Каркачева Н. Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики! / Н. Каркачева. // Игровая библиотека. – 2009 .– № 1. – С. 88 - 93.

Утренник для первоклассников.

Действующие лица

Мальвина Буратино Карлсон Лиса Алиса Кот Базилио.

(Класс празднично украшен цветами и шарами. Под звуки песни «Первоклашка» из кинофильма «Утро без отметок» входят первоклассники).

Оборудование

Компьютер с подключёнными колонками актового зала.

На страничках интернет-сайтов можно найти необходимые аудиофайлы:

- «Первоклашка» из кинофильма «Утро без отметок» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина). Интернет-сайт: http://www. kidmusic.ru/01/09/index.html.

-  минус-фонограмма песни «Чему учат в школе?» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). Интернет-сайт: http://www. kidmusic.ru/01/09/index.html.

- «Буратино» (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина). Интернет- сайт: http://www.kidmusic.ru/02/01/index.html.

- минус-фонограмма песни «Мы теперь ученики» (муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева). Интернет-сайт: http://www.kidmusic.ru/02/06/

- минус-фонограмма песни «Вместе весело шагать!» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского). Интернет-сайт: http://www. kidmusic.ru/02/01/index.html.

- «Танец маленьких утят» (композитор Томас Вернер). Интернет-сайт: http://www.kidmusic.ru/01/01/index.html.

- Туш. Интернет-сайт: http://www.tamada-smirnov.ru/fanfar.php.

Портфель для Мальвины. В нём: книжки, ручки, тетрадки и линейка.

Портфель для Буратино. В нём: кубики, тарелки, чашки, разноцветные бумажки, пирамидки и погремушки.

Стол.

Конверт с задачками.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Наши Первоклассники проучились в школе уже два месяца. Сегодня у них радостный день - первый школьный праздник. И называется он (хором) — «Мы теперь не просто дети, мы теперь - ученики!».

ПЕРВОКЛАССНИК (1):

Месяц-два тому назад

Мы ходили в детский сад.

Много пели, много ели,

Очень вырасти хотели.

ПЕРВОКЛАССНИЦА (1):

Наконец, сбылись мечты,

Впереди - учёба.

Всюду яркие цветы,

Нынче день особый.

ПЕРВОКЛАССНИК (2):

В школе нам совсем не лень

Заниматься каждый день.

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

ПЕРВОКЛАССНИЦА (2):

Школа - самый лучший друг,

Второй наш дом родной,

Здесь постигают курс наук

Все дружною семьей.

ПЕРВОКЛАССНИКИ (1) и (2),

ПЕРВОКЛАССНИЦЫ (1) и (2) (хором):

Сколько в школе мы узнаем,

Сколько книжек прочитаем!

Нам по этому пути

Много лет ещё идти.

(Поют песню «Чему учат в школе?»(муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).)

УЧИТЕЛЬ: Ребята долго готовились к празднику, и сегодня мы увидим, какие они ловкие, смелые и умелые. Нас ждёт увлекательное путешествие в мир знаний. А чтобы путешествие было интереснее, мы пригласили сказочных героев.

(Звучит фрагмент песни «Буратино». Входит Мальвина с портфелем. За ней следом вбегает Буратино. За спиной у него болтается портфель на одной лямке.)

БУРАТИНО: Мальвина, покажи, что у тебя в портфеле.

МАЛЬВИНА: Учитель у меня в портфеле.

БУРАТИНО: Кто?

МАЛЬВИНА: Учитель.

БУРАТИНО: Быть не может! Неужели?

МАЛЬВИНА: Взгляни, пожалуйста!

Он тут!

Его учебником зовут.

(Достаёт из портфеля «Азбуку». Показывает её Буратино и затем, как будто только что увидела детей, обращается к ним.)

Здравствуйте, ребята!

БУРАТИНО: Здравствуйте, ребята!

МАЛЬВИНА:

Я сегодня встала рано,

Я портфель свой собирала.

У меня тут всё в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

(Выкладывает содержимое на стол.)

И линейку не забыла,

Её тоже прихватила.

БУРАТИНО:

Нос мой острый,

Нос мой длинный,

Я - весёлый Буратино.

Я ведь тоже не зевал,

Всё скорей в портфель кидал:

Кубики, тарелки, чашки,

Разноцветные бумажки,

Пирамидки, погремушки -

В общем, все свои игрушки!

(Выкладывает игрушки на стол рядом со школьными принадлежностями Мальвины.)

МАЛЬВИНА: Да уж, молодец, ничего не скажешь!

Ну зачем тебе игрушки:

Пирамидки, погремушки?

В школу ты пришёл учиться,

Не шалить и не лениться,

Много нового узнать,

А не с игрушками играть.

МАЛЬВИНА: Ребята, давайте скажем Буратино, что надо брать с собой в школу.

БУРАТИНО: Ну-ка, первоклашки, подскажите мне! А может, вы сами не знаете? Впрочем, мы с Мальвиной сейчас это проверим! Проведём игру «Собери портфель с завязанными глазами».

(К столу подходят двое первоклассников. Им завязывают глаза, и они начинают собирать портфель из тех предметов, что выложили на стол Мальвина и Буратино. Необходимо на ощупь угадать и положить в портфель только те предметы, которые необходимы для учёбы.)

ПЕРВОКЛАССНИЦА (1):

Портфель мне купили красивый,

блестящий,

Совсем как у папы, совсем настоящий.

Я буду стараться, не буду лениться,

Я очень довольна, что я - ученица.

БУРАТИНО:

Обещаю - с завтрашнего дня

Будет порядок и у меня.

(В исполнении учащихся первого класса звучит песня «Мы теперь ученики» (муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева).)

ПЕРВОКЛАССНИК (1):

Пусть зовут нас шестилетки,

Пусть не ставят нам отметки,

Не ведём мы дневники,

Всё же мы (хором) ученики!

А. Барто

МАЛЬВИНА:

Чтоб успехов вам добиться,

Надо многому учиться.

Для начала вы, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

(Буратино с Мальвиной по очереди загадывают ребятам загадки.)

МАЛЬВИНА:

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка!

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я?

(Линейка.)

БУРАТИНО:

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог.

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я - школьный...

(Ранец)

МАЛЬВИНА:

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно...

(Карандаш)

БУРАТИНО:

Чтобы вдруг он не пропал,

Уберём его в...

(Пенал)

МАЛЬВИНА:

То я в клетку, то в линейку.

Написать по мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать...

Кто такая я?

(Тетрадь)

БУРАТИНО:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. Что это?

(Книга.)

УЧИТЕЛЬ: Спасибо, Буратино, спасибо, Мальвина! Молодцы, ребята!

(Стук в дверь. Входят Лиса Алиса и Кот Базилио.)

КОТ БАЗИЛИО:

Пахнет вкусно, и, наверно,

Неплохая тут харчевня.

ЛИСА АЛИСА:

Многовато, жаль людей,

Взрослых много и детей.

КОТ БАЗИЛИО:

Чтоб бесплатно есть и пить,

Нужно хитрость проявить.

(Идёт с протянутой рукой, как слепой.)

Здесь хозяин иль хозяйка?

ЛИСА АЛИСА (бьёт Кота по лапе):

Спрячь-ка лапу, попрошайка.

Мы наслышаны про вас,

Что у вас любой заказ –

Хочешь: жареный цыплёнок,

Иль в сметане поросёнок,

Или рыбка, иль омлет –

Здесь ни в чём отказа нет.

Мы хотим перекусить.

У нас есть чем заплатить.

(Трясёт кошельком.)

УЧИТЕЛЬ:

Нет, друзья, здесь нет харчевни,

Нет буфета и таверны.

Свои деньги уберите

И скорее проходите.

Вы попали в первый класс.

Нынче праздник здесь у нас.

ЛИСА АЛИСА:

Замечательно! Прелестно!

И нам очень интересно.

КОТ БАЗИЛИО:

Да вы глупые, детишки!

В школу вам ходить зачем?

Я от школы и от книжек   »

Стал слепым уже совсем. \

Ну, скажите мне, ребята,  V

Кто желает стать горбатым?        .

ЛИСА АЛИСА:

Рано утром просыпаться,

Умываться, одеваться,

Быстро в школу собираться.

Целый день считать, писать,

Рисовать, лепить, читать.

КОТ БАЗИЛИО:

Чтоб здоровым, сильным стать,

Утром нужно долго спать.

ПЕРВОКЛАССНИК (2):

Нет, в школе лучше, чем в саду!

Я в школу с радостью иду.

После уроков уходишь из класса -

И никакого тихого часа.

Е. Григорьева «Нет, в школе лучше»

КОТ БАЗИЛИО:

Нам известна Страна дураков.

Посадите там горсть пятаков.

ЛИСА АЛИСА:

Вырастет роща деревьев больших,

Будет с них сыпаться дождь золотых!!!

БУРАТИНО:

Врёте так, что всем противно.

И стараетесь вы зря –

Простофиль, как Буратино,

(Указывает на себя.)

Не найти вам тут, друзья!

Сказку нашу дети знают –

Книжки все они читают!

УЧИТЕЛЬ:

Есть профессий разных много,

Но до них трудна дорога.

Стать учителем, шахтёром,

Продавцом иль моряком,

Дирижёром иль шофёром,

Инженером иль врачом,

Вы запомните, друзья,

Без учения нельзя!

ЛИСА АЛИСА и КОТ БАЗИЛИО (хором):

Не найти здесь пониманья.

До свиданья! До свиданья!

(Уходят.)

МАЛЬВИНА:

Но скучать нам не годится,

Будем дальше веселиться!

Ну-ка, ушки на макушки, -

Все послушайте частушки.

ПЕРВОКЛАССНИКИ (поют частушки):

В школу я иду с цветами,

Маму за руку держу.

Из-за пышного букета

Я дверей не нахожу.

Форма новая надета,

Белая рубашечка!

Полюбуйтесь на меня:

Какой я первоклашечка!

Раньше всё решала мама:

Что нам кушать, что надеть.

А теперь уж нам придётся

Всё самим предусмотреть.

У меня теперь забота -

Уж не знаю, как мне быть:

Папа с мамой на работе,

А кому портфель носить?

Все науки одолеем,

Всё у нас получится,

Потому что наши мамы

Вместе с нами учатся.

Мы частушки вам пропели

И старались от души.

Хороши наши частушки,

И мы сами хороши.

БУРАТИНО:

Что всего милее

Девчонкам и мальчишкам?

В хлебе - горбушка,

В капусте - кочерыжка,

В варенье - пенка.

А в школе - переменка!

(Дети исполняют «Танец маленьких утят». Под звуки весёлой музыки в класс вбегает Карлсон.)

КАРЛСОН:

Привет, привет, а вот и я!

Узнали вы меня, друзья?

Я пришёл на праздник к вам.

Знаю, рады вы гостям.

Очень я хочу узнать:

Вы умеете считать?

У меня для вас письмо.

Где оно? Ах, вот оно!

В нём задачи для ребят

Ждут, когда же их решат!

(Достаёт из конверта листки с задачами и читает их.)

На поляне у дубка

Крот увидел три грибка,

А подальше, у осин,

Он нашёл ещё один.

Кто ответить мне готов,

Сколько крот нашёл грибков? (Четыре.)

Пять ворон на крышу сели,

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело:

Сколько всех их прилетело? (Семь.)

Пять ребят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Кто быстрее сосчитает,

Сколько их в футбол играет? (Четыре.)

Молодцы, ребята!

ПЕРВОКЛАССНИК (3):

Математику, друзья,

Очень, очень люблю я.

Как её мне не любить? -

Коммерсантом хочу быть.

УЧИТЕЛЬ:

Дорогие мои Первоклассники!

Вас поздравить пришли Старшеклассники.

СТАРШЕКЛАССНИК:

В дорогу, девчонки,

В дорогу, мальчишки!

По лесенке знаний шагайте смелей,

Чудесные встречи и добрые книжки

Ступеньками будут на ней.

СТАРШЕКЛАССНИЦА:

Крутые ступеньки на лесенке будут,

Но выверен точно заветный маршрут,

Чтоб вас подружить

С удивительным чудом,

Которое знаньем зовут.

К. Ибряев «Учиться надо весело»

УЧИТЕЛЬ: Наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы все убедились, что вы приобрели достаточно навыков, чтобы называться настоящими учениками. И поэтому позвольте вручить вам первый школьный документ - «Удостоверение первоклассника».

(Под звуки туша дети получают удостоверения.)

ПЕРВОКЛАССНИКИ (хором); t

Школа - славный школьный дом.

Хорошо нам будет в нём!

По ступенькам каждый год

К знаньям мы начнём поход!

СТАРШЕКЛАССНИКИ (хором);

И песенка, и песенка

В пути вам пригодится,

Учиться надо весело,

Учиться надо весело,

Чтоб хорошо учиться!

К. Ибряев «Учиться надо весело»

(Все участники праздника исполняют песню «Вместе весело шагать!» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

ЛИТЕРАТУРА

Бесова, М. А. Шутки, игры, песни соберут нас i вместе. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Тарабарина, Т. И., Ёлкина, Н. В. И учёба, и игра: математика. - Ярославль: Академия развития, 1997.