Катаева Т. "Человек читающий – человек успешный" : продвижение и поддержка чтения детей / Т. Катаева. // Школьная библиотека. – 2009 .– № 1. – С. 49 - 52.
Продвижение и поддержка чтения детей в век цифровых технологий
...Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым....
Джон Хершел
Детское чтение называют сегодня интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт показывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению.
На детское чтение влияют семья, школа, среда, учителя, сверстники. Важно отметить, что каждый из этих факторов имеет ресурсы положительного влияния на детское чтение, если их умело использовать.
Большую роль в становлении читателя играют и школьные библиотеки. Ведь именно школьная библиотека становится порой первой и последней в жизни ребенка.
Да, мы проводим большую работу по привлечению своих читателей через массовую работу. Это утренники, викторины, праздники. Традиционными у нас становятся «Открытые уроки чтения».
2008 год был объявлен Годом семьи и поэтому все мероприятия «Урока чтения» в этом году были посвящены семье, родословной, и год прошел под девизом «Семью сплотить сумеет мудрость книги». Заранее был объявлен конкурс «Свет книг не гаснет в нашем доме», в котором были следующие номинации: фотоконкурс и конкурс рисунков «Моя семья читает», конкурс творческих работ (сочинения, эссе, размышления-воспоминания) «Любимые книги родителей».
А начался этот день с того, что с утра в школе звучала музыка — детские песенки о Чебурашке, Красной Шапочке, Золушке. А у входа всех встречали сказочные герои — Красная Шапочка, Мальвина, Василиса Премудрая, Буратино, Робинзон Крузо. На переменках проводились викторины по сказкам и загадкам. Каждый, кто правильно отвечал на вопросы, получал маленький сладкий приз. Получить приз пытались не только маленькие, но и старшеклассники, хотя не всегда им удавалось ответить правильно на вопросы. На общешкольной линейке был дан старт «Открытому уроку чтения-2008». В каждом классе были проведены «Уроки чтения» в разных формах и по разным темам, но ведущей темой была — семья.
О роли книги в жизни человека на протяжении его жизни (с младенчества и до сегодняшнего дня) говорилось на уроках по устному народному творчеству — фольклору — в 4—5 классах. Фольклор — это мудрость народа, наша история, наши корни. Знакомство со стариной помогает нам, живущим в XXI веке, узнать, как жили наши предки, об их быте, традициях, культуре. Знакомство состоялось в форме путешествия. Путешествуя «По фольклорным островам», дети пели колыбельные песенки, рисовали отгадки к загадкам, сами на ходу придумывали загадки, инсценировали сказки, играли в потешные игры.
В 6 классе ребята учились создавать проект «Я — великий читатель». Говорили о роли домашнего чтения, о значении домашней библиотеки в становлении читателя.
Открытый Урок чтения для учащихся 7 класса прошел в городской библиотеке, где ребята узнали много интересного из истории библиотечного дела в нашем городе, которому в этом году исполнилось 110 лет. А перед уроком учащимся было дано задание узнать у своих родителей, в какой библиотеке и что они читали в детстве.
Учащиеся 8 класса побывали в Доме-музее М.Ю. Лермонтова в Тарханах на экскурсии «Тарханы: родные все места». Путешествуя по родным местам поэта, они увидели усадьбу, где жил М.Ю. Лермонтов, обстановку дома поэта, попытались почувствовать ту атмосферу, в которой рос поэт, в которой создавал свои удивительные произведения.
А другой класс совершил заочную виртуальную экскурсию на родину В.М. Шукшина, на Алтай. Учащиеся познакомились с семейными традициями, узнали о методах воспитания дочерей в семье Василия Макаровича Шукшина. Идея проведения таких уроков появилась после просмотра сайта Сети творческих учителей.
А вот учащиеся 9 класса показали миниспектакль «Я явился на свет вместе с кометой Галлея...» по творчеству Марка Твена. В подготовке принимали участие и родители.
После уроков собрались все те, кто любит читать книги и работать на компьютере. На конкурс презентаций по прочитанной книге «Прочитай, не пожалеешь», представили свои работы учащиеся 8-11 классов. Презентации были подготовлены по самым разным книгам: «Дубровский» и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Унесенные ветром» М. Митчелл, «Гордость и предубеждение» Дж. Остин, «Алые паруса» А. Грина. Дети сами выбирали книги, о которых им хотелось рассказать. Это довольно интересная форма пропаганды книг. Нужно было не только прочитать книгу, но и найти материалы о ней, обработать их. Учащиеся 5 класса подготовили по прочитанным книгам буклеты.
На всех проводимых мероприятиях побывали юные корреспонденты школьной газеты. Материалы уроков опубликованы в газете «Школьный экспресс».
Этот день еще раз показал, что сегодня, в наш стремительный век, книга не устарела. И для каждого читателя встреча с хорошей книгой — настоящий Праздник Души!
При подготовке урока мы еще раз убедились, что в семьях недостаточно внимания уделяется чтению. А ведь все начинается с семьи. Поэтому в школах работу по пропаганде чтения надо начинать с семьи, с родителей. На родительском собрании «Нужны ли книжки девчонке и мальчишке?» мы провели анализ чтения по классам, говорили о ценности книги и чтения в представлении наших детей, о том, что мешает детскому чтению. Эта тема интересна родителям. В помощь родителям, может быть, стоит предусмотреть издание книг по рекомендательной библиографии — руководств для родителей детей разного возраста, книг для подростков и юношества.
Традиционными становятся у нас конкурсы чтецов. Когда провели конкурс в первый раз, убедились, какой большой интерес вызывает у ребят поэзия. Стали проводить тематические конкурсы: в Год русского языка — «Созвучье слов живых», в Год семьи — поэтический марафон для родителей, сейчас готовится конкурс, посвященный 75-летию Свердловской области «Всё это — Родина твоя, Земля твоя родная!».
Подготовка к конкурсу — дело серьезное. Подбирается литература, собираются тексты стихов с сайтов Интернета в электронную папку, готовятся биографические справки о поэтах, их портреты. В каждом конкурсе делаем номинацию — собственные сочинения, что поощряет детей к литературному творчеству. Это могут быть не только поэтические произведения, но и проза.
Хорошо воспринимаются детьми библиографические обзоры, рассказы о книгах. Кто, кроме библиотекаря, может интересно, увлеченно рассказать о книге? Мы не подменяем преподавателей, все мероприятия, которые проводятся в библиотеке, содержат дополнительную или внешкольную информацию. Как правило, беседы дополняются просмотром видеофильмов (художественных и образовательных), прослушиванием дисков, просмотром презентаций. Это позволяет дать максимальную информацию, которая лучше усваивается в условиях информационной комфортности.
Разработаны презентации по темам:
- «Волшебный мир Шарля Перро»
- « В гостях у А.Л. Барто»
- «Город, который построил С.Я. Маршак»
- «Великая Отечественная в произведениях современных писателей»
- « Слово — дело великое» (о В.И. Дале)
- « Аркадий Петрович Гайдар» и т.д.
Массовые формы работы с читателями при применении современных технологий только выигрывают. Об этом говорят количественные показатели: возросло число выданных книг, число посещений, записались новые читатели. Возможность использования новейших технологий позволяет сделать их качественными и информативными, это нравится ребятам.
Вот какие отзывы о таких уроках: «Хочу, чтобы таких уроков было больше! Пусть они будут каждую неделю!», « Мне очень понравилось участвовать в этом празднике. Весь день бы этим занимался!», «Мне очень понравился урок. Особенно то, как выступали мои одноклассники. Думаю, что впечатления об этом дне останутся у меня на всю жизнь», «...а ещё мне понравилось, что игра была очень хорошо и красиво оформлена при помощи компьютерных технологий».
Конечно, учителя ведут большую работу по продвижению чтения. Но здесь появляется проблема внутренней и внешней несвободы учителя: зависимость от учебных программ, системы отчетности, подготовка к ЕГЭ. Решить эту проблему может возвращение уро-
ков внеклассного чтения в школьное расписание, на которых дети будут знакомиться с лучшими образцами детской литературы. Роль библиотекаря в этой ситуации особенно велика. Педагогическая функция школьного библиотекаря ставит целью приохотить к чтению и книгам, мягко и доброжелательно учить культуре чтения. И не только.
Книга и чтение используются как один из способов выхода из духовного кризиса. Дети с интересом слушают о книгах, в которых рассказывается об их сверстниках, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Например, о книге Ю. Козлова «Волк и Филин». Как сказал недавно поэт Андрей Дементьев, нам надо вновь учиться воспитывать детей полноценной книгой. Вот почему сегодня нам, как хлеб, нужен не просто библиотекарь, а библиотекарь-педагог в высоком смысле слова.
Конечно, привлечь к чтению в ходе какой- то «кампании», «волевым путем» невозможно: заставить читать невозможно, заразить чтением можно через интерес, увлеченность и взаимопонимание. Эта работа должна вестись систематически.
Любое дело, в том числе и обучение детей чтению, принесет больше плодов, если оно вызывает интерес. «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». Вызвать интерес можно красивыми, яркими, красочными книгами, которых так не хватает в наших школьных библиотеках! А приобрести их мы не можем. Не имеем средств на комплектование фондов, получение книжных и некнижных материалов. Необходимо предусмотреть в смете расходов школ защищенную статью на комплектование художественно-познавательного фонда отдельно от учебного.
А издательствам необходимо целенаправленно для школьных библиотек издавать лучшую классическую и современную литературу. Часто обидно становится за тех детей, которые любят чтение и стремятся к нему, но не реализуют свои потребности из-за отсутствия нужных книг.
С целью рекламы книг следует увеличить финансирование теле- и радиопрограмм о литературе, призванных увлечь детей лучшими книгами, развивать их духовные потребности и художественный вкус.
И, если уж наших детей привлекают компьютерные технологии, то, может быть, стоит подумать над созданием информационного ресурса (сайта?), объединяющего информацию о лучших Интернет-ресурсах, стимулирующих чтение литературы и обсуждение книг юношеством и молодежью в виртуальном пространстве.
Школьная библиотека сегодня — неспокойное, весёлое, громкоголосое место, где ребята не только читают, но и обсуждают прочитанное, играют в литературных спектаклях, оформляют стенгазеты, путешествуют по виртуальному миру и просто общаются. Для того чтобы создать этот удивительный детский мир, мир, где есть место не только детям, но и их родителям и учителям, библиотекарям приходится совершенствоваться, постоянно придумывать что-то новое и необычное. Сейчас много издается специальных методических изданий в помощь школьным библиотекарям, а дотацию на приобретение методической литературы, предусмотренную для учителей, библиотекари не получают.
И в наш XXI век — век цифровых технологий — неизменным условием должен быть закон взаимодействия трех «К»: культуры, книги, компьютера. У учащихся должно сложиться мнение о том, что «человек читающий — человек успешный».