• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Грыгораш О. Увлечённые Пушкиным : интеллектуально-развлекательная игра «Ожившие страницы книги» по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» / О. Грыгораш // Библиополе. – 2011. – № 8. – С. 61-66.

Грыгораш О. Увлечённые Пушкиным : интеллектуально-развлекательная игра «Ожившие страницы книги» по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» / О. Грыгораш // Библиополе. – 2011. – № 8. – С. 61-66.

Сколько нас, влюблённых в поэзию и прозу, внимательно вчитывающихся в строки поэта, сверяющих свои мысли и чувства по его слову...

Моя любовь к Пушкину началась очень давно, со школьной скамьи. И всю мою жизнь поэт, словно ангел-хранитель, сопровождает во многих судьбоносных решениях. Личность и творчество Александра Сергеевича Пушкина – бесценное культурное наследие, которое необходимо очень вдумчиво изучать. Именно Пушкин способен ответить на многие вопросы, которые волнуют молодых людей: как правильно выстроить свою жизнь? Как быть настоящим человеком? Как уметь противостоять обстоятельствам и сохранять собственное достоинство в сложнейших жизненных ситуациях? На эти вопросы помогает ответить одно из самых удивительных произведений автора – повесть «Капитанская дочка». Пушкин трудился над ней мучительно и долго – с 1832 по 1836 г. Опубликовано произведение было в декабре 1836 г. – за 36 дней до смерти поэта.

Форма мероприятия – интерактивное театрализованное представление с элементами соревнования команд. Библиотекарь предлагает форму интеллектуально-развлекательной игры, так как юношеству наиболее близки и интересны именно такие мероприятия, где каж­дый подросток может проявить свои способности, показать свои знания. Осмысленное изучение произведения помогает сделать игру зрелищной, захватывающей и яркой.

Каждый раздел игры носит своё название – «сайт», а не привычное – «конкурс, задание». Подростки любят использовать в своей речи новые слова, и такая современная подача материала даёт возможность заинтересовать молодых людей. Смысл слова «сайт», применяемого во время игры, сводится к значению – «один из разделов игры».

Работа включает в себя содержание заданий, развёрнутые ответы на вопросы, комментарии к тексту.

Использование данной разработки возможно коллегами-библиотекарями, учителями-словесниками, организаторами внеклассных мероприятий, клубными работниками. Кроме того, представляется перспективной сама форма интеллектуально-развлекательной игры для старшеклассников и молодёжи. Подобные игры способны не просто их развлечь, а сделать чтение более качественным – вдумчивым, осмысленным, многократным.

Цель интеллектуально-развлекательной игры – понять, постичь мир пушкинского произведения, оживить, наполнить собственным духом творение классика.

Задачи: углубить понимание богатства повести, обобщить ранее изученные сведения и на основе творческих заданий проверить усвоение сюжета, композиции, темы, основных образов; приблизиться к постижению пушкинского шедевра, «одухотворить» произведение. А кроме того, воспитать уважение к мнению собеседника, развить культуру высказывания, повысить чувство индивидуальной и коллективной ответственности, а также чувство долга, уважение к истории родины, нравственно-этические чувства на примере героев повести «Капитанская дочка».

Этапы подготовки и проведения интеллектуально-развлекательной игры

Подготовительный: определение участников игры; разработка сценария игры; предварительное задание для команд (приложение 1); определение необходимого оборудования; оформление зала; основной этап; проведение игры; заключительный этап; подведение итогов игры; обсуждение игры с педагогами, написание учащимися отзывов об игре.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ведущий

Игроки (учащиеся восьмых классов, которые делятся на две команды: команда 1; команда 2);

Жюри

Екатерина II

Судьи

Болельщики

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА, РЕКВИЗИТ:

Мультимедийный проектор; иллюстрации к произведению; плакаты с изображением Белогорской крепости, Царского Села; бытовые предметы XVIII в. (рукомойник, рушники, самовар, глиняная посуда); выставка литературы и аудиовизуальных материалов по теме «Ожившие страницы книги»; разделы: «Пушкин-историк»; «Емельян Пугачёв в изображении историков и художников»; экранизация произведения; «Такие разные герои» (образы героев произведения в изображении разных иллюстраторов).

ВЕДУЩАЯ: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас в музее нового образца – музее XXI в. «Ожившая книга». Наш музей необычный – интерактивный, говоря современным языком. В нём вы не просто посетители, но и участники событий, происходящих на страницах ваших любимых книг, произведений. Но очень многое зависит от вас самих, оттого, насколько внимательно вы читаете книги, как можете размышлять вместе с авторами. Сегодня в стенах нашего музея пройдёт литературная игра.

Вопрос к игрокам:

Как вы думаете, почему именно с Пушкиным мы открываем наш музей?

Ответы игроков.

ВЕДУЩАЯ: С творчеством поэта мы знакомы с самого детства. Вы выросли, повзрослели, стали серьёзными и вдумчивыми читателями. В этом учебном году вы познакомились с одним из самых сложных эпических произведений классика – исторической повестью «Капитанская дочка». Насколько хорошо вы изучили повесть, поняли её содержание, осмыслили текст, покажет наша игра.

Судить сегодняшнюю встречу будет жюри. А теперь – к главному:

Наш музей XXI в. оснащён компьютерами. И он – наш добрый помощник – будет вожатым по страницам «Капитанской дочки». Мы сможем побывать на нескольких сайтах, которые освещают разные аспекты произведения. Обратимся к первому из них.

САЙТ 1. ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЯМИ ПОВЕСТИ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

ВЕДУЩАЯ: Закономерно, что первый сайт – знакомство с героями. Прошу команды приготовиться к работе. У вас на столах приготовлены карточки с именами героев, по характеристике вы должны их узнать.

Ведущая вслух зачитывает строки из произведения, команды отгадывают «Портреты героев».

ВЕДУЩАЯ:

  • «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам».

(Мусье Бопре, француз, учитель Петруши.)

  • «...увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах».

(Иван Иванович Зурин, офицер, которому Гринёв проиграл 100 рублей.)

  • «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское...»

(Е. Пугачёв (вожатый).)

  • «Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостию. Длинные волосы его были совсем белы. Старый полинялый мундир напоминал воина времён Анны Иоанновны, а в его речи сильно отзывался немецкий выговор».

(Андрей Карлович Р, генерал, начальник Оренбургской крепости.)

  • «Ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым... Он был очень не глуп. Разговор его был остёр и занимателен».

(Алексей Иванович Швабрин.)

  • «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове».

(Василиса Егоровна Миронова, жена коменданта.)

  • «Впереди стоял старик бодрый и высокого росту, в колпачке и в китайчатом халате».

(Иван Кузьмич Миронов, комендант Белогорской крепости.)

  • «Вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными зауши, которые у неё так и горели».

(Марья Ивановна Миронова.)

  • «Кривой старичок в офицерском мундире».

(Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, помощник капитана Миронова.)

  • «Ему, казалось, лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём... И тогда застонал он слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок».

(Башкирец.)

  • «Предводитель их остался один впереди. Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал».

(Е. Пугачёв перед взятием Белогорской крепости.)

  • «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей, казалось, лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, и голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

(Императрица Екатерина II.)

Работа команд-участниц – 3-4 минуты.

ВЕДУЩАЯ: Я очень рада, что вы узнали героев пушкинской повести. Но музей наш интерактивный, и у нас есть прекрасная возможность перевоплотиться в героев произведения, оживить некоторые сцены книги.

САЙТ 2. ЖИВЫЕ СЦЕНЫ

ВЕДУЩАЯ: Герои произведения оживают, но это лишь изображение сцены, так называемый видеоряд. Помочь озвучить отдельный фрагмент необходимо команде-сопернице.

Команда I представила два фрагмента:

Сцена из главы 1

«Сержант гвардии».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Отец Гринёв

Учитель Бопре

Мальчик Петруша Гринёв

Отец Петруши, Андрей Петрович, застаёт спящего Бопре и Петрушу, который «прилаживает мочальный хвост к мысу Доброй Надежды» на географической карте.

Сцена из главы 12 «Сирота».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Пётр Гринёв

Емельян Пугачёв

Алексей Швабрин

Маша Миронова

Сцена освобождения Пугачёвым и Гринёвым Маши из заточения Швабрина. «Дверь отворилась, и мы вошли. На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрёпанными волосами. Увидя меня, она вздрогнула и закричала. Что тогда со мною стало – не помню... Пугачёв грозно взглянул на Швабрина... Швабрин упал на колени...»

Команда II представила такие фрагменты:

Сцена из главы 3 «Крепость».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Василиса Егоровна

Инвалид и поручик Иван Игнатьич

Сцена прибытия Гринёва в Белогорскую крепость, в дом коменданта.

«Я пошёл в сени и отворил дверь в переднюю. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира... У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире».

Сцена из главы 7 «Приступ».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Емельян Пугачёв

Отец Герасим

Комендант Иван Кузьмич

Поручик Иван Игнатьич

Урядник Максимыч

Сцена расправы Пугачёва с офицерами Белогорской крепости.

«Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома... Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках... «Который комендант?» – спросил самозванец. Наш урядник выступил из толпы и указал на Ивана Кузьмича. Пугачёв грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Пугачёв мрачно нахмурился и махнул белым платком... Тогда привели к Пугачёву Ивана Игнатьича. «Присягай, – сказал ему Пугачёв, – государю Петру Феодоровичу!» – «Ты нам не государь, – отвечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана. – Ты, дядюшка, вор и самозванец!» Пугачёв махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника...»

Цель для команд-соперниц:

  • узнать, какой это фрагмент; перечислить, назвать героев;
  • найти в тексте этот отрывок и выразительно его прочесть;
  • озаглавить этот отрывок.

Итак, живые сцены.

Представления команд. Оценка работы команд членами жюри.

САЙТ З. ПЕРЕПИСКА ГЕРОЕВ

ВЕДУЩАЯ: Итак, герои ожили, заговорили языком пушкинского произведения. Постигая повесть, мы проникаем во внутренний мир персонажей, понимаем их чувства, мысли, настроения. Без всякого сомнения, полюбились нам молодые герои «Капитанской дочки» – Петруша Гринёв и Маша Миронова. Трагические и прекрасные страницы посвящены истории их взаимоотношений.

Вопрос к аудитории: А какие испытания выпали на долю молодых людей?

Ответы игроков.

ВЕДУЩАЯ: В главе 5 «Любовь» Петруша и Маша «без всякого жеманства» признаются друг другу «в сердечной склонности». Чтобы получить благословение своего отца, Гринёв пишет ему письмо. «Я показал письмо Марье Ивановне, которая нашла его столь убедительным и трогательным, что не сомневалась в успехе его и предалась чувствам нежного своего сердца со всею доверчивостию молодости и любви», – читаем мы в повести.

Автор не даёт в произведении текста этого письма. А как, каким образом оно могло быть написано? О чём поведал Гринёв своим родителям, в каких словах и выражениях? Зная характер героя, его мысли, вы должны были написать такое письмо.

Представители разных команд зачитывают свои варианты писем (приложение 2).

ВЕДУЩАЯ: Письма были очень убедительными, но Андрей Петрович Гринёв ответил однозначно, что не даёт своего благословения молодым. А с чем это было связано? Найдите этому объяснение (гл. 5 «Любовь»). Вопрос не только к командам-участницам, но и к болельщикам. Ответ – строки из письма отца сыну: «...ибо ты доказал, что шпагу носить ещё не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам… Матушка твоя, узнав о твоём поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит...»

Да, сколько препятствий и испытаний выпало на долю молодых влюблённых! Но от этого их чувство не угасало. Напротив, испытания делали их взрослее, способствовали их становлению. И кто бы мог подумать, что Маша, трусиха, осмелится ехать в Царское Село просить аудиенции императрицы, чтобы защитить своего любимого.

САЙТ 4. АУДИЕНЦИЯ У ИМПЕРАТРИЦЫ

ВЕДУЩАЯ: Читая повесть, в главе 14 «Суд», встречаем сцену разговора Маши Мироновой с Екатериной. Но снова лаконичность пушкинского стиля сводится к фразе о Маше: «Тут она с жаром рассказала всё, что уже известно моему читателю». Итак, встреча Маши Мироновой и Екатерины II.

Представительницы команд в образе Маши Мироновой общаются с «Екатериной».

ВЕДУЩАЯ: И обращение Маши к императрице не осталось без ответа!

САЙТ 5. АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ВЕДУЩАЯ: В тексте повести читаем: «Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свёкру». Далее в этой же главе есть характеристика письма Екатерины II, но самого письма нет. Вам было дано задание придумать текст этого письма и оформить его в старинном стиле.

Мы предлагаем показать ваши варианты писем Екатерины II к отцу Гринёва.

Представители команд зачитывают свой вариант ответа и показывают его оформление (приложение 3).

ВЕДУЩАЯ: Как замечательно, что молодые люди XXI века дерзают воссоздать документ екатерининской эпохи, погружаясь в лексику того времени и разделяя благородные чувства героев. А если говорить о благородных чувствах, то самое время подытожить наш разговор о самых важных, ключевых словах произведения, раскрывающих идею повести.

Слово это – «честь». Давайте вспомним, где оно впервые в повести встречается?

В эпиграфе. Как звучит эпиграф ко всему произведению? – «Береги честь смолоду».

САЙТ 6. БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ

ВЕДУЩАЯ: Задание командам – из предложенного набора пословиц выберите наиболее близкие по смыслу – синонимичные – и противоположные по смыслу – антонимичные (приложение 4).

А пока команды выполняют задание, поиграем.

  • Подберите однокоренные слова к слову «честь».
  • Подберите синонимы к сло­ву «честь».
  • Антонимы к слову «честь».
  • Фразеологизмы со словом «честь».

Игра в зале.

Представление задания, выполненного командами.

ВЕДУЩАЯ: Прекрасные пословицы о чести! Во многих эпизодах произведения это слово раскрывается по-разному, но есть герой, который попирает все представления, понятия о чести. Это герой – антагонист, противник Петруши Гринёва. Кто же он? Швабрин.

САЙТ 7. СУД НАД ШВАБРИНЫМ

ВЕДУЩАЯ: Бесчестное поведение Швабрина заслуживает осуждения. Внимание! Встать, суд идёт!

Слушается дело бывшего офицера русской армии Швабрина Алексея Ивановича. В качестве свидетелей обвинения приглашаются: Мария Миронова, Пётр Андреевич Гринёв, капитан Белогорской крепости Иван Кузьмич Миронов и Емельян Пугачёв.

Просим судей заслушать обвинительные речи героев.

От каждой команды выступают учащиеся, озвучивая кратко слова обвинения. Каждый из героев одет в сценический костюм, что придаёт особый настрой участникам. Это подготовленное заранее домашнее задание, отрепетированное и представляемое в течение 6-7 минут.

СУДЬИ: Выслушав обвинительные речи героев, суд признаёт Алексея Ивановича Швабрина не только изменником государыни, офицером, запятнавшим свою честь, но и человеком, преступившим нравственные законы и христианские заповеди. Суд надеется, что для молодых людей поведение Швабрина послужит примером того, как нельзя жить.

ВЕДУЩАЯ: Да, объяснимо на суде выступление Маши, Петруши, капитана Миронова. Но Пугачёв... Изображение Пугачёва – одной из самых ярких исторических личностей – важнейшая сюжетная линия повести «Капитанская дочка». Большая часть произведения посвящена отношениям Гринёва с Емельяном Пугачёвым. Но эта историческая личность осмыслена Пушкиным как художником очень многопланово, неоднозначно. Пушкин-художник стал не только соперником, но и победителем Пушкина-историка. Как заметил выдающийся русский историк В. Ключевский, «в «Капитанской дочке» больше истории, чем в «Истории Пугачёв­ского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману».

САЙТ 8. ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ

ВЕДУЩАЯ: А сейчас конкурс капитанов!

Сколько раз встречается Гринёв с Пугачёвым на протяжении повести?

Ответ: пять

  • Во время бурана – глава 2 «Метель».
  • Во время расправы над офицерами Белогорской крепости – глава 7 «Приступ».
  • Во время «пирушки» Пугачёва, где он требует от Петруши признать себя государем – глава 8 «Незваный гость».
  • В Бердской слободе, когда Пугачёв предлагает Гринёву служить у него, а затем они едут освобождать Машу Миронову – глава 10 «Осада города», глава 11 «Сирота».
  • Во время казни Пугачёва, «который узнал его в толпе и кивнул ему головою».

Дополнительные вопросы:

Какой была любимая песня Пугачёва?

(Ответ: «Не шуми, мати, зелёная дубровушка...» – глава 8 «Незваный гость».)

А любимая сказка Пугачёва?

(Ответ: сказка, рассказанная старой калмычкой об орле и вороне.)

Задание залу:

Какими прилагательными можно охарактеризовать Емельяна Пугачёва на картине С.В. Герасимова? (приложение 5).

САЙТ 9. БЛИЦ-ТУРНИР

ВЕДУЩАЯ: Командам предлагается ответить на вопросы в течение 1 минуты – учитывается максимальное количество правильных ответов:

  • Имя отца Гринёва? (Андрей Пе­трович .)
  • Сколько было деревень и в какой губернии у отца Гринёва? (Одна, в Симбирской губернии.)
  • Во сколько лет выучился Петруша грамоте? (В 12 лет.)
  • Сколько детей было у Авдотьи Васильевны и Андрея Петровича Гринёвых? (Девять, Петруша был девятым, но единственным выжившим.)
  • Каково было состояние Гринёвых? (300 душ крестьян.)
  • Сколько суток был без памяти Гринёв после ранения? (Четверо, на пятые очнулся.)
  • Как звали крещёного калмыка? (Юлай.)
  • Сколько денег проиграл Гринёв Зурину? (100 рублей.)
  • Чьё имя присвоил себе Емельян Пугачёв? (Императора Петра III.)
  • При каком графе служил отец Гринёва? (При Минихе.)
  • Кто был пожалован Петруше в дядьки? (Стремянной Савельич.)
  • Как звали учителя-француза Петруши? (Мусье Бопре.)
  • Когда, в каком звании и в какой полк был записан Гринёв? (До рождения, сержантом гвардии в Семёновский полк.)
  • К кому на квартиру и почему был определён Петр Гринёв в Белогорской крепости? (К Семёну Кузову, он пустил лошадь в огород коменданту.)
  • Куда был ранен Гринёв Швабриным? (В плечо.)
  • Сколько лет прожили Мироновы в Белогорской крепости? (22 года.)
  • Как звали урядника Белогорской крепости, который перешёл на сторону Пугачёва? (Максимыч.)
  • На берегу какой реки стояла Белогорская крепость? (Яик.)

Завершение игры – подведение итогов, оглашение результатов, выступление жюри.

Награждение учащихся – дипломами, призами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра явилась заключительным аккордом в изучении исторической повести. Форма командной игры, как показала практика, близка юношеству (во многом благодаря популярному КВН). Неподдельный интерес, высокая активность учащихся говорят о том, что и литературное произведение может стать предметом размышлений и быть востребовано юношеством.

Интерактивная форма проведения, которой предшествует достаточно длительная подготовка, позволяет качественно усвоить текст произведения.

К сожалению, ни для кого не секрет, что современные школьники с гораздо большим интересом читают современную зарубежную литературу, нежели отечественную классику. Однако проведенная интеллектуально-развлекательная игра позволила раскрыть глубины пушкинского произведения, обратить внимание на вечные ценности, раскрываемые автором.

Вывод о проведённой игре помогли сделать сочинения ребят:

  • учащиеся поняли многогранность проблематики;
  • красоту пушкинских образов и идейный смысл повести; ощутив себя на какое-то время героями произведения.

Выдержки из сочинений приведены в приложении 6.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание учащимся для проведения интеллектуально-развлекательной игры «Ожившие страницы книги» по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

  • Перечитайте всё произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» полностью от начала до конца.
  • Найдите в тексте произведения русские народные пословицы и поговорки, крылатые выражения, фразеологические обороты. Выясните их лексическое значение.
  • В повести есть такие строки: «...решился, однако, писать к батюшке как можно красноречивее, прося родительского благословения. Я показал письмо Марье Ивановне, которая нашла его столь убедительным и трогательным, что не сомневалась в успехе его...» (глава 5 «Любовь»),

Подумайте, о чём и как мог написать Петруша Гринёв своему отцу. Напишите свой вариант письма Петруши.

  • В главе 14 Маша Миронова, встретившись с императрицей, ещё не зная, кто перед ней, произносит в защиту своего возлюбленного следующие слова: «Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не захотел запутать меня». Далее по тексту: «Тут она с жаром рассказала всё, что уже известно моему читателю. Дама выслушала её со вниманием».
  • Продумайте и напишите те слова, тот монолог Маши, исполненный любви к Петруше и отчаяния за его судьбу, что повлиял на решение императрицы о помиловании Гринёва. Один из конкурсов предполагает актёрское исполнение, игру сцены разговора Екатерины II и Маши Мироновой.
  • Подготовьте иллюстрации к произведению. Выберите основные эпизоды, образы героев, которые хотели бы изобразить. Найдите строки произведения, подтверждающие изображённое на рисунке. (5 рисунков формата АЗ; данные работы были использованы для оформления зала).
  • В главе 14 Екатерина II говорит Маше: «Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свёкру». Далее в этой же главе есть характеристика письма Екатерины II, но самого письма нет. Придумайте текст этого письма, оформите его в старинном стиле.
  • Конкурс «Отгадай живую картинку». Инсценируйте 2 эпизода, в которых раскрываются ключевые моменты в жизни героев.
  • Какую речь мог бы произнести на суде Швабрина каждый из героев: а) Маша Миронова, б) капитан Миронов, в) Петруша Гринёв, г) Емельян Пугачёв?
  • Сколько раз в тексте встречаются следующие образы; где (найти главы, строки): а) старая чугунная пушка; б) диплом капитана Миронова «за стеклом и в рамке»; в) Придворный календарь; г) изувеченный башкирец; д) князь Б., дальний родственник Гринёвых.
  • Прочитайте главу, не вошедшую в текст «Капитанской дочки». Приготовьтесь пересказать её (знать содержание). Какие слова, выражающие основную идею произведения, вошли в основной текст повести. Подсказка – эти слова о русском бунте.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Творческие работы команд

(Письмо А. П. Гринёву от сына)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Творческие работы команд

(Письмо Екатерины II А.П. Гринёву)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Список пословиц

  • Совестливый – всегда счастливый.
  • Когда бы всё знал, так бы не погибал.
  • Захотел триста, а взял свиста.
  • Не разевай рта: ворона вылетит.
  • Не нужен хвастливый, будь счастливый.
  • Ум да разум надоумят сразу.
  • Не пори, когда шить не умеешь.
  • Счастье без ума – дырявая сума.
  • Дай Бог тому честь, кто сумеет её снесть.
  • Чего душа желала, то Бог и дал.
  • Золотая пора – молодые года.
  • Совесть и честь сумей преподнесть.
  • Честь не сглаз, береги как глаз.
  • Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
  • Бери честью, а не бесчестием.
  • Зачесть –хоть голова с плеч.
  • Без совести и чести нельзя прожить вместе.
  • Борода в честь, а усы и у кошки есть.
  • За честь дворянину не жаль и головушку погинуть.
  • Смолоду наживай, а под старость проживай.
  • Не на кафтане честь, а под кафтаном.
  • Совесть, что честь, всегда подскажет, где сесть.
  • Честь чести на слово верит.
  • Не для шапки только голова на плечах.
  • Думай так, чтоб не передумывать.
  • Всяк своего счастья кузнец.
  • Не нужен хвастливый – будь совестливый.
  • Легко найти счастье, а потерять и того легче.
  • Молодому крепиться – вперёд пригодится.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Картина С. В. Герасимова

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Отзывы учащихся об игре