Пильдес М. Иновационный метапредметный полипроект "Чтение с увлечением" : развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования / М. Пильдес. // Школьная библиотека. –
Развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования.
Дорогие друзья!
Мы завершаем публикацию материалов о замечательном полипроекте ((Чтение с увлечением», который разработан и в течение нескольких лет осуществляется коллективом гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга при активном участии медиатеки (библиотеки). Вы познакомитесь с видами проектов и сроками их проведения, с условиями и ресурсами, необходимыми для их реализации, а также с результатами, которые планируется достичь в работе с учащимися.
ДЕВИЗ ПОЛИПРОЕКТА
«Читать — мыслить, читать — чувствовать, читать — жить».
(В.А. Флеров)
ОСНОВНЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЕТ ПРОЕКТ
1) интеграции основного и дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения; включения «читательских» проектов и программ в образовательную программу школы;
2) создания условий для роста образовательной мотивации читателей-школьников;
3) построения единого метапредметного полипроекта формирования читательской компетентности, информационной культуры, исследовательской культуры учащихся, обеспечивающей преемственный переход с этапа на этап обучения;
4) учета достижений учащихся во внеучебной сфере;
5) расширения образовательной среды за счет актуализации образовательного потенциала семьи, города, страны.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ
И СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИПРОЕКТА
Полипроект, как показано выше, реализуется в образовательном процессе на всех ступенях образования, в урочной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования.
Отдельные составляющие проекта глубоко и полно разработаны, прошли серьезную апробацию и независимую педагогическую экспертизу. Другие проекты прошли опережающий поиск и частичную апробацию.
Признанные результативными и эффективными, эти проекты позволили разработчикам логически объединить их в полипроект и присоединить к ним ряд «пилотных» проектов, что, в свою очередь, позволяет:
— систематизировать работу всего ОУ по формированию читательской компетентности и информационной культуры школьников;
— развивать преемственность в работе на всех этапах школьного обучения;
— предоставить широкое «поле выбора» образовательных возможностей педагогам и учащимся;
— учесть различные образовательные запросы и потребности школьников (в том числе — одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями; а также «профильные предпочтения» старшеклассников).
Проекты, разработанные в "контексте" базовых читательских проектов(частичная апробация)
Проекты, выступившие базовыми (прошли апробацию и педагогическую экспертизу)
Ниже проекты, входящие в полипроект, сгруппированы по продолжительности их реализации.
Проекты, прошедшие длительную апробацию; выступают как «БАЗОВЫЕ» для полипроекта |
Проекты, прошедшие частичную апробацию; дополняют и расширяют «образовательные возможности» полипроекта |
Проекты, внедряемые как «пилотные» (с 2011/12 года); дополняют, расширяют полипроект, компенсируют выявленные «пробелы» |
||
— «Любимые страницы», 1 —4 класс (с 2006 года) — «Чтение с увлечением», 5—7 класс (с 2007 года) «Игровые форматы» — «Книголюбы», 1—7 класс (с 2005 года) — «Выезд», 10—11 класс (планомерное введение читательской компоненты — с 2005 года) |
«Игровые форматы» — «Турнир старшеклассников», 8 класс (с 2008 года) — «Устный журнал», 9 класс (с 2008 года) |
|||
Проекты медиатеки — «Медиатека для вас», 1—11 класс (с 2001 года) — «Консультационный центр», 1 — 11 класс (с 2005 года) — «Издательское дело», 8—11 класс (с 2005 года) |
Проекты медиатеки — «Виртуальный музей», 1—11 класс (с 2009/10 года) — «PR-акции», 8—11 класс (с 2008 года) — «В мире словарей», 1 — 11 класс (с 2009 года) |
Проекты медиатеки — «Встречи в медиатеке», 8—11 класс — «Книга-юбиляр», 1—11 класс |
||
«Вариативный компонент» — Клуб «INFO», 5—9 класс (с 2001 года) — «Литературный клуб "Вдохновение"», 5—7 класс (с 2007 года) |
«Вариативный компонент» — «Новость недели», 8—11 класс (с 2009/10 года) — «Шекспировские чтения», 8—11 класс (с 2009/10 года) |
«Вариативный компонент» — «Читательский формуляр», 8—11 класс — «Пресс-центр», 8—11 класс — «Клуб сочинителей», 8—11 класс |
||
— «Читаем, думаем, спорим», 1—4 класс (с 2006 года) — «Художественное слово», 1—4 класс (с 2006 года) |
— «Нескучное лето», 5—7-й класс (с 2009/10 года) — «Памятные даты», 1—11 -й класс (с 2010 года) — «От литературного чтения к литературному творчеству», 1—4-й класс (с 2008 года) — «Выразительное чтение», 1—4-й класс (с 2009/10 года) — «Живые буквы», 1—4-й класс (с 2008 года) — «Уроки в медиатеке», 5—11 класс (с 2008 года) |
— «Прочти вслед за мной», 10—11 класс — «Каникулы с книгой», 8—9 класс — «Семейное чтение», 1 —4 класс — «Путь к книге», 1—4 класс — "По городу с книгой", 1 —4 класс — «Круглые столы юных физиков», 8—11 классы |
||
Партнерские проекты — С ЦДБ им. А С. Пушкина, 1 —4 класс (с 2005 года) |
Партнерские проекты — С Фонтанным домом, 5—7 класс (с 2009 года) — Российской национальной библиотекой, 10—11 класс (с 2010 года) |
Партнерские проекты — С Книжным клубом на Австрийской площади, 1—11 класс, родители учащихся — С Президентской библиотекой им. Б.Н. Ельцина, 10—11 класс — С библиотекой им. Б. Лавренева |
||
ПЛАНИРУЕМЫЕ К ДОСТИЖЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТЫ НА НЕСКОЛЬКИХ УРОВНЯХ
1) личностного роста учащихся: формирование ценностных ориентаций (повышение статуса чтения), заявленных в проекте; рост мотивации к чтению;
2) образовательных достижений учащихся: способность к выбору, умение организовывать учебно-познавательную и собственную досуговую деятельность на основе чтения, презентатив- ные навыки, умения работы в команде, исследовательская и проективная компетентность;
3) роста профессионально-педагогического потенциала коллектива образовательного учреждения: овладение новыми педагогическими технологиями формирования читательской компетентности и информационной культуры школьников, компенсация профессионального выгорания за счет включения в личностно и социально значимую творческую и педагогическую (в том числе — экспериментальную) деятельность, создание творческих лабораторий, рост инновационного потенциала;
4) оптимизации использования ресурсов: повышение коэффициента продуктивного использования информационных ресурсов медиатеки, «технопарка» школы; повышение доступности «читательских» проектов для детей за счет вариативности форматов;
5) построения новых управленческих образовательных технологий: встраивание в образовательную программу и все циклограммы образовательного учреждения проектов, направленных на развитие читателя-школьника;
6) разработки новых технологий мониторинга качества: учета в образовательном процессе достижений читателей-школьников;
7) научно-методическом: разработка пакета методического обеспечения для каждого проекта в составе полипроекта.
Несмотря на то что в ряде публикаций и исследований, посвященных проблеме детского чтения, используется формула «Модель детского чтения», не существует на сегодняшний день описания и/или схемы такой модели.
Разработчики проекта в качестве рабочей версии модели видят такую (см. рис. 1):
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ПОЛИПРОЕКТ ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ |
Категория участников полипроекта |
Характер вовлеченности в полипроект |
1 |
Учащиеся 1-11 классов |
1) Реализуют полипроект путем личного и командного участия в его составляющих; 2) создают (самостоятельно и под руководством других участников проекта) интеллектуально-творческие «продукты»; 3) проводят оценку, выдвигают предложения по совершенствованию отдельных проектов. |
Начальная школа
- Я умею и люблю читать.
- Круг моего чтения включает программные произведения, лучшие произведения детской литературы, которые мне рекомендовали взрослые.
- Мне интересно работать со словарями и справочниками для школьников.
- Моя семья - читающая!
- Мне нравится выполнять различные творческие работы по прочитанным книгам.
Средняя школа
- Я люблю читать и оценивать прочитанное.
- Круг моего чтения включает программные произведения, произведения мировой литературы, которые я выбрал сам и/или по совету взрослых, научно-популярную литературу.
- Словари и справочники - мои верные помощники!
- Мне интересны дополнительные источники, обращение к ним помогает мне в учебе.
- Мне нравится выполнять различные интеллектуальнотворческие работы по прочитанному.
- Я с удовольствием участвую в играх, конкурсах, встречах, экскурсиях и др. делах для читателей-школьников.
- Моя семья - читающая!
Старшая школа
- Я люблю читать; умею отбирать источники, анализировать и оценивать их.
- Круг моего чтения широк и разнообразен: художественная, научно-популярная, справочная литература, публицистика.
- Дополнительные источники - неотъемлемая составляющая моего образования в школе и самообразования.
- Я с интересом включаюсь в мероприятия и учебноисследовательские проекты, адресованные читателям - школьникам, работаю индивидуально и/или в группе.
- Я осознаю важность чтения и пропагандирую его роль в жизни каждого человека.
- Моя семья - читающая!
2. |
Педагоги |
4) Разрабатывают и реализуют отдельные проекты в составе творческих групп и индивидуально; помимо проектных групп по наименованию проектов планируется создание специальной группы диагностики эффективности проекта (при участии сотрудников школьной службы педагогического аудита). |
3. |
Родители |
1) Оказывают поддержку учащимся младших классов при реализации проектов «Любимые страницы», «Книголюбы», а также проектов «Вариативной части» (если таковые реализуются в классе); 2) помогают учащимся в отборе, систематизации, анализе и презентации материалов для других проектов: «Книголюбы», «Турнир старшеклассников», «Устный журнал», интеллектуальные игры «Выездов» и др.; 3) выступают в роли общественных экспертов достижений учащихся (интеллектуально-творческих работ); 4) непосредственно участвуют в клубных заседаниях для родителей на площадке Книжного клуба на Австрийской площади; 5) вносят свои предложения по корректировке полипроекта (через родительские собрания). |
4. |
Другие сотрудники школы |
6) Участвуют в техническом обеспечении полипроекта; 7) выступают в роли общественных экспертов, участвуя в публичных мероприятиях. |
5. |
Администрация |
8) Создает ресурсное обеспечение полипроекта; 9) разрабатывает управленческие технологии встраивания полипроекта в циклограммы школы (расписание, учебный план, календарный план, сетевое взаимодействие, план реализации «Годового круга праздников и традиций»). |
6. |
Методическая служба и служба научного сопровождения |
1) Разрабатывают методику учета достижений учащихся, учитывая положения, изложенные в федеральных документах (в первую очередь ФГОС нового поколения); 2) сопровождают процесс содержательной разработки проектов в составе полипроекта; 3) координируют работу учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и воспитательной службы, участвующих в реализации полипроекта; 4) организуют внутрикорпоративную учебу педколлектива по вопросам, связанным с воспитанием читателя-школьника, привлекают к проведению учебы ведущих специалистов в области детской литературы, детского чтения, информационной культуры школьников; 5) обобщают и распространяют опыт. |
7. |
Воспитательная служба |
6) Организует события проектов полипроекта; 7) разрабатывает сценарии проведения публичных мероприятий; 8) разрабатывает отдельные составляющие проекта; 9) обеспечивает поиск социальных партнеров для реализации проекта; 10) осуществляет включение учащихся в социально значимые муниципальные, городские, всероссийские проекты, связанные с популяризацией чтения. |
8. |
Психолого-педагогический медико-социальный центр гимназии |
11) Обеспечивает личностное сопровождение учащихся, включенных в проекты; 12) принимает активное участие в той части проекта, которая |
обеспечивает сопровождение одаренных детей; 13) оказывает консультативную помощь педагогам по психологопедагогическим и логопедическим проблемам, соприкасающимся с проблемой детского чтения. |
||
9. |
Другие образовательные учреждения (вузы-партнеры); культурно-просветительские центры,библиотеки |
14) Выступают в роли научных консультантов; 15) реализуют совместные программы воспитания читателей- школьников и упрочения традиций семейного чтения; 16) проводят независимую экспертизу качества интеллектуальнотворческих "продуктов", созданных участниками полипроекта; 17) участвуют в проведении событий полипроекта; 18) принимают участие в части проекта, адресованной одаренным детям («Консультационный центр»); 19) консультируют разработку стратегий воспитания читателей- школьников. |
УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОЛИПРОЕКТА
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ
Уровень квалификации педагогических и руководящих работников ОУ должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам. Одним из важнейших условий успешной реализации полипроекта выступает непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.
В целях повышения профессиональной компетентности сотрудников ОУ, реализующих полипроект, необходимы:
1) повышение общекультурной компетенции педагогов (гуманитарной культуры), независимо от преподаваемого предмета;
2) повышение научно-теоретической компетентности в области профессиональной литературы, источниковедения;
3) повышение информационной культуры («медиакультуры»);
4) повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах, связанных с особенностями восприятия учащимися текстов, психо-физическими проблемами, возникающими у современных школьников при работе с информацией из разных источников;
5) повышение методической компетентности по вопросам отбора и использования различных технологий, методов и приемов работы с читателем-школьником.
Реализация полипроекта не требует переподготовки учителей, а подразумевает углубление, расширение и/или уточнение ряда составляющих профессиональной компетентности.
Для этого в гимназии № 56 в рамках реализации программы «Профессионал» (внутрикорпо
ративное повышение квалификации) организованы и проводятся:
1) Лекции по литературе, культурологии, краеведению (с приглашением деятелей культуры и санкт-петербургских ученых).
2) Лекции по проблемам современной информационной культуры.
3) Демонстрационно-обучающие семинары «Медиатека гимназии № 56: новые ресурсы, возможности, направления сотрудничества» (для методического объединения (МО)).
4) Годичный постоянно действующий семинар-практикум «Информационная культура современного учителя» и индивидуальные консультации для учителей силами педагогов- наставников из числа работающих в Гимназии №56.
5) Заседания МО и проблемных групп с повесткой дня, включающей проблему детского чтения и пути ее решения.
6) Ежегодный фестиваль открытых уроков, демонстрирующий решение в практической деятельности насущных педагогических проблем, в том числе — проблемы детского чтения.
7) Открытые внеклассные мероприятия и мероприятия объединений ЦДО1, демонстрирующие подходы к решению проблемы чтения через внеклассную работу и дополнительное образование.
8) Читательские конференции педагогов «Новые имена отечественной литературы», «Новое в современной культуре», «Новое в науке» и др.
9) Экскурсии в музеи, культурно-просветительские центры, библиотеки Санкт-Петербурга с последующим обсуждением в МО направлений взаимодействия с ними.
ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ
Как показывает опыт, реализация полипроекта не требует дополнительного финансирования. Любой проект в составе полипроекта и полипроект в целом могут быть успешно реализованы в тех финансовых условиях, в которых функционирует ОУ.
Единственным исключением является необходимость дополнительного финансирования призового фонда ряда творческих мероприятий. Это финансирование может происходить за счет привлечения спонсорских средств.
Проекты, для реализации которых необходимо использование «чужих» площадок и привлечение специалистов не из числа сотрудников школы, реализуются на основе социального взаимодействия (социального партнерства) без дополнительного финансирования. Привлечение финансовых средств родителей учащихся осуществляется исключительно в случаях:
— заказа экскурсионного обслуживания (по программе реализуемых проектов);
— заказа лектория (по программе реализуемых проектов);
— покупки билетов в культурно-просветительские центры (по программе реализуемых проектов);
— тиражирования «продуктов» творческой деятельности учащихся (альманахи, компакт- диски и т.п.), только при добровольном согласии родителей.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ
Материально-техническое обеспечение реализации полипроекта должно обеспечивать обучающимся:
— возможность свободного доступа к ресурсам медиатеки (библиотеки);
— возможность свободного доступа к сетевым ресурсам, необходимым для реализации интеллектуально-творческих заданий и самообразования;
— доступа к ИКТ для проектирования и организации индивидуальной и групповой работы;
— технические возможности выпуска школьных печатных и электронных изданий.
Опыт показывает, что при реализации проекта используются те материально-технические ресурсы, которыми обладает сегодня ОУ: компьютерные классы, медиатека, редакционно-издательский комплекс, кабинеты информатики и ИКТ, учебные кабинеты, оснащенные мультимедийными комплексами. При этом именно полипроект, нацеленный на развитие
информационной культуры и читательской компетентности школьников, демонстрирует важность эффективного использования «технопарка» ОУ и оперативного его обновления.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Реализация проекта (на что уже было указано выше) актуализирует важность:
— учета психофизических особенностей читателей-школьников;
— учета индивидуальных потребностей и образовательных запросов учащихся, включенных в полипроект;
— внимания к разным группам учащихся, вовлеченных в проект (одаренные дети, учащиеся с ограниченными возможностями; дети из социально неблагополучных семей).
Разработчики проекта считают целесообразным привлечение сотрудников ППМС-центра2 в качестве консультантов при решении возникающих проблем, в частности:
— участившихся логопедических проблем, затрудняющих работу с читателем-школьником;
— психологических проблем (например, дезадаптация, агрессивное поведение), при решении которых можно и/или необходимо развивать читательский опыт школьников, опираться на этот опыт;
— проблем взаимопонимания в семье, при решении которых организация семейного культурного досуга (в том числе — семейного чтения) может сыграть решающую роль.
Для этого в гимназии № 56 в рамках реализации программ комплексного психолого-педагогического сопровождения организованы и проводятся:
1) Работа с личностным портфолио, в которое включаются разделы самообразования (непрограммного чтения).
2) Индивидуальные консультации для подростков по организации досуга (включая интересное чтение).
3) Индивидуальные консультации для одаренных детей и их родителей, совместные проекты с медиатекой (см. краткое описание проекта медиатеки «Консультационный центр»).
4) Составление совместно с учителями- предметниками аннотированных списков рекомендованной литературы для детей, испытывающих проблемы в общении, а также учащихся с ограниченными возможностями.