Кушарева Т. Школа, семья, библиотека : грани сотрудничества в приобщении ребенка к чтению / Т. Кушарева. // Школьная библиотека. – 2011 .– № 8. – С. 6-17.
Конкурсная работа на тему приобщения детей к чтению. С приложением анкет и сценария семейного праздника для детей младшего школьного возраста.
Дорогие коллеги! Сегодня мы с удовольствием публикуем конкурсную работу Татьяны Кушаревой, победителя районного конкурса школьных библиотекарей города Сафоново и Сафоновского района «Школьный библиотекарь 2011 года».
Стаж библиотечной работы Татьяны — 20 лет, в школе — 4 года. Судя по представленной работе, в школьной библиотеке жизнь интересная, увлекательная, творчески насыщенная! Спасибо Вам, дорогая Татьяна!
Привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать!
Сесиль Лупан
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником знаний, книга — надежный друг и великий доктор детских душ, она является пищей для сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.
В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Проблема падения интереса к чтению глубоко волнует всех, и библиотекарей в том числе, поэтому, выбирая тему для творческой работы на конкурс «Лучший школьный библиотекарь», я, не задумываясь, решила остановиться на теме сотрудничества семьи, школы и библиотеки в приобщении ребенка к чтению. Особое внимание мне хотелось бы уделить совместному чтению родителей и детей. Я твердо убеждена, что именно семейное чтение играет большую роль в формировании духовного, интеллектуального мира ребенка, оно обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре, зле, сближает всех членов семьи и с ранних лет прививает ребенку любовь к книге.
Семья — начало всех начал, это дом, любовь и заботы, труды и радости, привычки и традиции. И здорово, если семья — читающая, и книге в ней уделяется достаточно большое внимание. «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой» — к такому выводу пришел талантливый педагог XX века В.А. Сухомлинский. С этим утверждением я полностью согласна. Хотелось бы привести пример из собственной жизни, из своего детства. Семья у меня была самая обыкновенная, как и все, родители много работали, и сказать, что нам, детям, уделялось уж слишком много внимания, я не могу, но культ книги в семье был всегда. Домашняя библиотечка была небольшая, хорошие книги в ту пору купить было очень трудно, но были библиотеки, брали книги и журналы у друзей и знакомых. Я очень хорошо помню свою первую яркую, красочную книгу, которую подарили мне родители, я тогда была еще очень маленькой, но даже сейчас при воспоминании о ней у меня возникает какое-то щемящее чувство обладания поистине сокровищем.
Далее вспышка воспоминаний — это книга- панорама «Дюймовочка» Х.К. Андерсена, чудно изданная. Я читала, и мне хотелось немедленно нарисовать эту маленькую девочку. Затем «Фантазеры» Николая Носов, любимая книжка, зачитанная до дыр. Потом «Стихотворения и поэмы» М.Ю. Лермонтова. Мне кажется, благодаря ему я полюбила поэзию. В старшем возрасте — «Новеллы» Стефана Цвейга. Книга, ставшая для меня откровением и перечитанная всеми девчонками моего класса. Их, книг, было очень много впоследствии, и каждая оставляла след в моей душе.
Сколько помню своих родителей, к сожалению, их уже нет в живых, они всегда читали, отец порой засиживался до утра, не мог оторваться от интересной книги, а ведь бывало, что книгу дали почитать всего на несколько дней. Мама просто не могла заснуть без чтения и возле ее кровати книги всегда лежали стопочкой.
Очень хорошо помню наши с ней совместные походы в библиотеку — это всегда было по субботам, и я старалась ничем не провиниться, чтобы не лишиться этой возможности. Как меня завораживала царящая там тишина и огромное количество книг, а еще возможность подержать их в руках, полистать. Бабушки мои и единственный дед всю жизнь тоже читали, разгадывали кроссворды, всех привлекали к нахождению ответов и, конечно, читали нам с братом перед сном. Над выбором профессии я никогда не задумывалась — только библиотекарь! И любовь к чтению я вынесла из своей семьи, на ее примере, и сейчас не устаю повторять — все идет из семьи! Первая книжка в руках папы, мамы, бабушки, дедушки — с этого начинается детское чтение и именно с этого начинается Читатель.
Мы, то есть теперь уже родители, сами виноваты в том, что дети не читают. Из семьи уходит культура совместного чтения, а ведь маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе с мамой (папой) читали сказку, вместе переживали за добрых героев, вместе тревожились, печалились, радовались, вместе наслаждались дивным звучанием родного языка, открывали красоту и смысл слов.
Совместное чтение строит мощную связь между родителями и ребенком. Дай Бог, чтобы это единение развивалось и сохранялось. И поэтому, выступая на родительских собраниях, я всегда призываю: «Дорогие взрослые! Не жалейте времени, потраченного на чтение ребенку, отодвиньте в сторону дела, забудьте об усталости, загляните ненаглядным чадам в глаза, полные счастья и любви от общения с вами, с волшебным и бескрайним миром чтения, а школа и библиотека помогут вам в приобщении ребенка к этому прекрасному миру».
«Спасение России — в чтении. Читать надо для того, чтобы остаться человеком и получить страховку от деградации себя, детей, внуков, страны в целом...» — так сказала в своей книге «Школа чтения» И.И Тихомирова, а ведь мы действительно стали меньше читать, наши дети стали меньше читать. Они могут часами сидеть за компьютером, но очень быстро устают за книгой.
Специалисты говорят, что у них формируется «клиповое сознание», его следствие — всеобщая безграмотность. Но это лишь верхушка айсберга. Страшнее то, что у ребенка, отвернувшегося от книги, черствеет душа, он теряет способность сопереживать, его внутренняя жизнь становиться очень бедной. И поэтому семья, школа и библиотека должна привлекать все силы и средства, чтобы дети совсем не отвернулись от чтения.
Мой опыт работы именно в школьной библиотеке, вообще опыт работы с читателем-ребенком, совсем невелик. По теме, выбранной мной, я тоже
не смогла еще много наработать, но мне хотелось бы и дальше идти в этом направлении. Готовясь в 2009 году к семинару на тему: «Работа школьного библиотекаря с семьей», я определила для себя несколько приоритетных направлений деятельности, по которым я работаю и планирую работать, чтобы привлекать детей к чтению.
Прежде всего — это встреча с родителями на родительском собрании, разговор о значении чтения в жизни ребенка, о необходимости совместного чтения.
Чтобы составить представление о читателе-ребенке, его читательских предпочтениях и среде, в которой он находится дома, я провожу анкетирование — как среди детей, так и среди родителей. Заполнение анкеты становится для родителей поводом для размышления о роли книги и чтения в их семье, в развитии детей, а мне помогает скорректировать свою работу. (Приложение 1).
Многие родители теряются в вопросе, как научить ребенка любить книгу, и поэтому составление памяток для родителей на тему: «Как воспитать у детей интерес к чтению?», «Научите ребенка любить книгу» тоже является составной частью моей работы. (Приложение 2).
Часто взрослые спрашивают: «А что вы посоветовали бы почитать ребенку или вместе с ребенком?», ведь наряду с уже знакомыми писателями, классиками детской литературы существует много талантливых современных авторов. Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже взрослым, и поэтому составление рекомендательных списков «Советуем прочитать» не теряет своей актуальности. (Приложение 3).
Выставки — это еще одна из форм работы по приобщению ребенка к волшебному миру чтения. Особой популярностью у меня в библиотеке пользуются выставки: «Корзина сказок», «Чемодан приключений», «Хочу все знать», «Сказочная ярмарка», «Почитаем вместе с мамой».
Планируется сделать «Уголок семейного чтения», где родители вместе с детьми смогли бы вместе полистать понравившуюся книгу.
Для того чтобы привлечь детей и родителей в библиотеку, дать представление родителям о творческих возможностях детей как читателей, способствовать совместному творчеству родителей и детей, необходимо планирование совместных мероприятий для детей и родителей, популяризирующих книгу, повышающих рейтинг книги и чтения в досуге семьи.
В нашей школе проводится много семейных мероприятий. Одним из таких мероприятий стал литературно-семейный праздник «Семья для домовенка Кузи», который прошел в теплой обстановке, и я думаю, доставил удовольствие и взрослым, и детям. В нем приняли участие учащиеся первых классов, учителя и родители. В конкурсной программе участвовало пять семей. Ребятам и их родителям были предложены различные конкурсы, связанные с книгой и чтением. Соведущим библиотекаря на этом празднике был Домовенок Кузя (ученик седьмого класса Козлов Т.), главный герой книги Александровой Т. «Домовенок Кузя». Его участие очень оживило праздник, он прошел на высокой эмоциональной ноте, равнодушных в зале не было. Это мероприятие доказало, что необходимо привлекать родителей к совместной творческой деятельности, чтобы повысить интерес детей к чтению. (Приложение 4)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета «ЧТЕНИЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ»
1. Что для тебя чтение?
а) самое интересное занятие
б) развлечение
в) неприятная необходимость
2. В каких библиотеках ты записан?
а) школьная библиотека
б) детская библиотека
в) не записан
3. Есть ли у вас домашняя библиотека?
а) да
б) нет
4. Читают ли книги твои родители?
а) да
б) нет
5. Книги каких жанров ты предпочитаешь читать?
а) приключения
б) фантастика
в) исторические
г) детективы
д) научно-популярная литература (космос, природа, компьютеры, искусство, техника)
е) боевики
ж) триллеры («ужасы»)
з) классика (литература по школьной программе)
и) книги для девочек
6. Отметь свои любимые книги из нижеперечисленных по 5-балльной системе
а) М. Твен «Приключения Тома Сойера»
б) Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
г) Зарубежные сказки
д) Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ»
е) Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес»
ж) К. Булычев «Девочка с Земли»
з) Н.В.Гоголь. Повести.
и) Д. Роулинг «Гарри Поттер»
к) Д. Емец «Таня Гроттер»
л) Русские сказки
м) свой вариант
7. Интересует ли тебя внутренний мир героев?
а) нет, главное для меня — действие
б) да, сравниваю себя с героем книг
Анкета для родителей
1. Любит ли ваш ребенок читать?
2. Любимая книга ребенка?
3. Часто ли вы читаете ребенку вслух?
а) ежедневно
б) от случая к случаю
в) редко
4. Есть ли у вас домашняя библиотека?
5. Как часто вы покупаете ребенку новые книги?
6. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Читать детям необязательно, потому что...»
7. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Читать детям важно, потому что...»
8. Как вы думаете, чем школа может помочь вам в приобщении ребенка к чтению?
Анализ анкетирования
Среди родителей учащихся первых классов было проведено анкетирование со следующими вопросами:
1. Любит ли ваш ребенок читать?
2. Любимая книга ребенка
3. Часто ли вы читаете ребенку вслух?
4. Есть ли у вас домашняя библиотека?
5. Как часто вы покупаете ребенку новые книги?
6. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Читать детям необязательно, потому что...»
7. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Читать детям важно, потому что...»
8. Как вы думаете, в чем школа может помочь вам в приобщении ребенка к чтению.
Было опрошено 34 человека.
Вот что показало анкетирование.
На вопрос № 1
60% опрошенных ответили, что их дети любят читать;
30%— не очень;
10%— не любит;
Среди любимых книг детей были названы:
✓ Детские энциклопедии
✓ Книги о животных
✓ Волков «Волшебник Изумрудного города»
✓ Кэрролл Л. «Алиса в Стране чудес»
✓ Чуковский К. Сказки
✓ Баум «Страна Оз»
✓ Успенский Э. «Трое из Простаквашино»
✓ Ершов «Конек Горбунок»
✓ Толстой «Приключения Буратино»
На вопрос № 3
50% опрошенных ответили, что читают детям от случая к случаю;
27% — ежедневно;
23% — редко;
Домашняя библиотека есть у 91% опрошенных.
Вопрос № 5 поделил опрошенных пополам. Причем некоторые ответили, что чаще покупают диски.
На вопрос № 6 21 человек поставили прочерк, тем самым показав, что с фразой не согласны, 11 человек написали, что дети должны читать сами, не привлекая к этому взрослых, и 2 человека написали, что читать необязательно, так как много информации дети получают по телевизору, существует Интернет и образовательные программы. В процентном отношении 61% и 39%.
В продолжении фразы о необходимости чтения ребенку были следующие варианты ответов:
- расширяет кругозор;
- развивает память;
- пополняет словарный запас;
- развивает воображение;
- мышление;
- учит анализировать;
- пересказывать;
- размышлять;
- прививает любовь к книгам.
Только два человека заметили, что чтение детям помогает сохранить духовную связь с ребенком, сближает.
О помощи школы в приобщении ребенка к чтению назвали необходимость следующего:
- уроки внеклассного чтения;
- литературные викторины;
- драмкружок;
- давать «рекламу» книгам;
- рекомендовать книги, которые могут заинтересовать ребенка;
- библиотека с наличием новых книг различной тематики с яркими, красочными иллюстрациями.
Только в одной анкете я прочитала о том, что основная роль в приобщении ребенка к чтению принадлежит семье.
Анализ анкетирования учащихся 5-х классов «Чтение в моей жизни»
В анкетировании приняли участие 33 учащихся 5 классов.
На вопрос: «Что для тебя чтение?»
42,5% ответили, что это самое интересное занятие
36,4% — развлечение
21,2% — неприятная необходимость
На вопрос: «В каких библиотеках ты записан?»
26,47% — записаны в школьную библиотеку
29,53% — в детскую библиотеку
На вопрос: « Есть ли у вас домашняя библиотека?»
71% — имеют домашнюю библиотеку
29% — не имеют
На вопрос: «Читают ли книги ваши родители?»
82% ответили положительно
18% ответили отрицательно
На вопрос: «Книги, каких жанров ты предпочитаешь читать?»
19% — предпочитают приключения
14% — фантастику
15% — научно-популярную литературу
По 13% — книги исторического жанра и книги для девочек
9% — ужасы
8% — детективы
5% — боевики
4% — классику
Из предложенного списка книг наиболее читаемыми признаны:
М. Твен «Приключения Тома Сойера» — 19%
Д. Роулинг « Гарри Поттер» — 18%
П. Трэверс «Мери Поппинс» — 9%
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» — 9%
Д. Емец «Таня Гроттер» — 8%
Русские сказки — 8%
Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ» — 7%
Свои варианты ответов предложили 5% опрошенных.
На вопрос: «Интересует ли тебя внутренний мир героев?»
35% ответили, что главное для них действие
65% сравнивают себя с героями книг.
Приложение 2
Как воспитать у детей интерес к чтению?
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети выросли грамотными, культурными, всесторонне развитыми. А это невозможно сделать, если ребенок не любит читать. Успех обеспечен, если вы самостоятельно займетесь семейным чтением и сумеете направить домашнее чтение своих детей.
Советуем:
Открывая ребенку книгу, вы открываете ему мир, заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше, помогаете ему учиться в школе.
Наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ребенком.
Книжку с ребенком следует читать в специально отведенное для этого время. Читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей.
Важно выбрать интересную и занимательную книгу, чтобы дети ждали вечера.
Старайтесь по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух, это принесет неоценимую пользу вашему ребенку.
Если у ребенка появились вопросы по ходу чтения, всегда старайтесь ответить на них.
Читайте вслух по очереди. Читайте с выражением, «на голоса», чтобы это напоминало игру.
Прервите чтение на самом интересном месте, извинившись и сославшись на неотложные дела. Как правило, ребенку захочется узнать, что будет дальше, и он станет поглядывать на книжку уже с любопытством и сам дочитает ее.
Следите, чтобы ребенок читал систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.
Полезно прислушиваться к просьбам детей в выборе книги. Многие дети любят возвращаться к уже знакомым книгам. Не стоит лениться прочитать книгу во второй, третий,четвертый раз.
Если ваш ребенок не научился любить книгу, используйте конкретную ситуацию. Предложите такую книжку, которая помогла бы ему разобраться в своих взаимоотношениях с товарищами. Это может быть книга и о том, как вырастить щенка, ухаживать за растениями или собирать марки.
Дарите детям вдень рождения книги. Помните, что во все времена книга — лучший подарок.
Когда соберете ребятишек на день рождения сына или дочери, приготовьте им сюрприз. Проведите небольшую литературную викторину.
Создайте своему ребенку небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует любви к чтению и бережному отношению к книге.
«Копание» в домашней библиотеке может оказаться едва ли не единственным средством пристрастить вашего ребенка к чтению.
Недопустима перегрузка детей в чтении.
Учите ребенка бережному отношению к книге!
Советуйтесь с библиотекарем!
Счастья вам от взаимного общения с собственным ребенком и книгой!
«Научите ребенка любить книгу»
Памятка для родителей
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Помните, что лучшим советчиком в воспитании детей является книга. Власть ее огромна.
Книга — это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых. Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею.
Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное совместное чтение!
Советуем:
Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).
Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день (попеременно по одному предложению, абзацу, странице).
Читайте сами, показывая пример своему ребенку.
Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения.
Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг.
Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку.
Дарите ребенку книги.
Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
Всегда хвалите ребенка, если он/она читает.
Список интересных книг, рекомендуемых для прочтения второклассникам
- Александрова Т.И. Кузька (любые приключения домовенка Кузьки).
- Бианки В. В. Лесные путешествия. Сказки-несказки.
- Волков А.И. Волшебник Изумрудного города.
- Велтистов Е. Классные внеклассные приключения первоклассника.
- Голявкин В. Моя собака Пташка. Удивительные дети.
- Драгунский В. Денискины рассказы.
- Кургузов О. Рассказы маленького мальчика.
- Москвина М. Что случилось с крокодилом. Увеличительное стекло (Сказки)
- Муха Р. Немного про осьминога (Стихи)
- Носов Н.Н. Рассказы (любые)
- Родари Дж. Приключения Чиполлино.
- Русские народные сказки.
- Сеф Р. Стихи.
- Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
- Успенский Э. Вера и Анфиса. Крокодил Гена и его друзья.
- Сетон-Томпсон Э. Рваное ушко.
Список интересных книг, рекомендуемых для прочтения третьеклассникам
- Аким Я. Девочка и лев.
- Акимушкин И.И. Когда крокодилы летали.
- Алексин А. В стране вечных каникул.
- Булычев К. Приключения Алисы. Миллион приключений.
- Вестли А.-К. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик.
- Волков А. Волшебник Изумрудного города и другие повести.
- Гайдар А. Чук и Гек.
- Гераскина Л. В стране невыученных уроков.
- Гиваргизов А. Хитрый Зубов. Со шкафом на велосипеде.
- Голявкин В. Болтуны. Этот мальчик.
- Губарев В. Королевство кривых зеркал.
- Клайва Р. И не забывайте гладить котенка.
- Лари Я. Приключения Карика и Вали.
- Слеша Ю. Три толстяка.
- Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая Борода.
- Сетон-Томпсон Э. Медвежонок Джонни.
- Яковлев В. Верный друг.
Список интересных книг, рекомендуемых для прочтения четвероклассникам
- Алексин А. Оля пишет Коле. Коля пишет Оле. Очень страшная история. Повести.
- Булычев К. Приключения Алисы. Заповедник сказок. Козлик Иван Иванович.
- Велтистов Е. Миллион и один день каникул.
- Воронкова Л. Девочка из города.
- Гиваргизов А. Записки выдающегося двоечника...
- Голявкин В. Мой добрый папа. Рисунки на асфальте.
- Грэм К. Ветер в ивах (Сказка).
- Крапивин В. Та сторона, где ветер. Мушкетер и фея. Другие повести.
- Митяев А. Шестой — неполный.
- Москвина М. Рассказы и сказки.
- Прокофьева С. Ученик волшебника.
- Седов С. Сказки.
- Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных.
- Толкиен Дж. Р. Хоббит, или Туда и обратно.
- Усачев А. Прогулки по Третьяковской галерее.
- Чарская Л. Записки гимназистки.
Приложение 3
Семинар школьных библиотекарей на тему «РАБОТА ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ С СЕМЬЕЙ»
и литературно-музыкальный семейный праздник родителей с детьми младшего школьного возраста
«СЕМЬЯ ДЛЯ ДОМОВЁНКА КУЗИ»
1. Вступительное слово библиотекаря «Чтение — праздник души»
ВЕДУЩАЯ: Семья — начало всех начал, это дом, любовь и заботы, труды и радости, привычки и традиции. И здорово, если семья — читающая и книге в ней уделяется достаточно большое внимание.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой», — к такому выводу пришел талантливый педагог XX в. В.А. Сухомлинский.
С этим можно соглашаться и не соглашаться, но сегодняшняя ситуация в России характеризуется специалистами как кризис чтения, в частности, семейного чтения. Ну как не согласиться, что это так. И не случайно: мы стали меньше читать, наши дети стали меньше читать. Они могут часами сидеть за компьютером, но очень быстро устают за книгой. Специалисты говорят, что у них формируется «клиповое сознание»; его следствие — всеобщая безграмотность. Но это лишь верхушка айсберга. Страшнее то, что у ребенка, отвернувшегося от книги, черствеет душа, он теряет способность сопереживать, его внутренняя жизнь становится очень бедной.
В определенном смысле мы, то есть родители, сами виноваты в этом. Из семьи уходит культура совместного чтения. Ведь главным фактором, стимулирующим чтение детей, является именно читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда.
Первая детская книжка в руках папы, мамы, бабушки, дедушки — с этого начинается детское чтение, и именно с этого начинается Читатель.
Маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе с мамой (папой) читали сказку, вместе переживали за добрых героев, вместе тревожились, печалились, радовались, вместе наслаждались дивным звучанием родного языка, открывали красоту и смысл слов. Совместное чтение строит мощную связь между родителями и ребенком. Дай Бог, чтобы это единение развивалось и сохранялось.
(Анализ анкетирования.)
Дорогие взрослые! Не жалейте время, потраченное на чтение ребенку, отодвиньте в сторону дела, забудьте об усталости, загляните в глаза ненаглядного чада, полные любви и счастья от общения с вами, с волшебным и бескрайним миром чтения.
А школа и библиотека помогут вам в приобщении ребенка к этому волшебному миру.
2. Предлагаем вашему вниманию семейный праздник для родителей с детьми «Семья для домовёнка Кузи»
ВЕДУЩАЯ: Сегодня, дорогие наши друзья, гости, мы встретились для не совсем обычного дела: вам придется усыновить домовёнка. Домовой, по народному поверью, — сверхъестественное существо, живущее в каждом доме. Он живет, радуется и веселится, грустит и печалится вместе с вами, а бывает, что и оберегает вас. В общем, существо забавное и безобидное.
Когда ты слышишь скрипы,
Шаги над головой,
Шуршанье, кашель хриплый,
Знай — это домовой.
Он в доме самый старший,
За все несет ответ,
Ворчит на всех домашних
И дом хранит от бед.
Он в полдень отдыхает
На жарком чердаке.
А сам напоминает
Сучок на потолке.
Т. Шарыгина
Вот и у нас в библиотеке есть свой домовёнок, небольшой, молоденький. А зовут его Кузя, Кузенька, Кузька.
Но что-то загрустил наш Кузя в последнее время, говорит — скучновато ему вечерами, когда закрывается библиотека. Он очень привык к детям и их родителям. Они живут семьями, где праздники отмечают все вместе, пироги пекут, сказки читают, песни поют. Жалко нам стало Кузю, и решили мы помочь ему обрести семью. Кузенька, где ты?
(Медленно входит Кузя, он нерешителен, что-то бормочет.)
ВЕДУЩАЯ: Вот это и есть наш домовёнок Кузя. Он у нас большой ворчун, а еще немного побаивается незнакомцев.
КУЗЯ: Что надо?
ВЕДУЩАЯ: Подойди сюда Кузенька, не бойся.
КУЗЯ: А ты меня не «жваркнешь»?
ВЕДУЩАЯ: А что такое «жваркнешь»?
КУЗЯ: Ну, наподдашь, отлупишь, отдубасишь, выдерешь — все равно больно.
ВЕДУЩАЯ: Нет, Кузя, нет! Никто у нас тебя не тронет.
КУЗЯ: И за уши не оттаскаешь? А то я не люблю, когда меня за уши дергают или за волосы.
ВЕДУЩАЯ: По-моему, этого никто не любит. Как вы, ребята, считаете? (Ответы детей.) Вот, видишь, никто не любит.
КУЗЯ: Так-то оно так... (Вздыхает.) Да, видно не все про то знают... Дряпать тоже не будешь?
ВЕДУЩАЯ: А что это за слово — «дряпать»?
Кузя: Дряпать — это царапаться.
ВЕДУЩАЯ: Мы же люди, а не кошки.
Кузя: Может, и свориться не будешь?
ВЕДУЩАЯ: Ну Кузя, что не слово, то загадка. Нам пока трудно понять тебя.
КУЗЯ: (хлопает в ладоши, смеется): Ах, беда-беда, огорчение! Что ни скажешь — не по разуму, что не молвишь — все без толку. Охти мне, батюшки! Охти мне матушки! А вы, ребята, знаете, что такое «свориться»?
(Ребята пытаются отгадать значение слова «свориться» — ругаться, ссориться, дразнить. Если дети не находят ответ, Кузя подсказывает им.)
ВЕДУЩАЯ: Как, уважаемые гости, не будем обижать домовёнка? Слышишь, Кузя, никто не будет тебя обижать, наоборот — все хотят подружиться. Поэтому-то мы и решили помочь тебе. Определим тебя в семью, по которой ты скучаешь, на постоянное место жительство, чтобы тебе было хорошо, весело и спокойно.
КУЗЯ: Не знаю. Нет, наверное, нынче таких семей, где мне было бы хорошо и весело. Перевелись. Сказок детям не рассказывают, песни не поют, не играют, мало читают.
ВЕДУЩАЯ: Ошибаешься, есть. Очень веселые, добрые, заботливые. А выбрать тебе семью, самую добрую, ласковую, читающую, поможет авторитетное и неподкупное жюри. И теперь, я думаю, самое время познакомить тебя, Кузя, с семьями, которые участвуют в нашем празднике.
(Представление семей.)
ВЕДУЩАЯ: Как, Кузя, понравились тебе наши конкурсанты?
КУЗЯ: Очень понравились!
ВЕДУЩАЯ: Выбирай, к кому пойдешь жить.
КУЗЯ: Ну, нет! Так вот сразу и иди... Я лично их в первый раз вижу и еще плохо знаю.
ВЕДУЩАЯ: А давай, Кузенька, мы их испытаем! Поскольку тебя пожелали усыновить, то, видимо, все с удовольствием примут участие в тех конкурсах, которые мы предложим. Тогда и выявится достойная тебя семья.
КУЗЯ: Согласен! Очень хотелось бы познакомиться с ними поближе!
ВЕДУЩАЯ: Уважаемые претенденты на звание усыновителей домовёнка! Известно, что все подобные Кузе существа души не чают в сказках. Хочется, чтобы наш домовёнок попал в такой дом, где любят читать, умеют петь и играть. Сначала мы попробуем выяснить, какая же семья знает больше сказок.
■ Задание 1. «АУКЦИОН СКАЗОК»
Семьи по очереди вспоминают названия сказок.
ВЕДУЩАЯ: Итак, Кузя, мы выяснили, какая семья знает больше сказок. Можешь смело присоединяться к ней. Там тебе рубашечку новую сошьют и ботиночки купят.
КУЗЯ: А зачем мне это?! У меня есть. Мне и мой наряд нравится. Хочется чего-нибудь другого...
ВЕДУЩАЯ: Так что же ты хочешь?
КУЗЯ: Хотелось бы знать, где я жить буду, что мне предложат. Я вот им, к примеру, предложу свои варианты жилища, а они мне — свои. Интересно, смогут ли ребята и их родители узнать, кто в этих домиках живет?
■ Конкурс «А ТЕРЕМ ТОТ ВЫСОКИЙ, И КТО ЖЕ В НЕМ ЖИВЕТ?»
1.
...В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Г рад на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами:
Ель растет перед дворцом...
(Дворец царя Гвидона.
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»)
2. «Очутилась она во дворце, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой парчой... Все ее по-
житки и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят, раскладены и расставлены на столах зеленых малахита медного, и что в той палате много добра и скарба всякого, есть на чем посидеть-полежать, есть во что приодеться, есть во что посмотреться». (Дворец зверя лесного, чуда морского. С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».)
3. «Он жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери. Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были не настоящие — нарисованы на куске старого холста». (Жилище шарманщика Карло. А.Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
4. «В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна и ждет, когда добрый молодец на коне допрыгнет до нее и поцелует». (Царевна Несравненная красота. Русская народная сказка «Сивка-Бурка».)
5. «Вилла “Курица” — так назывался дом, окруженный садом. В комнате стояла мебель, в кухне висела утварь». (Жилище Пеппи. А. Линдгрен. «Пеппи Длинныйчулок».)
6.
«— А где я буду жить? — спросил зверек.
— Жить?.. Да хотя бы вот здесь! — директор показал на старую телефонную будку, стоявшую у входа в магазин. — Это и будет твой дом!» (Жилище Чебурашки. Э.Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».)
6. «Этот замок стоял на вершине холма. Его окружал огромный парк. У ворот парка висело объявление, на одной стороне которого было написано “Вход воспрещен”, а на другой — “Выход воспрещен”». (Замок графинь Вишен. Дж. Родари. «Приключения Чиполлино».)
8.
...И Царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой...
(Жилище семи богатырей.
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
7. «Осмотрели они дом и обрадовались. Все в доме было. И печка, и кровати, и занавесочки на окнах! И радио, и телевизор в углу. Правда, старенький. И котелки разные на кухне были, чугунные. И в огороде все было посажено. И картошка, и капуста. Только все запущено было, не прополото. А в сарае удочка была... Очень им в этом доме понравилось». (Дом дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. Э.Н. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».)
КУЗЯ: Все знают ребятишки и мамы с папами. Внимательно читают книжки, а то бы не отгадали. Ну, а сам я неприхотливый, мне бы жилище как у шарманщика Карло. Я думаю, мне уголок в доме найдется. Так ведь, ребятишки?
(Ответы детей. Семьи могут рассказать, где они определят на жительство домовенка. Кузя выслушивает, дергает за руку Ведущую.)
ВЕДУЩАЯ: Ты что-то хочешь сказать, Кузенька?
КУЗЯ: Хочу, чтобы в этом доме песни красивые пели, веселые. Люблю слушать, сам подпеваю.
ВЕДУЩАЯ: Думаю твое желание под силу конкурсантам. Следующий наш конкурс — «Музыкальная карусель». Вы выберете любую нотку, на которой написано задание. Вы должны догадаться, о какой песне идет речь, из какого она мультфильма и какая книга лежит в основе этого мультфильма, ну и конечно, спеть один куплет этой песни.
■ Конкурс «МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ»
1. Песня, которую пели два представителя жаркой Африки о том, как хорошо лежать на солнышке. («Песня Львенка и Черепахи» из мультфильма по сказке С. Козлова «Про Львенка и Черепаху».)
2. Песня о транспортном средстве голубого цвета. (Песня «Голубой вагон» мультфильма по сказке Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».)
3. Песня девочки, очень любящей свою родственницу и красный головной убор. (Песня Красной Шапочки из кинофильма по сказке Ш. Перро «Красная шапочка».)
4. Песня о представителе фауны зеленого цвета. (Песня «В траве сидел кузнечик» из мультфильма по сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».)
5. Песенка забавного существа, голова которого набита опилками. (Песенка Вини-Пуха из мультфильма по сказке А. Милна в переводе Б. Заходера «Вини-Пух и все, все, все».)
6. Песенка из мультфильма, где два представителя грызунов вели непримиримую войну с представителями семейства кошачьих. (Песенка кота Леопольда из мультфильма по сказке А. Резникова «Приключения кота Леопольда».)
ВЕДУЩАЯ: Немного передохнули... Ты еще что-то хочешь?
КУЗЯ: Да вот!.. (Кузя достает из портфеля потрепанные, рваные книги.)
ВЕДУЩАЯ: Какой ужас? Где ты их нашел?
КУЗЯ: Иду сегодня утром по школе, смотрю — книжка валяется, а потом еще... Все такие... (Вздыхает.) Жалко...
ВЕДУЩАЯ: Кузя, а давай мы ее вылечим!
КУЗЯ: Давай, а как?
■ Конкурс «ВЫЛЕЧИ КНИГУ»
ВЕДУЩАЯ: Нам помогут в этом ребята и их родители. (К залу.) Вот вам задание: вы должны «вылечить» эти книги и обернуть их, а мы с Кузей посмотрим, чья книга получится самой красивой и здоровой.
А пока семьи выполняют задание, хочется с гостями поиграть.
■ Игра со зрителями. ЗАГАДКИ
1.
Не лежалось на окошке —
Покатился по дорожке.
( «Колобок»)
2.
Муха дом себе нашла.
Муха добрая была:
В доме в том, в конце концов,
Стало множество жильцов.
( «Теремок»)
3.
По тропе, шагая бодро,
Сами ведра тащат воду.
(«По щучьему велению»)
4.
А дорога далека,
А дорога нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
( «Маша и медведь»)
5.
Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(«Лиса и журавль»)
6.
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушал ты кота —
Выглянул в окошко.
(«Петушок Золотой Гребешок»)
7.
Знайте: этого плутишку
Никому не обхитрить,
Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить.
И шпоры звенят у него на ногах.
Скажите мне, кто это?..
(«Кот в сапогах»)
8.
На лесной опушке
Сидит она в избушке.
Спокойно жить не хочет,
Царевичей морочит.
И ступа с метелкой ей дорога.
Скажите мне, кто это?..
(«Баба-яга»)
(Семьи сдают Ведущей починенные книги.)
ВЕДУЩАЯ: Посмотри, Кузя, какие аккуратные книги получились. Тебе нравятся?
КУЗЯ: Да, очень! Вот здорово!
ВЕДУЩАЯ: А я вот думаю, если они так же читают, как берегут книги, то это замечательно. Читать ведь можно по-разному. А мы сейчас посмотрим. Давайте-ка сыграем в литературную игру на сообразительность. Угадайте, о каких литературных героях идет речь!
■ Конкурс «УГАДАЙКА»
1. Это отпетые мошенники: молодая рыжая, очень льстивая особа и ее упитанный усатый спутник. Они дурачат всех, кто встречается им на пути. Одного мальчика уговорили закопать монеты в землю. (Лиса Алиса и кот Базилио из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
2. Это сказочно красивая, но очень хитрая и коварная особа совершила тяжкое преступление: она погубила двух молодых братьев, а потом добралась и до отца. (Шамаханская царица из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина.)
3. Три злоумышленницы, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма
драматические последствия: семья была разрушена, а мать с сыном и вовсе чуть не погубили. Но в конце концов правда восторжествовала, зло было побеждено. (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина.)
4. А этот бравый воин, настоящий кавалер, используя магическое средство, совершил «противоправный» поступок. При помощи волшебства юная особа высокого происхождения оказалась перенесенной во сне в комнату молодца. (Солдат из сказки Х.К. Андерсена «Огниво».)
5. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала... (Чернавка отравила молодую царевну в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.)
6. Эта маленькая юркая старуха всем старалась напакостить, обязательно сделать какую- нибудь гадость. И всегда и всюду она тащила за собой на веревочке такое же злобное, неприятное существо. (Старуха Шапокляк и серая большая крыса Лариса. Э.Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».)
КУЗЯ: Хорошо знают книги, внимательно читают. Неправ я был. А про меня ведь тоже книжка написана. Слыхали? Вот-вот, «Домовенок Кузька» называется. Вот она! (Показывает книгу.)
КУЗЯ: Да... Так что у меня еще и книжная жизнь есть. Пока библиотека открыта — я с детьми, а как закрывается, иду к друзьям на книжную полку. Кстати, друзей-то моих вы должны знать, коль берете меня в семью. Вот сейчас они вам покажутся, а вы смотрите да узнавайте! (Дети называют персонажей.)
КУЗЯ: Надо же, всех знают! Как приятно! Настроение совсем поднялось. Душа песни хорошей просит!
ВЕДУЩАЯ: Подожди, Кузенька. Песня позже будет. Мы уже много конкурсов провели, и жилище ты выбрал, и сказки слушал, и песни пели, и с друзьями ты нас познакомил. Пора тебе все- таки в семью определятся.
КУЗЯ: Как трудно! Все так хорошо все знают, умеют. Все очень добрые, приветливые, уважительные, веселые.
ВЕДУЩАЯ: Ты растерялся, Кузенька? Хорошо, жюри поможет тебе выбрать семью, а мы пока послушаем хорошую песню.
(Звучит песня)
ВЕДУЩАЯ: Что ж, пора нам узнать, к кому же отправится жить домовенок. Слово нашему уважаемому жюри...
(Жюри оглашает результаты конкурсов)
ВЕДУЩАЯ: Вот, Кузенька, твоя семья. Нравится?
КУЗЯ: Очень! Я пойду за вещичками схожу.
(Одну-две минуты звучит музыка)
ВЕДУЩАЯ: Кузя, где ты? Иди к нам. Твоя семья ждет тебя!
КУЗЯ: (из-за двери): Я тут, вместе с вами, но я же домовой, я — невидимый. Теперь у меня есть хорошая семья, и я их никогда не покину.
ВЕДУЩАЯ: Хорошо, Кузя. Счастья тебе в новой семье! Ну, а остальные участники конкурса на усыновление пусть не огорчаются. У Кузи очень много друзей — домовят, он обязательно им расскажет о вас, и они придут к вам. Ждите их в скором времени.
Дорогие наши друзья! Мы очень рады, что вы побывали в нашей семейной гостиной на литературном празднике усыновления домовенка Кузи.
Спасибо вам всем. До новых встреч в нашей семейной гостиной!