Пильдес, М. Инновационный метапредметный полипроект "Чтение с увлечением" : развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования / М. Пильдес, Е. Тенютина, Е. Загребе
Развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования.
Дорогие друзья!
Мы продолжаем публикацию материалов, представленных в докладе заведующей медиатекой гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга Е.Н. Загребельной на Всероссийском форуме школьных библиотекарей «Михайловское 2012». Ранее мы познакомили вас с общим замыслом проекта, его ценностно-ориентационным полем и инновационными характеристиками, содержанием и структурой полипроекта. Теперь вам предлагается краткая характеристика проектов, реализуемых в урочной и внеурочной деятельности гимназии. Обращаем ваше внимание на мероприятия ключевого звена реализации полипроекта — школьной медиатеки (библиотеки).
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТОВ В СОСТАВЕ ПОЛИПРОЕКТА
ИНВАРИАНТ
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Любимые страницы». 1-4-й класс
Проект, опирающийся на «классические традиции» внеклассного чтения и направленный на расширение читательского кругозора младших школьников, углубление навыков «смыслового чтения»1, развитие эстетических потребностей,
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
ДЕВИЗ ПОЛИПРОЕКТА
«Читать — мыслить, читать — чувствовать, читать — жить».
(В.А. Флеров) ценностей и чувств, способности оценивать текст в единстве формы и содержания.
Особенность проекта состоит в том, что он «монографически» (т.е. по авторам) и «тематически» расширяет и углубляет базовый курс «Литературное чтение».
Результаты реализации проекта представлены в «Дневниках читателя-школьника», творческих работах всех видов.
«Чтение с увлечением». 5— 11-й класс
Проект, направленный на развитие читательского кругозора, навыков «аналитического чтения»,
Особенность проекта состоит в том, что каждый гимназист в течение учебного года самостоятельно знакомится с одной книгой по каждому учебному предмету (научно-популярная, публицистическая литература). Список рекомендованных книг предоставляется и аннотируется заранее. В течение учебного года все учителя-предметники проводят специальные занятия (семинары, конференции, «круглые столы», деловые и творческие игры и т.д.) по материалам рекомендованных книг.
Результаты реализации проекта представлены в разнообразных работах учеников (аннотациях, рецензиях, отзывах, презентациях, сообщениях и т.д.).
С целью преодоления перегруженности учащихся перед началом каждого учебного года составляется план-график реализации проекта.
Библиотечно - библиографические уроки.
Уроки по персоналиям (юбилейные даты рождения писателей, поэтов, художников, деятелей культуры и т.д.);
Уроки к памятным датам Российского государства ( важные события, великие битвы, День Матери, День защитника Отечества и др.);
Уроки по библиотечно-библиографической грамотности ( проходят в медиатеке и в городской библиотеке им. Б. Лавренева);
Уроки к Годовому кругу праздников гимназии («День подарков просто так» - темы «Профессия библиотекарь», «Марк Твен и его творчество» и др.);
Уроки для подготовки учащихся к городским конкурсам.
РАБОТА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАТЕКИ
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ МЕДИАТЕКИ
«Медиатека для вас». 1-11-й класс
Информационно-просветительский проект, направленный на информирование всех учащихся о роли медиатеки в жизни школьников, формирование библиотечно-библиографической культуры, пропаганду чтения, представление ресурсов школьной медиатеки.
Реализуется через библиотечно-библиографические занятия, классные часы.
«Виртуальный музей». 1-11-й класс
Информационно-просветительский проект, направленный на расширение общей культуры учащихся через знакомство с произведениями изобразительного искусства (преимущественно связанными с мировой и отечественной литературой).
Особенность проекта состоит в том, что для его реализации используются «виртуальные фоторамки», размещенные в школьной медиатеке. Определяя тему выставки, организаторы (сотрудники медиатеки и их добровольные помощники из числа старшеклассников) подбирают картины, размещают их на рамках, составляют тематическую экскурсию для учащихся (например, «Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина», «Поэты и художники Серебряного века»). Каждая экскурсия «поддерживается» представлением информационных ресурсов медиатеки для тех учащихся, которые заинтересовались вернисажем.
Результаты реализации проекта представляются в «отзывах экскурсантов» (по желанию), а также фиксируются по числу обращений за дополнительными источниками по представленной теме.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Школьная медиатека является «ключевым звеном» реализации полипроекта. Принципиально важным для гимназии № 56 является упрочение высокого статуса школьной медиатеки (библиотеки), формирование у школьников устойчивого сознания того, что медиатека является важным для них КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННЫМ центром, оказывающим постоянную и разнообразную поддержку
— как при освоении базовых курсов,
— так и (что особенно важно) в личностном развитии.
Можно условно выделить два основных направления деятельности медиатеки:
Собственно проекты медиатеки.
Деятельность по поддержке и сопровождению других школьных проектов.
Этот урок может войти в коллекцию уроков-практикумов гимназии, поскольку проблема оформления реферата или курсовой работы очен часто встречается даже среди студентов, а не только среди школьников, и благодаря таланту и мастерству слаженной команды сотрудников медиатеки этой проблемы может не существовать для наших гимназистов.
«Памятные даты». 1-11-й класс
«Книга-юбиляр». 1-11-й класс
Информационно-просветительские проекты, направленные на информирование учащихся о важнейших датах культурной жизни России и мира, представление и популяризацию различных источников информации, связанных с представляемой «датой» и «юбилеем книги».
Реализуется через тематические выставки, аннотированные списки литературы, мульти-медийные презентации на общешкольных информационных панелях2, тематические классные часы, подготовленные представителями медиатеки и/или их добровольными помощниками из числа учащихся, «педагогический десант» (мероприятия, подготовленные старшеклассниками для учащихся средней и младшей школы).
Результаты реализации проекта представлены в отзывах участников, их проектах и учебно-исследовательских работах по соответствующим темам; фиксируются сотрудниками медиатеки путем анализа количества обращений школьников за дополнительными источниками по представленной «памятной дате» или книге.
«Встречи в медиатеке». 8-11-й класс
Информационно-просветительский проект, направленный на популяризацию чтения, развитие познавательной самостоятельности и исследовательской активности старшеклассников. Организуется как ежегодный цикл встреч учащихся 8-11-х классов с выпускниками гимназии № 56, представителями разных профессий. Встречи проводятся в форматах публичных лекций, «круглых столов», пресс-конференций, посвященных общекультурному развитию человека, кругу чтения, роли читательской и информационной культуры в становлении и профессиональном развитии выпускников.
Встречи проводятся на классных часах и мероприятиях предметных недель3.
Результаты реализации проекта представляются в отчетах и отзывах, публикуемых в школьном журнале для старшеклассников «Бобер», на сайте гимназии № 56. А также в совместных ин-теллектуально-творческих работах участников встреч под руководством выпускников.
2 Подразделения средней и старшей школы образовательного комплекса «Гимназия № 56» оснащены большими телевизионными панелями, на которых демонстрируются текущая «рабочая» информация и тематические презентации, связанные с разными проектами школы.
3 В течение всего учебного года в гимназии № 56 проводятся традиционные предметные недели, включающие в себя интеллектуально-творческие мероприятия по предметным областям.
На встречу с учащимися пришел выпускник
Гимназии №56 - Трофимов Альберт, студент СПбГУ, Почетный житель Санкт-Петербурга.
Тема встречи - Великая Отечественная война.
«PR-акции новинок книжного рынка». 8-11-й класс
Информационно-просветительский проект, направленный на информирование старшеклас-сников о новинках книжного рынка, популяризацию чтения, формирование эстетических вкусов и оценочной деятельности на материале прочитанных книг.
Реализуется в формате PR-акций (со всеми атрибутами акции: реклама, буклет, презентация, работа с аудиторией и т.д.), часто с привлечением «специальных гостей»: писателей, художников-иллюстраторов, издателей, книготорговцев, библиографов (библиотекарей), специалистов в области PR-технологий.
Результаты оформляются в отзывах участников (по желанию), аннотациях и рецензиях на прочитанную книгу, статьях в школьный журнал для старшеклассников «Бобер» (рубрика «Дорогое сердцу»), творческих работах по представленным книгам.
«Электронная библиотека школьника».
1-11-й класс (Проект в разработке)
Информационно-просветительский проект. Планируется как раздел школьного сайта, со-держащий постоянно дополняемые аннотированные списки литературы для самостоятельного (в том числе — семейного) чтения, списки дополнительных источников (в том числе — ссылки на сайты и электронные библиотеки), а также электронную библиотеку для чтения.
ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ МЕДИАТЕКИ
«Консультационный центр». 1-11-й класс
Проект, направленный на сопровождение учащихся, занимающихся проектной и учебно-исследовательской деятельностью, а также готовящихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям, интеллектуально-творческим мероприятиям всех уровней (от школьного до международного). Формирование умения использовать «различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета»4. «Формирование и развитие компетентности в области ИКТ»5. Формирование «готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию»6, «умения использовать средства информационных и коммуникативных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности»7.
Особенность проекта — в консолидация усилий сотрудников медиатеки (библиотеки) и учи-телей-предметников, педагогов дополнительного образования, сотрудников воспитательной службы, классных руководителей при оказании помощи школьникам.
Среди важнейших направлений работы Консультационного центра создатели проекта выделяют РАБОТУ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Эта работа осуществляется в тесном контакте сотрудников медиатеки с учителями-пред-метниками и сотрудниками ППМС-центра, организующими сопровождение одаренных детей в массовой школе.
Учитывая, что гимназия № 56 не практикует таких организационных форм работы с одаренными детьми, как «дифференциация параллелей», «перегруппировка параллелей», «выделение группы одаренных учащихся из параллели», «попеременное обучение», «группировка учащихся в гомогенные группы»8, наиболее эффективной формой работы с названной группой учащихся признано индивидуальное и групповое сопровождение их самообразования и учебно-исследовательской деятельности на базе медиатеки, информационно-консультативная помощь в реализации индивидуального маршрута (плана) углубленного изучения дисциплин, тьюторская поддержка при подготовке к олимпиадам регионального, всероссийского и международного уровня.
«В мире словарей». 1-11-й класс
Проект, направленный на популяризацию словарей разных типов (энциклопедических, лингвистических и др., в том числе — электронных) и освоение навыков работы с ними.
Реализуется через внеклассные мероприятия (занимательные уроки, практикумы, деловые игры и др.) по предметам, подготовленным совместно учителями-предметниками и сотрудниками медиатеки, через классные часы и мероприятия предметных недель.
Результаты реализации определяются при собеседованиях (анкетировании) с учителями- предметниками, а также по результатам обращений в медиатеку.
«Издательское дело». 8-11-й класс
Проект, направленный на освоение учащимися старших классов основных (базовых) навыков издательского дела, развитие источниковедческой и информационной культуры.
Реализуется совместными усилиями преподавателей ИКТ и сотрудников медиатеки через сис-тему внеклассных занятий по предмету, деловых игр и конкурсов настольно-издательской дея-тельности (в том числе — выставок изданий, созданных старшеклассниками: мини-справочников, альманахов, путеводителей по городу и т.д.).
Результаты реализации проекта представлены в «продуктах», созданных учениками под ру-ководством учителей и сотрудников медиатеки.
ПРОЕКТЫ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКИМИ ЦЕНТРАМИ И БИБЛИОТЕКАМИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ:
Разработчики полипроекта делают акцент на том, что все названные ниже проекты сотрудни-чества носят не разовый характер, а представляют планомерно развивающуюся совместную деятельность школы и культурнопросветительского «института» по воспитанию ч итател я - ш кол ьн и ка.
Основными характеристиками совместных проектов выступают:
- Анализ школой «образовательных предложений» культурно-просветительского центра (библиотеки); анализ сотрудниками центра (библиотеки) «образовательных запросов» школы.
- Составление плана совместной деятельности школы и центра (библиотеки) на учебный год с учетом «образовательных возможностей» центра (библиотеки) и «образовательных запросов» школы.
- Разработка программ мероприятий, форм их проведения и «обратной связи» (в том числе — интеллектуально-творческих «продуктов»),
- Подготовка участников мероприятий на базе школы: предварительное знакомство с историко-культурными фактами, чтение произведений (фрагментов произведений), подбор источников и знакомство с ними, составление вопросов к мероприятию в центре(библиотеке).
- Собственно мероприятие по программе.
- Организация «обратной связи»:
✓ Анкетирование, интервьюирование участников мероприятий.
✓ Организация написания отзывов, рецензий; их публикация на сайтах школы и центра (библиотеки), в школьных изданиях.
✓ Создание интеллектуально-творческих работ (сочинений, проектов, учебных иссле-дований, презентаций и др.) по материалам мероприятий.
Информационно-просветительский проект с ЦГДБ им. А.С. Пушкина. 1 -4-й класс
Проект направлен на популяризацию и активизацию детского чтения; формирование представления о библиотеке как культурно-досуговом центре, способствующем интеллекту-альному развитию ребенка,и привлекательности такой формы досуга, как чтение (в том числе в библиотеке); формирование первичных библиотечно-библиографических навыков в процессе участия младших школьников в «интерактивных библиотечных уроках».
Информационно-просветительский проект с Фонтанным домом. 5-7-й класс
Проект направлен на продолжение популяризации детского чтения, развитие «творческой активности» читателя-школьника в процессе участия в интеллектуальных и игровых программах Фонтанного дома.
Информационно-просветительский проект с библиотекой им. Бориса Лавренева. 8-9-й класс
Проект направлен на популяризацию произведений художественной, публицистической, научно-популярной литературы; углубление навыков аналитического чтения, отбора источников и грамотной работы с ними.
Особенностью проекта является «возвращение» к читателю-школьнику незаслуженно забытых книг и имен через знакомство с биографиями писателей, философов, деятелей науки и культуры, чтение и обсуждение созданных ими произведений (фрагментов произведений).
Информационно-просветительский проект с Российской национальной библиотекой и Президентской библиотекой имени Б.Н. Ельцина. 10-11 -й класс
Проект направлен на формирование в сознании старших школьников представления о биб-лиотеке как важнейшем социально-культурном институте, презентации информационно-обра-зовательных ресурсов крупнейших библиотек Российской Федерации, развитие и углубление библиотечно-библиографических навыков и навыков работы с разными носителями информации.
Информационно-просветительский проект с Книжным клубом на Австрийской площади. 1-11-й класс, родители гимназистов.
Проект направлен на популяризацию чтения, развитие общей культуры школьников. Представляет собой встречи учащихся разных возрастных групп с деятелями отечественной культуры в формате «круглого стола», пресс- конференции, руководимой дискуссии (дебатов) и др.: писателями, публицистами, художниками, журналистами, мастерами художественного слова. Проект способствует также развитию коммуникативной культуры учащихся через включение их в диалог, аргументированное отстаивание точки зрения по поводу того или иного «текста» культуры: художественного произведения, кинофильма, публицистической статьи и т.д.
Информационно-просветительский проект с книготорговой сетью «Буквоед». 1-11-й класс
ПЛАНИРУЕМЫЙ ПРОЕКТ
Планируется, что проект будет направлен на информирование учащихся о новинках книжного рынка, лучших произведениях новейшей отечественной и мировой литературы, а также даст возможность учащимся встретиться с молодыми (начинающими) авторами.
ПРОЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Тематический игровой проект «Книголюбы». 1 -7-й класс
Проект-игра на материале «книги года», заранее определяемой для каждой параллели и включенной в список обязательной литературы. Проект направлен на расширение представления учащихся о лучших образцах мировой детской литературы. Соревновательный принцип, положенный в основу игр проекта, дает дополнительную мотивацию к вдумчивому чтению и осмыслению прочитанного.
Представление результатов знакомства с произведением происходит в процессе игр (внутриклассных и между классами внутри параллели) и викторин. Подготовка к игре обус-ловливает внимание не только к художественному тексту, но и к историко-культурному контексту: биографии автора, общим страноведческим фактам и т.д. Активное участие родителей в подготовке ребенка и его класса к игре также стимулирует развитие традиций семейного чтения.
ИНТЕГРАЦИЯ ИГРОВОЙ КОМПОНЕНТЫ В СУЩЕСТВУЮЩИЕ ИГРОВЫЕ ФОРМАТЫ «ГОДОВОГО КРУГА ПРАЗДНИКОВ И ТРАДИЦИЙ»
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ:
Разработка и внедрение данного полипроекта обусловила внесение определенных корректив (дополнений) в проекты Воспитательной службы гимназии № 56.
Разработчики полипроекта назвали их «читательской компонентой» событий и дел «Годового круга», т.е., не включая в и без того насыщенный и проработанный комплекс мероприятий каких-либо дополнительных, напрямую связанных с чтением, актуализировали роль чтения и книги как важного источника подготовки к мероприятиям.
«Турнир старшеклассников». 8-й класс
Лично-командное первенство по основам наук «Мудрый бобер»10. В турнир, проводимый в течение всего учебного года, включены заочные викторины для восьмиклассников (задания и ус-ловия участия размещаются на школьном сайте) и командные игры. Успешность в игре опре-деляется как качественным изучением предметов базового курса, так и непременным «выходом за страницы школьного учебника». Дополнительные источники для успешного
участия в «предметных» этапах турнира предлагаются участникам авторами-составителями игр. Сотрудники медиатеки предоставляют восьмиклассникам дополнительные консультации по подготовке к играм турнира.
«Устный журнал». 9-й класс
Проект направлен на коллективную подготовку и презентацию учащимися каждого 9-го класса11 интеллектуально-творческого выступления («Устного журнала») на заданную в учебном году тему. Проект направлен на формирование творческой активности школьников, коммуникативной культуры, социального опыта работы в команде. Важным условием успешности конечного «продукта» (40-минутной программы, представляемой учащимся параллели, педагогам, родителям, выпускникам) выступает серьезная подготовительная работа: поиск и отбор информации для «Устного журнала», написание текста сценария, подготовка презентации и т.д. Все это требует работы с источниками разных типов: справочниками, хрестоматиями, путеводителями, каталогами и книгами репродукций, произведениями художественной литературы. Распределение заданий для подготовки между учениками и дальнейший обмен получен-ной по теме информацией способствует развитию аналитических и критических навыков, культуры устной речи.
Культурологическая направленность предлагаемых на учебный год тем также способствует знакомству учащихся с лучшими «текстами» мировой культуры: «Путешествие по Европе» (каждый класс в рамках «Устного журнала» представлял одну из европейских стран), «Времена года» (каждый класс представлял литературно-музыкальный спектакль, раскрывающий специфику времени года), «Путешествие по Невскому проспекту» (каждый класс представляет «живой» очерк, рассказывающий о том или ином «адресе» главной улицы Санкт-Петербурга) и т.п.
«Выезд». 10-11-й класс
Осенний и зимний выезды старшеклассников представляют собой систему интеллектуально-творческих мероприятий в формате тематической ролевой игры (осень), тематического фестиваля (зима). Оба формата требуют не
" Гимназия № 56 — крупный образовательный комплекс, в каждой параллели обучается 9-10 классов. Именно поэтому проект реализуется в рамках одной параллели в течение учебного года. Однако существующий опыт диссеминации проекта в других ОУ разных регионов РФ показывает, что «Устный журнал» может успешно реализоваться в небольших школах, при этом в него могут быть включены учащиеся 8-11 -х классов.
только качественной подготовки творческих номеров (танец, песня, синхробуффонада и т.д.), но и углубленной подготовки команды к интеллектуальной игре на заданную тему, что, в свою очередь, обусловливает необходимость обращения к дополнительным источникам информации. В частности, тематика ролевых игр требует знакомства с шедеврами мировой литературы (например, произведениями Омара Хайяма для выезда, посвященного Востоку), отечественного кинематографа (при подготовке к фестивалю «Виват, кино России!»), градоведческими и страноведческими источниками. Соревновательный характер выездов придает дополнительную мотивацию для самостоятельного знакомства учащихся с разными текстами (на основе распределения заданий) и дальнейшего обмена информацией для успешного участия в играх и конкурсах.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОЕКТЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ12
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
«Семейное чтение». 1-4-й класс
Информационно-просветительский проект, направленный на возрождение традиций семейного чтения лучших образцов мировой детской литературы. Состоит в составлении и публикации на сайте учителя аннотированных списков литературы, консультаций по поддержке детского чтения, проводимых на родительских собраниях в начальной школе, проведении творческих мероприятий под общим девизом «Моя семья — читающая!».
Результаты представляются на открытых для родителей классных часах, посвященных чтению, а также семейно-командных выставках, конкурсах, театрализованных представлениях.
«По городу с книгой». 1-4-й класс
Проект направлен на популяризацию детского чтения, развитие познавательного интереса младших школьников через экскурсионную работу, связанную с «литературными объектами» Санкт-Петербурга; способствует воспитанию уважительного отношения к городским досто-примечательностям, формирует целостную «картину культуры», демонстрируя связь разных
12 Еще раз подчеркнем, что учителя начальной школы, учителя-предметники средней и старшей школы, классные руководители могут реализовывать по собственному выбору один из разработанных проектов, адресованных читателям - школьникам.
Реализуется через цикл экскурсий, подготовленных учителем начальной школы и экскур-соводом (социальное партнерство при реализации школьного проекта).
Результаты оформляются в «Дневниках читателя и экскурсанта»
«Художественное слово». 1-4-й класс
Проект направлен на формирование эстетических чувств младших школьников, овладение навыками «смыслового чтения», творческого осмысления прочитанного. Проект помогает учащимся под руководством учителя и при участии родителей отбирать художественные тексты (по заданным категориям) для заучивания и сценического исполнения.
Результаты представляются на классных часах, внутриклассных и общешкольных мероприятиях, на конкурсах чтецов.
«Выразительное чтение». 1-4-й класс
Проект направлен на пропаганду «смыслового чтения», формирование навыков выразительного чтения программных и непрограммных (по свободному выбору учащихся) текстов, умения понимать и оценивать тексты детской литературы в единстве их формы и содержания.
Реализуется через систему заданий и упражнений, направленных на формирование навыка и используемых на уроках литературного чтения и при подготовке творческих мероприятий.
Результаты представляются на уроках и во внеурочной деятельности через выступления учеников перед классом, классами параллели, родителями.
«Живые буквы». 1 -4-й класс
Проект направлен на развитие творческих способностей и познавательных интересов младших школьников в процессе выполнения интеллектуально-творческого задания. Способствует расширению кругозора в процессе работы с дополнительными источниками, формированию умения работать с лингвистическими и энциклопедическими словарями. Проект стимулирует активное включение родителей в творческую работу, помогает организовать семейное чтение.
Особенность проекта состоит в том, что каждый учащийся получает одну из букв русского алфавита, вокруг которой строит свою работу: оформляет букву, рассказывает о ней, отбирает и/или составляет с буквой различные тексты (пословицы, поговорки, скороговорки И Т.Д.),
создает собственные тексты (прежде всего — тавтограммы) по заданным критериям.
Результаты представлены в общеклассном сборнике творческих работ «Живые буквы» (печатная и электронная версия). Каждая семья, принимавшая участие в проекте, получает такой сборник.
«Читаем, думаем, спорим». 1-4-й класс
Проект направлен на расширение читательского кругозора младших школьников, общей гуманитарной культуры, формирование навыков «смыслового чтения» и работы с источниками разных типов.
Особенность проекта состоит в составлении монографических (творчество одного автора) и тематических мини-энциклопедий. Мини-энциклопедии составляются учениками при содействии учителя и родителей и включают в себя биографические сведения, фрагменты художественных текстов, «фоновую» информацию (история, живопись, музыка, архитектура, скульптура), а также тесты, конкурсы, викторины, кроссворды на материале произведений.
Результаты (отдельные работы учащихся и творческих групп) представляются в общеклассных литературных мультимедийных энциклопедиях, которые получают все авторы, принимавшие участие в проекте.
«Познание природы — путь к книге». 1 -4-й класс
Проект направлен на развитие познавательного интереса школьников, создание стимулов к работе с дополнительными источниками разных типов, популяризацию чтения по проблемам экологии, здоровьесбережения. Способствует развитию устной монологической речи младших школьников.
Особенность проекта состоит в том, что он выступает как «сопутствующий» при реализации базовых курсов начальной школы. Учитель совместно с учениками создает рекомендательные списки дополнительного тематического чтения (тема природы, здоровья, экологические проблемы). В процессе реализации проекта учащиеся дополняют список самостоятельно прочитанными источниками, составляя небольшие аннотации и представляя прочитанные книги своим одноклассникам.
Результаты представлены в общеклассных библиографических списках и каталогах дополнительной литературы, а также электронной тематической библиотеке, создаваемой всем детским коллективом.
«От литературного чтения к литературному творчеству». 1 -4-й класс
Проект направлен на популяризацию детского чтения как источника и основы детского литера-турного (словесного) творчества. Способствует формированию устойчивого интереса к чтению, навыков устной и письменной речи, осознанию роли чтения в собственном самообразовании, эстетических потребностей, оценок, вкуса.
Особенность проекта состоит в повышенном внимании к жанровым особенностям текстов. Проект стимулирует обращение учащихся к различным лингвистическим и стилистическим словарям. Способствует созданию комфортной среды для творчества.
Результаты представляются в публикациях (детские журналы уровней от муниципального до всероссийского), выпуске альманахов детских произведений, работах, подготавливаемых к литературным конкурсам.
СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ШКОЛА
«Нескучное лето». 5-7-й класс
Проект направлен на формирование навыков аналитического чтения через составление крос-свордов по материалам прочитанных программных произведений и произведений, рекомен-дованных для внеклассного чтения. Стимулирует к осознанному чтению, сопутствующей чтению работе по отбору и систематизации материала для составления кроссвордов.
Результаты представлены в сборниках кроссвордов «Нескучное лето», составленных уча-щимися и издаваемых в школьном редакционно-издательском отделе.
«Новость недели». 8-11-й класс
Проект направлен на развитие информационной и социальной компетентности учащихся (медиакультуры), формирование навыков отбора, анализа и презентации социально-политической и социально-культурной информации, развитие письменной и устной (монологической и диалогической) речи.
Реализуется на уроках истории, обществознания, права, экономики, МХК через подготовленное выступление учащегося (одно по графику в течение учебного года).
Результаты представляются в устном выступлении, мультимедийной мини-презентации, информационном сообщении на стенд.
«Каникулы с книгой». 8-9-й класс
«Прочти вслед за мной». 10-11-й класс
Проекты направлены на пропаганду самостоятельного (непрограммного) чтения подростков, развитие эстетических вкусов и суждений, умения оценивать художественный текст в единстве его формы и содержания, создавать собственные тексты (аннотации, отзывы, рецензии, рекламы) на основе прочитанного. Стимулирует обращение к дополнительным литературоведческим и культурологическим источникам, произведениям публицистики и искусствоведения.
Реализуется через уроки внеклассного чтения, «пятиминутки представления прочитанного», читательские дневники, тематические классные часы, информационные стенды в кабинетах литературы, мультимедийные (рекламные) презентации, размещаемые на страницах в социальных сетях.
Проекты преемственны: в первом («Каникулы с книгой») ведущая роль принадлежит учителю, во втором («Прочти вслед за мной») — старшеклассники принимают на себя роль координаторов.
«Клуб сочинителей». 8-11 класс.
Презентация собственного сборника стихов «25 часов в сутки»
Презентация сборника проходила не только перед одноклассниками, но и перед приглашенными писателями и поэтами.
Проект направлен на развитие литературнотворческих способностей учащихся в процессе создания и презентации перед аудиторией текстов разной жанровой и тематической направленности. Способствует формированию эстетического вкуса, объективной оценочной дея-тельности (в том числе и самооценки).
Реализуется через внеклассные занятия (творческие встречи) юных авторов и конкурсы, проводимые совместно учителями-предметниками, сотрудниками медиатеки и воспитательной службы, а также в рамках мероприятий предметных недель по гуманитарным дисциплинам.
«Шекспировские чтения». 8-11-й класс
Проект направлен на формирование читательского интереса учащихся к шедеврам мировой литературы (в частности к наследию В. Шекспира). Способствует развитию общей культуры, устной и письменной речи на родном (русском) и изучаемом языке.
Реализуется через внеклассные занятия по английскому языку, мероприятия предметной недели иностранных языков (конкурсы, викторины, встречи с молодыми санкт-петербургскими переводчиками, театрализованные представления фрагментов шекспировских пьес, просмотр и обсуждение отечественных и западных экранизаций пьес Шекспира).
Результаты представлены в творческих работах учащихся: переводы, аннотации, рецензии, стилизации, мультимедийные историко-литературные презентации и т.д.13
«Уроки в медиатеке». 5-11-й класс
Проект направлен на популяризацию чтения и повышение роли (престижа) школьной медиатеки (библиотеки). Представляет собой «классические» уроки в «неклассической» обстановке.
Особенность уроков в том, что они акцентируют внимание на значимости читательской и информационной культуры, демонстрируют эффекты от работы с различными источниками при освоении и закреплении «базового» материала. Учителя-предметники, заинтересованные в реализации проекта, проводят 1—2 урока в медиатеке в течение учебного года (по специальному графику и предварительной (подготовительной) работе с сотрудниками медиатеки). Названные уроки часто включаются в программы предметных недель.
Что уже известно человечеству о родной планете Земля, какие тайны Земля еще хранит? О чем спорят ученые? Как сохранить нашу уникальную планету?
ГРУППА ПРОЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДПРОФИЛЬНЫМ И ПРОФИЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ
«Читательский формуляр». 8-11-й классы, гуманитарный профиль.
«Пресс-центр». 8-11-й классы, социально- экономический профиль.
«“Круглые столы” юных физиков». 8-11-й классы, физико-математический профиль (со свободным посещением всех учащихся, интересующихся мировыми открытиями).
Все «профильные» проекты направлены на развитие читательской и информационной куль-туры учащихся в процессе работы с «профильными» источниками: литературоведение, искусствоведение, культурология, языкознание, непрограммная художественная литература (гуманитарный профиль), обществознание, политология, философия, публицистика, мемуаристика и т.п. (социально-экономический профиль), научная и научно-популярная литература по естественно-научным дисциплинам.
Стимулирует «выход за страницы» школьной программы, обогащение знаний по профильным дисциплинам, формирование навыков отбирать, анализировать, аннотировать, рецензировать тексты разных жанров.
Результаты представлены в проектах и учебно-исследовательских работах по профильным дисциплинам.
ПЛАНИРУЕМЫЙ: «Образ современника в зарубежной литературе».
Проект планируется как «читательский клуб», объединяющий старшеклассников, самостоятельно знакомящихся с классикой зарубежной литературы, посвященной подросткам («тинейджерская проза»).
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОЕКТЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ14
«Литературный клуб “Вдохновение”».
5-7-й класс
Проект направлен на разностороннее развитие читателя-школьника через знакомство с лучшими образцами мировой литературы, развитие литературно-творческих способностей учащихся, культуры устной и письменной речи.
Реализуется через еженедельные заседания клуба, проводимые в разных формах: «круглые столы», дискуссии, пресс-конференции, презентации произведений членов клуба, творческие встречи, культпоходы в театр и культурно-просветительские центры Санкт-Петербурга, очные и заочные экскурсии по литературным местам, выездные заседания в библиотеках города.
Результаты представлены в сборниках творческих работ членов клуба.
«Клуб “INFO”». 5-9-й класс
Проект направлен на формирование информационной культуры школьников, овладение на-выками компьютерных технологий (уровень продвинутого пользователя), социальных навыков сотрудничества при выполнении проектов (на основе распределения заданий и командного взаимодействия). Способствует развитию устной и письменной речи.
Реализуется через еженедельные заседания клуба, проводимые в разных формах: практикумы, деловые игры, «мозговой штурм», «лаборатория», «круглые столы», презентации проектов, встречи со специалистами в области высоких и PR-технологий, издателями и полиграфистами, походы в издательства, типографии, PR-агентства и т.д.
Результаты представлены в мультимедийных проектах, «продуктах» настольно-издательской деятельности, а также через участие в тематических фестивалях, олимпиадах и конкурсах, связанных с компетентностями школьников в области информационно-коммуникационных технологий.