Сухова Л. Хроники одной акции с лирическими отступлениями и комментариями / Л. Сухова. // Библиотека в школе. – 2011.– № 7. – С. 9 - 20.

            Опыт проведения благотворительной акции-презентации "Нельзя не читать, нельзя не купить!" в гимназии № 5 г. Сергиев Посад Московской области.

Основные функции библиотек, работающих с детьми, сформулированы давно и известны всем. К традиционным: воспитательной, образовательной, информационной - присоединилась и защитительная.

А ещё очень важны Встречи в библиотеках. Да, вот так - с большой буквы. Потому что самое главное и важное, что может сделать библиотека, – это познакомить. Познакомить с книгами, с поэтами и художниками, с журналистами и издателями, с историками и юристами... Познакомить друг с другом людей, которые потом, может быть, станут друзьями.

Иногда такие встречи оказываются судьбоносными... Происходит это оттого, что глядим мы на таких встречах глаза в глаза. И всё это может случиться только в небольших залах, в камерной, уютной, почти домашней обстановке. Так я оправдываю свою нелюбовь к большим актовым залам и стойкое нежелание собирать большие аудитории на любое библиотечное событие (иногда даже готова повторять одно мероприятие в разное время для разных, так сказать, читательских групп).

И мероприятие, о котором пойдёт речь, изначально планировалось провести в читальном зале библиотеки гимназии. Нет, неправильно сказала, не мероприятие, но действо: Со-бытие, Со-трудничество, Со-творчество.

Но очень быстро идея «доросла» до актового зала с привлечением всей (1) гимназии. А потом... Нет, честное слово, такие совершенно невероятные масштабы никто и предположить не мог. И никаких особых проектов, конечно, никто и не собирался прописывать.

А началось всё на книжной выставке-ярмарке. Именно там я узнала о новом проекте издательства «Розовый жираф». Директор издательства (и наш добрый друг) Марина Козлова представляла новые книги, взахлёб рассказывая о Стивене Хокинге, о новой книжке про Томека и о музейном детективе. Она была готова представить целую историю про книжку Иосифа Бродского «Баллада о маленьком буксире»... «Марина, - предложила я, - а давайте в нашей гимназии проведём акцию по “Буксиру”, вот тогда всё подробно и расскажете».

Решено! И день сразу выбрали. Договорились, что встретимся через три недели (у издательства невероятно заполненный график). За это время мы спокойно подготовимся к встрече, всё успеем сделать (это я так думала, ещё не понимая, во что это может превратиться). Мало, что ли, встреч проводили? Да три недели ещё впереди! Встречи-то проводили, и сколько раз, но вот благотворительные акции - никогда...

В это время к печати уже готовился материал Татьяны Рудишиной про «Балладу о маленьком буксире».

НАСТОЯЩЕЕ НАЧАЛО

Нет, не делайте запасов из любви и доброты. И на чёрный день грядущий не копите милосердья...

Б.Окуджава

Сильны мы, взрослые, решения принимать. Да вроде и дело знакомое - встреча с издательством. Правда, благотворительная продажа книг должна была сопровождать это действо впервые, но ведь сколько бы ни продали - всё на пользу. Наша задача - вовлечь детей и родителей в благое дело. Для начала собрали группу ребят из ученического совета и рассказали им об этой особенной книге — «Балладе о маленьком буксире». О том, что это редкое стихотворение Иосифа Бродского. Что книжка вышла у наших друзей - в издательстве «Розовый жираф». Что в оформлении использованы рисунки детей. Что проект этот - благотворительный и абсолютно все деньги, вырученные от продажи книги, будут перечислены на благотворительные программы фондов «Адвита» и «Подари жизнь!» для помощи детям с онкологическими заболеваниями... Без конца цитировали Марину Козлову и информацию с сайта «Розового жирафа»...

Сказали и о том, что абсолютно все, кто помогал этому проекту осуществиться, стать книгой, делали это бесплатно:

  • наследники Иосифа Бродского бесплатно передали «Розовому жирафу» права на публикацию;
  • художник Екатерина Марголис бесплатно сделала макет и иллюстрации, а также написала послесловие;
  • бюро «Виртуальная галерея» бесплатно подготовило книгу к печати;
  • «Розовый жираф» купил бумагу, а московская типография «Новости» бесплатно напечатала тираж.

«Давайте проведём благотворительную акцию в гимназии - для всех классов. Издательство обещает приехать. Книги привезут, а мы продажу организуем», - говорим мы гимназистам.

«Давайте! - отвечают ребята, - только почему для одной гимназии? У нас друзей много, да и родители захотят прийти, и соседи... Нет, надо проводить на весь город. Надо школьные двери открывать для всех, кто захочет помочь больным детям».

В душе мы, конечно, соглашаемся. Но... школа есть школа: охрана, пропускная система, проблемы безопасности и т.д. и т.п. Дети наше замешательство не замечают (или не хотят замечать!) и развивают идею: «Надо просить разрешения у директора. Разве не поддержит?»

...Поддержал. Но взрослых организаторов попросил подготовить план проведения акции. Здесь стоит сказать несколько слов о том, что тема благотворительности для гимназии не нова. Начало этой деятельности положили Наталия Александровна Комольцева и Олег Павлович Андреев. Уже более пяти лет наши гимназисты (добровольно, конечно, и с согласия родителей, но таких желающих немало) помогают ребятам из детского дома в Бужаниново, из приюта «Надежда», занимаются с ребятами из малообеспеченных семей в центре «Семья», помогают персоналу детского отделения центральной районной больницы ухаживать за малышами, от которых отка-зались родители, посещают профессиональное училище-интернат. Но опыта проведения таких широкомасштабных акций у нас не было.

Инициатива, как известно, наказуема. Начинаю писать план. И первый вопрос: как будет называться наша акция? Издатели назвали акцию «Купи книгу - помоги детям!» Но мы будем проводить акцию в школе, инициатива вышла из библиотеки, значит, просто продажи книги - мало (так я рассуждала).

«Нельзя не читать, нельзя не купить! Благотворительная акция-презентация». Вот! Идём дальше.

В результате план (а затем и текст афиши) получился таким, как вы видите на иллюстрации.

До появления афиши с таким текстом сколько звонков было сделано, сколько писем написано! А время идёт. И оно явно работает не на нас. Но отступать некуда.

Поначалу почти никто из коллег не спешил нам помогать (конечно, у всех своих запланиро-ванных дел невпроворот). Тогда в сердцах я повесила на стенде объявлений около учительской «Стихи в подарок» - «Я завидую толстокожим...» Юлии Друниной.

Не хватало не только времени, людей, но и организаторских умений. Однако постепенно (а у нас на всё - три недели, и уроки - по расписанию) помощников становилось всё больше. Приходили родители, бабушки и дедушки, выпускники: чем помочь? Подключились и коллеги. Марина Михайловна Балаева, Елена Павловна Игнатова, Наталия Юрьевна Балашова, Инесса Борисовна Великородная и многие другие потом будут допоздна и макеты афиш разрабатывать, и к круглому столу готовиться.

Тогда же у меня появилась толстая тетрадь с огромным количеством цветных закладок: «телефоны», «позвонить», «встретиться», «написать», «завтра», «сегодня, «срочно», «в гимназии», «внешние переговоры», «оформление зала», «реклама», «сделать 12 ноября», «сделать 13 ноября» и т.д.

РЕКЛАМА – ДВИГАТЕЛЬ ВСЕГО

Даже если я научу надеяться хоть одного человека, я жил не напрасно.

Мартин Лютер Кинг

У ребят небольшие каникулы, но в гимназию члены ученического совета и другие доброволь-ные помощники приходят почти каждый день. Не ждут, что им велят делать, а придумывают, берутся и делают. То, что почему-либо не могут делать сами (например, переговоры с внешними партнёрами), поручают взрослым и строго спрашивают. Докладываю (да, именно так - докладываю, а не просто рассказываю!): где была, с кем встречалась, кто и чем обещает помочь. «Реклама! Нужна очень мощная реклама!» - говорят мне они.

Здесь позволю себе ещё одно отступление. К этому дню нас уже многие поддержали.

Рекламная фирма «Всё для вас» разрабатывала эскизы афиш, листовок, баннера, они же и изготовили всё это.

Местная телекомпания «Радонежье» выступила информационным спонсором. В течение всей подготовки акции ежедневно (несколько раз в день!) транслировалось объявление в рубрике «Телегазета»: «Гимназия № 5 проводит 19 ноября с 12.00 до 16.00 благотворительную акцию-презентацию «НЕЛЬЗЯ НЕ ЧИТАТЬ, НЕЛЬЗЯ НЕ КУПИТЬ...» Вы не просто купите книжку Иосифа Бродского «Баллада о маленьком буксире» — вы внесёте свой вклад в лечение тяжелобольных детей. Подробная программа на сайте: www.gymnazia5. ги и по тел. 540-43-52. Приходите и приводите своих друзей!»

Молодёжная студия «Лестница» сняла репортаж о круглом столе, где ребята обсуждали ход проведения акции. И потом с экранов телевизоров ребята обратились к горожанам с просьбой прийти в гимназию, купить книгу и помочь больным детям.

В прямом эфире выступала координатор региональных программ фонда «Подари жизнь!» Екатерина Чистякова, которая для этого специально приехала из Москвы.

Потом будет ещё много материалов, сюжетов и репортажей по местному телевидению, почти все районные и городские газеты напишут о нашей акции. Но всё это было впереди, а пока...

«Реклама! Нужна мощная реклама, очень мощная! Ещё и ещё!» - говорят мне ребята из инициативной группы. «Ещё? Но где и как?» - чуть слышно произношу я. «В городе есть рекламные плазменные щиты, надо и там разместить информацию!»

Надо сказать, к тому времени я уже узнала координаты рекламного агентства, размещающего на них рекламу, но не дошла, не дозвонилась, не успела. ..Ив сердцах произношу: «Господа, у меня две ноги, а в сутках, как известно, 24 часа!»

Они пошли сами. Вчетвером: Лиза Тафинцева, Маша Харева, Роман Гринкевич и Максим Ка-расёв - ученики десятого класса, члены ученического совета. И испытали на себе все «прелести» нашего взрослого чиновничье-бюрократического мира: и секретарей, и часы приёма, и письма-пе-чати и т.д. и т.п.

Сначала - визит к генеральному директору рекламного агентства. Он выслушал (говорить аргументированно наши дети умеют!) и пообещал бесплатно сделать рекламные ролики, но объяснил: «Компания - частная, и бесплатную социальную рекламу мы можем разместить только с разрешения заместителя главы районной администрации».

...Ребята пошли в районную администрацию. Попали на приём к высокому начальству. Там всё поняли, но... «Нужно принести письмо от директора гимназии».

Пишем письмо:

«...Администрация и ученический совет МОУ «Гимназия № 5» обращаются к Вам с просьбой о размещении социальной рекламы в помощь проведению благотворительной акции-презентации «Нельзя НЕ читать, нельзя НЕ купить!». Акция проходит при поддержке фонда «Подари жизнь!» и издательства «Розовый жираф», выпустившего книгу Иосифа Бродского «Баллада о маленьком буксире».

Акция пройдёт в нашей гимназии 19 ноября с.г. с 12.00 до 16.00.

С уважением и надеждой на поддержку,

Директор Ю.Н.Саржевский

Председатель ученического совета

М. Карасёв»

(Вот так - две подписи в конце!)

Потом ребята понесли письмо в администрацию (всё это - срочно, нужно как можно быстрее!). Там его подписали, потом переправили в архитектурный отдел, куда надо было потом позвонить и только затем забрать письмо и отнести в рекламное агентство... Они всё сделали: максимально быстро, собранно, точно.

И потом мне уже было достаточно позвонить в администрацию и сказать: «Я звоню по поручению ребят из Пятой гимназии», чтобы всё решалось быстро и внятно.

Как была организована реклама и сколько её было? Много. И везде.

-           На улицах города наши гимназисты раздавали листовки.

-           На автобусных остановках, в библиотеках, туристических компаниях, магазинах, аптеках, банках, больницах (а ещё в местах работы родителей) они же вешали плакаты, договариваясь с местным руководством.

-           Для местных медиа (радиостанции «Радио-Посад» и телекомпании «Радонежье») писали объявления, которые шли в эфир.

-           Участвовали в телепрограммах. В одной из них директор школы Ю.Н.Саржевский обратится к горожанам: «Если вы встретите на улицах ребят, предлагающих вам листовки-кораблики, - протяните руку и примите приглашение».

-           В местных газетах размещали материалы об акции. Надо отметить, что журналисты переда-вали информацию о нашей акции из уст в уста, от одной газеты - к другой!).

-           На сайтах и форумах размещали информацию об акции.

-           По электронной почте рассылали письма во все школы города и района. Предварительно для этого заручились поддержкой и подписью начальника управления образования. В сообщении были слова: «Впервые в нашем районе такую широкомасштабную акцию проводит образовательное учреждение».

-           И звонили, звонили, звонили...

Почему такая поразительная активность? Просто наши ребята поняли, что у них в руках - настоящее полезное дело, и они действительно могут помочь своим сверстникам.

ЭТО БУДЕТ ЗАВТРА

И ляжет путь мой через этот город...

Иосиф Бродский «Кто придёт к нам завтра в гимназию? И сколько вас будет, люди?» - так, наверно, думал каждый из нас, кто был в гимназии накануне акции допоздна.

Последние штрихи, последние «распределения ролей». В актовом зале будет открытие акции- презентации. По всей сцене плывут бумажные кораблики. Их сделали ребята 5-6-х классов под руководством Натальи Пантелеевны Курышевой на уроках ИЗО. Корабликам присваивали имена, а из больших листов ватмана достраивали порт. На переднем плане - «Антей» - макет «маленького буксира».

На стенах актового и читального залов - целая картинная галерея. Это выставка работ учащихся художественных классов гимназии «Рисуем Бродского». «Хитрая» Светлана Гаврииловна Фомина, преподаватель живописи и рисунка, будущим художникам книжку «Баллада о маленьком буксире» не показала. Она распечатала им текст: читайте, фантазируйте, рисуйте...

Я - буксир.

Я работаю в этом порту.

Это мой капитан

С сигаретой во рту.

Он стоит у штурвала

(говорят – за рулём).

..слева – берег высокий,

А справа - Нева.

Кран распустит над вами

Свои кружева.

Стоим в фойе перед залом. «Людмила Фёдоровна, мы всё сделаем сами. Хорошо сделаем!!! На вас уже лица нет. Идите лучше кофейку выпейте», - и это они мне говорят! Самим уже давно пора домой: ни уроки, ни ужин никто, между прочим, не отменял.

Но из фойе ухожу. Нет сил смотреть на огромные стенды, которые оформляют ребята. Более 70 (!) фотографий, сделанных в том страшном онкологическом центре... Детские лица с недетскими глазами и название - «Рак - не приговор!» Рядом с фотографиями - информация про детскую онкологию и цитаты с сайта «Подари жизнь!» Надо заметить: тексты не о том, какой это ужас и какие несчастные дети, - это строгая лаконичная информация о том, что такое рак, как что лечится, сколько времени, сил и денег на это нужно, в чём, кроме лечения, нуждаются дети, борющиеся за жизнь. (В скобках отметим: ссылки на источники наши оформители указали - не забываем соблюдать авторские права). Крупные фотографии с сайта «Подари жизнь!» нам напечатала с большими (!) скидками одна из городских фотостудий «Спектрон».

Там же, в фойе, стенд под названием «Курить уже не модно». И фотографии, и тексты к ним опять подбирали сами ребята!

На открытии акции я скажу: «Ребята всё делают сами. Не так, как мы. Есть вещи, которые мы, взрослые, сделали бы по-другому. Не говорю, что лучше, но- по-другому.

И сегодня взрослый коллектив гимназии решил: пусть будет так, как решили и как делают наши гимназисты.

И зал, и все стенды они оформляли сами и по- своему. На наши подсказки написать письма-приглашения они отвечали: «Надо сделать мощную рекламу по всему городу, ОЧЕНЬ МОЩНУЮ. И имеющий уши да услышит».

На всех подоконниках школы уже «плывут» цветные бумажные кораблики. Не поверите: именно в дни подготовки к акции на уроках наглядной геометрии изучали тему «Оригами».

И учитель математики Наталья Алексеевна Якимчук делала с ребятами кораблики. «Солнце моё, поправляйся!» - было написано на одном парусе.

В эти же дни в другом учебном заведении - колледже игрушки - преподаватели и студенты разрабатывали новую модель игрушки. Вы уже догадались, что это за игрушка? Представьте себе - кораблик! (Как тут не поверить в силы небесные и притяжение информации?!) И в день акции студенты и преподаватели колледжа провели мастер-классы по изготовлению бумажных корабликов.

.. .Готовим аудиторию для проведения мастер- класса по изготовлению книжных закладок. На столах уже лежат фломастеры, карандаши, цветная бумага. Мастер-класс согласилась провести член Союза художников, преподаватель одной из московских школ Мария Юрьевна Дмитриева. В день акции она для своей школы купит несколько книг и пригласит издательство «Розовый жираф» для встречи со своими учениками.

Ваня из шестого класса спрашивает:

-           А сколько книга будет стоить?

-           От трёхсот рублей.

-           А от трёхсот - это как: кто-то может купить за 300 рублей, а кому финансы позволяют и за пятьсот, и за тысячу? Это потому что акция благотворительная, и все деньги на лечение больных детей пойдут?

-           Да, всё так.

А дальше - как будто говорит сам с собою:

-           В году 365 дней. Если просить у мамы ежедневно ещё по одному рублю, то и я смогу книжку купить. Какая ж мама откажет?

От этих слов в горле - спазм.

В читальном зале пройдёт круглый стол «Что для меня благотворительность?». Там же оформлена и книжно-иллюстративная выставка «Если Бог пошлёт мне читателей...: книги Иосифа Бродского в библиотеках города и личных библиотеках наших друзей». Книги на выставку любезно предоставили городская библиотека им. А.С.Горловского и районная библиотека им. В.В.Розанова. В каждую книжку были вложены закладки с информацией о библиотеке, которой эта книжка принадлежит. Такая вот попутная реклама библиотек. Заметим, что участие «взрослых» библиотек состояло не только в этом. Они предложили после акции продавать у себя книги тем, кто не смог прийти в гимназию в тот день. И это было! Плакаты и листовки, объясняющие, что за книга выставлена и зачем, лежали у коллег на самом видном месте больше месяца.

Учитель словесности Галина Ивановна Кочеткова кроме книг принесла на нашу выставку ещё и толстую папку. В ней оказалась подборка статей о Бродском «Только пепел знает, что значит сгореть дотла». В знак благодарности мы добавили в её папку пару статей, в числе которых текст «And we lived // Внутри воды», опубликованный в газете «Литература» № 19/2010. Это материал Михаила Кузищева и Сергея Волкова о двух кумирах второй половины XX века - литературном и музыкальном: Иосифе Бродском и Джоне Ленноне.

Рядом с выставкой помещён «свиток» - «Список книг от Бродского». Иосиф Бродский преподавал студентам в колледже Маунт-Хо- лиоке (штат Массачусетс, США). Похоже, по-настоящему ему отравляло жизнь только одно: поголовная болезнь американской молодёжи - беспробудное невежество. Однажды, выведенный из себя особенно безнадёжным классом, Бродский сел за машинку и наспех составил «Список книг, которые должен прочесть каждый». Когда-то давно его публиковала «БШ», но думаю, совсем нелишне привести его ещё раз полностью. И мы делаем это на диске, который выйдет приложением к № 8. Загляните в него всего через пару недель.

Может, вам захочется почитать по нему? А может - словесников с историками напугать? (Кста-ти, а каковы ваши варианты списка самых-самых важных книг? А кто помнит давнюю публикацию Татьяны Рудишиной о лучших книгах?!)

Уже почти ночью проверяли диски с записями фильмов.

В кабинете у заместителя директора по воспитательной работе Инессы Борисовны Великородной рисовали-вырезали беджи для организаторов. На всех беджах: кораблик, имя человека (не фамилия!) и крупно - «ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ». Беджи готовили не только для взрослых, но и для ребят всех возрастов, занятых на акции, начиная с тех, кто встречал у входа. Людям, пришедшим в гимназию, должно быть понятно, кому можно задать вопросы.

На всех этажах, от самого входа в школу, развесили план проведения акции. На голубых волнах, сделанных из бумаги и закреплённых на стенах, нарисовали стрелки-указатели: где, что, когда будет происходить.

В этой суете головы наших гимназистов ни на минуту не отключались от главной цели акции: «Давайте устроим аукцион, а лотами будут кораблики и закладки, которые будут сделаны на мастер-классах. Пятиклашкам важно понимать, что они не только купят на родительские деньги книгу, но и своим трудом, пусть и незатейливым, помогут больным детям». Сказано - сделано. Тут же придумали и соорудили специальные ящички с табличками: «Эти кораблики и закладки сделали ребята из нашей гимназии. Если вы их купите, то тоже, вместе с этими ребятами, внесёте свой вклад в лечение тяжелобольных детей. Спасибо вам!»

В ПЛАВАНИЕ!

«Поплывёт кораблик мой к Острову спасения...»

Александр Галич

Утро. Иду на работу, и в моей голове калейдоскопом проносятся события дней подготовки. Знаете, я просто перечислю то, что делалось в эти дни:

  • Встреча и переговоры с редакцией «Розовый жираф» и фондом «Подари жизнь!»
  • Родительские собрания в гимназии.
  • Встреча с членами ученического совета гимназии.
  • Информационная планёрка для педагогического коллектива.
  • Выступление перед членами управляющего совета гимназии.
  • Выступление перед членами родительского совета.
  • Согласование участия в акции районной Школы юного филолога, чьё очередное занятие её руководители решили проводить в нашей гимназии в день акции.
  • Встречи: с журналистами, руководителями центра авторской песни, выпускниками, депутатами.
  • Записи на телевидении.
  • Подготовка информации для сайтов.
  • Разработка эскизов листовок, афиш, написание пресс-релизов.
  • Бесконечные классные часы, встречи, встречи...

Вот так прежде совершенно незнакомые друг с другом люди вдруг взялись активно работать сообща и вовлекли в свою орбиту целый город. А сколько незнакомых людей звонили, предлагали свою помощь! Низкий всем поклон!

* * *

С утра на лицах организаторов можно было прочесть: «Что забыли сделать?» и «Интересно, много ли придёт людей?» Вместе с нами переживают и родители из управляющего совета: именно они отвечают за организацию продажи книг. Без помощи председателя управляющего совета гимназии Елены Алексеевны Кеопанич, без Татьяны Борисовны Беловой, председателя родительского комитета 10-го «А» класса и самой активной бабушки 5-го «А» класса Татьяны Александровны Захаровой нам было бы очень тяжело! Невероятно тяжело!!! Спасибо! (Важно отметить, что продажей книг занимались только члены родительского и управляющего совета. Ни учителя, ни ученики денег в руки не брали.)

Открытие акции в 12.00. А перед началом школьных занятий девочка-пятиклассница со слезами на глазах спрашивает: «А можно книжку купить после первого урока?» «Почему именно после первого? Ведь акцию открываем в 12 часов, и купить можно будет до самого вечера», - отве-чаю ей. «Да, Наташка собирается всех родственников и соседей привести, вдруг нам не хватит. Мы тоже хотим больным детям помочь!..» Ну что тут скажешь?!!

Гимназия открыла двери для всех. Зал постепенно заполняется нашими друзьями и совершенно незнакомыми людьми.

-           Это - я.

Моё имя - Антей.

Впрочем,

я не античный герой.

Я - буксир.

Я работаю в этом порту, - читает шестиклассник Ваня Лесников.

-           Здравствуйте все! И кто переступает порог нашей гимназии ежедневно, и те, кто сегодня поднимался по нашим ступенькам первый раз. Добрый день! Мы очень хотим, чтобы и этот, и все последующие дни были добрыми и для тех, ради кого мы сегодня собрались, - начинают ведущие Лиза Тафинцева и Максим Карасёв.

-           Сегодня нас собрала одна книга и все ребята нашей гимназии. Это они, наши гимназисты, сегодня собрали в нашем зале и депутатов, и руководителей разных учреждений, и родителей, и выпускников, и совсем незнакомых нам людей, - говорит директор гимназии.

-           А произошло это ещё и потому, что нас услышали. Нам встречались люди с редким достоинс-твом, и это редкое достоинство звучит так: они слушают и понимают, - дополняет Максим.

-           Сегодня в этом зале так много людей, - вступаю я. - И мы благодарим всех, кто поддержал акцию, организованную нашими гимназистами.

Мы говорим спасибо: администрации нашего района; управлению образования; управлению по культуре, спорту и делам молодёжи.

Мы благодарим:

  • депутатов города и района;
  • Центр авторской песни и все библиотеки города;
  • управляющий совет гимназии и всех родителей;
  • колледж игрушки и медицинское училище;
  • Историко-художественный музей-заповедник.

Отдельные слова благодарности нашим информационным спонсорам - это их логотипы вы видели на афишах и листовках:

  • фирме «Всё для вас»,
  • телекомпании «Радонежье»,
  • радиостанции «Радио-Посад».

Спасибо газетам: «Вперёд», «Ярмарка», «Квартал-СП» и другим средствам массовой информации.

-           Наши дети, - говорит директор - наши гимназисты помогли сегодня собраться нам, взрослым, для того чтобы мы помогли другим детям, которым очень нужны помощь и финансовая поддержка.

-           «Купи книжку - помоги детям» - девиз нашей акции. И мы знакомим вас с программой акции и представляем наших друзей.

.. .А потом:

  • Марина Козлова рассказала о книге, о совместном проекте с фондом «Подари жизнь» (она сама волонтёр этого фонда);
  • все смотрели и слушали видеозапись, которую прислала художник Екатерина Марголис из Венеции;
  • представитель фонда «Подари жизнь» Ирина Чебакова передала участникам акции приветствие от одного из учредителей фонда - актрисы Чулпан Хаматовой и рассказала, насколько важна помощь каждого человека, посвящающего свободное время другим людям, и что может делать волонтёр;
  • песни на стихи И. Бродского в исполнении участников Центра авторской песни слушали за-

Выступающие гости

Открытие. Елена Седова и Марина Козлова из «Розового жирафа»

таив дыхание (оказалось, что Ольга Беленкович, участница Центра, знакома с Екатериной Марголис, вот и ещё одно «случайное сплетенье»).

Позже по актовому залу был пущен свободный микрофон. Говорили о разном. К примеру, выпускница гимназии Мария Иванова, работающая волонтёром в фонде «Подари жизнь», рассказала, как попасть в волонтёры: для этого достаточно зайти на сайт, зарегистрироваться, прийти на собеседование и определиться, чем ты можешь помочь.

ЧТО ДЛЯ МЕНЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ?

Душа нуждается в уроке...

Константин Бальмонт

Так назывался круглый стол. Среди участников обсуждения гимназисты, учителя, родители и совершенно незнакомые нам люди.

Об это круглом столе можно прочитать в материале Ольги Громовой в этом же номере.

Мы так устроены и так уж живём, что вынуждены быть многословными, а иногда достаточно всего одной фразы: «Нужна помощь». Но мы живём в той стране, в которой живём. И отношение к многочисленным фондам - неоднозначное. И мы с этим сталкивались. Ну как отвечать на вопрос: где гарантия, что деньги не пойдут кому- то в карман? Мол, предоставьте гарантии - куплю книжку. Да, конечно, мы не сотрудничаем с кем попало, и у этих фондов заслуженная репутация, но ведь не докажешь...

Интересно, что наши дети в таких вопросах не терялись. Кто-то из подростков на круглом столе сказал: «Если никому не верить, то можно ничего и не делать, всегда есть оправдание. Только если такому человеку помощь понадобится, он к кому будет взывать? Он же никому не верит и никому не помогал, откуда друзья возьмутся?»

Вспомнили на круглом столе и вопрос, который прозвучал от слушателя в прямом эфире в одной из передач, посвящённых акции. Этот же вопрос был задан потом по телефону директору гимназии: «Почему будет продаваться книга Бродского? Он - еврей, он ненавидел систему образования в нашей стране, почему не книга Рубцова или Тарковского?» «А что, благотворительность может быть по национальному признаку? - вопросом на вопрос отвечали ребята. - Что, будем помогать детям только в том случае, если нас устраивает разрез глаз и нравится цвет ладошек?»

Мы понимали, что в день проведения акции читальный зал не вместит всех желающих принять участие в разговоре. Но мнения гимназистов и их размышления всё равно были услышаны. Для этого накануне во многих классах ребята написали свой ответ на вопрос, вынесенный в название круглого стола. Ответы ребят зачитала заместитель директора гимназии и ведущая круглого стола Наталия Юрьевна Балашова:

«.. .Что такое благотворительность? Когда миллиардеры отдают немереные тысячи? Вовсе нет, это когда кто-то отдаёт свою последнюю рубашку тому, кто беднее его. Любая помощь бесценна, но тысяча от миллиона - это ничто по сравнению с рублём от десяти. Кроме добрых дел ничем не искупить даже мимолётного зла. Чем больше людей смогут помочь нуждающимся, тем меньше станет больных раком...»

«Легко быть добрым с полной чашей. А если у тебя нет денег, что, ты ничем не можешь помочь этим детям? Можешь, только реши для себя: ЧТО ты можешь сделать, ЧЕМ помочь?..»

Незнакомая женщина, пришедшая на акцию, со слезами на глазах говорила: «Вот все говорят: молодёжь у нас плохая. Где же вы таких хороших детей берёте? Если в России есть такие “пятые гимназии”, у нас есть и будущее».

Подводя итог дискуссии, Наталия Юрьевна вспомнила слова Симона Львовича Соловейчика: «Сейчас день. Но будет и вечер. Перед тем как заснуть, подумайте: кому вы сегодня помогли? К кому испытали сегодня доброе чувство? Как вы его проявили? Когда отдают деньги, их становится меньше. Когда проявляют добрые чувства - их становится больше. Становитесь богаче душой, щедро проявляйте добрые чувства!»

Что поняли мы, взрослые, слушая ребят? Что наши дети способны делать большие, важные дела, только они должны понимать, что делают. И, что отчаяние - не главная беда. Есть вещи пострашнее отчаяния: это душа, которая не способна оттаять...

...А в других аудиториях в это время смотрели фильмы о Бродском. Говорили о Бродском. Чита-ли, слушали, открывали для себя Бродского.

Наши дети способны делать большие, важные дела, только они должны ПОНИМАТЬ, что делают все для вас.

Место проведения: МОУ “Гимназия No.5" Хотьковский проезд, 16. Более подробная информация: www.gymnazia5.ru

Благотворительная акция-презентация Нельзя НЕ читать, нельзя НЕ купить.

Вы не просто купите книжку Иосифа Бродского «Баллада о маленьком Буксире* - вы внесёте свой вклад в лечение тяжелобольных детей!

Вас ждут встречи с представителями фонда “Подари жизнь!' и издательства "Розовый жираф", круглые столы, мастер-классы по изготовлению книжных закладок и корабликов.

Приходите и приводите друзей! Помогите детям, которым тяжело!

и представитель фонда назвали собранную от продажи сумму. И уже в вечернем выпуске новостей горожане узнали не только о том, как прошла акция, но и сколько денег

издательство передаёт в фонд помощи больным детям.

Поздно вечером гимназия закроет свои двери. И пусть не отчаиваются те, кто не смог прийти в этот день в гимназию и купить книгу. Они смогут сделать это позже. В течение нескольких недель книгу Бродского можно было приобрести в двух самых больших библиотеках города.

И ДО, И ПОСЛЕ, И ВОКРУГ

Воротиться на родину. Ну что ж...

Иосиф Бродский

То, что задуманное примет невероятные масштабы и воплотится в жизнь так быстро, никто из нас и предположить не мог.

Нас собрала одна книга. И вокруг неё... столько всего! Видимо, правду говорят: благое, светлое дело энергетически притягивает.

Кто-то из ребят потом скажет: «Бродского уже нет с нами на этой земле, но он помогает детям, которым очень нужна помощь, а некоторым даже дарит жизнь».

Через несколько дней на сайте издательства «Розовый жираф» можно было прочесть:

РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

«Вот, мы собрали фотографии, впечатления, немного сами успокоились и теперь можем поде-литься рассказом о том, ЧТО устроили учителя, дети и родители 5-й гимназии в городе Сергиев Посад в честь нашего "Буксира". А устроили они настоящее чудо.

Вот правда, иногда носишься с какой-то идеей, носишься, и кажется, что она не то чтобы никому, кроме тебя, не была нужна, но вот она твоя - и всё. Но когда кто-то другой твою идею подхватывает и развивает, а когда этот "кто- то другой" не один, когда их много и каждый привносит что-то очень своё, личное, получается нечто фантастическое.

Дети и учителя гимназии № 5 города Сергиев Посад загорелись идеей провести благотвори-тельную акцию, посвящённую "Буксирчику" Бродского. “Загорелись" - это очень слабо сказано.

Они нашли партнёра - типографию “Всё для вас", которая бесплатно сверстала и напечатала плакаты и приглашения на благотворительный фестиваль. И в течение трёх недель дети раз-давали эти приглашения - своим друзьям и знакомым и вовсе незнакомым людям на улице - рассказывали про книгу, про благотворительные фонды, а главное - про детей, которые нуждаются в помощи. А другой партнёр - телеканал "Радонежъе" - записал видеоприглашение, которое целую неделю крутили по местному телевидению каждый час. Неудивительно, что 19 ноября в гимназию пришёл почти весь город.

А какая была программа фестиваля! И выставка разных изданий и иллюстраций к Бродскому, и показ фильмов о Бродском, и творческие классы, и концерт Центра авторской песни, и дискуссионная площадка о благотворительности, на которой выступали сами дети! Пока дети принимали гостей, их родители продавали “Балладу о маленьком буксире". За один день они собрали 172 000 рублей!!!

А ещё гимназисты сами выкупили книжки Бродского, написали на них пожелания и отправили пациентам РДКБ в подарок. Мы говорим огромное спасибо гимназистам, их родителям и сотрудникам гимназии № 5, особенно заведующей библиотекой Людмиле Фёдоровне Суховой, директору гимназии Юрию Николаевичу Саржевскому и Елене Алексеевне Кеопанич - самой активной маме, которая организовала родителей-волонтёров. Ура!»

Акция проходила у нас, в Сергиевом Посаде. А за неделю до нашей акции презентация книги состоялась в Америке. Мы тогда и не знали об

Отчаяние - не главная беда. Есть вещи пострашнее отчаяния: это душа, которая не способна оттаять...

этом! Только через несколько дней прочли на сайте «Подари жизнь!»

процесса ученики,

В сергиевопосадской гимназии акция прошла... и не прошла. Сотрудники и ученики гимназии не перестают делиться опытом проведения акции. Они рассказывают об этом на конференциях и семинарах. Например, на семинаре для сотрудников детских библиотек г. Москвы и области рассказ об акции превратился в целый мастер-класс. Организаторы семинара - Центральная городская библиотека им. А.П.Гайдара - купили книгу для всех детских библиотек Москвы.

В нашей гимназии несколько учителей получают второе высшее образование в педагогическом университете. И при защите курсового проекта по воспитательной работе представили акцию «Нельзя не читать, нельзя не купить!» как образец мероприятия, в которое были вовлечены все участники воспитательного в школе: учителя,

родители, представители общественности.

Специальный корреспондент «БШ» Е.В.Иванова у себя дома, в Нижнем Новгороде, преподаёт в Академии государственной службы. На своих занятиях, посвящённых созданию позитивного имиджа, репутационного образа организации в глазах общественности (курс «Связи с общественностью», студенты - будущие управленцы, государственные служащие), она рассказывала про нашу акцию, приводя её как пример успешной социальной PR-акции.

В апреле на Московском педагогическом марафоне учебных предметов сотрудники гимназии снова вспомнят эту акцию и расскажут о ней на мастер-классе «Хроника одной акции. Благотво-рительная акция в библиотеке, школе, городе».

Акция уже имеет продолжение в Подмосковье. Когда верстался номер, в городе Пересвете, неподалёку от Сергиева Посада, прошла своя акция, посвящённая «Маленькому буксиру». Фоторепортаж из Пересвета смотрите на с. 30.

Про акцию в Сергиевом написали почти все местные газеты. Опубликованы материалы и в центральных изданиях, например в газете «Управление школой»: «Жизнь в подарок. Под-московная гимназия вступила в противостояние со страшной болезнью».

Почти целую неделю после акции на городских плазменных щитах можно было видеть ролики об итогах этого проекта. Спасибо нашим информационным спонсорам!

ВМЕСТО ВЫВОДОВ

Как бы ни был низок нравственный уровень современного общества, школа должна быть проникнута идеей,

что только она может поднять этот уровень.

Владимир Стоюнин

Акция объединила всех: ребят и взрослых, знакомых и совсем незнакомых людей. И теперь я могу уверенно говорить: не верьте, что мир разобщён, растерзан и гибнет. Мы - вместе и потому многое можем. И эта непростая жизнь нас больше объединяет, чем разъединяет. И сообща мы можем почти всё.

Как много друзей мы приобрели! Надеемся, что для кого-то и мы стали друзьями. При подведении итогов директор сказал: «Говорят: школьники в стране бездуховные, давайте осуществлять духовно-нравственное воспитание. Давайте! Но гораздо эффективнее конференции или классного часа вот такое настоящее дело, когда ты сопереживал, носился, помогал...»

Мы составили и отправили благодарственные письма всем, кто нам помогал. Наша призна-тельность столь искренна, что было решено разработать для этих писем свои бланки, а не покупать казённые штамповки в магазине. Выпускница Алёна Медведева сделала эскиз, мы его распечатали на чёрно-белом принтере, а пятиклашки каждый бланк раскрасили вручную.

Конечно же, что-то было не сделано, не увидено, не предусмотрено. Спустя несколько дней в рабочем дневнике акции появилась надпись: «Можно/нужно было сделать». И там среди прочего:

-           надо было обязательно пригласить студентов Педагогического института им. М.Шолохова и МГПИ (гимназия там аккредитована);

-           надо было сделать выставку корабликов из Музея игрушки (или фото игрушек-корабликов);

-           надо было поставить спектакль по «Буксиру...» (в школе много играющих детей);

-           надо было организовать выставку «Корабли в живописи и поэзии»;

-           надо было провести вечер Иосифа Бродского, пригласить профессиональных актёров (кто-то только после «Буксира» и открыл для себя Бродского!);

-           надо было по всей гимназии «разбросать» листовки «Стихи в подарок» (конечно со стихами Бродского);

-           надо было для аукциона сделать мастер-класс «Кораблики из солёного теста»;

-           надо было написать именные пригласительные письма, например местным предпринима-телям.

Не верьте, что мир разобщён, растерзан и гибнет, сообща мы можем почти всё

И ещё немного об итогах. О том, что огорчило. Спустя несколько дней прошёл круглый стол (его тоже показали в телевизионной программе наши информационные спонсоры), на котором дирек-тор гимназии Юрий Николаевич сказал: «Наши гимназисты много сделали. Но мы столкнулись ещё и с равнодушием, причём тех, чьё участие было бы наиболее важно. Я имею в виду крупных предпринимателей, руководителей. Пенсионеры одинокие приходили, многодетные семьи, а биз-нес - нет».

ПОЧТИ НЕВЕРОЯТНЫЕ ИСТОРИИ

Накануне акции выпускник гимназии Константин едет по Москве на машине. Около театра «У Никитских ворот» голосует мужчина. Костя соглашается подвезти, и, как водится, у водителя с попутчиком заходит разговор «о том о сём».

Костя рассказывает о Сергиевом Посаде, об акции по книжке Иосифа Бродского, которая будет проходить в его гимназии. Попутчик внимательно слушает. Повисает пауза... «Молодой человек, я был знаком с Бродским, скажите адрес гимназии и дату проведения, постараюсь приехать...»

...Это был режиссёр Соломон Шапиро, живущий в США и приехавший в Москву ненадолго. Приехать к нам он не смог, но Костя купил несколько книг и одну отправил в Америку новому знакомому.

Через пару дней после акции нам позвонили из издательства «Розовый жираф» и такое сказали: «В вашей гимназии мы испытали настоящий культурный шок. Спасибо всем ребятам и сотрудникам гимназии! Мы присуждаем вашей библиотеке и всей гимназии в целом звание «Друзья “Розового жирафа”». И теперь все книги, выпущенные в нашем издательстве, будут отправляться в вашу библиотеку. Бесплатно».

P.S. В гимназии уже объявили конкурс на лучшую эмблему «Мы - друзья “Розового жирафа”».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

Нет такой печали, от которой не спасла бы хорошая книга

Мишель Монтень

Когда-то мы хотели сделать у себя проект «Одна книга - одна гимназия». Тогда мы не могли выбрать ту - одну - книгу. А сегодня она «выбралась» сама. Ведь нет в гимназии человека, который теперь не знает «Балладу о маленьком буксире». А другие вещи Бродского сколько читают - и взрослые, и детские!

Решено, что на ежегодно проводимой в гимназии конференции творческих работ одной из тем станет следующая: «От благотворительности до волонтёрства».

После акции ещё долго «договаривали» недосказанное. Обсуждали самые неожиданные, казалось бы, вещи. Например: какие книжки можно и нужно читать детям в детских домах и больницах. Решили написать письмо человеку, не понаслышке знакомому с проблемами больных детей. Библиотекарь подсказала, что можно через редакцию «БШ» найти адрес и связаться с писателем и библиотерапевтом Николаем Назаркиным. С разрешения ученицы, которая вела переписку, приводим фрагменты писем:

Добрый день, Николай.

Меня зовут Ольга, я учусь в городе Сергиев Посад, в гимназии № 5, куда вы не так давно приезжали (на встречу с читателями книги «Изумрудная рыбка» - Л.С.).

Наша гимназия недавно провела на весь город большую благотворительную акцию-презента-цию в сотрудничестве с фондом «Подари жизнь» и издательством «Розовый жираф», все деньги, вырученные с акции, пошли на помощь детям, больным онкологическими заболеваниями.

Ребята из нашей гимназии уже больше пяти лет ездят в детские дома и приюты: проводят ролевые игры, читают... Мы помогаем медицинскому персоналу в детской больнице (в том отделении, где лежат дети, которых оставили родители, там они и ждут «своей очереди» в детские дома).

Николай, помогите нам, пожалуйста, посоветуйте: какие книжки нужно приносить больным детям в больницы, что можно читать, а что нет... Какие книжки нужно читать детям, которых бросили родители, ведь почти во всех детских книжках есть и мама, и папы; в сказках у белочек есть мамы белки, у щенков мамы собаки... Детям без родителей, наверно, тяжело слушать такие книжки - ведь их бросили...

Я хотела бы вас попросить, не могли бы вы подсказать, какие книги лучше всего читать

больным детям, сиротам, а какие не рекомендуется?

Очень буду ждать вашего ответа.

Уважаемая Оля, здравствуйте!

Я очень хорошо помню вашу гимназию и рад, что у вас там такие хорошие и важные дела творятся. Это замечательно!

Что касается вопросов. Я только что по просьбе Ольги Константиновны Громовой, главного редактора журнала «Библиотека в школе», закончил несколько статей именно на эту тему. К этой просьбе журнал подтолкнула как раз ваша акция. Но статьи выйдут только в апреле- мае-июне (первая статья - в этом номере! - Per).}, а нужно уже сейчас. Текст статей я посылать не буду, но просто дам конкретные советы без углубления, зачем и почему оно так. А если интересно - потом в журнале почитаете, ладно?

Итак, какие книжки в больнице приветствуются?

1.         Яркие и захватывающие. Приключения, фэнтези, детективы со стрельбой и смешные, конечно.

2.         Научно-популярная и научно-развлекательная литература.

3.         Книги о животных. Только желательно не чуствителъные истории про брошенных котят, а книги о животных в дикой природе. Про котят тоже можно, конечно, только история должна быть яркой и жизнелюбивой. Пусть котята сражаются и побеждают!

4.         Книги, в которых герои обживаются где- нибудь на необитаемом острове или строят собственную крепость/замок/дом, где могут спрятаться и от дождя, и от врагов. Собственный дом, даже на страницах книги, - очень важно и нужно.

5.         Хорошо идут книги с продолжением, сериалы допустим. Прекрасно, когда они ещё и качественные, вроде серии про Гарри Поттера.

А что не стоит брать?

1. Книги о современной жизни подростков с жёсткими проблемами.

2.         Книги о войне и детях на войне (если, конечно, там правда написана, а не приключения юного Штирлица или Индианы Джонса).

3.         Книги про болезни, больницы, инвалидность, гибель родителей и такое прочее. Мою книжку тоже не стоит! Точнее, там сложный вопрос, и такого рода книжки можно... если вы уже ходите там не первую неделю, давно знакомы и десять кило апельсинов вместе съели. Но лучше выбрать чего повеселее.

Ну, вот как-то приблизительно так. Если вам интересно, я сейчас работаю над статьей по конкретным книжкам, ориентируюсь на издания из каталога «100 новых книг» за несколько лет, могу потом прислать библиографический рекомендательный и антирекомендателъный список. Напишите, если желаете получить.

У меня, кстати, тоже вопрос. Можно ли почитать где, как проходит ваша деятельность и что вы конкретно делаете? Ну и ужасно интересно, какие книги понравились, какие - не очень, и вообще. Пишите!

С уважением,

Николай Назаркин

А ещё мы с ребятами обсуждали оформление детских книг. Так получилось, что на примере уже любимого «Буксира» подняли и такой вопрос: почему имя и фамилия автора написаны на обложке со строчной буквы? Дизайн такой? А как же то правило, которое в начальной школе учат? И как объяснить «мелким» первоклашкам, что это не ошибка корректора, а дизайн... Вот ведь!

После акции многие ребята стали регулярно заходить на сайты издательства «Розовый жираф» и фонда «Подари жизнь!» И однажды увидели на сайте фонда объявление о конкурсе «Детская сказка»:

«1 июня 2011 года в Москве открывается новая современная клиника "Центр детской гематологии". Здесь будут лечиться дети со всей страны. Для успешного лечения нужны два главных условия. Первое, конечно, квалифицированная медицинская помощь - и тут дело за врачами. А вот второе под силу и нам: в Центре нужно создать уютную и добрую атмосферу. Потому что с улыбкой дорога к выздоровлению в два раза короче.

Стены детской больницы не должны быть серыми и унылыми, мы очень хотим, чтобы внутри всё было разноцветным и красивым. Поэтому мы решили поселить на больничных стенах зверей и вместе с Центром детской гематологии объявляем конкурс на лучшее изображение зверей, которые станут обитателями и символами отделений нашей больницы».

Объявление прочли и... уже отправили более семидесяти работ! Что это? Цепная реакция добра.

Р. S. Дописываю материал и улетаю в Мурманск, где на семинаре расскажу о нашей акции. И как знать, быть может, путь «Маленького буксира» ляжет и через этот город... •