Елистратова З. Жить в гармонии с природой / З. Елистратова. // Библиополе. – 2011 .– № 3. – С. 30 - 36.
В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре ежегодно вот уже несколько лет проходит Международная экологическая акция «Спасти и сохранить», в которой участвуют предприятия и организации региона страны. Не остаются в стороне и библиотеки, ориентируя читателей во всём многообразии литературы на эту тему.
Лето — пора действий, пробы и проверки ребёнком своих сил, время освоения и осмысления им окружающего мира. У взрослых есть прекрасная возможность приобщить детей к этому миру природы, к пониманию её ценности в жизни человека, причастности к сохранению и защите братьев наших меньших. Этой возможностью в полной мере воспользовались библиотекари, участвуя в акции «Спасти и сохранить».
В рамках смотра — конкурса вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи в нашей ЦБС разработана программа «Экология. Творчество. Дети», которая была реализована библиотеками в сёлах Салым, Сентябрьский, Чеускино и Юганская Обь. Данная программа осуществляется в детском летнем лагере краткосрочного пребывания. На базе библиотек были организованы четыре экологических отряда, действовавших в течение одной смены (21 день). 70 юных жителей этих сёл участвовали в разнообразных мероприятиях.
Программа рассчитана на то, чтобы помочь школьникам приобрести опыт взаимодействия с окружающим миром, который составляет необходимую базу для развития их экологической культуры. Библиотекари поставили перед собой непростые, но посильные задачи: повышение уровня грамотности и гражданской позиции в вопросах экологии у подростков; обеспечение для них активного, интересного и полезного досуга с использованием массовых форм и методов.
Руководители отрядов — опытные библиотекари Елена Верхоланцева, Наталья Одинцова, Ольга Тимергазина и коллектив салымской библиотеки (Вера Большевых, Людмила Грицатенко, Надежда Резниченко) для каждого отряда разработали индивидуальную программу, отличающуюся творческим подходом к проблеме экологии.
В каких только интересных делах не участвовали подростки: в экологических десантах и экскурсиях, викторинах, конкурсах рисунков и поделок из природного материала, выпусках стен- и радиогазет, днях домашних любимцев и фитобары...
На две недели библиотеки превратились в творческие лаборатории и центры активного общения и увлекательного досуга. Под руководством библиотекарей ребята читали книги о животном и растительном мире, много рисовали, изготавливали поделки, участвовали в посадке растений и уборке территории. Все мероприятия строились на познавательном материале с применением художественных средств (поэзии, музыки, изобразительного искусства) и организации красочных и ярких книжные выставок. Были оформлены стенды с информацией о деятельности лагеря — с планом и графиком его работы и другой информацией.
В библиотеке с. Салым действовал отряд «Ромашка». Его девизом стал слоган «Без экологии, друзья, нам никак прожить нельзя». Работа отряда строилась по блочному принципу: все мероприятия разделены на четыре блока:
- познавательные мероприятия (викторины и конкурсы);
- игротека «Веселая карусель развлечений»;
- «Время мастерить» (конкурсы рисунков, поделок из природного материала, часы оригами);
- видеотека «Зелёная страна» (фильмы о природе).
В Чеускинской СБ был организован отряд «Исследователи», действовавший под девизом «Живём в гармонии с природой!» Программа его занятий строилась на основе адаптированного пособия по курсу экологии для детей 6-9 лет американского учёного М.-О. Коннора. Эти занятия вовлекают школьников в изучение разнообразных проявлений природы таким образом, чтобы получать от этих познаний радость, формировать положительное отношение к себе и окружающему миру. Вместе с тем у подростков появляется представление о связях между миром природы и средой той территории, где они проживают.
Пребывание в лагере помогло его участникам приобрести опыт взаимодействия с окружающим миром, который и составляет необходимую базу для развития их экологической культуры.
В библиотеке с. Юганская Обь участники отряда «Солнышко» провели смену под девизом «Всё прекрасное на земле — от солнца, всё хорошее — от человека». Все они участвовали в различных викторинах и конкурсах. Здесь работала накопительная система жетонов «солнышки», а в конце смены самые активные и любознательные получили удостоверения «Лучший друг природы».
Юные жители с. Сентябрьского стали самыми активными участниками экологической программы. Их отряд «Юный эколог» работал под девизом: «Каждый ребёнок — эколог, каждый ребёнок — эколог с пелёнок!» В основе отряда «Юный эколог» действовал экологический клуб «Капелька», созданный в библиотеке. Из числа его участников путём голосования был выбран руководящий состав лагеря: экодиректор, экозавуч, эконяня, экомастер, у каждого из которых были конкретные обязанности. Всем им представилась возможность попробовать свои силы в руководстве лагерем, в организации и проведении мероприятий.
Каждый день работы отряда был посвящён отдельной теме, которую раскрывали подготовленные мероприятия. В День ботаника ребята совершили виртуальную экскурсию за лекарственными растениями «Нам от болезней всех полезней» и побывали в фитобаре, где угощались отварами и чаями из полезных сибирских трав и ягод. В День чистой воды — убирали мусор на поселковом пляже и познакомились с работой очистных сооружений, а в День журналиста юные экологи встречались с главой посёлка А. Светлаковым, обсуждая проблему порядка в родном посёлке, выпускали радиогазету «Бумеранг». А ещё были дни цветов, тайги, домашнего любимца, добра, творчества, книги...
ИТОГИ работы летнего лагеря вселяют у нас, библиотекарей, веру, что юные экологи станут настоящими друзьями и защитниками природы. Все вместе мы испытали много положительных эмоций и радостных минут, совершили удивительные путешествия и открытия. В своих отзывах подростки отмечали, что им было «весело, интересно и очень не хотелось расставаться». В библиотеках остались их рисунки, поделки, рассказы и стихи. Этот опыт показывает, что именно такой — живой, увлекательной, насыщенной непосредственным общением, — и должна быть работа с детьми по их экологическому просвещению. Мы же, библиотекари, полны новыми творческими планами и идеями.
Приложение
ПРОГРАММА Экология. Творчество, дети
Сроки реализации: июнь 2009 года.
Автор программы: Центральная библиотека Нефтеюганского района.
Руководитель программы: Татьяна Владимировна Занкина.
Адрес учреждения: 628332, Российская Федерация, Нефтеюганский район, г/п Пойковский, За мкр, д. 13/14, Центральная районная библиотека.
Телефон, факс учреждения: 8(3463)210267, 210269.
Форма проведения: Летний лагерь краткосрочного пребывания экологической направленности.
Обоснование программы: Лето — время действий, пробы и проверки ребёнком своих сил, время освоения и осмысления им окружающего мира. Библиотека — наиболее подходящая площадка для организации летнего лагеря краткосрочного пребывания экологической направленности. Пребывание ребёнка в лагере позволит ему не только приобрести и углубить экологические знания, но и развить навыки экологической культуры. Экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно-нравственное развитие личности.
Библиотеки являются центром экологической информации, ориентируют читателей во всём многообразии экологической литературы, пробуждают интерес к ней, используя для этого традиционные и инновационные формы работы. В библиотеках Нефтеюганского района организована многообразная деятельность по экологическому просвещению населения.
Каким будет мир в будущем, во многом зависит от тех основ, которые мы заложим в сознании детей. Поэтому воспитание читателей, стремящихся сохранить всё то богатство, которое дарит нам природа, одно из приоритетных направлений работы библиотек.
Цель: Организовать летний лагерь краткосрочного пребывания экологической направленности для детей, не охваченных организованным отдыхом, на базе библиотек сп. Салым, Сентябрьский, Чеускино, Юганская Обь.
Отряд «Ромашка»
Девиз: «Без экологии, друзья, нам никак прожить нельзя»
Задачи:
- Повышение уровня экологической культуры, грамотности и гражданской позиции в вопросах экологии.
- Обеспечение активного, интересного и полезного досуга при использовании массовых форм и методов библиотечной работы по экологическому просвещению.
Содержание программы:
Программа поможет приобрести школьникам опыт взаимодействия с окружающим миром, который составляет необходимую базу для развития их экологической культуры. На базе библиотек Нефтеюганского района будут организованы экологические отряды, каждый из которых будет работать по индивидуальной программе.
План мероприятий
1-й блок. Видеотека «Зелёная страна»
1 Видеофильм «Живой лес»
2 Видеофильм «Гном в центральном парке»
3 Видеофильм «Долина папоротников»
4 Видеофильм «Земля до начала времён», ч. 1
5 Видеофильм «Земля до начала времён», ч. 2
2-й блок. Тематические мероприятия
1 Игра-викторина «Три клада у природы есть»
2 Обзор «Аз и Буки экологической науки»
3 Экочас «В гости к ромашке»
4 День экологии «Поют лягушки хором»
5 Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
6 Громкое чтение «О добрых делах в прозе и стихах»
7 Экопутешествие «Удивительный мир Югры»
3-й блок. Игротека «Весёлая карусель развлечений»
1 Игра-развлечение «Сюрпризы сладкого дерева»
2 Игра-развлечение
«Красивые, воздушные шарики послушные»
3 Игра-развлечение «Бумажный бум»
4 Игра-развлечение «Шоколадный дождь»
4-й блок. «Время мастерить»
1 Час творчества «Я весёлый Чиполлино» (поделки)
2 Творческий конкурс рисунков о цветах «Волшебный букет»
3 Час оригами «Зоосад»
Отряд «Юный эколог» (сп. Сентябрьский)
Девиз: «Каждый ребёнок — эколог, каждый ребёнок — эколог с пелёнок!»
Программа мероприятий
1 День открытия: торжественное открытие, посвящение в юные экологи, выбор актива
2 Диспут «Мы хотим, чтобы пели птицы». Час информации «SOS дикой природы». Книжная выставка «Спасти и сохранить»
3 Ботаническая экскурсия «Нам от болезней всех полезней». Экологическая игра «Доктор из целебного лукошка». Фитобар
4 День чистой земли. Экологический десант (уборка территории). Экологическая радиогазета «Бумеранг»
5 День красоты. Выпуск стенгазеты «Сохраним своё богатство». Благоустройство территории посёлка (посадка деревьев, цветов)
6 Викторина «Знакомые незнакомцы». Фитобар
7 День чистой воды. Экологический десант (уборка территории). Экскурсия на очистные сооружения 8 День смеха. Конкурс рисунка «Давайте вместе посмеёмся». Экоигра «Бер-р-р-регите погоду» 9 День тайги. Конкурс «Мой таёжный рассказ». Фотовыставка «Удивительное рядом». Фитобар
10 Конкурс листовок «Мой посёлок — мой дом». Экологическая радиогазета «Бумеранг»
11 Парад любимых книг о природе. Мастерская «Айболит» (ремонт библиотечных книг)
12 Час экологического дизайна. Конкурс рисунка «Под зелёным парусом в будущее» Фитобар
13 Встреча с главой сп. Сентябрьский «Чистому посёлку быть!». Экологическая радиогазета «Бумеранг». Выпуск стенгазеты «Сохраним своё богатство»
14 День творчества. «В скульптуре оживает сказка» (поделки из природного материала). Создание книги «Рассказы юного эколога»
15 День торжественного закрытия лагеря
Отряд «Исследователи» (сп. Чеускино) Девиз: «Живём в гармонии с природой!»
Программа мероприятий
№п/п Название и форма мероприятия Дата
Тема 1. «Исследование окрестностей»
1 Игра-путешествие «Пришельцы с планеты «Приключение». Составление словаря исследователя природы. Час художника «Мир в цветах радуги»
2 Игра-путешествие «Мой родной посёлок». Составление экологической карты местности
Тема 2. «Растущие и цветущие»
3 Игра-инсценировка «Если бы я был деревом». Конкурс рисунка для значка «ДПМ» («Деревья помогают мне»)
4 Экскурсия «Деревья вокруг нас». Час художника «Растём вместе с природой». Экологическая викторина «Грустное дерево»
5 День красоты (посадка цветов и деревьев)
6 День творчества (конкурс поделок из природного материала)
Тема 3. «Прыгают, летают и поют»
7 Экскурсия «Лекарство под ногами». Сбор лекарственных растений. Составление памятки «Домашняя аптечка»
8 Игра-викторина «О чём задумался филин». Час творчества «Помоги птицам» (изготовление кормушек для птиц)
№ п/п Название и форма мероприятия Дата
9 Обзор книжной выставки «Тайны живой природы». Практическое занятие «Гусиная стая»
10 Конкурс загадок и пословиц о животных «Сборщики орехов». Конкурс следопыта
11 День домашнего любимца. Конкурс «Мисс Кис»
12 Игра-экскурсия «Наши крошечные соседи по планете» (насекомые). Конкурс рисунка «Самое интересное насекомое»
Тема 4. «Жизнь в гармонии с природой»
13 День чистой воды, земли и воздуха. Экскурсия на очистные сооружения. Интересные опыты. Подготовка к Празднику Земли и Солнца
14 Игра «Я — уникальный!». Практическое занятие «Я это могу»
15 Праздник Земли и Солнца (закрытие лагеря). Награждение активных участников
Отряд «Солнышко» (сп. Юганская Обь)
Девиз: «Всё прекрасное на земле — от солнца, и всё хорошее — от человека»
Программа мероприятий
№ п/п Название и форма мероприятия Дата
1 Открытие. Праздник «Под зелёным парусом в будущее»
2 День леса. Экологический досуг «Лес! Ты видишь? Мы свои!»
3 Турнир знатоков «Путешествие в мир животных»
4 Конкурс вралей (необычные истории, происшедшие на природе)
5 День цветов «Волшебный букет»
6 Устный журнал «Природа Югры»
7 Экскурсия «Заповедные места Югры»
8 Эколого-поэтический вечер «Путешествие по страницам книг о природе»
9 День воды. Эколого-биологическая игра «Путешествие капельки»
10 Экологический вечер «Путешествие по Красной книге Югры»
11 Конкурс рисунков «Цвети, Земля», «Мой самый солнечный день»
12 Фитобар «Путешествие в зелёную аптеку»
13 Громкое чтение Л. Кошиль «Люськины рассказы»
14 День птиц. Экологический праздник «Наши пернатые друзья»
15 Закрытие смены. Подведение итогов. Вручение удостоверений «Верный друг природы»
Ожидаемые результаты
Краткосрочные результаты
По окончании реализации программы летнего лагеря краткосрочного пребывания ожидаются творческие работы детей. Систематизация наработок, анализ и учёт ошибок для перспективного планирования дальнейшей работы, внедрение опыта работы в деятельность библиотек Нефтеюганского района.
Увеличение библиотечных показателей (количество читателей, посещений, книговыдача и др.), пополнение фонда документов экологической тематики.
Долгосрочные результаты
Повышение экологической культуры детей и подростков, развитие экологического мышления, привитие навыков бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу нашего общего дома — планеты Земля.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии / В.А. Алексеев. — Ярославль: Академия развития, 1998. — 240 с., ил. — (Расширяем кругозор детей).
Бесова, М.А. В школе и на отдыхе: популярное пособие для родителей и педагогов / М.А. Бесова. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 236 с.
Воспитание экологической культуры школьников: пособие для учителя / под ред. Б.Т. Лихачёва, Н.С. Дежниковой. — М.: Тобол, 1997.-96 с.
Данилова, М. Занимательная экология / М. Данилова // Воспитание школьников. — 2005. — № 5. — С. 25.
Луговская, Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов / Ю.П. Луговская. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. — 416 с.
О'Коннор, М. Свет жизни: руководство к учебному курсу по экологии для школьников / Маура О'Коннор; пер. с англ. Т.Ю. Харченко. — М.: Пущино, 1993. — 150 с.
Шмаков, С.А. Каникулы: прикладная энциклопедия/С.А. Шмаков. — М.: Новая школа, 1997. — 157 с.
Ядрошникова, Л.А. Использование обско-угорского фольклора на уроках чтения, литературы и родного языка, природоведения, экологии: методическое пособие для учителей начальных школ/Л.А. Ядрошникова. — Ханты-Мансийск, 2004. - 51 с.