• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Пильдес М. Иновационный метапредметный полипроект "Чтение с увлечением" : развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования / М. Пильдес. // Школьная библиотека. –

Пильдес М. Иновационный метапредметный полипроект "Чтение с увлечением" : развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования / М. Пильдес. // Школьная библиотека. –

Развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования.

Дорогие друзья!

Мы завершаем публикацию материалов о замечательном полипроекте ((Чтение с увлечением», который разработан и в течение нескольких лет осуществляется кол­лективом гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга при активном участии медиатеки (библиотеки). Вы познакомитесь с видами проектов и сроками их проведения, с ус­ловиями и ресурсами, необходимыми для их реализации, а также с результатами, которые планируется достичь в работе с учащимися.

ДЕВИЗ ПОЛИПРОЕКТА

«Читать — мыслить, читать — чувствовать, читать — жить».

(В.А. Флеров)

ОСНОВНЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЕТ ПРОЕКТ

1)  интеграции основного и дополнительного образования и психолого-педагогического сопро­вождения; включения «читательских» проектов и программ в образовательную программу школы;

2)  создания условий для роста образова­тельной мотивации читателей-школьников;

3) построения единого метапредметного по­липроекта формирования читательской компе­тентности, информационной культуры, иссле­довательской культуры учащихся, обеспечиваю­щей преемственный переход с этапа на этап обучения;

4)  учета достижений учащихся во внеучебной сфере;

5) расширения образовательной среды за счет актуализации образовательного потенциа­ла семьи, города, страны.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ

И СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИПРОЕКТА

Полипроект, как показано выше, реализуется в образовательном процессе на всех ступенях образования, в урочной и внеурочной деятель­ности, а также в системе дополнительного обра­зования.

Отдельные составляющие проекта глубоко и полно разработаны, прошли серьезную апро­бацию и независимую педагогическую экспертизу. Другие проекты прошли опережающий поиск и частичную апробацию.

Признанные результативными и эффектив­ными, эти проекты позволили разработчикам логически объединить их в полипроект и присо­единить к ним ряд «пилотных» проектов, что, в свою очередь, позволяет:

— систематизировать работу всего ОУ по формированию читательской компетентности и информационной культуры школьников;

—  развивать преемственность в работе на всех этапах школьного обучения;

—  предоставить широкое «поле выбора» образовательных возможностей педагогам и учащимся;

—  учесть различные образовательные запросы и потребности школьников (в том числе — одаренных детей, учащихся с ограни­ченными возможностями; а также «профильные предпочтения» старшеклассников).

Проекты, разработанные в "контексте" базовых читательских проектов(частичная апробация)

Проекты, выступившие базовыми (прошли апробацию и педагогическую экспертизу)

Ниже проекты, входящие в полипроект, сгруппированы по продолжительности их реализации.

Проекты, прошедшие длительную апробацию; выступают как «БАЗОВЫЕ» для полипроекта

Проекты, прошедшие частичную апробацию; дополняют и расширяют «образовательные возможности» полипроекта

Проекты, внедряемые как «пилотные» (с 2011/12 года); дополняют, расширяют полипроект, компенсируют выявленные «пробелы»

—        «Любимые страницы»,

1 —4 класс (с 2006 года)

—  «Чтение с увлечением», 5—7 класс (с 2007 года)

«Игровые форматы»

—        «Книголюбы», 1—7 класс (с 2005 года)

—        «Выезд», 10—11 класс (планомерное введение читательской компоненты — с 2005 года)

«Игровые форматы»

—        «Турнир старшеклассников»,

8          класс (с 2008 года)

—        «Устный журнал»,

9          класс (с 2008 года)

 

Проекты медиатеки

—  «Медиатека для вас», 1—11 класс (с 2001 года)

—        «Консультационный центр»,

1 — 11 класс (с 2005 года)

—  «Издательское дело», 8—11 класс (с 2005 года)

Проекты медиатеки

—        «Виртуальный музей», 1—11 класс (с 2009/10 года)

—        «PR-акции»,

8—11 класс (с 2008 года)

—        «В мире словарей»,

1 — 11 класс (с 2009 года)

Проекты медиатеки

—        «Встречи в медиатеке», 8—11 класс

—        «Книга-юбиляр», 1—11 класс

«Вариативный компонент»

—        Клуб «INFO»,

5—9 класс (с 2001 года)

—  «Литературный клуб "Вдохновение"», 5—7 класс (с 2007 года)

«Вариативный компонент»

—        «Новость недели»,

8—11 класс (с 2009/10 года)

—        «Шекспировские чтения», 8—11 класс (с 2009/10 года)

«Вариативный компонент»

—        «Читательский формуляр», 8—11 класс

—        «Пресс-центр», 8—11 класс

—        «Клуб сочинителей», 8—11 класс

—  «Читаем, думаем, спорим», 1—4 класс (с 2006 года)

—  «Художественное слово», 1—4 класс (с 2006 года)

—        «Нескучное лето»,

5—7-й класс (с 2009/10 года)

—        «Памятные даты»,

1—11 -й класс (с 2010 года)

—        «От литературного чтения

к литературному творчеству», 1—4-й класс (с 2008 года)

—        «Выразительное чтение», 1—4-й класс (с 2009/10 года)

—        «Живые буквы»,

1—4-й класс (с 2008 года)

—        «Уроки в медиатеке», 5—11 класс (с 2008 года)

—  «Прочти вслед за мной», 10—11 класс

—  «Каникулы с книгой», 8—9 класс

—        «Семейное чтение»,

1 —4 класс

—        «Путь к книге», 1—4 класс

—  "По городу с книгой", 1 —4 класс

—  «Круглые столы юных физиков», 8—11 классы

Партнерские проекты

— С ЦДБ им. А С. Пушкина, 1 —4 класс (с 2005 года)

Партнерские проекты

—        С Фонтанным домом,

5—7 класс (с 2009 года)

—        Российской национальной библиотекой, 10—11 класс (с 2010 года)

Партнерские проекты

—        С Книжным клубом на Австрийской площади,

1—11 класс, родители учащихся

—        С Президентской библиотекой им. Б.Н. Ельцина, 10—11 класс

—        С библиотекой им. Б. Лавренева

         

ПЛАНИРУЕМЫЕ К ДОСТИЖЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТЫ НА НЕСКОЛЬКИХ УРОВНЯХ

1) личностного роста учащихся: формиро­вание ценностных ориентаций (повышение ста­туса чтения), заявленных в проекте; рост моти­вации к чтению;

2) образовательных достижений учащихся: способность к выбору, умение организовывать учебно-познавательную и собственную досуго­вую деятельность на основе чтения, презентатив- ные навыки, умения работы в команде, исследо­вательская и проективная компетентность;

3) роста профессионально-педагогичес­кого потенциала коллектива образовательно­го учреждения: овладение новыми педагогичес­кими технологиями формирования читательс­кой компетентности и информационной культуры школьников, компенсация профессио­нального выгорания за счет включения в лично­стно и социально значимую творческую и педа­гогическую (в том числе — экспериментальную) деятельность, создание творческих лаборато­рий, рост инновационного потенциала;

4) оптимизации использования ресурсов: повышение коэффициента продуктивного ис­пользования информационных ресурсов медиа­теки, «технопарка» школы; повышение доступ­ности «читательских» проектов для детей за счет вариативности форматов;

5) построения новых управленческих об­разовательных технологий: встраивание в об­разовательную программу и все циклограммы образовательного учреждения проектов, нап­равленных на развитие читателя-школьника;

6) разработки новых технологий монито­ринга качества: учета в образовательном про­цессе достижений читателей-школьников;

7) научно-методическом: разработка паке­та методического обеспечения для каждого проекта в составе полипроекта.

Несмотря на то что в ряде публикаций и ис­следований, посвященных проблеме детского чтения, используется формула «Модель детс­кого чтения», не существует на сегодняшний день описания и/или схемы такой модели.

Разработчики проекта в качестве рабочей версии модели видят такую (см. рис. 1):

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ПОЛИПРОЕКТ ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Категория участников полипроекта

Характер вовлеченности в полипроект

1

Учащиеся 1-11 классов

1)   Реализуют полипроект путем личного и командного участия в его составляющих;

2)   создают (самостоятельно и под руководством других участников проекта) интеллектуально-творческие «продукты»;

3)   проводят оценку, выдвигают предложения по совершенствованию отдельных проектов.

Начальная школа

  • Я умею и люблю читать.
  • Круг моего чтения включает программные произведения, лучшие произведения детской литературы, которые мне рекомендовали взрослые.
  • Мне интересно работать со словарями и справочниками для школьников.
  • Моя семья - читающая!
  • Мне нравится выполнять различные творческие работы по прочитанным книгам.

Средняя школа

  • Я люблю читать и оценивать прочитанное.
  • Круг моего чтения включает программные произведения, произведения мировой литературы, которые я выбрал сам и/или по совету взрослых, научно-популярную литературу.
  • Словари и справочники - мои верные помощники!
  • Мне интересны дополнительные источники, обращение к ним помогает мне в учебе.
  • Мне нравится выполнять различные интеллектуально­творческие работы по прочитанному.
  • Я с удовольствием участвую в играх, конкурсах, встречах, экскурсиях и др. делах для читателей-школьников.
  • Моя семья - читающая!

Старшая школа

  • Я люблю читать; умею отбирать источники, анализировать и оценивать их.
  • Круг моего чтения широк и разнообразен: художественная, научно-популярная, справочная литература, публицистика.
  • Дополнительные источники - неотъемлемая составляющая моего образования в школе и самообразования.
  • Я с интересом включаюсь в мероприятия и учебно­исследовательские проекты, адресованные читателям - школьникам, работаю индивидуально и/или в группе.
  • Я осознаю важность чтения и пропагандирую его роль в жизни каждого человека.
  • Моя семья - читающая!

 

2.

Педагоги

4) Разрабатывают и реализуют отдельные проекты в составе творческих групп и индивидуально;

помимо проектных групп по наименованию проектов планируется создание специальной группы диагностики эффективности проекта (при участии сотрудников школьной службы педагогического аудита).

3.

Родители

1)   Оказывают поддержку учащимся младших классов при реализации проектов «Любимые страницы», «Книголюбы», а также проектов «Вариативной части» (если таковые реализуются в классе);

2)   помогают учащимся в отборе, систематизации, анализе и презентации материалов для других проектов: «Книголюбы», «Турнир старшеклассников», «Устный журнал», интеллектуальные игры «Выездов» и др.;

3)   выступают в роли общественных экспертов достижений учащихся (интеллектуально-творческих работ);

4)   непосредственно участвуют в клубных заседаниях для родителей на площадке Книжного клуба на Австрийской площади;

5)   вносят свои предложения по корректировке полипроекта (через родительские собрания).

4.

Другие сотрудники школы

6)   Участвуют в техническом обеспечении полипроекта;

7)   выступают в роли общественных экспертов, участвуя в публичных мероприятиях.

5.

Администрация

8)   Создает ресурсное обеспечение полипроекта;

9)   разрабатывает управленческие технологии встраивания полипроекта в циклограммы школы (расписание, учебный план, календарный план, сетевое взаимодействие, план реализации «Годового круга праздников и традиций»).

6.

Методическая служба и служба научного сопровождения

1)   Разрабатывают методику учета достижений учащихся, учитывая положения, изложенные в федеральных документах (в первую очередь ФГОС нового поколения);

2)   сопровождают процесс содержательной разработки проектов в составе полипроекта;

3)   координируют работу учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и воспитательной службы, участвующих в реализации полипроекта;

4)   организуют внутрикорпоративную учебу педколлектива по вопросам, связанным с воспитанием читателя-школьника, привлекают к проведению учебы ведущих специалистов в области детской литературы, детского чтения, информационной культуры школьников;

5)   обобщают и распространяют опыт.

7.

Воспитательная служба

6)   Организует события проектов полипроекта;

7)   разрабатывает сценарии проведения публичных мероприятий;

8)   разрабатывает отдельные составляющие проекта;

9)   обеспечивает поиск социальных партнеров для реализации проекта;

10) осуществляет включение учащихся в социально значимые муниципальные, городские, всероссийские проекты, связанные с популяризацией чтения.

8.

Психолого-педагогический медико-социальный центр гимназии

11) Обеспечивает личностное сопровождение учащихся, включенных в проекты;

12) принимает активное участие в той части проекта, которая

 

   

обеспечивает сопровождение одаренных детей;

13) оказывает консультативную помощь педагогам по психолого­педагогическим и логопедическим проблемам, соприкасающимся с проблемой детского чтения.

9.

Другие образовательные учреждения (вузы-партнеры); культурно-просветительские центры,библиотеки

14) Выступают в роли научных консультантов;

15) реализуют совместные программы воспитания читателей- школьников и упрочения традиций семейного чтения;

16) проводят независимую экспертизу качества интеллектуально­творческих "продуктов", созданных участниками полипроекта;

17) участвуют в проведении событий полипроекта;

18) принимают участие в части проекта, адресованной одаренным детям («Консультационный центр»);

19) консультируют разработку стратегий воспитания читателей- школьников.

УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОЛИПРОЕКТА

КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ

Уровень квалификации педагогических и ру­ководящих работников ОУ должен соответство­вать современным требованиям, предъявляе­мым к педагогическим работникам. Одним из важнейших условий успешной реализации по­липроекта выступает непрерывное повыше­ние профессиональной компетентности пе­дагогических кадров.

В целях повышения профессиональной ком­петентности сотрудников ОУ, реализующих по­липроект, необходимы:

1)  повышение общекультурной компетенции педагогов (гуманитарной культуры), независи­мо от преподаваемого предмета;

2) повышение научно-теоретической компе­тентности в области профессиональной литера­туры, источниковедения;

3)  повышение информационной культуры («медиакультуры»);

4)  повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах, связанных с осо­бенностями восприятия учащимися текстов, психо-физическими проблемами, возникающи­ми у современных школьников при работе с ин­формацией из разных источников;

5) повышение методической компетентности по вопросам отбора и использования различных технологий, методов и приемов работы с чита­телем-школьником.

Реализация полипроекта не требует пере­подготовки учителей, а подразумевает углуб­ление, расширение и/или уточнение ряда сос­тавляющих профессиональной компетентности.

Для этого в гимназии № 56 в рамках реализа­ции программы «Профессионал» (внутрикорпо­

ративное повышение квалификации) организо­ваны и проводятся:

1)  Лекции по литературе, культурологии, кра­еведению (с приглашением деятелей культуры и санкт-петербургских ученых).

2)  Лекции по проблемам современной ин­формационной культуры.

3)  Демонстрационно-обучающие семинары «Медиатека гимназии № 56: новые ресурсы, возможности, направления сотрудничества» (для методического объединения (МО)).

4)  Годичный постоянно действующий семи­нар-практикум «Информационная культура современного учителя» и индивидуальные консультации для учителей силами педагогов- наставников из числа работающих в Гимназии №56.

5) Заседания МО и проблемных групп с пове­сткой дня, включающей проблему детского чте­ния и пути ее решения.

6) Ежегодный фестиваль открытых уроков, демонстрирующий решение в практической деятельности насущных педагогических проб­лем, в том числе — проблемы детского чтения.

7)  Открытые внеклассные мероприятия и ме­роприятия объединений ЦДО1, демонстрирующие подходы к решению проблемы чтения через вне­классную работу и дополнительное образование.

8) Читательские конференции педагогов «Но­вые имена отечественной литературы», «Новое в современной культуре», «Новое в науке» и др.

9) Экскурсии в музеи, культурно-просвети­тельские центры, библиотеки Санкт-Петербурга с последующим обсуждением в МО направле­ний взаимодействия с ними.

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ

Как показывает опыт, реализация полипроекта не требует дополнительного финансирования. Лю­бой проект в составе полипроекта и полипроект в целом могут быть успешно реализованы в тех фи­нансовых условиях, в которых функционирует ОУ.

Единственным исключением является необхо­димость дополнительного финансирования призового фонда ряда творческих мероприя­тий. Это финансирование может происходить за счет привлечения спонсорских средств.

Проекты, для реализации которых необходи­мо использование «чужих» площадок и привле­чение специалистов не из числа сотрудников школы, реализуются на основе социального взаимодействия (социального партнерства) без дополнительного финансирования. Привлече­ние финансовых средств родителей уча­щихся осуществляется исключительно в случаях:

—  заказа экскурсионного обслуживания (по программе реализуемых проектов);

—  заказа лектория (по программе реализуе­мых проектов);

—  покупки билетов в культурно-просвети­тельские центры (по программе реализуемых проектов);

—  тиражирования «продуктов» творческой деятельности учащихся (альманахи, компакт- диски и т.п.), только при добровольном согла­сии родителей.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ

Материально-техническое обеспечение реа­лизации полипроекта должно обеспечивать обу­чающимся:

—  возможность свободного доступа к ресур­сам медиатеки (библиотеки);

—  возможность свободного доступа к сете­вым ресурсам, необходимым для реализации интеллектуально-творческих заданий и самооб­разования;

—  доступа к ИКТ для проектирования и орга­низации индивидуальной и групповой работы;

—  технические возможности выпуска школь­ных печатных и электронных изданий.

Опыт показывает, что при реализации проек­та используются те материально-технические ресурсы, которыми обладает сегодня ОУ: компьютерные классы, медиатека, редакцион­но-издательский комплекс, кабинеты информа­тики и ИКТ, учебные кабинеты, оснащенные мультимедийными комплексами. При этом именно полипроект, нацеленный на развитие

информационной культуры и читательской ком­петентности школьников, демонстрирует важ­ность эффективного использования «техно­парка» ОУ и оперативного его обновления.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Реализация проекта (на что уже было указано выше) актуализирует важность:

—  учета психофизических особенностей чи­тателей-школьников;

—  учета индивидуальных потребностей и об­разовательных запросов учащихся, включенных в полипроект;

—  внимания к разным группам учащихся, вовлеченных в проект (одаренные дети, учащие­ся с ограниченными возможностями; дети из социально неблагополучных семей).

Разработчики проекта считают целесообраз­ным привлечение сотрудников ППМС-центра2 в качестве консультантов при решении возникаю­щих проблем, в частности:

—  участившихся логопедических проблем, затрудняющих работу с читателем-школьником;

—  психологических проблем (например, де­задаптация, агрессивное поведение), при ре­шении которых можно и/или необходимо разви­вать читательский опыт школьников, опираться на этот опыт;

—  проблем взаимопонимания в семье, при решении которых организация семейного куль­турного досуга (в том числе — семейного чте­ния) может сыграть решающую роль.

Для этого в гимназии № 56 в рамках реа­лизации программ комплексного психоло­го-педагогического сопровождения органи­зованы и проводятся:

1)  Работа с личностным портфолио, в кото­рое включаются разделы самообразования (непрограммного чтения).

2)  Индивидуальные консультации для подро­стков по организации досуга (включая интерес­ное чтение).

3) Индивидуальные консультации для ода­ренных детей и их родителей, совместные про­екты с медиатекой (см. краткое описание проек­та медиатеки «Консультационный центр»).

4) Составление совместно с учителями- предметниками аннотированных списков реко­мендованной литературы для детей, испытыва­ющих проблемы в общении, а также учащихся с ограниченными возможностями.