Кунигелис Н. Развитие познавательных интересов подростков / Н. Кунигелис. // Школьная библиотека. – 2009.– № 8. – С. 73 - 79.
Работа с читателями-подростками по привлечению к чтению.
БИБЛИОТЕКА - ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР, ГДЕ ПОДРОСТКИ, ПОЗНАВАЯ МИР, ПОЗНАЮТ СЕБЯ
Особенность школьной библиотеки в том, что она сочетает образовательные и информационные функции и наиболее приближена к своему пользователю.
Основные задачи библиотеки, соответствующие избранной номинации:
- приобщение подростков к чтению книг о путешествиях и путешественниках;
- повышение интереса к предмету географии и к учёбе в целом;
- обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям путём использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;
- популяризация лучших книг по данной теме;
- формирование у подростков-читателей навыков независимого библиотечного пользователя;
- воспитание культурного, гражданского и патриотического самосознания, помощь в социализации подростков, развитии творческого потенциала;
- выявление информационных потребностей и удовлетворение образовательных и индивидуальных потребностей;
- создание комфортной библиотечной среды.
Главная цель библиотеки в соответствии с избранной номинацией — создать условия для развития интеллектуальных способностей, способствовать процессу познания через развитие творческого потенциала подростков.
Библиотека должна отвечать требованиям сегодняшнего времени, она должна быть наиболее доступна и открыта для своего читателя. Наша библиотека старается соответствовать этим требованиям, для чего:
✓ постепенно обновляется книжный фонд;
✓ полностью обновлён фонд учебников;
✓ установлен компьютер с выходом в Интернет;
✓ имеется принтер;
✓ особенностью библиотеки является то, что в этом же помещении располагается класс открытого доступа в Интернет, что позволяет предоставить учащимся все источники информации, а также предоставить возможность обучения современным методам поиска информации.
ФОРМЫ И СПОСОБЫ РАБОТЫ
С ЧИТАТЕЛЯМИ, ПРОЕКТЫ
И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРИОБЩЕНИЮ УЧАЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Формирование познавательных интересов у подростков — одна из важных задач, которую решает наша библиотека. Научно-познавательная литература является одним из источников получения разнообразных знаний, расширения познавательных интересов, расширения кругозора, средством интеллектуального и духовного обогащения.
Систематическое чтение научно-познавательной литературы способствует развитию у подростков интереса к определённой отрасли знаний, человеческой деятельности.
Ниже приведены некоторые мероприятия из плана работы библиотеки МОУ СОШ № 1 г. Светлогорска за последние годы, при подготовке к которым или в ходе их проведения учащимся приходилось обращаться к научно-познавательной литературе, знакомиться с ней, применять на деле.
№ МЕРОПРИЯТИЯ Чит. назнач. Год
1 Уроки ОБЗ Начальные классы ежегодно
2 "Почемучкины книжки" — обзор первых энциклопедий для детей 2 классы ежегодно
3 Презентация журнала "Живописная Россия" 8,9 классы ежегодно
4 Выставки ко всем проводимым предметным неделям 5-11 классы ежегодно
5 "Крылья над Европой" — выставка-обзор книг о птицах к Международному дню Защиты Животных. 7-8 классы 2007
6 Анкетирование "Всемирные Дни наблюдений птиц 6-7 октября 2007 г.” 7-8 классы 2007
7 "12 апреля — День покорителей космоса"— тематическая подборка + обзор 4 классы 2007
8 "В лабиринте игр и головоломок" — тематическая подборка 6-9 классы 2008
9 Конкурс эрудитов 8 классы 2008
10 "Справочная литература" — беседа-игра с обзором книг 6 классы 2008
11 Знакомство с журналом "Юный краевед” 7,8,9 классы 2008
12 "Кругосветные путешествия Жюля Верна" — интегрированный урок внеклассного чтения 7 классы 2009
13 "Таинственный мир необитаемых островов" — книжная выставка 7-9 классы 2009
14 "Жизнь и творчество Ж. Верна" — викторина 7 классы 2009
15 В. Каверин "Два капитана" — читательская конференция 8 классы 2009
Цикл мероприятий, проводимых в рамках юбилейной даты "Раушен — Светлогорск — 750 лет"
16 "Знаешь ли ты свой город?" — викторина 6 классы 2008
17 "Если бы я был(а) экскурсоводом" — конкурс на лучшую экскурсию по г. Светлогорску 1-11 классы 2008
18 "Мой любимый уголок города" — конкурс сочинений и рисунков 5-9 классы 2008
19 "Памятные литературные и сказочные места Светлогорска" — составление путеводителей 1-11 классы 2008
20 "Мы на Балтике живём": выставка-обзор книг, журналов, буклетов, фотографий ко Всемирному Дню Моря. 8,9 классы 2008
Разумеется, одному библиотекарю сложно справляться со всей работой, поэтому хочется отметить, что всегда откликаются и приходят на помощь учителя географии, информатики, истории, биологии, рисования, начальных классов, организатор внеклассной работы и др.
Одной из оригинальных форм библиотечной работы МОУ СОШ №1 г. Светлогорска, способствующей развитию творческого потенциала подростков в ходе приобщения их к чтению научно-познавательной литературы, может стать создание «Клуба юных путешественников».
«ПРОЙТИ ОТ АЛИФА ДО КАФА»
«Пройти от алифа до кафа» означает «сосчитать до ста», т.е. пройти большой путь, много узнать и пережить. Каф, кроме буквы «К» арабского алфавита,
означает ещё и мифическую гору, на которой обитают птицы Анка и Симург. В свою очередь Анка и Симург — это вещие птицы, птицы — символы. «Увидеть Симурга» — значит осуществить мечту.
Роль книг о путешествиях переоценить невозможно. Книги о путешествиях и путешественниках в нашей библиотеке представлены различными жанрами: романы, путевые заметки, письма, очерки, дневники, научно-популярная литература. Все они способны увлечь, заставить фантазировать, вызвать образы стран, городов, островов, смелых и отчаянных путешественников.
Именно в этом возрасте ребятам свойственно мечтать, у них появляются собственные взгляды и суждения, формируется чувство взрослости, они стремятся к независимости и самостоятельности. Именно поэтому им очень сложно рекомендовать что- то в плане чтения, но как раз приключения и путешествия способны вызвать интерес.
Побудительными мотивами обращения школьников к книгам о путешествиях являются, как правило, личный интерес и рекомендации учителя географии или истории. Происходит это в основном в 7 классе, когда ребята начинают изучать географию материков. Потребность читать такую литературу появляется большей частью у мальчиков, так как им присущи такие черты как любопытство, любознательность, потребность познавать что-то новое. Именно эти возрастные особенности подростков я и использую, чтобы привлечь их к чтению. Не секрет, что активность и любознательность приводят часто подростков к нежелательным явлениям в становлении и направленности их интересов: они быстро меняют свои увлечения, поддаются какому-либо влиянию, у них обычно отсутствует культура и навыки вдумчивого чтения.
Именно в этот период научно-познавательная литература может привить потребность в чтении книг вообще и даже помочь сформировать будущность подростка.
В книгах о путешествиях сочетаются основательность научных данных и доступная, увлекательная форма изложения, конкретность раскрываемых в них событий и фактов. Всё это способствует тому, что они становятся своеобразным «мостиком» от чтения только приключенческих произведений к чтению научно-познавательных, ведь их роднит острота сюжета, сложные конфликтные ситуации, борьба со стихиями, наличие в них приключений, реальных, а не вымышленных героев.
Первопроходцы и путешественники, великие открытия и опасные экспедиции, новые земли и народы — всё это ассоциируется с одним словом — география. Именно этот предмет важен для формирования познавательного интереса учащихся. Свой вклад в эту древнейшую науку внесли самые различные люди. Это и мореплаватели, такие, например, как Магеллан и Колумб, Беллинсгаузен и Лазарев, Кук и Тасман; это и английский пират Дрейк и испанские конкистадоры; русские землепроходцы Дежнёв и Хабаров; геологи Мушкетов и Обручев, ботаники, антропологи и многие, многие другие.
Всё это многообразие имён, событий, фактов способно вызвать у подростков огромный интерес. И чтобы не прошёл этот интерес, его нужно закрепить, углубить.
Положительную роль в формировании устойчивых, целенаправленных интересов подростков играют коллективные формы работы с книгой, с другими документами. Коллективная творческая деятельность воспитывает у ребят чувство ответственности, организованности, способствует укреплению дисциплины.
В настоящее время в нашей библиотеке сформировалась группа ребят, интересующихся книгами о путешествиях и путешественниках. Это мальчики, учащиеся 7-х — 8-х классов. Открытие мира у каждого происходит по-своему. Эти ребята открывают его на уроках географии. В библиотеку они стали обращаться, когда им стало недостаточно информации в рамках урока. Свою задачу я вижу в том, чтобы помочь читателю-подростку проявить себя, удовлетворить свои читательские потребности, развить творческие склонности.
Сейчас ребята собираются один раз в неделю, чтобы углубить свой интерес к полюбившемуся жанру, получить совет и помощь при выборе книг, обменяться мнениями о прочитанном. Со следующего учебного года совместно с кафедрой географии решено объединить ребят в организованную группу, возможно, перевести её в ранг «Клуба любителей путешествий» (это будет согласовано с администрацией школы), ребята предложили назвать его «Эльдорадо».
Стало традицией устраивать «круглые столы» для бесед с ребятами, возвращающимися из путешествий в «Большую Россию» (проект «Мы — россияне»). Ребята делятся своими впечатлениями, демонстрируют открытки, фотографии, альбомы, книги, привезённые из поездок. Особенно желанны на таких встречах одиннадцатиклассницы Катя Човгун и Майре Межуева.
Девочки готовятся стать журналистами, они являются корреспондентами газет «Классные новости» и «Вестник Светлогорска».
На одной из встреч девочки рассказали о пользе путевых заметок. У них накопилось много материала о поездках по «Золотому кольцу», в Москву, в Санкт-Петербург, Волгоград, Псков и др. города. Такие записи для них — своеобразный справочный материал, облегчающий припоминание каких-либо фактов, событий. Само собой получилось, что ребята, которым ещё предстоят такие поездки, получили задание делать такие записи, чтобы впоследствии воспользоваться ими.
Деятельность библиотеки с книгами о путешествиях не ограничивается работой только с определённой группой ребят. Так, совместно с учителем географии в седьмых классах был проведён урок внеклассного чтения «Кругосветные путешествия Жюля Верна». Перед библиотекарем были поставлены задачи:
✓ расширять кругозор учащихся;
✓ развивать познавательный интерес;
✓ развивать любовь к чтению;
✓ обучать работе с каталогом, с книгой.
Библиотекарем был подготовлен рассказ о том, что творчество Жюля Верна — синтез литературных произведений и географической энциклопедии.
Есть утверждение, что он первым использовал язык науки для создания художественных произведений. Его книги читает уже не одно поколение подростков, и интерес к ним сохраняется. Жюль Верн — удивительный писатель, выпускавший по три книги в год, всего их 65. Это и научно-фантастические романы, и повести, и рассказы. Ребята с удивлением узнали, что в 4 из них описаны кругосветные путешествия, в 15 — Европа, в 8 — Северная Америка, в 8 — Африка, в 5 — Азия, в 4 — Южная Америка, в 1 — Антарктида, в 4 — Арктика, в 3 — Австралия и Океания, в 7 — моря и океаны, в 4 — необитаемые острова, в 3 — межпланетное пространство.
В библиотеке накануне была оформлена книжная выставка «Таинственный мир необитаемых островов», где в том числе были представлены романы Жюля Верна, его портрет и вопросы викторины «Жизнь и творчество Жюля Верна»:
1. Где и когда родился писатель?
2. Какую профессию Жюль Верн получил в лицее?
3. Сколько лет было Жюлю, когда он сбежал из дома и в какую страну?
4. Назовите самый первый его роман.
5. Назовите самые знаменитые произведения писателя.
6. Сколько романов собирался написать Верн за свою жизнь?
7. Назовите романы, в которых описываются кругосветные путешествия.
8. Сколько фантастических проектов было у Жюля Верна?
9. Какие предсказанные им изобретения и открытия действительно осуществились?
Ответы на викторину были даны на этом уроке. Отрадно отметить, что несколько ребят пришли в библиотеку, чтобы взять почитать произведения Жюля Верна.
В рамках фестиваля «БиблиОбраз» в апреле для учащихся 8-х классов запланирована читательская конференция по книге Вениамина Каверина «Два капитана».
Сейчас идёт подготовительная работа: оформлена тематическая выставка «Дорогие восьмиклассники! Эти книги помогут вам подготовиться к читательской конференции»; представлены информационные листки «Знаете ли вы...», например, «... что капитан Татаринов — обобщенный художественный образ двух знаменитых полярников — Седова и Брусилова, отдавших свои жизни за открытие и освоение новых путей в Ледовитом океане?».
На конференции непременно будет затронут актуальный и на сегодняшний день вопрос изучения и освоения Арктики. На уроках географии в 8 классе ребята узнают, что в Северном Ледовитом океане сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых, им объясняют важность экспедиции Седова — Брусилова. Но не все подростки сегодня чувствуют себя причастными к событиям, происходящим в стране, поэтому пример этих великих исследователей должен помочь пробудить в них любовь к Родине, ответственность за неё, ощутить на себе, что они — будущее России.
Большую помощь в подготовке и организации конференции оказывают учителя литературы.
В начале каждого учебного года в план работы библиотеки для учащихся 8-х и 9-х классов включается презентация географического журнала «Живописная Россия». Это настоящее заочное путешествие по нашей Родине.
Цель такой презентации — познакомить учащихся с полезным изданием. В 8 классе изучаются природа и население России, а в 9 классе — хозяйство и географические районы. Поэтому журнал — самый настоящий кладезь дополнительных знаний. Кроме рубрики «Землепроходцы» в нём содержится масса других интересных разделов: «Жемчужины России», «Заповедные края», «Исчезнувшие города», «Народные промыслы». Нашей библиотекой журнал выписывается с1991 года, подборка оказывает неоценимую помощь для подготовки к урокам и ученикам и учителям. Кроме географов, он интересен учителям истории и технологии.
Важно, что это издание помогает подросткам в познании России, даёт понять, в каком мире, какой стране они живут; воспитывает чувство патриотизма; прививает гордость за свою страну.
Настоящим открытием для нас в 2008 году стал научно-популярный журнал для детей и юношества «Юный краевед». Ребятам очень понравились рубрики «Самый оригинальный памятник», «Работы твоих сверстников», а также они отметили привлекательность и содержательность оформления.
Очень жаль, что библиотека не может выписывать журналы «Вокруг света» и «Гео», поэтому ребята стараются приобретать их самостоятельно.
Информационная работа — одна из важных составляющих частей библиографической работы библиотеки. В связи с тем, что сейчас библиографические указатели выпускаются в недостаточном количестве или они не доходят до школьных библиотек, нам приходится брать на себя библиографическое информирование учителей и учеников. Так, в нашей библиотеке совместно с учителями географии, истории и литературы составлен список книг о путешествиях и путешественниках. В этом списке 100 книг, которые помогут ребятам сориентироваться в выборе нужной литературы.
В данный момент, согласно этому списку, составляется библиографический указатель. Ребята принимают активное участие в его составлении.
Можно прочитать, конечно, все книги подряд, пройти путь «от алифа до кафа», то есть от А до Я, но, наверное, это тяжело, да и незачем, и если удастся прочесть какую-то часть из этого указателя, то и эти прочитанные книги помогут одолеть трудный и интересный путь познания литературы о путешествиях, много узнать и пережить, стремясь к своей мечте, потому что хорошая книга способна хотя бы частично реализовать мечту о дальних странах и островах.
Анализируя, обобщая совместную деятельность библиотеки и учителей географии, как уже говорилось выше, в следующем учебном году планируется создать клуб юных путешественников «Эльдорадо», будет разработана программа, так как для этого есть основательная почва:
— Группа ребят, проявляющих интерес к данной теме с уже выделившимися лидерами чтения, которые помогут привлечь своих сверстников в клуб.
— Примерный план работы с учётом школьной программы по географии.
Темы могут быть такие:
- «Великие географические путешествия и открытия»,
- «Необыкновенные путешествия, географические открытия наших дней»,
- «Путешествия по России»,
- «В разных землях и странах».
Цели занятий могут быть самые различные. Например, знакомство с жизнью и деятельностью одного (группы) путешественника; с историей открытия и т. д. На занятиях клуба будут проводиться обзоры, беседы и обсуждения книг, викторины, «круглые столы», просмотр видеофильмов.
В рамках деятельности клуба, опираясь на список 100 книг о путешествиях, продолжится работа по составлению библиографического указателя. Данный документ будет размещён на сервере школы, а также на школьном портале для учителей и учащихся.
ИННОВАЦИОННОСТЬ
1. Одна из основных задач — создание электронного видеоуказателя «Путешествия и путешественники» с фрагментами из фильмов. Известно, что кино- и фотодокументы, эмоционально воздействуя на читателей, способны привлечь внимание, заинтересовать в прочтении той или иной книги, способствуют более глубокому восприятию содержания произведения. Изучив видеотеки, к составлению данного видеоуказателя приступили ребята из 9 класса — Филонов Михаил и Шереметьев Никита. В дальнейшем планируется довести его также до 100 названий.
2. Используя возможности Интернета, библиотекарь и члены клуба общаются с подростками, находящимися на домашнем обучении или с час-
то болеющими, — для рекомендации литературы, для обсуждения прочитанной книги и т.д.
ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ
При условии успешной работы клуба возможна следующая деятельность:
- Выступление на педсовете по организации внеклассной работы с темой «Первые шаги клуба юных путешественников».
- Проведение брейн-рингов. Так как воспитательная работа в школе строится по принципу «равный — равному» и многие внеклассные мероприятия проводятся по этому принципу, то можно вывести ребят на общешкольный брейн-ринг для позиционирования опыта и для ознакомления с деятельностью клуба.
- Открытые занятия клуба с приглашением преподавателей ВУЗов; студентов — выпускников нашей школы; родителей, чьи профессии связаны с дальними странами.
- Экскурсии в музей Океана на научное судно «Витязь» и в АтлантНиро.
- В конце учебного года среди учащихся 5,7,8-х классов провести конкурс на лучший реферат по теме «Великие географические открытия». Они будут собираться в течение года, для того чтобы дети видели, что их работа не прошла бесследно. Не секрет, что после зачтения они никому не нужны, а ведь самостоятельное написание реферата — это сложная, трудоёмкая, кропотливая и познавательная деятельность.
- Проведение конкурса на лучший личный дневник путешественника.
- Исследования жизни и деятельности путешественников.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Объединение читателей-подростков в клубы:
- обеспечивает возможность систематического и целенаправленного руководства чтением подростков в библиотеке,
- способствует формированию устойчивых познавательных интересов,
- поднимает престиж чтения среди учащихся школы,
- увеличивает число читателей и количество выданных материалов,
- развивает интерес к определённым предметам и ведёт к улучшению знаний и оценок,
- прививает навыки исследовательской работы с применением современных средств информации.