Туловьева А. В новом тысячелетии – читаем по-новому! / А. Туловьева. // Библиополе. – 2013 .– № 2. – С. 33 - 35.
Массовая работа с детьми, направленная на привлечение к книге подрастающего поколения в детской библиотеке
Детская библиотека решает сложную задачу: привлечение к книге подрастающего поколения.
Воспитать книгочея можно только через изучение литературы. А стержнем этого радостного и творческого процесса должно стать общение. Библиотекарь же в такого рода социализации становится посредником между семьёй и школой.
Убеждена, книга всё ещё остаётся основным средством интеллектуального развития личности, и фонд ДБ необходимо оценивать как важнейший информационный ресурс, ориентированный на цели и задачи современной библиотеки.
На протяжении последних лет, работая с детской художественной литературой, младший отдел обслуживания ЦДБ имени Ярослава Мудрого проводил массу мероприятий по знакомству ребятишек с лучшими произведениями русской и зарубежной классики, то есть с книгами, к которым мы привыкли. Сегодня на наших полках появились издания с необычным, креативным оформлением: книги-куклы, книги-карусели, книги-театры, с секретами и другими самыми разными устройствами, вызывающие у читателей удивление и восторг.
Наш отдел решил создать сектор «необычных» изданий и больше использовать данный литературный материал, тем самым расширяя спектр библиотечных услуг и увеличивая численность читающих детей. Так возник проект под названием «Необъятен и велик мир волшебных чудо-книг».
Работа по его реализации началась ещё 1 июля 2011 г. Были заключены договоры с потенциальными партнёрами; оформлено помещение; проведены рекламная кампания по продвижению проекта, флаер-акция «Испокон века книги растят человека» (160 писем по Ярославской области); сформирован фонд «необычных» книг (400 экземпляров); выпущен каталог (он содержит 5 разделов, в каждом из которых дан список изданий с краткими аннотациями; всего около 200 томов); разработана программа мероприятий.
Открытие книготеки состоялось 1 июня 2012 г. Участниками праздника «Чудетство» стали более 250 воспитанников ДОУ Дзержинского района г. Ярославля и их родители, а также гости города и области.
Девчонок и мальчишек вышли приветствовать ростовая кукла — весёлый Бегемотик (партнёр — гипермаркет игрушек «Бегемот») и волшебные феи. Фея Кукла пригласила гостей в удивительный мир книг-панорам, книг-театров, книг-кукол. Фея Фантазия рассказала об изданиях из серий «Интересное рядом», «Мир вокруг», «Читаем малышам». Фея Игр организовала забавные конкурсы с книгами-раскладушками, книгами с глазками, окошками, трафаретами. Фея Музыки познакомила детей с «говорящими», музыкальными изданиями. Каждое появление фей сопровождалось выступлениями гостей праздника. Неожиданным сюрпризом для присутствующих стало шоу мыльных пузырей (партнёр — фирма «ВЭЛКАМ»),
Яркое театрализованное уличное представление закончилось экскурсией, где все своими глазами увидели «чудо-книги», узнали, что виртуальная книготека открылась и в Интернете (адрес сайта: skazki-cdb.ru).
Как же попасть в «Комнату сказок»? Все помнят эти стихи: «У Лукоморья дуб зелёный, // Златая цепь на дубе том...»
А у нас на этой самой цепи написано: «Комната сказок». Вот и подсказка: в ночном звёздном небе красуется жёлтая луна. Её свет, точно волшебный фонарик, указывает на тёмное загадочное дупло. Что там? Каждый желающий может превратиться в Алису Льюиса Кэрролла и проникнуть внутрь...
Вот это да! Мы оказываемся на сказочной полянке. Так, всё понятно... А это что? Деревянная табличка на верёвочке. Читаем: «Посетите чудо-лавку!» Почему бы и нет?
Тихий, мелодичный голос колокольчика приглашает туда заглянуть. Вот она — та самая «Чудо- лавка».
На одной из полок царственно разместились её жители — книги.
И их королева — «Информационная книга». Она рассказывает об истории возникновения этой волшебной страны и о тех торжествах, которые будут проходить здесь. Знатные вельможи окружают королеву. Кто же они?
Звуковые книги — аудиокниги, музыкальные, «говорящие». Какой восторг можно испытать, когда вдруг услышишь весёлую песенку из любимого мультфильма! А сколько таких книг? Много. Здесь же можно узнать и их названия, и имена авторов, прочитать аннотацию.
Тактильные книги — разноцветные издания с рисунками, выполненными из различных материалов, которые на ощупь максимально приближены к оригиналу. Читая их, ребятишки знакомятся со сказками, животными, различной утварью, инструментами и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, малыш ассоциативно связывает их с настоящими. Некоторые объекты могут издавать звуки. Какие издательства выпускают такие книги? Ответ — в аннотациях.
Книги-игры — это специальные пазлы, издания со встроенными подвижными элементами, с объёмными конструкциями, с магнитными страничками. Читая их, ребёнок становится участником сюжета.
Книги-вырубки — их странички имеют нестандартные формы (машина, ёлка, фрукт и т. д.).
Книги-театры — издания с объёмными движущимися фигурками.
А рассмотрев всё это, можно поиграть. Гостей порадует интерактивная игра «Чудо-пряник».
Она заключается в том, что дети должны дать ответ на предложенную загадку (о сказочных персонажах известных книг). Если ответ правильный, главный герой обязательно споёт песенку, если нет — ребёнка попросят ещё раз попытаться ответить.
За июнь 2012 г. с этой игрой познакомилось 1347 удалённых пользователей.
Для школьников создан электронный продукт другого рода. Речь идёт об акции «Летнее чтение».
Ребятам предлагается для прочтения девять книг — сказки, рассказы, стихи, басни.
Потом желающим предоставляется возможность ответить на вопросы викторины, которые построены в том же порядке, что и список рекомендуемых произведений. Если читатель ответил верно, он получает диплом.
В июне 2012 г. 532 удалённых пользователя стали участниками этой акции.
Работа по данному проекту продолжается. Читателей ждут встречи с удивительными книгами, литературными героями, викторины, конкурсы, игры и многое другое. Ребятишки получат широкие возможности самостоятельно заниматься, сравнивать, а заходя в Интернет, использовать для обогащения своего кругозора любые виды ресурсов.
В нынешних условиях деятельность библиотек по распространению информации как источника новых знаний и содействие самореализации личности становятся важной социальной миссией. Выполнение этой роли имеет особое значение для ДБ, так как именно она для многих именно здесь формируются первые представления о возможностях наших учреждений, их значении, особенностях труда библиотекаря.
Детская библиотека — это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития — информация, культура и общение.