За подснежниками. // Дошкольное воспитание. – 2002 .– № 7. – С. 119-124.
Сценарий праздника 8 марта для детей 5-6 лет.
В зале звучит спокойная негромкая музыка. Дети входят, тихо переговариваясь друг с другом. Один играет со своей игрушкой, другой чинит самокат, третий мастерит скворечник... Постепенно все рассаживаются на кубы, модули, стоящие у центральной стены.
Ведущий.
Дети! Скоро мамин праздник.
Не забыли вы о нем?
Ребенок.
Мы поздравим маму нашу
С Женским днем.
Воспитатель. А подарок будет маме?
Дети. Будет! Будет!
Ведущий. А какой?
Дети. Давайте подумаем... Ты придумал?
- Нет. А ты?
- Вы придумали?
- А вы? (Отрицательно качают головами.)
- Что бы нам такое маме подарить?
- Потеплело на дворе -
И раздолье детворе.
- Над землей от нас вдали
Пролетают журавли.
- А в лесах и там и тут
Уж подснежники цветут.
(М.Познанская.
Потемнело на дворе. Пер. А Бродского)
Дети. Вот бы те подснежники мамам подарить!
- За цветами нежными
в лес мы поспешим.
- Трудно будет нам идти -
снег по лесу стелется...
- Все дороги замела
проказница-метелица.
(Г. Писанка Пер. Г. Бойко)
Девочка. Не беда! В лес дремучий я пойду и подснежники найду.
Под музыку «Вьюги» М. Минкова из телефильма «Тайна Снежной Королевы» (аудиокассета) мальчики исполняют танец-импровизацию, полутораметровыми белыми лентами изображая метель и вьюгу.
Девочка.
Все вокруг белым-белом,
Снег в сугробы намело...
Это Зимушка идет,
Хоровод с собой ведет...
Снежинки и Зима (девочки) танцуют под «Вальс снежинок» М. Минкова (импровизация).
Девочка. Зима белоснежная и снежинки нежные, здравствуйте!
Зима. Здравствуй, девочка. Зачем ты в лес густой пришла?
Девочка.
За подснежниками в лес
меня послали дети,
Но найти их не могу я у елок этих.
Зима.
Цветут подснежники весной.
Сейчас я с ней встречаюсь.
Сегодня праздник здесь большой,
Со всеми я прощаюсь.
А вот и Весна!
Весна и цветы (девочки с венками на запястьях) исполняют танец-импровизацию под «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского (компакт- диск Всесоюзной студии грамзаписи; дирижер Е. Светланов, 1987).
Зима.
Здравствуй, сестрица Весна!
Меня заменить ты должна.
Весна.
Здравствуй, сестрица Зима!
Тебе отдохнуть наступила пора.
Ручейками тихонько звеня, Уплывает снежок от меня.
Солнце ясно глядит с высоты, Просыпайтесь, деревья, кусты!
Дети, исполняющие роли птиц, зверей, «спят» под кустами, за деревьями. Под музыку «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига все изображают пробуждение природы: Весна проходит по лугам и полям, те, до кого она дотрагивается своей волшебной палочкой, просыпаются, потягиваются, протирают глаза, умываются росой и т.п.
Девочка (обращаясь к Весне). Подари, Весна, ребятам свои первые цветы!
Весна. Заиньки, скорей бегите и подснежников нарвите!
Под музыку «Танца» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского (компакт-диск «Фрагменты балета «Спящая красавица» под управлением Московского Нового фи-лармонического оркестра»; дирижер В. Понькин, 1992) зайцы выходят из своих укрытий. На 1 -ю часть музыки прыгают на двух лапах по всей комнате, отмечая окончание музыкальных фраз остановкой движения - ищут подснежники; на 2-ю часть музыки находят подснежник, несут его в корзину, затем бегут за следующим подснежником. На 3-ю часть зайцы несут корзинку с подснежниками, ставят ее на пол перед девочкой и убегают.
Зайцы.
Ты возьми подснежники
И беги домой.
Весна.
Цветочки эти нежные - Вам подарок мой!
Девочка.
Спасибо, Весна-красавица,
Твои цветы всем нравятся!
Девочка берет корзинку с подснежниками, благодарит Весну. По пути в детский сад вместе с детьми, сидящими на своих местах, поет песню (приложение 1).
Девочка отдает корзинку с подснежниками ребенку, и тот начинает читать стихи.
1- й ребенок.
Еще деньков погожих нет,
Снега сойдут не сразу, А он уж выглянул на свет - Подснежник синеглазый.
(Передает корзинку следующему ребенку.)
2- й ребенок.
Его холодный ветер бьет, Осыпал иней белый,
А он растет, а он цветет -
Хоть маленький, а смелый!
3-й ребенок.
Его метелица и град
Не сломят, не погубят.
Возьму подснежник в детский сад, Ведь там отважных любят.
Все дети.
Весна посылает
всем мамам привет - Подснежников первых
весенний букет!
(С. Погореловский. Первый цветок) Вместо этого стихотворения дети могут прочитать «Подснежник» П. Воронько.
1- й ребенок.
Выглянул подснежник
в полутьме лесной - Маленький разведчик,
посланный весной.
2- й ребенок.
Пусть еще над лесом
властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
сонные луга.
3- й ребенок.
Пусть на сонной речке неподвижный лед.
Раз пришел разведчик,
и весна придет.
1- й ребенок.
Сияют листья-неженки, Ручьи бегут звеня.
2- й ребенок.
Мы дарим вам подснежники В честь праздничного дня.
3- й ребенок.
Вас поздравляем ласково, Шлем солнечный привет.
И всем вам одинаково
Желаем долгих лет!
Дети исполняют песню «Пойте, мамы, вместе с нами» (приложение 2).
1- й ребенок.
Все чаще солнечные зайчики Теперь заглядывают к нам, Их ловят девочки и мальчики, Чтобы раскрасить праздник мам.
2- й ребенок.
8 Марта - день торжественный, День радости и красоты,
На всей земле он дарит женщинам Свои улыбки и цветы.
3- й ребенок.
И в каждом доме нынче спрятаны
Дары для бабушек и мам,
Подарки сделаны ребятами - Тайком и с папой пополам.
(Н. Бромлей. День торжественный)
Девочки берут цветные платочки, садятся на стулья лицом к родителям. Поют песню «Вышивание» (приложение 3).
1- й ребенок.
Капель звенела за окном,
Снег таял в нашем парке.
2- й ребенок.
Мы всю неделю, день за днем, Готовили подарки.
3- й ребенок.
Платочки с шелковой каймой Мы вышивали сами.
4- й ребенок.
И вот несем подарок свой
Восьмого марта маме.
Дети встают, держа перед собой платочки, на которых вышиты подснежники.
Мальчик (с рисунком в руке).
Я пришел сегодня к маме
С поздравленьем и цветами.
Мама, глядя на букет,
Улыбнулась мне в ответ
И сказала, что цветы
Небывалой красоты...
Я не рвал, не покупал,
Я их сам нарисовал!
(3. Петрова. Цветы для мамы)
Исполняется песня «Дети любят рисовать» (приложение 4).
Ребенок.
Что еще мне маме подарить?
Надо постараться
и послушным быть!
Воспитатель. А еще, чтобы ваши цветы остались такими на всю жизнь и с ними ничего не случилось, я предлагаю вам нарисовать их. Пусть сегодняшнее путешествие в лес будет запечатлено на картинах, которые порадуют ваших мам и будут напоминать им о нашем путешествии.
Дети начинают рисовать. Тихо звучит пьеса «Подснежник» из цикла «Времена года» П. Чайковского.
Воспитатель. Пока работы сохнут, я предлагаю вам превратиться в нежные и хрупкие подснежники.
Дети с цветами на запястьях исполняют «Танец цветов» - импровизацию под музыку «Подснежник» из цикла «Времена года» П. Чайковского.
Воспитатель.
На первой весенней прогулке
Под первым весенним лучом В лесу повстречались ребята С первым весенним цветком.
Ребенок.
Мы запахи леса вдыхали,
Цветы собирали в букет,
Чтоб маме принес он улыбку, Первый весенний привет!
(Ц. Солодарь. Подснежник) Дети дарят рисунки мамам. Звучат в грамзаписи песни о маме.