• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  •    Методические рекомендации по проведению "Открытого урока          чтения" в образовательных учреждениях России. // Школьная библиотека. – 2007 .– № 4. – С. 6-11.

   Методические рекомендации по проведению "Открытого урока          чтения" в образовательных учреждениях России. // Школьная библиотека. – 2007 .– № 4. – С. 6-11.

Комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях в рамках международного фестиваля "БиблиОбраз". Цели, задачи, содержание урока.

“Открытый урок ЧТЕНИЯ” (далее Урок) — это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях в рамках международного фестиваля “БиблиОбраз”, который состоится в Москве 9-11 октября 2007 г.

Целью Урока является привлечение внимания учащейся молодежи к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.

Основные задачи Урока:

  • Развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приори­тетных культурных потребностей учащихся;
  • Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;
  • Позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы;
  • Консолидация усилий школьных коллективов, родителей, специалистов книжного дела, СМИ, творческих союзов, представителей местной администрации для поддержки школьных библиотек и популяризации чтения.

Сроки проведения

Урок проводится 9 октября 2007 г. с 10.00 час. по местному времени. Его продолжительность определяется каждым школьным коллективом самостоятельно с учетом характера и реальных условий организации.

Участники

Участниками Урока являются школьники всех возрастных групп, школьные библиотекари, учителя и администрация образовательного учреждения. При этом, если позволяют условия, организационным центром подготовки мероприятий становится школьная библиотека, координирующая деятельность педагогического коллектива и учащихся.

Проведение Урока диктует необходимость взаимодействия школы с максимально широким кругом заинтересованных структур и частных лиц, а именно: родителями, выпускниками шко­лы, представителями творческих союзов, издательств, СМИ, местной администрацией, авто­рами книг, сотрудниками литературных музеев, детских и юношеских библиотек, театров и т.д.

Содержание Урока

Каждая школа планирует мероприятия самостоятельно, по-своему комбинирует и творчески интерпретирует их содержательные компоненты в рамках общей концепции.

Оптимальный план проведения Урока представляет собой ряд взаимосвязанных мини-проектов (см. ниже), имеющих неформальный и мотивирующий к чтению характер, способных активно вовлечь в деятельность школьников, учи­телей, родителей, приглашенных гостей и стать для всех настоящим “Праздником чтения”.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. “Приглашение к чтению”

Цель — развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера.

Содержание: встречи с уважаемыми в селе/городе/районе людьми (например, с представителем местной администрации, актером, спортсменом, спонсором школы и др.), с тем, кто может рассказать школьникам о позитивной роли чтения в своей успешной жизни, о своих любимых книгах и жизненных приоритетах.

“Приглашение к чтению” может быть меро­приятием открытия, на которое в актовом зале соберется вся школа. В этом случае выступле­ние гостя имеет статус “вдохновляющего” нача­ла. Однако оно может проводиться и в более узкой аудитории, например, в классе или несколь­ких классах одной ступени обучения, но обязательно соответствовать возрастным осо­бенностям целевой аудитории. Так, темой встречи со старшеклассниками может быть роль чтения при выборе профессии, в достижении поставленных благородных целей, в познании и понимании мира. Школьникам средней ступени, скорее, будет интересен увлекательный школь­ный рассказ о самой важной книге в жизне гостя, а ученикам начальной школы, вероятно, по­дойдет чтение его любимых детских книжек.

Важно, чтобы встреча носила характер не­формального диалога, в котором школьники, ро­дители, учителя могли бы свободно задавать вопросы и высказывать свои мнения.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор гостя по следующим критериям:

✓    начитанность, широкий кругозор,

✓    высокий культурный уровень,

✓    известность,

✓    хорошее владение языком,

✓    умение выступать и общаться с моло­дежной аудиторией.

2. Согласование с гостем времени и содер­жания встречи.

3. Подготовка участников к встрече:

✓    информирование о госте и сбор вопро­сов, которые хотелось бы ему задать во время встречи;

✓    оформление коллажа или стенгазеты по теме выступления гостя.

4. Разработка плана и сценария встречи.

5. оформление места проведения мероприя­тия, преображение библиотеки или класса в ли­тературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи).

6.    Подготовка необходимых технических средств.

7. Выбор и подготовка ведущих.

2. “Открытие книги”

Цель — развитие у учащихся мотивации к чте­нию на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении авто­ра или мастера художественного слова.

Содержание: литературные чтения, проводи­мые в следующих возможных форматах:

✓    встреча с автором книги (писателем, по­этом), авторское чтение произведений или их фрагментов, раздача автографов;

✓    художественное чтение литературных произведений артистами местного театра, театральной студии и т.д.

Основные шаги по подготовке:

1. Установление контакта с местным творчес­ким союзом, театром, театральной студией и др.

2. Согласование с гостями времени и про­граммы выступления.

3. Подготовка участников к встрече:

✓    предварительное прочтение произведе­ний, входящих в программу;

✓           ознакомление с биографией и творчест­вом автора(-ов) произведений;

✓           подготовка книжно-иллюстративной выс­тавки в библиотеке.

4. Разработка плана и сценария мероприятия.

5. Оформление места проведения мероприя­тия, преображение библиотеки или класса в ли­тературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи).

6. Подготовка необходимых технических средств.

7. Выбор и подготовка ведущих.

3.  “Со страниц на сцену”

Цель — развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуще­ствляемую ими на основе художественного текста.

Содержание: литературный или литературно-музыкальный концерт, спектакль.

Взрослые и дети выступают как участники действия и как зрители. Так, старшеклассники могут подготовить концерт или спектакль для учащихся, родителей и учителей начальной шко­лы. Подготовка осуществляется в режиме проект­ной работы, в процессе которой определяются целевые группы школьников и учителей. Каждая из этих групп (“Костюмеры”, “Художники”, “Сце­наристы” и т.д.) получает свое задание.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор темы концерта или художественного произведения для инсценировки.

2. Приглашение художественного руководи­теля (режиссера).

3. Составление программы концерта или ра­бота над текстом пьесы.

4. Распределение ролей, обязанностей и по­ручений.

5. Репетиционный процесс.

6. Изготовление костюмов, реквизита, деко­раций, афиш, выпуск и распространение приг­ласительных билетов.

7. Подготовка музыкального сопровождения.

8. Подготовка технических средств.

4.  “Послушайте!”

Цель — развитие у учащихся мотивации к чте­нию на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении, сверст­ников, старших товарищей и родителей.

Содержание: конкурс на лучшего чтеца.

Основные шаги по подготовке:

1. Определение темы конкурса и его девиза.

72.       Выбор потенциальными участниками про­изведений для чтения на конкурсе.

3. Подготовка каждым участником краткой информации о выбранном произведении и его авторе.

4. Подготовка иллюстративной выставки на тему конкурса.

5. Формирование жюри, в состав которого входят как взрослые, так и школьники.

6. Разработка критериев оценки конкурсан­тов и определение регламента работы жюри.

7. Подготовка грамот и призов для награжде­ния победителей.

8. Оформление библиотеки, класса, актового зала, где будет проходить конкурс.

9. Выбор и подготовка ведущих.

5. “Почитай мне!”

Цель — развитие у учащихся интереса к худо­жественной книге на основе создания атмосфе­ры “семейного чтения”, воспитание у старших школьников ответственности и заботливого от­ношения к их младшим товарищам.

Содержание: акция, литературные чтения, в ходе которых библиотекарь, родители, учителя- предметники, старшеклассники читают книги ученикам начальной школы.

Мероприятие может проводиться для не­скольких классов, маленьких групп или даже ин­дивидуально и завершиться творческими фор­мами совместной работы старшеклассников и младших школьников, например, рисованием на тему прочитанного, составлением альбома ил­люстраций, что может стать основой для органи­зации выставки “Мы читаем и рисуем”.

Основные шаги по подготовке:

1. Определение формата мероприятия и его целевой аудитории.

2. Выбор книг для чтения.

3. Распределение чтецов и слушателей в за­висимости от формата мероприятия (маленькая группа или индивидуально).

4. Создание в школе уютных “уголков” для ре­ализации данного мероприятия.

5. Психологическая подготовка старшеклас­сников к общению с малышами.

6. Подготовка бумаги, красок, карандашей для последующего “часа рисования” в начальной школе.

7. Организация выставки рисунков в школе.

6. “Книга в кругу читателей”

Цель — формирование у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге.

Содержание: читательская конференция или разговор о прочитанных книгах.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор темы конференции, книг или книги для обсуждения.

2. Работа с участниками:

✓    прочтение книги;

✓          подготовка к выступлению, докладу, дис­куссии;

✓          выбор отрывка, который выступающему хотелось бы прочитать публично и т.д.

3. Оформление школьной библиотеки и дру­гих школьных помещений в соответствии с те­мой конференции.

4. Работа в творческих группах:

✓          группа (“Исследователи”) собирает и го­товит дополнительную информацию о кни­ге и ее авторе;

✓          группа (“КВН”) разрабатывает сценарий викторины по книге или иные содержа­тельно связанные с ней конкурсы, готовит призы для награждения;

✓          группа (“Связи с общественностью”) обеспечивает информационную поддерж­ку конференции, готовит афишу, пригла­шения участникам и гостям, осуществляет фото— и видеосъемку;

✓          группа (“Театр”) готовит инсценировку фрагмента литературного произведения;

✓          группа (“Сценаристы”) разрабатывает общий сценарий конференции и готовит ведущих.

7. “Литературная игра”

Цель — развитие у учащихся мотивации к чте­нию на основе увлекательной игровой деятель­ности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых си­туациях.

Содержание: игра, основанная на одном или нескольких литературных источниках и состоя­щая из ряда заданий, выполняемых в опреде­ленной последовательности (например, нахож­дение “Золотого ключика”, “Клада на острове сокровищ” или спасение попавших в беду героев книги и т.д.).

Перед началом игры желательно предложить участникам, если они объединены в команды, придумать их название и девизы.

Игра может занять всё школьное простран­ство. В этом случае задание (или серия заданий) выполняется в разных помещениях, а команда узнает о месте проведения следующего задания лишь после правильного решения предыдущего.

8

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор литературной основы для игры, при­думывание ее названия.

2. Разработка конкурсных заданий:

✓    чтение зашифрованного текста из книги;

✓    соотнесение фрагментов текста с рисун­ками, изображающими персонажей книги;

✓    соотнесение предметов с задачами, ко­торые персонажи решают или могли бы решить с их помощью;

✓    расположение иллюстраций в правиль­ном порядке, отражающем сюжет книги;

✓    нанесение на географическую карту маршрутов перемещения персонажей;

✓    восстановление поврежденного или ис­каженного фрагмента текста;

✓    составление ребусов, кроссвордов, ша­рад;

✓    озвучение немого фрагмента из сущест­вующей экранизации книги;

✓    придумывание продолжения книги и др.

3. Написание сценария игры, определение ее ведущих, подготовка соответствующего рекви­зита.

4. Оформление помещений, в которых прой­дут разные этапы игры.

МЕРОПРИЯТИЯ - “СПУТНИКИ”

Предлагаемые выше основные мероприятия желательно сопроводить мероприятиями- спутниками. К их числу следует отнести, напри­мер, подготовленную накануне Урока экспози­цию новых книжных поступлений в школьную библиотеку под названием “Книга ищет чита­теля!”, а также:

1. Выставки, организованные, в том числе, и в результате проведенных конкурсов:

  • выставка иллюстраций к любимым произ­ведениям художественной литературы {“Смот­рите, что мы читали!”)’,
  • выставка плакатов (“Читайте хорошие книги!”);
  • фотовыставка (“Мои друзья читают”, “Мой класс\Моя семья\Наша школа) Наш го­род читает”);
  • выставка значков, книжных закладок, экс­либрисов (“Я читатель!”).

2. Выпуск стенгазеты, оформление стенда или сайта (“Что и как мы читаем?”).

3. Викторина по произведениям детской и подростковой литературы.

4. Акция “Я рекомендую!”, в ходе которой

школьники вкладывают в понравившиеся им прочитанные книги школьной библиотеки за­кладку со своей личной рекомендацией (акция стартует во время Урока и проходит в течение четверти, триместра или всего учебного года).

5. Акция “Золотая полка книг”, во время ко­торой школьники выставляют в библиотеке, в классах свои любимые книги или пишут их наз­вания и имена авторов на нарисованных книж­ных корешках.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1. Информирование школьного коллектива об Уроке. Обсуждение возможных форм его проведе­ния, сбор в каждом классе предложений, разработ­ка программы Урока — не позднее мая2007г.

2. Создание школьного оргкомитета, в состав которого включаются школьный библиотекарь, представители школьной администрации, учите­ля, учащиеся, родители — не позднее мая 2007г.

3. Первичная подготовительная работа по ус­тановлению контактов с партнерами и СМИ — не позднее мая 2007 г.

4. Уточнение и утверждение оргкомитетом программы Урока — не позднее 10 сентября 2007 г.

5. Распределение обязанностей, создание рабочих групп на уровне школы и в каждом клас­се, выделение ответственных учителей, родите­лей и школьников за следующие направления:

  • оформление школы, библиотеки и классов (афиши, выставки, декор);
  • подготовка каждого мероприятия (см. выше “Основные шаги по подготовке”);
  • сотрудничество с партнерами;
  • приглашение гостей;
  • подготовка технических средств — 8 сен­тября — 8 октября 2007 г.

6. Проведение Урока — 9 октября 2007 г.

7. Подведение итогов Урока (выпуск фотокол­лажей, стенгазет, видеофильмов и др.) — ок­тябрь — ноябрь 2007 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА УРОКА

Серьезное содействие в реализации задач Урока могут оказать средства массовой инфор­мации. Они способны не только целенаправлен­но сопровождать процесс подготовки и прове­дения общественно значимых мероприятий в новостных выпусках местных газет, телевидения и радио, но и ориентировать свои передачи и

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА №4 АПРЕЛЬ 2007

9

публикации на содержательную поддержку Уро­ка. Например:

  • проведение интервью с авторами, пропа­гандистами чтения, спонсорами школьных биб­лиотек;
  • показ на телеэкране и организация на ра­дио литературных чтений, дискуссий, бесед по проблемам чтения;
  • демонстрация лучших экранизаций и ра­диоинсценировок художественных произведе­ний.

Для проведения Урока рекомендуется ис­пользовать также материалы сайта Центра раз­вития русского языка www.ruscenter.ru и другие Интернет-ресурсы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АКЦИИ “ПЛОЩАДЬ, ПОЛНАЯ СТИХОВ”

Культурно-просветительская акция “Пло­щадь, полная стихов” проводится на трех площа­дях г. Москвы в рамках международного фести­валя “БиблиОбраз 2007”, который состоится в Москве 9-11 октября 2007 г.

Время проведения акции: 9 октября 2007 г., 16.00 час. — 17.30 час.

Место проведения: Пушкинская площадь, Славянская площадь, Тверская площадь.

Целевая группа:

Участниками акции являются школьники старших классов, студенты филологических фа­культетов, гуманитарных и творческих вузов, ли­тературных студий, творческая интеллигенция, все желающие. При этом планируется следую­щее количество специально приглашенных на акцию участников:

Пушкинская площадь — 500 чел.;

Славянская площадь — 500 чел.;

Тверская площадь — 300 чел.

Целью акции является развитие у молодежи интереса к чтению и прослушиванию стихов на основе непосредственного восприятия художе­ственного текста в исполнении авторов или мас­теров художественного слова.

Содержание: Чтение вслух произведений отечественной поэзии, а также стихотворений молодых поэтов г. Москвы.

Славянская площадь: произведения “Золо­того века” русской поэзии, а также поэтов до— и послепушкинской поры + современная поэ­зия;

Пушкинская площадь: произведения “Сереб­ряного века” русской поэзии + современная по­эзия;

Тверская площадь: произведения советского периода + современная поэзия.

Чтение сопровождается музыкой, соответ­ствующей настроению стихов.

На всех трех площадях планируется проведе­ние акции “Книге — новую жизнь”, основной целью которой является сбор книг для отправки их в школьные библиотеки России.

Оформление

На местах проведения акции устанавливает­ся сцена (подиум) и экран для телетрансляций. Площади декорируются символикой Фестиваля “БиблиОбраз” и организаторов акции (Прави­тельство Москвы, Центр развития русского языка).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ “БИБЛИОБРАЗА НА ЭКРАНЕ, В ТЕАТРЕ, В ЛИТЕРАТУРНОМ МУЗЕЕ”

Акции “Театральный БиблиОбраз”, “Библи- Образ на экране”, “БиблиОбраз в литератур­ном музее” проводятся в рамках международ­ного фестиваля “БиблиОбраз 2007”, который состоится в Москве 9-11 октября 2007 г.

Время проведения акций: 9-11 октября 2007 г. (все три дня или один из трех дней).

Участники акций — школьники всех возрастов, учителя и школьные библиотекари, родители, для которых посещение фестивальных мероприятий проводится на безвозмездной основе.

“ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИБЛИОБРАЗ”

Целью акции является развитие средства­ми театрального искусства у учащейся молоде­жи внимание к книге и чтению, воспитание ин­тереса к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей уча­щихся.

Место проведения: театры, театральные студии и театральные вузы

Содержание:

✓    показ детских и молодежных спектаклей по литературным произведениям;

✓    встречи с авторами, режиссерами спек­таклей и актерами;

✓    конкурсы, викторины, игры с героями любимых книг в фойе;

✓    дискуссии до или после спектакля;

✓    создание “уголков чтения” в фойе.

“БИБЛИОБРАЗ НА ЭКРАНЕ”

Целью акции является развитие у школь­ников всех возрастных групп средствами кино­искусства мотивации к чтению, воспитание ин­тереса к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей уча­щихся.

Место проведения: детские кинотеатры, ки­ностудии

Содержание:

Показ лучших экранизаций литератур­ных произведений для детей и юношества;

✓     Встречи с творческими коллективами;

✓           Конкурсы, викторины, игры с героями любимых книг в фойе;

✓           Дискуссии до или после просмотра фильма;

✓     Создание “уголков чтения” в фойе.

“БИБЛИОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРНОМ МУЗЕЕ”

Цель акции — развитие у учащейся моло­дежи интереса к литературному наследию, уважения к книге и чтению как важным факто­рам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи по­колений.

Место проведения: литературные музеи

Содержание:

Экскурсии в музеи;

✓           Литературные чтения, встречи с совре­менными авторами;

✓           Выставки.