Грибановская А. Взвейтесь кострами, синие ночи! / А. Грибановская. // Библиотечное дело. – 2013 .– № 9. – С. 9 - 15.
О проведении Недели детской книги в библиотеке Московского дворца детского и юношеского творчества.
От редакции: журнал «Библиотечное Дело» редко анализирует конкретные мероприятия библиотек, тем более те, которые давно и прочно утвердились в библиотечном репертуаре. К ним можно отнести и ежегодную Неделю детской книги. На этот раз представляется случай рассказать о Неделе, проводимой в не обычной детской библиотеке, но в библиотеке знаменитого на всю страну Московского городского дворца детского и юношеского творчества, выпускники которого прославили отечественную культуру. Назовем лишь несколько имен: Владимир Васильев, Ролан Быков, Наталья Гундарева, Тамара Синявская, Людмила Касаткина, Сергей Никоненко...
Более того, публикуемый материал даёт возможность проследить на фоне истории конкретного мероприятия долгую судьбу библиотеки и её многолетнего руководителя Алинды Яковлевны Мальгиновой. Не в связи с юбилеем, как это обычно принято. Но в защиту представителя того поколения, которое сегодня нередко обвиняют в отставании от жизни, устаревших представлениях, недостаточном внимании к цивилизационным достижениям XXI столетия. Увы, солидный возраст руководителя становится главным недостатком в глазах руководства столичной культурой... И увы, не только столичной...
Давайте вглядимся в лица этих людей, и посмотрим, сколь сегодня важны заложенные ими библиотечные традиции.
ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕКИ Московского городского дворца детского и юношеского творчества ведёт свое начало с далёких 1930-х годов. Тогда, в 1935 году группе педагогов-москвичей удалось привлечь внимание руководства города Москвы к необходимости создания в столице сети внешкольных учреждений. Для Московского городского дома пионеров и октябрят было выделено два красивых здания недалеко от Чистых прудов, в переулке Стопани. В конце июня 1936 года Дом пионеров принял ребят.
Дом был очень уютным. Он поражал воображение необычной планировкой, большим количеством архитектурных находок. Художникам и архитекторам при перестройке и оформлении здания бывшего купеческого особняка хотелось воплотить в жизнь мечту о счастливом детстве, сделать пространство интересным детям, чтобы им хотелось приходить и заниматься здесь. Росписи в комнате юных путешественников, огромный компас, встроенный в середину круглого стола, персонажи сказок и басен на стенах, «потолок — звёздное небо» в ботанической лаборатории, рыбка, выложенная на мраморном полу, грот — сталактитовая пещера, дверные ручки в виде бабочек и рыбок, фонтан с горами, ландшафтами, льдом на севере, и, конечно, светящаяся панорама старой Москвы — всё восхищало юных москвичей.
«Какой же будет у нас дворец, если дом пионеров такой красивый и так замечательно оборудован?» — писали дети в книге отзывов, зная от взрослых, что в будущем на Ленинских горах для всех желающих будет построен большой, светлый и современный дворец. Вот как писал о Доме пионеров в 1936 году журнал «Вожатый»: «Это первая
Как славно, что знаменитые в советские времена «Книжкины именины», которым исполнилось 70 лет, живут и здравствуют. Ежегодно Неделю детской книги в дни весенних каникул посещает до 10 000 юных читателей, педагогов, родителей и библиотекарей, десять дней Дворец принимает гостей.
В этом доме на Стопани нашлось место и библиотеке с двумя читальнями для младших и старших ребят. В читальне для октябрят на столах стояли смешные настольные лампы — «зайчики с морковками».
Часть фонда была получена в наследство от Общества старых большевиков, которое располагалось в особняке с 1932 по 1936 год. Среди этих книг было много исторической литературы и комплектов дореволюционных «толстых» журналов. Две тысячи экземпляров книг подарили библиотеке московские издательства «Гослитиздат», «Молодая гвардия», «Детгиздат».
В библиотеке проходили читательские конференции, громкие чтения, беседы, обзоры, оформлялись книжные выставки, проводились литературные утренники и вечера. Основным направлением работы библиотеки, конечно, было обслуживание читателей: младших и старших школьников, сотрудников Дома пионеров. Педагоги Дворца уже в октябре 1936 года провели первое занятие лектория, который долгие годы был очень востребован детской аудиторией столицы. На тематические встречи с ребятами приглашали учёных, передовиков производства. В 1938 году лекторий посетили 10 тысяч школьников. В организации этого лектория принимала участие и библиотека.
В конце 1940-х годов Дом пионеров распахнул свои двери для Недели детской книги, которая впервые прошла в Колонном зале Дома Союзов в 1943 году. В1947 году одним из центральных событий Недели стало празднование в Гордоме 60-летнего юбилея детского поэта Самуила Яковлевича Маршака. С 1951 года в Доме пионеров проводились слёты юных читателей, смотры- конкурсы юных книголюбов, переплётчиков, библиотекарей. На этих праздниках выступали детские писатели, проходили слёты читательского актива пионерских дружин и отрядов, спектакли театральной студии по произведениям детской художественной литературы. В 1949 году прошёл пушкинский бал, а в 1953 — костюмированный бал «Любимый литературный герой».
Около двадцати лет до 1972 года руководителем библиотеки была Христина Гордеевна Аквилёва.
Дом пионеров, благодаря таланту педагогов, постепенно становился важным местом в жизни юных москвичей, педагогов-внешкольников, вожатых. Мероприятия, проходящие на высоком уровне, неизменно привлекали сюда большое количество людей, которые хотели работать так же ярко, талантливо. Дом пионеров стал методическим центром для внешкольных учреждений, не только Москвы, но и страны в целом. Благо, в 1962 году Дворец пионеров переехал в новое здание на Воробьёвых горах — просторное, светлое, современное. И можно было не бояться, что кому-нибудь не хватит места, можно принимать делегации из разных городов и стран, делиться опытом, учиться самим и учить детей.
В 1972 году библиотеку Дворца пионеров возглавила Алинда Яковлевна Мальгинова. Вот как вспоминает сотрудник библиотеки Татьяна Анатольевна Петрова о том времени: «Пришла Алинда Яковлевна, и всё завертелось.
Она оказалась очень требовательным руководителем, но в первую очередь она требовала полной самоотдачи с самой себя. В то время книга играла огромную роль в жизни людей. Недаром нашу страну называли самой читающей страной мира. Читальный зал библиотеки был переполнен ребятами, которые читали здесь и художественную литературу, и научно-популярную, готовились к урокам. В их распоряжении был большой фонд отечественной и мировой литературы, книги по разным отраслям знаний, справочная литература, газеты и журналы. Иногда на популярные книги, литературные журналы выстраивалась очередь. В библиотеке было много литературы по педагогике и методике преподавания различных дисциплин, что позволяло сотрудникам Дворца повышать свой профессиональный уровень, подготовиться к занятиям в кружках. Библиотеку тогда посещали и вожатые Москвы, которые приходили познакомиться с различными методическими разработками педагогов Дворца. Библиотека была очень популярна и востребована». В это время на базе библиотеки был открыт кружок «Основы библиотечного дела», который с удовольствием посещали ребята. На занятиях они знакомились с историей книги, овладевали азами библиографических знаний, учились переплётному делу. Основные направления обслуживания читателей остались прежними, здесь и информационное обслуживание сотрудников Дворца, обзоры книжных новинок, составление рекомендательных списков литературы в помощь педагогам, читательские конференции, встречи с интересными людьми, родительский лекторий и многое другое. Но новому, молодому и энергичному руководителю этого было мало. Ведь жизнь ставила новые задачи, которые нужно было решать.
В 1975 году, в начале своего творческого пути, Алинда Яковлевна связывается с Домом Детской книги, Российской государственной детской библиотекой, Центральной детской библиотекой им. Гайдара, и вовлекает их в большую работу по задумке и воплощению большого литературного праздника. На праздник приходили детские писатели, актёры, космонавты, лётчики, спортсмены. Организовывалась большая выставка книг. Позже ребята стали приходить не только на представление и выставку, но и для того чтобы принять участие в литературной игре.
Наверное, на поиск новых форм толкала наступившая эра телевидения. Помните, в рассказе Виктора Драгунского «Что я люблю» главный герой Денис говорит: «...Я люблю так же смотреть телевизор: все равно, что показывают, пусть даже только одни таблицы...»
Главным направлением в работе библиотеки на многие годы становится работа по привлечению детей к книге, поиск новых форм работы по популяризации чтения. В это время происходит активный поиск формата, в котором должна проходить Неделя детской книги во Дворце. Надо сказать, что творческое беспокойство Алинды Яковлевны, работоспособность, постоянный поиск новых нестандартных решений, позволил данному мероприятию быть востребованным и сегодня, не одно поколение читателей вспоминают с теплотой о своем участии в этом празднике.
На сегодняшний день Неделя Детской книги во Дворце пионеров на Воробьёвых горах — это визитная карточка библиотеки и знаковое мероприятие, в котором стремятся участвовать московские школьники. Ежегодно «Книж кины именины» в дни весенних каникул посещает до 10 000 юных читателей, педагогов, родителей и библиотекарей, десять дней Дворец принимает гостей.
Кроме Недели Детской книги с 2009 команда педагогов-организаторов под руководством Алинды Яковлевны готовит ещё одно масштабное мероприятие городского уровня — фестиваль «Книга собирает друзей», так же рассчитанный на участие школьных команд, работу в течение года.
С каждым годом с техническим прогрессом, шагающим семимильными шагами по планете, книге становится тягаться всё труднее. Игровые приставки, электронные игрушки, компьютер, современные карманные устройства, позволяющие школьнику не только играть, смотреть фильмы, слушать музыку, но и общаться... Ребёнок может не выходить во двор, но он не отрезан от сверстников, и вместе с ними строит свой виртуальный мир. Ведь как бы то ни было, ребёнку важно быть активным участником событий, сопереживать происходящее. Вот на это участие и сопереживание была сделана ставка, а ещё на самих детей.
В 1985 году в библиотеке был создан клуб «Мир. Книга. Дети». В клуб приходили дети из самых разных семей, и клуб стал для многих их них домом. Уровень достатка в семьях был разным, и некоторые ребята впервые в клубе смогли соприкоснуться с книгой. Ребята стали активно участвовать в создании и разработке заданий для конкурса, работать на станциях наравне с педагогами, библиотекарями города, приобретая бесценный социальный опыт общения, отстаивания своей точки зрения, поддержки, умения вести диалог, работать в команде.
Сегодня Неделя детской книги в МГДД(Ю)Т представляет собой комплекс мероприятий по привлечению детей к чтению.
Конкурс среди школьных команд предполагает подготовку в течение года. Большая литературная игра «Лоцманы книжных морей», которая ежегодно
проходит во Дворце пионеров на Неделе детской книги, становится кульминационной точкой конкурса. В рамках подготовки к конкурсу проходят семинары для методистов и библиотекарей московских школ. На семинаре можно познакомиться с положением конкурса, задать вопросы, внести предложения. Праздник Неделя детской книги, как и много лет назад — это возможность общения с писателями, поэтами и художниками, возможность увидеть книги лучших издательств, принять участие в мастер-классах, возможность показать себя не только внимательным читателем, но и товарищем по команде, представителем своей школы.
С чего начинаются «Книжкины именины» для группы педагогов-организаторов, сотрудников библиотеки МГДД(Ю)Т? Подготовка конкурса ведётся в строгом соответствии с отработанной методикой.
1. Определение темы посвящения и названия праздника в соответствии с календарём знаменательных дат, юбилеями писателей и книг. Жанр мероприятия и яркое название должны привлекать современных детей.
2. Составление и утверждение сметы расходов.
3. Разработка Положения о конкурсе, памятки участнику конкурса, списков рекомендуемой литературы. Изготовление афиш и билетов. Доведение информации до участников конкурса, руководителей детского чтения.
4. Далее начинается большой и сложный этап подготовки и разработки конкурсных заданий, подготовка членов детского жюри и костюмированной группы.
5. Привлечение к работе детских писателей, издателей детских книг и журналов.
6. Разработка сценария праздника. Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации, оборудование). Постановка мероприятия (выбор и подготовка участников, реклама мероприятия в СМИ и афишах, репетиционный период)
7. Собственно проведение мероприятия.
А теперь пора познакомиться с кухней подготовки обстоятельно. Вот, что рассказывают о ней педагоги-организаторы, а когда-то, всего 10-12 лет назад, участники и консультанты игры. Молодые специалисты сегодня уверенно чувствуют себя в любом деле, выполняют его, продумав все детали, учитывают свои и чужие ошибки. Не так давно, девчонками пришли они в клуб, созданный Алиндой Яковлевной, из консультантов выросли в специалистов своего дела, стали гордостью не только библиотеки, но и самого Дворца.
Составление списка литературы
Подготовка к Неделе детской книги — непростой и длительный процесс. Сначала необходимо определиться с тем, какие темы прозвучат на конкурсе, какие маршруты будут представлены, какие книги и авторы войдут в список литературы. Некоторые «классические» маршруты, конечно, останутся, но будут переработаны заново, а от прочих придётся временно отказаться в пользу новых, ещё ни разу не звучавших произведений.
С особой осторожностью следует подходить к выбору современной литературы. Безусловно, слепо идти на поводу модных тенденций — разрушительно для мероприятия, одной из приоритетных задач которого является нравственное воспитание, и приобщение к культуре. Но, с другой стороны, излишний консерватизм не менее вреден. Неделя детской книги сегодня — вовсе не то же самое, что полвека или даже десять лет назад. Меняются времена, меняются нравы и потребности детей. Современные подростки уже не мечтают стать космонавтами, зато активно интересуются новыми технологиями и могут свободно общаться с друзьями на разных концах планеты. Это накладывает определённый отпечаток на весь процесс обучения и воспитания, и на вопросы приобщения к чтению — в частности.
Безусловно, программа Недели детской книги должна идти в ногу со временем, ориентироваться на интересы молодого поколения — иначе конкурс потеряет актуальность. При составлении списка литературы следует учитывать, что дети нередко выбирают авторов, которые их педагогам и родителям кажутся странными. Не нужно этого бояться. Единого мнения о книгах существовать не может. Однако ознакомиться с содержанием современной детской литературы, проанализировать её и сделать выводы необходимо.
Организаторы конкурса нередко становятся свидетелями подобных диалогов. «О, смотри, а Неделя-mo книги продвинутая!», — заявляет один подросток другому. «В каком смысле? Неужели ты Пушкина никогда не читал?» — скептически возражает ему приятель. «Ну, просто здесь “Гарри Поттер” есть. Получается, мы ещё и по Роулинг отвечать будем!».
Без сомнений, произведения любимого автора — это мощный стимул к участию в Недели детской книги. Заинтересованные таким образом дети внимательно перечитывают всю заявленную литературу, чтобы выиграть на значимом для них конкурсе.
«Верно, современные авторы нужны, но забывать о классике нельзя ни в коем случае!», — возразят мне педагоги, и, конечно, будут правы. Вопрос только в том, каким образом классическая литература преподносится детям, насколько мы умеем заинтересовывать их шедеврами времён, которые дано миновали. Например, «Дубровский» — это книга вечных тем любви и долга, гордости и смирения — или «про ссоры помещиков»? Субъективный смысл произведения зависит от особенностей восприятия, от умения видеть в прошлом настоящее, знакомое, нестареющее. Тот, кого силком заставляли зубрить «Евгения Онегина», вряд ли увлечётся тонкой психологией пушкинской поэзии. Ещё сложнее складывается ситуация с творчеством Аркадия Петровича Гайдара. К несчастью, некоторые родители склонны верить предубеждению, что «Тимур и его команда — вымерший мамонт, пережиток советской эпохи». Их учили видеть в тимуровцах бескомпромиссную идеологию — и они учат этому своих детей, невзирая на то, что жизнь изменилась. Но вопросы нравственности, совести и глубокого чувства патриотизма — это как раз то, о чём мы всё чаще и чаще вспоминаем именно сегодня. Оказывается, нет необходимости изобретать велосипед — достаточно перечитать знакомые с детства книги и найти в них несколько простых ответов на сложные вопросы. А чего стоит книга Николая Носова «Незнайка на Луне», которую называют «первым сатирическим учебником по экономике»!
Таким образом, одна из задач конкурса — привлекать внимание участников к классической литературе, не отставая при этом от современных тенденций. Для её выполнения порой достаточно услышать, о чём говорят сами дети. Например, к консультанту Недели детской книги однажды подошла команда подростков 12-13 лет: «У вас есть интересные маршруты по Толкиену и Тамаре Крюковой. Это, конечно, здорово — мы уже не первый год на них отвечаем. Но хотелось бы ещё чего-нибудь новенького. Может, в следующий раз вы сделаете «Нарнию»?».
Разработка концепции и структуры маршрута
Составленный организаторами список литературы выносится на обсуждение библиотекарей и методистов города Москвы. Когда мнения и предложения учтены, принимается решение об утверждении списка. С этого момента начинается непрерывная работа над концепцией маршрутов и конкурсными заданиями. За подготовку каждого маршрута отвечают воспитанники клуба «Мир. Книга. Дети», который уже более 20 лет работает под руководством Мальгино- вой Алинды Яковлевны при библиотеке МГДД(Ю)Т. Именно на их плечи ложится сложная задача разработки и оформления материала. Это огромная ответственность — нужно заранее спланировать свою деятельность, чтобы уложиться точно в срок, дисциплинированно посещать занятия, не просто знать текст, но и глубоко понимать проблематику произведения, участвовать в творческом процессе создания задания, уметь защищать свою точку зрения. Здесь всё по-взрослому. Если подготовка маршрута запаздывает, никакие отговорки не помогут, и дети распределяют своё время и обязанности самостоятельно и ответственно, помогают друг другу. Мы верим, что каждый ребёнок по-своему талантлив, ему просто нужно немного помочь прислушаться к самому себе, обрести свой голос, а затем раскрыться, выразив себя в собственном творчестве.
Деятельность детей направляют консультанты, которые оказывают поддержку каждому конкретному маршруту в течение всего подготовительного периода. Кроме педагогов клуба, консультантами становятся учителя литературы и библиотекари, изъявившие желание присоединиться к созданию крупнейшего московского мероприятия в рамках Недели детской книги. Остальные консультанты - выпускники или самые опытные, активные члены клубы «Мир. Книга. Дети», которые имеют исчерпывающие знания о специфике конкурса и справляются с новой ролью педагога на высоком уровне. Поэтому консультантов не принято делить на «взрослых» и «детей» — это сильная команда, объединённая общей целью.
И всё же — с чего начинается конкурс?
Конкурс начинается... с книги. Разработчики знакомятся с литературой из списка, прежде чем браться за дело. Затем вместе с консультантами решают, какая идея ляжет в основу их маршрута. Например, уголок «Тридевятое царство» по русским народным сказкам — это множество литературных «тропинок», по которым участники конкурса могут виртуально «путешествовать». Среди хитросплетения путей есть только один-единственный верный — тот, который указывает клубочек. Как и положено настоящим сказочным героям, команде предстоит сразиться со злодеями и противостоять опасностям, которые подстерегают на каждом шагу. Но справиться с ними несложно, если знать, как надо себя вести и что делать. Именно об этом можно прочитать в русских народных сказках. Таким образом, основой маршрута становится хорошо известная многим библиотекарям игра-путешествие с «преградами» или «станциями».
Продумав концепцию, разработчики переходят к структуре и конкретным заданиям маршрута. Если перед нами всё та же классическая игра-путешествие, то какие препятствия и остановки будут запланированы для участников? Если маршрут моделирует некое событие, вопрос строится иначе: что именно должно случиться, где и с кем? Если предлагается схема замка - какие необходимо создать комнаты, лестницы и иные помещения, что в них может найти команда и зачем, с кем должна встретится и т. д. Задания для этих объектов подбираются в соответствии с общей логикой «места» или «события», иными словами — распределяются по темам.
Внутри «остановок» может быть продумана своя подструктура. Например, маршрут «Врата в Средиземье» (по произведениям Дж. Р. Р. Толкиена) разделён на страны: Рохан, Мордор, Гондор, Лориен, Ривендел, Морию, Хобби- танию. Любая из этих стран представлена мини-картой, которую можно назвать отдельной самодостаточной игрой с особым набором вопросов и заданий. Впрочем, подструктуры уголков встречаются не везде и нередко заменяются единым мотивом или сюжетом (как в случае упомянутого выше маршрута по русским народным сказкам). Кроме того, уголок может иметь несколько комплектов заданий, не связанных между собой, но при этом не менее грамотных и интересных.
Когда концепция и структура маршрута разработаны, создаётся эскиз маршрутных декораций и передаётся художникам-оформителям. В дальнейшем эти декорации служат не просто ярким тематическим фоном, но и «рабочим полем», частью действующих конкурсных заданий.
Разработка конкурсных заданий и вопросов
Материал конкурса принято условно разделять на вопросы и задания. Вопрос — это некое предложение, требующее ответа или объяснения. Задание, как правило, строится на наглядном (зачастую — иллюстративном) материале, который нужно правильно сопоставить, структурировать, разбить на группы и т. д. Также к заданиям относятся различные игры со словами или числами. Специфика вопросов и заданий представляет собой особый интерес.
Вопросы
Казалось бы, это самая «лёгкая» форма работы - но лишь на первый взгляд. Правильное составление вопросов требует учёта некоторых значимых нюансов. С одной стороны, вопрос представляет собой проверку знаний ребёнка, а значит, обязан быть сложным. С другой стороны, основная масса подготовленных участников конкурса должна находить ответ без проблем и значительных временных затрат. При этом обязательно учитывается возраст конкурсантов, что позволяет разбить вопросы на три группы:
- для 1—4-х классов;
- для 5-7-х классов;
- для 7-9-х классов;
Отдельно стоит рассматривать смысловую значимость вопроса. Скажем, вопрос на знание текста может быть таким: «Из чего были сделаны туфельки Золушке?». Он никого не удивит, никого не поставит в тупик, поскольку потеря хрустальной туфельки — один из ключевых моментов произведения. Но при этом вопрос: «Какого цвета были носки у Чичикова?», уже давно стал притчей во языцех и служит отличным примером того, какие вопросы нельзя задавать. Окончательное решение о корректности каждого вопроса выносят консультанты — даже подготовленным детям не под силу справить с этой задачей.
В зависимости от направленности вопросы делятся на 7 категорий:
- на знание текста;
- на понимание смысла отдельных моментов произведения, требующие что-либо проанализировать и сделать вывод;
- на понимание скрытого смысла или основной мысли, которую автор вложил в свою книгу, а также вопросы, призванные натолкнуть на новое видение произведения;
- на умение сопоставить ряд событий, признаков, героев и пр., упомянутых в одной или нескольких книгах — найти сходства, различия, прототипы и т. д.;
- на знание литературных жанров и приёмов;
- «психологические» (на понимание мотивов, стремлений, чувств, эмоций героев и т. д.);
- «информирующие» (вопросы, в которых изложены полезные сведения и интересные факты, а сама проверка знаний носит второстепенный характер);
- на умение формулировать и отстаивать собственную точку зрения (в ответе нужно выразить субъективное понимание какого-либо эпизода, поступка, героя и т. д., подкрепив примерами из текста).
Чаще всего используются открытые вопросы, однако возможны вопросы с вариантами ответа или картинкой-подсказкой. Иллюстративная подсказка должна лишь наводить на мысль, не давая исчерпывающей информации. Варианты ответов необходимы, если:
- открытый вопрос слишком сложен;
- варианты ответов призваны запутать, сбить с толку, но подготовленные участники конкурса сумеют обойти эту ловушку;
- вопрос носит юмористический оттенок, позволяющий участникам немного расслабиться и снять напряжение (среди серьёзных вариантов ответа попадаются нелепые, смешные).
Интересный вопрос может включать в себя отрывок из текста произведения, формирующий его художественную целостность. Так же возможно некое описание, предваряющее вопрос с целью создания «антуража», специфической атмосферы маршрута. Например: «Вы стучитесь в тяжёлую дубовую дверь одинокой башни с островерхой крышей, и вам открывает неразговорчивый гном в колпаке. Он ведёт вас по спиральной лестнице на самый верх, где за круглым столом собрался ежегодный Волшебный Совет. Среди множества волшебников вы неожиданно замечаете женщину, которая кажется вам знакомой. Это фея, которая умеет превращать разные бесполезные предметы в большие, красивые вещи, а животных - в людей. К сожалению, её замечательное волшебство действует только до полуночи, после чего все вещи и животные снова обретают свой первоначальный облик... Кого вы узнали? Кому помогала эта фея и почему?»
Это самый обычный вопрос миниуголка «Волшебный Совет», который включён в игру-событие на маршруте «Двор Чудес» (по книгам зарубежных сказочников), однако оформлен он так, чтобы у участников конкурса создавалось впечатление «присутствия на Совете». По сути, подобное описание или отрывок из текста служат своего рода иллюстрацией к вопросу.
Задания
Разработка заданий — необходимый шаг на пути к созданию интересного маршрута. Вопросы являют собой костяк, интеллектуальную основу конкурса, задания же призваны в первую очередь заинтересовать, привлечь детей новыми формами работы. И пусть они уже знакомы кому-то из участников, интерес не ослабевает год от года. Маршрут без заданий кажется бледным, обыденным, неприятно напоминающим школьный тест.
Стоит отметить, что при всей своей креативности задания могут быть не менее и даже более сложными, чем вопросы. Однако полностью заменить вопросы заданиями нельзя, поскольку они не позволяют охватить весь смысл и всю глубину литературного произведения. В целом лучше придерживаться следующего алгоритма: на два вопроса — одно задание, на три вопроса — два и т. д. При расчёте оптимального количества вопросов и заданий для каждого участника необходимо помнить, что выполнение задания, как правило, занимает больше времени, нежели требуется для ответа на вопрос. В условиях городской Недели детской книги лучше, если общее число вопросов и заданий не превышает пяти (но и не опускается ниже трёх).
Задания каждого конкретного маршрута отличаются разнообразием, однако можно предложить такую примерную классификацию:
1) Задания с использованием иллюстративного материала:
- сопоставить несколько карточек-иллюстраций по определённому признаку («Герои потеряли свои вещи. Верните их хозяевам»),
- сопоставить карточки-иллюстрации с соответствующими им описаниями/ отрывками из текста произведения;
- дать правильное название и/или характеристику иллюстрациям (а также изображённым на них объектам, героям и т. д.);
- разложить карточки-иллюстрации в правильном порядке;
- выбрать правильную иллюстрацию (правильные иллюстрации) из нескольких предложенных;
- разделить иллюстрации на несколько тематических групп;
- правильно распределить иллюстрации по карте (декорации);
- найти на иллюстрации ошибки, какие- либо объекты или признаки;
- рассказать, что происходит на иллюстрации или что должно случиться дальше, что было за несколько минут до этого и т. д.;
- восстановить текст, используя иллюстрации (например, с помощью картинок, вставленных на месте пропущенных слов или строк);
- собрать картинку воедино из нескольких разрозненных кусков, выдаваемых сразу или по ходу прохождения игры.
2) Текстовые задания:
- вставить пропущенные слова, используя предложенные карточки;
- выбрать названия чего-либо (например, произведений), «спрятанные» в связном тексте;
- сложить слово из предложенных букв;
- рассказать, что в предложенной разработчиками истории правда, а что ложь, что верно, а что преувеличено, какие сюжеты перепутаны между собой, как должно быть на самом деле и т. д.;
- разгадать шифр и угадать слово/вос- становить изначальный текст;
- расставить отрывки текста (строки) в правильном порядке;
- узнать слово, «спрятанное» в акростихе;
- решить логическую задачу;
- раскрыть смысл различных игр со словами, буквами, фразеологизмами и т. д.
Среда обитания
Вопросы и задания маршрута разрабатываются согласно следующему плану:
1. Изучение и детальная проработка текста на предмет поиска материала для составления вопросов и заданий;
2. Предварительное формулирование вопроса/основной идеи задания;
3. Уточнение формулировки вопроса, подбор эпиграфов или примеров из текста, составление ответа на вопрос/подбор иллюстративного материала для задания;
4. Утверждение формулировки во- проса/финальной версии задания консультантом;
5. Оформление вопроса/задания: распечатка, вырезание, склеивание, ламинирование;
6. Внесение вопроса/задания в тетрадь маршрута. Запись правильных ответов.
Оформление заданий, вопросов и тетрадей маршрута
После того, как вопросы и задания утверждены консультантом, разработчики приступают к их оформлению.
Оформление заданий:
Необходимые иллюстрации сканируют или скачивают из интернете (разумеется, с соблюдением требований IV части Гражданского кодекса РФ). Затем изображения обрабатывают на компьютере и распечатывают, после чего вырезают, склеивают (при необходимости) и ламинируют.
Оформление вопросов:
Вопросы распечатывают на карточках определённой формы (согласно тематике маршрута), вырезают по контуру, снабжают подходящими иллюстрациями и ламинируют. Готовую карточку с вопросом принято называть «билетом». Оформленные билеты и задания нумеруются, распределяются по конвертам и вкладываются в папку маршрута. После этого остаётся подготовить тетради, в которых будут записаны все правильные ответы.
Оформление тетрадей:
Тетрадь необходима для того, чтобы каждый консультант или разработчик мог быстро ознакомиться с материалом конкурса, чтобы ни одно конкурсное задание не потерялось и не забылось. Тетради составляются в соответствии со структурой маршрута: вопросы и зада
ния игры-путешествия размещаются в установленном порядке «станций», а для каждого автономного мини-уголка выделяется отдельная тетрадь. Ответы вписываются последовательно согласно нумерации билетов и карточек-иллюстраций.
Требования к тетради: отражение структуры маршрута, точность нумерации, разборчивость почерка, правильность и полнота ответов, наличие учётных данных (фамилии ответственных, год и т. д.), приятное оформление.
Тетради заполняются разработчиками маршрута и проверяются консультантом. После сдачи всех необходимых тетрадей подготовка маршрута считается завершённой.
Экзаменация членов Детского жюри
Разработчики маршрутов и костюмированная группа готовятся стать членами Детского жюри задолго до начала мероприятия. Они знакомятся с правилами конкурса, учатся грамотно строить речь, продумывают последовательность работы с участниками, тренируются принимать читательские активы с помощью добровольцев из клуба.
Перед Неделей детской книги будущие члены Детского жюри сдают практический экзамен комиссии консультантов. После этого принимается решение о допуске команды разработчиков к деятельности на маршруте.
Проведение Городской Недели детской книги
В организации и проведении Недели детской книги участвует около 200 детей с 8 до 18 лет. В клубе полное самоуправление: дети сами проверяют билеты, работают в гардеробе, дежурят в залах, осуществляют консультации и проводят литературный конкурс. Младшая костюмированная группа встречает гостей под руководством бывшей воспитанницы клуба, студентки театрального училища.
Распорядок дня члена детского жюри:
10.00 — жюри приезжает во МГДД(Ю)Т;
10.30-13.00 — проведение литературного конкурса:
13.00-13.15 — перерыв;
13.15-14.00 — доставка призового фонда в Концертный зал;
14.00-14.15 - награждение победителей;
14.15-15.00 — выдача подарков участникам праздника;
15.00-17.00 — комплектация призового и подарочного фонда.
Когда Неделя детской книги закончена, то она оставляет в памяти тех, кто её готовил, и кто в ней участвовал, не только эмоциональное потрясение: «Я могу! У меня получилось!» - но и основательное знание материала, который изучался в процессе работы. Неделя детской книги обогатила наших подростков, сплотила их. Работа явилась для них мощным стимулом для осознания собственного «Я» и его самовыражения. Некоторые впервые вышли из тени и заявили себя как личности. Этот опыт полезен для всех ребят, несмотря на сложность материала.
Проблемы мероприятия.
Основная масса участников праздника — это московские школьники 1-7-х классов. К сожалению, в меньшей мере мероприятием интересуются дети 8-10-х классов. Это означает, что необходимо искать новые формы работы, которые смогут заинтересовать старшеклассников. Для дальнейшего развития городской Недели детской книги это одно из приоритетных направлений.
Ещё одной проблемой является то, что МГДД(Ю)Т не может вместить всех желающих попасть на праздники городской Недели детской книги. Одним из возможных путей решения этой проблемы является качественная организация Недели детской книги в районах и округах города Москвы, что возможно при совместной работе библиотеки Дворца, методистов округов и библиотекарей образовательных учреждений.
С автором можно связаться;
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Рассказ о Неделе детской книги, проводимой в библиотеке Московского городского дворца детского и юношеского творчества.
Библиотечная работа с детьми, детское чтение