Корф О. Очень люблю, когда дети смеются / О. Корф. // Библиополе. – 2009.– № 2. – С. 33 - 36.

О писательнице И. Пивоваровой.

Много лет назад услышала от уважаемого редактора «Детгиза» фразу: «Ну он, имярек, — поэт не первого ряда». «Имярек», впрочем, расшифрую: речь шла о Борисе Слуцком. Тогда я впервые задумалась о неистребимой страсти расставлять всех в порядке очереди, строить по ранжиру, как будто дело касается не литературы, а хоккея, где есть первая, вторая, третья тройки.

Теперь, правда, и в хоккее порядок выпуска троек на лед зачастую носит формальный характер, а вот в литературе по- прежнему составляются списки наиглавнейших, главнейших, главных и всех остальных.

Ирина Пивоварова никогда не относилась к тем, кто эти списки составляет, к поэтам первого ряда. На самом же деле — достаточно прочитать ее стихи, чтобы в этом убедиться, — она была и остается одним из лучших современных поэтов. Пивоварова — поэт выдающийся, своеобразный, замечательный мастер, глубоко понимающий детей. И вот что удивительно: как следует из библиографии, не только соратники-поэты и исследователи детской литературы это признают, но и современные издатели! Редчайший случай: за последние двадцать лет вышло более 20 книг, где напечатаны произведения Ирины Пивоваровой, — куда чаще, чем по разнарядке советских времен, когда правилом была одна книга в пять лет! А коллективные сборники, куда ее стихи включены, носят красноречивые подзаголовки: «Библиотечка детской классики. Русские поэты» (сборник «Новогодний подарок» издательства «Оникс») или «Лучшие стихи, сказки и рассказы для детей» (сборник «Карусель» издательства «Росмэн»).

Ирина Михайловна Пивоварова родилась в Москве 3 марта 1939 г., в семье врача. В 1963 г. окончила факультет прикладного искусства Московского текстильного института, потом работала художником на «Мосфильме» и первые короткие рассказы напечатала там же, в многотиражке. Детские стихи впервые были опубликованы в журнале «Веселые картинки» в 1964-м, а через год вышла книжка-раскладушка «Всех угостила». Тогда она и стала профессиональным литератором, и книги ее издавали охотно, тем более что очень часто иллюстратором был ее муж, великолепный художник Виктор Пивоваров. В 1966-м появилась книга сказок «Паучок и Лунный Свет», а потом, одна за другой, книжки стихов: «Тикитак» (1967), «Тихое и Звонкое» (1967), «Как птицы спорили» (1968), «Месяц в озере» (1969), «Школьное окно» (1969), «Жила-была собака» (1973), «Два очень смелых кролика» (1975), «Волшебная палочка» (1976) и так далее. Ирина Пивоварова прожила мало — она умерла в 1986 году, а сделала очень много. Ее стихи, сказки, рассказы и повести были невероятно популярными у детей и в 1960-е, и в 1970—1980-е гг.

Как всякий большой поэт, она помогала детям разглядеть то, что без нее они увидеть не смогли бы, совершить открытие, раскрыть тайну. Одно из самых известных стихотворений так и называется — «Тайна»:

я тебе открою тайну,

Никому не говори!

Если рано ты проснешься,

Если встанешь до зари,

Если тихо выпьешь чаю,

Если выйдешь из дверей,

Если ты пойдешь направо,

А потом чуть-чуть левей,

Обогнешь большой колодец,

Обогнешь засохший пруд...

Там, у старой водокачки.

Под забором две собачки

Громко косточку грызут!

Оказывается, постижение тайны требует усилия. Надо отправиться в путь, и тогда тебя ждет такое удивление, что таинственный шепот превратится в изумленный крик. А иногда, напротив, надо остановиться и приглядеться, как это происходит в стихотворении «Огурчик»:

Там, где на грядке

Растут огурцы,

Раздвинем мы

Листья-ворота...

Гляди-ка,

Под листьями

Спит на земле

Зеленый и маленький

Кто-то.

Тихонько

Его ты

Потрогай рукой...

Чувствуешь, Он

Колючий какой?

В пупырышках весь.

Как лягушка,

Он спит на земле,

Где темно

И тепло,

А чтобы его Целый день

Не пекло,

Он зонтик раскрыл

Над макушкой.

Чудо поэзии преображает самые обычные вещи. Иногда достаточно просто посмотреть вокруг, чтобы произнести: «Удивительно!»

В нашей комнате светло Удивительно!

Муха села на стекло Удивительно!

Солнце греет все сильней Удивительно!

А на ветке воробей...

Удивительно!..

Но встречаются в стихах Пивоваровой и другие герои. Например, ничему не удивляющийся мальчик из стихотворения «Ну и что?». Ему рассказывают сказку, а он остается равнодушным:

—        Был однажды старый дом.

—        Ну и что?

—        Мыши жили в доме том.

—        Ну и что?

—        У мышей была нора.

—        ну и что?

—        Очень темная дыра.

—        Ну и что?

—        вел в нору подземный ход.

—        Ну и что?

—        Там веселый жил народ.

—        Ну и что?

—        На головках колпачки.

—        Ну и что?

—        А на ножках башмачки.

—        Ну и что?

—        Тот народ ел целый год.

—        Ну и что?

—        Старый, черствый бутерброд.

—        Ну и что?

—        Бутерброд украли мыши.

—        Ну и что?

—        Из твоей тарелки, Гриша.

—        Ну?!

Какой тонкий анализ характера ребенка проведен в этом простом диалоге! И какой радостью для слушателей оказывается то, что Гриша все-таки способен удивиться, пусть только тогда, когда это его лично касается! Такие «грубые материалисты» автора, как и читателя, смешат. Как героиня стихотворения «Лягушка и звезда», глупая и самодовольная:

Однажды решила

Лягушка в пруду:

«Подпрыгну

И с неба

Достану Звезду!»

и тут же,

Подпрыгнув,

Разинула пасть,

И в пасть ее Муха

Успела попасть.

С тех пор Говорила

Лягушка повсюду:

— Звезда — это чудо?

Подумаешь, чудо!

Мне как-то на ужин

Попалась Звезда...

Ну муха и муха!

Одна ерунда!

Чтобы читатели не уподобились такой мухе, Пивоварова показывает им чудеса, которых в жизни великое множество. Они разные и они везде. По вечерам приходит ТИХОЕ, по утрам — ЗВОНКОЕ, и каждое из них чудо! Одно из самых замечательных ее стихотворений — «Тихое и Звонкое» — основано на противопоставлении, но важно, что оба компонента сосуществуют. Так же, как детская жизнь невозможна без игры, песен, секретов, без дружбы и радости, которую доставляешь другим, невозможна она без печали, задумчивости, разочарований. Ныне взрослые часто говорят о детстве как едва ли не о самом трагическом периоде в жизни человека. Действительно, территория детства — не самая благополучная на карте нашей страны. Но детям совершенно не свойствен пессимизм. Пессимизм и страх — разные вещи. Ощущение страшного, происходящего с детьми в наше время, не стоит взваливать на детские плечи. Это ответственность и забота взрослых. Но у некоторых из них случаются провалы в памяти, и они не помнят свое счастливое детское мироощущение! И возможно, это главное, что утеряно теми, кто делает сейчас детскую литературу.

Как всякие хорошие детские стихи, стихи Пивоваровой многое откроют и взрослым. В стихотворении «Жила-была собака» лирический герой, маленький мальчик, выдумывает себе друга. Он рассказывает о своей собаке так, что мы понимаем его, верим его фантазиям... Конца у стихотворения нет — в бесконечности фантазии и заключается главная радость:

А вот что было дальше,

Еще я не придумал.

Сначала я придумаю,

А расскажу потом.

А стихотворение «Лишь бы песни петь» детское по форме, по интонации и совершенно взрослое по смыслу. Вообще, Пивоварова — идеальный герой для исследования «Большой смысл поэзии для маленьких», когда в нескольких ее строфах выражены и мировосприятие, и жизненное кредо, и философия, и самоощущение, и все это — ВАЖНОЕ. Начало простое, как в фольклорной считалке:

Треснуло яичко,

Вылупилась птичка. Спрашивает:

— кто я, Чижик иль синичка?

А дальше попытка угадать, какая новая птица появилась на свет, и жизнеутверждающая готовность в любом случае, кто бы ты ни был, ПЕТЬ. И финал — громкое выражение счастья, радости и приятия бытия:

Лишь бы лес качался,

Лишь бы даль синела,

Лишь бы солнце грело, лишь бы песни петь!

Вот вам и стихи для маленьких — о сущности детского восприятия жизни, о роли поэта и его самоотдаче, о свободе личности, о сохранении самой жизни на Земле наконец! Поразительны стихи Пивоваровой о природе, простые и одновременно наполненные волшебством, как произведения непредсказуемого художника:

На земле

Лежит картинка:

Камень,

Листья

И травинка...

Под стекло ее

Сама

Утром вставила Зима.

Или такая загадочная зарисовка, сопровождаемая потрясающей звукописью:

Шел дождь весь день И шел всю ночь, и лишь к утру Ушел он Прочь...

остались на земле следы, Доверху полные Воды.

Интонационное богатство стихов поэта, блестящая техника стихосложения, верность классической традиции и совершенно новаторское ее продолжение, когда лирический герой должен самостоятельно подойти к порогу, за которым находится тайна, использовать собственную творческую энергию, а не следовать готовым рецептам и указаниям, «заглатывать» готовые выводы. Поэт, по Пивоваровой, — это проводник, он не тащит за руку, а идет рядом. А если трудно, всегда готов поделиться самым действенным лекарством от усталости, тоски, скуки, разочарования, обиды, страха — СМЕХОМ.

Если в нашей кухне

Долго-долго плакать,

Станут в нашей кухне

Громко жабы квакать,

Расцветут кувшинки,

Зашумит осока

И придется в кухню

Строить мост высокий.

Приходите по мосту,

Гости дорогие!

Приносите нам платки,

Чистые, сухие!

И легкая ирония свойственна Пивоваровой, и трогательный лиризм. А иногда появляются и сатирические нотки, но вплетены они столь изящно, что не нарушают общей атмосферы доброжелательности.

Вежливый ослик

Был ослик

Очень вежливый,

воспитанный он был.

Всем улыбался, Кланялся

И «здравствуй» Говорил.

Потом

Он отходил на шаг

И говорил:

— Тюлень — тюфяк,

А заяц — трус,

А лев — дурак,

А слон — обжора и толстяк...

Ни разу доброго

Словца

Он не сказал

Ни про кого,

И я прошу тебя,

Дружок,

Не будь похожим

На него!

Стихи Пивоваровой переиздаются реже, чем книги прозаические. Очень жаль, поскольку они должны быть в каждом доме. И обязательно с хорошими картинками, ведь художнику тут раздолье. Невозможно уместить в статье все, достойное цитирования. И все-таки еще одно стихотворение:

Долго мы искали,

Долго мы искали

(Обошли деревни, Села, города)

Мальчика, Который

Любит чистить зубы,

И девочку, которая

Не плачет никогда.

Долго мы искали,

Долго мы искали

И вдруг мы отыскали

Без всякого труда Девочку,

Которая

Любит чистить зубы,

И мальчика,

Который

Не плачет никогда.

Особенно популярными были и остаются, судя по переизданиям последних лет, повести Пивоваровой для детей младшего школьного возраста: «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 “А”» (1977), «О чем думает моя голова: рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса» (1979), «Старичок в клетчатых брюках» (1981), «Однажды Катя с Манечкой» (1986). Раньше они переходили из рук в руки, в библиотеках на них записывались, занимали очередь. Ее книги были в числе самых любимых — могу это с уверенностью утверждать, опираясь на многолетнюю переписку Дома детской книги с читателями, ведь дети писали, что называется, от души, по собственной воле и без всякого принуждения. Вот какие «рецензии» нам присылали: «Моя мама работает в библиотеке, в детском отделении. Мама часто приносит домой интересные книги, чтобы я прочитала их. И вот однажды мама принесла мне книгу «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 “А"». Раскрыв первую страницу книги, я поняла,что эта повесть о веселой школьной жизни. Я очень люблю такие книги, и поэтому повесть Ирины Пивоваровой сразу заинтересовала меня. Читая повесть, я очень волновалась за главную героиню — Аню Залетаеву. Аня — круглая отличница — вдруг получает тройку с минусом, и поэтому она решается украсть классный журнал. После этого страшного происшествия Аня не находит себе места. Но девочка из ее класса — Тося Одуванчикова — вовремя приходит Ане на помощь. Тося полностью разделяет Анино горе. Тося Одуванчикова поступила как настоящая подруга!»; «Книга веселая, задорная. Когда ее читаешь, поднимается веселое настроение. Мне нравится нерастерянность Люси Синицыной в трудных положениях»; «Эта книга мне понравилась тем, что все написано просто и понятно, а главное — правдиво. Люся — такая же девочка, как и все, даже училась не очень хорошо. Но все-таки она отличалась от других. Больше всего мне в книге понравилось то, что написано все справедливо и не преувеличено»; «Мне нравится в Люсе, что она любит животных, что с подругой они нашли адрес больницы, захватив собаку Урана, пирог; который испекли сами, кисель, и пошли в больницу к пенсионеру, которого видели два раза. Что Люся любит своих родителей»; «Рассказы очень интересные и смешные. Когда мне бывает скучно или грустно, то стоит прочитать хоть один смешной рассказ — и сразу все проходит. Люся Синицына рассказывает о себе, о своей подруге Люсе Косицыной и о друзьях так, как будто она делится с самым близким человеком, и поэтому книга очень интересна и дорога мне»; «Девочка Люся очень похожа на меня. И характером, и поступками, и лицом. Хотя глаза у меня карие, а не серые. А волосы у меня, как солома. Правда, у нее волосы короткие и кудрявые. А у меня длинные и прямые. Люся мне понравилась. Она добрая к своей собаке. Она не бросила Урана, хотя он оказался ничей. Чуткая по отношению к товарищам... Люся не задирает носа. А то, что она плохо учится, не мешает ей быть хорошим человеком. Вот я тоже учусь неважно, по математике 3, а так ничего — 4 да 4. А Косицына... А что Косицына? Подумаешь, отличница. Уж если она отличница, то это не значит, что она бесподобная, незаменимая. Но тоже ничего»; «Когда я прочитала книгу “О чем думает моя голова”, я задумалась. Думала о героине этой книги — о Люсе Синицыной, о ее характере, о ее подруге, о ее поведении. Вместе с Люсей я переживала, радовалась, перенимала ее боль»; «Эта книга мне понравилась. “Старичок в клетчатых брюках” — это веселая приключенческая повесть о мальчике и фотокорреспонденте: мальчик принимает его за злоумышленника и пытается разоблачить, попадая в нелепые, смешные ситуации. Мне этот мальчик очень понравился. В нем есть доброта, желание помочь людям». Сама писательница говорила: «Прозу, как и стихи, я пишу веселую. Очень люблю, когда дети смеются. Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было не слишком заметно». Но дети, которые в 80-е гг. писали в Дом детской книги, как раз замечали, чему их писательница учит. «Прочитав эту книгу («Рассказы Люси Синицыной»), человек становится чище душой, он начинает смотреть на жизнь более оптимистично, жизнерадостнее», — написала 15-летняя читательница, которая впервые познакомилась с повестью Пивоваровой в 10 лет и с тех пор с книгой не расставалась. Конечно, детские отзывы эти из далекого временного далека, дети теперь, конечно, другие, но, уверена, и они способны высоко оценить художественные достоинства стихов и прозы Пивоваровой, потому что в главном они похожи на героев ее книг

А герои эти до того реальны, что веришь, будто все они существовали на самом деле, а писательница только записывала за ними. Помню, как радовала моих детей повесть «Однажды Катя с Манечкой». Очень были натуральными девчачьи разговоры, а уж обращение одной сестры к другой: «Брынцесса Манька» — запомнилось и используется в обиходе по сей день! Юмор в этой повести просто феерический, а невероятные приключения героев убедительно доказывают, что художественной натурой можно быть с раннего детства.

Такие художественные личности густо населяют книги Пивоваровой. В истории «Привет с далекого Севера!» Синицына, вместо того чтобы подчеркивать приставки и суффиксы, сочиняет уморительно смешное письмо подруге: «Как поживают ваши детки Сережа и Костя? А ваш Сережа очень красивый. А ваш Костя очень умный и замечательный. Я просто влюбилась в него с первого взгляда! Он у вас такой талантливый, прямо ужас! Он у вас сочиняет книжки для детей, потому что он у вас писатель. А ваш сын Сережа — дворник. Потому что он хоть и красивый, а бестолковый. Он плохо учился, и его выгнали из института. А ваш муж Синдибобер Филимондрович очень злой. Он весь седой и ходит с длинной бородой, и бьет вас палкой, и мне вас ни чуточки не жалко! А сами вы уже тоже старая тетенька. Вы толстая, как бочка, и худая, как скелет, и у вас спереди одного зуба нет...» Ясно, что было, когда учительница отобрала у Люськи это послание на промокашке и прочитала вслух всему классу. Хохот стоял невероятный, но недолго, потому что Люську выгнали из школы и велели явиться родителям. И тогда весь класс, даже «вредная» Косицына, за нее заступился. Лишь в самом конце рассказа Косицына все же укорила подругу — за то, что та всем растрезвонила про отсутствующий зуб!

Недавно на канале «ТВ-Центр», то есть на московском, в рамках передачи «Ничего личного» обсуждалась тема «Что читают дети». В результате «уважаемые люди» договорились до того, что советская детская литература умерла. Под раздачу, в частности, попала книга Кассиля «Кондуит и Швамбрания», потому что дети ведущей ничего в ней не поняли. А новая литература еще не родилась, и это было косвенно подтверждено тем, что ни одного имени современного автора не было названо. Разве что Лев Яковлев что-то промямлил про Бо-риса Минаева, рискуя быть непонятым и принятым за поклонника Сергея Минаева.

Отрадно лишь то, что новая литература почему-то обязательно родится, и мы должны быть счастливы, потому что присутствуем при ее рождении. Принимаем, так сказать, роды. А ответственности за то, что рождается на наших глазах, никто из «уважаемых людей» не несет. Я понимаю, что наше телевидение — сборище непрофессионалов, но оказалось, что и приглашенные выступающие, среди которых были педагоги, как школьный, так и вузовский, деятели радио и телевидения для детей и — вообще удивительно! — писатели, пришли только ради «тети PR». Мне стало стыдно за них, и я отправилась дописывать эту статью, потому что Пивоварова осталась в литературе и дети, надеюсь, читают ее книги. Или, к своему несчастью, не читают?