Рахманина А. У книжек нет каникул : Сценарий презентации программы летних чтений / А. Рахманина. // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003 .– № 3. – С. 17-21.
Сценарий презентации летней программы чтения
Действующие лица
СКОМОРОХИ (трое), ВЕДУЩИЙ, ЧТЕЦЫ (трое), ЛЕТО, КОЛОБОК, БАБА-ЯГА, УТЕНОК, НИФ-НИФ, НАФ-НАФ, НУФ-НУФ, ВОЛК, КУЗЯ, КАРЛСОН, СТАРИК ХОТТАБЫЧ, КЛОУНЫ (двое), БИБЛИОТЕКАРЬ, выбор исполнителей — на усмотрение организаторов.
Оформление: Зал празднично украшен цветами, гирляндами, шарами. Слева и справа плакаты с пословицами о книге и чтении. Под плакатами девиз конкурса (он же на буклетах): “Девчонки и мальчишки! Читайте летом книжки!” Из цветной бумаги вырезаны и прикреплены буквы, составляющие название праздника. Стена справа украшена иллюстрациями детских книг. Вдоль стены надпись: “Книжная премудрость подобна солнечной светлости”. В центре этой стены — макет книги с высказываниями о пользе чтения, а также отрывной календарь с двумя листами (надпись на 1-м листе — “31 мая", на 2-м листе — “Каникулы! Каникулы! Каникулы!”). Оформлена книжная выставка.
Звучит лирическая музыка. Выходят Скоморохи.
СКОМОРОХ (1): Внимание! Внимание! Внимание!
СКОМОРОХ (2): Спешите! Спешите! Спешите!
СКОМОРОХ (3): Только у нас и только для вас!
СКОМОРОХ (1): Только одно представление.
СКОМОРОХ (2): Шоу-праздник.
ВСЕ (вместе): У книжек нет каникул!
СКОМОРОХ (3):Поспешите, детвора! Праздник начинать пора!
СКОМОРОХ (1): Громче бейте в барабаны,
Распахните настежь дверь.
Лето книжное на праздник
Приглашает всех друзей!
Скоморохи уходят. Музыка звучит громче. Ведущий подходит к календарю и отрывает листок "31 мая". Музыка стихает.
ВЕДУЩИЙ:
Последний листок календарный сброшен,
Ликует кругом детвора!
Для наших девчонок,
Мальчишек хороших
Приходит каникул пора!
Выходят Чтецы.
ЧТЕЦ (1):
Каникулы, каникулы,
Летние каникулы,
Летние каникулы — Чудесная пора!
Прекрасные каникулы,
Веселые каникулы.
Так долго-долго жданные...
Вы — самые желанные,
Вы — самые любимые,
Вы — очень даже... самые...
Ах! Как вы хороши!
ЧТЕЦ (2):
Лето солнышком вкатилось,
Засияло, засветилось
Вишнями, ромашками,
Лютиками, кашками.
Лето! Лето! Лето! Лето!
В краски яркие одето!
ЧТЕЦ (3):
Хорошо, что снова лето,
Снова солнце высоко,
Что вода в пруду нагрета,
Как парное молоко!
ЧТЕЦ (1):
Лето! Лето! Лето! Лето!
Это много-много света.
Это поле, это лес,
Это тысяча чудес!
Это в небе облака,
Это быстрая река,
Это яркие цветы,
Это синь высоты,
Это в мире сто дорог
Для ребячих ног!
ЧТЕЦ (2):
Лето! Лето! Лето! Лето!
Будет много песен спето.
Дождь не страшен, и жара.
Здравствуй, солнечное лето!
Здравствуй, звонкая пора!
Выходит "Трио несравненных Аленушек", и они исполняют танец-шутку, под музыку на слова песни "Ах, лето!"
ЧТЕЦ (3):
Лето славное на праздник
Заглянуть и к нам спешит.
На велосипеде в зал въезжает
Лето, по кругу объезжает и под музыку П. И. Чайковского из "Времен года" вступает на "зеленый ковер".
ЛЕТО: Вот и снова черед мой настал. Знаю, что все вы любите меня, ждете. Потому что я приношу много солнца, тепла, цветов. Птицы поют. Лягушки квакают. А ягод сколько?! А раздолья?! И я с нетерпением жду этой встречи с вами. Есть еще одна причина, по которой вы ждете меня.
Лето! Лето! Лето! Лето!
Никаких уроков нету!
Сколько хочешь отдыхай!
Всем дана команда "вольно",
Ждет на поле мяч футбольный, Забивай!
ЧТЕЦ (2):
Никаких заданий на дом,
Речка рядом, роща рядом
Там и тут,
Ну, а парта у окошка
И звонок пускай немножко Подождут.
ЛЕТО: Конечно же, ребята, подождут и парта, и звонок. А сейчас у вас впереди столько заманчивых дорог!
Сколько походов, экскурсий, сборов!
Сколько веселых живых разговоров!
Сколько костров, чудесных затей —
Ты обязательно всюду поспей!
Входит Колобок.
КОЛОБОК: ОЙ, ОЙ, ОЙ! ЧТО ВЫ такое говорите?! Какие костры!!! Какие походы!!! Какие затеи?! А какже книги?! Неужели ребята должны забыть своих самых верных, самых надежных друзей и расстаться с ними на все лето?!
ЛЕТО; Конечно, они весь год трудились. Теперь пусть отдыхают.
КОЛОБОК: Ну нет, так дело не пойдет. Я ушел из сказки в надежде пригласить ребят в путешествие по стране Читалии. Правда, ребята? (Ответ.) Ну раз так, позвольте представиться. Я — Колобок, но колобок не обыкновенный, а литературный. Путешествую по книгам вот уже несколько лет. И вас приглашаю.
Появляется Баба-яга.
БАБА-ЯГА: Ишь чего захотели! Вы меня, хозяйку, спросили? Я, между прочим, в стране той, в Читалии вашей, — самая главная! Ясно?! Могу вас и не пустить.
КОЛОБОК: Не слушайте ее, ребята. Никакая она не главная.
БАБА-ЯГА: А это мы сейчас посмотрим. Вот расстрою все твое путешествие и не видать тебе страны твоей Читалии, как своих ушей, понял? Вот, погоди, я сейчас вернусь и тогда увидишь.
КОЛОБОК: Ничего у нее не получится. Вот, смотрите, что у меня! Цветок! Да не простой, а волшебный. Помните, в одной сказке девочка говорила заветные слова, отрывала лепесток, загадывала желание и... попадала в другой мир. Давайте и мы с вами скажем эти слова и отправимся на остров Сказок. Хотите? Тогда повторяйте за мной: "Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по- моему велит". (Отрывает лепесток.) Вели, чтобы мы попали на остров Сказок.
Звучит музыка из сборника пластинок “Сказка за сказкой". На сцену выносятся пальмы.
КОЛОБОК:
Долгожданный час настал.
Корабль к острову пристал.
Все герои книг любимых
С шуткой, песней, в пантомимах
Здесь появятся пред вами.
Выходит Утенок.
УТЕНОК: Здравствуйте, ребята! Мы, сказочные герои, рады приветствовать всех вас на нашем чудесном острове Сказок, в стране Читалии. А вы меня узнали?! Помните, в одной сказке я долго-долго не появлялся на свет, а когда появился — никто не желал со мною общаться, так как я был очень-очень некрасивый. А потом, потом я превращусь в прекрасного лебедя. Ну, кто же я?! (Дети узнают в нем Гадкого Утенка.) А теперь, дорогие друзья, я приглашаю вас со мной потанцевать.
Исполняется "Танец Утят", по окончании которого к детям выбегают герои сказки "Три поросенка".
НИФ-НИФ: А вот и мы!!! Мы — три веселых дружных братца! Мы всегда веселимся и поем свою чудесную песенку.
НАФ-НАФ: Вы, конечно же, узнали нас?! Узнали? А как нас зовут, помните?! Ну-ка, скажите! (Дети отвечают.)
НУФ-НУФ: Правильно. А теперь вы должны отгадать, кто живет в нашем сказочном замке. Из каких они
сказок...
Колотил да колотил
По тарелке носом —
Ничего не проглотил —
И остался с носом...
(Журавль.)
НАФ-НАФ: Знаете, кто это?! (Дети отвечают.) А теперь послушайте:
Красная девица грустна:
ей не нравится весна,
ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
Кто она, ребята?
(Снегурочка.)
НУФ-НУФ:
А дорога далека,
А корзинка не легка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок,
О ком это?
(Медведь.)
НИФ-НИФ: В нашем замке живет и вот этот герой. Кто он?
Скачет лошадь непростая —
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит,
Есть у лошади сынок —
Удивительный конек.
НАФ-НАФ: Догадались, кто он?
Конечно, Горбунок.
А вот этого героя знаете?!
Фруктово-огородная страна —
В одной из книжек-сказок
есть она,
А в ней герой-мальчишка
овощной, —
Он храбрый, справедливый, озорной.
Скажите же скорее, кто же он?!
(Чиполлино.)
НУФ-НУФ:
Что за зверь гуляет в сказке,
Ус топорщит, щурит глазки,
В шляпе, с саблею в руках
И в огромных сапогах.
(Кот в сапогах.)
НУФ-НУФ: Молодцы, ребята! А теперь скажите нам, какую песенку мы пели в своей сказке. Давайте споем ее все вместе. (Поют.) Нам не страшен серый волк.
Появляется Волк.
ВОЛК: Что я слышу? Это кому не страшен волк?
ПОРОСЯТА (вместе): Бежим!
ВОЛК: Вот всегда так. В этой сказке я никак не могу их поймать. И теперь убежали. Ребята, я все-таки побегу за ними вслед, вдруг догоню. (Убегает.)
КОЛОБОК: Будем надеяться, что с поросятами ничего страшного не случится. А я вам тоже хочу загадку загадать. Ну-ка, скажите про кого она?
Не лежалось на окошке — Покатился по дорожке.
(Колобок.)
Конечно же, конечно же, про меня. И я хочу вам предложить поиграть.
Дети становятся в круг и передают по кругу мяч. Тот, у кого при остановке музыки в руках остался мяч, выходит в центр.
Приходите к нам на праздник
В конце игры входит Кузя.
КУЗЯ: Ну вот, наконец-то до меня очередь дошла. А я уж думал — не дождусь вас, пока вы тут резвитесь- веселитесь. Я вам тоже кое-что припас. В моем волшебном сундучке лежат рисунки, а нарисовал их Незнайка. Но он, как всегда, все перепутал. Две сказки смешал в один рисунок. Ну-ка, посмотрите и скажите мне поскорей: какие же сказки "спрятались" здесь? (Звучит музыка.)
КУЗЯ:
Сундучок, сундучок
Позолоченный бочок,
Расписная крышка Медная задвижка!
Раз, два, три, четыре, пять!
Буду викторину начинать!
Кузя достает из сундучка рисунки, в их числе портрет Карлсона.
КАРЛСОН: А вот и я! Привет, привет всем вам, друзья! Спокойствие, только спокойствие. Чего загалдели? Варенья захотели? (Ест варенье.) А вы того, этого... ну, спойте мне, а лучшего певца я вареньем угощу. Ну вот, хотя бы, песню.. как ее там. Ну, ее все знают... А вот, вспомнил! "Жили у бабушки". Споете?! (Дети запевают первую строчку песни.) 0-ох-ох!!! Обрадовались! На русском все смогут. Вы мне на японском, на японском спойте. Что? Не знаете японского? Да это проще простого. Все гласные буквы заменяйте буквой "Я". Вот так: (Напевает.) Ну, теперь вы. Начинайте. А я вот тут приземлюсь (садится на пол), вареньем подкреплюсь да вас послушаю. (Дети поют 1-й куплет песни "по-японски"). Что?! Уже спели? Быстро вы, однако. А теперь, на французском спойте. Так уж и быть, я с вами спою. (Поют, заменяя все гласные буквой "Ю".) Ну! Кто же самый лучший специалист по пению? Кто?! Ты? А может, ты? (Обращается к ребятам.) Или ты? Нет. Самый лучший специалист по пению — это Карлсон, который живет на крыше, так всем и скажите. А раз я — самый лучший специалист по пению, значит и варенье все мое. (Облизывает ложку и уходит.)
КОЛОБОК: Ребята, не расстраивайтесь. У нас для вас тоже приготовлены призы. А находятся они вот в этом ларчике. Только открыть мы сможем в конце лета. И получат призы эти только те ребята, которые выполнят все наши задания, прочтут за лето не менее 30 книг, посетят интеллектуальные поединки, которые будут для вас проходить в библиотеке.
БАБА-ЯГА: Кошмар! Кошмар! Какие задания?! Какие книги?! Летом?! Когда вокруг столько развлечений, например на пляже целый день загорать. Надо все книги в море побросать, пусть рыбы их читают. Правда, ребята?!
КОЛОБОК: Подожди, подожди, да ведь ты сама литературная героиня, из книг к нам пришла.
БАБА-ЯГА: Пришла. Ну и что? Про себя бы я книги не выбросила. А про тебя, да про Карлсона твоего, да вот про них (указывает на Кузю), да про какого-там Незнайку выбросила бы и никаких гвоздей. Ну, где они ваши книги? (Замечает выставку.) Ага. Вот они. (Направляется к выставке.)
КОЛОБОК: Ребята, неужели мы позволим Бабе-яге потопить наши книги? (Ответ детей.) Что же делать?
Входит Старик Хоттабыч.
СТАРИК ХОТТАБЫЧ: Крибле! Крабле! Буме! (Баба-яга замирает.) Приветствую вас, о кристаллы моей души... нет границ моему счастью познакомиться с вами... звезды моего сердца. Ваши глаза не обманули вас. Я могучий и прославленный во всех странах света джинн Гассан Абдурахман ибн Хоттаб... Апчхи...
КОЛОБОК: Ребята, вам, конечно, всем известно о волшебнике чудесном.
Он из дыма появился
Всех машин, кино боялся, Врал в речах своих без меры, Как название сказки той, Старичок где жил такой?
(Старик Хоттабыч.)
СТАРИК ХОТТАБЫЧ: 0 мудрейшие из мудрейших! Вы совершенно правы. Я случайно услышал, что сюда прибыли любители книг, и вот я решил встретиться с ними.
Шел я сюда,
Нес я книжки
Девчонкам и мальчишкам.
Книжки разные
С былинами, со сказками.
Вдруг ветер, гром.
Темно кругом.
Я кувырком!
Ой-ой! Ой-ой!
КОЛОБОК: Вот беда-то какая! Поди ушибся, дружок?!
СТАРИК ХОТТАБЫЧ: Да ушибся- то — не беда. Беда в другом: глаза открыл — книжек как не бывало. Сидит на дереве Соловей-разбойник, свистит, ветер дует, все летит. Так все и улетело! Я ему: "Что ты наделал?" — а он только ухмыляется.
КОЛОБОК: Очень жаль, ну ничего, с Соловьем-разбойником Илья Муромец еще разделается. А ты вовремя подоспел. У нас тут много книг в библиотеке, только вот Баба-яга их потопить собралась, а мы не знаем, как их уберечь.
СТАРИК ХОТТАБЫЧ: 0, не беспокойтесь. Сейчас мы с Бабой-ягой это дело уладим.
БАБА-ЯГА: Уладим (потирает руки), уладим. Я и не такие дела улаживала. Хи-хи-хи!
СТАРИК ХОТТАБЫЧ: Слушай, Яга, давай так договоримся. Я сейчас ребятам стихи буду читать, а они на вопросы мне отвечать. Если они правильно ответят, то ты по-хорошему уходишь.
БАБА-ЯГА: Так и быть, старикашка, валяй свои стихи, а там посмотрим, кому придется уйти.
СТАРИК ХОТТАБЫЧ: Ребята, пожалуйста, будьте внимательны. Там, где нужно, вы должны ответить: "Это я, это я, это все мои друзья". А где не нужно — молчать. (Баба-яга в ходе игры пытается сбить детей с толку.)
— Помнит кто из вас, друзья,
Что без книг прожить нельзя?
— Кто читал так много книг, Что не помнит, что же в них?
— Кто так много книжек брал,
Что сдавать их забывал?
— Знает кто из вас, друзья:
Что книги пачкать, рвать нельзя?
— Кто из вас готов брать книжки,
Чтоб смотреть там лишь картинки?
— Есть ли среди вас такой, Кто день и ночь читать готов?
— Есть ли среди вас такой, Кто от книг бежит стрелой?
БАБА-ЯГА: Ишь ты, грамотные какие! Так и быть: оставляю я вам ваши книги. Убедили вы меня, что очень их любите. Читайте. Путешествуйте по своей Читалии, только с одним условием: и я буду в вашем конкурсе участвовать.
КОЛОБОК: Мы не возражаем. Правда, ребята?! (Ответ.) Только запомни, Яга, и вы, ребята, запомните. Путешествие наше продлится ровно три месяца, все каникулы. И состоять оно будет из трех туров. Обо всем, обо всем, что касается нашего путешествия рассказано вот в этом красочном буклете (подходит к большому буклету), который каждый из вас получит, уходя с нашего праздника.
На сцену выходят клоуны и разыгрывают сценку, цель которой привлечь к.чтению "нерадивого клоуна", связав это чтение с программой конкурса “Книга летом".
КОЛОБОК: Итак, друзья, наша встреча на острове Сказок с героями книг закончена. Впереди у вас еще не
одна встреча с героями книг, и нет ничего удивительнее и прекраснее этих встреч.
УТЕНОК:
Увлекательного чтенья Мы желаем всей душой. Вам, девчонки, Вам, мальчишки, С книжкой ладить и дружить, Пусть любовь к хорошей книжке С вами вместе будет жить.
ПОРОСЯТА (поют, мелодия импровизированная):
Хоть полсвета обойдешь, обойдешь, обойдешь.
Лучше друга не найдешь, не найдешь, не найдешь.
Книги — лучшие друзья!
Дождь не страшен проливной, проливной, проливной.
И жара нам не страшна, не страшна жара.
Мы за книжкой целый день, целый день проведем:
Из нее узнает обо всем, обо всем, обо всем.
ВОЛК:
Что за чудо этот дом, Весь он светится теплом. Здесь на полках книг не счесть, Все их хочется прочесть!
КУЗЯ:
Очень просим: приходите в наш просторный книжный дом!
Очень просим: нас берите, и читайте обо всем!
КАРЛСОН:
Наш юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей, В заветный час они тебе помогут Найти мечту и сделать жизнь светлей.
СТАРИК ХОТТАБЫЧ:
Пусть герои сказок Дарят вам тепло, Пусть добро на свете Побеждает зло!
БАБА-ЯГА:
В путь-дорогу дальнюю
Ты спеши скорей, В страну Читалию Путь открыт тебе!
КЛОУНЫ (поют):
Утром рано просыпайтесь, Хорошенько умывайтесь, Чтоб за книжкой не зевать, Носом, носом не клевать.
ВСЕ:
Вот и весь наш вам совет, Его мудрей и проще нет!
Ты его не позабудь,
До свиданья, в добрый путь!
Уходят.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Очень надеются эти герои,
Мы выйдем в дорогу за ними с тобою, И что не открыто —
мы вместе откроем.
И что не построено —
сами построим,
До звезд долетим,
Все моря проплывем,
И чтоб не случилось, Все книжки прочтем.
Звучит музыка.
ВСЕ: До свидания, ребята! Ждем вас в библиотеке.