Рабович Г. Читаем всей семьёй / Г. Рабович. // Школьная библиотека. – 2010.– № 9 -10. – С. 64-71.

Семейное чтение: обучение чтению, приобщение к чтению.

  

Дорогие читатели! С сожалением сообщаем вам, что в первом полугодии 2011 года не будет выходить в свет многим полюбившийся журнал «Семейное чтение». Поэтому в нашем журнале мы открываем рубрику «Семейное чтение» и будем публиковать здесь статьи, посвященные этой самой важной для развития человека теме. И сегодня мы начинаем публикацию умного, вос-требованного пособия Мурманской областной детско- юношеской библиотеки: Читаем всей семьей: библиографические беседы с родителями / ГУК МОДЮБ, Информационно-библиографический отдел; сост. Г.В. Рабович, отв. В.П. Махаева. — Мурманск, 2009. — 43 с. «Примите участие в наших библиографических беседах, и вы вместе с детьми успешно преодолеете четыре важные ступеньки на пути становления Большого Читателя», — предлагает родителям автор пособия Галина Васильевна Рабович.

От автора:

Уважаемые редакторы! Предлагаем Вашему вниманию библиографическое пособие, изданное информационно-библиографическим отделом Мурманской областной детско-юношеской библиотеки. Надеемся, что пособие будет интересно вам и вашим читателям. Беседы «Читаем всей семьей» были изданы достаточно большим для нашей библиотеки тиражом (200экз.) и разлетелись по всем детским и школьным библиотекам Мурманска и Мурманской области, и мы будем рады, если их читательская аудитория расширится и с ними познакомятся коллеги-библиотекари, родители, воспитатели, педагоги других регионов России.

Г.В. Рабович, главный библиограф

ИБО МОДЮБ

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Известный детский поэт Самуил Яковлевич Маршак в свое время говорил, что наряду с талантом писателя есть и талант читателя. Как любой талант, его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как, впрочем, и любого другого, лежат в детстве.

Читатель рождается гораздо раньше, чем малыш научится читать.

Ребенок-слушатель — это уже читатель. А его дальнейшая читательская судьба зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между ним и писателем. Взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен сам по-настоящему любить литературу, наслаждаться ею как искусством, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям, а порой интерпретировать для них сложный авторский замысел. От того, как сложатся у ребенка первые, пока опосредованные, «отношения» с книгой, зависит пробуждение его будущего читательского таланта.

Проходит время, ребенок начинает читать самостоятельно, но и здесь родители не могут стоять в стороне, ведь очень важно сформировать его круг чтения, ибо книга книге рознь. И будет совсем неплохо, если, несмотря на взросление детей и совершенствование их читательского уровня, в ваших семьях традиция чтения вслух не канет в Лету, а еще и дополнится традицией обсуждения прочитанных книг.

В пособии собрана литература (книги и статьи из периодических изданий) по различным аспектам семейного чтения. С ее помощью можно познакомиться с рядом методик обучения детей чтению, овладеть способами привлечения к нему, приемами и навыками работы с книгой, сформировать круг чтения для себя и своих детей, окунуться в историю книги и библиотек.

В приложениях представлены: список «Круги детского и семейного чтения», советы по чтению для детей и родителей.

Примите участие в наших библиографических беседах, и вы вместе с детьми успешно преодолеете четыре важные ступеньки на пути становления Большого Читателя.

ИСКУССТВО БЫТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

...Чтение возвышает вашу душу и внушает вам благородные и мужественные чувства...

Ж. де Лабрюйер

Нет развлечения дешевле чтения и нет удовольствия более длительного.

М. Монтегю

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

В. Сухомлинский

Нет, быть может, дней в нашем детстве, прожитых с такой полнотой, как дни, проведенные с любимой книгой.

М. Пруст

Далеко не все родители знают и хорошо представляют себе, что может сделать с ребенком книга, какое огромное влияние она на него способна оказать. Поэтому среди тысячи родительских забот: обуть и одеть ребенка, накормить его, проверить школьные отметки, сводить к врачу... зачастую попросту не остается места для дела ничуть не менее важного — приобщения малыша к чтению.

А ведь сколько хорошего, ценного приходит к детям из книг: доброта и справедливость, мужество и преданность, любовь к людям, к родине, к своему делу. Настоящая детская книга и существует для того, чтобы помочь ребенку вырасти Человеком с пытливым умом и трепетным, щедрым сердцем.

Однако от рождения любовь к чтению не дается, и даже, научив малыша складывать буквы, вы сделаете лишь первый шаг. Помочь ему полюбить книгу, стать настоящим читателем — задача непростая, требующая времени, усилий, терпения, знаний.

В выполнении этой сложной задачи вы не одиноки — вам помогают воспитатели, учителя, вожатые, библиотекари. А в самостоятельной работе по приобщению детей к чтению верными помощниками мамы и папы могут стать книги.

ШАГ ПЕРВЫЙ

Обучение чтению

Читать ужасно интересно:

Вы можете сидеть, лежать

И — не сходя при этом с места —

Глазами книгу пробежать!

Да-да! Читать — ходить глазами:

За ручку с мамой, после — сами.

Ходить — ведь это же пустяк,

Не бойтесь сделать первый шаг!

Споткнулись раз, другой...

И вдруг вы

Прочли подряд четыре буквы

И вы пошли, пошли, пошли —

И слово первое прочли!

От слова к слову — как по кочкам —

Помчитесь весело по строчкам...

И так научитесь читать —

Как бегать, прыгать...

Как летать!

Я знаю, скоро по странице

Порхать вы станете, как птицы...

Ведь необъятен и велик,

Как небо, — мир волшебных книг!

А. Усачев

Процесс овладения чтением сложен для ребенка, если он остается один на один с книгой. Ему нелегко потому, что запас слов у него очень невелик и набор речевых конструкций бедноват, да и занятие это, на первый взгляд, не такое увлекательное, как игра. Он хочет читать, а не получается... Помучается, помучается да и бросит...

Но если рядом мама, папа, бабушка, дедушка, готовые поддержать, то любое самое трудное дело будет легче вдвойне.

У авторов предлагаемых материалов разные подходы к тому, с какого возраста и как обучать детей чтению. У вас есть возможность выбрать — какой из них ближе вам и больше подходит вашему малышу.

  • Данилова, Л. Обучение с пеленок. Кубики Зайцева в семье / Лена Данилова. — СПб.: Нева; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. – 240 С. – (Школа раннего развития).

Что такое «раннее развитие» детей. Как научить малыша читать и как найти на это время. Обучение чтению детей от рождения до года, от года до трех и от трех до шести лет по игровой методике Н.А. Зайцева (кубики Зайцева). Рекомендации по изготовлению складовых игр и пособий.

  • Джежелей, О.В. Помогайка: книга для взрослых и детей / О. Джежелей. — М.: Столетие, 1995. — 192 С. : ил. Пособие направлено на развитие коммуникативных способностей детей на основе их общения со взрослыми. В нем предлагаются занимательные упражнения по овладению умениями слушать, говорить, читать. Выполняя их, малыши расширят словарный запас, научатся слушать друг друга и взрослых, по-разному формулировать свои высказывания, говорить четко и выразительно, запоминать текст, подготовятся к образному восприятию литературного произведения. Особый раздел предназначен для работы с детьми, испытывающими трудности при овладении техникой чтения.
  • Добрынина, Н.Е. Внучата и зверята: повесть. Рассказы. Эссе / Н.Е. Добрынина. — М.: Школьная библиотека, 2006. — 160 С. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу «Школьная библиотека»; сер. 1; вып. 1). — Читать трудно. — С. 133—139.
  • Доман, Г. Как научить ребенка читать / Глен Доман, Дженет Доман. — М.: ACT: Аквариум, 1999. — 352 С. — (Малыши хотят и могут учиться).

По убеждению автора этой книги, известного американского детского врача, в истории чело-вечества нет более любознательных исследователей, чем дети в возрасте от 18 месяцев до 4 лет. Такие малыши еще не могут хотеть научиться читать, поскольку не знают, что это такое, но они очень желают получать информацию обо всем на свете, а значит, могут научиться читать.

Методика Глена Домана позволяет начать обучение малыша буквально с его рождения, доставляя ему радость познания и давая на будущее большое преимущество в развитии. Она предполагает ежедневную работу, сочетание приятного с полезным, полностью отвергает грубое давление на ребенка, а в результате помогает максимально развить его интеллектуальный потенциал.

Прочитав книгу, вы узнаете, с чего начать обучение чтению и чем его продолжить (этапы, последовательность), определите лучшее время и оптимальную продолжительность занятий, научитесь создавать учебные материалы.

  • Каука, Р. Медвежонок Миша. Учимся читать / Рольф Каука. — М.: ЭКСМО, 1996. — 96 С. : ил.

Пособие для игрового обучения чтению и письму малышей-дошколят. Вместе с веселыми друзьями медвежонком Мишей и щенком по имени Дружок дети учатся быстро, легко и незаметно, без особого напряжения усваивая новые, сложные понятия. Они запоминают буквы и слова, подбирают рифмы, осваивают азы стихосложения, пересказывают забавные истории, глядя на картинки, наблюдая за взаимоотношениями Миши и Дружка, получают важные уроки нравственности.

  • Методика Глена Домана, или Как вырастить гения / В.Г. Дмитриева. — М.: ACT; СПб.: Сова, 2007. — 72 с. : цв. ил. — (Маленькие гении) (Академия раннего развития). Раннее развитие детей, в том числе методика обучения чтению.
  • Методика Николая Зайцева, или Учимся всему и сразу! / В.Г. Дмитриева. — М.: ACT; СПб.: Сова, 2006. — 72 с. : цв. ил. — (Маленькие гении). Методика обучения чтению с помощью кубиков Зайцева.
  • Павлова, Н.Н. Читаем после «Азбуки»: [для детей от 5 до 7 лет: увлекательные задания — учеба и игра одновременно: современная методика и классические традиции] / Н.Н. Павлова. — М.: Эксмо, 2007. — 64 с. : ил. — (Завтра в школу). Игровая методика обучения чтению старших дошкольников.
  • Пятак, С. В. Узнаю звуки и буквы: для детей 4—5 лет / С.В. Пятак. — М.: Эксмо, 2007. — 152 с. : ил. — (Ломоносовская школа).
  • Пятак, С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5—6 лет / С. В. Пятак. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с. : ил. — (Ломоносовская школа).
  • Егупова, В.А. Хочу читать: для детей 5— 6 лет / В.А. Егупова. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с. : ил. — (Ломоносовская школа).
  • Пятак, С. В. Читаю слова и предложения: для детей 6—7 лет / С. В. Пятак. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с. : ил. — (Ломоносовская школа).
  • Пьянкова, Е.А. Читаю легко и правильно: для детей 6—7 лет / Е.А. Пьянкова. — М.: Эксмо, 2007. — 96 с. : ил. — (Ломоносовская школа).

В уникальной серии пособий по раннему развитию детей «Ломоносовская школа» целый ряд книг посвящен поэтапному обучению чтению дошколят начиная с 4 лет. Разнообразные упражнения позволяют не только познакомить детей с буквами и звуками, научить их читать по слогам и целыми предложениями, правильно и быстро, но и способствуют развитию их внимания, памяти, мышления, связной речи, обогащают словарный запас. На последнем этапе предлагается специальная методика тестирования, с помощью которой можно правильно оценить полученные навыки чтения и корректировать их при дальнейшем обучении. Тесты соответствуют трем уровням сложности.

  • Кравцова, О.М., Шевнина, В. — М.: Эксмо, 2008. — 352 с. : ил. — Гл. 15 : Если ребенок не любит читать. — С. 276—298.

Почему многие современные дети не любят и не хотят читать. Как развить у них читательский интерес и потребность в чтении. Плюсы и минусы раннего обучения чтению. Этапы обучения чтению. Что такое «дислексия», в чем ее причины и как помочь ребенку с подобным нарушением чтения. Профилактика трудностей в обучении чтению.

  • Семейное чтение в год семьи / [сост. Т.Д. Жукова]. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. — 314 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу «Школьная библиотека»; сер. 1 ; вып. 5-6). — Белоногая В. Вместе читаем, играем, создаем!: опыт взаимодействия с ребенком в процессе обучения чтению. — С. 141 — 146; Кор- шунова Л.Е. Как мой малыш научился читать : из опыта мамы. — С. 154—156; Аверина Е.Д, Как я учила своих детей читать. — С. 157—162; Лякишева С. И. Учить читать терпеньем и любовью: (о воспитании детей в дворянских семьях). — С. 163—167.
  • Федина, О. Как научить ребенка читать / Ольга Федина, Сергей Федин. — М.: Айрис- пресс: Рольф, 2002. — 176 с. : ил. — (Внимание: дети!).

Авторская методика обучения чтению 3—4— 5-летних детей. Курс состоит из семи ступеней: от знакомства с буквами и звуками до чтения предложений. Занятия проходят в игровой форме, а потому для малыша они радостны и увлекательны. В начале каждого раздела помещены советы родителям, а в конце книги представлены тексты, которые через несколько месяцев обучения с успехом будут читать дети.

  • Человек читающий = Homo legens: сборник статей: [памяти А.А. Леонтьева] / Сост. Н.Н. Сметанникова [ред. Б.В. Бирюков]. — М.: Школьная библиотека, 2006. — 320 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу «Школьная библиотека»; сер. 1; вып. 7—8). — Корнев А. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению чтению. — С. 251—257; Сметанникова Н.Н. Обзор методик обучения чтению. — С. 284—295.
  • Шабельник, Е.С. Буковка за буковкой: книжка для желающих и не желающих научиться читать / Е.С. Шабельник. — М.: Самовар, 1994. — 115 с. : ил. — (Веселые учебники).

Веселая и добрая обучающая книга для малышей и их родителей. Ее герой Вася Буковка поможет детям играючи выучить алфавит и научиться читать.

  • Школьник, Ю.К. Учимся читать: современная логопедическая методика обучения ребенка чтению, письму и правильному произношению: [упражнения на развитие памяти, фантазии, смекалки : комплексы артикуляционной гимнастики] / Ю. Школьник, Ю. Золотарева. — М.: Эксмо, 2006. — 128 с.: ил.
  • Безруких, М.М. Почему в три года ребенок не читает /М.М. Безруких // Химия и жизнь. — 2009. — № 8. — С. 24—28. О развитии у детей познавательных способностей. Чтение как наиболее сложный познавательный процесс.
  • Киндякова, Л.В. Игры для обучения чтению / Л .В. Киндякова // Игра и дети. — 2007. -№8. -С. 8-10.
  • Тихонова, Е.С. Как научить ребенка читать и писать без слез/ Е.С. Тихонова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2007. — № 5. — С. 75—78.
  • Аромштам, М. Вариации на тему детского чтения / Марина Аромштам // Дошкольное образование. — 2007. — № 3. — С. 19. Роль семьи в обучении детей чтению.
  • Захарова, Ю.А. Читать с пеленок? / Ю.А. Захарова // Дошкольная педагогика. —

2002. — № 3. — С. 13—14. Минусы раннего обучения чтению детей.

  • Тихомирова, И.И. Чтение до рождения / И. И. Тихомирова //Дошкольная педагогика. — 2002. — № 3. — С. 15-17.
  • Граник, Г. Как научить школьников вдумчивому чтению: советы, задания / Г. Граник // Воспитание школьников. — 1991. — № 6. — С. 15-17; 1992. - № 5-6. - С. 12-16.

ШАГ ВТОРОЙ

Приобщение к чтению

Хорошая книжка привыкла к почтению. И тот получает пятерку по чтению, Кто с детства любитель большой почитать И книжки, как старших, привык почитать.

А.Я. Козловский

Вот я уже дорос до лета,

Я прожил дней — не сосчитать.

Теперь я знаю: счастье — это

Приткнуться к маме и читать!

М.Ясное

Чтение — это привычка, которой не учат, а заражаются.

(Коллективный тезис английских писателей)

Регулярное общение с книгой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, а мамам и папам напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, поможет многое понять в воспитании и развитии малыша.

Чтобы такое общение было плодотворным, человек должен быть сознательным читателем: хорошо понимать авторский текст, ориентироваться в книжном многообразии, а главное — любить книгу и ощущать постоянную потребность в ней. Если всё перечисленное присуще вам, уважаемые родители, то вы непременно сможете привить эти качества своим детям.

  • Гурович, Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. — М.: Просвещение, 1992. — 64 с. — Как ребенок становится читателем. — С. 8—14. Особенности восприятия литературных произведений детьми разного дошкольного возраста: от малышей до старших дошколят.
  • Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению: [сборник] — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с. — (Б-чка «Первого сентября». Библиотека в школе; вып. 6).

«Восемнадцать “зачем” нужны детские книжки» от Шведской академии детской литературы.

«Неотъемлемые права читателя» от французского писателя и педагога Даниэля Пеннака.

«Права читателей» от членов библиотечного клуба «Зернышко» из станицы Динской Красно-дарского края.

«10 способов помочь читателю выбрать нужную книгу» от детских библиотекарей из Вели-кобритании.

  • Добрынина, Н.Е. Внучата и зверята : повесть. Рассказы. Эссе / Н.Е. Добрынина. — М.: Школьная библиотека, 2006. — 160 С. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу «Школьная библиотека»; сер. 1; вып. 1). — Кирилл и Аннушка входят в книжный мир. — С. 97—107; Трехлетний «читатель». — С. 108—115.
  • Левин, В. С мамой читаю — сам сочиняю: подготовка к школе в литературных играх и развлечениях / Вадим Левин. — М.: Росмэн, 2002. — 54 с.

Автор этой книги считает, что подготовка к школе может быть увлекательным занятием, дос-тавляющим радость и взрослому и ребенку. Придуманные им литературные игры радость вам обязательно доставят, а еще принесут большую пользу вашим малышам: разовьют у них свобод-ную выразительную речь, приобщат к творчеству, воспитают чувство слова и любовь к нему, сфор-мируют желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей.

  • Леонова, Л .А. Как выбрать книгу для дошкольника / Л.А. Леонова; Центр образования и здоровья Министерства образования РФ, Институт возрастной физиологии РАО. — М.: Вентана-Граф, 2004. — 16 с. — (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития. От 4 до 6 лет). Возрастное развитие функциональных возможностей грудного ребенка и восприятие им книги. Какие книги можно использовать для показа картинок малышам. Сколько времени ребенку полезно общаться с книгой. Гигиенические требования к книге читаемой дошкольниками самостоятельно. Рабочее место для занятий чтением.
  • Мудрость воспитания: книга для родителей: сборник. — 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1989. — 298 с. — (Б-ка для родителей). — Амонашвили Ш. Потребность в книге. — С. 251—253. Как привить детям любовь к чтению и книге.
  • Первые три года жизни и чтения: дайджест для родителей и работников дошкольных учреждений. — Пермь: Областная детская библиотека, 1997. — 17 с. Развитие речи детей и чтение. Воспитание вдумчивого и чуткого слушателя. Загадка чтения вслух. Круг чтения малышей.
  • Пеннак, Д. Как роман / Даниэль Пеннак.—М.: Самокат, 2005. — 196 с.

Если ваш сын или дочь не любят читать — не надо винить в этом телевизор, школу, компьютер, всю современную жизнь. Не надо винить никого, надо просто что-то делать. Так считает французский писатель и школьный преподаватель литературы Даниэль Пеннак, и с ним стоит согласиться. Тем боле, что в своей книге он щедро делится методами столь же простыми, сколь и результативными.

Своих «не склонных к литературе» учеников ему удалось превратить в самых заядлых чита-телей. А значит, и у вас всё получится!

  • Родительское собрание по детскому чтению/ сост. Т.Д. Жукова. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.— 288 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу «Школьная библиотека»; сер. 1;вып. 7—8). — Тихомирова И.И. Чтение детей и здоровье. — С. 46—47 ; Свет книг не гаснет в нашем доме : родители и дети о семейном чтении. — С. 139—165; Сметанникова Н.Н. Читаем! - С. 259-269.

Медицинские советы по сохранению зрения детей. Рассказы родителей о том, как читают в их семьях, означении семейных чтений. Мнения и размышления детей о чтении в семье. Цикл из 10 занятий, направленных на взаимодействие взрослых, детей и читаемого текста. Они под-держивают интерес к книге и чтению, формируют читательскую активность, уважение к печатному слову, умение понимать прочитанное и оценивать качество своего чтения.

  • Семейное чтение в год семьи / [сост. Т.Д. Жукова]. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. — 314 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу «Школьная библиотека»; сер. 1; вып. 5—6).

В сборнике рассмотрены самые разнообразные аспекты темы:

✓        Чтение детское и семейное.

✓    Домашние библиотеки.

✓        Терапевтический эффект чтения.

✓        Психология чтения.

✓        Обучение чтению.

Культура чтения.

Литературные игры и семейные праздники.

Предлагаемые занимательные формы и методы обучения и привлечения к чтению помогут построить вокруг чтения семейный досуг, общение, сотворчество разных поколений одной семьи.

  • Человек читающий = Homo legens : сборник статей: [памяти А.А. Леонтьева] / Сост.Н.Н. Сметанникова, [ред. Б.В. Бирюков]. — М.: Школьная библиотека, 2006. — 320 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу «Школьная библиотека»; сер. 1; вып. 7—8). — Малахова Н.Г. «Я читаю потому, что мне немного нравится читать»: о мотивах чтения подростков. — С. 141—250.
  • Чейпи, Д. Готовность к школе: как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Джеральдина Чейпи. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 128 с. — У истоков чтения. — С. 86—95. Что такое чтение. Превращение ребенка в читателя. Показатели готовности к чтению.
  • Шишова, Т.Л. Подсказки для родителей: чтобы ребенок не был трудным / Т.Л. Шишова. — СПб. Речь, 2008. — 384 С. — (Психология детства). — Гл. 30: Как подружить сынишку с книжкой? — С. 306—313. Как пробудить у детей непреодолимую тягу к чтению. Что такое «опережающее чтение» и в чем его польза. Формирование круга чтения в соответствии со вкусами и склонностями ребенка.
  • Школа чтения: опыт, теории, размышления: хрестоматия /сост. И.И. Тихомирова. — М.: Школьная библиотека, 2006. — 304 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря Приложение к журналу «Школьная библиотека»; сер 1; вып. 5—6). — Разд. 1: Опыт чтения в детстве и юности. — С. 10—181 ■ Сборник воспоминаний об опыте чтения в детские и юношеские годы известных людей — писателей, деятелей культуры и просвещения: С. Т. Аксакова, А.Н. Бенуа, Д.Н. Мамина-Сибиряка, М.К. Тенишевой, С. Я. Маршака, В. С. Розова, К. Г. Паустовского, С. Сахарнова и др. Конкретные примеры из жизни конкретных людей, к тому же являющихся гордостью русской культуры, могут дать гораздо больше, чем абстрактные разговоры о роли чтения в жизни человека.
  • Москвина, М. «Для блаженства» / Марина Москвина // Что читать. — 2009. — № 4. — С. 54—55. Писательница о своей «детско-читательской политике» в отношении сына и ее результатах.
  • Молдавская, К. Есть контакт! / Ксения Молдавская // Что читать. — 2009. — № 4. — С. 56—57. О пользе чтения детям вслух.
  • Лякишева, С. О пользе чтения в семье / Светлана Лякишева // Семейное чтение. — 2009. — № 1. — С. 16—18. Семейное чтение — характерная черта воспитания читательской культуры в дворянских семьях. Пример родителей как способ воздействия на ребенка в приобщении его к чтению.
  • Кашкаров, А. Как привить ребенку любовь к чтению / Андрей Кашкаров // Семейное чтение. — 2009. — № 1. — С. 12—15. Чтение вслух как семейная традиция. Игры, разви-вающие интерес к чтению.
  • Кашкаров, А. Культивируем «вирус чтения»: из копилки семейного опыта / Андрей Кашкаров // Библиотечное дело. — 2008. — № 21. — С. 35—37. Семейные традиции привлечения к чтению детей.
  • Россинская, С. Как приохотить ребенка к чтению? / Светлана Россинская // Семейное чтение. — 2008. — № 5. — С. 23—28. Причины нечтения детей. Советы по привлечению к чтению и преодолению нежелания читать.
  • Коскина, Г.М. Воспитание = семья, школа + библиотека: рекомендательный список для руководителей детского чтения, учителей, воспитателей, родителей, библиотекарей / Г.М. Коскина // Школьная библиотека. — 2008. — № 3. — С. 30—36. Список материалов, которые помогут в воспитании малышей и подростков посредством семейного чтения.
  • Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение / Алла Павлова // Семейное чтение. — 2008. — № 2. — С. 9—12. Семейное чтение и развитие человека.
  • Нарожная, С. Первые книжки наших детей /Светлана Нарожная, Владимир Нарож- ный //Лит. газ. — 2007. — № 51. — Читающая Москва. — С. 3.
  • Громова, О. Беседы о семейном чтении / Ольга Громова // Библиотека в школе. — 2007. — № 22. — С. 14—15. Ритуалы и традиции семейного чтения, его роль в приобщении детей к книге и в развитии его речи.
  • Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка / Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 35-39.
  • Сосновская, Н. Малышки и книжки / Наталия Сосновская // Мой кроха и я. — 2007.

—        № 2. — С. 37—38. Когда начинать знакомство малыша с книгой.

  • Козлова, И. Похвала детскому чтению / Ираида Козлова // Семейное чтение. — 2006. — № 5. — С. 11 — 15.0 влиянии семьи на читательское развитие детей. Воспоминания взрослых о своем детском чтении.
  • Тихомирова, И.И. Осчастливить малыша чтением: методико-библиографическое пособие для родителей, имеющих детей до 3-х лет, по начальному приобщению ребенка к книге и чтению / И.И. Тихомирова, Я.И. Куракина // Семейное чтение. — 2006.

—        № 5. — Вкладка. — С. 1 —24.

  • Павлова, А. О доброй традиции замолвите слово... / Алла Павлова // Семейное

чтение. — 2006. — № 4. — С. 23—27. О традиции семейного чтения в России XIX века.

  • Кабачек, О.Л. Как заболеть чтением и литературным творчеством / О.Л. Кабачек// Школьная библиотека. — 2005. — № 9—10. — Родительское собрание. — С. 28.

Воспоминания автора статьи о том, как ее приобщали к чтению в семье.

  • Кузьмина, Н. 10 практических советов как вырастить книгочея / Н. Кузьмина, А. Кузнецова // Няня. — 2004. — № 11. — С. 52-53.
  • Добрынина, Н.Е. О привлечении детей к чтению... и не только: (из книги «Внучата и зверята») /Н.Е. Добрынина//Домашняя школьная библиотека. — 2004. — № 6. — Вкладка. — С. 1 — 16 ; 2005. - № 2. - Вкладка. - С. 1 -12.
  • Раннее развитие читателей: по материалам дайджеста Пермской областной детской библиотеки имени Л.И. Кузьмина //Домашняя школьная библиотека. — 2004. — № 4—5. — С. 1—16. Методики раннего развития и приобщения к чтению Гпена Домана и П. В. Тюленева. Чтение вслух. Подбор книг. Усвоение ребенком прочитанного.
  • Бывало ли такое с тобой? : [тесты для детей и родителей] // Домашняя школьная библиотека. — 2004. — № 3. — Книжный компас. — С. 3—11.

Тесты: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Ваш ребенок в зеркале чтения», «Какой я читатель?», «Умеешь ли ты читать художественную литературу?».

  • Карпова, Н.Л. Семейное чтение — семейная библиотерапия / Н.Л. Карпова // Школьная библиотека. — 2004. — № 3. — С. 25—30 ; № 5. — С. 53—58. О том, как семейное чтение помогает при лечении неврозов.
  • Ляксо, Е. Читаем вместе с малышом / Е. Ляксо//Домашняя школьная библиотека. - 2004. - № 2. - С. 7-11. Как сделать 2-3- летних малышей Читателями, разбудить в них не просто интерес, но тягу к чтению.
  • Степичева, Т.В. Семейное чтение. Зачем? / Т.В. Степичева // Школьная библиотека. — 2004. — № 4. — С. 87—94; Домашняя школьная библиотека. — 2004. — № 1. — С. 7—13. Семейное чтение в процессе воспитания. Чтение вслух. Чтение в семье императора Николая II.
  • Янина, С. «Без чтения нет настоящего образования» / С. Янина // Воспитание школьников. — 2003. — № 2. — С. 15—17. Раздумья о книге и чтении Я.А. Коменского, A. И. Герцена, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, B.           А. Сухомлинского.