Борисов В. Читайка и его друзья / В. Борисов. // Школьная библиотека. – 2007 .– № 4. - С. 76-87.

Сценарий проведения праздника  Недели детской книги-2007.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

1) ЧИТАЙКА — мальчик-школьник (5 класс)

2) СОВЕНОК — сказочный персонаж. Читайка встре­чает его в Сказочном лесу (во сне). Совенок сопро­вождает Читайку во время его приключений в Ска­зочном лесу, знает назубок все сказки, читал много книг, всегда подскажет выход из ситуации.

5)  МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ — основная задача — рас­строить планы наших героев, запутать сюжет, сбить всех с правильного пути, сорвать задуманное ДЕЙСТВО.

6)  ДОБРАЯ ФЕЯ (та же актриса, которая играет Ба­бушку Читайки) — сказочный персонаж. Всегда рас­познает, где скрыто зло. Приходит на помощь в самые трудные моменты.

3) БАБУШКА ЧИТАЙКИ — школьный библиотекарь. Переживает, что внук, как и большинство его свер­стников, не читает книг. В силу своей профессии ста­рается ему помочь. Добрая, мудрая, тихая. В Сказке предстает в виде доброй Феи-волшебницы.

Персонажи детских книг:

Айболит;

Бармалей;

Лиса Алиса;

Кот Базил ио;

4) СТАРШИЙ БРАТ ЧИТАЙКИ — студент-програм­мист, «сдвинутый» на компьютерах, играх, не вылеза­ет из сети, постоянно пытается что-нибудь «взло­мать», изображая из себя крутого хакера.

Кот в сапогах;

Кот учёный;

Золушка;

Незнайка.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ (реальное)

Петя-Читайка дома. Он сидит за столом, ря­дом стопка книг. Компьютер.

Петя-читайка: Начнём, пожалуй! Ре-фе-рат (пишет либо набирает на компьютере). Тема: «Сказочный бал. Помоги Незнайке собрать дру­зей». Подходящая тема — наш школьный библи­отекарь придумал, Мария Петровна. Моя родная бабуля, между прочим! Это сколько же мне надо книг перелопатить! Ох, бабушка...

Появляется Мария Петровна.

Мария Петровна: Да, Петенька! Ты меня звал?

Петя-читайка: Не то, чтобы звал, я о тебе по­думал. Вслух. Мария Петровна, это же сколько времени надо, чтобы всё прочитать?

Мария Петровна: И что, Петя? Ты же эти кни­ги почти все прочитал. Или слышал о них — сколько тебе сказок с самого раннего детства я рассказала! Остаётся только освежить память. Кстати, вот ещё одна новая книга.

Петя-читайка: А что это она вся ободранная такая? («Волшебная книга сказок»)

Мария Петровна: Да вот беда, завелись в хранилище грызуны, хоть кота Ваську из дома тащи.

Петя-читайка: Вот видишь, бабуля, какое преимущество у современных информационных носителей: была бы книга в компьютере, в элект­ронном виде — не испортили бы её мыши!

Мария Петровна: Экий ты наивный, Петя! Так они и провода грызут, те, что к компьютеру подключены. От грызунов одно спасенье — пара когтистых лап!

Петя-читайка: Хорошо, бабушка, пока ещё книги целы, займусь рефератом, а ты мне, как добрая фея, приготовь чего-нибудь вкусненько­го.

Мария Петровна: А пожалуйста?

Петя-Читайка: Пожалуйста...

Бабушка выходит.

Петя-Читайка: Так... Освежить память (пе­ребирает книги). «Золотой ключик», «Золушка», «Кот в сапогах»... Помню. Читал. «Приключения Незнайки и его друзей»... Стоп! Пожалуй, всю информацию о литературных героях можно ска­чать из Интернета. И кто мне в этом поможет? Мой старший брат! Не зря же он работает прог­раммистом. Наверняка и сейчас сидит в своей сети (звонит по телефону).

Старший брат Читайки: Алло?

Петя-Читайка: Оченьуважаемый-обожае- мый брат, привет тебе!

Старший брат Читайки: Виделись, Петька!

Чего тебе?

Петя-Читайка: Понимаешь, Сергей, мне срочно нужно написать реферат по сказочным персонажам...

Старший брат Читайки: Короче!

Петя-Читайка: Короче? В реферате литера­турные герои, как друзья, должны собраться на праздничном балу. Поможешь?

Старший брат Читайки: Не вопрос! Созда­дим алгоритм, получим программу, введём в компьютер и получите...

Петя-Читайка: Значит, я могу надеяться?

Старший брат Читайки: Слово! Что там твой реферат! Готовлю новую разработку — супер-пупер! Даёшь ключевое слово — и получи гото­вый текст. Нужен новый текст? Получите. Любой сценарий на заданную тему, любое литератур­ное произведение — нажал кнопку, и вот тебе шедевр. А главное — никаких писателей! Ну всё, до связи...

Отключается телефон.

Петя-Читайка: Неужели такое возможно: ни­каких писателей? (Подходит к коту, лежащему рядом с телевизором). Слышал, Василий? Спи- спи, скоро бабуля тебя на охоту возьмёт в библи­отеку. Так... Полистаем книгу... Послушаем те­лик... брат обещал... (ложится на диван и засы­пает).

(Накрывает пледом. Выключает телевизор, свет).

Из телевизора возникает таинственное «све­чение»....

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ (сказочное)

Петя спит под кустом в Сказочном лесу... По­является Мышиный король.

Мышиный король: Героев книг задумали собрать вместе! Без меня задумали... Програм­мы, алгоритмы, рефераты... Всё по науке!... Ишь ты... Не выйдет! У меня своя пятница, свои зада­чи. Свой праздник!

Входит Мария Петровна.

Мария Петровна: Умаялся. Э, Читайка мой милый!

Король мышиный

Не простак,

Назло

Всё делаю не так!

Вы приготовили Программы?

А я в них капну яду...

Граммы...

Вы собрались, чтоб Радоваться вместе, А я вам говорю: Не лезьте!

Перемешаю всё на свете, Свои забрасывая

Сети.

Друзей вы

Собирать решили?

По-моему,

Вы поспешили!

Эй, мыши серые,

Сюда,

Грызите смело Провода!

И корешки у книг

Грызите,

Чтоб было всё

В ужасном виде...

Появляются Мыши.

Мыши: Готовы мы! Хруп-хруп! Хруп-хруп!

Всё мы попробуем

На зуб...

Чтоб книги

Рядом не лежали, Пусть не встречаются С мышами!

Разбегаются по углам.

Появляется Совёнок. Разглядывает Петю-Чи- тайку.

Совёнок: Вот, поглядите: спит себе и в ус не дует... Впрочем, какие усы у мальчишки? А всё равно, мог бы подумать заранее, к чему может привести самая обычная лень: взялся за дело сам, а потом перепоручил его брату.

Проснись, Читайка!

— Не получается. Кто бы помог разбудить юного читателя? Как кто!? Конечно, писатель. Ребята, давайте пригласим писателя в гости!

Появляется писатель.

Совёнок: Уважаемый писатель, помогите нам разбудить Читайку.

Писатель начинает выступление, по оконча­нии которого Читайка просыпается.

Совёнок: Кажется, получилось, проснулся! (писателю). Спасибо Вам! Так не хочется с Вами расставаться, но дальше в сказочном путешест­вии нам придётся всё делать самим.

Писатель уходит

Послушай,Читайка, у нас беда!

Петя-Читайка: (зевая) Что за беда, Совёнок? И кто такой Читайка?

Совёнок: Ты — Читайка!

Петя-Читака: Почему я?

Совёнок: Во-первых, ты прочитал немало книг.

Во-вторых, любишь чтение.

Ну а в-третьих, не ты ли задумал собрать вместе героев разных книг?

Петя-Читайка: Ну хорошо. Тогда, Совёнок, объясни: что за беда?

Совёнок: Надеюсь, ты не забыл, что твой брат Сергей, по твоей просьбе, стал собирать сказочных героев из разных детских книг с по­мощью компьютера?

Петя-Читайка: И что? Он же отличный, миро­вой программист!

Совёнок: Вот-вот, стоило ему подключиться ко всемирной информационной паутине, как в дело вмешался сам Мышиный король!

Петя-Читайка: И чего страшного? У нас же своя программа. И Сергей наверняка всё пре­дусмотрел... Всякие антивирусы...

Совёнок: Всё, да не всё. Это же мышиный ко­роль! И стоит ему дать команду мышам, что бу­дет с книжными переплётами и всякими соеди­нительными проводами?

А тут ещё твой брат, тоже хорош, сказал, что всех писателей в будущем заменят компьютеры.

Петя-Читайка: Ну, это он сгоряча сказал.

Совёнок: Как бы ни было, теперь жди беды: герои книг, собравшись вместе, из-за повреж­денных переплётов и проводов не смогут вспом­нить, кто они и откуда. И какой тогда праздник получится?!

Петя-Читайка: Но ведь с мышами можно бо­роться: мышеловки, например...

Совёнок: Читайка, так поступают в обычной жизни. Да и то когда не спешат. А нам нужен срочный выход! Сказочный...

Читайка: Сказочный... Значит, нужна вол­шебница. Фея! Откуда бы её пригласить? Кто нам подскажет?

Совёнок: А ребята в зале!? Как вы думаете, из какой сказки можно пригласить фею?

Дети: Из сказки «Золушка».

Читайка, Совёнок: Ну да! Правильно, из сказки «Золушка».

Совёнок: Ну-ка, Читайка, повернись вокруг! И повторяй:

Пусть мечта

Нас тянет ввысь -

Фея, рядом появись!

Читайка повторяет и на сцене появляется Фея.

Фея: Всё, всё знаю. Можете не рассказывать. Чтобы одолеть Мышиного короля, нам нужны ко­ты, и не простые — сказочные.

Читайка: Ну так взмахните палочкой, пусть они появятся!

Фея: Так сразу не могу. Мыши уже успели навредить — страницы в книге сказок погрызли.

Совёнок: А ребята смогут помочь?

Фея: Да, если назовут сказочных героев — котов.

Читайка: Поможете, ребята? Каких сказоч­ных героев-котов вы знаете?

Совёнок: Кот, чтобы умный был... Помните: У Лукоморья, что за кот, а ребята?

Дети: Кот-учёный...

Появляется кот-учёный.

Совёнок: Чтобы хитрый...

Появляется Кот Базилио.

Читайка: Опять сбой в программе! У! Король мышей!

Кот Базилио: А что? Разве я не хитрый?

Совёнок: Хитрый-хитрый, даже чересчур!

Ну, тогда нам ещё бы ловкого кота... И это кот...

Дети: ....в сапогах!

Совёнок: Ну вот, кошачье войско в сборе. Ста­вим вам задачу: немедленно разогнать мышей!

ПЕСНЯ КОТОВ:

Понимаешь лишь С годами, Лишь потом,

Счастье с вами, Если рядом Вы С котом!...

И когда коты

Гонять начнут Мышей,

У хозяина улыбка До ушей!..

Коты начинают гоняться за мышами.

Совёнок: Пусть маленькая победа, но прият­но!

Читайка: Уважаемая фея, может быть, тогда попробуем собрать и других героев книг?

Фея: Я попробую.

(Взмахивает палочкой)

Появляется Бармалей.

Бармалей:

Ну, ребята, узнали меня?

Жил был добряк Из добряков,

Попробуй заболей —

Придет,

Спасёт от синяков

Сам доктор БАР-МА-ЛЕЙ!

Что не так? Да! Это я — доктор Бармалей (на­девает белую шапочку и белый халат, в руках у него врачебные инструменты).

Читайка: Да нет же! Ребята, это не доктор! Это — пират Бармалей.

Совёнок: Точно, пират! Который кушает ма­леньких детей...

Читайка: Что вы наделали! (Фее) Где же те­перь настоящий доктор?

Фея (с недоумением разглядывает волшеб­ную палочку): Прости, Читайка, прости, Совёнок. Сама не пойму, как это получилось...

Мышиный король (из укрытия): Мышей мо­их разогнали и думаете — всё? Победили? То ли ещё будет! (Хлопает в ладоши.) Раз! Два! Три!

Появляется доктор Айболит.

Айболит:

Да, я — герой!

На всех сердит:

Бандит известный

(Чуть не плача)

Ай-бо-лит!

Вытаскивает из-за пазухи кривую саблю, а из карманов пистолеты.

Что я такое говорю?!

Читайка:

Доктор, доктор!

Вы не заболели?

Совёнок: Кошмар!

Доктор Айболит: Да, лучше было бы, если заболел. (Пытается отбросить пистолеты, но они на резинках и не отстают от него).

Читайка: Всё-таки наверняка Мышиный ко­роль повредил программу — иначе откуда бы взялся Бармалей?

Фея (схватившись за голову): Никакие чудеса не помогут, пока Мышиный король будет нам мешать.

Все наши литературные герои будут словно больные!

Читайка: И что делать?

Фея: Нам надо немедленно найти Мышиного короля.

Читайка: Найти и обезвредить?

Фея: Найти и всё исправить.

Читайка: А как же его искать?

Совёнок: А книга? Нам может помочь вол­шебная книга сказок!

Достаёт книгу и начинает читать.

Король мышей — Большая мышь. Сидит, где темнота И тишь...

Кот в сапогах (прохаживаясь):

Я чувствую, что он где-то рядом, очень-очень близко...

Кот учёный:

Да, погоди ты!

Читайте дальше...

Фея продолжает.

Фея:

Король мышей Порой не виден...

Хитёр. Пуглив.

Но... любопытен.

Совёнок продолжает.

Совёнок:

В нём злая сила.

Весь секрет, Что он

Не переносит СВЕТ!

Читайка:

Он рядом... Но кто возьмётся его искать?

Коты:

Так что ж забыли Вы про нас?..

А мы и в профиль,

И анфас...

Быть не хотим Котятами...

Совёнок:

Котами стать Хотят они!

Коты:

Нуда, Мышиный он

Король —

Мы с королём

Вась-вась, порой.

Напрасно ты, Читайка,

Хмур.

Коты мы всё-таки, МУР-Р-Р, МУР-Р-Р!

Нуда, король!

Коль ты шалишь, Кто ты для нас?

Большая... мышь!

Кот учёный:

Я что: я Кот Учёный!

Я перед ним пройду кругом.

И чтоб всё время на виду

То песнь, то сказку заведу...

Кот Базилио:

И я спою свою ду-ду: «Подайте нищему коту!»

Кот в сапогах:

А я возьму и похвалю: «Король, вас искренне люблю!»

83

Мышиный король (выглядывая из укрытия):

Взгляну на них:

С чего бы ради

Коты поют МНЕ песни

В марте?

Коты: А ну-ка дружно, вместе?

РАЗ!

Большая мышь

В когтях у нас.

Фея:

Ну вот, на белый свет вывели, теперь он нам ничего плохого делать не сможет.

Читайка: Нам этого мало, нам надо, чтобы он ещё и хорошее сделал.

Мышиный король: Ничего делать не буду!

Совёнок: Тогда придётся его от вредности лечить, где у нас доктор?

Бармалей: Я — доктор! Я умею! (Достаёт

шприц.)

Мышиный король: Не надо! Можно испра­вить ошибку...

Читайка: И как это сделать?

Мышиный король: Скорей спросите у детей, если правильно и дружно ответят, тогда...

Читайка:

Скажите, ребята,

Скажите скорей

Кто перед вами стоит?

Дети: БАР-МА-Л ЕЙ!

Бармалей снимает халат и шапку.

Читайка: Ну, а кто же это?

Показывает на Айболита.

 

Не пират, и не бандит

Это доктор ...

Дети: АЙ-БО-ЛИТ

Читайка, Коты, Совёнок: Получилось! Полу­чилось!

Мышиный король: Ничего, ничего! Есть у меня ещё шанс сорвать Вам праздник. Если Ва­ши дети начнут путаться, если неправильно на­зовут героев, праздника не будет! Всё ещё впе­реди! Ха-ха-ха!

Фея: В самом деле...

Взмахивает палочкой, но очередной книжный герой не появляется.

Никак не получается! Помогут только стихи, которые он написал. Вся надежда на ребят — может быть, подскажете? Как его зовут? Кто это, ребята? Кто написал такие стихи?

Знайка шёл гулять

На речку,

Перепрыгнул

Чрез овечку.

Не догадались?

Торопыжка был

Голодный.

Проглотил

Утюг холодный!

Дети: Незнайка!

Появляется Незнайка.

Незнайка: Ну да! Это я

И вот стихи про меня:

Знаю я,

Что ничего не знаю, И об этом громко Заявляю!

Фея (взмахивает палочкой):

И этот герой не появится, пока вы, ребята, не отгадаете его имя.

Без ответа на загадку ничего не выйдет!

Ей прозвище дали.

И кто же — родня!

Назвали из прихоти

Злой.

За то, что,

Устав от работы,

Она

Садилась

На ящик с золой.

Дети: Золушка.

Появляется Золушка.

84

закладку, вспоминает).

И заложи её между страниц... 17—18

Ищет книгу и закладывает закладку.

...И помни: прижми книгу к сердцу (прижима­ет книгу к сердцу).

Появляется Совёнок.

Петя-Читайка: Совёнок, и ты здесь?

Совёнок: Да, я всегда буду рядом. Там, где есть журналы и книги, там, где читатели, там, где ты, Читайка!

Петя-Читайка: А как же другие герои, где же они?..

Совёнок: Да вот они!

Появляются остальные герои книг.

Все: Здравствуй, Читайка!

Здравствуйте, ребята!

Петя-Читайка: Значит, у меня всё получи­лось? И у нас сегодня праздник?!

Совёнок: Получилось, получилось, не сомне­вайся. Посмотри, Читайка, сколько сегодня в этом зале читателей. И они, так же как и ты, лю­бят книги.

Читайка: Правда, ребята?.. Пусть эта любовь будет на всю жизнь. И помните, не забывайте прижимать любимую книгу к сердцу!

Песенка Читайки

(финальная)

1)    Как только появился я — Читателем я стал:

Читала книжки мама мне Мне папа их читал.

2)    Я от родителей своих Решил не отставать.

Брал в руки книги

И меня Читайкой стали звать.

Припев:

Не просто так, Не просто так Страницы книг Листать.

А чтобы я, А чтобы ты — Сумел ЧИТАЙКОЙ стать!

3)    Все буквы зная назубок, Взял и сложил в слова,

И книга стала о себе Рассказывать сама.

4)    Чтоб лучше быть, Чтоб больше знать, Ты книгу почитай,

Её, как друга, каждый день Ты к сердцу прижимай.

Припев.