Латун В. Через театр и игру – к книге / В. Латун. // Библиополе. – 2011 .– № 3. – С. 27 - 29.

Новые формы деятельности для привлечения юной аудитории.

Наряду с традиционными методами я ищу и часто нахожу новые формы деятельности — более действенные и привлекательные — для юной аудитории.

Прежде всего это игра. Знакомлю ребятишек с книгами посредством близких им кукол и игрушек, провожу театрализованные представления, устраиваю различные виртуальные путешествия. Моя цель — привлечь таким образом детей к систематическому чтению, предоставив им возможность раскрыть свои творческие способности.

А началось всё в 1998 г., когда мне на глаза попалась книга «Мягкие игрушки». Именно по ней у нас были сделаны первые куклы. Она же положила начало созданию в библиотеке кружка, в котором ребятишки воплощали свои творческие замыслы. Когда таких игрушек собралось много, нельзя было не разыграть с ними кукольное представление. Очень скоро куклы у нас создавались уже с конкретной целью, по необходимым технологиям для конкретных представлений. Первые спектакли были поставлены по сказкам: «Колобок», «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Планета двоечников» и др. Все они сразу собрали зрителей, среди которых были не только дети, но и взрослые.

Очень скоро дети стали приносить в библиотеку сломанные игрушки, и мы вместе давали им новую жизнь. Вот так и возник наш кукольный театр. Мы назвали его «Петрушка». Сегодня он для нас не экзотика, хотя и привычная для некоторых форма библиотечной практики.

Но что такое библиотечные и не библиотечные формы деятельности? На мой взгляд, это понятие относительное. Какую бы из этих форм мы ни выбрали в подаче материала и где бы их ни позаимствовали, будь это театр, эстрада или что-то другое, мы всегда помним, что суть её — книга. Она должна лежать в основе нашего дела.

На изготовление декораций и шитьё было затрачено много сил и энергии. Кукольные спектакли привлекают внимание не только юных зрителей, но и взрослых: их участниками являются не только школьники младших и старших классов, но и молодёжь постарше, а также взрослые. Им очень нравится участвовать в кукольных представлениях, в литературных викторинах, утренниках, конкурсах. И вот таким образом вместе мы пропагандируем книги, помогаем погружаться в них юных читателей и их родителей.

Каждый спектакль для посетителей библиотеки — настоящий праздник. Готовить же представления нам помогают и сборники сценариев из журналов «Читаем. Учимся. Играем», «Чем развлечь гостей», сборник «Фольклорный театр» и др. Пробуем мы писать сценарии и сами. Сегодня в библиотеке насчитывается уже более 40 кукольных литературных героев, среди которых Петрушка, Буратино, Незнайка, Солоха, Вакула, Чёрт, Дьяк, Баба-яга, Наполеон, Пифагор и даже Лев Толстой. Есть у нас и другие персонажи.

Сейчас в репертуаре нашего кукольного театра «Петрушка» спектакли: «Петрушка на ярмарке», «Петрушка и Гитлер», «Петрушка и Баба-яга», «В гостях у Солохи» — этот спектакль

конечно же был посвящён 200-летию со дня рождения великого Гоголя. Все эти представления были показаны на районных и зональных смотрах в г. Калининске. Зрители отмечали, что наш театр и его участники показали себя настоящими артистами, очень точно переданы образы героев и персонажей, выдержаны все паузы и мизансцены.

В репертуаре кукольного театра множество этюдов, сценок, театрализованных представлений.

Информация, которую дети получают от кукольных персонажей, гораздо легче ими усваивается, и они потом охотно обращаются к этим книгам. Более того — именно такие книги дети и перечитывают охотнее всего.

Девиз нашего дружного коллектива был и остаётся таким: «Через театр и игру — к знаниям и книге». Хочу верить, что наш кукольный театр ещё долго будет продолжать свою творческую работу, усовершенствоваться и дарить своим юным зрителям радость и пробуждать в них интерес к книге и слову.

Я убеждена, что театрализованная форма обслуживания читателей в любой библиотеке работает на перспективу, потому что, во-первых, библиотекари заботятся о репутации своего нескучного мероприятия, способного повысить читатель-скую активность, а во-вторых, популяризируя то или иное литературное произведение, библиотека в каждом новом поколении воспроизводит талантливейшие образцы высокой культуры, привнося при этом всегда что-то свежее в процесс освоения как общечеловеческих ценностей, так и родной культуры.