Кунигелис Н. Развитие познавательных интересов подростков / Н. Кунигелис. // Школьная библиотека. – 2009.– № 8. – С. 73 - 79.

Работа с читателями-подростками по привлечению к чтению.

БИБЛИОТЕКА - ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР, ГДЕ ПОДРОСТКИ, ПОЗНАВАЯ МИР, ПОЗНАЮТ СЕБЯ

Особенность школьной библиотеки в том, что она сочетает образовательные и информационные функции и наиболее приближена к своему пользователю.

Основные задачи библиотеки, соответствующие избранной номинации:

  • приобщение подростков к чтению книг о путешествиях и путешественниках;
  • повышение интереса к предмету географии и к учёбе в целом;
  • обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям путём использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;
  • популяризация лучших книг по данной теме;
  • формирование у подростков-читателей навыков независимого библиотечного пользователя;
  • воспитание культурного, гражданского и патриотического самосознания, помощь в социализации подростков, развитии творческого потенциала;
  • выявление информационных потребностей и удовлетворение образовательных и индивидуальных потребностей;
  • создание комфортной библиотечной среды.

Главная цель библиотеки в соответствии с избранной номинацией — создать условия для развития интеллектуальных способностей, способствовать процессу познания через развитие творческого потенциала подростков.

Библиотека должна отвечать требованиям сегодняшнего времени, она должна быть наиболее доступна и открыта для своего читателя. Наша библиотека старается соответствовать этим требованиям, для чего:

✓        постепенно обновляется книжный фонд;

✓        полностью обновлён фонд учебников;

✓        установлен компьютер с выходом в Интернет;

✓        имеется принтер;

✓        особенностью библиотеки является то, что в этом же помещении располагается класс открытого доступа в Интернет, что позволяет предоставить учащимся все источники информации, а также предоставить возможность обучения современным методам поиска информации.

ФОРМЫ И СПОСОБЫ РАБОТЫ

С ЧИТАТЕЛЯМИ, ПРОЕКТЫ

И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРИОБЩЕНИЮ УЧАЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Формирование познавательных интересов у подростков — одна из важных задач, которую решает наша библиотека. Научно-познавательная литература является одним из источников получения разнообразных знаний, расширения познавательных интересов, расширения кругозора, средством интеллектуального и духовного обогащения.

Систематическое чтение научно-познавательной литературы способствует развитию у подростков интереса к определённой отрасли знаний, человеческой деятельности.

Ниже приведены некоторые мероприятия из плана работы библиотеки МОУ СОШ № 1 г. Светлогорска за последние годы, при подготовке к которым или в ходе их проведения учащимся приходилось обращаться к научно-познавательной литературе, знакомиться с ней, применять на деле.

№        МЕРОПРИЯТИЯ     Чит. назнач.   Год

1          Уроки ОБЗ    Начальные классы   ежегодно

2          "Почемучкины книжки" — обзор первых энциклопедий для детей   2 классы         ежегодно

3          Презентация журнала "Живописная Россия"      8,9 классы      ежегодно

4          Выставки ко всем проводимым предметным неделям  5-11 классы   ежегодно

5          "Крылья над Европой" — выставка-обзор книг о птицах к Международному дню Защиты Животных.            7-8 классы     2007

6          Анкетирование "Всемирные Дни наблюдений птиц 6-7 октября 2007 г.”     7-8 классы     2007

7          "12 апреля — День покорителей космоса"— тематическая подборка + обзор           4 классы         2007

8          "В лабиринте игр и головоломок" — тематическая подборка  6-9 классы     2008

9          Конкурс эрудитов    8 классы         2008

10        "Справочная литература" — беседа-игра с обзором книг         6 классы         2008

11        Знакомство с журналом "Юный краевед”            7,8,9 классы   2008

12        "Кругосветные путешествия Жюля Верна" — интегрированный урок внеклассного чтения        7 классы            2009

13        "Таинственный мир необитаемых островов" — книжная выставка    7-9 классы     2009

14        "Жизнь и творчество Ж. Верна" — викторина    7 классы         2009

15        В. Каверин "Два капитана" — читательская конференция       8 классы         2009

            Цикл мероприятий, проводимых в рамках юбилейной даты "Раушен — Светлогорск — 750 лет"                       

16        "Знаешь ли ты свой город?" — викторина          6 классы         2008

17        "Если бы я был(а) экскурсоводом" — конкурс на лучшую экскурсию по г. Светлогорску 1-11 классы            2008

18        "Мой любимый уголок города" — конкурс сочинений и рисунков    5-9 классы     2008

19        "Памятные литературные и сказочные места Светлогорска" — составление путеводителей         1-11 классы            2008

20        "Мы на Балтике живём": выставка-обзор книг, журналов, буклетов, фотографий ко Всемирному Дню Моря.  8,9 классы      2008

Разумеется, одному библиотекарю сложно справляться со всей работой, поэтому хочется отметить, что всегда откликаются и приходят на помощь учителя географии, информатики, истории, биологии, рисования, начальных классов, организатор внеклассной работы и др.

Одной из оригинальных форм библиотечной работы МОУ СОШ №1 г. Светлогорска, способствующей развитию творческого потенциала подростков в ходе приобщения их к чтению научно-познавательной литературы, может стать создание «Клуба юных путешественников».

«ПРОЙТИ ОТ АЛИФА ДО КАФА»

«Пройти от алифа до кафа» означает «сосчитать до ста», т.е. пройти большой путь, много узнать и пережить. Каф, кроме буквы «К» арабского алфавита,

означает ещё и мифическую гору, на которой обитают птицы Анка и Симург. В свою очередь Анка и Симург — это вещие птицы, птицы — символы. «Увидеть Симурга» — значит осуществить мечту.

Роль книг о путешествиях переоценить невозможно. Книги о путешествиях и путешественниках в нашей библиотеке представлены различными жанрами: романы, путевые заметки, письма, очерки, дневники, научно-популярная литература. Все они способны увлечь, заставить фантазировать, вызвать образы стран, городов, островов, смелых и отчаянных путешественников.

Именно в этом возрасте ребятам свойственно мечтать, у них появляются собственные взгляды и суждения, формируется чувство взрослости, они стремятся к независимости и самостоятельности. Именно поэтому им очень сложно рекомендовать что- то в плане чтения, но как раз приключения и путешествия способны вызвать интерес.

Побудительными мотивами обращения школьников к книгам о путешествиях являются, как правило, личный интерес и рекомендации учителя географии или истории. Происходит это в основном в 7 классе, когда ребята начинают изучать географию материков. Потребность читать такую литературу появляется большей частью у мальчиков, так как им присущи такие черты как любопытство, любознательность, потребность познавать что-то новое. Именно эти возрастные особенности подростков я и использую, чтобы привлечь их к чтению. Не секрет, что активность и любознательность приводят часто подростков к нежелательным явлениям в становлении и направленности их интересов: они быстро меняют свои увлечения, поддаются какому-либо влиянию, у них обычно отсутствует культура и навыки вдумчивого чтения.

Именно в этот период научно-познавательная литература может привить потребность в чтении книг вообще и даже помочь сформировать будущность подростка.

В книгах о путешествиях сочетаются основательность научных данных и доступная, увлекательная форма изложения, конкретность раскрываемых в них событий и фактов. Всё это способствует тому, что они становятся своеобразным «мостиком» от чтения только приключенческих произведений к чтению научно-познавательных, ведь их роднит острота сюжета, сложные конфликтные ситуации, борьба со стихиями, наличие в них приключений, реальных, а не вымышленных героев.

Первопроходцы и путешественники, великие открытия и опасные экспедиции, новые земли и народы — всё это ассоциируется с одним словом — география. Именно этот предмет важен для формирования познавательного интереса учащихся. Свой вклад в эту древнейшую науку внесли самые различные люди. Это и мореплаватели, такие, например, как Магеллан и Колумб, Беллинсгаузен и Лазарев, Кук и Тасман; это и английский пират Дрейк и испанские конкистадоры; русские землепроходцы Дежнёв и Хабаров; геологи Мушкетов и Обручев, ботаники, антропологи и многие, многие другие.

Всё это многообразие имён, событий, фактов способно вызвать у подростков огромный интерес. И чтобы не прошёл этот интерес, его нужно закрепить, углубить.

Положительную роль в формировании устойчивых, целенаправленных интересов подростков играют коллективные формы работы с книгой, с другими документами. Коллективная творческая деятельность воспитывает у ребят чувство ответственности, организованности, способствует укреплению дисциплины.

В настоящее время в нашей библиотеке сформировалась группа ребят, интересующихся книгами о путешествиях и путешественниках. Это мальчики, учащиеся 7-х — 8-х классов. Открытие мира у каждого происходит по-своему. Эти ребята открывают его на уроках географии. В библиотеку они стали обращаться, когда им стало недостаточно информации в рамках урока. Свою задачу я вижу в том, чтобы помочь читателю-подростку проявить себя, удовлетворить свои читательские потребности, развить творческие склонности.

Сейчас ребята собираются один раз в неделю, чтобы углубить свой интерес к полюбившемуся жанру, получить совет и помощь при выборе книг, обменяться мнениями о прочитанном. Со следующего учебного года совместно с кафедрой географии решено объединить ребят в организованную группу, возможно, перевести её в ранг «Клуба любителей путешествий» (это будет согласовано с администрацией школы), ребята предложили назвать его «Эльдорадо».

Стало традицией устраивать «круглые столы» для бесед с ребятами, возвращающимися из путешествий в «Большую Россию» (проект «Мы — россияне»). Ребята делятся своими впечатлениями, демонстрируют открытки, фотографии, альбомы, книги, привезённые из поездок. Особенно желанны на таких встречах одиннадцатиклассницы Катя Човгун и Майре Межуева.

Девочки готовятся стать журналистами, они являются корреспондентами газет «Классные новости» и «Вестник Светлогорска».

На одной из встреч девочки рассказали о пользе путевых заметок. У них накопилось много материала о поездках по «Золотому кольцу», в Москву, в Санкт-Петербург, Волгоград, Псков и др. города. Такие записи для них — своеобразный справочный материал, облегчающий припоминание каких-либо фактов, событий. Само собой получилось, что ребята, которым ещё предстоят такие поездки, получили задание делать такие записи, чтобы впоследствии воспользоваться ими.

Деятельность библиотеки с книгами о путешествиях не ограничивается работой только с определённой группой ребят. Так, совместно с учителем географии в седьмых классах был проведён урок внеклассного чтения «Кругосветные путешествия Жюля Верна». Перед библиотекарем были поставлены задачи:

✓        расширять кругозор учащихся;

✓        развивать познавательный интерес;

✓        развивать любовь к чтению;

✓        обучать работе с каталогом, с книгой.

Библиотекарем был подготовлен рассказ о том, что творчество Жюля Верна — синтез литературных произведений и географической энциклопедии.

Есть утверждение, что он первым использовал язык науки для создания художественных произведений. Его книги читает уже не одно поколение подростков, и интерес к ним сохраняется. Жюль Верн — удивительный писатель, выпускавший по три книги в год, всего их 65. Это и научно-фантастические романы, и повести, и рассказы. Ребята с удивлением узнали, что в 4 из них описаны кругосветные путешествия, в 15 — Европа, в 8 — Северная Америка, в 8 — Африка, в 5 — Азия, в 4 — Южная Америка, в 1 — Антарктида, в 4 — Арктика, в 3 — Австралия и Океания, в 7 — моря и океаны, в 4 — необитаемые острова, в 3 — межпланетное пространство.

В библиотеке накануне была оформлена книжная выставка «Таинственный мир необитаемых островов», где в том числе были представлены романы Жюля Верна, его портрет и вопросы викторины «Жизнь и творчество Жюля Верна»:

1.         Где и когда родился писатель?

2.         Какую профессию Жюль Верн получил в лицее?

3.         Сколько лет было Жюлю, когда он сбежал из дома и в какую страну?

4.         Назовите самый первый его роман.

5.         Назовите самые знаменитые произведения писателя.

6.         Сколько романов собирался написать Верн за свою жизнь?

7.         Назовите романы, в которых описываются кругосветные путешествия.

8.         Сколько фантастических проектов было у Жюля Верна?

9.         Какие предсказанные им изобретения и открытия действительно осуществились?

Ответы на викторину были даны на этом уроке. Отрадно отметить, что несколько ребят пришли в библиотеку, чтобы взять почитать произведения Жюля Верна.

В рамках фестиваля «БиблиОбраз» в апреле для учащихся 8-х классов запланирована читательская конференция по книге Вениамина Каверина «Два капитана».

Сейчас идёт подготовительная работа: оформлена тематическая выставка «Дорогие восьмиклассники! Эти книги помогут вам подготовиться к читательской конференции»; представлены информационные листки «Знаете ли вы...», например, «... что капитан Татаринов — обобщенный художественный образ двух знаменитых полярников — Седова и Брусилова, отдавших свои жизни за открытие и освоение новых путей в Ледовитом океане?».

На конференции непременно будет затронут актуальный и на сегодняшний день вопрос изучения и освоения Арктики. На уроках географии в 8 классе ребята узнают, что в Северном Ледовитом океане сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых, им объясняют важность экспедиции Седова — Брусилова. Но не все подростки сегодня чувствуют себя причастными к событиям, происходящим в стране, поэтому пример этих великих исследователей должен помочь пробудить в них любовь к Родине, ответственность за неё, ощутить на себе, что они — будущее России.

Большую помощь в подготовке и организации конференции оказывают учителя литературы.

В начале каждого учебного года в план работы библиотеки для учащихся 8-х и 9-х классов включается презентация географического журнала «Живописная Россия». Это настоящее заочное путешествие по нашей Родине.

Цель такой презентации — познакомить учащихся с полезным изданием. В 8 классе изучаются природа и население России, а в 9 классе — хозяйство и географические районы. Поэтому журнал — самый настоящий кладезь дополнительных знаний. Кроме рубрики «Землепроходцы» в нём содержится масса других интересных разделов: «Жемчужины России», «Заповедные края», «Исчезнувшие города», «Народные промыслы». Нашей библиотекой журнал выписывается с1991 года, подборка оказывает неоценимую помощь для подготовки к урокам и ученикам и учителям. Кроме географов, он интересен учителям истории и технологии.

Важно, что это издание помогает подросткам в познании России, даёт понять, в каком мире, какой стране они живут; воспитывает чувство патриотизма; прививает гордость за свою страну.

Настоящим открытием для нас в 2008 году стал научно-популярный журнал для детей и юношества «Юный краевед». Ребятам очень понравились рубрики «Самый оригинальный памятник», «Работы твоих сверстников», а также они отметили привлекательность и содержательность оформления.

Очень жаль, что библиотека не может выписывать журналы «Вокруг света» и «Гео», поэтому ребята стараются приобретать их самостоятельно.

Информационная работа — одна из важных составляющих частей библиографической работы библиотеки. В связи с тем, что сейчас библиографические указатели выпускаются в недостаточном количестве или они не доходят до школьных библиотек, нам приходится брать на себя библиографическое информирование учителей и учеников. Так, в нашей библиотеке совместно с учителями географии, истории и литературы составлен список книг о путешествиях и путешественниках. В этом списке 100 книг, которые помогут ребятам сориентироваться в выборе нужной литературы.

В данный момент, согласно этому списку, составляется библиографический указатель. Ребята принимают активное участие в его составлении.

Можно прочитать, конечно, все книги подряд, пройти путь «от алифа до кафа», то есть от А до Я, но, наверное, это тяжело, да и незачем, и если удастся прочесть какую-то часть из этого указателя, то и эти прочитанные книги помогут одолеть трудный и интересный путь познания литературы о путешествиях, много узнать и пережить, стремясь к своей мечте, потому что хорошая книга способна хотя бы частично реализовать мечту о дальних странах и островах.

Анализируя, обобщая совместную деятельность библиотеки и учителей географии, как уже говорилось выше, в следующем учебном году планируется создать клуб юных путешественников «Эльдорадо», будет разработана программа, так как для этого есть основательная почва:

— Группа ребят, проявляющих интерес к данной теме с уже выделившимися лидерами чтения, которые помогут привлечь своих сверстников в клуб.

— Примерный план работы с учётом школьной программы по географии.

Темы могут быть такие:

  • «Великие географические путешествия и открытия»,
  • «Необыкновенные путешествия, географические открытия наших дней»,
  • «Путешествия по России»,
  • «В разных землях и странах».

Цели занятий могут быть самые различные. Например, знакомство с жизнью и деятельностью одного (группы) путешественника; с историей открытия и т. д. На занятиях клуба будут проводиться обзоры, беседы и обсуждения книг, викторины, «круглые столы», просмотр видеофильмов.

В рамках деятельности клуба, опираясь на список 100 книг о путешествиях, продолжится работа по составлению библиографического указателя. Данный документ будет размещён на сервере школы, а также на школьном портале для учителей и учащихся.

ИННОВАЦИОННОСТЬ

1.         Одна из основных задач — создание электронного видеоуказателя «Путешествия и путешественники» с фрагментами из фильмов. Известно, что кино- и фотодокументы, эмоционально воздействуя на читателей, способны привлечь внимание, заинтересовать в прочтении той или иной книги, способствуют более глубокому восприятию содержания произведения. Изучив видеотеки, к составлению данного видеоуказателя приступили ребята из 9 класса — Филонов Михаил и Шереметьев Никита. В дальнейшем планируется довести его также до 100 названий.

2.         Используя возможности Интернета, библиотекарь и члены клуба общаются с подростками, находящимися на домашнем обучении или с час-

то болеющими, — для рекомендации литературы, для обсуждения прочитанной книги и т.д.

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

При условии успешной работы клуба возможна следующая деятельность:

  • Выступление на педсовете по организации внеклассной работы с темой «Первые шаги клуба юных путешественников».
  • Проведение брейн-рингов. Так как воспитательная работа в школе строится по принципу «равный — равному» и многие внеклассные мероприятия проводятся по этому принципу, то можно вывести ребят на общешкольный брейн-ринг для позиционирования опыта и для ознакомления с деятельностью клуба.
  • Открытые занятия клуба с приглашением преподавателей ВУЗов; студентов — выпускников нашей школы; родителей, чьи профессии связаны с дальними странами.
  • Экскурсии в музей Океана на научное судно «Витязь» и в АтлантНиро.
  • В конце учебного года среди учащихся 5,7,8-х классов провести конкурс на лучший реферат по теме «Великие географические открытия». Они будут собираться в течение года, для того чтобы дети видели, что их работа не прошла бесследно. Не секрет, что после зачтения они никому не нужны, а ведь самостоятельное написание реферата — это сложная, трудоёмкая, кропотливая и познавательная деятельность.
  • Проведение конкурса на лучший личный дневник путешественника.
  • Исследования жизни и деятельности путешественников.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Объединение читателей-подростков в клубы:

  • обеспечивает возможность систематического и целенаправленного руководства чтением подростков в библиотеке,
  • способствует формированию устойчивых познавательных интересов,
  • поднимает престиж чтения среди учащихся школы,
  • увеличивает число читателей и количество выданных материалов,
  • развивает интерес к определённым предметам и ведёт к улучшению знаний и оценок,
  • прививает навыки исследовательской работы с применением современных средств информации.