Движение "Молодая Россия" читает: проект концепции движения : рабочие материалы. // Школьная библиотека. – 2006 .– № 2. – С. 4 - 5 .

Проект концепции движения 

Многие страны мира прошли и проходят процесс «кризиса чтения», который связан с изменением роли чтения в жизни общества. Исследователи считают, что процесс, который сегодня назван «катастрофой чтения» в России, обусловлен как мировыми тенденциями, так и длительным периодом модернизации общества. В России стали читать меньше, и особенно сильно этот процесс проявляется в падении интереса к чтению и книжной культуре, снижении уровня культуры чтения многих детей, подростков, юношей и девушек. Однако от того, насколько образованным и культурным сегодня станет юное поколение, зависит будущее нашей страны завтра. Именно поэтому во многих странах мира развиваются национальные программы поддержки чтения населения, и особая роль отводится программам поддержки чтения подрастающего поколения и молодежи.

Организация движения «Молодая Россия читает» — один из путей, который поможет в развитии новых идей и организации национальной политики в области поддержки книги и чтения.

ЦЕЛИ

Программа «Молодая Россия читает» предусматривает разработку общих стратегий, методов и инструментов для создания в стране «общества читателей», партнерства и кооперации участников. Основными, базовыми социальными институтами для реализации программы являются библиотеки, учебные заведения, издатели и распространители печатной продукции, а также общественные организации.

Целями программы является:

  • содействовать обсуждению идей и проектов, способствующих развитию движения по поддержке и продвижению чтения в обществе, детской и молодежной среде;
  • способствовать созданию высокого престижа чтения и интереса к чтению у детей и молодежи, расширению читательской аудитории юных;
  • повысить статус библиотек как основных социальных институтов, поддерживающих чтение детей и молодежи.
  • способствовать развитию новых возможностей в доступе к книгам и журналам для детей и молодежи;
  • способствовать повышению культуры чтения у юных с помощью популяризации новых подходов и методик обучения чтению;
  • повысить интерес к лучшей классической и современной литературе для детей, подростков, юношества и молодежи;

Программа опирается на принципы и подходы, которые сегодня развиваются в государственной молодежной политике: проектный подход, учет интересов и потребностей разных социальных групп молодежи; участие молодых граждан в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики; взаимодействие государства, институтов гражданского общества и бизнеса; информационная открытость.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

НАПРАВЛЕНИЕ 1: Повышение престижа чтения и статуса «Человека читающего» у молодого поколения.

Развитие этого направления предполагает широкое участие различных СМИ - печатных и электронных, в том числе разных интернет-сайтов детских и молодежных организаций.

В программе будут поддержаны инициативы по поведению мероприятий, связанных с книгой, в том числе поддержка «Недели детской книги», «Дня знаний» и других. В школьные каникулы, вместе с «Неделей детской книги» можно сделать новый праздник «Неделя книг для подростков» («Неделя чтения молодежи»).

Поддержка и инициирование серий публикаций в СМИ о библиотеках и новинках литературы для юных.

НАПРАВЛЕНИЕ 2: Развитие молодежных инициатив по поддержке чтения.

Развитие направления предполагает сбор информации, организацию конкурсов лучших идей и проектов среди подростков, юношества и молодежи по поддержке чтения у подрастающего поколения (в том числе с помощью журналов «Крылья», «Школьная библиотека» и др.). В этой работе могут участвовать различные молодежные и детские организации.

НАПРАВЛЕНИЕ 3: Повышение роли школ и библиотек в развитии уровня культуры чтения детей и юношества (подпрограмма «Школа, где много читают» или «Школа, где процветает чтение»)

Развитие направления предполагает сбор информации, широкую популяризацию лучшего опыта, подходов и идей в развитии у школьников культуры чтения.

НАПРАВЛЕНИЕ 4: Развитие чтения в семье (подпрограмма «Возрождая традиции семейного чтения»).

Журнал «Семейное чтение» как опора этой подпрограммы.

Сбор информации, помощь в популяризации «Библиогида» и других интернет-ресурсов, помогающих родителям.

Издание книг по рекомендательной библиографии — руководств для родителей детей разного возраста, книг для подростков и юношества.

НАПРАВЛЕНИЕ 5: Интернет и чтение юных.

Предполагается:

  • создание информационного ресурса (сайта), объединяющего информацию о лучших интернет-ресурсах, стимулирующих чтение литературы и обсуждение книг юношеством и молодежью в виртуальном пространстве,
  • участие в развитии национального проекта

«Российская молодежная информационная сеть».

ПАРТНЕРСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО

Успех программы зависит от поддержки идеи программы государственными структурами, плодотворного сотрудничества и контактов партнеров.

В этой связи «Комитет по чтению» РКС стремится установить партнерские отношения и наладить сотрудничество с различными организациями и программами, чтобы совместно согласовывать свою политику и позиции. На сегодня активными партнерами стали Русская школьная библиотечная ассоциация, Русская ассоциация чтения, Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека».

Одной из основных составляющих программы является объединение усилий с организаторами новой стратегии государственной политики в интересах детей и молодежи, особенно в намеченном проекте «Российская молодежная информационная сеть» (целью которого является информирование молодых жителей страны о возможностях организации своей жизни в обществе, продвижение образа успешного россиянина).