Борисов В. Читайка и его друзья / В. Борисов. // Школьная библиотека. – 2007 .– № 4. - С. 76-87.
Сценарий проведения праздника Недели детской книги-2007.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
1) ЧИТАЙКА — мальчик-школьник (5 класс)
2) СОВЕНОК — сказочный персонаж. Читайка встречает его в Сказочном лесу (во сне). Совенок сопровождает Читайку во время его приключений в Сказочном лесу, знает назубок все сказки, читал много книг, всегда подскажет выход из ситуации.
5) МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ — основная задача — расстроить планы наших героев, запутать сюжет, сбить всех с правильного пути, сорвать задуманное ДЕЙСТВО.
6) ДОБРАЯ ФЕЯ (та же актриса, которая играет Бабушку Читайки) — сказочный персонаж. Всегда распознает, где скрыто зло. Приходит на помощь в самые трудные моменты.
3) БАБУШКА ЧИТАЙКИ — школьный библиотекарь. Переживает, что внук, как и большинство его сверстников, не читает книг. В силу своей профессии старается ему помочь. Добрая, мудрая, тихая. В Сказке предстает в виде доброй Феи-волшебницы.
Персонажи детских книг:
Айболит;
Бармалей;
Лиса Алиса;
Кот Базил ио;
4) СТАРШИЙ БРАТ ЧИТАЙКИ — студент-программист, «сдвинутый» на компьютерах, играх, не вылезает из сети, постоянно пытается что-нибудь «взломать», изображая из себя крутого хакера.
Кот в сапогах;
Кот учёный;
Золушка;
Незнайка.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ (реальное)
Петя-Читайка дома. Он сидит за столом, рядом стопка книг. Компьютер.
Петя-читайка: Начнём, пожалуй! Ре-фе-рат (пишет либо набирает на компьютере). Тема: «Сказочный бал. Помоги Незнайке собрать друзей». Подходящая тема — наш школьный библиотекарь придумал, Мария Петровна. Моя родная бабуля, между прочим! Это сколько же мне надо книг перелопатить! Ох, бабушка...
Появляется Мария Петровна.
Мария Петровна: Да, Петенька! Ты меня звал?
Петя-читайка: Не то, чтобы звал, я о тебе подумал. Вслух. Мария Петровна, это же сколько времени надо, чтобы всё прочитать?
Мария Петровна: И что, Петя? Ты же эти книги почти все прочитал. Или слышал о них — сколько тебе сказок с самого раннего детства я рассказала! Остаётся только освежить память. Кстати, вот ещё одна новая книга.
Петя-читайка: А что это она вся ободранная такая? («Волшебная книга сказок»)
Мария Петровна: Да вот беда, завелись в хранилище грызуны, хоть кота Ваську из дома тащи.
Петя-читайка: Вот видишь, бабуля, какое преимущество у современных информационных носителей: была бы книга в компьютере, в электронном виде — не испортили бы её мыши!
Мария Петровна: Экий ты наивный, Петя! Так они и провода грызут, те, что к компьютеру подключены. От грызунов одно спасенье — пара когтистых лап!
Петя-читайка: Хорошо, бабушка, пока ещё книги целы, займусь рефератом, а ты мне, как добрая фея, приготовь чего-нибудь вкусненького.
Мария Петровна: А пожалуйста?
Петя-Читайка: Пожалуйста...
Бабушка выходит.
Петя-Читайка: Так... Освежить память (перебирает книги). «Золотой ключик», «Золушка», «Кот в сапогах»... Помню. Читал. «Приключения Незнайки и его друзей»... Стоп! Пожалуй, всю информацию о литературных героях можно скачать из Интернета. И кто мне в этом поможет? Мой старший брат! Не зря же он работает программистом. Наверняка и сейчас сидит в своей сети (звонит по телефону).
Старший брат Читайки: Алло?
Петя-Читайка: Оченьуважаемый-обожае- мый брат, привет тебе!
Старший брат Читайки: Виделись, Петька!
Чего тебе?
Петя-Читайка: Понимаешь, Сергей, мне срочно нужно написать реферат по сказочным персонажам...
Старший брат Читайки: Короче!
Петя-Читайка: Короче? В реферате литературные герои, как друзья, должны собраться на праздничном балу. Поможешь?
Старший брат Читайки: Не вопрос! Создадим алгоритм, получим программу, введём в компьютер и получите...
Петя-Читайка: Значит, я могу надеяться?
Старший брат Читайки: Слово! Что там твой реферат! Готовлю новую разработку — супер-пупер! Даёшь ключевое слово — и получи готовый текст. Нужен новый текст? Получите. Любой сценарий на заданную тему, любое литературное произведение — нажал кнопку, и вот тебе шедевр. А главное — никаких писателей! Ну всё, до связи...
Отключается телефон.
Петя-Читайка: Неужели такое возможно: никаких писателей? (Подходит к коту, лежащему рядом с телевизором). Слышал, Василий? Спи- спи, скоро бабуля тебя на охоту возьмёт в библиотеку. Так... Полистаем книгу... Послушаем телик... брат обещал... (ложится на диван и засыпает).
(Накрывает пледом. Выключает телевизор, свет).
Из телевизора возникает таинственное «свечение»....
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ (сказочное)
Петя спит под кустом в Сказочном лесу... Появляется Мышиный король.
Мышиный король: Героев книг задумали собрать вместе! Без меня задумали... Программы, алгоритмы, рефераты... Всё по науке!... Ишь ты... Не выйдет! У меня своя пятница, свои задачи. Свой праздник!
Входит Мария Петровна.
Мария Петровна: Умаялся. Э, Читайка мой милый!
Король мышиный
Не простак,
Назло
Всё делаю не так!
Вы приготовили Программы?
А я в них капну яду...
Граммы...
Вы собрались, чтоб Радоваться вместе, А я вам говорю: Не лезьте!
Перемешаю всё на свете, Свои забрасывая
Сети.
Друзей вы
Собирать решили?
По-моему,
Вы поспешили!
Эй, мыши серые,
Сюда,
Грызите смело Провода!
И корешки у книг
Грызите,
Чтоб было всё
В ужасном виде...
Появляются Мыши.
Мыши: Готовы мы! Хруп-хруп! Хруп-хруп!
Всё мы попробуем
На зуб...
Чтоб книги
Рядом не лежали, Пусть не встречаются С мышами!
Разбегаются по углам.
Появляется Совёнок. Разглядывает Петю-Чи- тайку.
Совёнок: Вот, поглядите: спит себе и в ус не дует... Впрочем, какие усы у мальчишки? А всё равно, мог бы подумать заранее, к чему может привести самая обычная лень: взялся за дело сам, а потом перепоручил его брату.
Проснись, Читайка!
— Не получается. Кто бы помог разбудить юного читателя? Как кто!? Конечно, писатель. Ребята, давайте пригласим писателя в гости!
Появляется писатель.
Совёнок: Уважаемый писатель, помогите нам разбудить Читайку.
Писатель начинает выступление, по окончании которого Читайка просыпается.
Совёнок: Кажется, получилось, проснулся! (писателю). Спасибо Вам! Так не хочется с Вами расставаться, но дальше в сказочном путешествии нам придётся всё делать самим.
Писатель уходит
Послушай,Читайка, у нас беда!
Петя-Читайка: (зевая) Что за беда, Совёнок? И кто такой Читайка?
Совёнок: Ты — Читайка!
Петя-Читака: Почему я?
Совёнок: Во-первых, ты прочитал немало книг.
Во-вторых, любишь чтение.
Ну а в-третьих, не ты ли задумал собрать вместе героев разных книг?
Петя-Читайка: Ну хорошо. Тогда, Совёнок, объясни: что за беда?
Совёнок: Надеюсь, ты не забыл, что твой брат Сергей, по твоей просьбе, стал собирать сказочных героев из разных детских книг с помощью компьютера?
Петя-Читайка: И что? Он же отличный, мировой программист!
Совёнок: Вот-вот, стоило ему подключиться ко всемирной информационной паутине, как в дело вмешался сам Мышиный король!
Петя-Читайка: И чего страшного? У нас же своя программа. И Сергей наверняка всё предусмотрел... Всякие антивирусы...
Совёнок: Всё, да не всё. Это же мышиный король! И стоит ему дать команду мышам, что будет с книжными переплётами и всякими соединительными проводами?
А тут ещё твой брат, тоже хорош, сказал, что всех писателей в будущем заменят компьютеры.
Петя-Читайка: Ну, это он сгоряча сказал.
Совёнок: Как бы ни было, теперь жди беды: герои книг, собравшись вместе, из-за поврежденных переплётов и проводов не смогут вспомнить, кто они и откуда. И какой тогда праздник получится?!
Петя-Читайка: Но ведь с мышами можно бороться: мышеловки, например...
Совёнок: Читайка, так поступают в обычной жизни. Да и то когда не спешат. А нам нужен срочный выход! Сказочный...
Читайка: Сказочный... Значит, нужна волшебница. Фея! Откуда бы её пригласить? Кто нам подскажет?
Совёнок: А ребята в зале!? Как вы думаете, из какой сказки можно пригласить фею?
Дети: Из сказки «Золушка».
Читайка, Совёнок: Ну да! Правильно, из сказки «Золушка».
Совёнок: Ну-ка, Читайка, повернись вокруг! И повторяй:
Пусть мечта
Нас тянет ввысь -
Фея, рядом появись!
Читайка повторяет и на сцене появляется Фея.
Фея: Всё, всё знаю. Можете не рассказывать. Чтобы одолеть Мышиного короля, нам нужны коты, и не простые — сказочные.
Читайка: Ну так взмахните палочкой, пусть они появятся!
Фея: Так сразу не могу. Мыши уже успели навредить — страницы в книге сказок погрызли.
Совёнок: А ребята смогут помочь?
Фея: Да, если назовут сказочных героев — котов.
Читайка: Поможете, ребята? Каких сказочных героев-котов вы знаете?
Совёнок: Кот, чтобы умный был... Помните: У Лукоморья, что за кот, а ребята?
Дети: Кот-учёный...
Появляется кот-учёный.
Совёнок: Чтобы хитрый...
Появляется Кот Базилио.
Читайка: Опять сбой в программе! У! Король мышей!
Кот Базилио: А что? Разве я не хитрый?
Совёнок: Хитрый-хитрый, даже чересчур!
Ну, тогда нам ещё бы ловкого кота... И это кот...
Дети: ....в сапогах!
Совёнок: Ну вот, кошачье войско в сборе. Ставим вам задачу: немедленно разогнать мышей!
ПЕСНЯ КОТОВ:
Понимаешь лишь С годами, Лишь потом,
Счастье с вами, Если рядом Вы С котом!...
И когда коты
Гонять начнут Мышей,
У хозяина улыбка До ушей!..
Коты начинают гоняться за мышами.
Совёнок: Пусть маленькая победа, но приятно!
Читайка: Уважаемая фея, может быть, тогда попробуем собрать и других героев книг?
Фея: Я попробую.
(Взмахивает палочкой)
Появляется Бармалей.
Бармалей:
Ну, ребята, узнали меня?
Жил был добряк Из добряков,
Попробуй заболей —
Придет,
Спасёт от синяков
Сам доктор БАР-МА-ЛЕЙ!
Что не так? Да! Это я — доктор Бармалей (надевает белую шапочку и белый халат, в руках у него врачебные инструменты).
Читайка: Да нет же! Ребята, это не доктор! Это — пират Бармалей.
Совёнок: Точно, пират! Который кушает маленьких детей...
Читайка: Что вы наделали! (Фее) Где же теперь настоящий доктор?
Фея (с недоумением разглядывает волшебную палочку): Прости, Читайка, прости, Совёнок. Сама не пойму, как это получилось...
Мышиный король (из укрытия): Мышей моих разогнали и думаете — всё? Победили? То ли ещё будет! (Хлопает в ладоши.) Раз! Два! Три!
Появляется доктор Айболит.
Айболит:
Да, я — герой!
На всех сердит:
Бандит известный
(Чуть не плача)
Ай-бо-лит!
Вытаскивает из-за пазухи кривую саблю, а из карманов пистолеты.
Что я такое говорю?!
Читайка:
Доктор, доктор!
Вы не заболели?
Совёнок: Кошмар!
Доктор Айболит: Да, лучше было бы, если заболел. (Пытается отбросить пистолеты, но они на резинках и не отстают от него).
Читайка: Всё-таки наверняка Мышиный король повредил программу — иначе откуда бы взялся Бармалей?
Фея (схватившись за голову): Никакие чудеса не помогут, пока Мышиный король будет нам мешать.
Все наши литературные герои будут словно больные!
Читайка: И что делать?
Фея: Нам надо немедленно найти Мышиного короля.
Читайка: Найти и обезвредить?
Фея: Найти и всё исправить.
Читайка: А как же его искать?
Совёнок: А книга? Нам может помочь волшебная книга сказок!
Достаёт книгу и начинает читать.
Король мышей — Большая мышь. Сидит, где темнота И тишь...
Кот в сапогах (прохаживаясь):
Я чувствую, что он где-то рядом, очень-очень близко...
Кот учёный:
Да, погоди ты!
Читайте дальше...
Фея продолжает.
Фея:
Король мышей Порой не виден...
Хитёр. Пуглив.
Но... любопытен.
Совёнок продолжает.
Совёнок:
В нём злая сила.
Весь секрет, Что он
Не переносит СВЕТ!
Читайка:
Он рядом... Но кто возьмётся его искать?
Коты:
Так что ж забыли Вы про нас?..
А мы и в профиль,
И анфас...
Быть не хотим Котятами...
Совёнок:
Котами стать Хотят они!
Коты:
Нуда, Мышиный он
Король —
Мы с королём
Вась-вась, порой.
Напрасно ты, Читайка,
Хмур.
Коты мы всё-таки, МУР-Р-Р, МУР-Р-Р!
Нуда, король!
Коль ты шалишь, Кто ты для нас?
Большая... мышь!
Кот учёный:
Я что: я Кот Учёный!
Я перед ним пройду кругом.
И чтоб всё время на виду
То песнь, то сказку заведу...
Кот Базилио:
И я спою свою ду-ду: «Подайте нищему коту!»
Кот в сапогах:
А я возьму и похвалю: «Король, вас искренне люблю!»
83
Мышиный король (выглядывая из укрытия):
Взгляну на них:
С чего бы ради
Коты поют МНЕ песни
В марте?
Коты: А ну-ка дружно, вместе?
РАЗ!
Большая мышь
В когтях у нас.
Фея:
Ну вот, на белый свет вывели, теперь он нам ничего плохого делать не сможет.
Читайка: Нам этого мало, нам надо, чтобы он ещё и хорошее сделал.
Мышиный король: Ничего делать не буду!
Совёнок: Тогда придётся его от вредности лечить, где у нас доктор?
Бармалей: Я — доктор! Я умею! (Достаёт
шприц.)
Мышиный король: Не надо! Можно исправить ошибку...
Читайка: И как это сделать?
Мышиный король: Скорей спросите у детей, если правильно и дружно ответят, тогда...
Читайка:
Скажите, ребята,
Скажите скорей
Кто перед вами стоит?
Дети: БАР-МА-Л ЕЙ!
Бармалей снимает халат и шапку.
Читайка: Ну, а кто же это?
Показывает на Айболита.
Не пират, и не бандит
Это доктор ...
Дети: АЙ-БО-ЛИТ
Читайка, Коты, Совёнок: Получилось! Получилось!
Мышиный король: Ничего, ничего! Есть у меня ещё шанс сорвать Вам праздник. Если Ваши дети начнут путаться, если неправильно назовут героев, праздника не будет! Всё ещё впереди! Ха-ха-ха!
Фея: В самом деле...
Взмахивает палочкой, но очередной книжный герой не появляется.
Никак не получается! Помогут только стихи, которые он написал. Вся надежда на ребят — может быть, подскажете? Как его зовут? Кто это, ребята? Кто написал такие стихи?
Знайка шёл гулять
На речку,
Перепрыгнул
Чрез овечку.
Не догадались?
Торопыжка был
Голодный.
Проглотил
Утюг холодный!
Дети: Незнайка!
Появляется Незнайка.
Незнайка: Ну да! Это я
И вот стихи про меня:
Знаю я,
Что ничего не знаю, И об этом громко Заявляю!
Фея (взмахивает палочкой):
И этот герой не появится, пока вы, ребята, не отгадаете его имя.
Без ответа на загадку ничего не выйдет!
Ей прозвище дали.
И кто же — родня!
Назвали из прихоти
Злой.
За то, что,
Устав от работы,
Она
Садилась
На ящик с золой.
Дети: Золушка.
Появляется Золушка.
84
закладку, вспоминает).
И заложи её между страниц... 17—18
Ищет книгу и закладывает закладку.
...И помни: прижми книгу к сердцу (прижимает книгу к сердцу).
Появляется Совёнок.
Петя-Читайка: Совёнок, и ты здесь?
Совёнок: Да, я всегда буду рядом. Там, где есть журналы и книги, там, где читатели, там, где ты, Читайка!
Петя-Читайка: А как же другие герои, где же они?..
Совёнок: Да вот они!
Появляются остальные герои книг.
Все: Здравствуй, Читайка!
Здравствуйте, ребята!
Петя-Читайка: Значит, у меня всё получилось? И у нас сегодня праздник?!
Совёнок: Получилось, получилось, не сомневайся. Посмотри, Читайка, сколько сегодня в этом зале читателей. И они, так же как и ты, любят книги.
Читайка: Правда, ребята?.. Пусть эта любовь будет на всю жизнь. И помните, не забывайте прижимать любимую книгу к сердцу!
Песенка Читайки
(финальная)
1) Как только появился я — Читателем я стал:
Читала книжки мама мне Мне папа их читал.
2) Я от родителей своих Решил не отставать.
Брал в руки книги
И меня Читайкой стали звать.
Припев:
Не просто так, Не просто так Страницы книг Листать.
А чтобы я, А чтобы ты — Сумел ЧИТАЙКОЙ стать!
3) Все буквы зная назубок, Взял и сложил в слова,
И книга стала о себе Рассказывать сама.
4) Чтоб лучше быть, Чтоб больше знать, Ты книгу почитай,
Её, как друга, каждый день Ты к сердцу прижимай.
Припев.