Артамошина Е. Дети и книга. Простые приемы привлечения к чтению / Е. Артамошина. // Школьная библиотека. – 2010 .– № 5. – С. 21 - 23.
Информационное пространство XXI века крайне сложное, изменчивое и крайне разнообразное. Жизнь в электронной среде требует перехода от накопления информации к созданию знания. И научить школьников превращать информацию в знания — наиболее сложная и востребованная сегодня задача образовательных учреждений, которую, несомненно, решает и школьная библиотека.
Руководство чтением, как приоритетное направление библиотечной работы, сегодня транс-формируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные книги и электронные тексты, периодические издания, а также аудио-, видео- и мультимедийные источники информации.
Наша библиотека никогда не пустует. В читальном зале учащиеся могут заниматься самообразованием, готовиться к докладам, рефератам, выступлениям по различным предметам, работать со справочной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями.
Не стоит забывать о комфортной среде библиотеки. Ведь именно от этого зависит, захочет ли ребенок прийти сюда еще раз. Мы уделяем этому большое внимание. И забота об интерьере библи-отеки — не самоцель, а уважение к личности ребенка и взрослого. Комфортная среда библиотеки — это и открытый доступ, цветы и ковер, и эстетично оформленные выставки, на которых стоят лучшие, самые красочные книги. Мы заметили, что библиотека — это не только место, куда ребята приходят за знаниями, информацией, но и любимое место общения.
Образовательная и воспитательная функция нашей библиотеки ориентирована на формирование информационно-библиографической культуры школьников, что отражено в основной цели и задачах.
Мы всегда стремится, чтобы время, проведенное в библиотеке, было интересным, умным и деятельным. Для этого используются различные формы и методы библиотечной работы:
ПРЕЗЕНТАЦИИ
Современный учебный процесс нельзя представить без использования технических средств, в том числе компьютеров, но их применение не должно быть связано только с сообщением определённых знаний.
При использовании программных продуктов мы уделяем внимание индивидуальным особенностям пользователей, их творческим способностям.
Старшеклассников интересуют поэзия, литература писателей-возвращенцев, актуальные проблемы современной жизни.
В нашей школе есть профильный социальногуманитарный класс. Это наши помощники, главные читатели и основная творческая группа. Мы подняли и пересмотрели целый пласт «возвращенной литературы», результатом этого большого труда стали уроки-презентации по творчеству В. Шаламова, А. Солженицына, М. Цветаевой, А. Ахматовой. Внутри класса были сформированы творческие группы, которые в течение года работали над созданием презентаций.
Эта работа творческая, требующая много времени, но «игра стоила свеч». Теперь в нашей школе положено начало копилки презентаций по творчеству писателей. В дальнейшем надеемся продолжить эту работу. Использование мультимедиа в проведении библиотечных мероприятий становится привычным. Большим помощником в подготовке мероприятий, презентаций, выставок является Интернет.
БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ
Информационный поиск — это не только компьютеры и не только овладение новыми техническими средствами. Ведь информационная грамотность — это умение оперировать любой информацией. Изучение нового предмета возможно на любом материале: от традиционных источников — книг, журналов, картотек — до самых необыкновенных технических новинок.
Вот почему особое значение приобретают библиотечные уроки, на которых нам, библиотекарям, предоставляется уникальная возможность научить детей грамотно оперировать полученной информацией.
Недавно мама первоклассника, она педагог нашей школы, рассказала нам небольшую историю. Она купила в магазине очень дорогую красочную книгу, ребенок увлекся ею на несколько минут, бегло просмотрел картинки и даже не стал читать. Через несколько дней была экскурсия в библиотеку. Мальчик выбрал тонкую, невзрачную библиотечную книгу. Ведь ни для кого не секрет, что школьные библиотеки в последнее время почти не получают тонких детских книг, поэтому пользуемся старыми запасами. А именно вот эту книгу ребенок прочел за один вечер от корки до корки. Нам, конечно, было очень приятно и лестно слышать об этом. Получается, важна не только красивая обложка, но и то, как была преподнесена книга.
После знакомства с библиотекой на протяжении всей начальной школы дети посещают библиотечные уроки: «Правила и умения обращения с книгой», «Структура книги», «Как работать со справочной литературой» и т.д.
Активное участие приняли четвертые классы в уроке «Информация и источники информации».
Оказывается, у всех четвероклашек есть дома компьютер, и большинство из них уже знакомы с Интернетом. Интересно, когда зашла речь о способах хранения информации, то почти во всех классах дети предлагали вариант создания отдельной папки в компьютере, и непременно закодированной.
К библиотечному уроку «Структура книги» мы подготовили презентацию. Схема урока построена таким образом, чтобы наглядно познакомить детей с элементами книги, научить ребят пользоваться аннотацией, уметь определять виды иллюстраций. Яркие, красочные примеры на слайдах привлекают внимание ребенка. Ребята не просто просматривают презентацию, но и принимают активное участие в обсуждении. В конце урока мы предлагаем разгадать ребусы, это позволяет закрепить изученный материал.
МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Чтобы первое посещение библиотеки запомнилось, для первоклашек проводим костюмированное мероприятие «Здравствуй, мир библиотек!». Литературные герои знакомят детей с библиотекой, помогают выбрать первые книжки и дарят «Памятки читателю».
Все большие массовые мероприятия мы проводим на «Неделе детской и юношеской книги». Стараемся, чтобы было охвачено как можно больше детей. Так как «Книжкина неделя» начинается в первый день после каникул, при входе в школу ребят ждет сюрприз — рекламные выставки в фойе школы.
Игру «Таежный Робинзон» мы проводим уже не впервые, кстати, советуем и вам попробовать. Это мероприятие можно провести для учащихся пятых и шестых классов. Проводя его, вы «ловите» одновременно несколько зайцев. Обращение детей к научно-популярной литературе: по географии, биологии, экологии; к художественной литературе (после мероприятия у нас сразу же расходятся все книги «Робинзон Крузо») и, конечно же, к литературе по краеведению.
Это мероприятие дети называют «вкусным», потому что один из конкурсов предполагает угадывание с завязанными глазами различных видов варенья из ягод, растущих в нашем округе. В заключение, конечно, устраивается чаепитие с тем же вареньем и продолжается обсуждение новых фактов, услышанных сегодня на конкурсе.
Познавательную игру «Интеллектуальное казино» полюбило не одно поколение старшеклассников.
Вопросы для игры можно подобрать на самые различные темы. Игра проводится по правилам телевизионной игры «Что? Где? Когда?». На столе в виде круга выкладываются номера вопросов. В середине волчок со стрелкой. Игра проходит в несколько раундов. В перерывах — интересные конкурсы со зрителями. Ребятам особенно нравится аукцион «Кот в мешке». Торг идет на настоящие деньги, а интрига заключается в том, что участники не знают, что они покупают. Среди кучи бумаг в мешке спрятана пятерка по предмету, которую должен поставить классный руководитель. Один год у нас был такой случай. Мальчик купил «кота в мешке», и когда обнаружился приз, он подарил его своей однокласснице. Несмотря на столь сложный возраст, когда трудно чем-либо удивить детей, игра захватывает и не оставляет равнодушным никого. За один стол со своими учениками садился играть даже классный руководитель.
Мероприятие «Сказочный КВН» было разработано для учащихся 3-х классов. За первое место соревновались команды «Красная Шапочка» и «Буратино». Перед проведением КВНа была проведена большая предварительная работа. К каждому конкурсу требовался наглядный материал: маски, визитки, картины-раскраски, сказочные предметы. Команды готовили домашнее задание: приветствие и инсценировку отрывка из русской сказки. Во время выполнения заданий ребятам пришлось проявить смекалку и сообразительность. За КВНщиков болели не только их одноклассники, но и их родители.
Учителя и дети (особенно в начальной школе) всегда охотно откликаются на наши предложения
и задумки, подхватывают и развивают какую-то идею мгновенно. Бывает, даже обижаются на то, почему мы провели то или иное мероприятие именно с этим классом, а не с другим. Так, например, произошло в этом году на «Книжкиной неделе». Среди третьих классов мы организовали конкурс инсценировок по творчеству Сергея Михалкова. У писателя был юбилей, да и тема благодатная, как не обратить в очередной раз внимание детей к стихам, знакомым с детства. Мы отобрали наиболее подходящие для инсценировок стихи и предложили выбрать каждому классу по три произведения. Началась активная подготовка к мероприятию. Костюмы готовили сами, помогали родители, кое-что выделил школьный танцевальный кружок. Для стихотворения «Как старик корову продавал» нашли большую мягкую игрушку, в общем, кто во что горазд. Мероприятие получилось отличное. Дети очень старались, а вы бы видели лица учителей, это гордость и радость за своих детей: «А мои-то лучше». Подобного рода конкурсы — это еще и дело чести каждого классного руководителя, здесь присутствует здорова- я нотка конкуренции. Мы предложили детям показать инсценировки всей начальной школе, выступления продлились несколько дней.
В год юбилея К.И. Чуковского ребятами с параллели четвертых классов была подготовлена театральная постановка «Сказки дедушки Корнея» для учащихся 1—2-х классов. В постановке было задействовано более 40 человек. Перед мероприятием зрителям были розданы программки (все как в настоящем театре). Все зрители были в восторге (и большие и маленькие), ведь Чуковского можно читать и слушать бесконечно.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Нельзя не сказать о нашей самой главной, пожалуй, самой незаметной, ежедневной работе. Ведь именно эта работа является основополагающей в библиотечном деле. Так же, как и все вы, мы проводим:
- беседы во время выдачи литературы;
- рекомендуем прочитать ту или иную книгу;
- подбираем необходимую литературу (по запросам) в читальном зале;
- беседуем с ребятами о прочитанной книге;
- составляем рекомендательные списки литературы;
- разрабатываем памятки;
- делаем тематические подборы литературы для старшеклассников.
КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ
Пробудить у ребенка интерес к книге, открыть ее юному читателю — одна из главных задач выставочной работы в школьной библиотеке.
Сегодня трудно представить себе жизнь без компьютера. Современная работа библиотеки с большим количеством книг и небольшим числом работников просто невозможна без компьютера и другой оргтехники. Оформление книжных выставок вот уже на протяжении нескольких лет мы делаем только с помощью компьютера. Эстетичные, со вкусом оформленные книжные выставки привлекают взгляд не только детей, но и педагогов.
За год оформляется множество выставок, персональные — к юбилеям известных писателей: «Сказки дедушки Корнея» (к 125-летию со дня рождения К.И. Чуковского), «Книги, с которыми весело» (к 100-летию Н.Н. Носова), «Все, что я лелеял и любил» (к 190-летию И.С. Тургенева), «Дядя Степа и другие» (к 95-летию С. Михалкова) и т.д.
В марте мы ежегодно оформляем книжную выставку для выпускников школы. Все материалы, представленные на выставке, востребованы — это помощь при подготовке к ЕГЭ, информация для абитуриентов, полезные советы.
Поскольку мы живем на Земле ханты и манси, то должны знать и чтить эту культуру.
В библиотеке оформлена постоянно действующая выставка «На краешке Земли». При написании рефератов читатели пользуются материалами с тематической полки «Краеведение», компакт-диском «Югория». Даже при оформлении разделителей в читальном зале у нас использован хантыйский орнамент, выглядит довольно необычно и привлекает внимание. В библиотеке также оформлены тематические папки: «Писатели Югры» и «Город Ханты- Мансийск», которые также пользуются спросом как у детей, так и у учителей при подготовке к урокам.
К Неделе права была оформлена выставка- словарь «Готовимся стать избирателями». Преподаватель урока «Обществознание» дала задание шестым классам написать свою собственную президентскую программу. Естественно, ребятам пришлось обратиться к материалам выставки. Этой же выставкой воспользовались и ученики седьмых—восьмых классов. Но у них уже была другая задача: рассказать о кандидатах в президенты России. Итог — выставка оказалась, как мы говорим, востребованной.
Внедрение нового необходимо, а сегодня — особенно. Это подтвердили и проведенные ис-следования. Дети смотрят на библиотеки, на нас, библиотекарей, с надеждой, ждут помощи в решении своих проблем. Каким будет поколение XXI века, зависит и от нас, что требует от библиотек творческого, неформального подхода.