Семилет Н. Нельзя быть увядающей фиалкой и работать в библиотеке / Н. Семилет, Г. Гречко. // Школьная библиотека. – 2011 .– № 5. – С. 17 - 20.

 Новые формы работы по привлечению к чтению.

Уважаемые коллеги! Новая рубрика нашего журнала «Вести из ближнего зарубежья» вызвала живой интерес наших читателей. Сегодня авторы рубрики — украинские гости из Центральной городской библиотеки для детей им. Ш. Кобера и В. Хоменко г. Николаева. Наталия Викторовна Семилет и Галина Степановна Гречко, наш давний автор и друг, порадовали нас своим рассказом о замечательных инициативах библиотеки. «"Библиотека расширяет пространство", "Библиотека выходит на улицу", "Библиотека вне стен библиотеки", "Вы о нас еще не знаете, тогда мы идем к вам!" Все чаще эти словосочетания звучат в профессиональных кругах. И не только звучат. Экспансия библиотечных услуг за пределы своих стационаров становится настоятельной необходимостью, которая заставляет библиотеки реформировать, оптимизировать свою структуру, создавать нечто новое, мобильное и востребованное», — пишут авторы.

Какие интересные формы работы по привлечению детей к чтению применяют библиотекари: библиорюкзачки, библиодесанты, библиогастроли. Все эти формы могут быть применимы и в школьных библиотеках. Для младших школьников — библиорюкзачки, а в малочитающий класс можно прийти с «библиогастролью».

«Нельзя быть увядающей фиалкой и работать в библиотеке. Вы должны иметь харизму, выйти на свет Божий и заявить о себе».

Реймонд Сантьяго

Эти слова директора библиотечной системы г. Майами можно считать своеобразной установкой для библиотечных специалистов.

Произвести впечатление на современного читателя и сделать его посещение библиотеки ярким событием — задача не из легких. Нужно уметь

показать нестандартное содержание и форму, новое видение, новую лексику, новые способы коммуникации, внести ауру новизны и работать в опережающем режиме.

Смысл и стиль, профессионализм и креативность — это своеобразная концепция успеха.

Ресурсы, услуги, качество — это своеобразный вектор развития библиотек.

Как работать с новыми типами пользователей, какие виды и формы библиотечных услуг нужны читателям, как изменить технологии в организации библиотечного обслуживания? Эти и другие вопросы все чаще задают себе библиотечные специалисты.

В условиях быстро меняющейся информации уже недостаточно тех функций, которые традиционно выполняла библиотека в обществе. Все возрастает роль библиотеки как проводника в мире информации, как учреждения, которое не только выдаст книги на руки, но и может доставить их непосредственно к месту работы, учебы, жительства, отдыха, лечения.

Наш библиотечный сервис направлен сегодня на создание оптимальных форм и условий обслуживания, которые обеспечивают:

  • приближение их к пользователям (внестационарные формы);
  • комфортность обслуживания, удобство пользования библиотекой (мультимедиасервисы, мобильное реагирование на запросы читателей, предоставление услуг, адекватных их ожиданиям и потребностям);
  • справочно-ориентирующую функцию (справки по телефону, E-mail, виртуальные справки для удаленных пользователей);
  • рекламу библиотеки и библиотечных услуг через массмедиа (библиотечные теле- и радиопередачи, прямые эфиры, репортажи с мест и т.д.).

«Библиотека расширяет пространство», «Библиотека выходит на улицу», «Библиотека вне стен библиотеки», «Вы о нас еще не знаете, тогда мы идем к вам!». Все чаще эти словосочетания звучат в профессиональных кругах. И не только звучат. Экспансия библиотечных услуг за пределы своих стационаров становится настоятельной необходимостью, которая заставляет библиотеки реформировать, оптимизировать свою структуру, создавать нечто новое, мобильное и востребованное. Эта необходимость подтолкнула и нас к созданию нового структурного подразделения — абонементной службы книжной навигации. Она нацелена прежде всего на так называемого «внешнего» пользователя, находящегося вне числа постоянных читателей.

Основные функции службы — стационарное и внестационарное продвижение книг абонемента к пользователю, который знакомится с фондом вне стен библиотеки или в библиотеке, не беря книгу домой.

Основной задачей службы является освоение дополнительных территорий для продвижения книги к тем, кто в силу объективных и субъективных причин не может прийти в библиотеку, а также промоция' книги и чтения.

Служба осуществляет свою деятельность с помощью следующих форм:

  • «библиосада» (обслуживание воспитанников в детских садах, детских домах, других дошкольных учреждениях);
  • «библиорюкзачков» (обслуживание учащихся младших классов, групп продленного дня, детей из летних школьных лагерей в классах и отрядах);
  • Bоок-боксов «Скорая книжная помощь» (обслуживание организаторов детского чтения — педагогов, воспитателей — в сервисном режиме, то есть с доставкой литературы на параллельных носителях информации по заказу педагога в школу или внешкольное учреждение);
  • «библиодесанта» в места, где часто бывает молодежь (медиацентры, бюро по трудоустройству, кафе и т.д.);
  • «абонемента под открытым небом» (где каждый человек, проходящий мимо, может стать читателем без трудных правил и условий);
  • «библиогастролей» (в отдаленные школы и внешкольные учреждения как с обменом книг, так и с зрелищной библиотечной программой).

Среди других форм внестационарного обслуживания мы используем и такие:

  • пресс-абонемент в школе для ОДЧ;
  • обслуживание в интернатах, детских поликлиниках (пресс-кейсы, комментированные чтения с элементами пальчикового театра в специнтернатах и детских поликлиниках, где у кабинетов врачей ждут очереди маленькие пациенты);
  • выездные книжные экспозиции, приуроченные ко Дню города, открытию городских выставок;
  • музей книги на колесах, библиотека на колесах, книжный автобус и др.;
  • литературные лавочки под открытым небом (для детей, играющих на дворовых детских площадках);
  • временный абонемент для приезжих и студентов и др.

Благодаря Службе книжной навигации, у библиотечных работников есть возможность:

  • выйти за пределы библиотеки навстречу потенциальному пользователю на придомовые территории, детские площадки и детские городки, скверы, парки, улицы, аллеи;
  • предоставлять равные возможности доступа к книге всем категориям пользователей — как возрастной, так и социальной принадлежности;
  • реализовывать адресное и упреждающее обслуживание;
  • обслуживать на дому, в стационарах детских лечебных учреждений, в учреждениях закрытого типа (приюты, спецшколы, школы социальной реабилитации и т.д.).

В процесс продвижения книг к пользователю мы тоже внесли элементы новизны. Сегодня популяризируем книгу среди местного сообщества, используя наиболее действенные формы работы: уличные акции (флешмобы2, перфомансы3, театрализованные шествия героев детских книг, ралли книголюбов); сетевые читательские акции («Приведи друга в библиотеку», «Книга ищет читателя», «Хорошую книгу — в хорошие руки» (для оздоровительных детских лагерей), «Улица читающих людей» (организовываем ее в парке, на аллее, возле супермаркетов), «Читаем всем двором», «Скажи книге “Да!”»); литературные туры; открытие библиотечных двориков; праздники книги на «библиотечном» проспекте; дни любимой книги; марафоны и фестивали книги; бенефисы читателей и классные читательские дуэли; ток-шоу «Читатель из толпы» и др.

Именно эти мероприятия стали настоящим событием как для самих библиотек, так и для горожан, заставили говорить о них в транспорте, на улице, СМИ.

Среди наиболее требовательных пользователей библиотеки — подростки и молодежь. Они ждут от социальных институтов, в том числе и от библиотек, нового видения, новых видов коммуникаций. Какие формы могут быть востребованы ими, на какие мероприятия они пойдут так, как идут на любимую рок-группу, любимый блокбастер или спортивное состязание? Конечно, на те, которые им близки по духу, по форме проведения и интерактивному накалу.

Для себя мы выбрали следующие: вечера-коктейли, литературные party4, книжные и пресс-бары, библиокафе, недели тинэйджера в библиотеке и недели журнальных и книжных открытий. Новинкой этого года стало проведение «Литературных сумерек» в библиотеке. Многие идеи проведения этого увлекательного мероприятия для подростков мы позаимствовали у наших львовских коллег из ЦБС для детей.

В тот вечер наша центральная библиотека превратилась в настоящий лабиринт ужасов, куда, по стечению обстоятельств, забросило группу искателей приключений, для которых мы подготовили экстремально-развлекательную вечеринку «Отважные искатели».

Хозяйками вечера были очаровательная пиратка и гламурная колдунья, которые сопровождали ребят по лабиринтам библиотеки.

Искатели совершили четыре остановки: на «Детективной» их встречала мудрая мисс Марпл, тут их ожидало необычное литературное расследование. В «Компьютерной мастерской Тролля» ребята в экстремальных условиях должны были быстро собрать компьютер. Но главное подстерегало впереди — «Лабиринт ужасов» в библиотечном подземелье. Тут искателей уже поджидала Баба-яга, Кощей Бессмертный, Печальный Призрак графини — и так просто из лабиринта они никого не выпускали. Для начала — тест на храбрость, и ребята прошли его достойно. Но этого недостаточно. Чтобы пройти еще одно испытание, понадобились ловкость, сообразительность и самое главное — книжная эрудиция.

А конечная остановка — в «Зале веселых приключений». Викторины, конкурсы, сложные задания и, наконец, награждение победителей.

Какая же вечеринка без музыки и танцев? Ребят ждал еще один сюрприз — они попали на самую настоящую rock-party, где солистка группы «Игра втемную» Анна Атланова исполнила свои зажигательные хиты. В итоге — фейерверк эмоций, звонкий смех, отличное настроение. А в завершение ребят ждала веселая дискотека. Им так у нас понравилось, что они не хотели покидать гостеприимные стены библиотеки, хотя на город N уже опустилась ночь...

«Библиотечные сумерки» с успехом прошли и в других библиотеках для детей и стали настоящим резонансным событием в городе.

Наши библиотеки сегодня действительно становятся местом встреч и общения для подростков.

Для них мы открыли креативные клубы по интересам: «Стильная штучка» (для девочек-модниц), «Панночка» (креативное рукоделие), «Пилигрим» (для любителей путешествий), «Волшебный мир кукол» (для будущих актеров-кукловодов), «Мудрый паучок» (для начинающих пользователей ПК) и др.

Работаем и над созданием соответствующего наглядного пространства для этой категории читателей. Интерактивные выставки «Поколение Next», «Тебе, тинэйджер», «Вам нравится это?», «Модный книжный приговор», «Мобильная связь с читателем» и другие вызывают определенный интерес этой возрастной категории.

Среди новых услуг для других групп пользователей — услуги «библиотечного гувернера»:

  • библиотечная продленка;
  • школа выполнения домашних заданий — в нее привлекаем учителей-пенсионеров, детей-волонтеров, библиотекарей-педагогов;
  • летний библиосад, в котором родители на время могут оставить своих детей, а библиотекари организуют для них интересный досуг.

Буккроссинги тоже у нас популярны. Благодаря им каждая библиотека создает неформальный клуб, убирает границы в общении, меняет отношение людей к чтению и книгам, дает возможность книгам из личных библиотек получить вторую читательскую жизнь, которая базируется на принципе «прочитал — отдай другому».

Не забываем мы и об услугах для пап, мам, бабушек и дедушек наших читателей. Для них:

  • библиотечный «адвокат» (законодательная база);
  • семейный клуб выходного дня;
  • дни родителей в библиотеке;
  • информационный эллинг (информационная помощь социально не защищенным группам пользователей — дети особого внимания и их семьи, социальные сироты, малолетние мамы, эмигранты, беженцы и т.д.).

Позиционируя себя как ресурсный, библиотечно-информационный центр, мы нацеливаем наши услуги на обеспечение доступа к информации всех категорий пользователей местного сообщества.

PR-акции для горожан, дни благодарения, рекламные проекты «Известные горожане читают детям», «Юбилей писателя в библиотеке», презентации имени, творческие подиумы и творческие ателье, успешные читательские истории — это те формы работы, которые помогают библиотеке найти социальных партнеров, союзников, настоящих друзей библиотеки.

Эффективным способом рекламы библиотеки и ее услуг стало использование сервисов WEB 2.0. Социальные сети, блоги, сайты, фору

мы, чаты, новостные ленты — это сегодняшние реалии.

Блог — это не только огромная читательская аудитория, но прекрасное средство общения, отличные технические возможности для демонстрации возможностей библиотеки.

Наш блог «Библиотека города N» быстро стал универсальным помощником библиотекарей. Те-перь всегда есть возможность сообщить о важном библиотечном событии, поделиться полезной информацией, провести анкетирование, выставить видеоролик собственного производства.

Нашему блогу уже полтора года. За это время его посетило около 70 тысяч человек. Ведь это здорово, когда в библиотеку заходят, пусть даже виртуально, 800-900 человек в сутки! Благодаря ему библиотека открыта круглосуточно.

Хочется поделиться приятной новостью: совсем недавно блог библиотеки стал победителем первого национального конкурса «Звезды библиотечной блогосферы», проводимого программой «Библиомост» при поддержке «Microsoft» в Украине.

Мы постоянно держим руку на пульсе времени. Изучение спроса, различного рода анкетирования, мониторинги, телефонные и уличные опросы позволяют нам определить показатель степени известности библиотеки в городе, найти болевые точки и точки бифуркации.

Секция публичных библиотек ИФЛА выработала рекомендации для современных библиотек в условиях глобализации:

  • осознайте свою уникальность во всем том, что касается наших ресурсов, возможностей и задач;
  • используйте все возможности, но не забывайте об опасностях;
  • ищите пути сотрудничества, а не противостояния;
  • помните, что читатель первичен, а библиотекарь вторичен;
  • учитесь анализировать любую информацию — даже ту, которую получаете со страниц периодики, экранов телевизоров, разговоров с коллегами и друзьями;
  • учитесь прогнозировать;
  • делитесь своими проблемами, вполне вероятно, что кто-то уже нашел их решение.

Этим предложениям мы стараемся следовать. Учимся анализировать, прогнозировать, работать в опережающем режиме. И делаем это постоянно, ежедневно и целенаправленно. И уверены, что только тогда у нас есть шанс не пропасть на просторах глобализации, обеспечить качество услуг и усовершенствовать модель современной библиотеки.