Скоролупова О. Добрым людям на загляденье / О. Скоролупова. // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003 .– № 4. – С. 58-61.
Сценарий занятия "Знакомство детей с русскими народными промыслами" (Гжель, Хохлома, Городец, Хостов и др.).
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах: Гжели, Городце, Хохломе, Хостове, Дымкове, русской народной игрушке; учить детей различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов; продолжать воспитывать уважение детей к труду народных мастеров; закреплять навыки повествования на определенную тему; упражнять детей в подборе эпитетов-прилагательных, описывающих изделия русских народных промыслов; закреплять знания о взаимосвязи русского декоративноприкладного искусства, народной музыки, фольклора.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
Организационная
Дети усаживаются на стульчиках, расставленных полукругом.
Группа или студия украшена изделиями народных промыслов, а также работами ребят по мотивам русского декоративно-прикладного искусства. Звучит тихая музыка — попурри на темы русских народных песен.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня я хочу с вами побеседовать о русском декоративо-прикладном искусстве, о народных промыслах. Мы занимаемся этой темой уже давно. Я хочу, чтобы вы сейчас вспомнили, в гостях у каких мастеров мы с вами побывали в последнее время.
ДЕТИ: Мы были в Гжели, в Городце, в Дымкове, в Хохломе.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Хорошо, молодцы! Вы за это время узнали много интересного, мы с вами сделали много оригинальных работ, учились расписывать разные изделия, как это делали народные мастера. Вы хорошо потрудились.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Промыслы Дымкова, гжели, жостова
Раздается стук в дверь, и в комнату вбегает Незнайка.
НЕЗНАЙКА: Ой, здрасте, ребята, здрасте, воспитатель! Я так спешил, так спешил, чуть шляпу не потерял!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Отчего ж ты так спешил, Незнайка?
НЕЗНАЙКА: Я узнал случайно, что вы сегодня будете беседовать о народных мастерах-умельцах и их искусстве. Я об этом все-все знаю и вам могу еще такого порассказать, чего вы больше ни от кого никогда не услышите.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну что же, поделись с нами своими знаниями. Я думаю, ребятам будет интересно тебя послушать.
НЕЗНАЙКА: Вот был я недавно в одном русском селе, оно стоит на берегу реки Волги, называется Хохлома. Там веселые игрушки из глины лепят.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ах, Незнайка, Незнайка, все-то ты напутал! Ребята, да- вайте-ка разберем эту путаницу и все расскажем правильно. В каком селе делают веселые игрушки из красной глины?
ДЕТИ: В Дымкове!
ВОСПИТАТЕЛЬ: А где находится это село?
ДЕВОЧКА (1): Недалеко от города Вятки, на берегу реки Вятки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Незнайка, про это село и про дымковские игрушки мы расскажем тебе прекрасное стихотворение.
Звучит веселый русский наигрыш (это могут быть частушечные мотивы, "Семеновна", "Барыня" или "Камаринская").
Один или несколько ребят по очереди читают стихотворение.
Много сказочных мест у России, Городову России не счесть, Может, где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь.
Возле Вятки самой Дымково - поселок, Окаймлен лесами уголок веселый.
В Дымкове, за Вяткою-рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Мастерицы славные живут. Кто-то сделал индюка — распушенные бока,
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу — сразу стало веселей!
Мастера и мастерицы живут в Дымкове-селе!
А. Дьякова. Дымковские мастера
Когда звучит стихотворение, ребята показывают фотоиллюстрации дымковских игрушек или сами игрушки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну, распутали мы твою неразбериху с глиняными игрушками, Незнайка!
НЕЗНАЙКА: Подумаешь, что ж, мне разок ошибиться нельзя? Зато дальше я вам все правильно расскажу. В знаменитом селе Жостове живут чудо-мастера, они делают посуду из белой глины и расписывают ее разными цветами — синими, красными, желтыми, и травка на посуде зелененькая, и птички поют разноцветные.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, Незнайка, ты просто поражаешь меня своими "зна- ниями"-незнаниями. Снова ты все перепутал. Ребята, помогайте! Какой промысел есть в селе Жостове?
ДЕВОЧКА (1): В этом селе делают металлические подносы, даже название села — Жостово — звучит похоже на слово "жесть", что означает "металл".
ВОСПИТАТЕЛЬ: А чем же знамениты жостовские подносы?
МАЛЬЧИК (1): Они украшены красивым узором из цветов и листьев, иногда на подносах изображены поющие птицы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А какую цветовую гамму использовали жостовские мастера при росписи подносов?
МАЛЬЧИК (2): Они пользовались разными красками — и красной, и желтой, и зеленой, и синей.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно!
НЕЗНАЙКА: Одну минутку! А где же в России делали и делают посуду из белой глины?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Помогите Незнайке, ребята!
ДЕВОЧКА (2): Под Москвой, в селе Гжель, делают такую посуду. Она сама белая, а цветы, сказочные птицы на ней сине-голубые.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, гжельские мастера использовали в своей росписи только синий цвет, его разные оттенки — от светло-голубого до темно-синего и даже сине-фиолетового. Поэтому Гжель называют "синеголубой". Давайте вспомним стихи о Гжели.
Звучит напевная русская музыка. Несколько ребят рассказывают стихотворение о Гжели и показывают изделия гжельского промысла или фотоиллюстрации.
Синие птицы по синему небу,
море цветов голубых.
Кувшины и кружки — быль
или небыль? Изделия рук золотых!
Синяя сказка — глазам загляденье,
словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье —
русская звонкая Гжель!
О. Левицкий
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
Скопинская керамика
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а ведь на Руси было много других керамических промыслов, кроме дымковскго и гжельского. Прекрасную посуду из глины делали, например, в городе Скопин Рязанской области. Мастера лепили из глины сложные изделия фантастической формы: сказочных птиц, драконов, львов. Но несмотря на такую причудливость формы, эти изделия находили прекрасное применение в повседневной жизни. В кувшин наливали воду или вино, а в чаше подавали гостям бражку, на блюде же раскладывали пироги.
Ребята, русский народ — удивительный народ. Только в России мастера могли придумать такую посуду, чтобы даже самая простая еда в ней казалась сказочной, чудесной, чтобы простая вода из колодца казалась волшебной живой, чтобы простой хлеб был сладким, словно медовый пряник.
Посмотрите на посуду, сделанную в Скопине и Гжели. Присмотритесь повнимательнее к этим изделиям. Подумайте и скажите, какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на скопинскую керамику, и какие чувства рождаются при взгляде на гжельскую посуду.
Дети высказывают свое мнение, а воспитатель старается активизировать их речевую деятельность, направляет беседу вопросами, вовлекая в нее малоактивных ребят, побуждает их применять образные выражения, красочные эпитеты.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята, русские мастера трудились на славу, и в свою работу они вкладывали свое умение, душу, потому изделия и получались такими красивыми, так радовали глаз. А про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте-ка устроим веселое соревнование — кто больше вспомнит пословиц и поговорок о труде?!
Дети выполняют задание:
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Делу — время, потехе — час.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем.
- Терпенье и труд все перетрут.
ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ
Физкульт-минутка
ВОСПИТАТЕЛЬ: Но на Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое ж веселье без игры.
В течение 3—4 минут дети развлекаются.
Дети встают лицом в круг, руки держат за спиной. Один из играющих Заря —ходит позади них с лентой и говорит:
Заря-зарница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила, Ключи золотые, ленты голубые. Кольца обвитые—за водой пошла!
Кисти, краски, полотно
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.
Правила игры: Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту.
ПЯТАЯ ЧАСТЬ
Хохломской и городецкий промыслы
НЕЗНАЙКА: Играете-то вы хорошо! А что же вы про деревянную посуду ничего не рассказываете? Я вот про деревянную посуду много знаю. Например, раньше, когда лесов было больше и росли они вокруг почти каждой деревни, люди часто делали посуду из дерева, а чтобы веселее было есть из этой посуды, украшали ее разными узорами. А вот какие промыслы самые знаменитые, забыл! Опять все забыл! Что за голова!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Не расстраивайся, Незнайка, ребята тебе помогут. Где делали знаменитую деревянную посуду?
Как волшебница Жар-птица
не выходит из ума Чародейка-мастерица, золотая...
ДЕТИ: Хохлома!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а почему Хохлому называли золотой?
ДЕВОЧКА (3): Потому что на хохломской посуде много золотого цвета.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно! А вы знаете, как получался такой золотой
цвет? Хохломские мастера покрывали свои изделия специальным составом — олифой, а потом ставили в печь закаливаться. Не удивляйтесь, ребята, оказывается, и деревянные изделия можно закаливать в печи, нужно только знать особые секреты такой закалки. Так вот, в горячей печи олифа желтела и приобретала золотистый цвет. Оттого изделия и казались золотыми.
Но только ли в золотой цвет расписана хохломская посуда? Какими еще цветами пользовались мастера при росписи своих изделий?
МАЛЬЧИК (3): На хохломских изделиях есть и черный цвет, и красный, и еще встречается зеленый.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А каковы основные элементы хохломской росписи?
ДЕВОЧКА (4): Это травка, завитки, ягоды смородины, клубники, земляники, малины, гроздья рябины.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Иногда встречаются на хохломской посуде и причудливые птицы, и другие сказочные мотивы.
И богата, и красива,
гостю рада от души. Кубки, чаши и ковши.
И чего в них только нету: Гроздья алые рябин,
маки солнечного света И ромашки луговин.
Л. Яхнин
Красивую посуду, которую мы называем хохломской, делали не только в селе Хохлома, но и в окрестных деревнях — Семино, Разводино, Кулигино, Новопокровское. Она свозилась в Хохлому, а уж отсюда разлеталась жар-птицами по ярмаркам всей России.
А теперь вспомним-ка еще об одном центре деревянного зодчества России. Это городок на Волге. Издавна славился он своими искусными резчиками по дереву, а потом научились эти мастера еще и расписывать свои изделия, да так ярко и весело, словно само солнышко оставило след в этой росписи. Что же это за городок?
ДЕТИ: Это Городец!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно! А знаете ли вы, что Городец — родной брат самой Москве? Он всего на 10 лет моложе нашей столицы, а основал его, так же, как и Москву, великий князь Юрий Долгорукий. Давайте вспомним стихотворение о Городце.
Дети рассказывают стихотворение, попутно показывая городецкие изделия или фотоиллюстрации.
Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко
вывела рука!
Городецкий конь бежит —
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают.
Распускаются букеты,
ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
будто в сказку нас зовя!.
ШЕСТАЯ ЧАСТЬ
Лаковая миниатюра Палеха
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дорогие ребята, но не только в Хохломе и Городце жили искусные резчики по дереву и художники. Земля Русская богата мастерами, изобилует талантами. В селе Палех, например, зародился промысел миниатюрной росписи деревянных шкатулок. Праздничное искусство Палеха знают во всем мире. Это изящные черно-лаковые изделия, на которых оживают герои русского фольклора, удивительные жар-птицы, алые с золотыми гривами чудо-тройки, сказочные герои. Посмотрите на эти картины, все они написаны в Палехе, и эти изделия не спутаешь ни с какими другими.
А сколько по всей России жило искусных резчиков по дереву! Почти в каждом селе был свой мастер, который делал резные ставенки на окнах, резного конька на крыше избы. А вот в селе Абрамцеве, которое находится недалеко от Москвы, жила и работала целая артель резчиков, которая изготавливала прекрасную резную мебель. Похожие изделия мастерили и в селе Кудрине. Такая резьба получила название абрамцевско-кудринской.
А какие чудеса творили русские мастера даже из бересты — березовой коры! С давних времен люди делали из березовой коры самые разные вещи: посуду, коробки, лукошки, стаканы, хлебницы, солонки и даже маленькие сундучки. А самыми известными были туески — такие круглые коробочки с крышкой и ручкой. Их брали с собой в дорогу — они были очень легкие и прочные и служили долго, потому что береста почти не гниет. А потом мастера придумали делать резьбу на бересте, и получались у них красивые резные шкатулки, блюда, сухарницы, чашки. В старину из бересты плели даже калоши, которые надевали на валенки, когда на улице было мокро и грязно. И ноги оставались сухими, потому что берестяная обувь не промокала.
Ребята, давайте-ка вспомним русскую народную песню про березу. Недаром народ сложил о ней такую добрую песню. Вставайте в хоровод, споем все вместе про березу.
СЕДЬМАЯ ЧАСТЬ
Хоровод
Исполняется хоровод "Во поле береза стояла" с имитацией различных движений: одна девочка изображает стройную березку, остальные дети кружатся, показывают, как из березовых чурбачков делают балалайку, имитируют игру на ней на гудке.
ВОСЬМАЯ ЧАСТЬ
Встреча с кружевницей
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну что, Незнайка, понял теперь, как много разных мастеров было на Руси? Да и сейчас еще они не перевелись, а изделия русских народных промыслов высоко ценятся во всем мире.
НЕЗНАЙКА: Да, я вижу, что и ребята хорошо знают о русских промыслах. А кто из вас знает о русских вышивальщицах и кружевницах? Я сегодня пригласил к вам в гости кружевницу.
Под напевную русскую музыку (это может быть хоровод "Русский сарафан") входит Кружевница.
КРУЖЕВНИЦА (кланяется в пояс): Здравствуйте, ребята! Я приехала к вам из старинного русского города Вологды. Этот город находится на севере России. Зимы здесь снежные да морозные, и мороз рисует на окнах причудливые узоры, а в избе у теплой печки сидит девушка-мастерица. Смотрит она на морозный узор и старается передать его в своем кружеве. Быстро мелькают у мастерицы в руках палочки-коклюшки с намотанными на них нитями. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. А на кружеве чего только нет — и птицы, и кони, и бар-сы, крылатые животные, цветы, снежинки. Тяжек труд кружевницы, но велика ее радость, когда кружево готово, когда люди им любуются — ведь оно нашу жизнь делает краше.
А кроме кружевниц много на Руси вышивальщиц. Ах, какие узоры вышивали они шелковыми и простыми нитями на своих костюмах, на полотенцах! Целые картины создавали с помощью цветных нитей. Многие из них хранятся сейчас в музеях. И вы, ребята, а особенно девочки, если будете стараться, сможете стать хорошими вышивальщицами. Не забывайте, терпение и труд все перетрут!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Спасибо тебе, милая Кружевница, за твой рассказ! И тебе, Незнайка, спасибо, за такую гостью! А ведь ребята тоже могут похвастаться своими творениями! Посмотри, Кружевница, как они постарались, когда рисовали гжельского петушка и Городецкий узор, когда лепили дымковскую игрушку.
КРУЖЕВНИЦА: Ну что ж, такое старание нужно вознаградить. Я тоже привезла им подарки из Вологды — вот эти вкусные пряники.
ДЕВЯТАЯ ЧАСТЬ
Заключительная
ВОСПИТАТЕЛЬ: Спасибо! Ну что ж, ребята, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня узнали еще много нового о народных промыслах, и вы показали свои знания, молодцы! Но я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, как велика наша Родина — Россия и сколько в ней талантов. Наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И неважно, где вы будете трудиться, когда станете взрослыми. Главное — в свой труд вкладывать душу, старание и умение!
ЛИТЕРАТУРА
Гулыга Л. Пестрый хоровод. — М.: Малыш, 1990.
Князева 0. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Акцидент, 1997.
Маёрова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. — М.: Русский язык, 1990.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. — М., 1987.
Некрасова М. Народное искусство России. — М., 1983.
Попова 0., Каплан Н. Русские художественные промыслы. — М„
1984.
Русецкая 0. А. Прикосновение к истокам: Очерки о народных художественных промыслах России. — М.: Мол. гвардия, 1987.
Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. — М.: Просвещение,
1985.
Шпикалова Т. Я., Велички- на Г. А. Дымковская игрушка: рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства. — М.: Мозаика-Синтез, 1998. — 24 с.
Яхнин Л. Веселое слово Хохлома. — М.: Малыш, 1989.