Макарова Е. Зацепило : размышления организатора конкурса игр / Е. Макарова // Библиотека в школе. – 2012. – № 10. – С. 41-42.

Всем известно, что заставлять детей читать нельзя. Надо создавать условия, чтобы детям захотелось книгу открыть, а возможно, и почитать. На создание таких, условий и направлен очередной конкурс «БШ» – конкурс идей и эскизов настольных и компьютерных игр по литературным произведениям. Задача – в нестандартной и интересной форме привлечь внимание подростков к книге, библиотеке, чтению.

Нашей школе он пришёлся кик нельзя кстати. Мы давно думали, как привлечь к чтению детей, не навредив. Думали о чрезмерном увлечении современных подростков компьютером и о том, что же может стать ему альтернативой. Ещё год назад мы сделали пробный ход. Провели школьную олимпиаду настольных игр (на первых порах для учащихся 5-б-х классов). Организаторами стали школьный психолог (он же учитель ИЗО) и школьная библиотека. Цель была одна – показать детям, что помимо компьютерных есть целый мир настольных игр. И что, играя в них, можно не только развлекаться, но и интересно и с пользой проводить время, реализовывать свои творческие возможности. Если мероприятие посвящено настольным играм, то логично в них играть, а ещё лучше – самим их создавать. Вот и было предложено нашим школьникам создать собственные настольные игры по любым темам и воплотить в жизнь свои проекты. Ребятам предложение понравилось, фантазии цвели и реализовывались. Во время олимпиады народ играл в собственные самодельные настольные игры. А когда «БШ» объявила конкурс настольных игр, мы только обрадовались, потому что наш проект получил дальнейшее развитие, стал конкретнее. Теперь ребятам пало было подготовить игру по литературному произведению или создать игру-путешествие по библиотеке. Получив такое задание, мы просто продолжили уже начатое дело, но на новом уровне, на следующей ступеньке.

К работе теперь подключились учащиеся не только 5-6-х, но и 7-8-х классов. Организаторы остались прежние. Библиотека вела рекламную кампанию – рассказывала о конкурсе «БШ», его условиях, «завлекала» перспективами (детей ведь надо чем-то «зацепить», увлечь, им же «просто так» неинтересно). Библиотека проводила с потенциальными разработчиками беседы о книгах, играх, о том, кто что читает и во что и на чём играет. Такие вот серьёзные разговоры, требующие прямо-таки небиблиотечной подготовки.

Оговорюсь сразу: в конкурсе участвовали только те, кто сам захотел. Никого не заставляли, но создавали среду, условия для возникновения интереса к данному делу. Участники сами выбирали тему, книгу и самостоятельно выполняли все разработки.

Разброс читательских предпочтений оказался таков: от комиксов и манг до «Волшебника Изумрудного города», крайне популярной сейчас «Алисы в Стране чудес», всенародного любимца Гарри Поттера, различных народных сказок, рассказов о Шерлоке Холмсе и так далее. Причём обращались не только к художественной литературе, но и к научно-познавательной тоже.

Порадовала творческая изобретательность наших умельцев. Они придумывали, рисовали, резали-клеили. Использовали технику аппликации и коллажа. Игровые поля, кубики и фишки мы получили самые разнообразные! Кубики различных размеров (от мала до велика) клеили и разрисовывали вручную. Среди фишек у нас имеются: натуральные ракушки (для игр с морской тематикой), чьи-то лапы огромных размеров (для фантастики), звёзды, лягушки, самодельные снеговики, снегурочки и разное лесное зверьё для народных сказок, и так далее, и в том же духе.

Дети продемонстрировали умение пользоваться современной техникой. Что-то копировали, сканировали, составляли коллажи, используя компьютер и возможности его «фотошопа». Всё в дело пошло. Опять же - повод для освоения компьютерных технологии в учебно-познавательных целях.

Конкурс «БШ» дал его участникам опыт (кому-то, возможно, первый) проектной деятельности. Ведь конкурсное задание – это своеобразная заявка на учебный проект по любому предмету. В зависимости от выбранной книги проекты могли быть по литературе, естествознанию, астрономии с физикой, истории. Неплохой набор.

Старшие ученики создавали настольные игры для своих младших братьев и сестёр, которых хотели познакомить с любимой книгой. Увлеклись не только дети, к ним присоединилось и старшее поколение, которое заинтересовалось необычным делом. В результате мы получили единение разных семейных поколений с помощью общего интересного всем дела. Внуки и деды с увлечением трудились и решали творческие проблемы вместе.

А кто-то шёл упрошенным путём. За основу бралась известная игра «Монополия», и к ней подставлялся свой материал. Получалась своеобразная литературная монополия. Возможно, и такой вариант имеет право быть. Думаю, здесь у разработчиков возникли трудности с фантазией (её, к сожалению, попытались заменить готовыми штампами). Но ведь без чтения книг, собственных каких-то творческих придумок фантазия не «тренируется» и не развивается. Она чахнет без дела. Именно развитию творческой активности и её реализации способствовал конкурс, организованный «БШ».

Работа была выстроена таким образом, что в 5-6-х классах мы подвели итоги перед самым Новым годом, что само по себе стало праздником в ярком оформлении. Было весело и радостно, ребята получали призы и поощрения, «прозвучал» и соревновательный момент: а кто же лучший? Состоялся праздник для ребят, напрямую связанный с библиотекой. И положительные ассоциации тоже относились к ней. Не случайно, когда школьная библиотека объявляет очередной конкурс и приглашает принять участие в нём, ребята соглашаются. Дети знают, что их ожидает масса положительных эмоций, даже если наши ученики ничего не выиграют в большом конкурсе, то в наших силах подвести итоги школьного этапа и поощрить победителей и участников.

Однако главное требование «БШ» – создать игру-путешествие, а не викторину – оказалось для нас трудновыполнимым. Большинство наших игр представляют собой именно викторину. Это проще для разработчиков и понятнее. Что ж, пусть такой вариант станет для нас пробным. Сначала так, а потом освоим и другой вариант, потруднее, и разработаем игру-путешествие, как«БШ» заказывала. Думаю, данный конкурс будет иметь практические последствия. Ведь школьная библиотека способна проводить подобные конкурсы ежегодно, она может создавать разные варианты конкурса, соединять их с другими формами, разбивать на несколько этапов и развивать идею не за «раз», а на счёт «раз-два-три». За это время библиотека вместе со своими читателями освоит и новую увлекательную форму деятельности, и её варианты, которые будут работать на пользу школьной библиотеке и читателям.

Подобная библиотечная деятельность способствует созданию положительного образа школьной библиотеки и пропаганде книги – в нестандартной интересной форме. Помогает библиотеке не в обозе плестись, а быть достойныи соратником и помощником учителя. Например, помогает учащимся реализовать свой творческий потенциал и осваивать в игровой форме различные методы проектной деятельности (умение работать в группе, отбирать и группировать материал, представлять его публике и т.д.).

А ещё благодаря конкурсу наши читатели смогли взглянуть на книгу и библиотеку под нестандартным углом зрения. Надеюсь, что увидели они что-то хорошее.