в России осуществляет проект электронных «книжных мостов» с писателями Финляндии и Швеции, а также общение с читателями детских библиотек из Вырицы и Сланцев Ленинградской области. В ходе межличностного общения активные читатели-дети называют книги, которые им понравились, рекомендуя прочитать их зрителям, собравшимся в Ленинградской областной детской библиотеке. Неформальность и свобода общения, сама форма электронного моста, импонирующая участникам проекта, возможность проявить себя в ходе передачи эрудированным книгочеем, влиять на чтение других, приобрести известность в среде сверстников, заслужить одобрение учителей и библиотекарей, проявить в ходе подготовки к выступлению свою индивидуальность и творческие способности — все это привлекает читателей к передаче, которая по сути является одной из действенных форм рекламы детских книг.

Рекламная акция. Это комплексная форма работы, позволяющая библиотекам задействовать широкий круг учреждений, решив тем самым не только творческие рекламно-информационные проблемы своей деятельности, но и не менее важные — финансово-экономические, организационные, материально-технические.

О проекте «Чары книг», победившем на конкурсе социальных проектов, организованном НК «Юкос», и об электронной акции среди читателей, проведенной в рамках этого проекта в Самарской области в 2004 году, писал журнал «Библиотечное дело» (2004. № 3. С. 25— 26). В Интернете было создано «Читательское агентство рекламы книг» (сокращенно «ЧАРы книг»). Во время полугодовой работы агентства любой читатель мог стать ЧАРодеем — агентом по рекламе книг. Для этого надо было ходить в местную библиотеку, читать самые интересные книги, вести рекламу этих книг в сети и среди своих сверстников, расширять сеть привлеченных им читателей, составлять занимательные игры по прочитанным книгам и вести другую работу, получая за это баллы и возможность приобрести на них книги.

Акция была поддержана комитетом по культуре Санкт-Петербурга. В числе мероприятий, вызвавших особый интерес гостей, были: презентация домашней библиотеки князя Николая Ивановича Салтыкова, жившего в этом здании во время правления Екатерины II, электронная презентация «Хит-парад лучших книг», литературная игра «Загадки, которые отгадывали ваши прабабушки 100 и более лет тому назад», театрализованное представление «Тайны волшебного сундука» с демонстрацией коллекции книг-игрушек, знакомство с лучшими детскими книгами из 70 стран мира, рассказ о возможностях мультимедиа и выхода в Интернет. Звучали юбилейные пушкинская и гоголевская темы и еще много интересного как для детей, так и для взрослых.

В особняке устраивались рауты, приемы, балы, поэтому гостей встречали ведущие в костюмах XIX века.

ЦГДБ им. А.С. Пушкина впервые принимала участие в этой акции, и это участие стало событием «Ночи музеев — 2009». За время работы библиотеки с 18.00 до 23.00 ее посетили более 800 человек — взрослых (родителей, заинтересованных лиц, представителей СМИ, в том числе из разных городов), а также детей всех возрастных групп. Все посетители получили буклеты-программы, а участники интерактивных мероприятий — сувениры с символикой библиотеки: значки, пакеты, закладки, ручки, выпущенные специально для акции. Итоги были освещены в СМИ (газеты «Невское время», «Большая переменка» и др.).

3.         ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ МАСТЕР-КЛАССА

Его цель — закрепление полученных в ходе занятия знаний.

Предлагается разработка содержательной программы рекламной акции в библиотеке по одной из актуальных тем. Лучше, если тема будет предложена самими участниками. (Например: «Время читать», «Вся школа читает книгу...», «60 лет Победы», «Год Франции в России» и др.) В связи с небольшим количеством времени, отведенного на проведение занятия, предполагается его проведение со всей аудиторией в целом в виде деловой игры «мозговой штурм» или, по желанию участников, в виде самостоятельного домашнего задания. Отбору наиболее интересных решений по каждому вопросу мо-жет помочь жюри из 3 человек, выбранное участниками.

1.         Выбор жюри.

2.         Определение темы.

3.         Обсуждение и определение концепции рекламной акции (идея, целевая аудитория, предполагаемый результат, временные рамки проведения акции).

4.         Выработка слогана.

5.         Обсуждение эмблемы (фирменного знака).

6.         Выработка количественных и качественных критериев отбора материала для детского чтения.

7.         Выбор наиболее интересных рекламных форм для осуществления акции.

8.         Обсуждение игровых, соревновательных, творческих аспектов участия в акции и форм поощрения.

9.         Обсуждение приемов привлечения учителей, родителей, самих детей к проведению акции.

10.       Формы оповещения об акции, поддержки ее непрерывности, напоминания и повторяемости мероприятия.

11.       Критерии эффективности акции.

Рекомендуемая литература

1.         Борисова О.О. Библиотечно-библиографическая реклама,- М.:Профиздат, 2002,- 224 с.

2.         Головко С И. «Реклама- предмет увлекателдьный»//Библиотека.-2004,- № 6- С. 76 - 79.

3.         Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек.-СПб.: Профессия, 2004.-224 с.

4.         Песоцкий Е.А. Реклама: учеб.-практ. пособие.-М.: Изд. «Дашков и КО», 2009,- 384 с.

5.         Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. - СПб, «Алетеия», 2001,- 294 с.

6.         Якимович Ю. Реклама книги. Рекламный текст// Якимович Ю. Мир печати: популярный иллюстрированный словарь-справочник,- М.: Дограф, 2001.- С.205-207.