Кукса Е. С книгой жить – век не тужить / Е. Кукса. // Библиополе. – 2010 .– № 10. – С. 64 - 66.
Сценарий литературного калейдоскопа для старших классов, посвященного книге.
ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие друзья! Рады приветствовать вас в нашем зале. Сегодня мы подготовили для вас литературный калейдоскоп, посвящённый самому прекрасному и самому не-обходимому человеческому творению на земле — книге, и приглашаем вас принять в нём самое активное участие.
РАССКАЗЧИК (1): Вся история цивилизации — это непрекращающаяся борьба за покорение пространства и времени. Люди изобрели много средств преодоления пространства и времени: летние коляски и зимние сани, а потом и автомобиль, самолёт, радио, телевидение и, наконец, космический корабль. Но есть не менее верное средство преодолевать время — это печатное слово — книга. Хвала ей — хранительнице духовных богатств человечества и одному из самых прочных звеньев, связывающих поколения, соединяющих прошлое, настоящее и будущее.
Книга существует гораздо дольше, чем книгопечатание. Книга первобытных людей сохранилась в виде наскальных рисунков у озёр Прионежья, на каменных стенах пещер Испании и Америки.
Долгое время к наскальным рисункам относились равнодушно. Они считались забавами или, как их называли в карельских преданиях, «бесовыми следками». Но у современных исследователей интерес к древним рисункам очень велик. Они пришли к выводу, что это нечто иное, нежели исторические рассказы, летопись реальных событий, созданная нашими первобытными предками десятки тысяч лет назад...
Вот, например, такой наскальный рисунок возле американского Верхнего озера. Здесь изображены лодки, на которых 51 палочка, три солнца, всадник, орёл и черепаха. Современные индейцы легко прочитали эту пещерную книгу. В ней повествуется о том, как 51 индеец под началом вождя отправился в поход, который длился 3 дня и закончился успешно благодаря мужеству воинов.
Книги древних — это не только наскальные рисунки, но и огромные каменные «сооружения», замысловатые комбинации их камней, ракушечника, нанизанного на верёвочки, природных волокон растительного или животного происхождения; маленькие и большие узлы, сделанные на этом же материале; нарубки на дереве, остях, каменных глыбах. И уже ближе к нашему времени книгой служили пальмовые листья, глиняные таблички, металлические пластины, а дальше папирус и пергамент из телячьих кож. В музее Парижа хранится свиток па-пируса, которому насчитывается почти шесть тысяч лет.
Бумага была изобретена в Китае примерно во II в. Образцы японской бумаги относятся к VI в. К XI в. в Европе уже было немало своих бумажных мельниц (так раньше называли бумажные фабрики).
В Московском государстве первая бумажная фабрика начала давать свою первую продукцию в XVI в. — в тот же год, когда Иван Фёдоров напечатал свою первую книгу. Это случилось в 1564 г.
Мы видим, что книга была духовным светочем во все времена. И как сказал писатель Максим Горький, «книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённое человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».
РАССКАЗЧИК (2): Замечательный наш естествоиспытатель, автор многих научно-популярных произведений Александр Евгеньевич Ферсман дал такую характеристику нашему времени: «Современная цивилизация — это эпоха не только «Человека разумного», но и «Человека знающего». А знания дать может только книга! Поэтому встреча с хорошей, умной книгой — это праздник для тех, кто всегда в постоянном поиске новых знаний,впечатлений и открытий.
В настоящее время на читателей обрушился лавинообразный книжный поток, который заставляет мыслящего человека постоянно оценивать и отбирать для прочтения необходимые и, конечно же, самые талантливые книги.
Обратите внимание на сборник «100 великих книг». В него вошли произведения, названные самыми лучшими в мире. Давайте посмотрим, что же в результате долгого и кропотливого труда исследователей оказалось в числе шедевров мировой классики.
Первой в сборнике стоит «Библия». Она лидирует по читаемости и частоте издания во всём мире. «Книга книг» давно и бесповоротно вошла в нашу жизнь и в наш язык. Люди даже не замечают, а подчас и не подозревают, что многие слова и выражения, употребляемые в их речи, взяты из Библии. Например, «в огонь и в воду», «волки в овечьей шкуре», «око за око, зуб за зуб», «не сотвори себе кумира», «красная нить», «соль земли», «козёл отпущения», «хлеб наш насущный», «кто не работает— тот не ест» и др.
Библия — это символ и знамя культуры почти двухтысячелетий, Библия — это жизнь целых народов и государств, городов и сёл, общин и семей, поколений и отдельных личностей.
Среди научных трудов лучшими из лучших оказались «История» Геродота, «О вращениях небесных тел» Коперника, «Капитал» Маркса; «Биосфера» Вернадского. Лучшими произведениями мировой классики признаны «Дон Кихот» Сааведра Сервантеса, «Король Лир» Уильяма Шекспира, «Сказки» Ханса Кристиана Андерсена, «Таинственный остров» Жюля Верна, «Красное и чёрное» Стендаля.
Асреди русской классики мировое признание получили такие произведения, как «Евгений Онегин» Александра Пушкина, «Война и мир» Льва Толстого, «Пётр I» Алексея Толстого, «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Тихий Дон» Михаила Шолохова, а также «Оды» Михаила Ломоносова.
Книги — как люди: у каждой своя судьба. Некоторые из них долгие годы ждут своего читателя. Но есть такие, у которых счастливая судьба: их любят, читают и перечитывают многие поколения. Они всегда интересны и акту-альны, их даже цитируют.
А сейчас вашему вниманию предлагается такая игра: я процитирую цитату, а вы угадайте, из какого она произведения.
- «Человек — это звучит гордо!» («На дне», пьеса М. Горького),
- «Услужливый дурак — опаснее врага», («Пустынник и медведь», басня И.А. Крылова),
- «Любви все возрасты покорны» («Евгений Онегин», поэма А.С. Пушкина),
- «Безумству храбрых — поём мы песню!» («Песня о Соколе» А.М. Горького),
- «И дым Отечества нам сладок и приятен» («Горе от ума», комедия А.С. Грибоедова),
- «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» («Дядя Ваня», пьеса А.П. Чехова).
РАССКАЗЧИК (3): Вам, наверное, будет интересно узнать, что читали дети и подростки в конце XIX в. в народных и публичных библиотеках?
В конце XIX — начале XX вв. наплыв детей в библиотеки, в которые они допускались, был очень велик. Юных читателей было больше, чем взрослых. И это не только в больших городах, но и в провинции. Многие библиотеки тогда были платные: за вход нужно было заплатить 5 рублей.
В ту пору в сельских библиотеках было очень мало книг, и новые поступали очень редко, поэтому дети перечитывали каждое произведение по несколько раз.
Давайте посмотрим, что же интересовало тогда юных книгочеев?
В первую очередь, писатели-классики: Гончаров, Тургенев, Пушкин. Потому что их произведения входили в школьную программу. Сами же для себя дети выбирали романы приключенческого жанра и первое место по детскому спросу занимал Жюль Верн.
Иногда ребятишки, просмотрев каталог; требовали совершенно не подходящие для них книги. А большинство библиотекарей в сёлах и маленьких городах были людьми малограмотными и не могли им ничего посоветовать. И поэтому многие дореволюционные специалисты по культуре и образованию выдвинули идею создания отдельных библиотек для детей. Так, в России в конце XIX в. стали появляться первые детские библиотеки.
ВЕДУЩИЙ: Книги, книги! Как много прекрасных минут даруют они! А многие сопровождают нас всю жизнь, и мы обращаемся к ним порой и в печали, и в радости. Только они способны сделать человека сильнее, добрее, умнее.
Дорогие друзья, предлагаем вам викторину: проверьте себя, достаточно ли вы начитанны, сможете ли вы ответить на поставленные вопросы.
ВОПРОСЫ О ПРИРОДЕ
1. Скажите, кто впервые из правителей России узаконил охрану лесов, учредив специальное лесное управление, а для лесников ввёл форменную одежду?
(Пётр I.)
Вырубка лесов и лесные пожары ослабляли оборонительные возможности России, а также мешали выполнению намеченной Петром I программы по строительству морского флота. Пётр издаёт указ об охране лесов по берегам рек, объявляет их заповедными. В этих лесах под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дуб, клён, вяз, лиственницу, сосну.
Кроме этого, сохранились любопытные указы Петра I. Такой, например, как указ по сохранению рек, в котором запрещался проезд по льду каналов и рек Петербурга на лошадях, дабы не допустить загрязнений водоёмов конским навозом. Запрещалось обрабатывать брёвна и доски на льду. В Москве были очищены Поганые пруды, после чего они стали называться Чистыми.
2. А кто знает, что в старину на Руси называли «Божьими дорогами»?
(«Божьими дорогами» в старину на Руси называли реки. Их тогда было очень много, и они были основой жизни народа.)
3. Это дерево широко распространено в нашем крае. Его называют в народе «дерево-пионер». Потому что оно первым появляется на вырубках и пожарищах. А ещё оно идёт на изготовление лыж, потому что легко гнётся и не ломается. Назовите это дерево!
(Осина.)
4. Эта зерновая культура занимает одно из главных положений в земледелии всего мира. У этого растения одна особенность — оно никогда и нигде не встречается в диком виде, потому что так устроены его семена, которые не могут рассеиваться без помощи человека. Семена плотно обёрнуты листьями. Назовите это растение.
(Кукуруза.)
ВОПРОСЫ НА ГЕРОИКОПАТРИОТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
1. Известный педагог, Герой Социалистического Труда Василий Александрович Сухомлинский сказал: «У каждого мужчины две специальности. Первая — это его основная профессия — учитель, токарь, водитель и т. д., а вторая у всех одна —это...» Назовите вторую профессию каждого мужчины?
(Защитник Родины, солдат.)
2. Всем, наверное, хорошо известен головной убор моряков — бескозырка. А кто скажет, что означают ленточки на бескозырке?
(Обычай носить ленточки на бескозырке пришёл к нам от моряков Средиземного моря, которые в старину, отправляясь в плавание, получали от родных и близких ленты с напутствиями удачи и благополучного возвращения. Эти ленты они прикалывали к своим шапкам.)
3. Назовите имя великого русского полководца, который сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знамёнами и громогласной музыкой я взял Измаил».
(Александр Суворов.)
4. Маресьев Алексей Петрович — лётчик, Герой Советского Союза. В марте 1942 г. его самолёт был сбит в неравном бою. С раздробленными ногами, голодный, замёрзший Алексей Маресьев добирался к своим 18 суток. В госпитале ему ампутировали голени обеих ног, но он, собрав всю волю, упорно тренируясь, заново овладел искусством высшего пилотажа. Маресьев участвовал в боях на Курской дуге, под Прохоровкой. Здесь с ним встретился фронтовой корреспондент Борис Полевой и написал о нём книгу. Как она называется?
(«Повесть о настоящем человеке».)
ВОПРОСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Узнай произведение по его началу.
1.«Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов...»
(«Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».)
2.«У сильного всегда бессильный виноват...»
(Басня И.А. Крылова «Волк и ягнёнок».)
3.«Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто забыл о моём существовании...»
(Повесть В. Г. Короленко «Дети подземелья».)
4.«Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?»
«Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».)
5.«Молодая рыжая собака... очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам...»
(Рассказ А. П. Чехова «Каштанка».)
Угадайте литературного героя по его описанию.
1.Этот герой выглядел бесполым существом, скорее бабой. На засаленном халате вместо двух болталось четыре полы, спина, запачканная мукой, с большой прорехой пониже. На поясе висели ключи. Маленькие глазки бегали, как мыши. Подбородок выступал далеко вперёд, так что он должен был каждый раз закрывать его платком, чтобы не заплевать.
Назовите имя этого героя.
(Плюшкин — персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)
2.Этот герой «имел убеждение мыслить, что неприлично благородному человеку быть без битвы». Он был храбрый, мужественный воин. И постоял бы ещё старый полковник за веру, но погубило его упрямство и гордость: не захотел он, чтобы его трубка с табаком, которая была его неотлучной спутницей и на морях и на суше, досталась вражьим ляхам. Пошёл он её искать и попал во вражий плен.
(Тарас Бульба — герой повести Н.В. Гоголя.)
3.Этот герой всячески пытается избежать занятий с учителями. Он жалуется, что ему не до учёбы, потому что ночью живот болел, хотя он на ужин ничего не ел, так, всего-то солонины ломтика три, да пирогов пять или шесть, квасцу целый кувшин, а ночью ему «...дрянь в глаза лезла». Как зовут этого героя?
(Это Митрофанушка Простаков — герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».)
4.Персонаж этой книги целые ночи просиживал за карточным столом и следил с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры и «при этом никогда не брал карт в руки». Только три карты в колоде стали смыслом всей его жизни — это тройка, семёрка, туз. Назовите его имя.
(Гэрман из повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».)
5.А сейчас послушайте отрывок из произведения:
«... Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой».
Кто знает, почему перестал Фока ходить в гости к Демьяну?
(Басня И.А. Крылова «Демьянова уха». Демьян очень настойчиво угощал Фоку ухой. Бедный Фока не мог отказать соседу и переел.)
ВЕДУЩИЙ: Видите, как много интересного и полезного могут поведать книги. Поэтому мы призываем всех читать как можно больше. А для этого предлагаем стать читателями нашей библиотеки.
Литературный калейдоскоп подошёл к концу. Всего вам доброго!