Методические рекомендации по проведению "Открытого урока чтения" в образовательных учреждениях России. // Школьная библиотека. – 2007 .– № 4. – С. 6-11.
Комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях в рамках международного фестиваля "БиблиОбраз". Цели, задачи, содержание урока.
“Открытый урок ЧТЕНИЯ” (далее Урок) — это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях в рамках международного фестиваля “БиблиОбраз”, который состоится в Москве 9-11 октября 2007 г.
Целью Урока является привлечение внимания учащейся молодежи к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.
Основные задачи Урока:
- Развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;
- Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;
- Позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы;
- Консолидация усилий школьных коллективов, родителей, специалистов книжного дела, СМИ, творческих союзов, представителей местной администрации для поддержки школьных библиотек и популяризации чтения.
Сроки проведения
Урок проводится 9 октября 2007 г. с 10.00 час. по местному времени. Его продолжительность определяется каждым школьным коллективом самостоятельно с учетом характера и реальных условий организации.
Участники
Участниками Урока являются школьники всех возрастных групп, школьные библиотекари, учителя и администрация образовательного учреждения. При этом, если позволяют условия, организационным центром подготовки мероприятий становится школьная библиотека, координирующая деятельность педагогического коллектива и учащихся.
Проведение Урока диктует необходимость взаимодействия школы с максимально широким кругом заинтересованных структур и частных лиц, а именно: родителями, выпускниками школы, представителями творческих союзов, издательств, СМИ, местной администрацией, авторами книг, сотрудниками литературных музеев, детских и юношеских библиотек, театров и т.д.
Содержание Урока
Каждая школа планирует мероприятия самостоятельно, по-своему комбинирует и творчески интерпретирует их содержательные компоненты в рамках общей концепции.
Оптимальный план проведения Урока представляет собой ряд взаимосвязанных мини-проектов (см. ниже), имеющих неформальный и мотивирующий к чтению характер, способных активно вовлечь в деятельность школьников, учителей, родителей, приглашенных гостей и стать для всех настоящим “Праздником чтения”.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. “Приглашение к чтению”
Цель — развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера.
Содержание: встречи с уважаемыми в селе/городе/районе людьми (например, с представителем местной администрации, актером, спортсменом, спонсором школы и др.), с тем, кто может рассказать школьникам о позитивной роли чтения в своей успешной жизни, о своих любимых книгах и жизненных приоритетах.
“Приглашение к чтению” может быть мероприятием открытия, на которое в актовом зале соберется вся школа. В этом случае выступление гостя имеет статус “вдохновляющего” начала. Однако оно может проводиться и в более узкой аудитории, например, в классе или нескольких классах одной ступени обучения, но обязательно соответствовать возрастным особенностям целевой аудитории. Так, темой встречи со старшеклассниками может быть роль чтения при выборе профессии, в достижении поставленных благородных целей, в познании и понимании мира. Школьникам средней ступени, скорее, будет интересен увлекательный школьный рассказ о самой важной книге в жизне гостя, а ученикам начальной школы, вероятно, подойдет чтение его любимых детских книжек.
Важно, чтобы встреча носила характер неформального диалога, в котором школьники, родители, учителя могли бы свободно задавать вопросы и высказывать свои мнения.
Основные шаги по подготовке:
1. Выбор гостя по следующим критериям:
✓ начитанность, широкий кругозор,
✓ высокий культурный уровень,
✓ известность,
✓ хорошее владение языком,
✓ умение выступать и общаться с молодежной аудиторией.
2. Согласование с гостем времени и содержания встречи.
3. Подготовка участников к встрече:
✓ информирование о госте и сбор вопросов, которые хотелось бы ему задать во время встречи;
✓ оформление коллажа или стенгазеты по теме выступления гостя.
4. Разработка плана и сценария встречи.
5. оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи).
6. Подготовка необходимых технических средств.
7. Выбор и подготовка ведущих.
2. “Открытие книги”
Цель — развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении автора или мастера художественного слова.
Содержание: литературные чтения, проводимые в следующих возможных форматах:
✓ встреча с автором книги (писателем, поэтом), авторское чтение произведений или их фрагментов, раздача автографов;
✓ художественное чтение литературных произведений артистами местного театра, театральной студии и т.д.
Основные шаги по подготовке:
1. Установление контакта с местным творческим союзом, театром, театральной студией и др.
2. Согласование с гостями времени и программы выступления.
3. Подготовка участников к встрече:
✓ предварительное прочтение произведений, входящих в программу;
✓ ознакомление с биографией и творчеством автора(-ов) произведений;
✓ подготовка книжно-иллюстративной выставки в библиотеке.
4. Разработка плана и сценария мероприятия.
5. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи).
6. Подготовка необходимых технических средств.
7. Выбор и подготовка ведущих.
3. “Со страниц на сцену”
Цель — развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста.
Содержание: литературный или литературно-музыкальный концерт, спектакль.
Взрослые и дети выступают как участники действия и как зрители. Так, старшеклассники могут подготовить концерт или спектакль для учащихся, родителей и учителей начальной школы. Подготовка осуществляется в режиме проектной работы, в процессе которой определяются целевые группы школьников и учителей. Каждая из этих групп (“Костюмеры”, “Художники”, “Сценаристы” и т.д.) получает свое задание.
Основные шаги по подготовке:
1. Выбор темы концерта или художественного произведения для инсценировки.
2. Приглашение художественного руководителя (режиссера).
3. Составление программы концерта или работа над текстом пьесы.
4. Распределение ролей, обязанностей и поручений.
5. Репетиционный процесс.
6. Изготовление костюмов, реквизита, декораций, афиш, выпуск и распространение пригласительных билетов.
7. Подготовка музыкального сопровождения.
8. Подготовка технических средств.
4. “Послушайте!”
Цель — развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении, сверстников, старших товарищей и родителей.
Содержание: конкурс на лучшего чтеца.
Основные шаги по подготовке:
1. Определение темы конкурса и его девиза.
72. Выбор потенциальными участниками произведений для чтения на конкурсе.
3. Подготовка каждым участником краткой информации о выбранном произведении и его авторе.
4. Подготовка иллюстративной выставки на тему конкурса.
5. Формирование жюри, в состав которого входят как взрослые, так и школьники.
6. Разработка критериев оценки конкурсантов и определение регламента работы жюри.
7. Подготовка грамот и призов для награждения победителей.
8. Оформление библиотеки, класса, актового зала, где будет проходить конкурс.
9. Выбор и подготовка ведущих.
5. “Почитай мне!”
Цель — развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы “семейного чтения”, воспитание у старших школьников ответственности и заботливого отношения к их младшим товарищам.
Содержание: акция, литературные чтения, в ходе которых библиотекарь, родители, учителя- предметники, старшеклассники читают книги ученикам начальной школы.
Мероприятие может проводиться для нескольких классов, маленьких групп или даже индивидуально и завершиться творческими формами совместной работы старшеклассников и младших школьников, например, рисованием на тему прочитанного, составлением альбома иллюстраций, что может стать основой для организации выставки “Мы читаем и рисуем”.
Основные шаги по подготовке:
1. Определение формата мероприятия и его целевой аудитории.
2. Выбор книг для чтения.
3. Распределение чтецов и слушателей в зависимости от формата мероприятия (маленькая группа или индивидуально).
4. Создание в школе уютных “уголков” для реализации данного мероприятия.
5. Психологическая подготовка старшеклассников к общению с малышами.
6. Подготовка бумаги, красок, карандашей для последующего “часа рисования” в начальной школе.
7. Организация выставки рисунков в школе.
6. “Книга в кругу читателей”
Цель — формирование у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге.
Содержание: читательская конференция или разговор о прочитанных книгах.
Основные шаги по подготовке:
1. Выбор темы конференции, книг или книги для обсуждения.
2. Работа с участниками:
✓ прочтение книги;
✓ подготовка к выступлению, докладу, дискуссии;
✓ выбор отрывка, который выступающему хотелось бы прочитать публично и т.д.
3. Оформление школьной библиотеки и других школьных помещений в соответствии с темой конференции.
4. Работа в творческих группах:
✓ группа (“Исследователи”) собирает и готовит дополнительную информацию о книге и ее авторе;
✓ группа (“КВН”) разрабатывает сценарий викторины по книге или иные содержательно связанные с ней конкурсы, готовит призы для награждения;
✓ группа (“Связи с общественностью”) обеспечивает информационную поддержку конференции, готовит афишу, приглашения участникам и гостям, осуществляет фото— и видеосъемку;
✓ группа (“Театр”) готовит инсценировку фрагмента литературного произведения;
✓ группа (“Сценаристы”) разрабатывает общий сценарий конференции и готовит ведущих.
7. “Литературная игра”
Цель — развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.
Содержание: игра, основанная на одном или нескольких литературных источниках и состоящая из ряда заданий, выполняемых в определенной последовательности (например, нахождение “Золотого ключика”, “Клада на острове сокровищ” или спасение попавших в беду героев книги и т.д.).
Перед началом игры желательно предложить участникам, если они объединены в команды, придумать их название и девизы.
Игра может занять всё школьное пространство. В этом случае задание (или серия заданий) выполняется в разных помещениях, а команда узнает о месте проведения следующего задания лишь после правильного решения предыдущего.
8
Основные шаги по подготовке:
1. Выбор литературной основы для игры, придумывание ее названия.
2. Разработка конкурсных заданий:
✓ чтение зашифрованного текста из книги;
✓ соотнесение фрагментов текста с рисунками, изображающими персонажей книги;
✓ соотнесение предметов с задачами, которые персонажи решают или могли бы решить с их помощью;
✓ расположение иллюстраций в правильном порядке, отражающем сюжет книги;
✓ нанесение на географическую карту маршрутов перемещения персонажей;
✓ восстановление поврежденного или искаженного фрагмента текста;
✓ составление ребусов, кроссвордов, шарад;
✓ озвучение немого фрагмента из существующей экранизации книги;
✓ придумывание продолжения книги и др.
3. Написание сценария игры, определение ее ведущих, подготовка соответствующего реквизита.
4. Оформление помещений, в которых пройдут разные этапы игры.
МЕРОПРИЯТИЯ - “СПУТНИКИ”
Предлагаемые выше основные мероприятия желательно сопроводить мероприятиями- спутниками. К их числу следует отнести, например, подготовленную накануне Урока экспозицию новых книжных поступлений в школьную библиотеку под названием “Книга ищет читателя!”, а также:
1. Выставки, организованные, в том числе, и в результате проведенных конкурсов:
- выставка иллюстраций к любимым произведениям художественной литературы {“Смотрите, что мы читали!”)’,
- выставка плакатов (“Читайте хорошие книги!”);
- фотовыставка (“Мои друзья читают”, “Мой класс\Моя семья\Наша школа) Наш город читает”);
- выставка значков, книжных закладок, экслибрисов (“Я читатель!”).
2. Выпуск стенгазеты, оформление стенда или сайта (“Что и как мы читаем?”).
3. Викторина по произведениям детской и подростковой литературы.
4. Акция “Я рекомендую!”, в ходе которой
школьники вкладывают в понравившиеся им прочитанные книги школьной библиотеки закладку со своей личной рекомендацией (акция стартует во время Урока и проходит в течение четверти, триместра или всего учебного года).
5. Акция “Золотая полка книг”, во время которой школьники выставляют в библиотеке, в классах свои любимые книги или пишут их названия и имена авторов на нарисованных книжных корешках.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
1. Информирование школьного коллектива об Уроке. Обсуждение возможных форм его проведения, сбор в каждом классе предложений, разработка программы Урока — не позднее мая2007г.
2. Создание школьного оргкомитета, в состав которого включаются школьный библиотекарь, представители школьной администрации, учителя, учащиеся, родители — не позднее мая 2007г.
3. Первичная подготовительная работа по установлению контактов с партнерами и СМИ — не позднее мая 2007 г.
4. Уточнение и утверждение оргкомитетом программы Урока — не позднее 10 сентября 2007 г.
5. Распределение обязанностей, создание рабочих групп на уровне школы и в каждом классе, выделение ответственных учителей, родителей и школьников за следующие направления:
- оформление школы, библиотеки и классов (афиши, выставки, декор);
- подготовка каждого мероприятия (см. выше “Основные шаги по подготовке”);
- сотрудничество с партнерами;
- приглашение гостей;
- подготовка технических средств — 8 сентября — 8 октября 2007 г.
6. Проведение Урока — 9 октября 2007 г.
7. Подведение итогов Урока (выпуск фотоколлажей, стенгазет, видеофильмов и др.) — октябрь — ноябрь 2007 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА УРОКА
Серьезное содействие в реализации задач Урока могут оказать средства массовой информации. Они способны не только целенаправленно сопровождать процесс подготовки и проведения общественно значимых мероприятий в новостных выпусках местных газет, телевидения и радио, но и ориентировать свои передачи и
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА №4 АПРЕЛЬ 2007
9
публикации на содержательную поддержку Урока. Например:
- проведение интервью с авторами, пропагандистами чтения, спонсорами школьных библиотек;
- показ на телеэкране и организация на радио литературных чтений, дискуссий, бесед по проблемам чтения;
- демонстрация лучших экранизаций и радиоинсценировок художественных произведений.
Для проведения Урока рекомендуется использовать также материалы сайта Центра развития русского языка www.ruscenter.ru и другие Интернет-ресурсы.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АКЦИИ “ПЛОЩАДЬ, ПОЛНАЯ СТИХОВ”
Культурно-просветительская акция “Площадь, полная стихов” проводится на трех площадях г. Москвы в рамках международного фестиваля “БиблиОбраз 2007”, который состоится в Москве 9-11 октября 2007 г.
Время проведения акции: 9 октября 2007 г., 16.00 час. — 17.30 час.
Место проведения: Пушкинская площадь, Славянская площадь, Тверская площадь.
Целевая группа:
Участниками акции являются школьники старших классов, студенты филологических факультетов, гуманитарных и творческих вузов, литературных студий, творческая интеллигенция, все желающие. При этом планируется следующее количество специально приглашенных на акцию участников:
Пушкинская площадь — 500 чел.;
Славянская площадь — 500 чел.;
Тверская площадь — 300 чел.
Целью акции является развитие у молодежи интереса к чтению и прослушиванию стихов на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении авторов или мастеров художественного слова.
Содержание: Чтение вслух произведений отечественной поэзии, а также стихотворений молодых поэтов г. Москвы.
Славянская площадь: произведения “Золотого века” русской поэзии, а также поэтов до— и послепушкинской поры + современная поэзия;
Пушкинская площадь: произведения “Серебряного века” русской поэзии + современная поэзия;
Тверская площадь: произведения советского периода + современная поэзия.
Чтение сопровождается музыкой, соответствующей настроению стихов.
На всех трех площадях планируется проведение акции “Книге — новую жизнь”, основной целью которой является сбор книг для отправки их в школьные библиотеки России.
Оформление
На местах проведения акции устанавливается сцена (подиум) и экран для телетрансляций. Площади декорируются символикой Фестиваля “БиблиОбраз” и организаторов акции (Правительство Москвы, Центр развития русского языка).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ “БИБЛИОБРАЗА НА ЭКРАНЕ, В ТЕАТРЕ, В ЛИТЕРАТУРНОМ МУЗЕЕ”
Акции “Театральный БиблиОбраз”, “Библи- Образ на экране”, “БиблиОбраз в литературном музее” проводятся в рамках международного фестиваля “БиблиОбраз 2007”, который состоится в Москве 9-11 октября 2007 г.
Время проведения акций: 9-11 октября 2007 г. (все три дня или один из трех дней).
Участники акций — школьники всех возрастов, учителя и школьные библиотекари, родители, для которых посещение фестивальных мероприятий проводится на безвозмездной основе.
“ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИБЛИОБРАЗ”
Целью акции является развитие средствами театрального искусства у учащейся молодежи внимание к книге и чтению, воспитание интереса к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.
Место проведения: театры, театральные студии и театральные вузы
Содержание:
✓ показ детских и молодежных спектаклей по литературным произведениям;
✓ встречи с авторами, режиссерами спектаклей и актерами;
✓ конкурсы, викторины, игры с героями любимых книг в фойе;
✓ дискуссии до или после спектакля;
✓ создание “уголков чтения” в фойе.
“БИБЛИОБРАЗ НА ЭКРАНЕ”
Целью акции является развитие у школьников всех возрастных групп средствами киноискусства мотивации к чтению, воспитание интереса к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.
Место проведения: детские кинотеатры, киностудии
Содержание:
Показ лучших экранизаций литературных произведений для детей и юношества;
✓ Встречи с творческими коллективами;
✓ Конкурсы, викторины, игры с героями любимых книг в фойе;
✓ Дискуссии до или после просмотра фильма;
✓ Создание “уголков чтения” в фойе.
“БИБЛИОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРНОМ МУЗЕЕ”
Цель акции — развитие у учащейся молодежи интереса к литературному наследию, уважения к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений.
Место проведения: литературные музеи
Содержание:
Экскурсии в музеи;
✓ Литературные чтения, встречи с современными авторами;
✓ Выставки.